Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Декларация лиссабонского саммита



Лиссабон, 1996

1 Мы, главы государств и правительств государств — участников Организа-
ции по беюпасности и сотрудничеству в Европе собрались в Лиссабоне чтобы оце-
нить ситуацию в регионе ОБСЕ и заложить фундамент для нашей общей безопаснос-
ти. основаннои на сотрудничестве По мере приближения к новому столетию сейчас,
как никогда важно то что мы совместно формируем регион мира ОБСЕ где все
государства и каждый человек в отдельности чувствуют себя в бе юпасности

2 Мы принимаем сегодня лиссабонскую Декларацию по модели общей и все-
объемлющей бе юпасности для Европы XXI века чтобы укрепить безопасность и
стабильность во всем регионе ОЕСЕ Мы приветствуем историческое решение госу-
дарств — участников ОБСЕ подписавших ДОВСЕ приступить в начале 1ЧЧ7 года к
переговорам по его адаптации к изменяющеися обстановке в области безопасности
в Европе Мы намерены реали ювать весь наш потенциал для укрепления мира и
процветания во всем регионе ОБСЕ и как продемонстрировали наши совместные
усилия — через ОБСЕ и другие соответствующие институты — продвигаться к
устоичивому миру в Боснии и Герцеговине

Ч Мы подтверждаем принципы ОБСЕ таккак они эафиксированыв хель-
синкском
Заключительном акте и другие обя 1ательства ОБСЕ Мыполагаем, что
соблюдение всех этих принципов и выполнениевсех обязательств требуют улуч-
шения и постоянного обзора Мы признаем что серьезные рискии вызовы, в том
числе
касающиеся нашей безопасности и с\веренитета по-прежнемувызывают
большую озабоченность Мы обязаны справиться с ними

4 Уважение прав человека остается основополагающим для нашей концеп-
ции демократии и для процесса демократизации закрепленных в Парижской хар-
тии Мы полны решимости укрепить демокр1тические завоевания, достигнутые в
ходе перемен, произошедших с 148е) года и мирным путем управлятьих дальнеи-



Часть III Документырегионального характер


 


шим развитием врегионе ОБСЕ Мы будем сотрудничать в укреплении демократ
ческих институтов

^ ОБСЕ приэвана играть ключевую роль в укреплении безопасности и ci
бильности во всехих измерениях Мы принимаем решение прололж1ть нашиус|
лия для дальнейшего повышения ее эффективности как главного инструмента ра
него предупрежд! пия предотвращения конфликтов регулирования кризисов и вс
можностеи посгк энфликтпого восстановления Мы об ратае ми я с просьбой к Дейс
вующему председателю npt'ставить на встрече Совета министров в Г)0? годуд(
клад о продел энной работа

Ь Лиссабонская Декларация по модели общей всеобъемлюще;! безопасности1!
для Европы XXI века является вс'объемлющим выражением кшшх усилии на-
правленных на укрепление безопасности и стабильности в pirnone ОБСЕ ц этом
смысле она дополняет взаимно по [кр< тяющие усилия других европейских и транс- .
атлантических институтов п организации в этой области i

7 Контроль пал вооружениями составляет важный элемент нашеч общей
безопасности Договор об ОБСЬ в особенности является и впредь будет оставаться
ключевым для нашеи бе'опасности и стабильности Форум по сотрудничеству в
области безопасности (ФСБ) работа которого также влжна д 1Я нииеи безопаснос-
ти принял сегодня два решения определяющие новые напрзв юпия дадьнеишеи
работы Концептуа 1ьную ба )у для контроля над вооружениями и Pa звитие no- |
вестки дня ФСБ Будучи примером безопасности основанной на сотрудничестве,
Договор об открытом небе охватывающий территорию от Ванкувера до Владивос-
тока призван повысить транспарентность между всеми сторонами Напоминая о|
Будапештском решении 1444 года мы вновь особо по щеркиваем значение вступле-]
ния в силу и выполнения этого Договора В дополнение к тгому прекращениенеза-i
конных
поставок оружия в частности в зоны конфликтов могло бы )начительно|
содействовать не только региональной но и глобальной безопасности 1

8 Мы приветствуем выполнение Каэахстаном Украиной и Белоруссиеиих|
обязательсгв по выводу со своих территории всех ядерных боеголовок Это являет-]
ся историческим вкладом в уменьшение ядерной угрозы и создание общего про-|
странства бс зопасности в Европе |

Ч Всеобъемлющий подход ОБСЕ к безопасное гн требует улучшения ситуа-|
ции с выполнением всех обязательств в области чечовеческого и змерения в част-|
нести в том что касается уважения прав человек > и основных свобод Это еще|
более эакрспит общие ценности свобо того и демократического общества во всех|
государствах-участниках что является важной основои нашей общей бе ;опасности|
Среди острых проб icm в области человеческого измерения продо 1жающиеся на-|
рушения прав человека такие как недобровольная миграция неполная демократи-j
чация \ грозы независимым средствам массовой информации подтасовки на выбо-^
pax и проявления ирессивного национализма расизма шовинизма ксеносробии п
антисемитизма ио-прежнему угрожают стабильности в регионе ОБСЕ Мы обя1у-|
емся продоли itl решать эти проблемы |

10 На фоне недавних траге щи беженцев в регионе ОБСЕ и с учетом проблей
насильственной миграции мы вновь осуждаем и принимаем на себя обязательства
отказаться от любой политики этнических чисток или массовых выселении Наши
государства будут содействовать согласно международным стандартам Иезонас-|
ному и достоиному возвращению беженцев и лиц перемещенных внутри стран Ия
обустройство в местах первоначального проживания доля но проводиться без 'шс-|
криминации Мы приветствуем работу советника БДИПЧ по вопросам миграции и
выражаем поддержку продолжению его усилии по выпо-нению Программы деист-|
вии принятой в мае 1 )')() гола на Региональной конференции по рассмотреним
вопросов беженцев перемещенных лиц других форм т доСровольных персмеще-1
нии и лиц возвращающихся в соответствующие государства |

11 Свобода печати и средств массовой информации является одной из пред|
посылок подлинно демократических и гражданских обществ В хельсинкском За»
ключите льном акте ми приняли на себя обя !ательство уважать этот принцип Гстд
потребность усилить выполнение обшательств ОБСЕ в области средств массовое
информации с учетом при необходимости работы других международных оргаци|
зации Мы поэтому поручаем Постоянному совету рассмотреть пути усиления вин!
мания к выполнению обязательств ОБСЕ в области средств массовои информации;

а также разработать мандат дляназначения представителя ОБСЕ по вопросам,!



Декларация лиссабонского саммита iqqft г


 


относящимся к свободе средств массовой инерормации и представитьего не почд-
нее
чем к встрече Совета Министров в 1ЧЧ7 году

12 Такой же вс< ооъем пощии подход к бе юпасности требует постоянныхуси-
лии
по выполнению оГпзател^лв ОБСЕ в области экономического измерения и
адекватного ра !вития юятелыюсти ОБСЕ касающеися экономических социаль-
ных и 'ч\ологич( с; и\ проблем относящихся к безопасности ОБСЕ допжна сосредо-
точиться на кыяв (иии рисков оо\ (.лов лент ix экономическими социальными и
экологическими проблемчми оосужлении их причин и потенциальных последствий
и привлечь вним шие соответствующих международных институтов к потреоности
принятия надлежащих мрр в це •'ях уменьшения трудностеи являющихся следст-
вием зт1[\ рисков С этой целью ОЕСЬ должна и 'идее укреплять (boii свят с
подкрепляющими др\г друга м; л душролш imii экономи юскими и финансовыми
институтами включая регулярные кожу [ьтщии на соответствующих уровнях с
целью повышения способности выявлять и ош нивать на рпжеи стадии экономи-
чески! социал; ные и э] ологическис факторы имеющие отношение к бе юпасности
Следует усилить взаимолеиствш с региональными суорсгиондльными и тршсгра-
ннчиыми инициативами по сотрудничеству в экономической и экологическои об-
ластях поскольку они спосооствуют укретению добрососедских отношении и оею-
пасности Мы поэтому поручзем Постоянному совету рассмотрев роль Секрета-
риата ОЬСЕ в экономическом шмсрении и выработ 1ть мандат координатора в рам-
ках Секретариата ОБСБ по экономической и экологи !ескои деяте пыюсти который
будет представлен не позднее чем к встрече Сов'та министров в \W! году

1 - Мы отлаем должное достижениям Миссии ObCF в Боснии и Герцеговине в
содействии выполнению Оощего рамочного (оглашения о мире в Боснии и Герцегови-
не Прагматиче-ское сотрудничество с междутрогщыми институтгмии СВС а также
роль BiitOKoro представителя в шачитсдьнои мере содействовали этому успеху
ощутимо продемонстрировав тем сам^м способы д( иствии на основе сотрудничества,
на которых может строитьсч бе !опасност1> посредством денствии подкрепляющих
друг друга институтов

14 Мы приветствуем соглашение. Президиума Боснии и Герцеговины о фор-
мировании Совета министров ito npi ютавляет собой важный шаг в формировании
эффективных во всех огношсниях совместных институтов

m])i подтверждаем потребност! випо шения в полном объеме мирного согла-
шения мы приветствуем руководящие принципы согласованные на заседании Ру-
ководящего комитета на уровне, министров инострчнных д1 i и Президиума Боснии
и 1 ерцеговииы в Париже 14 ноябрз lO'lli тда а также ре ни ние ОБСЕ о продлении
мандата миссии в Ьоснии и ГерцеговинЕ па \W7 год учитывая во <можность его
продления в рамках двухгоди щого периода консолидации Мы принимаем на себя
обя ;ательства предоставит! миссии все необходимые финансовые и людские ре-
сурсы для выполнения ею своего MainaTii

1л ОБСЕ будет и далее играть важную роль в продвижении и консолидации
Mtlpa в Боснии и I ерцеговине на основе принципов и обя!ательств ОБСЕ Мы под-
тверждаем что ОБСЕ будет осущес-т-впять нюлюденне за подготовкой и проведе-
нием выборов в муниципальные органы в 1асти в 1'1'17 году и приветствуем соответ-
ствующее сог пшснир сторон подписавших Приложение •I Соглашения о мире Мы
будем в потом ооъеме поддерживать работу миссии и ее вклад в р<али;ацию
итогов выборов Мы булем содеиствов1ть укр< плению демократии посредством кон-
кретных прогршм и активно дсиствовать в деле укреп юния прав человека иих
Мониторинга Мы оу дем прододя it], содействовать выполнению мер по суброгио-
нальнои стабили зщии между сторотми Соглашения о мире

Id Напоминая о том что г" |вная ответственность за выполнение мирного
соглашент лежит m с ших сторотх мы при шваем их добросовестно сотрудни-
чать с ОБСЕ и другими институчами в выполнении гражданских аспектов Согла-
шения о мире рол!, Высокого про ктавителя в этом контексте по-прежнему будет
иметь особое iin iphiip Мы при »ы1яем стороны в полном объеме сотрудничать с
МеждународныУ! триоуна юм по бывшей Югославии

17 Согтшение о мерах по укреплению доверия и безопасности в Боснии и
Герцеговнш и Соглашение по субрегиональному контролю над вооружениями про-
должают игр 1ть важную роль в содействии и укреплении военной стабипьности в
Боснии и Герцеговине и boi pvr нее Необходимо создавать благоприятные условия
для полного выполнения этих соглашении Невыполнение обязательств по этим со-
глашениям продолжает,однако, вычывать у нас серьезную озабоченность Мыпод-

24—528


692 Часть III Документы регионального характера

держиваем подтвержденную в ноябре IWd года в Париже Руководящим комитетом
и Прешдиумом Боснии и Герцеговины необходимость в почнои мере выполнятьчх и
не
допускать отхода (it обоих еопииении Мы при !ываем стороны выполнять свои
обяяте чылва путем сотрудничеетвi в i\\s доброи вопи С учетом регионального
контрочя над воорун ениями и в ивш.имоети от удовчетворитечьного прогресса в
вып )чненин Статен II и IV будут прочочженн \сичия предпринимюмые ччя про-
движения выполнения Статьи V Причодения 1В Сопашения о мире

If! Выпочнение мирного согчашетп по Ьоснии н I ерцеговнне открьпо п\ть
усилиям на региона льном и суорегиот н ном уроьнях innpi в -нннымна достижение
прочного мирч стаоичъности и чоороеоеедства в Юго-Восточнои Европе Мы привет-
ствуем pi iBHTlie рТЭЧИЧНЫХ ИНИЦИАТИВ ПрОДВИПЮЩИХ Cyi)p( Г1ЮН ПЬНЫИ ДИ 1ЛОГ И

corp't чничество таких kik процесс стчоичыюсти m^iTbiii ь Р^аиомоне инициатива
ПО еотрудни кетву в Юго bo(.to шои Европе hi нтрпьно европейская инициатив! И
Bceeoi емтющи" орощее спои и иоети бе «in юности и сотр; чничества вновь акти-
ВИ !ирошнныи в редул!Т1те принятия Софииекои декларации министров нносгр1Н-
ных чеч сгрчн Юго-Восточнои 1'вропы ОБСЬ мппа бы внести вкч 14 в использование
в ночном ooLCMt потенциала р1!чичных регионпьных уеипии по сотрудничеству,
предиринимк mi ix В1аимно подкреичяющим и \силив'1ющим оор»;ом

1'1 Мы приветствуем посттнное внимание OBCF к cohi!hoh Респубчике
Югославия Мы ожила» м что чо 1госрочная миссия ОБСЕ в Косово Санджаке и
Воевочиш сможет воюоновить свою работу в вошожно короткпи срок Выпочняя
свои MamiT такая миссия должна помимо прочего активно сочок.твовать наблю-
дению и ситуацией и укрепчению диалога с цепью пр(ополения существующих
трудности! Другие формы bob к ценности ОЬСЕ такжь бы-ш Г>ы жечатель)1ыми
Они допя пы включат) усичия по ускорению чемократн iciiiiin pi )витию не (ависи-
мых cpfitTB массовон ин({)орма11ни и об(С]цч(нию свободных и справедчивых вы-
боров Н пюминая о нинпх пред! [ivh[iix Ч(.кл1рациях мы призываем к рч !витнго
предметного дна поп мгжчу (|)едера 1ьнпми в [астямн и ч ^бaнcкими представите-
лями Косово с цечыо решения всех останнщмя т^м проб чем

20 Мы подтвррждасм нашу ночною но-^чержку суверенитету и территориаль-
нои целостности Груши в преч( чах ер ме/i "^н фочно при шатщыхграниц Мы осаж-
даем этническую чистку рь !учьтатами которой ятяются массовые рачрмления и
наснчьственнос изгнание прсиму1црств( шю гру шнского нюечення в Абха iini Де-
структивные чеиствия сепарчтиспв вкчюччющие воспреиятсгвон жие воврчщению
беженцев и nepcMt щенных тип а также решения о проведении выо 1ров в Аохт?ии и
Цхинвччьском раноне/Южноп Осетии почрывают позитивные ',сичия пречприни-
маемые для того 1тобы прочвштуть вперед политическое yptry-шрование консрчи!»-
тов Мы убеждены что международное сообщество прежче всегоООН и ОБСЕ с
участием Россиискон Федерации в качестве содеиствующеи стороны продолжат
вносить актнвш in bi 1ад в поиск мирного урсгушрования

21 Мы отме i >ем что чос.тигнут опредетенныи прогресс в направлении поли-
тического урег^чирования в Мочдове Теперь треснется реальная политическая
вочя ччя преочочсния остающихся тру щостеи с цечыо досчнжения риисния осно-
выв ютщегося на принципах суверенитета и территориачьнои lie честности Респуб-
лики Молдова Мы прививаем все стороны наращивать свои ^стия в этих цечях
Напоминая о решении Будапештского саммита мы вновь выражкм озабоченность
недостаточным npoipfCLOM в том что касается вступления в сичу н выпочнения
молдавско-российского сог [динния от 21 октября lI'M года о выводе российских
bohci Мы ожича<м скорого органи юванного и печного выводч российских войск
Во испочнснш мппатч мин ни и других i оответствующих решении ОБСЕ мы под-
держиваем обя i iTt 11 ство ОБСГ в том шсче чере i свою миссию пристпьно на-
блюдчть (а осмцсствчшисм ^того пр )цесса а также содействовать достижению
урегучировщия в восто той части Моччовы в тесном сотрудничестве t российским
и укрчинским посречникчми О чостигнутом прогрессе Действующий пречседатечЬ
доложит ( -к дунииси встр( к Совета министров

22 Mil привстству(м недавние шаги в направлении мирного урегулирования
в Чечне Ро<(ииекая Фе дерщия Мы признаем ценную роль которую сыграла Группа
содействия ОБСЕ в сод< иствии диачогу в направлении политического решения кри-
чиса Мы почагаем что Группа содеисгвия дочжна и далееиграть свою рочь в
будущем особенно с целью продвижения кпрочному мирному урегулированию,
осуществлялмониторинг прав человека и поддерживая деятельность гуманитар-
ных
организации


Заявление Деиствующего ПредседателяОБСЕ 1416 г 693

23 Мы подчеркивюм шачение центрачьно азиатских государств в ОБСЕ
Мы привержены выращиванию усилии ОЬСЕ нчправченных на ра эвитие демокра-
тических структур и укрепчение верховенства пкона на поддержание стабичь-
ности и предотвращение конфчик-ов в jtdm регионе

24 Мы привержены д)Ч1Н(ишему ра эвитию диалога с нашими средиземно-
морскими партнерами по сотру чничеству Японией и Республикой Корея В этом
контексте укрепление беютсжлги и сотрудни юетва в Сре чи « мноморье имеет
важное значение дчя стаби 1ьноети в регионе OLCE Мы приветствуем постоянный
интерес к ОБСЬ проявляемы и сре ди !емномор1-кими партнерами по еогрудничест-
ву а также Японией и Республикой Корея и углубление диалога и сотрудничества
с ними Мы пригчаш'гем их принять участие в нашей деятельности включая встре-
чи, где применимо

25 Следующаявстреча Совета Министров состоится в Копенгагене в декабре
1997 года

2() Мы принимаем к сведению приглашение Турции провести следующий
саммит ОБСЕ в Стамбуле

27 Польшабудет выполнять обяэанностиДействующего председателя ОБСЕ
в 1948 году

12. Заявление
Действующего Председателя ОБСЕ

Лиссабон, 3 декабря 199Ь г

Все вы знаете что в течение двух последних лет не бы ч достигнутпрогресс
в разрешении
нагорно-караоахского конфчикта и вопроса о территориальной це-
лостности Аэероаиджанскои Респ^бчики Я сожачею что усилия Сопредседателей
Минской Конференции примирить точки эрения Сторон в отношении принципов
урегулирования не принесчи успеха

Три принципа которые дочжны составчять основу урегулирования нагорно-
карабахского конфчикта были рекомендованы Сопредседателями Минской груп-
пы Эти принципы поддерживаются всеми государствами—чченами Минской груп-
пыОни явчяются следующими

— территориальная це честность Респубчики Арменияи Азербайджанской
Республики

— правовой статус Нагорного Карабаха определенный в соглашении на осно-
ве самоопределения которое обеспечит Нагорному Карабаху самую высокую сте-
пень самоуправления в составе Азербаиджана

— гарантированная безопасность дчя Нагорного Карабаха и всего его населе-
ния включая взаимные обя 1ательства обеспечить соблюдениеположении урегули-
рования всеми Сторонами

Я сожачею что одна делегацияне смогласогласиться с этим. Эти принципы
поддерживаются
всемидругими государствами-участниками

Данное заявлениевойдет в документы Лиссабонского саммита


Раздел 3. Документы Содружества
Независимых Государств1

1. Устав Содружества Независимых Государств2

Минск, 22 января1993 г.

Государства, бобро«о ibiio объединившиесяв Содружество ИсюнисимыхГо-
сударств
(далее — Содружество),

основываясь на исторической общности своих народов и сложившихся между
ними свя юн,

действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами между-
народной! права, положениями Устава ОрганизацииОбъединенных Наци", Хель-
синкского Заключительного акта и другими документами Совещанияпо безопас-
ности и сотрудничеству в Европе,

nnpcM^cf- обеспечить общими усилиями экономический и социальныипро-
гресс
своих народов,

преисполненные pcuuwocmu претворять в жизнь положения Соглашения о
создании Содружества Независимых Государств, Протокола к этому Соглашению,
а также почожеппя Алма-Атинской декларации,

разчшюя сотрудничество между собой в обеспечении международногомира и
безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационально-
го согласия,

.•ж-с-юд создать условия для сохранения и развития культурьсех народов
государств-членов,

стлре/иясъ совершенствоватьмеханизмы сотрудничества в Содружестве и
повышатьих эффективность,

решили принять Устав Содружества идоговорились о нижеследующем

Раздел I. Цели и принципы
Статья 1

Содружество основанона началах суверенного равенства всех его членов.
Государства-члены являютсясамостоятельными и равноправными субъектами меж-
дународного права

Сшружество служит дальнейшемуразвитию и укреплениюотношений друж-
бы,
добрососедства, межнационального согласия,доверия, взаимопонимания и вза-
имовыгодного сотрудничества междугосударствами-членами

Содружество не является государствоми не обладает наднациональными

ПОЛНОМОЧИЯМИ

Статья 2

Цсчями Содружества являются

осущечтвчение сотрудничества в политической,экономическои, экологичес-
кой, гуманитарнои культурной ииных областях,

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальноеразвитие госу-
дарств-чченов в рамках общего экономическогопространства, межгосударственная
кооперация и интеграция,

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнан-
ными принципамии нормами международногоправа и документами СБСЕ,

сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международ-
ного мира и безопасности, осуществлениеэффективных мер по сокращению во-
оружении и военныхрасходов, ликвидацияядерного и другихвидов оружиямассо-
вого
уничтожения,достижению всеобщего и полного разоружения;

' Документы приводятся в хронологическом порядке.
2 Устав ратифицирован Верховным Советом Российской Федерации15 апреля 1993 г


Устав СодружестваНезависимых Государств695

солеиствпе гражданам государств-членов всвободном общении, контактах и
передвижении в Содружестве.

взаимная правовая помощь и сотрудничество в другихсферах правовых от-
ношении

мирное paipeuicHne споров и конфликтов междугосударствами Содружества.

Статья 3

Для достижения цепей Содружества государства-члены,исходя изобщепри-
знанных
норм международного прав.] и Хельсинкского Заключительного акта,строят
свои
ОТ1101Щ11ИЯ п соответствии l нижес чечующими взаимосвязанными и равноцен-
ными принципами

уважение суверенитета государств-членов,неотъемлемого права народов на
самоопреде lernic и права распоряжайся своеи судьбой безвмешательства извне;

нермцимост). государственных границ, придание существующихграниц и
отказ
от противоправных терршорнатьных приобретении,

террптирпапьная це честность государств и отказ отлюбых действии, направ-
ленных
на расчленение чужой территории

нспрпмс пение силы или угро!ы силы против политическойнезависимости
государетва-ччена

ра '-решение споров мирными средствами таким обра юм,чтобы не подвергать
угрозе
меж1\иародиы11 мир, Ое юпасность и справедливость

верховенство международного права В межгосударственныхотношениях,

не вмеша гепьстпо ко внутренние и внешние дела Друг друга,

обеспечение прав чечовека ч основных свобод .i in всех, без различиярасы,
этничесмп] принадлежности, я;ыьа религии, политических илииных убеждений;

добросовестное выполнение принятыхна себя обязательств по документам
Содружеств вк-почая настонщии Устав,

учет пнтер( (ob друг др\га и Содружества в цепомоказание на основевчаим-
ного
сопасин помощи во ясех об частяхих взаимоотношений,

объединение уси-шп и оказание поддержки друг другу в целях создания мир-
ных усчцвип жи жи пародов государств — членов Содружества, обеспечениеих
политического, жономичесього и социального прогресса,

pa iBiiTiH в (апмовыгодного акономического инаучно-технического сотрудни-
чества,
расширение интеграционных процессов,

духовное единениеих народов, котороеосновывается на уважении их само-
бытности тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культур-
ного
обмена

Статья 4

К сфе-рам совместили деятельностигосударств-членов, реализуемой ва рав-
ноправно»
основе чере i общие координирующие институтыв соответствии с обяза-
тельствами, принятыми государствами-чтецами врамках Содружества, относятся

об( спечение прав и основных свобот, человека,

координация ппещнепо штичсскои деягечыюсти,

сотрудничество в формировании ч ра (витпп общегоэкономического пространст-
ва,
общеепропешкого и еврачшккого рынков таможеннойполитики;

сотрудничество в развитии систем транспорта,связи,

охрана 1доров1,я и окружающеи Среды,

вопросы соцнальнои н миграционной политики,

борьба с оргйннюваннои преступностью,

сотрудничество в области обороннои политикии охраны внешних границ

Настоящии перечень может быть дополненпо взаимному согласию государств-
членов.

Статья 5

Основной правовои базоймежгосударственных отношений в рамках Содру-
жества являются
многосторонние идвусторонние соглашения в различных облас-
тях
взаимоотношении государств-членов

Соглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать
целям и принципам Содружества, обязательствамгосударств-членов по настояще-
му Уставу


696 Часть III. Документырегионального характера

Статья 6

Государства-члены содействуют сотрудничествуи развитию связей междугосу-
дарственными органами, общественными
объединениями, экономическимиструктурами.

Раздел II. Членство

Статья 7

Государствами — учредителямиСодружества являются государства,подпи-
савшие и ратифицировавшие
Соглашение о созданииСодружества Независимых
Государств от 8 декабря 1991 г- и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1Я91 г.
к момгнгу принятия настоящего Устава.

Государствами — членами Содружестваявляются тегосударства-учредите-
ли,
которыепринимают на себя обязательствапо настоящему Уставув течение
одного года после его принятия Советом глаЬ государств.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели
и принципы Содружестваи принимает на себяобязательства, содержащиеся в
настоящем
Уставе, путемприсоединения к немус согласия всех государств-членов.

Статья 8

На основании решения Совета глав государствк Содружеству в качестве
ассоциированного членаможет присоединиться государство, желающееучаство-
вать в
отдельных видах его деятельности, на условиях,определяемых соглашением
об
ассоциированном членстве

По решению Совета главгосударств на заседаниях органов Содружества мо-
гут
присутствовать представителидругих государствв качестве наблюдателей.

Вопросы участия ассоциированных членов и наблюдателейв работе органов
Содружества
регулируются правилами процедурытаких органов

Статья 9

Государство-член вправе выйтииз Содружества. О таком намерении государст-
во-член извещает письменно депозитария настоящего Уставаза 12 месяцев до выхода.

Обязательства, возникающие в период участия в настоящем Уставе, связы-
вают соответствующие государства доих полного выполнения

Статья 10

Нарушения государством-членом настоящего Устава,-систематическоеневыпол-
нение
государствомего обязательств по соглашениям,заключенным в рамкахСодру-
жества,
либорешений органов Содружества рассматриваются Советом глав государств.

В отношении такого государства могут применяться меры, допускаемыемеж-
дународным правом

Раздел III. Коллективная безопасность
и военно-политическое сотрудничество

Статья 11

Государства-члены проводят согласованную политику в области междуна-
родной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства

вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с
помощью военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира

Статья 12

В случаевозникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориаль-
ной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному
миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие ме-
ханизм взаимных консультации с целью координации позиции ипринятия мер для
устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции п использова-
ние в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на
индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных силпринимается Сове-
томглав государств Содружества или заинтересованнымигосударствами—члена-
ми
Содружества с учетомих национального законодательства.


Устав Содружества Независимых Государств697

Статья 13

Каждое государство-член принимает надлежащие мерыпо обеспечению ста-
бильного положения на внешних границах государств-членов Содружества.На ос-
нове
взаимного согласия государства-члены координируют деятельность погранич-
ных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут
ответственность за соблюдение установленногопорядка пересечения внешнихгра-
ниц
государств-членов.

Статьи 14

Высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешнихгра-
ниц
государств-членов является Совет глав государств Координацию военно-эко-
номической деятельности Содружества осуществ.чяет Совет глав правительств.

Взаимодействие государств-членов в осущесгилении международных согла-
шенийи решении других вопросов в области безопасности и разоруженияоргани-
зуется путем совместных консультаций.

Статья15

Конкретные вопросы военно-политическогосотрудничества государств-чле-
нов регулируются специальными
соглашениями.

Раздел IV. Предотвращение конфликтов
и разрешение споров

Статья 16

Государства — члены принимают все возможные меры дляпредотвращения
конфликтов, прежде
всегона межнациональной имежконфессиональной основе,
могущих
повлечьза собой нарушение прав человека-

Они оказывают друг другуна основе взаимного согласияпомощь в урегули-
ровании
таких конфликтов, в том числе и в рамкахмеждународных организаций.

Статья 17

Государства—члены Содружества будут воздерживаться от действии,спо-
собных
нанести ущерб другим государствам-членам и привести к обострениювоз-
можных
споров.

Государства-члены будут добросовестно и в духесотрудничества прилагать
усилия к
справедливому мирномуразрешению своихспоров посредствомперегово-
ров
или достижению договоренностей о надлежащей альтернативнойпроцедуре
урегулирования
спора

Если государства-члены не разрешают спор при помощи средств,указанных
в части
второи настоящейстатьи, они могут передатьего в Совет глав государств.

Статьи18

Совет глав государств правомочен в любой стадииспора, продолжение кото-
рого могло бы угрожать
поддержанию мира или безопасностив Содружестве, реко-
мендовать сторонам
надлежащую процедуру или методы егоурегулирования.

Раздел V. Сотрудничество в экономической,
социальной и правовой областях

Статья 19

Государства-члены сотрудничают в экономической и социальной областях по
следующим направлениям.

формирование общего экономическогопространства на базерыночных отно-
шений и
свободного перемещения товаров, услуг,капиталов и рабочейсилы;

координация социальной политики,разработка совместных социальныхпро-
грамм и
мер поснижению социальноинапряженности в связис проведением эконо-
мических
реформ;

развитиесистем транспорта и связи,а также энергетических систем;

координациякредитно-финансовои политики;


698 ЧастьIII Документырегионального характера

содействие развитию торгово-экономическихсвязей государств-членов,

поощрение и взаимная защита инвестиции

содействие стч та рп нации и сертификации промышленной продукциии товаров,

правовая охрана интетектуальнои собственности

содепствнс ра ;вптию общего информационного пространства,

осуществление совместных природоохранных мероприятииоказание взаим-
ной
помощи в ликвидации последствии экологическихкатастроф и других чрезвы-
чайных
ситуации,

осуществление совместных проектов и программ в областинауки и техники,
образования, здравоохранения, культуры и спорта

Статья 20

Государства-члены осуществляют сотрудничества в областиправа, в част-
ности,
путем заключения многосторонних и двусторонних договоров обока)ании
правовои
помощи и способствуют сближению национального законодательства

В случае противоречии между нормами национального законодательства го-
сударств-членов, регулирующего отношения в сферах совместно!! деятельности,
государства-члены проводят консультации и переговорыс целью выработки пред-
ложении
для устранения этих противоречии

Раздел VI. Органы содружества.
Совет глав государств и Совет глав правительств

Статья 21

Высшим органомСодружества является Советглав государств
Совет
глав государств,в котором на высшемуровне представлены все госу-
дарства-члены,
обсуждает и решает принципиальные вопросы,связанные с дея-
тельностью государств-членов в сфере их
общихинтересов

Совет глав государств собирается на 1аседания два раза в год Внеочередные
заседания Совета могут созываться по инициативе одного из государств-членов

Статья 22

Совет главправительств координируетсотрудничество органов исполнительной
власти государств-членов в
экономической, социальнойи иных сферах общих интересов

Совет главправительств собирается на заседания четыре раза в годВнеоче-
редные заседания Совета
могутсозываться поинициативе правительства одного из
государств-членов

Статья 23

РешенияСовета глав государстви Совета глав правительств принимаются с
общего
сопасия — консенсусом Любоегосударство может)аявить о своей незаин-
тересованности в том или ином вопросе, чтоне должнорассматриваться в качестве
препятствия дляпринятия решения

Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совмест-
ные заседания

Порядок работыСовета глав государств и Совета глав правительств регули-
руется Правилами процедуры

Статья 24

Главы государств и главыправительств на заседании Совета главгосударств
и Совета глав
правительств председательствуютпоочередно в порядке русского
алфавита названии
государств — членовСодружества

Заседания Совета глав государстви Совета глав правительств проводятся,
как правило, в Минске

Статья 25

Советглав государств и Совет главправительств создают рабочие и вспомо-
гательные органы как
на постоянной,так и на временной основе

Эти органы формируются и.з представителей государств-членов,наделенных
соответствующими полномочиями

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.