Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Защитительная оговорка



9.1. Ничто в настоящих Правилах не должно толковаться как исклю-
чающее применение Минимальных стандартных правил обращения с за-
ключенными, принятых Организацией Объединенных Наций, и других до-,
кументов и стандартов в отношении прав человека, которые признаны меж-
дународным сообществом и касаются защиты молодых лиц и заботы оних. f

Комментарий

Правило 9 предназначено для устранения любого недопонимания при
толковании и претворении в жизнь настоящих Правил в соответствии с
принципами, содержащимися в соответствующих существующих при раз-
рабатываемых международных документах и стандартах о правах чело-
века, таких как Всеобщая декларация прав человека; Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах и Междуна-
родный пакт о гражданских и политических правах; Декларация прав
ребенка и проект конвенции о правах ребенка. Следует учитывать, что
применение настоящих Правил не наносит ущерба никаким аналогичным
международным документам, которые могут содержать положения, имею-
щие более широкую сферу применения. (См. также правило 27.)

Часть вторая
Расследование и судебное разбирательство

Первоначальный контакт

10.1. При задержании несовершеннолетнего ее или его родители или
опекун немедленно ставятся в известность о таком задержании, а в слу-
чае невозможности такого немедленного уведомления, родители или опе-
кун ставятся в известность позднее в кратчайшие возможные сроки.

10.2. Судья или другое компетентное должностное лицо или орган
незамедлительно рассматривают вопрос об освобождении.

10.3. Контакты между органами по обеспечению правопорядка и не-
совершеннолетним правонарушителем осуществляются таким образом,
чтобы уважать правовой статус несовершеннолетнего, содействовать бла-
гополучию несовершеннолетнего и избегать причинения ей или ему ущерба,
С должным учетом обстоятельств дела.

Комментарий

Правило 10.1 в принципе содержится в правиле 92 Минимальных
стандартных правил обращения с заключенными.

Вопрос об освобождении (правило 10.2) рассматривается незамедли-
тельно судьей или другим компетентным должностным лицом. Под пос-
ледним понимается любое лицо или учреждение в самом широком смысле
этого понятия, включая органы общины или полицейские власти, имею-
щие полномочия на освобождение арестованного лица. (См. также Меж-
дународный пакт о гражданских и политических правах, статья 9.3).

Правило 10.3 касается некоторых основных аспектов процедуры и
поведения полицейских и других должностных лиц по обеспечению пра-
вопорядка в уголовных делах несовершеннолетних. Выражение "избегать
причинения ущерба", по общему признанию, является весьма гибкой фор-
мулировкой и охватывает многие стороны возможных действий (напри-
мер, грубые формы словесного обращения, физическое насилие, осужде-


Правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 291

ние окружающих). Уже само участие в процессах правосудия в отноше-
нии несовершеннолетних может "причинять ущерб'' несовершеннолетним,
поэтому термин "избегать причинения ущерба" следует толковать широ-
ко как причинение прежде всего наименьшего ущерба несовершеннолет-
ним, а также любого дополнительного или излишнего ущерба. Это особен-
но важно при первоначальном контакте с органами по обеспечению пра-
вопорядка, который может оказать весьма значительное влияние на отно-
шение несовершеннолетнего к государству и обществу. Кроме того, успех
любого дальнейшего вмешательства во многом зависит от подобных пер-
воначальных контактов. При этом весьма важное значение имеет состра-
дание и мягкий, но требовательный подход.

Прекращение дела

11.1. При рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей
следует по возможности не прибегать к официальному разбору дела ком-
петентным органом власти, указанным в правиле 14.1, ниже.

11.2. Полиция, прокуратура или другие органы, ведущие дела несо-
вершеннолетних, должны быть уполномочены принимать решения по та-
ким делам, по своему усмотрению, без проведения официального слуша-
ния дела, согласно критериям, установленным для этой цели в соответст-
вующей правовой системе, а также согласно принципам, содержащимся в
настоящих Правилах.

11.3. Любое прекращение дела, связанное с его передачей в соответ-
ствующие общинные или другие службы, требует согласия несовершен-
нолетнего или его или ее родителей или опекуна, при условии, что такое
решение о передаче дела подлежит пересмотру компетентным органом
власти на основании заявления.

11.4. В целях содействия обеспечению дискреционного характера рас-
смотрения дел несовершеннолетних необходимо предусмотреть такие
программы в рамках общины, как осуществление временного надзора и
руководства, реституция и компенсация потерпевшим.

Комментарий

Прекращение дела, в том числе изъятие его из ведения уголовного
правосудия и часто передача вспомогательным службам общины, обычно
практикуется на официальной и неофициальной основе во многих право-
вых системах. Эта практика позволяет ограничить негативные последст-
вия процедуры отправления правосудия в отношении несовершеннолет-
них (например, клеймо судимости и приговора). Во многих случаях наи-
лучшие результаты дает невмешательство со стороны компетентных ор-
ганов власти. Таким образом, прекращение дела в самом начале без пере-
дачи его альтернативным (социальным) службам может дать оптималь-
ный результат. Это особенно касается дел, не связанных с серьезным на-
рушением, и когда семья, школа или другие институты, осуществляющие
неофициальный социальный контроль, уже приняли или намерены при-
нять надлежащие конструктивные меры воздействия.

Как указывается в правиле 11.2, прекращение дела может быть осу-
ществлено на любом этапе принятия решения — полицией, прокуратурой
или другими учреждениями, например, судами, трибуналами, советами или
комиссиями. Оно может быть осуществлено одним, несколькими или всеми
°рганами власти, в соответствии с правилами и политикой соответствую-
щих систем и с настоящими Правилами. Прекращение дела не должно
"граничиваться лишь мелкими делами, и поэтому оно может быть важным
средством.

11-528



Часть II Международные документы универсального характера


 


В правиле 11.3 подчеркивается важное значение обязательного согла-
сия несовершеннолетнего нарушителя (или его родителей, или опекуна) на
рекомендованную форму прекращения дела. (Без такого согласия прекра-
щение дела с передачей его службам общины противоречило бы Конвен-
ции об упразднении принудительного труда.) Однако такое согласие не долж-
но восприниматься как нечто неоспоримое, поскольку оно может иногда
быть дано несовершеннолетним в состоянии отчаяния. В правиле подчер-
кивается, что следует свести к минимуму возможность принуждения и
запугивания на всех уровнях процесса прекращения дела. Несовершенно-
летние не должны чувствовать, что на них оказывается давление (напри-
мер, чтобы избежать судебного процесса), или подвергаться давлению с
целью получения согласия на ту или иную форму прекращения дела. Поэ-
тому предлагается разработать положение об объективной оценке умест-
ности вынесения решений, касающихся молодых правонарушителей, "ком-
петентным органом власти на основании заявления" ("компетентный орган
власти" может быть иным, нежели тот, о котором говорится в правиле 14).

В правиле 11.4 рекомендуется положение, содержащее эффектив-
ные альтернативы отправлению правосудия в отношении несовершенно-
летних в форме прекращения дела с передачей его в общину. Особенно
рекомендуются программы, в которых предусматривается урегулирова-
ние посредством реституции потерпевшему и принятия мер с целью ис-
ключения в будущем нарушений закона посредством осуществления вре-
менного надзора и руководства. С учетом конкретных обстоятельств пре-
кращение дела было бы уместным даже в случае совершения более се-
рьезных правонарушений (например, первое правонарушение, деяние,
совершенное под давлением приятелей и т. д.).

Специализация полиции

12.1. Для выполнения своих функций наилучшим образом служащие
полиции, которые часто или исключительно занимаются несовершенно-
летними или которые главным образом занимаются предупреждением пре-
ступности несовершеннолетних, должны пройти специальный инструк-
таж и подготовку. Для этой цели в крупных городах должны быть созда-
ны специальные подразделения полиции.

Комментарий

В правиле 12 обращается внимание на необходимость специальной
подготовки всех должностных лиц по обеспечению правопорядка, участ-
вующих в отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних пер-
вым контактом с системой правосудия, крайне важно, чтобы она действо-
вала квалифицированно и должным образом.

Хотя связь между урбанизацией и преступностью, несомненно, яв-
ляется сложной, рост преступности несовершеннолетних связывается с
ростом крупных городов, в частности, с их быстрым и непланируемым
ростом. Поэтому специализированные подразделения полиции являются
необходимыми не только для обеспечения соблюдения конкретных прин-
ципов, изложенных в настоящем документе (например, правило 1.6), но и
в более общем плане для обеспечения эффективного предупреждения
преступности несовершеннолетних и борьбы с ней, а также улучшения
обращения с несовершеннолетними правонарушителями.

Содержание под стражей до суда

13.1. Содержание под стражей до суда применяется лишь в качестве
крайней меры и в течение кратчайшего периода времени.



Правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних


 


13.2. Содержание под стражей до суда по возможности заменяется
другими альтернативными мерами, такими как постоянный надзор, ак-
тивная воспитательная работа или помещение в семью или в воспита-
тельное заведение или дом.

133. Несовершеннолетние, содержащиеся под стражей до суда, поль-
зуются всеми правами и гарантиями Минимальных стандартных правил об-
ращения с заключенными, принятых Организацией Объединенных Наций.

13.4. Несовершеннолетние, содержащиеся под стражей до суда, долж-
ны содержаться отдельно от взрослых, а также в специальном учрежде-
нии или в специальном отделении учреждения, где содержатся также и
взрослые.

13.5. Во время пребывания под стражей несовершеннолетним дол-
жен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая индивидуальная
помощь — социальная, психологическая, медицинская, физическая, а так-
же помощь в области образования и профессиональной подготовки, —
которые им могут потребоваться ввиду их возраста, пола и личности.

Комментарий

Нельзя недооценивать опасности "уголовного влияния" на несовер-
шеннолетних, содержащихся под стражей до суда. Поэтому важно под-
черкнуть необходимость применения альтернативных мер. В связи с этим
в правиле 13.1 поощряется разработка новых и новаторских мер, с тем
чтобы избежать такого содержания под стражей до суда в интересах бла-
гополучия несовершеннолетнего.

Несовершеннолетним, содержащимся под стражей до суда, должны
предоставляться все права и гарантии, предусмотренные Минимальными
стандартными правилами обращения с заключенными, а также Между-
народным пактом о гражданских и политических правах, в частности ста-
тье 9 и пунктах 2 b) и 3 статьи 10.

Правило 13.4 не препятствует принятию государствами иных мер
против отрицательного влияния взрослых правонарушителей, которые по
крайней мере столь же эффективны, как и меры, упомянутые в данном
правиле.

Различные виды помощи, которые могут потребоваться, перечисле-
ны с тем, чтобы привлечь внимание к широкому кругу особых потребнос-
тей молодых людей, содержащихся под стражей (например, юношей или
девушек, наркоманов, алкоголиков, умственно больных, психологически
травмированных, например в связи с арестом, и т. п.).

Различные физические и психологические особенности молодых
людей, содержащихся под стражей, могут служить основанием для клас-
сификации мер, на основании которых некоторые молодые люди содер-
жатся под стражей до суда отдельно, что дает возможность избежать
нанесения им ущерба и успешнее оказать необходимую помощь.

Шестой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреж-
дению преступности и обращению с правонарушителями в своей резолю-
ции 4 о стандартах правосудия в отношении несовершеннолетних указал,
что Правила, в частности, должны отражать основной принцип, заключа-
•вЩийся в том, что содержание под стражей до суда должно использо-
иаться лишь в качестве крайней меры, что несовершеннолетних правона-
рушителей нельзя содержать в учреждении, где они могут подвергаться
отрицательному влиянию со стороны взрослых лиц, находящихся под
арестом, и что следует постоянно учитывать потребности, характерные
Для их уровня развития.

II*


294________Часть II Международные документы универсального характера

Часть третья
Вынесение судебного решения и выбор мер воздействия

14. Компетентный орган власти
для вынесения судебного решения

у

14.1. Если дело несовершеннолетнего правонарушителя не было пре-
кращено (согласно правилу 11), ею или им занимается компетентный ор-
ган власти (суд, трибунал, совет, комиссия и т. д.) в соответствии с прин-
ципами справедливого и беспристрастного суда.

14.2. Судебное разбирательство должно отвечать интересам несовер-
шеннолетнего и осуществляться в атмосфере понимания, что позволит несо-
вершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения.

Комментарий

Трудно дать определение компетентного органа или лица, в котором
бы универсально описывался орган власти, выносящий су^&бное решение.
Под компетентным органом власти подразумеваются и те лица, которые
руководят судом или трибуналом (один судья или несколько членов), вклю-
чая судей — профессионалов и лиц, не являющихся юристами, а также
административные комиссии (например, в шотландской и скандинавской
системах) или другие менее официальные органы общин и учреждения
судебного характера, занимающиеся разрешением конфликтов.

Процедура обращения с несовершеннолетними правонарушителями
должна в любом случае следовать минимальным стандартам, которые при-
менимы почти повсеместно ко всем обвиняемым в соответствии с процеду-
рой, известной как "надлежащая законная процедура". В соответствии с
надлежащей процедурой, понятие "справедливый и беспристрастный суд"
включает такие основные гарантии, как презумпция невиновности, пред-
ставление и изучение доказательств, общеправовая защита, право на от-
каз давать показания, право на последнее слово во время слушания дела,
•право на апелляцию и т. д. (см. также правило 7.1).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.