Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Профессиональная тайна и иммунитет



15. Судьи обязаны хранить профессиональную тайну в отношении
своей работы и конфиденциальной информации, полученной в ходе выпол-
нения ими своих обязанностей, за исключением случаев открытого судеб-
ного разбирательства, и не должны принуждаться к даче показаний по
таким вопросам.

16. Без ущерба для какой-либо дисциплинарной процедуры или ка-
кого-либо права на апелляцию или компенсацию со стороны государства в
соответствии с национальными законами судьям следует пользоваться
личным иммунитетом от судебного преследования за финансовой ущерб,
причиненный в результате неправильных действий или упущений, имев-
ших место при осуществлении ими своих судебных функций.

Наказание, отстранение от должности и увольнение

17. Обвинение или жалоба, поступившие на судью в ходе выполнения
им/ею своих судебных и профессиональных обязанностей, должны быть
безотлагательно и беспристрастно рассмотрены согласно соответствующей
процедуре. Судья имеет право на ответ и справедливое разбирательство.
Рассмотрение жалобы на начальном этапе должно проводиться конфиден-
циально, если судья не обратится с просьбой об ином.

18. Судьи могут быть временно отстранены от должности или уволе-
ны только по причине их неспособности выполнять свои обязанности или
поведения, делающего их несоответствующими занимаемой должности.

19. Все процедуры наказания, отстранения от должности и увольне-
ния должны определяться в соответствии с установленными правилами
судебного поведения.

20. Решения о дисциплинарном наказании, отстранении от должности
или увольнении должны быть предметом независимой проверки. Этот прин-
цип может не применяться к решениям верховного суда или к решениям
законодательных органов, принятым при рассмотрении дел в порядке им-
пичмента или при соблюдении аналогичной процедуры.


3. Принципы эффективного предупреждения
и расследования внезаконных, произвольных
и суммарных казней1

Предупреждение

1. Правительства в законодательном порядке устанавливают запрет
на все внезаконные, произвольные и суммарные казни и обеспечивают,
чтобы любые такие казни признавались преступлениями в соответствии с
их уголовным законодательством и чтобы за их совершение предусматри-
вались надлежащие меры наказания, учитывающие серьезность таких
преступлений. Исключительные обстоятельства, в том числе состояние
войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или
любые другие чрезвычайные ситуации в государствах, не могут служить
основанием для таких казней. Такие казни не производятся ни при каких
обстоятельствах, включая, в частности, ситуации, связанные с внутренним
вооруженным конфликтом, чрезмерным или незаконным применением силы
государственным должностным лицом или иным лицом, действующим в
официальном качестве, или лицом, действующим по подстрекательству
или при явном или молчаливом согласии такого лица, и ситуации, когда
смерть наступает во время содержания под стражей. Этот запрет имеет
преимущественную силу перед постановлениями, издаваемыми исполни-
тельной властью.

2. С целью предупреждения внезаконных, произвольных и суммар-
ных казней правительства обеспечивают строгий контроль, включая чет-
кую систему контроля над всеми должностными лицами, в обязанности
которых входит задержание, арест, содержание под стражей и в тюрем-
ном заключении, а также над должностными лицами, имеющими полномо-
чия в соответствии с законом применять силу и огнестрельное оружие.

3. Правительства запрещают издание вышестоящими должностными
лицами или государственными органами приказов, уполномочивающих или
подстрекающих других лиц производить любые внезаконные, произвольные
или суммарные казни. Все должностные лица имеют право и обязаны не
исполнять такие приказы. При подготовке сотрудников правоохранитель-
ных органов вышеизложенным положениям уделяется особое внимание.

4. Отдельным лицам и группам, которым грозят внезаконные, произ-
вольные или суммарные казни, в том числе получившим угрозы о расправе,
гарантируется эффективная защита с помощью судебных или иных средств.

5. Никто не может быть насильно передан или выдан какой-либо стране,
когда есть веские основания считать, что это лицо может стать жертвой
внезаконной, произвольной или суммарной казни в этой стране.

6. Правительства обеспечивают содержание лиц, лишенных свободы,
в официально признанных местах содержания под стражей и незамедли-
тельное предоставление их родственникам и адвокатам или другим дове-
ренным лицам точной информации об их аресте и местонахождении, в том
числе оих переводе в другие места.

Приложение к резолюции Экономического и Социального Совета 1989/65 от 24
мая 1989 г.


172 ___ Часть II. Международные документы универсального характера

7. Квалифицированные инспектора, в том числе медицинские работ-
ники, или эквивалентный независимый орган проводят на регулярной ос-
нове инспекции в местах содержания под стражей и уполномочиваются
проводить необъявленные инспекции по своей собственной инициативе с
обеспечением полных гарантий независимости при выполнении этой функ-
ции. Эти инспектора пользуются неограниченным доступом ко всем лицам,
находящимся в таких местах содержания под стражей, а также ко всем
касающимся их документам.

8. Правительства прилагают все усилия для предотвращения внеза-
конных, произвольных и суммарных казней путем осуществления таких мер,
как дипломатическое вмешательство, расширение возможностей обраще-
ния с жалобами в межправительственные и судебные органы и публичное
осуждение подобной практики. Для расследования сообщений о любых та-
ких казнях и принятия эффективных мер по пресечению подобной практи-
ки используются межправительственные механизмы. Правительства, в том
числе правительства стран, в которых, как подозревается, имеют место вне-
законные, произвольные и суммарные казни, обеспечивают полное содейст-
вие проведению международных расследований подобной практики.

Расследование

9. Производится тщательное, оперативное и беспристрастное рассле-
дование всех подозрительных случаев внезаконных, произвольных и сум-
марных казней, включая случаи, когда в жалобах родственников или в
других достоверных сообщениях говорится о наступлении неестественной
смерти в вышеуказанных обстоятельствах. Правительства обеспечивают
наличие учреждений и процедур для проведения таких расследований.
Цель расследования заключается в установлении причины, характера и
времени наступления смерти, ответственного лица и любой системы или
практики, которая могла стать причиной смерти. Расследование предус-
матривает проведение надлежащего вскрытия трупа, сбор и анализ всех
вещественных и документальных доказательств и показаний свидетелей.
Расследование устанавливает характер смерти: естественная смерть, смерть,
наступившая в результате несчастного случая, самоубийство и убийство.

10. Орган расследования имеет право затребовать всю необходимую
для проведения расследования информацию. Лица, проводящие расследо-
вание, имеют в своем распоряжении все необходимые бюджетные и техни-
ческие средства для проведения эффективного расследования. Они также
имеют полномочия обязывать официальных лиц, предположительно свя-
занных с любыми такими казнями, явиться для дачи свидетельских пока-
заний. Это относится к любым свидетелям. С этой целью они уполномоче-
ны выдавать повестки для вызова свидетеля, включая официальных лиц,
предположительно связанных с любыми такими казнями, и требовать
представления доказательств.

11. В случаях, когда установленные процедуры расследования не удов-
летворяют требованиям в силу недостаточной компетентности или при-
страстности, в связи с важностью вопроса и в связи с явным наличием
систематических злоупотреблений, а также в случаях, когда поступают
жалобы на эти недостатки от семьи жертвы, или по другим существенным
причинам правительства проводят расследование с помощью независимой
комиссии по расследованию или путем аналогичной процедуры. Членами
такой комиссии избираются лица, известные своей беспристрастностью,
компетентностью и личной независимостью. В частности, они должны быть
независимыми от любой организации, учреждения или лица, которые мо-



Принципы расследования суммарных казней


 


гут быть объектом расследования. Комиссия имеет право затребовать всю
необходимую для проведения расследования информацию и проводит рас-
следование в соответствии с настоящими Принципами.

12. Тело скончавшегося не предается захоронению до проведения над-
лежащего вскрытия врачом, который, по возможности, должен быть пата-
логоанатомом судебно-медицинской экспертизы. Лица, проводящие вскры-
тие, имеют право доступа ко всем данным расследования, к месту обнару-
жения трупа и к месту, где предположительно наступила смерть. Если
тело было предано захоронению, а впоследствии возникает необходимость
в проведении расследования, труп немедленно и с соблюдением необходи-
мых требований извлекается из могилы для проведения вскрытия. Если
удается обнаружить лишь останки скелета, то останки аккуратно извлека*
ются и тщательно изучаются в соответствии с методами системного антро-
пологического анализа.

13. Тело покойного находится в распоряжении проводящих вскрытие
лиц в течение достаточного времени, чтобы позволить им провести тща-
тельное расследование. В ходе вскрытия делается попытка как минимум
установить личность покойного и причину и характер смерти. По мере
возможности устанавливаются также время и место смерти. В заключение
о вскрытии включаются детальные цветные фотографии покойного в це-
лях документального подкрепления выводов расследования. В заключении
о вскрытии должны указываться все раны, полученные скончавшимся, в

том числе любые признаки пыток.

14. Для обеспечения объективности результатов лица, проводящие
вскрытие, должны иметь возможность действовать беспристрастно и неза-
висимо от любых лиц, организаций или учреждений, которые могут иметь
хоть какое-то отношение к данному делу.

15. Истцы, свидетели, лица, проводящие расследование, и их семьи
охраняются от насилия, угроз применения насилия или любых других форм
запугивания. Лица, которые могут быть связаны с внезаконными, произ-
вольными или суммарными казнями, отстраняются от любого контроля или
власти, прямой или косвенной, в отношении истцов, свидетелей иих семей,
а также лиц, проводящих расследование.

16. Семьи покойных и их законные представители уведомляются о
любом слушании и любой информации, относящейся к расследованию, и
имеют доступ к ним, а также имеют право представлять другие свидетель-
ства. Семья покойного имеет право настаивать на присутствии при вскры-
тии медицинского или любого другого квалифицированного представителя.
После установления личности покойного дается уведомление о смерти, и
семья или родственники покойного немедленно ставятся в известность. Тело
покойного передается им после завершения расследования.

17. В течение разумного срока составляется письменный отчет о ме-
тодах и результатах таких расследований. Отчет незамедлительно преда-
ется гласности; он должен содержать информацию о рамках следствия,
процедурах и методах, применявшихся для оценки доказательств, а также
выводы и рекомендации на основании полученных результатов и приме-
нимого законодательства. В отчете должна также содержаться подробная
информация о конкретных событиях, которые, как было обнаружено, име-
ли место, а также доказательства, на основании которых получены эти
результаты, а фамилии свидетелей, давших показания, за исключением
тех из них, личность которых не была предана гласности в целяхих защи-
та. Правительство в течение разумного срока либо дает официальный от-
вет на этот отчет о расследовании, либо сообщает, какие меры будут при-
няты в связи с ним.


174 ______Часть II. Международные документы универсального характера

Судопроизводство

18. Правительства обеспечивают предание суду лиц, которые, как было
установлено в ходе расследования, участвовали в внезаконных, произволь-
ных или суммарных казнях на любой территории, находящейся под их
юрисдикцией. Правительства либо предают этих лиц суду, либо сотрудни-
чают в выдаче любых таких лиц другим странам, желающим осуществить
свою юрисдикцию. Этот принцип применяется независимо от того, кем яв-
ляются виновники или жертвы и где они находятся, независимо от их граж-
данства и независимо от того, где было совершено преступление.

19. Без ущерба для вышеуказанного принципа 3 приказ вышестоя-
щего начальника или органа государственной власти не может служить
оправданием внезаконных, произвольных или суммарных казней. Выше-
стоящие руководители или другие государственные официальные лица
могут быть привлечены к ответственности за совершение деяний лицами,
находящимися у них в подчинении, если они имели разумную возмож-
ность предупредить подобные деяния. Ни при каких обстоятельствах, вклю-
чая состояние войны, осадное положение или другие чрезвычайные ситуа-
ции, никакому лицу, предположительно имеющему отношение к внезакон-
ным, произвольным или суммарным казням, не предоставляется полного
иммунитета от судебного преследования.

20. Семьи и иждивенцы жертв внезаконных, произвольных или сум-
марных казней имеют право на получение справедливой и надлежащей
компенсации в разумный срок.


4. Кодекс поведения должностных лиц
по поддержанию правопорядка

Принят резолюцией 34/169 ГенеральнойАссамблеи
от 17 декабря 1979 г. •

Генеральная Ассамблея,

учитывая, что цели, провозглашенные в Уставе Организации Объ-
единенных Наций, включают осуществление международного сотрудниче-
ства в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным
свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии,

ссылаясь, в частности, на Всеобщую декларацию прав человека и
международные пакты о правах человека,

ссылаясь также на Декларацию о защите всех лиц от пыток и других
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения
и наказания, принятую Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 3452 (XXX)
от 9 декабря 1975 года,

принимая во внимание, что характер функций по поддержанию пра-
вопорядка в защиту общественного порядка и то, каким образом они осу-
ществляются, оказывают непосредственное воздействие на качество жиз-
ни отдельных лиц, а также всего общества в целом,

сознавая важность задачи, которую добросовестно и с достоинством
осуществляют должностные лица по поддержанию правопорядка в соот-
ветствии с принципами прав человека,

памятуя, однако, о возможных злоупотреблениях, которые связаны
с осуществлением этих обязанностей,

признавая, что введение кодекса поведения должностных лиц по под-
держанию правопорядка является лишь одной из нескольких важных мер
по предоставлению гражданам, обслуживаемым должностными лицами по
поддержанию правопорядка, защиты их прав и интересов,

сознавая что существуют дополнительные важные принципы и пред-
посылки гуманного осуществления функций по поддержанию правопоряд-
ка, а именно,что:

a) как и все другие учреждения системы уголовного правосудия, каж-
дый орган охраны порядка должен представлять общественность в целом,
нести перед ней ответственность и быть ей подотчетным,

b) эффективное поддержание этических норм среди должностных лиц
по поддержанию правопорядка зависит от существования хорошо проду-
манной, повсеместно принятой и гуманной системы законов,

c) каждое должностное лицо по поддержанию правопорядка являет-
' ся частью системы уголовного правосудия, цель которой состоит в предот-
вращении преступности и борьбе с ней, и что поведение каждого долж-
ностного лица этой системы оказывает воздействие на всю систему,

d) от каждого органа по охране порядка в соответствии с основной
предпосылкой любой профессии необходимо требовать осуществления само-
контроля в полном соответствии с принципами и нормами, изложенными в
настоящем документе, и что действия должностных лиц по поддержанию
правопорядка должны подвергаться тщательной проверке со стороны об-
щественности, которая может осуществляться либо советом, министерст-
вом, прокуратурой, судом, омбудсменом, комитетом граждан, либо любым
сочетанием этих органов или любым другим органом по надзору,


176 ___ Часть II. Международные документы универсального характера

е) нормы, как таковые, не будут иметь практической ценности до тех
пор, пока их содержание и значение посредством обучения и подготовки и
путем осуществления контроля не станут частью кредо каждого долж-
ностного лица по поддержанию правопорядка,

принимает содержащийся в приложении к настоящей резолюции
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и по-
становляет препроводить его правительствам с рекомендацией положи-
тельно рассмотреть вопрос о его использовании в рамках национального
законодательства или практики в качестве свода принципов, которые долж-
ны соблюдаться должностными лицами по поддержанию правопорядка.

106-е пленарное заседание,
17 декабря 1979 года

Приложение

Кодекс поведения должностных лиц
по поддержанию правопорядка

Статья 1

Должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выпол-
няют возложенные на них законом обязанности, служа общине и защищая
всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью от-
ветственности, требуемой их профессией.

Комментарий:

a) термин "должностные лица по поддержанию правопорядка" вклю-
чает всех назначаемых или избираемых должностных лиц, связанных с
применением права, которые обладают полицейскими полномочиями, осо-
бенно полномочиями на задержание правонарушителей;

b) в тех странах, где полицейские полномочия осуществляются пред-
ставителями военных властей в форменной или гражданской одежде или
силами государственной безопасности, определение понятия "должностные
лица по поддержанию правопорядка" охватывает сотрудников таких служб;

c) имеется в виду, что служба обществу включает в себя, в част-
ности, оказание услуг и помощи тем членам общины, которые по личным,
экономическим, социальным или другим причинам чрезвычайного харак-
тера нуждаются в немедленной помощи;

d) имеется в виду, что это положение не только охватывает все на-
сильственные, грабительские или вредные акты, но и распространяется на
все виды запрещений, установленных в соответствии с уголовными зако-
нами. Оно распространяется также на поведение лиц, неспособных нести
уголовную ответственность.

Статья 2

При выполнении своих обязанностей должностные лица по поддер-
жанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и
поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам.


Кодекс поведения должностных лицпо поддержанию правопорядка177

Комментарий.

a) указанные права человека устанавливаются и защищаются нацио-
нальным и международным правом. К соответствующим международным
документам относятся Всеобщая декларация прав человека, Международ-
ный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о защите
всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания, Декларация Организации Объ-
единенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Меж-
дународная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и нака-
зании за него. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и на-
казании за него, Минимальные стандартные правила обращения с заклю-
ченными и Венская конвенция о консульских сношениях;

b) в национальных комментариях к этому положению должны указы-
ваться региональные или национальные положения, устанавливающие и
защищающие эти права.

Статья 3

Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять
силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это
требуется для выполнения их обязанностей.

Комментарий.

a) в этом положении подчеркивается, что применение силы долж-
ностными лицами по поддержанию правопорядка должно носить исключи-
тельный характер; хотя оно подразумевает, что должностные лица по под-
держанию правопорядка могут быть уполномочены на применение силы,
какая является разумно необходимой при данных обстоятельствах в целях
предупреждения преступления или при проведении правомерного задер-
жания правонарушителей или подозреваемых правонарушителей, или при
оказании помощи при таком задержании, не может применяться сила,
превышающая необходимые для этих целей пределы;

b) национальное законодательство, как правило, ограничивает примене-
ние силы должностными лицами по поддержанию правопорядка в соответст-
вии с принципом пропорциональности. Это следует понимать таким образом,
что при толковании этого положения должны уважаться эти национальные
принципы пропорциональности. Это положение ни в коем случае не толкует-
ся таким образом, будто оно уполномочивает на применение такой силы, ка-
кая является несоразмерной законной цели, которую нужно достичь;

c) применение огнестрельного оружия считается крайней мерой. Сле-
дует приложить все усилия к тому, чтобы исключить применение огне-
стрельного оружия, особенно против детей. Как правило, огнестрельное
оружие не должно применяться, за исключением случаев, когда подозре-
ваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным
образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры, имеющие
менее исключительный характер, недостаточны для обуздания или задер-
жания подозреваемого правонарушителя. О каждом случае применения
огнестрельного оружия должно быть незамедлительно сообщено компе-
тентным властям.

Статья 4

Сведения конфиденциального характера, получаемые должностными
лицами по поддержанию правопорядка, сохраняются в тайне, если испол-
нение обязанностей или требования правосудия не требуют иного


178 Часть II. Международные документы универсального характера

Комментарий'.

По характеру своих обязанностей должностные лица по поддержа-
нию правопорядка получают информацию, которая может относиться к
личной жизни других лиц или потенциально повредить интересам таких
лиц и особенно их репутации Следует проявлять большую осторожность
при сохранении и использовании такой информации, которая разглашает-
ся только при исполнении обязанностей или в целях правосудия Любое
разглашение такой информации в других целях является полностью не-
правомерным.

Статья 5

Ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может
осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию,
представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или
унижающие достоинство виды обращения и наказания, и ни одно долж-
ностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на рас-
поряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства,
как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности,
внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное
положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Комментарий:

a) этот запрет вытекает из принятой Генеральной Ассамблеей Декла-
рации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания, согласно которой:

"[такое действие является] оскорблением человеческого достоинства
и осуждается как нарушение целей Устава Организации Объединенных
Наций и нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных
во Всеобщей декларации прав человека [и других международных доку-
ментах, касающихся прав человека]";

b) Декларация определяет пытку следующим образом:

"...пытка означает любое действие, посредством которого человеку на-
меренно причиняется сильная боль или страдание, физическое или умст-
венное, со стороны официального лица или по его подстрекательству с
целью получения от него или от третьего лица информации или призна-
ний, наказания его за действия, которые он совершил, или в совершении
которых подозревается, или запугивания его или других лиц. В это толко-
вание не включаются боль или страдание, возникающие только из-за за-
конного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому, или вслед-
ствие этого, в той степени, насколько это совместимо с Минимальными
стандартными правилами обращения с заключенными";

c) выражение "жестокие, бесчеловечные или унижающие достоин-
ство виды обращения и наказания" не было определено Генеральной Ас-
самблеей, но его следует истолковывать таким образом, чтобы предостав-
лялась, по возможности, наиболее широкая защита от злоупотреблений
как физического, так и психологического характера.

Статья 6

Должностные лица по поддержанию правопорядка обеспечивают пол-
ную охрану здоровья задержанных ими лиц, в частности, принимают не-
медленные меры по обеспечению оказания медицинской помощи в случае
необходимости.


Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 179

Комментарий:

a) "медицинская помощь", под которой подразумеваются услуги, ока-
зываемые любым медицинским персоналом, включая врачей-практиков,
имеющих надлежащее удостоверение, и медицинский вспомогательный
персонал, оказывается в случае необходимости или в ответ на просьбу;

b) поскольку медицинский персонал обычно придан деятельности по
поддержанию правопорядка, должностные лица по поддержанию право-
порядка должны учитывать мнение этого персонала, когда они рекоменду-
ют оказание задержанному лицу соответствующей медицинской помощи
через или в консультации с медицинским персоналом, не участвующим в
деятельности по поддержанию правопорядка,

c) понимается, что должностные лица по поддержанию правопорядка
обеспечивают оказание медицинской помощи также жертвам правонару-
шений или несчастных случаев, происходящих в ходе правонарушений.

Статья 7

Должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают ка-
кие-либо акты коррупции. Они также всемерно препятствуют любымта-
ким
актам и борются с ними.

Комментарий:

a) любой акт коррупции, как и любое другое злоупотребление влас-
тью, несовместимы со служебным статусом должностного лица по поддер-
жанию правопорядка. К любому должностному лицу по поддержанию пра-
вопорядка, совершившему акт коррупции, закон должен применяться
в полной мере, поскольку правительства не могут ожидать от граждан
соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечи-
вать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в
рамках их собственных учреждений;

b) хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с
национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение
или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или
по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых по-
дарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз,
когда имеет место такое действие или бездействие;

c) выражение "акт коррупции", о котором говорилось выше, следует
понимать как охватывающее попытку коррумпирования.

Статья 8

Должностные лица по поддержанию правопорядка уважают закон и
настоящий Кодекс. Используя все свои возможности, они также предот-
вращают и всемерно препятствуют всем нарушениям таковых.

Должностные лица по поддержанию правопорядка, имеющие основа-
ния полагать, что нарушение настоящего Кодекса имело место или будет
иметь место, сообщают о случившемся вышестоящим инстанциям и, в слу-
чае необходимости, другим соответствующим инстанциям или органам,
обладающим полномочиями по надзору или правовому контролю.

Комментарий:

а) настоящий Кодекс соблюдается во всех случаях, когда он включа-
ется в национальное законодательство или практику. Если законодатель-
ство или практика предусматривают более строгие положения, чем поло-
жения настоящего Кодекса, соблюдаются первые;


180________Часть II Международные документы универсального характера

b) настоящая статья направлена на сохранение равновесия между, с
одной стороны, необходимостью внутренней дисциплины в учреждении, от
которого в большой степени зависит общественная безопасность, и, с дру-
гой стороны, необходимостью борьбы с нарушениями основных прав чело-
века. Должностные лица по поддержанию правопорядка сообщают о нару-
шениях по инстанциям и предпринимают иные правовые действия за пре-
делами инстанций лишь в том случае, когда все остальные возможности
отсутствуют или неэффективны. Понимается, что должностные лица по
поддержанию правопорядка не подвергаются административным или иным
мерам наказания из-за того, что они сообщили об имевшем место наруше-
нии настоящего Кодекса или о возможности такового;

c) понятие "соответствующие инстанции или органы, обладающие
полномочиями по надзору или правовому контролю", включает любое уч-
реждение или орган, существующий на основании национального права
как в рамках учреждения по поддержанию порядка, так и независимо от
него, со статутными, обычными или другими полномочиями рассматривать
жалобы и претензии, возникающие в связи с нарушениями в сфере дейст-
вия настоящего Кодекса;

d) в ряде стран средства массовой информации могут рассматривать-
ся как учреждения, выполняющие функции по рассмотрению жалоб, по-
добные описанным в подпункте с), выше. Поэтому должностные лица по
поддержанию правопорядка могут обоснованно, в качестве крайней меры
и в соответствии с законами и обычаями своих собственных стран, а также
с положениями статьи 4 настоящего Кодекса, обратить на эти нарушения
внимание общественности через средства массовой информации;

e) должностные лица по поддержанию правопорядка, соблюдающие
положения настоящего Кодекса, заслуживают уважения, полной поддержки
и сотрудничества со стороны общества и учреждения по поддержанию
правопорядка, в котором они служат, а также лиц, занятых поддержанием
правопорядка.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.