Но прежде несколько слов о еще одной очень важной репетиции, которая предшествует сводной. Я имею в виду моптировочную репетицию, или, как ее называют, «монтировку». Задача этой репетиции ничем не отличается от монтировочной репетиции в театре: установить, собрать и подогнать (смонтировать) все элементы оформления массового представления То есть отработать все, что связано с оформлением и технической стороной представления, и окончательно определить декорационное и световое решение представления (на что и в театре уходит львиная доля репетиции). Дело в другом: в ее специфических условиях и масштабах, вызванных нестандартным, офомным по сравнению с театральной сценой сценическим пространством, не имеющим стандартного технического оборудования, да еше порой с архитектурными и ландшафтными особенностях!п.
Если театральная сцена имес! одежду сцены (кулисы, падуги, занавесы), штанкетные подъемы и т.п., дающие возможность в нужный по ходу действия моментчю-ю поднял.,, что-то опустить, сменить часть декораций, то в сценическом пространстве, в котором разворачивается массовое действо, как правило, этого просто нет. Поэтому монтировочная репетиция массовою представления - это не просто установка, а чаще всею строительство (сборка из привезенных деталей) различных сценических площадок, станков, ступеней, пандусов, усидповка специальных подъемных механизмов, осветительной аппаратуры и всех необходимых декорационных и других элементов, не только создающих зрительный образ массового представлении, но и помюляюших вести на этом сценическом пространстве непрерывное действие.147
Сводная репетиция
Нетрудно понять, почему только после монтировочной репетиции проводится репетиция сводная.
Уже само название говорит о ее содержании. Собственно, все, что наработано, найдено, определено, утверждено режиссером-постановщиком и постановочной группой в процессе предшествующих репетиций исполнителями, техническими и прочими службами, впервые проходится подряд от начала до конца. Именно на этой репетиции (или есть возможность — этих репетиций) вводятся все постановочные компоненты.ш В том числе оформление и реквизит, которые обычно к этому моменту уже готовы.
Как правило, «сводная репетиция» массового представления, в отличие от репетиции спектакля, весьма долгая1"1' — с постоянными остановками для уточнения и поправок. Поначалу все не ладится, вроде бы даже все разваливается. Это закономерно. Ведь впервые все службы, обеспечивающие представление, работают вместе, одновременно. Им надо приладиться друг к другу и к исполнителям. Недаром первую сводную реиепщию называют «адовой».
Кажется, что ей нет конца и края. Здесь делается все — стыкуются, переходя ог эпизода к эпизоду, вводятся сводные номера, окончательно уточняется световая и звуковая парштуры, все монтажные (в том числе и монтировочные) переходы, выверяется оформление и т.д. и т.п. Словом, проверяются в действии все элементы, создающие целое тын образ массового представления. Иначе говоря, впервые собрано все представление
Кстати, чаще всего всю массу исполнителей режиссер-постановщик видит впервые именно па хгои репетиции
Само собой разумеется, что только после того, как все представление пройдено от начала и до копна, все учасшики (исполнители и службы) практически начинают понимать свой «маневр» в общем действии. Но, как эю ни покажется неестественным, представление еще не родилось. Происходит это только на прогонных репетициях.
Прогонные репетиции
Именно па этих репетициях режиссер наглядно видит все достоинства и недостатки содеянного им. Именно на этих репетициях, вернее, уже па первой из них. обнаруживаются (если они есть) ненужные паузы, затяжки действия, ритмические «дыры», то есть выверяется ритм эпизодов, их смены, устанавливается темп представления и т.д. Словом, во время прогонных репетиций (а их, как правило, меньше двух практически не бывает) окончательно шлифуется все представление и впервые возникает сценическая атмосфера. Собственно, именно на прогонных репетициях становится зримым результат проделанной режиссером и постановочной группой работы по созданию представления.
Нечего и говорить, что успех этих репетиции зависит от того, как они организованы, оттого, насколько на прогонах четко работают все службы. Знаменательно и го, чк> именно на прогонных репетициях происходит окончательная шлифовка всего представления, закрепляется его правильный темпоршм и верная сценическая атмосфера.
А дальше — известное дело — генеральная репетиция и...
Да! Само представление!
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ
Казалось бы, на этом «Размышления» об особенностях создания массового театрализованного представления и ею особенностях можно было бы закончить, если бы не одно весьма важное обстоятельство, связанное именно с тем, от чего по многом зависит успех у зрителей этою вида, как и других видов. Нетрадиционного театра — от продуманности и оркшизации управления ходом представления, во многом отличающееся от оркшизации управления ходом традиционного спектакля.
Не секрет, что от четкости работы центрального поста управления, откуда осуществляется руководство представлением, вообще зависит многое. Например, своевременность выхода той или другой группы исполнителей, и прежде всего участников массовых сцен, синхронность их действий, смена фонов, включение тех или других спецэффектов и г.д. А если к этому прибавить четкость и слаженность работы всех вспомогательных служб, то становится понятным, от кого и чет о зависят слаженность и темпоритм идущего представления.
Обычно вопросы управления продумываются еще при создании партитуры представления (темпы отдельных эпизодов, продолжительность nayj, стоп-кадров, момсшы смены картинок фона и т.д.).
Осуществляя постановку этого массового представления (как, между прочим, и других),черезвычайно подробно была продумана схемыа организации управления и связи, в котором помимо членов художественно-постановочной группы было привлечено более 55 человек.
Удивительное дело, вспоминаю, как было устроено управление этим представлением, а и iолове все время мысль: если исключить современные способы связи, то такои же принцип построения управления был еше в 1920-е годы, когда осуществлялись вошедшие в историю советского театра массовые постановки в Петрограде.
Из воспоминаний свидетелей становится ясно, что уже тогда управление всем действием представления велось с центрального пункта, где располагался главный штаб и куда сходились все нити представления. Отсюда по команде руководителя-режиссера один эпизод представления сменялся другим. Для передачи команд использовались самые различные средства связи: от телефонной до зрительной (флажки, плакаты с порядковыми цифрами, звонки и т.д.) по заранее обговоренной и установленной отделом связи схеме. Позволю себе привести отрывок из книги постановщика одного из таких представлении режиссера С. Радлова «Десять лет в театре». Вот, что он пишет: «Начинается спектакль. Мы на капитанском мостике около Невы и против Биржи. В наших руках флаги, телефоны. Элекфические звонки. На ступени Биржи выходят актеры. Я нажимаю звонок. И они садятся послушно. Я выдерживаю паузу, ту самую, точно ту самую, какую мне нужно, звоню еще раз. И они снимают шляпы. Еще — и раскрываются книги...»140 Естественно, что при таком способе ведения представления, да еще при отсутствии твердого текста (существовал только ею каркас) его темп, длительность пауз, появление световых и звуковых эффектов зависели от воли ведущего режиссера, который «дирижировал» всем течением представления.
Вот, пожалуй, все, чю мне хотелось сказать, раздумывая об организационно-творческой работе режиссера, ставящего массовое представление.
Глава X
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Заканчивая «Размышления» о возникновении, становлении, развитии Нетрадиционного театра, Театра массовых форм, и в частности об одном из основополагающем его виде — массовых театрализованных представлениях, об особенности их драматургии, их режиссуры, невольно возникает желание осмыслить, как бы подытожить все, о чем говорилось на страницах этой книги.
Прежде всего, в результате этих рассуждений я еще больше утвердился втом, что Нетрадиционный театр, Театр массовых форм, при всех его особенностях и отличиях — одна из полноправных и равноценных ветвей искусства Театра, театральною искусства.
Глубоко осознанное стремление выйти на площадь к огромной аудитории, говорить народу о великих свершениях самого народа, о Мире, Свободе, Равенстве, Братстве, говорить о судьбах народа, о его героических делах всегда отличало подлинного режиссера-художника. Так же. как умение чутко ощушать. чем се-годня живет общество, что это общество волнует
Несмотря на все разнообразие видов и форм Нетрадиционного 1еатра, его драматургия, ею режиссура, являясь частью общего теафального дела, в своей основе on ал ки вас i см от тех же творческих и художественных принципов, тсч же законов, что и всякое другое искусство Театра. Вот почему в данных «Размышлениях» я рассматривал искусство Нетрадиционного театра, и в частности массовых представлений, как часть общего опьпа всего Театра.
В ходе раздумий о судьбе этой ветви Театра мне очень важно было подчеркнуть, что становление и развитие массовых театрализованных представлении, динамика их развития, самым тесным образом связана с политическими, социальными преобразованиями общества, с общественным развитием страны, с устремлениями передовой, прогрессивной части общества и его эстетических воззрений. К любому массовому представлению, массовому действу нельзя подходить в отрыве от исторической обстановки.
В массовых героических представлениях-зрелищах (а массовые формы театра — это искусство героическое), с их масштабностью, монументальностью, эпической силой, в образно-художественном воплощении выразилось оптимистическое восприятие народом свершившегося революционного преобразования. Наиболее ярко это проявилось в празднествах Великой Франц>зскои революции, а в России — в годы после Октябрьской революции.
когда со всей силой выявилась снромная тяга победившего народа к массовым представлениям, чтобы выразить свое отношение к свершившемуся. Не случайно первое слово в истории массовых представлении в нашей стране в послереволюционные годы суждено было сказать Петрограду, а затем Москве и другим городам послереволюционной России. Хотя не так уж трудно заметить, что в «Размышлениях» речь идет лишь о тех постановках, в которых, с моей точки зрения, с большей полнотой выразились особенности массовых представлении и праздников тех лет, поскольку и тогда и позже были массовые представления, весьма далекие от умения постановщика интересно, впечатляюще раскрывать все величие, всю глубину события из истории нашей страны
Массовое представление — это подлинно народное действо, истоки которого, несомненно, лежат в самых различных праздниках; это действо, вобравшее и себя многовековой опыт мирового театра, и, прежде всею, площадного театра.
Массовое представление — это не сборник разных видов и жанров искусств, это зрелище-действо, в котором все виды и жанры ор-1анически сплавлены в сiройное полифоническое, единое, яркое, зрелищное сценическое прои знедение. Не случайно режиссуру массовых представлении называют «живописной режиссурой».
Именно «живописной». Как нетрудно было заметить, читая данные размышления и рассуждения, что у искусства Театра массовых форм гораздо больше возможностей, чем, скажем, у театра, или кино, или телевидения. Не могу удержаться, чтобы не привести по этому поводу еще одно знаменательное высказывание Б.Г. Кнобло-ка, человека весьма сведущего в этом виде сценического искусства: «Как же мал диапазон каждого искусства в сравнении с поистине безграничными возможностями искусства массовых народных празднеств, представлении, фестивалей »'"
Созданный режиссером-автором сценарии будущего представления (а это непреложный факт, присущий большинству видов и жанров Нетрадиционного театра) по своему существу, по своей драматургии есть театрализация (инсценировка) либо мифа, либо предания, либо явления, либо события, дающая возможность превратитьею (миф, предание, явление, собыше) в сценическое действие, в сценическое произведение. Друшми словами, драматургии массового представления всегда есть драма ivpi ия какою-либо события. Глобальность события, ею темы, являясь существом содержания массового представления, неуклонно требует постоянною поиска самых разнообразных выразшельных средств Причем тематическому и жанроио-спиисшческом) решению драматургии представления подчиняется вся его структура. И выражается она тоже сплавом старых, переосмысленных режиссурой форм с новыми формами, образуя тем самым повое, качественно самостоятельное произведение, отвечающее эстетическим требованиям современности.
Еще один из выводов, касающихся ,ip«i\iuiypi ии массовых представлений, напрашивается сам собой Режиссер-авторуже на уровне создания сценария, в поисках (через сюжетный ход, сквозное действие, содержание каждого эпизода, сценической атмосферы представления) наиболее точною и яркою выражения темы и идеи представления вюргастся во все виды и жанры искусств. А это означает, что в сценарии массовою представления еше на уровне его создания закладывается синтетичность представления. Таким образом, — и это тоже становится ясно — сценарий массового представления есть сценарии синтетического действа.
Другой вывод из всего рассуждения о судьбе Нетрадиционного театра, и особенно его истории, заключается в том, что к началу 1980-х годов массовые представления получили широкое и многообразное воплощение в чудожесшеппо убедительных сценических действиях Именно в те юды формы и жанры массовых представлений, их диапазон постоянно расширялся Появились новые тенденции в их развитии Влияние массовых представлений, метод превращения того иди друюю события, той или другой темы в сценическое действие, как можно было заметить, получил широкое распространение Более того, становится понятным, что именно в те годы массовые деисгва, их самые различные формы существенно расширили границы искусства Нетрадиционною театра. Пожалуй, именно те годы были [ворческои и организационной вершимой, инком в развитии и жизни Нетрадиционного театра в России. Стала ярко проявляться плодотворность взаимодействия обоих ветвей искусства Театра. Именно в эти годы, как нетрудно заметить, массовый Театр обретал новые формы. Вспомним: здесь и шествия-манифестации, ипредставления в форме митингов, и попытки создать карнавальные шествия и т.д. В те годы жанр массовых представлений, массовых действ постоянно расширялся. Постоянно обновлялась динамическая форма образного воплощения представлений. Появились новые тенденции в их развитии. Влияние массовых представлений, метод театрализации того или иного действа той или иной темы вообще получил широкое распространение. Ведь массовые формы существенно расширили фашшы искусства Театра. Массовый театр в те годы был боевым, острым, одновременно обращавшимся к огромным массам зрителем.юатром, говорившим о проблемах мира, народа, жизни, истории страны.
Конечно, огромную роль в его развитии сыграл и приток в те же послевоенные годы многих профессиональныхтеатральных режиссеров, художников, балетмейстеров, повлекший за собой заметный рост уровня массовых действ и оказавший заметное влияние на рост художественного мастерства многочисленной армии их постановщиков.
Коль скоро я подвожу итоги своих размышлений о становлении, развитии и становлении Нетрадиционного театра, я не могу не назвать вновь имена тех постановщиков, кто сыграл огромную роль в его утверждении как на Западе, так и в России.
Вторжение в XX веке выдающихся режиссеров театра (на Западе — Э. Пискатора, П. Брука, П Шумана, Р. Оссеина; в России -В. Мейерхольда, С. Радлова, М. Туманова, Н. Петрова, Э. Смиль-гиса, Е. Гершупн, Г. Товстоногова, Л. Силина и многих других), режиссеров кино — С. Юткевича), художников — М. Ладура, Б. Кно-блока, А. Малькова, Р. Казачекаи других, балетмейстеров— П. Вир-ского, И. Моисеева, М. Годенко, Т Устиновой во все виды и жанры Нетрадиционною театра, создавших грандиозные представления и сказавших своей практикой новое слово в постановочных приемах, не могло не обогатить, и значительно обокггило, его (Нетрадиционного театра) художественно-творческие возможности
Конечно, за последние восемь десятилетии прошлого XX века в истории массовых представлений были периоды то большей, то меньшей его активности. Но творческий поиск режиссеров практически не прерывался. Был накоплен огромный творческий и организационный опыт. Зрелым стало сценарно-режиссерское мастерство, значительно расширилась режиссерская палитра, которая стала использовать в массовых представлениях новейшие достижения науки и техники; видоизменилась и форма массовых представлений. Огромное влияние на развитие драматургических особенностей массовых представлении того времени оказало появление в те годы больших, чаше всего нетрадиционных сценических площадок, таких, как стадионы, Дворцы спорта. Зеленые театры, с их круговым обзором, многотысячной зрительской аудиторией. Не случайно в «Размышлениях» я постоянно подчеркивал, сколько же самых разнообразных выразительных средств, сколько еще возможностей таило в себе искусство массовых представлений, массовых действ. И это наиболее ярко показало Открытие и Закрытие Олимпийских игр в Москве летом 1980 года.
В то же время — и это я тоже подчеркивал — именно в 1980-е годы, и особенно в их конце, в массовых представлениях, посвященных юбилейным датам всевозможных событий, сложился целый ряд штампов, которые не могли не привесш к отрииательномч восприятию таких действ.
К сожалению, приходится констатировать, чгю историки театра практически не уделяли, да и до сих пор не уделяют достаточного внимания этому виду театрального искусства, вобравшего в себя и основополагающие выразительные среде 1ва драматического театра, и искусства эстрады, цирка, и приемы искусства кино и многих других искусств, создав тем самым особый синтетический вид сценического искусства, особый самостоятельный вид Театра. Еще в 30-е годы XXвека С.М. Эизепппеии подчеркивал, что «театральное искусство героического плана и форм большого народного зрелища, к сожалению, у нас еще не заняло тою места, на которое оно вправе пре1еидовать. Все необходимые предпосылки для появления шкою leaipa, который, не копируя форм и приемов древне!реческого гетра, выполнял бы такую же большую воспитательную роль, у нас налицо И совершенно непонятно то равнодушие, коюрым окружена самая проблема ор!анизации такого театра»'':
Уже со второй половины 1980-х годов и самого начала 1990-х, а точнее, с 1991 года, когда произошел развал Советского Союза, Нетрадиционный театр стал стремительно уступать завоеванные позиции. За прошедшее десятилетие ишерес к Театру массовых форм значительно снизился Мноюе из того, ч го было найдено и эффектно использовалось на протяжении многих лег (с 1950-х и до конца 1980-х юдон) в драмагурши, да и в самом сценическом действии, в сценографии,кос номах, в использовании таких выразительных средств, как плакат, маски, куклы, условный стилизованный костюм и in, ссюдняшнеи режиссурой и художниками забыто, практически не используется. Может быть, посчиталось ненужным, а может быть, и неведомо. Кго его знает?
Антикварной редкостью стали проникнутые гражданским пафосом представления на стадионах, массовые спектакли в Зеленых театрах и друг не массовые действа. Их заменили недоступные рядовому зрителю, человеку среднего достатка, грандиозные, эффектные, но порой не отличающиеся вкусом и высоким профессионализмом различные презентации, корпоративные мероприятия Все крупнейшие плошадки, особенно в Москве и Петербурге, отданы на откуп так называемым «концертам звезд», с участием в большинстве своем ненадолго вспыхивающих эстрадных звезд, раскручиваемых дельцами от шоу-бизнеса. Массовые представления уступили свое место коммерческим зрелищам Коммерциализация искусства практически охватила все ею области. Да и традиционный театр тоже стал испытывать заметные трудности. Появлению огромного числа частных антреприз, как мне представляется, мы обязаны не только появившейся свободе творческого выражения, но и возникшей возможности перестать драматическим актерам вести нищенскую жизнь.
Ведь расцвет и упадок Нетрадиционного театра, Театра массовых форм, преобладание в нем тех или других тенденции, его роль как определенного зрелища в духовной жизни связан с особенностями развития этого общества. А впрочем, чего сетовать: какие мы — такое сегодня и искусство
И все же, несмотря на нынешнее весьма не!авидное состояние массовых представлении как одного из основных видов Нетрадиционною театра, Театра массовых форм, несмотря на проблему профессиональных творческих кадров режиссуры этого вида сценического искусства, я верю в то, что, основываясь на накопленные опыт, знания за mhoi ие годы существования Нетрадиционного театра, Театра массовых форм, творчески их переосмысливая, будущие режиссеры массовых представлении, существенно обогатив этот вид сценическою искусе та. откроют новую страницу его истории
В какой-то мере свидетельство том\ — социологические исследования последнего времени, коюрые отмечают вошикшую в народе тягу ктем сценическим формам, которые вопреки модным выкрутасам многих сегодняшних режиссеров несут в себе реальные, в том числе и исторические события, в противовес демонстрации ужасов, убийств, которые, к сожалению, уже в конце 1980-х годов начали свое шествие по стране
Мне могут возразить, мол, моя вера ни па чем не основана, так как я все время подчеркивал — и это подтверждено историей Театра массовых форм и историей массовых представлении, — что их возрождение и расцвет всегда был связан с революционными преобразованиями общества. Но это как понимав «революционное преобразование общества» как вооруженную борьб}, когда на смену одному общественному строю приходит другой? Или под «революционным преобразованием» понимать коренное изменение идеалов, осознанное неприятие обществом отрицательных сторон семидесятилетней истории нашей страны, избавление (да, мирным путем!) от деспотизма, террора правящей верхушки, прикрытых самой, казалось бы,передовой, гуманистической фразеологией? Я именно так понимаю свершившееся десять лет тому назад, по сути, мирное, пусть не всегда осознанное, коренное преобразование страны. Да, с издержками, да, с периодом «первоначального накопления», да, с расслоением общества. Но для меня все это как детская болезнь, как корь. Это надо пережить.
Будучи оптимистом, я верю, во всяком случае надеюсь, что на этом история Нетрадиционного театра не закончилась и не закончится.
Я верю, что недалеко то время, когда на огромном сценическом пространстве кто-нибудь из молодых режиссеров осуществит массовое действо, темой и основой зрелища которого, будет, скажем, 9-я симфония Бетховена. Вот почему я позволяю себе думать, что «Размышления» не только дадут читателю представление о истоках, становлении, развитии Нетрадиционного театра. Театра массовых форм, в частности массовых представлений, но и в будущем явятся толчком для возрождения жизни такого Театра.
Я верю — грядет обновление. Залогом того — снова пробуждающийся интерес к массовому зрелищу. Люди стосковались по праздничному действу, говорящему о Человеке и прославляющему Мир и Добро, героическую историю нашей страны.
ПРИМЕЧАНИЯ
'Лсви В. - М., Театр, 1977, № II, с. 85.
-Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница» Сочинения. - М.: ОГИЗ, 1949, с. 763.
'Надо заметить, что диапазоны зрительных возможностей в 70—80 годы XXиска необычайно расширились, даже по сравнению с 50-ми годами этого же века.
аРитуал — исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий. В древних религиях служит главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества.
большинство опубликованных работ о массовых представлениях и праздниках либо посвящены их пересказу, либо обмену опытом.
''Вера — убежденность, уверенность человека в чем-нибудь, в ком-нибудь, убежденность в существование бога, Верование — религиозное представление (Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1981, с. 67.)
Юбряд — введенный обычай, порядок в чем-либо; внешняя обстановка какого-либо действия условными околичностями; церемония; «чин». Даль В.И. Толковый словарь живого русскою языка. В 4 т. М., 1955, 2 т., с. 618, 619.
*Миф (англ.) — народное предание, народная мудрость, созданная безымянными авторами. Повествование, передаваемое из уст в уста; (греч) — предание, сказание, повествование о богах и героях, отражающее фантастическое представление людей о мире, природе и человеческом бытие.
''Миф народов мира. Энциклопедия. В 2 т. — М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. I.e. 14.
'"Пифон — чудовищный змей, порождение Геи. Аполлон, разыскивая место для оракула, пришел в долину, охранявшуюся Пифоном, убил его и основал на этом месте Дельфийский оракул.
"Почитание земли было свойственно веем земледельческим народам древности. Земля считалась первоначалом жизни, матерью всего сущего, которое в конечном счете возвращается в лоно земли.
12Дрсвнсгреческая верхняя женская одежда без рукавов, на которой изображались подвиги Афродиты в борьбе с Гигантами.
пЭлсвсин — название города по имени одного из героев древнегреческого мифа — царя Элсвсина. «Элевсинии» - аграрные празднества в честь богини Дсмстры, которые происходили в этом городе. В этом празднике было множество таинственных обрядов
|4По имени боы Линея, олицетворявшего силы природы.
ИК сожалению, как правило, нам известно лишь содержание этих и других древне! рсческих праздников, а о том, как они проходили, действия участников в тог или другой момент праздника, их постановочное решение, сведении обо всем этом практически нет
'^Большинство праздников в Древней Греции носило характер состязаний и игр Вообще, праздники в Древней Греции были весьма популярной формой препровождения времени.
"Хороводы были традицией и в Древней Спарте Они были неотъемлемой частью Олимпийских игр. Как можно будет увидеть дальше, хороводы были частью почти всех древнерусских праздников и сохранились и нарочном, да и не только в народном, творчестве до наших дней.
"Подошедшему чо нас мпф\, чри брата-близнеца Горации, чтобы закончить воину, вызвали на поединок своих двоюродных братьев Курнациев, сражавшихся во вражеском войске. Во время поединка двое Горациев были убиты. Но третий — Публии Горации — одержал победу над Курнациями, добыв тем самым победу Риму
Второй миф гласил: юноша Муций Сцсвола проник в лагерь этрусского царя Порссны в надежде убить его Но был пойман. Чтобы доказать стойкость римских юношей, он сжег себе руку на очаге в присутствии Порсены.
"Мадона А.Н. Цит. по кн. Казимсжа Жигульскою «Праздники и культура» - М., Прогресс, 1985, с. 206-207.
111 Риту ai — совокупность обрядов всякого культа, составляющие его внешнее выражении; исторически сложившаяся форма сложного символического поведения: упорядоченная система действии, церемония.
?1Так как культ Кибелы был одним из наиболее грубых, Сенат запретил римским гражданам быть жрецами Великой матери А в 286 году н.э. этот культ Сенатом был запрещен.
"У сенаторов эта кайма была широкой, и они носили башмаки с четырьмя ремнями. На пальце они носили золотое кольцо. Императоры носили пурпурные тоги.
31Семь холмов, на которых расположен Рим, носят названия: Капитолийский, Авснтинскии, Палатинскии, Квиринальный, Вини-мальныи, Эквилинскии, Пслиискии
?4Жигульскии Казимсж Праздники и культура — М : Прогресс, 1985, с. 195
л-Мыщкин М А История древнею Рима — М ОГИЗ, с 99
2ЬСанчурскии Н.В- Римские древности — М ; МГУ, 1995, с. 127.
"После битвы и победы Ганнибала над Римом ко игорои Пунической войне для ублажения богов и успокоения народа римляне вернулись к давно уже не практиковавшемуся жертвоприношению людей
-"Санчурскии Н.В. Римские древности. — М.: МГУ, 1995, с. 129.
-•Санчурскми Н-В. Там же.
"Тенкин Д.М. Массовые праздники. — М.: Просвещение,1975, с. 26.
"В начале II века до н.э. возникло дело, связанное со злоупотреблениями и преступлениями во время праздников, в частности Вакха, которые устроители вместо грех в юл\ стали проводить пять раз в месяц! Возмущенный известиями о злоупотребленияхСена! предпринял следствие, которое закончилось вынесением суровою приговора. А в 186 году н э Сенат издал указ, запрещающий под страхом смерти участие в вакханалиях. Но тайно, конечно, не в таких масштабах и количествах, они просуществовали вплоть до V века н.э.
ЧЛегионерам,солдатам и офицерам в это же время за спасение римского гражданина на юлову возлагали венок из дубовых листьеь. А тот, кто первым взобрался на cien> неприятельского города, награждался золотым венком
''Последнее обстоятельство даст возможность предположить отсутствие одной из особенностей, присушен современному Нетрадиционному театру — режиссерской трактовки таких праздников
14История западноевропейского театра. — М., 1956, Т. 1, с. 56
"Начиная с XI века городские праздники приурочивались к окончанию Великого поста.
"•Сохранившиеся режиссерские планы мистерии XVI века. как. например, план постановки мистерии в Люнсрне, содержали подробную планировку и описание массовых сиен
"Шекспир Гамлет Пер А И Kponcficpia - С П. 188S.T3.c20S
'"Чтобы отличаться от исполнителей мистерии, на «организаторе игр» был надет нарядный кдфгаи, а на гочовс сю была высокая остроконечная шапка
1ЧВ ремарке к этой сиене было указано: «по своему выбору».
411 Наряду с развишми церковными праздниками существовали и такие, как распространенные в средневековой Европе «праздники глупцов».
4|Известно, что в 1530 году им было осуществлено в Париже грандиозное массовое представление —торжественная встреча Элеоноры Австрийской.
^Ренессанс (фр.) — возрождение.
41Кампанелда Т. Город Солнца.
"ДживелеговЛ., Бояджисв Г. История западноевропейского театра. — М., Искусство, 1941, с. 14.
4'Нсльзя не отметить, что большое число празднеств, поскольку эпоха Возрождения была отмечена множеством восстаний, не могло не носить явно бунтарский характер.
4ЬДля праздника на реке Темзе в честь короля Георга ! композитор Гендель сочинил исполняемую до сегодняшнего дня знаменитую «Музыку на воде».
"Конвсгп - высший законодательный и исполнительный орган Великой Французской революции. Просуществовал с 21 сентября 1792 года по 26 октября 1795 юда. 22 сентября 1792 года Конвент провозгласил Францию республикой.
4*Луи Давид Жак Луи (1748—1825) — французский живописец, представитель классицизма В годы Великой Французской революции — организатор художественной жизни республики, созда!сль портретов, исторических картин, посвященных актуальным современным событиям Например, «Смерть Марата». Позже пришел к отвлеченным рассудочным образам. Был создателем проектов различных празднеств, приуроченных к знаменательным датам.
4ЧИз-за невозможности целиком пересказывать дошедшие до нас план праздника, его сценарии и режиссерские заметки Давида, приводятся (в пересказе) лишь отрывки, которые, по моему мнению, представляют интерес в данной работе.
"Впоследствиивместо «Тс Дсум» хор пел: «Будем до смерти преследовать оскорбляющего нас врага» (опера Глюка «Армида»).
51 Разучи вал и Гимн заранее на специальных репетициях.
?'гКак мы видим, некоторые ритуальные моменты повторялись во многих празднествах.
"Дж. Байрон, П. Шелли, В. Гюго, К. Гуцкои и другие.
;4Э. Ожьс, В. Сарду, Дюма-сын и другие
"Э. Золя, Г. Гауптман, Б Шоу. Л. Стрмндбсрг и другие.
;(1Будсм пока придерживаться существующий терминологии.
>'Роллан Р. Народный театр, с. 120.
1ХПискатор Э. Политический ieaip. С. 14. /И.Г. Шароева Режиссура эстрады и массовых представлении, с.253
1УСилин А.Д. Площади — наши палтры. М., Советская Россия, 1982, 106-107.
Ы'О представлениях «Звук и cbci» и их истории мы расскажем более подробно в главах, посвященных представлениям Нетрадиционного театра в России.
(''К созданию многих своих сценариев Робср Оссеин привлекал французских историков Жоржа Сарма и Алена Дско.
•'-Карассва Е. Долгая дорога к признанию Интервью с Робером Оссеином. Советская культура, 11 июня 1983, с 7
'•'Среди известных нам массовых представлении большинство из них стало традиционными. Например, проводимое ассоциацией А\,а-ганда традиционное ежегодное массовое представление «Живые и ах-маты», восстанавливающее события, произошедшие 4 века тому назад , когда бургомистр Брюсселя проиграл партию в шахматы королю Карлу V. Действие, в котором участвовало 1200 человек, происходило на площади, превращенной в шахматную доску.
6jBce славянские божества изображались в виде деревянных или каменных столбов-идолов с резной человеческой годовой. Ставили их обычно на холмах Чтобы умилостивить своих боюв, славяне-язычники приносили им дары-жертвы, сопровождавшиеся, надо полагать, определенными ритуальными дсйсшиями.
б1Обряд — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни (рождение, свадьба и т.д.). Обряд отличает в первую очередь его назначение. Обычно обряд — аллегорическое или символическое действо -являлся центром праздника. От игрового действа обряд отличался магическими, закл и нательным и функциями.
"•Мифы народов мира. В 2 тт. Советская энциклопедия, 1982. т. 2, с. 452. Русалки — как правило, существа вредоносные, в которых превращались умершие девушки, преимущественно утопленницы. Представлялись в виде красивых девушек.
"При всем разнообразии в честь кого и чего проводились праздники, по какому поводу и какому событию они были посвящены, в исторических и других исследованиях их обычно разделяют на «календарные», «церковные» и «бытовые».
"Гуляние — прополи ib ирсмя в увеселениях, сборищах в определенный день. Забава. (В. Дать. Толковый словарь) Гораздо позднее гуляния перешли из крсаьянекого быта в мещанскую и купеческую среду.
'"Этот и все остальные тексты песен и колядок цитируются по кн. Круглый год. Русским земледельческий календарь. Составитель Нс-крылова А.Ф. — М., Прапда, 1991. И Русский фольклор. Хрестоматия. Составители Зусиа ТВ , Кирдан Б.П. — М., Флинта, Наука, 1998.
7|При этом слслус] помнить, что первый испеченный блин обычно клали на слуховое окошко — «для душ родительских» или отдавали нищим, чтобы они помянули всех умерших.
"Некрылова А.Ф. Kpyuibiii год. Русский земледельческий календарь - М.: Правда, 1991, с. 441-442.
"Круглый юл. Русский земледельческий календарь. С. 449.
74Там же.
71 Все даты даны по православному календарю.
'''Правда, некоторые богослужения включали и шествие, так называемый крестный ход.
'"Литургия — цснфалыюс богослужение православной церкви. В народе се называют обедней. Литургия включает в себя чтение отрывков из Библии, песнопения и молитвы и евхаристии (освящения хлеба и вина).
"Вертеп — обычно небольшой двухъярусный ящик — подобие той Вифлеемской псшсры, в которой, по преданию родился Христос. Ящик венчает звезда («вифлеемская звезда»). Вертеп, получивший распространение в XVII—XIX веках, был по сути уже тогда своеобразным народным кукольным театром. Укрепленные на проволоке фигурки изображали пастухов, вола и овечек. Тут же размещались фигурки волхвов, восточных мудрецов, принесших драгоценные дары Христу. Приводились в движение фигурки исртспшиком. Варнскс. История русского театра. — М.: Искусство, 1939, с. 1 1.
'По некоторым источникам, «Пешноедейство»течение многих веков разьпрывалось за неделю ло Рождества.
""Вес приводимые примеры цитирую tot по китам: Круглый год. — М.: Правда, 1991; Месяцеслов. Забьная книга. - М.: Художественная литература, 1990.
"Точно не известно когда «Псщнос дсиспю» было исключено из церковного обихода. По некоторым источникам, за внедрение светского элемента в церковную обрядность, вызывавшее недовольство духовной власти, произошло 'это в конце XVII века, а по другим источникам — в XVIII веке
к:Кроме гадания на суженою, гадали и на возвращение мужа с войны, на удачу в жизни и т.д.
"'Стоглав — сборник решении Стоыаною собора 1551 г. Состоит из ста глав, определяющих правовые нормы жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государеiком
^Жуковский В.А. Светлана. Сочинения — М.: ГИХЛ. 1954. с. 122
'"Библейская энциклопедия, и 2 томах. — М Центурион — апс., 1991. Т. 2, с. 58.
"'•Круглый год. Русский земледельческийкалендарь. — М Правда, 1991, с. 456
*"По замечанию театроведа С С. Данилова, с которым трудно не согласиться, «цитируя за обедней евангельские слова Христа, священник не играет «роль Христа», а лишь произноси! известную Mai и-чсскую формулу вне всякой эмоциональной образности».
"^Круглый год. Русский земледельческим календарь — М.: Правда, 1991, с. 457.
"''Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.. Правда, 1991, с. 459.
'"'Там же, с. 460.
"Там же, с, 461.
ч-Как правило, свадьбы игрались в так называемые свадебные недели, длящиеся с начала января вплоть до Масленицы.
"Свадебный «сценарии» прсдполатл помимо невесты, жениха и их родителей участие сватов, дружек, подруг невесты и т.д. Весьма ответственна была роль дружки. Он был телохранителем молодых, и распорядителем всех свадебных действии. Поэтому роль эту исполнял опытный в этом деле человек.
•"Данилов С С Очерки но истории русского драматического театра. — М.-Л.: Искусство, 1946, с. 29.
Ч5Вдевишникс принимали участие только ближайшие подруги. Жених, дружка и даже братья в избу, где проводился дсвишник. не допуска.] ись
"•Русский фольклор Хрестоматия. Составители ТВ. Зуева, Б.П Кир-дин. - М.: Флинта. Наука, 1998, с 71.
ч7Русскии фольклор Хрестоматии, с. 66.
'"В русских народных обычаях есть целый ряд песен, которые сопровождаются игровыми, чаше всего пантомимическими сценами.
•"Данилов С.С. Очерки по истории русскою драматического театра. С 29.
""'Мсрцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — М.: Молодая гвардия, 1988, с 38
1П1Там же, с. 40
'"'Данилов С С Очерки по истории русского драматического театра. С 29-30.
"'Песня — небольшое (обычно куплетное) музыкально-поэтическое произведение Один из се видов — хоровая песня. Песни отличаются по происхождению: крестьянские, городские и т.д.
""Дорохов Г Пятницкий — создатель русскою народного хора. -Воронеж: Облиздаг, 1950, с 5.
1(1 Воронец О Любшь русскую песню. — М Учительская газета, 1975, 18 ноября
""Русский фольклор Хрестоматия, с. 46, 43.
""Советский энциклопедический словарь — М Советская энциклопедия, 1989, с 1486
"1йДаль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -М . Иностранных и национальных словарей 1955, т 2. с. 7
""Некоторые историки театра считают, чго земледельческие ифы на Руси «до мелочей совпадали с древнегреческими посевными играми».
""Варнеке Б История русскою театра XVII—XIX веков — М.-Л.: Искусство, 1939, с. 5-6.
"Так, в «Материалах для словаря древнерусского языка» т. 1, 1893—1912, с 102! его автор И Срезневский приводит цитату из «Сборника поучении»: «Дела оставляйте собираются на игрищах».
"?Надо сказать, что игриша вообще подвергались гонению и запретам, особенно с XVII века
•"Всеволодский-Гсрнгросс В Русским театр. От истоков до середины XVIII века — М Академия наук СССР, 1957, с. 7.
'"Впоследствииискусство скоморохов сделалось их профессией, ремеслом.
"•Фольклорный театр — М.: Современник, 1988. С 58
'"Попытки церковников всеми способами отвлечь народ от языческих игр не очень им удавалась
п7Любопытно, что во многих областях до сих пор сохранилось слово «позорище».
""Сказания русского народа, собранные И П. Сахаровым. — М.: Художественная литература, 1990, с 388,389
"''Вссволодскии-Гсрнгросс В. Русский театр от истоков до середины XVIII века. — М.: Академии наук, СССР, 1957, с 50
р|Даль В. Толковый словарь Т 3, с. 381. Там же. Т. 1, с. 407.
1 'Вообще, по своему содержанию и форме [учянис — явление скорее юродское, чем сельское
р'Долгое время в городах праздничные гуляния назывались «под горами» или «под качелями»
• дНекрылова А Ф. Русские народные юродские праздники, увеселения и зрелища Конец XVIII - начало XX века С 14. 24
1 Балаган — разборная, временная постройка но нремя ярмарок и гуляний, где разыгрывашсь для простои пубшкп нсботыпие, несложные интермедии.
1 'Нскрылова А.Ф Русские народные юродские праздники, увеселения и зрелища.
'"Кстати, пантомима, о которой мы не раз }пошшшш, тогда, по сути, была простейшей формой театрализации
''"Человек всегда представлял себе внешний облик мифологического или сказочного персонажа. Даже оберег у человека имел внешнее воплощение.
'^Следует заметить, что народная драма не оьчичалась большим разнообразием сюжетов. Специалисты говоря i, что их было около десяти Но в силу своею импровизационного характера они. эги сюжеты, имели великое множество карман юн Вот ozimh из вариантов «Царя Максимилиана» Влюбившись в прекрасную волшебницу грозный царь начинает поклоняться «кумеричсским» богам и требует того же от сына Адольфа. Тот отказывается, и царь за эго казнит его
|")Первыс записи народных драм были сделаны только в конце XIXвека, когда они как вид устною народною творчества обросли многими наслоениями.
П1О6 особенностях сценариев праздников и массовых театрализованных представленийговорится в главе «Сценарии праздников и массовых театрализованных представлении».
"-Так во времена Петра I начали называть триумфальные празднества в виде театрализованных шествий ряженых. Со в'юрой половины XVIII века маскарады чаше всего носили характер публичных балов.
'"Морозов П. История русского театра. С. 326.
пдПо некоторым источникам, это торжество состоял ось в 1720 году. Я склонен полагать, ч го дата 1714 более всрояша, так как именно в этом году под Гангутом был разгромлен шведский флот.
п<Славя но-Грско-Латн некой академии
п|1Полсвой Н. История Петра Великого С. 7.
'"Там же.
П*В маскараде 1720 юда в этом костюме участвовал гериог Гол-штинский. Он был одет в великолепный парчовый римский костюм, обложснний серебряными галунами, в каске с высоким пером, в римской обуви и с предводительским жезлом в руке.
'"'Полевой Н. История Петра Великого. СПб., 1843, ч. 4, с. 187. Нскрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. —Л.: Искусство, 1984, с. 7.
'""Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. В 3 т. — М.-Л.: Академия, 1931, Т. 2, с. 147—149.
""Открытие французским химиком К. Бертоллс новых химических соединений (бертолетовой соли) послужило основой для создания цветных огней.
'-"Крылов О.А. Основы фейерверочного искусства. — М.: Московская правда,1995, с. 17.
'-"Известно, чго jtg представление состояло из двух частей. Первая называлась «Цветущее состояние империи в мирное время, сила и слава России в военное время». Вторая — «Богатство империи, почтение государства в чужестранных землях».
;А4Помимо маскарадов-шествий, начиная с Петра I и далее, во второй половине XVI11 века, царствующие особы любили проводить придворные увеселения - маскарады, которые по своей сути были костюмированными балами.
|41Вместе с Ф.Г. Волковым авторами сценарии -< Торжествующей Минервы» были А.П. Сумароков и М.М. Херасков.
|4''В этом утверждении автор ошибается. Можно предположить, что автор никогда не видел народных 1уляпии и празднеств, но это маловероятно. Скорее всего, этими словами Болотов хотел подчеркнуть необычность созданного Волковым эрслнша
'^Имеется в виду Екатерина II.
|4*Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков, в 3 т. — М.-Л.: Академия, 1931, Т. 2, с. 233—235.
''"Поскольку автором замысла наверняка был Волков, Сумароков и Херасков в этом триумвирате выступали как соанюры.
•''Надо полагать, что это были самодеятельные хоры. Это говорит о том, что Волков привлек к участию в этом массовом действе артистов из народа, или, как бы мы сегодня сказали, самодеятельность.
|ЧЖизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Т. 3, с. 214—216.
'"Надо полагать, что ранее режиссерами народных действ становились скоморохи.
|МТаким был уже упомянутый нами Московский общедоступный художественный театр.
1'"Среди последних особенно известными были: в Харькове — антрепренер Н Н Незлобии, в Самаре, а затем в Туле и Калуге — антрепренер А.А. Рассказов, в Воронеже потом в Рост one-на-Дону — антрепренер Н.Н. Синельников, в Нижнем Новгороде и Астрахани —антрепренер Н.И. Собольшиков-Самарин. в Киеве, а после в Одессе — антрепренер Н.Н, Соловцсн. Мы перечислили далеко не все города, где успешно действовали провинциальные театры, и, конечно, далеко не вес имена антрепренеров. Но и перечисленное позволяет говорить о необычайно широкой географии работающих в России, и особенно в конце XIX века, профессиональных театров.
И*К началу 30-х годов XIX века в России проводилось б.олее 1700 ярмарок.
'"Дмитриев Ю.А. Михаил Лснювскин. С. 11)4—195.
''"Там же. с. 216
И1)Будучи разносторонним режиссером, А.Я. Алексеев-Яковлевставил в театре «Развлечение и польза» спектакли, пантомимы, массовые представления.
"•"Прием явно заимствованныйиз мистсрпапьных действ. Вспомним педжснты.
"'Рид Д. 10 дней, которые потрясли мир. — М.: Госполитиздат, 1958, с. 30.
'«Елснина Р. Связной ревкома. — Московская правда. 1987, 1 ноября.
"•'Любопытно отмешть: it тех юродах, где были здания цирков, концерты-М1ПИН1 и проводились именно в них. Можно предположить, что это было вызвано не только размерами залов, бывшими тогда самыми вмести ильными, по еще и тем, что is восприятии широких народных масс цирк был одним из самых демократичных, доступных видов искусства. И это отношение невольно переносилось на цирковые здания. По неси вероятности, устроители концертов-митингов интуитивно, а можег быть, и сознательно (в наши дни при выборе помещения режиссер учитывает отношение зрителей к последнему), учитывали это особое отношение народа к цирку.
"•4Чудновскии М. Викторина Кршср. — М.: Искусство, 1964, с. 44.
"'•Цессвич Платон Иванович (1879-1958) народный артист РСФСР, русский артист оперы (.бас).
""Талицкии В.Л Театр моей юности. — Л.: Искуссшо, 1984, с. 83.
"Тенкин Д.М Массовые праздники. — М.: Просвещение. 1979.
"•*Юфит Л. Фак1ы, документы, история. — Театр. 1966, № 6.
"•''История советского театра в 6 т. — М.: Наука, 1966, Т. 3, с. 90
""Представление поставлено в дни работы 2-го конгресса 111 Интернационала. Следует заметить, что, несмотря на быстроту постановок массовых представлений и одноразовость исполнения большинства, многие из них, как и другие аштационныс произведения тех лет, оказались непреходящими ценностями своей эпохи.
"'Пиотровский А.И. Празднества 1920г. - В кн.: Пиотровский А.И. За советский театр. — Л.: 1925, с. 12—14.
|7:Эта особенность присуща и современным постановкам.
'"Организация массовых народных празднеств Речи и беседы пропагандиста, №16 — М.: Госиздат РСФСР, 1921.
|;4Всеволодский-Гсрнгросс В. История русского театра. — М.Л.: Теакинопсчать, 1929, Т. 2, с. 391
'^ЦГАЛИ СССР, ф. 645, оп. I, д. 480, л. 85. Копия.
'"•Радлов С. Октябрьская инсценировка на Неве. —Л.: 1928.
'"Толстой В.П. Искусство рожденное Октябрем. — и кн. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств — М.: Искусство. 1984, с. 11.
""Варзин Н. Тамбовский агитатор. - В кн. Актеры-агитаторы, бойцы.-М: ВТО, 1970, с. 152-156.
|79Там же с. 151
""'Покровский Б.А. Ступени профессии. — М. ВТО, 1984. с 24.
""Вестник театра 1919, № 22, 29 апредм-2 мая, l 3—4.
|К2ГАМО, ф. 880, оп. I, д. 5, л. 81. Копия Цит. по кн.: Советское декоративное искусство. Материалы и докумсшы. 1917—1932. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. — М.: Искусство, 1984, с. 131-132.
"'В 1987 году в постановке театрализованною торжественного представления-открытия праздника «День города» на Красной площади в Москве под руководством автора. В качестве режиссеров отдельных эпизодов были руководители художественных коллективов московских домов и дворцов культуры и студенты МГИКа.
""Либретто «К мировой коммуне» — Правда. 1920. 19 июля.
1К1РадловС Десять лет в театре. — Л.: Прибои, 1929.
'"ЦГОАР г. Ленинграда, Ф. 1000, ОП. 25, Д. 34, Л. 108.
шЦехновицср О. Празднества Революции. — Л.: 1983.
'«Фаллов С. Э. Десять лет в театре. -Л.: 1929, с. 238-244.
'*чСсгодня редко встречаются (если не сказать — вообще не встречаются) аллегорические предегавлсния.
|Ч"На характер, приемы изображения таких масок oipoMnoc влияние оказывали художники-i рафики тою времени, и прежде всего плакаты окон РОСТА.
''"Пиотровский А. Хроника Ленинградских праздников 1919—1922 гг. В сб. Массовые празднества — Л/ Чкадсмия. 1926.
1ч:На банковском билете достоинством в К) рублей (червонце) было напечатано изображение известной скульптуры И Шадра «Сеятель».
т«Коллсктив массовых действии» осуществил целый ряд и других постановок, посвященных текущему моменту.
'^Представление состоялось 22 января 1922 года в Красном зале Выборгского райсовета.
|1ЬПиотровский А. Праздники революции.
'•"•Щеглов Д. У истоков. - В сб. У мешков. - М.: ВТО, 1960, с. 109.
|Ч7Пролеткультовцы считали, что такая их позиция имеет принципиально положи кмьную сторону — она приобщает к искусству массы трудящихся.
тЭти сонеты даны Дм. Щегловым, руководителем театральной сгудии Пстрофадского Пролеткульта. — Цит. по кн. У истоков. — М : ВТО, 1960, с. 41.
|Ч9Как ни странно, но и сеюдня в !сорстимсских изысканиях, касающихся массовых форм Нетрадиционною театра, в частности массовых театрализованных представлении, можно сюлкнуться, правда, в завуалированном виде и другом повороте с рецидивом этой теории. Некоторые тсорешки объясняют почти полное отсутствие созданных профессиональными драма!ур!ами сценариев массовых представлений особенностью жанра. Хотя эю явление вызвано ор!анизацион-ными трудностями
:""Может быть сохранившиеся подспудно воспоминания, а скорее ощущения, позволили автору осуществить в Рязани театрализованное шествие-демонстрацию, посвященное 50-лсгию комсомола
1ЩО самом предегавлепин чуть позже.
'"-Такие физкультурные парады проводились и и друг их городах, в частности, в столицах всех республик.
21Г'Извсстнып псслсдовагель средневековой культуры М.П.Бахтин вообще считал карнавал единственным всенародным праздником, который зачастую противостоит официальным торжествам.
'"••Практически с первых дней войны профессиональные артисты совместно с армейской художественной самодеятельностью стали выступать даже на передовой перед воинским частями.
-'пБолсе подробно о фронтовых бригадах можно прочесть в кн. Рубб А.А. Публицистический театр 1917—1980 годов. Виды и формы. Поиски и находки. — М.: Российский институт переподготовки работников культуры, искусства и туризма. 1996, ч. 3.
1("'Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. — М.: АПН, 1983 (изд. 5).
3(|7Кноблок Б.Г. Грани признания. - М. ВТО, 1986, с.367.
-""Как правило, массовые стадионные театрализованные представления для зрителей были зрелищем бесплатным.
^'Всего с 1947 по 1985 год включительно было проведено 12 Всемирных фестивалей молодежи и студентов.
'"'Кноблок Г.Б. Грани признания, - М.: ВТО, 1986, с. 385-391, 400-401.
;|1К сожалению, свою лепту is то, чю в большинство этих «праздников» не отличались орипшальностью сценариев, неожиданностью режиссерских решении, самостоятельностью, внесли выходившие в тс годы многочисленные пособия, сборники статей, различные методические указания, которые но существу для каждого вида мероприятий публиковали примерные сценарии, носiроенные по одной и той же схеме.
"•''Многие годы членом этого Совета был автор «Размышлений».
:пИосиф Михаилович был постановщиком практически всех Всемирных фестивалей молодежи и студентов, О|крытия и закрытия XXII Олимпийских игр в Москве в 1980 году, постановщиком большого числа торжественных театрализованных концертов на сцене Кремлевского Дворца съездов и многих ;ipyi их массовых действ.
""Некоторые авторы книг о массовых театрализованных представлениях и праздниках отсчет этой традиции ведут с 1947 года, когда праздновалось 800-летие Москвы. Но до начала 50-х годов такие праздники были единичными явлениями.
-^Орлеанский А. «Алые паруса». В к и Театрализованные праздники и зрелища 1964—1972. — М.: Искусство, 1976, с. 72-76.
""•Калинин И.Е. Записки клубника. — Псков, 1995, с 134
"'Тснкин Д.М. 900 блокадных дней. В кн. Театрализованныепраздники и зрелища 1964—1972. — М.: Искуеспю, 1976, с. 89-97.
7|<*Мы еще вернемся к работам А.Д. Силина.
-'•'Торжественные представления реквиемы проводились и проводятся во многих городах страны. Здесь и реквием на Мамаевом кургане в Волгограде, и в Брестской крепости, и в Xaiunn, и в Одессе у могилы Неизвестного солдата, и во ммошх дру[нх, связанных с Отечественной войной памятных местах.
-"Часто понятие «театрализованный концерт» употребляется, имея в виду музыкально-литературную композицию или концерт, который кроме специально написанною Продок! никаких элементов театрализации не имеет, или наличие в нем сцен из спектаклей.
"'Такие концерты принято называть «!еатралпзованныи тематический концерт».
'"Постановочная группа была создана за юд до начала Олимпийских игр, как только было вынесено решение МО К о проведении Игр
в Москве. Председателем Оргкомитета был назначен зампред Совета министров СССР, председатель Госстроя СССР И.Т. Новиков.
"•Заместитель главною режиссера - народный артист Украины и России М. Ошсровский,ыавпыи режиссер по спортивной части - народный артист России Б. Петров манный балетмейстер - народный артист СССР М. Годенко, главный режиссер фона — лауреат Госпрсмии СССР Л. Немчик, композитор - народная артистка СССР А. Пахмутова, главный дирижер и музыкальный руководитель — народный артист СССР О. Димитриади, главный \ормсис!Ср — народный артист СССР В. Соколов, тайный художник - Р Казачек
114Тут И.Т. Новиков не совсем точен. Этот юржсствснныи проезд трех ведомых юношами древнегреческих квадрш с девушками-возницами не только олицетворял преемственность олимпийского движения, но и был как бы восстановлением начала древнегреческих конных ристалищ.
^Медвежонок был официальнымталисманом ХХ11 Олимпийских игр в Москве. Его автором был художник В. Чижиков.
"'•Новиков И Т Олимпийскиймеридиан Москвы. — М.: Физкультура и спорт. 1983, с. 85—86.
-:7В средствах массовой информациион назывался «Первый День города Москвы». Но справс;пнвости ради следует вспомнить, что первый День города в Москве должен был состояться 22 июня 1941 года.
'"Впервые прием «наплывов» одного места действия в другое, одного эпизода на другой был осуществлен режиссером М.В. Сокольским в спектаклях лснишрадскою ТРАМа в 1925 году.
"•Только перечисление его современных видов и жанров может занимать не одну строчку в общем списке сценических искусств.
П"В наше время массовые театрализованные представления осуществляемся прежде всего как самостоятельное действо, которое в конце XX века чаще всего становилось синонимом праздника. Весьма часто эта форма массового театра использовалась в качестве кульминации того или иного праздника.
'"Конечно, к Театру массовых форм относятся и карнавалы Но попытки сделать это действо традиционным, с нашей точки зрения, так и не увенчаюсь успехом.
•^Стремление выиш на площадь было вызвано желанием найти в истоках театра ответ на многие вопросы, которые стояли тогда, да и теперь стоят, перед современным Театром. Не случайно в массовых представлениях мы часто видим элементы балагана, обряда и ритуала.
-"Вообще же стремление театра выши на площадь — традиция, идущая с давних времен.
211Охлопков Н.П. О сценических площадках — М.: Театр, № 1, 1959.
-''Силин А.Д. Специфика работы режиссера при иосчановкс массовых театрализованных представлении под открышм небом и на нетрадиционных сценических площадках. — М1 ВИПКРК, 1987,4 1,с 16.
-"Театрализация подразумевает использование приемов и выразительных средств Театра: сценическое действие, создание сценической атмосферы, мизансцснированис и т.п. ко имя создания художественного образа. (Иногда приемы театрализации бывают парадоксальными) В то же время театрализация не можег быть самоцелью режиссера.
217Втом числе и таким где номера подчинены какой-либо теме. Например, творчеству определенного композитора.
21*Во многих языках название нерабочею дня связано с его сакральным, то есть религиозным, духовным содержанием.
71чДаль В.И. Толковый словарь живою великорусского языка. -М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1955. Т 3, с. 381
~4"Ссров С.Я. Календарный праздник и ею место в европейской культуре. В сб. Календарные обряды и обычаи в сiранах зарубежной Европы. - М.: Наука, 1983, с. 39
2"Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса — М.: с. 11
24-Там же. С. 12.
'41Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. -М.: Наука, 1978, с. 177.
-'•"Луначарский А.В. О театре и драматур! пи Т. 1,с. 196.
24>В праздниках оформление, как правило, носит шутливый характер.
24ЬГенкин Д.М. Массовые праздники — М/ Просвещение,1975. с. 91.
г47Совстский энциклопедический словарь. — М. 1989, с. 1064
24*Даль В. Толковый словарь живою великорусского языка. — М. 1955. Т 3, с. 389.
:4'Я обращаю на это внимание, прежде всею потому, что считаю: в каждом понятии содержится не только содержание и форма, но и жанровая, видовая специфика.
25<)Под определением «монументальное по форме» я понимаю укрупненный стиль сценическою действия, который создастся отбором определенных выразительных и постановочных средств, присущих монументальному искусству.
"'«Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнею» и jipyinv
шСмнльгисЭ. Всб. Массовые праздники и зрелища. — М.: Искусство, 1961, с. 188.
'-''Более подробно обо всем зтом — разговор дальше.
-"Розовский М.Г. Режиссер зрелища. — М.: Советская Россия, 1973, с. 21.
-"Одна из которых, драматург знакомый с особенностями и законами массовых представлении — явление весьма редкое.
"'•Правда, им всем был не чужд и литературный дар. Но даже в том случае, koi,m режиссер не «владеет пером», то все равно в основе созданного л in оратором или группой л итераторов сценария лежит замысел режиссера
:'тЮрснсв Р Александр Довженко. — М.: 1959, с. 30.
^"Пиотровский А Театр, Кино, Жизнь. —Л. 1969, с. 93.
'-'Там же, с 95.
''''Лауреат Гос>дарс1 ценной премии СССР, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Анатолии Дмитриевич Силин, пожалуй, один из самых востребованныхрежиссеров-авторов, постановщиков различных массовых представлений и праздников в конне XX и начале XXI веков Неудивительно, что в качестве современных примеров чаще всею используется ею творчсспю
3(>|Силин А.Д Площади -- наши палитры. — М.: Советская Россия, 1982, с 64
^Любопытно,что солирующий актер чаще всего является только представителем массы, выразителем взглядов какой-то большой группы людей или типичным, легко узнаваемым героем своею времени, или символическим аллсюрическим персонажем.
-'''Роден О. Сборник статей о творчестве. — М.: 1960, с. 59.
'"Речь идет не о бесконфликтности и не об отсутствии действенной линии, а о совершенно другой природе конфликта,построенной чаше всего на борьбе заранее известных противоречий или столкновении жанров, или строится на столкновении происходящего на сцене и происходящем действии на киноэкране как разоблачение первого.
^Кульминациямассовою представления — наиболее значимая эмоциональная вершина, к которой стремится все дсистиис.
-'•'•Ромм М.И Беседы о кинорсжиссурс. — М. 1975. с 210.
2('"Эпизодом массового представления может быть и отдельный масштабный номер.
1(АОтбор номеров для каждого эпизода диктуемся режиссерским замыслом массового представления. Критерием отбора служат: его художественное достоинство, свежесть и неожиданность решения и возможность его пластического решения.
''•''Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре гсафализованных представлений. — М.: Советская России, 1977, с. 28.
""Иногда поэтому режиссеру приходится в какой-то мере перерабатывать или сокращать отбираемые но