Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Монтировочная репетиция



Но прежде несколько слов о еще одной очень важной репети­ции, которая предшествует сводной. Я имею в виду моптировочную репетицию, или, как ее называют, «монтировку». Задача этой репетиции ничем не отличается от монтировочной репетиции в театре: установить, собрать и подогнать (смонтировать) все эл­ементы оформления массового представления То есть отработать все, что связано с оформлением и технической стороной предста­вления, и окончательно определить декорационное и световое ре­шение представления (на что и в театре уходит львиная доля репе­тиции). Дело в другом: в ее специфических условиях и масштабах, вызванных нестандартным, офомным по сравнению с театраль­ной сценой сценическим пространством, не имеющим стандарт­ного технического оборудования, да еше порой с архитектурными и ландшафтными особенностях!п.

Если театральная сцена имес! одежду сцены (кулисы, падуги, занавесы), штанкетные подъемы и т.п., дающие возможность в нужный по ходу действия моментчю-ю поднял.,, что-то опустить, сменить часть декораций, то в сценическом пространстве, в кото­ром разворачивается массовое действо, как правило, этого просто нет. Поэтому монтировочная репетиция массовою представления - это не просто установка, а чаще всею строительство (сборка из привезенных деталей) различных сценических площадок, стан­ков, ступеней, пандусов, усидповка специальных подъемных меха­низмов, осветительной аппаратуры и всех необходимых декора­ционных и других элементов, не только создающих зрительный образ массового представлении, но и помюляюших вести на этом сценическом пространстве непрерывное действие.147

Сводная репетиция

Нетрудно понять, почему только после монтировочной репе­тиции проводится репетиция сводная.

Уже само название говорит о ее содержании. Собственно, все, что наработано, найдено, определено, утверждено режиссером-постановщиком и постановочной группой в процессе предше­ствующих репетиций исполнителями, техническими и прочими службами, впервые проходится подряд от начала до конца. Имен­но на этой репетиции (или есть возможность — этих репетиций) вводятся все постановочные компоненты.ш В том числе оформле­ние и реквизит, которые обычно к этому моменту уже готовы.

Как правило, «сводная репетиция» массового представления, в отличие от репетиции спектакля, весьма долгая1"1' — с постоянны­ми остановками для уточнения и поправок. Поначалу все не ладит­ся, вроде бы даже все разваливается. Это закономерно. Ведь впер­вые все службы, обеспечивающие представление, работают вместе, одновременно. Им надо приладиться друг к другу и к исполните­лям. Недаром первую сводную реиепщию называют «адовой».

Кажется, что ей нет конца и края. Здесь делается все — стыку­ются, переходя ог эпизода к эпизоду, вводятся сводные номера, окончательно уточняется световая и звуковая парштуры, все мон­тажные (в том числе и монтировочные) переходы, выверяется оформление и т.д. и т.п. Словом, проверяются в действии все эл­ементы, создающие целое тын образ массового представления. Иначе говоря, впервые собрано все представление

Кстати, чаще всего всю массу исполнителей режиссер-поста­новщик видит впервые именно па хгои репетиции

Само собой разумеется, что только после того, как все пред­ставление пройдено от начала и до копна, все учасшики (испол­нители и службы) практически начинают понимать свой «маневр» в общем действии. Но, как эю ни покажется неестественным, представление еще не родилось. Происходит это только на про­гонных репетициях.

Прогонные репетиции

Именно па этих репетициях режиссер наглядно видит все до­стоинства и недостатки содеянного им. Именно на этих репети­циях, вернее, уже па первой из них. обнаруживаются (если они есть) ненужные паузы, затяжки действия, ритмические «дыры», то есть выверяется ритм эпизодов, их смены, устанавливается темп представления и т.д. Словом, во время прогонных репетиций (а их, как правило, меньше двух практически не бывает) окончательно шлифуется все представление и впервые возникает сценическая атмосфера. Собственно, именно на прогонных репетициях стано­вится зримым результат проделанной режиссером и постановоч­ной группой работы по созданию представления.

Нечего и говорить, что успех этих репетиции зависит от того, как они организованы, оттого, насколько на прогонах четко рабо­тают все службы. Знаменательно и го, чк> именно на прогонных репетициях происходит окончательная шлифовка всего предста­вления, закрепляется его правильный темпоршм и верная сцени­ческая атмосфера.

А дальше — известное дело — генеральная репетиция и...

Да! Само представление!

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ

Казалось бы, на этом «Размышления» об особенностях созда­ния массового театрализованного представления и ею особенно­стях можно было бы закончить, если бы не одно весьма важное об­стоятельство, связанное именно с тем, от чего по многом зависит успех у зрителей этою вида, как и других видов. Нетрадиционно­го театра — от продуманности и оркшизации управления ходом представления, во многом отличающееся от оркшизации управле­ния ходом традиционного спектакля.

Не секрет, что от четкости работы центрального поста упра­вления, откуда осуществляется руководство представлением, во­обще зависит многое. Например, своевременность выхода той или другой группы исполнителей, и прежде всего участников массо­вых сцен, синхронность их действий, смена фонов, включение тех или других спецэффектов и г.д. А если к этому прибавить четкость и слаженность работы всех вспомогательных служб, то становится понятным, от кого и чет о зависят слаженность и темпоритм иду­щего представления.

Обычно вопросы управления продумываются еще при созда­нии партитуры представления (темпы отдельных эпизодов, про­должительность nayj, стоп-кадров, момсшы смены картинок фо­на и т.д.).

Осуществляя постановку этого массового представления (как, между прочим, и других),черезвычайно подробно была продумана схемыа организации управления и связи, в котором помимо чле­нов художественно-постановочной группы было привлечено бо­лее 55 человек.

Удивительное дело, вспоминаю, как было устроено управление этим представлением, а и iолове все время мысль: если исключить современные способы связи, то такои же принцип построения упра­вления был еше в 1920-е годы, когда осуществлялись вошедшие в историю советского театра массовые постановки в Петрограде.

Из воспоминаний свидетелей становится ясно, что уже тогда управление всем действием представления велось с центрального пункта, где располагался главный штаб и куда сходились все нити представления. Отсюда по команде руководителя-режиссера один эпизод представления сменялся другим. Для передачи команд ис­пользовались самые различные средства связи: от телефонной до зрительной (флажки, плакаты с порядковыми цифрами, звонки и т.д.) по заранее обговоренной и установленной отделом связи схе­ме. Позволю себе привести отрывок из книги постановщика одно­го из таких представлении режиссера С. Радлова «Десять лет в те­атре». Вот, что он пишет: «Начинается спектакль. Мы на капитан­ском мостике около Невы и против Биржи. В наших руках флаги, телефоны. Элекфические звонки. На ступени Биржи выходят ак­теры. Я нажимаю звонок. И они садятся послушно. Я выдерживаю паузу, ту самую, точно ту самую, какую мне нужно, звоню еще раз. И они снимают шляпы. Еще — и раскрываются книги...»140 Есте­ственно, что при таком способе ведения представления, да еще при отсутствии твердого текста (существовал только ею каркас) его темп, длительность пауз, появление световых и звуковых эф­фектов зависели от воли ведущего режиссера, который «дирижи­ровал» всем течением представления.

Вот, пожалуй, все, чю мне хотелось сказать, раздумывая об организационно-творческой работе режиссера, ставящего массо­вое представление.

Глава X

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Заканчивая «Размышления» о возникновении, становлении, развитии Нетрадиционного театра, Театра массовых форм, и в частности об одном из основополагающем его виде — массовых театрализованных представлениях, об особенности их драматургии, их режиссуры, невольно возникает желание осмыслить, как бы по­дытожить все, о чем говорилось на страницах этой книги.

Прежде всего, в результате этих рассуждений я еще больше утвердился втом, что Нетрадиционный театр, Театр массовых форм, при всех его особенностях и отличиях — одна из полноправных и равноценных ветвей искусства Театра, театральною искусства.

Глубоко осознанное стремление выйти на площадь к огром­ной аудитории, говорить народу о великих свершениях самого на­рода, о Мире, Свободе, Равенстве, Братстве, говорить о судьбах народа, о его героических делах всегда отличало подлинного ре­жиссера-художника. Так же. как умение чутко ощушать. чем се-годня живет общество, что это общество волнует

Несмотря на все разнообразие видов и форм Нетрадиционно­го 1еатра, его драматургия, ею режиссура, являясь частью общего теафального дела, в своей основе on ал ки вас i см от тех же творче­ских и художественных принципов, тсч же законов, что и всякое другое искусство Театра. Вот почему в данных «Размышлениях» я рассматривал искусство Нетрадиционного театра, и в частности массовых представлений, как часть общего опьпа всего Театра.

В ходе раздумий о судьбе этой ветви Театра мне очень важно было подчеркнуть, что становление и развитие массовых театра­лизованных представлении, динамика их развития, самым тесным образом связана с политическими, социальными преобразования­ми общества, с общественным развитием страны, с устремления­ми передовой, прогрессивной части общества и его эстетических воззрений. К любому массовому представлению, массовому дей­ству нельзя подходить в отрыве от исторической обстановки.

В массовых героических представлениях-зрелищах (а массо­вые формы театра — это искусство героическое), с их масштабно­стью, монументальностью, эпической силой, в образно-художе­ственном воплощении выразилось оптимистическое восприятие народом свершившегося революционного преобразования. Наи­более ярко это проявилось в празднествах Великой Франц>зскои революции, а в России — в годы после Октябрьской революции.

когда со всей силой выявилась снромная тяга победившего народа к массовым представлениям, чтобы выразить свое отношение к свершившемуся. Не случайно первое слово в истории массовых представлении в нашей стране в послереволюционные годы суж­дено было сказать Петрограду, а затем Москве и другим городам послереволюционной России. Хотя не так уж трудно заметить, что в «Размышлениях» речь идет лишь о тех постановках, в которых, с моей точки зрения, с большей полнотой выразились особенности массовых представлении и праздников тех лет, поскольку и тогда и позже были массовые представления, весьма далекие от умения постановщика интересно, впечатляюще раскрывать все величие, всю глубину события из истории нашей страны

Массовое представление — это подлинно народное действо, истоки которого, несомненно, лежат в самых различных праздни­ках; это действо, вобравшее и себя многовековой опыт мирового театра, и, прежде всею, площадного театра.

Массовое представление — это не сборник разных видов и жан­ров искусств, это зрелище-действо, в котором все виды и жанры ор-1анически сплавлены в сiройное полифоническое, единое, яркое, зрелищное сценическое прои знедение. Не случайно режиссуру мас­совых представлении называют «живописной режиссурой».

Именно «живописной». Как нетрудно было заметить, читая данные размышления и рассуждения, что у искусства Театра массо­вых форм гораздо больше возможностей, чем, скажем, у театра, или кино, или телевидения. Не могу удержаться, чтобы не привести по этому поводу еще одно знаменательное высказывание Б.Г. Кнобло-ка, человека весьма сведущего в этом виде сценического искусства: «Как же мал диапазон каждого искусства в сравнении с поистине безграничными возможностями искусства массовых народных празднеств, представлении, фестивалей »'"

Созданный режиссером-автором сценарии будущего предста­вления (а это непреложный факт, присущий большинству видов и жанров Нетрадиционного театра) по своему существу, по своей драматургии есть театрализация (инсценировка) либо мифа, либо предания, либо явления, либо события, дающая возможность превратитьею (миф, предание, явление, собыше) в сценическое дей­ствие, в сценическое произведение. Друшми словами, драматур­гии массового представления всегда есть драма ivpi ия какою-либо события. Глобальность события, ею темы, являясь существом со­держания массового представления, неуклонно требует постоян­ною поиска самых разнообразных выразшельных средств При­чем тематическому и жанроио-спиисшческом) решению драма­тургии представления подчиняется вся его структура. И выражает­ся она тоже сплавом старых, переосмысленных режиссурой форм с новыми формами, образуя тем самым повое, качественно само­стоятельное произведение, отвечающее эстетическим требова­ниям современности.

Еще один из выводов, касающихся ,ip«i\iuiypi ии массовых представлений, напрашивается сам собой Режиссер-авторуже на уровне создания сценария, в поисках (через сюжетный ход, сквоз­ное действие, содержание каждого эпизода, сценической атмо­сферы представления) наиболее точною и яркою выражения те­мы и идеи представления вюргастся во все виды и жанры ис­кусств. А это означает, что в сценарии массовою представления еше на уровне его создания закладывается синтетичность предста­вления. Таким образом, — и это тоже становится ясно — сценарий массового представления есть сценарии синтетического действа.

Другой вывод из всего рассуждения о судьбе Нетрадиционно­го театра, и особенно его истории, заключается в том, что к нача­лу 1980-х годов массовые представления получили широкое и многообразное воплощение в чудожесшеппо убедительных сце­нических действиях Именно в те юды формы и жанры массовых представлений, их диапазон постоянно расширялся Появились новые тенденции в их развитии Влияние массовых представле­ний, метод превращения того иди друюю события, той или дру­гой темы в сценическое действие, как можно было заметить, полу­чил широкое распространение Более того, становится понятным, что именно в те годы массовые деисгва, их самые различные фор­мы существенно расширили границы искусства Нетрадиционною театра. Пожалуй, именно те годы были [ворческои и организационной вершимой, инком в развитии и жизни Нетрадиционного театра в России. Стала ярко проявляться плодотворность взаимо­действия обоих ветвей искусства Театра. Именно в эти годы, как нетрудно заметить, массовый Театр обретал новые формы. Вспом­ним: здесь и шествия-манифестации, ипредставления в форме митингов, и попытки создать карнавальные шествия и т.д. В те го­ды жанр массовых представлений, массовых действ постоянно расширялся. Постоянно обновлялась динамическая форма образ­ного воплощения представлений. Появились новые тенденции в их развитии. Влияние массовых представлений, метод театрализа­ции того или иного действа той или иной темы вообще получил широкое распространение. Ведь массовые формы существенно расширили фашшы искусства Театра. Массовый театр в те годы был боевым, острым, одновременно обращавшимся к огромным массам зрителем.юатром, говорившим о проблемах мира, народа, жизни, истории страны.

Конечно, огромную роль в его развитии сыграл и приток в те же послевоенные годы многих профессиональныхтеатральных режиссеров, художников, балетмейстеров, повлекший за собой заметный рост уровня массовых действ и оказавший заметное влияние на рост художественного мастерства многочисленной армии их постановщиков.

Коль скоро я подвожу итоги своих размышлений о становле­нии, развитии и становлении Нетрадиционного театра, я не могу не назвать вновь имена тех постановщиков, кто сыграл огромную роль в его утверждении как на Западе, так и в России.

Вторжение в XX веке выдающихся режиссеров театра (на За­паде — Э. Пискатора, П. Брука, П Шумана, Р. Оссеина; в России -В. Мейерхольда, С. Радлова, М. Туманова, Н. Петрова, Э. Смиль-гиса, Е. Гершупн, Г. Товстоногова, Л. Силина и многих других), ре­жиссеров кино — С. Юткевича), художников — М. Ладура, Б. Кно-блока, А. Малькова, Р. Казачекаи других, балетмейстеров— П. Вир-ского, И. Моисеева, М. Годенко, Т Устиновой во все виды и жанры Нетрадиционною театра, создавших грандиозные представления и сказавших своей практикой новое слово в постановочных прие­мах, не могло не обогатить, и значительно обокггило, его (Нетра­диционного театра) художественно-творческие возможности

Конечно, за последние восемь десятилетии прошлого XX века в истории массовых представлений были периоды то большей, то меньшей его активности. Но творческий поиск режиссеров прак­тически не прерывался. Был накоплен огромный творческий и ор­ганизационный опыт. Зрелым стало сценарно-режиссерское ма­стерство, значительно расширилась режиссерская палитра, кото­рая стала использовать в массовых представлениях новейшие до­стижения науки и техники; видоизменилась и форма массовых представлений. Огромное влияние на развитие драматургических особенностей массовых представлении того времени оказало по­явление в те годы больших, чаше всего нетрадиционных сцениче­ских площадок, таких, как стадионы, Дворцы спорта. Зеленые те­атры, с их круговым обзором, многотысячной зрительской аудито­рией. Не случайно в «Размышлениях» я постоянно подчеркивал, сколько же самых разнообразных выразительных средств, сколько еще возможностей таило в себе искусство массовых представле­ний, массовых действ. И это наиболее ярко показало Открытие и Закрытие Олимпийских игр в Москве летом 1980 года.

В то же время — и это я тоже подчеркивал — именно в 1980-е го­ды, и особенно в их конце, в массовых представлениях, посвящен­ных юбилейным датам всевозможных событий, сложился целый ряд штампов, которые не могли не привесш к отрииательномч вос­приятию таких действ.

К сожалению, приходится констатировать, чгю историки те­атра практически не уделяли, да и до сих пор не уделяют достаточ­ного внимания этому виду театрального искусства, вобравшего в себя и основополагающие выразительные среде 1ва драматическо­го театра, и искусства эстрады, цирка, и приемы искусства кино и многих других искусств, создав тем самым особый синтетический вид сценического искусства, особый самостоятельный вид Театра. Еще в 30-е годы XXвека С.М. Эизепппеии подчеркивал, что «те­атральное искусство героического плана и форм большого народного зрелища, к сожалению, у нас еще не заняло тою места, на ко­торое оно вправе пре1еидовать. Все необходимые предпосылки для появления шкою leaipa, который, не копируя форм и прие­мов древне!реческого гетра, выполнял бы такую же большую воспитательную роль, у нас налицо И совершенно непонятно то равнодушие, коюрым окружена самая проблема ор!анизации та­кого театра»'':

Уже со второй половины 1980-х годов и самого начала 1990-х, а точнее, с 1991 года, когда произошел развал Советского Союза, Нетрадиционный театр стал стремительно уступать завоеванные позиции. За прошедшее десятилетие ишерес к Театру массовых форм значительно снизился Мноюе из того, ч го было найдено и эффектно использовалось на протяжении многих лег (с 1950-х и до конца 1980-х юдон) в драмагурши, да и в самом сценическом действии, в сценографии,кос номах, в использовании таких выра­зительных средств, как плакат, маски, куклы, условный стилизо­ванный костюм и in, ссюдняшнеи режиссурой и художниками забыто, практически не используется. Может быть, посчиталось ненужным, а может быть, и неведомо. Кго его знает?

Антикварной редкостью стали проникнутые гражданским пафосом представления на стадионах, массовые спектакли в Зеленых театрах и друг не массовые действа. Их заменили недо­ступные рядовому зрителю, человеку среднего достатка, гран­диозные, эффектные, но порой не отличающиеся вкусом и вы­соким профессионализмом различные презентации, корпора­тивные мероприятия Все крупнейшие плошадки, особенно в Москве и Петербурге, отданы на откуп так называемым «кон­цертам звезд», с участием в большинстве своем ненадолго вспыхивающих эстрадных звезд, раскручиваемых дельцами от шоу-бизнеса. Массовые представления уступили свое место коммерческим зрелищам Коммерциализация искусства прак­тически охватила все ею области. Да и традиционный театр то­же стал испытывать заметные трудности. Появлению огромно­го числа частных антреприз, как мне представляется, мы обяза­ны не только появившейся свободе творческого выражения, но и возникшей возможности перестать драматическим актерам вести нищенскую жизнь.

Ведь расцвет и упадок Нетрадиционного театра, Театра массо­вых форм, преобладание в нем тех или других тенденции, его роль как определенного зрелища в духовной жизни связан с особенно­стями развития этого общества. А впрочем, чего сетовать: какие мы — такое сегодня и искусство

И все же, несмотря на нынешнее весьма не!авидное состоя­ние массовых представлении как одного из основных видов Не­традиционною театра, Театра массовых форм, несмотря на про­блему профессиональных творческих кадров режиссуры этого ви­да сценического искусства, я верю в то, что, основываясь на на­копленные опыт, знания за mhoi ие годы существования Нетради­ционного театра, Театра массовых форм, творчески их переосмы­сливая, будущие режиссеры массовых представлении, существен­но обогатив этот вид сценическою искусе та. откроют новую страницу его истории

В какой-то мере свидетельство том\ — социологические ис­следования последнего времени, коюрые отмечают вошикшую в народе тягу ктем сценическим формам, которые вопреки модным выкрутасам многих сегодняшних режиссеров несут в себе реаль­ные, в том числе и исторические события, в противовес демон­страции ужасов, убийств, которые, к сожалению, уже в конце 1980-х годов начали свое шествие по стране

Мне могут возразить, мол, моя вера ни па чем не основана, так как я все время подчеркивал — и это подтверждено историей Театра массовых форм и историей массовых представлении, — что их возрождение и расцвет всегда был связан с революционными преобразованиями общества. Но это как понимав «революцион­ное преобразование общества» как вооруженную борьб}, когда на смену одному общественному строю приходит другой? Или под «революционным преобразованием» понимать коренное измене­ние идеалов, осознанное неприятие обществом отрицательных сторон семидесятилетней истории нашей страны, избавление (да, мирным путем!) от деспотизма, террора правящей верхушки, прикрытых самой, казалось бы,передовой, гуманистической фразео­логией? Я именно так понимаю свершившееся десять лет тому на­зад, по сути, мирное, пусть не всегда осознанное, коренное преоб­разование страны. Да, с издержками, да, с периодом «первона­чального накопления», да, с расслоением общества. Но для меня все это как детская болезнь, как корь. Это надо пережить.

Будучи оптимистом, я верю, во всяком случае надеюсь, что на этом история Нетрадиционного театра не закончилась и не за­кончится.

Я верю, что недалеко то время, когда на огромном сцениче­ском пространстве кто-нибудь из молодых режиссеров осуще­ствит массовое действо, темой и основой зрелища которого, будет, скажем, 9-я симфония Бетховена. Вот почему я позволяю себе ду­мать, что «Размышления» не только дадут читателю представление о истоках, становлении, развитии Нетрадиционного театра. Те­атра массовых форм, в частности массовых представлений, но и в будущем явятся толчком для возрождения жизни такого Театра.

Я верю — грядет обновление. Залогом того — снова пробуж­дающийся интерес к массовому зрелищу. Люди стосковались по праздничному действу, говорящему о Человеке и прославляющему Мир и Добро, героическую историю нашей страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Лсви В. - М., Театр, 1977, № II, с. 85.

-Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница» Сочинения. - М.: ОГИЗ, 1949, с. 763.

'Надо заметить, что диапазоны зрительных возможностей в 70—80 годы XXиска необычайно расширились, даже по сравнению с 50-ми годами этого же века.

аРитуал — исторически сложившаяся форма сложного символи­ческого поведения, упорядоченная система действий. В древних ре­лигиях служит главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества.

большинство опубликованных работ о массовых представлениях и праздниках либо посвящены их пересказу, либо обмену опытом.

''Вера — убежденность, уверенность человека в чем-нибудь, в ком-нибудь, убежденность в существование бога, Верование — рели­гиозное представление (Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1981, с. 67.)

Юбряд — введенный обычай, порядок в чем-либо; внешняя об­становка какого-либо действия условными околичностями; церемо­ния; «чин». Даль В.И. Толковый словарь живого русскою языка. В 4 т. М., 1955, 2 т., с. 618, 619.

*Миф (англ.) — народное предание, народная мудрость, создан­ная безымянными авторами. Повествование, передаваемое из уст в уста; (греч) — предание, сказание, повествование о богах и героях, отражающее фантастическое представление людей о мире, природе и человеческом бытие.

''Миф народов мира. Энциклопедия. В 2 т. — М.: Советская энци­клопедия, 1980. Т. I.e. 14.

'"Пифон — чудовищный змей, порождение Геи. Аполлон, разы­скивая место для оракула, пришел в долину, охранявшуюся Пифо­ном, убил его и основал на этом месте Дельфийский оракул.

"Почитание земли было свойственно веем земледельческим на­родам древности. Земля считалась первоначалом жизни, матерью все­го сущего, которое в конечном счете возвращается в лоно земли.

12Дрсвнсгреческая верхняя женская одежда без рукавов, на кото­рой изображались подвиги Афродиты в борьбе с Гигантами.

пЭлсвсин — название города по имени одного из героев древне­греческого мифа — царя Элсвсина. «Элевсинии» - аграрные праздне­ства в честь богини Дсмстры, которые происходили в этом городе. В этом празднике было множество таинственных обрядов

|4По имени боы Линея, олицетворявшего силы природы.

ИК сожалению, как правило, нам известно лишь содержание эт­их и других древне! рсческих праздников, а о том, как они проходили, действия участников в тог или другой момент праздника, их постано­вочное решение, сведении обо всем этом практически нет

'^Большинство праздников в Древней Греции носило характер со­стязаний и игр Вообще, праздники в Древней Греции были весьма популярной формой препровождения времени.

"Хороводы были традицией и в Древней Спарте Они были нео­тъемлемой частью Олимпийских игр. Как можно будет увидеть даль­ше, хороводы были частью почти всех древнерусских праздников и сохранились и нарочном, да и не только в народном, творчестве до наших дней.

"Подошедшему чо нас мпф\, чри брата-близнеца Горации, чтобы закончить воину, вызвали на поединок своих двоюродных братьев Курнациев, сражавшихся во вражеском войске. Во время поединка двое Горациев были убиты. Но третий — Публии Горации — одержал победу над Курнациями, добыв тем самым победу Риму

Второй миф гласил: юноша Муций Сцсвола проник в лагерь этрусского царя Порссны в надежде убить его Но был пойман. Чтобы доказать стойкость римских юношей, он сжег себе руку на очаге в присутствии Порсены.

"Мадона А.Н. Цит. по кн. Казимсжа Жигульскою «Праздники и культура» - М., Прогресс, 1985, с. 206-207.

111 Риту ai — совокупность обрядов всякого культа, составляющие его внешнее выражении; исторически сложившаяся форма сложно­го символического поведения: упорядоченная система действии, це­ремония.

?1Так как культ Кибелы был одним из наиболее грубых, Сенат за­претил римским гражданам быть жрецами Великой матери А в 286 году н.э. этот культ Сенатом был запрещен.

"У сенаторов эта кайма была широкой, и они носили башмаки с четырьмя ремнями. На пальце они носили золотое кольцо. Импера­торы носили пурпурные тоги.

31Семь холмов, на которых расположен Рим, носят названия: Ка­питолийский, Авснтинскии, Палатинскии, Квиринальный, Вини-мальныи, Эквилинскии, Пслиискии

?4Жигульскии Казимсж Праздники и культура — М : Прогресс, 1985, с. 195

л-Мыщкин М А История древнею Рима — М ОГИЗ, с 99

Санчурскии Н.В- Римские древности — М ; МГУ, 1995, с. 127.

"После битвы и победы Ганнибала над Римом ко игорои Пуниче­ской войне для ублажения богов и успокоения народа римляне верну­лись к давно уже не практиковавшемуся жертвоприношению людей

-"Санчурскии Н.В. Римские древности. — М.: МГУ, 1995, с. 129.

-•Санчурскми Н-В. Там же.

"Тенкин Д.М. Массовые праздники. — М.: Просвещение,1975, с. 26.

"В начале II века до н.э. возникло дело, связанное со злоупотре­блениями и преступлениями во время праздников, в частности Вак­ха, которые устроители вместо грех в юл\ стали проводить пять раз в месяц! Возмущенный известиями о злоупотребленияхСена! пред­принял следствие, которое закончилось вынесением суровою приго­вора. А в 186 году н э Сенат издал указ, запрещающий под страхом смерти участие в вакханалиях. Но тайно, конечно, не в таких масшта­бах и количествах, они просуществовали вплоть до V века н.э.

ЧЛегионерам,солдатам и офицерам в это же время за спасение римского гражданина на юлову возлагали венок из дубовых листьеь. А тот, кто первым взобрался на cien> неприятельского города, на­граждался золотым венком

''Последнее обстоятельство даст возможность предположить от­сутствие одной из особенностей, присушен современному Нетради­ционному театру — режиссерской трактовки таких праздников

14История западноевропейского театра. — М., 1956, Т. 1, с. 56

"Начиная с XI века городские праздники приурочивались к окончанию Великого поста.

"•Сохранившиеся режиссерские планы мистерии XVI века. как. например, план постановки мистерии в Люнсрне, содержали подроб­ную планировку и описание массовых сиен

"Шекспир Гамлет Пер А И Kponcficpia - С П. 188S.T3.c20S

'"Чтобы отличаться от исполнителей мистерии, на «организаторе игр» был надет нарядный кдфгаи, а на гочовс сю была высокая остро­конечная шапка

В ремарке к этой сиене было указано: «по своему выбору».

411 Наряду с развишми церковными праздниками существовали и такие, как распространенные в средневековой Европе «праздники глупцов».

4|Известно, что в 1530 году им было осуществлено в Париже гран­диозное массовое представление —торжественная встреча Элеоноры Австрийской.

^Ренессанс (фр.) — возрождение.

41Кампанелда Т. Город Солнца.

"ДживелеговЛ., Бояджисв Г. История западноевропейского те­атра. — М., Искусство, 1941, с. 14.

4'Нсльзя не отметить, что большое число празднеств, поскольку эпоха Возрождения была отмечена множеством восстаний, не могло не носить явно бунтарский характер.

Для праздника на реке Темзе в честь короля Георга ! композитор Гендель сочинил исполняемую до сегодняшнего дня знаменитую «Музыку на воде».

"Конвсгп - высший законодательный и исполнительный орган Великой Французской революции. Просуществовал с 21 сентября 1792 года по 26 октября 1795 юда. 22 сентября 1792 года Конвент про­возгласил Францию республикой.

4*Луи Давид Жак Луи (1748—1825) — французский живописец, представитель классицизма В годы Великой Французской револю­ции — организатор художественной жизни республики, созда!сль портретов, исторических картин, посвященных актуальным совре­менным событиям Например, «Смерть Марата». Позже пришел к от­влеченным рассудочным образам. Был создателем проектов различ­ных празднеств, приуроченных к знаменательным датам.

Из-за невозможности целиком пересказывать дошедшие до нас план праздника, его сценарии и режиссерские заметки Давида, при­водятся (в пересказе) лишь отрывки, которые, по моему мнению, представляют интерес в данной работе.

"Впоследствиивместо «Тс Дсум» хор пел: «Будем до смерти пре­следовать оскорбляющего нас врага» (опера Глюка «Армида»).

51 Разучи вал и Гимн заранее на специальных репетициях.

?'гКак мы видим, некоторые ритуальные моменты повторялись во многих празднествах.

"Дж. Байрон, П. Шелли, В. Гюго, К. Гуцкои и другие.

;4Э. Ожьс, В. Сарду, Дюма-сын и другие

"Э. Золя, Г. Гауптман, Б Шоу. Л. Стрмндбсрг и другие.

;(1Будсм пока придерживаться существующий терминологии.

>'Роллан Р. Народный театр, с. 120.

Пискатор Э. Политический ieaip. С. 14. /И.Г. Шароева Режис­сура эстрады и массовых представлении, с.253

Силин А.Д. Площади — наши палтры. М., Советская Россия, 1982, 106-107.

Ы'О представлениях «Звук и cbci» и их истории мы расскажем бо­лее подробно в главах, посвященных представлениям Нетрадицион­ного театра в России.

(''К созданию многих своих сценариев Робср Оссеин привлекал французских историков Жоржа Сарма и Алена Дско.

•'-Карассва Е. Долгая дорога к признанию Интервью с Робером Оссеином. Советская культура, 11 июня 1983, с 7

'•'Среди известных нам массовых представлении большинство из них стало традиционными. Например, проводимое ассоциацией А\,а-ганда традиционное ежегодное массовое представление «Живые и ах-маты», восстанавливающее события, произошедшие 4 века тому на­зад , когда бургомистр Брюсселя проиграл партию в шахматы королю Карлу V. Действие, в котором участвовало 1200 человек, происходило на площади, превращенной в шахматную доску.

6jBce славянские божества изображались в виде деревянных или каменных столбов-идолов с резной человеческой годовой. Ставили их обычно на холмах Чтобы умилостивить своих боюв, славяне-языч­ники приносили им дары-жертвы, сопровождавшиеся, надо полагать, определенными ритуальными дсйсшиями.

б1Обряд — традиционные действия, сопровождающие важные мо­менты жизни (рождение, свадьба и т.д.). Обряд отличает в первую очередь его назначение. Обычно обряд — аллегорическое или симво­лическое действо -являлся центром праздника. От игрового действа обряд отличался магическими, закл и нательным и функциями.

"•Мифы народов мира. В 2 тт. Советская энциклопедия, 1982. т. 2, с. 452. Русалки — как правило, существа вредоносные, в которых пре­вращались умершие девушки, преимущественно утопленницы. Пред­ставлялись в виде красивых девушек.

"При всем разнообразии в честь кого и чего проводились праз­дники, по какому поводу и какому событию они были посвящены, в исторических и других исследованиях их обычно разделяют на «ка­лендарные», «церковные» и «бытовые».

"Гуляние — прополи ib ирсмя в увеселениях, сборищах в определен­ный день. Забава. (В. Дать. Толковый словарь) Гораздо позднее гуляния перешли из крсаьянекого быта в мещанскую и купеческую среду.

^Понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий, пятница — тещины вечерки, суббота — золовки-ны посиделки, воскресенье — проводы и прошеный день.

'"Этот и все остальные тексты песен и колядок цитируются по кн. Круглый год. Русским земледельческий календарь. Составитель Нс-крылова А.Ф. — М., Прапда, 1991. И Русский фольклор. Хрестоматия. Составители Зусиа ТВ , Кирдан Б.П. — М., Флинта, Наука, 1998.

7|При этом слслус] помнить, что первый испеченный блин обыч­но клали на слуховое окошко — «для душ родительских» или отдавали нищим, чтобы они помянули всех умерших.

"Некрылова А.Ф. Kpyuibiii год. Русский земледельческий кален­дарь - М.: Правда, 1991, с. 441-442.

"Круглый юл. Русский земледельческий календарь. С. 449.

74Там же.

71 Все даты даны по православному календарю.

'''Правда, некоторые богослужения включали и шествие, так на­зываемый крестный ход.

'"Литургия — цснфалыюс богослужение православной церкви. В народе се называют обедней. Литургия включает в себя чтение отрыв­ков из Библии, песнопения и молитвы и евхаристии (освящения хле­ба и вина).

"Вертеп — обычно небольшой двухъярусный ящик — подобие той Вифлеемской псшсры, в которой, по преданию родился Христос. Ящик венчает звезда («вифлеемская звезда»). Вертеп, получивший распространение в XVII—XIX веках, был по сути уже тогда своеобраз­ным народным кукольным театром. Укрепленные на проволоке фи­гурки изображали пастухов, вола и овечек. Тут же размещались фи­гурки волхвов, восточных мудрецов, принесших драгоценные дары Христу. Приводились в движение фигурки исртспшиком. Варнскс. История русского театра. — М.: Искусство, 1939, с. 1 1.

'По некоторым источникам, «Пешноедейство»течение многих веков разьпрывалось за неделю ло Рождества.

""Вес приводимые примеры цитирую tot по китам: Круглый год. — М.: Правда, 1991; Месяцеслов. Забьная книга. - М.: Художественная литература, 1990.

"Точно не известно когда «Псщнос дсиспю» было исключено из церковного обихода. По некоторым источникам, за внедрение свет­ского элемента в церковную обрядность, вызывавшее недовольство духовной власти, произошло 'это в конце XVII века, а по другим ис­точникам — в XVIII веке

к:Кроме гадания на суженою, гадали и на возвращение мужа с войны, на удачу в жизни и т.д.

"'Стоглав — сборник решении Стоыаною собора 1551 г. Состоит из ста глав, определяющих правовые нормы жизни русского духовен­ства и его взаимоотношений с обществом и государеiком

^Жуковский В.А. Светлана. Сочинения — М.: ГИХЛ. 1954. с. 122

'"Библейская энциклопедия, и 2 томах. — М Центурион — апс., 1991. Т. 2, с. 58.

"'•Круглый год. Русский земледельческийкалендарь. — М Пра­вда, 1991, с. 456

*"По замечанию театроведа С С. Данилова, с которым трудно не согласиться, «цитируя за обедней евангельские слова Христа, свя­щенник не играет «роль Христа», а лишь произноси! известную Mai и-чсскую формулу вне всякой эмоциональной образности».

"^Круглый год. Русский земледельческим календарь — М.: Пра­вда, 1991, с. 457.

"''Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.. Пра­вда, 1991, с. 459.

'"'Там же, с. 460.

"Там же, с, 461.

ч-Как правило, свадьбы игрались в так называемые свадебные не­дели, длящиеся с начала января вплоть до Масленицы.

"Свадебный «сценарии» прсдполатл помимо невесты, жениха и их родителей участие сватов, дружек, подруг невесты и т.д. Весьма от­ветственна была роль дружки. Он был телохранителем молодых, и распорядителем всех свадебных действии. Поэтому роль эту испол­нял опытный в этом деле человек.

•"Данилов С С Очерки но истории русского драматического те­атра. — М.-Л.: Искусство, 1946, с. 29.

Ч5Вдевишникс принимали участие только ближайшие подруги. Жених, дружка и даже братья в избу, где проводился дсвишник. не до­пуска.] ись

"•Русский фольклор Хрестоматия. Составители ТВ. Зуева, Б.П Кир-дин. - М.: Флинта. Наука, 1998, с 71.

ч7Русскии фольклор Хрестоматии, с. 66.

'"В русских народных обычаях есть целый ряд песен, которые со­провождаются игровыми, чаше всего пантомимическими сценами.

•"Данилов С.С. Очерки по истории русскою драматического те­атра. С 29.

""'Мсрцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — М.: Молодая гвардия, 1988, с 38

1П1Там же, с. 40

'"'Данилов С С Очерки по истории русского драматического те­атра. С 29-30.

"'Песня — небольшое (обычно куплетное) музыкально-поэтиче­ское произведение Один из се видов — хоровая песня. Песни отлича­ются по происхождению: крестьянские, городские и т.д.

""Дорохов Г Пятницкий — создатель русскою народного хора. -Воронеж: Облиздаг, 1950, с 5.

1(1 Воронец О Любшь русскую песню. — М Учительская газета, 1975, 18 ноября

""Русский фольклор Хрестоматия, с. 46, 43.

""Советский энциклопедический словарь — М Советская энци­клопедия, 1989, с 1486

"Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -М . Иностранных и национальных словарей 1955, т 2. с. 7

""Некоторые историки театра считают, чго земледельческие ифы на Руси «до мелочей совпадали с древнегреческими посевными играми».

""Варнеке Б История русскою театра XVII—XIX веков — М.-Л.: Искусство, 1939, с. 5-6.

"Так, в «Материалах для словаря древнерусского языка» т. 1, 1893—1912, с 102! его автор И Срезневский приводит цитату из «Сборника поучении»: «Дела оставляйте собираются на игрищах».

"?Надо сказать, что игриша вообще подвергались гонению и за­претам, особенно с XVII века

•"Всеволодский-Гсрнгросс В Русским театр. От истоков до сере­дины XVIII века — М Академия наук СССР, 1957, с. 7.

'"Впоследствииискусство скоморохов сделалось их профессией, ремеслом.

"•Фольклорный театр — М.: Современник, 1988. С 58

'"Попытки церковников всеми способами отвлечь народ от язы­ческих игр не очень им удавалась

п7Любопытно, что во многих областях до сих пор сохранилось слово «позорище».

""Сказания русского народа, собранные И П. Сахаровым. — М.: Художественная литература, 1990, с 388,389

"''Вссволодскии-Гсрнгросс В. Русский театр от истоков до середи­ны XVIII века. — М.: Академии наук, СССР, 1957, с 50

р|Даль В. Толковый словарь Т 3, с. 381. Там же. Т. 1, с. 407.

1 'Вообще, по своему содержанию и форме [учянис — явление скорее юродское, чем сельское

р'Долгое время в городах праздничные гуляния назывались «под горами» или «под качелями»

дНекрылова А Ф. Русские народные юродские праздники, уве­селения и зрелища Конец XVIII - начало XX века С 14. 24

1 Балаган — разборная, временная постройка но нремя ярмарок и гуляний, где разыгрывашсь для простои пубшкп нсботыпие, не­сложные интермедии.

1 'Нскрылова А.Ф Русские народные юродские праздники, уве­селения и зрелища.

'"Кстати, пантомима, о которой мы не раз }пошшшш, тогда, по сути, была простейшей формой театрализации

''"Человек всегда представлял себе внешний облик мифологиче­ского или сказочного персонажа. Даже оберег у человека имел вне­шнее воплощение.

'^Следует заметить, что народная драма не оьчичалась большим разнообразием сюжетов. Специалисты говоря i, что их было около де­сяти Но в силу своею импровизационного характера они. эги сюже­ты, имели великое множество карман юн Вот ozimh из вариантов «Ца­ря Максимилиана» Влюбившись в прекрасную волшебницу грозный царь начинает поклоняться «кумеричсским» богам и требует того же от сына Адольфа. Тот отказывается, и царь за эго казнит его

|")Первыс записи народных драм были сделаны только в конце XIXвека, когда они как вид устною народною творчества обросли многими наслоениями.

П1О6 особенностях сценариев праздников и массовых театрали­зованных представленийговорится в главе «Сценарии праздников и массовых театрализованных представлении».

"-Так во времена Петра I начали называть триумфальные праз­днества в виде театрализованных шествий ряженых. Со в'юрой поло­вины XVIII века маскарады чаше всего носили характер публич­ных балов.

'"Морозов П. История русского театра. С. 326.

пдПо некоторым источникам, это торжество состоял ось в 1720 го­ду. Я склонен полагать, ч го дата 1714 более всрояша, так как именно в этом году под Гангутом был разгромлен шведский флот.

п<Славя но-Грско-Латн некой академии

п|1Полсвой Н. История Петра Великого С. 7.

'"Там же.

П*В маскараде 1720 юда в этом костюме участвовал гериог Гол-штинский. Он был одет в великолепный парчовый римский костюм, обложснний серебряными галунами, в каске с высоким пером, в рим­ской обуви и с предводительским жезлом в руке.

'"'Полевой Н. История Петра Великого. СПб., 1843, ч. 4, с. 187. Нскрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. —Л.: Искусство, 1984, с. 7.

'""Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. В 3 т. — М.-Л.: Академия, 1931, Т. 2, с. 147—149.

""Открытие французским химиком К. Бертоллс новых химиче­ских соединений (бертолетовой соли) послужило основой для созда­ния цветных огней.

'-"Крылов О.А. Основы фейерверочного искусства. — М.: Мо­сковская правда,1995, с. 17.

'-"Известно, чго jtg представление состояло из двух частей. Пер­вая называлась «Цветущее состояние империи в мирное время, сила и слава России в военное время». Вторая — «Богатство империи, поч­тение государства в чужестранных землях».

;А4Помимо маскарадов-шествий, начиная с Петра I и далее, во второй половине XVI11 века, царствующие особы любили проводить придворные увеселения - маскарады, которые по своей сути были ко­стюмированными балами.

|41Вместе с Ф.Г. Волковым авторами сценарии -< Торжествующей Минервы» были А.П. Сумароков и М.М. Херасков.

|4''В этом утверждении автор ошибается. Можно предположить, что автор никогда не видел народных 1уляпии и празднеств, но это маловероятно. Скорее всего, этими словами Болотов хотел подчер­кнуть необычность созданного Волковым эрслнша

'^Имеется в виду Екатерина II.

|4*Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков, в 3 т. — М.-Л.: Академия, 1931, Т. 2, с. 233—235.

''"Поскольку автором замысла наверняка был Волков, Сумароков и Херасков в этом триумвирате выступали как соанюры.

•''Надо полагать, что это были самодеятельные хоры. Это говорит о том, что Волков привлек к участию в этом массовом действе арти­стов из народа, или, как бы мы сегодня сказали, самодеятельность.

Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Т. 3, с. 214—216.

'"Надо полагать, что ранее режиссерами народных действ стано­вились скоморохи.

Таким был уже упомянутый нами Московский общедоступный художественный театр.

1'"Среди последних особенно известными были: в Харькове — ан­трепренер Н Н Незлобии, в Самаре, а затем в Туле и Калуге — антре­пренер А.А. Рассказов, в Воронеже потом в Рост one-на-Дону — антре­пренер Н.Н. Синельников, в Нижнем Новгороде и Астрахани —антре­пренер Н.И. Собольшиков-Самарин. в Киеве, а после в Одессе — ан­трепренер Н.Н, Соловцсн. Мы перечислили далеко не все города, где успешно действовали провинциальные театры, и, конечно, далеко не вес имена антрепренеров. Но и перечисленное позволяет говорить о необычайно широкой географии работающих в России, и особенно в конце XIX века, профессиональных театров.

И*К началу 30-х годов XIX века в России проводилось б.олее 1700 ярмарок.

'"Дмитриев Ю.А. Михаил Лснювскин. С. 11)4—195.

''"Там же. с. 216

И1)Будучи разносторонним режиссером, А.Я. Алексеев-Яковлевставил в театре «Развлечение и польза» спектакли, пантомимы, мас­совые представления.

"•"Прием явно заимствованныйиз мистсрпапьных действ. Вспом­ним педжснты.

"'Рид Д. 10 дней, которые потрясли мир. — М.: Госполитиздат, 1958, с. 30.

'«Елснина Р. Связной ревкома. — Московская правда. 1987, 1 ноября.

"•'Любопытно отмешть: it тех юродах, где были здания цирков, концерты-М1ПИН1 и проводились именно в них. Можно предполо­жить, что это было вызвано не только размерами залов, бывшими тог­да самыми вмести ильными, по еще и тем, что is восприятии широких народных масс цирк был одним из самых демократичных, доступных видов искусства. И это отношение невольно переносилось на цирко­вые здания. По неси вероятности, устроители концертов-митингов интуитивно, а можег быть, и сознательно (в наши дни при выборе по­мещения режиссер учитывает отношение зрителей к последнему), учитывали это особое отношение народа к цирку.

"•4Чудновскии М. Викторина Кршср. — М.: Искусство, 1964, с. 44.

"'•Цессвич Платон Иванович (1879-1958) народный артист РСФСР, русский артист оперы (.бас).

""Талицкии В.Л Театр моей юности. — Л.: Искуссшо, 1984, с. 83.

"Тенкин Д.М Массовые праздники. — М.: Просвещение. 1979.

"•*Юфит Л. Фак1ы, документы, история. — Театр. 1966, № 6.

"•''История советского театра в 6 т. — М.: Наука, 1966, Т. 3, с. 90

""Представление поставлено в дни работы 2-го конгресса 111 Ин­тернационала. Следует заметить, что, несмотря на быстроту постано­вок массовых представлений и одноразовость исполнения большин­ства, многие из них, как и другие аштационныс произведения тех лет, оказались непреходящими ценностями своей эпохи.

"'Пиотровский А.И. Празднества 1920г. - В кн.: Пиотровский А.И. За советский театр. — Л.: 1925, с. 12—14.

|7:Эта особенность присуща и современным постановкам.

'"Организация массовых народных празднеств Речи и беседы пропагандиста, №16 — М.: Госиздат РСФСР, 1921.

|;4Всеволодский-Гсрнгросс В. История русского театра. — М.Л.: Теакинопсчать, 1929, Т. 2, с. 391

'^ЦГАЛИ СССР, ф. 645, оп. I, д. 480, л. 85. Копия.

'"•Радлов С. Октябрьская инсценировка на Неве. —Л.: 1928.

'"Толстой В.П. Искусство рожденное Октябрем. — и кн. Агитаци­онно-массовое искусство. Оформление празднеств — М.: Искусство. 1984, с. 11.

""Варзин Н. Тамбовский агитатор. - В кн. Актеры-агитаторы, бойцы.-М: ВТО, 1970, с. 152-156.

|79Там же с. 151

""'Покровский Б.А. Ступени профессии. — М. ВТО, 1984. с 24.

""Вестник театра 1919, № 22, 29 апредм-2 мая, l 3—4.

|К2ГАМО, ф. 880, оп. I, д. 5, л. 81. Копия Цит. по кн.: Советское декоративное искусство. Материалы и докумсшы. 1917—1932. Агита­ционно-массовое искусство. Оформление празднеств. — М.: Искус­ство, 1984, с. 131-132.

"'В 1987 году в постановке театрализованною торжественного представления-открытия праздника «День города» на Красной пло­щади в Москве под руководством автора. В качестве режиссеров от­дельных эпизодов были руководители художественных коллективов московских домов и дворцов культуры и студенты МГИКа.

""Либретто «К мировой коммуне» — Правда. 1920. 19 июля.

1К1РадловС Десять лет в театре. — Л.: Прибои, 1929.

'"ЦГОАР г. Ленинграда, Ф. 1000, ОП. 25, Д. 34, Л. 108.

шЦехновицср О. Празднества Революции. — Л.: 1983.

'«Фаллов С. Э. Десять лет в театре. -Л.: 1929, с. 238-244.

'*чСсгодня редко встречаются (если не сказать — вообще не встре­чаются) аллегорические предегавлсния.

"На характер, приемы изображения таких масок oipoMnoc влия­ние оказывали художники-i рафики тою времени, и прежде всего плакаты окон РОСТА.

''"Пиотровский А. Хроника Ленинградских праздников 1919—1922 гг. В сб. Массовые празднества — Л/ Чкадсмия. 1926.

1ч:На банковском билете достоинством в К) рублей (червонце) было напечатано изображение известной скульптуры И Шадра «Сеятель».

т«Коллсктив массовых действии» осуществил целый ряд и дру­гих постановок, посвященных текущему моменту.

'^Представление состоялось 22 января 1922 года в Красном зале Выборгского райсовета.

|1ЬПиотровский А. Праздники революции.

'•"•Щеглов Д. У истоков. - В сб. У мешков. - М.: ВТО, 1960, с. 109.

|Ч7Пролеткультовцы считали, что такая их позиция имеет принци­пиально положи кмьную сторону — она приобщает к искусству массы трудящихся.

тЭти сонеты даны Дм. Щегловым, руководителем театральной сгудии Пстрофадского Пролеткульта. — Цит. по кн. У истоков. — М : ВТО, 1960, с. 41.

|Ч9Как ни странно, но и сеюдня в !сорстимсских изысканиях, ка­сающихся массовых форм Нетрадиционною театра, в частности мас­совых театрализованных представлении, можно сюлкнуться, правда, в завуалированном виде и другом повороте с рецидивом этой теории. Некоторые тсорешки объясняют почти полное отсутствие созданных профессиональными драма!ур!ами сценариев массовых представле­ний особенностью жанра. Хотя эю явление вызвано ор!анизацион-ными трудностями

:""Может быть сохранившиеся подспудно воспоминания, а скорее ощущения, позволили автору осуществить в Рязани театрализован­ное шествие-демонстрацию, посвященное 50-лсгию комсомола

О самом предегавлепин чуть позже.

'"-Такие физкультурные парады проводились и и друг их городах, в частности, в столицах всех республик.

21Г'Извсстнып псслсдовагель средневековой культуры М.П.Бахтин вообще считал карнавал единственным всенародным праздником, который зачастую противостоит официальным торжествам.

'"••Практически с первых дней войны профессиональные артисты совместно с армейской художественной самодеятельностью стали выступать даже на передовой перед воинским частями.

-'пБолсе подробно о фронтовых бригадах можно прочесть в кн. Рубб А.А. Публицистический театр 1917—1980 годов. Виды и формы. Поиски и находки. — М.: Российский институт переподготовки ра­ботников культуры, искусства и туризма. 1996, ч. 3.

1("'Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. — М.: АПН, 1983 (изд. 5).

3(|7Кноблок Б.Г. Грани признания. - М. ВТО, 1986, с.367.

-""Как правило, массовые стадионные театрализованные предста­вления для зрителей были зрелищем бесплатным.

^'Всего с 1947 по 1985 год включительно было проведено 12 Все­мирных фестивалей молодежи и студентов.

'"'Кноблок Г.Б. Грани признания, - М.: ВТО, 1986, с. 385-391, 400-401.

;|1К сожалению, свою лепту is то, чю в большинство этих «праз­дников» не отличались орипшальностью сценариев, неожиданно­стью режиссерских решении, самостоятельностью, внесли выходив­шие в тс годы многочисленные пособия, сборники статей, различные методические указания, которые но существу для каждого вида меро­приятий публиковали примерные сценарии, носiроенные по одной и той же схеме.

"•''Многие годы членом этого Совета был автор «Размышлений».

:пИосиф Михаилович был постановщиком практически всех Всемирных фестивалей молодежи и студентов, О|крытия и закрытия XXII Олимпийских игр в Москве в 1980 году, постановщиком боль­шого числа торжественных театрализованных концертов на сцене Кремлевского Дворца съездов и многих ;ipyi их массовых действ.

""Некоторые авторы книг о массовых театрализованных предста­влениях и праздниках отсчет этой традиции ведут с 1947 года, когда праздновалось 800-летие Москвы. Но до начала 50-х годов такие праздники были единичными явлениями.

-^Орлеанский А. «Алые паруса». В к и Театрализованные праз­дники и зрелища 1964—1972. — М.: Искусство, 1976, с. 72-76.

""•Калинин И.Е. Записки клубника. — Псков, 1995, с 134

"'Тснкин Д.М. 900 блокадных дней. В кн. Театрализованныепраз­дники и зрелища 1964—1972. — М.: Искуеспю, 1976, с. 89-97.

7|<*Мы еще вернемся к работам А.Д. Силина.

-'•'Торжественные представления реквиемы проводились и прово­дятся во многих городах страны. Здесь и реквием на Мамаевом курга­не в Волгограде, и в Брестской крепости, и в Xaiunn, и в Одессе у мо­гилы Неизвестного солдата, и во ммошх дру[нх, связанных с Отече­ственной войной памятных местах.

-"Часто понятие «театрализованный концерт» употребляется, имея в виду музыкально-литературную композицию или концерт, ко­торый кроме специально написанною Продок! никаких элементов театрализации не имеет, или наличие в нем сцен из спектаклей.

"'Такие концерты принято называть «!еатралпзованныи темати­ческий концерт».

'"Постановочная группа была создана за юд до начала Олимпий­ских игр, как только было вынесено решение МО К о проведении Игр

в Москве. Председателем Оргкомитета был назначен зампред Совета министров СССР, председатель Госстроя СССР И.Т. Новиков.

"•Заместитель главною режиссера - народный артист Украины и России М. Ошсровский,ыавпыи режиссер по спортивной части - на­родный артист России Б. Петров манный балетмейстер - народный ар­тист СССР М. Годенко, главный режиссер фона — лауреат Госпрсмии СССР Л. Немчик, композитор - народная артистка СССР А. Пахмуто­ва, главный дирижер и музыкальный руководитель — народный артист СССР О. Димитриади, главный \ормсис!Ср — народный артист СССР В. Соколов, тайный художник - Р Казачек

114Тут И.Т. Новиков не совсем точен. Этот юржсствснныи проезд трех ведомых юношами древнегреческих квадрш с девушками-воз­ницами не только олицетворял преемственность олимпийского дви­жения, но и был как бы восстановлением начала древнегреческих конных ристалищ.

^Медвежонок был официальнымталисманом ХХ11 Олимпий­ских игр в Москве. Его автором был художник В. Чижиков.

"'•Новиков И Т Олимпийскиймеридиан Москвы. — М.: Физ­культура и спорт. 1983, с. 85—86.

-:7В средствах массовой информациион назывался «Первый День города Москвы». Но справс;пнвости ради следует вспомнить, что пер­вый День города в Москве должен был состояться 22 июня 1941 года.

'"Впервые прием «наплывов» одного места действия в другое, од­ного эпизода на другой был осуществлен режиссером М.В. Соколь­ским в спектаклях лснишрадскою ТРАМа в 1925 году.

"•Только перечисление его современных видов и жанров может занимать не одну строчку в общем списке сценических искусств.

П"В наше время массовые театрализованные представления осу­ществляемся прежде всего как самостоятельное действо, которое в конце XX века чаще всего становилось синонимом праздника. Весь­ма часто эта форма массового театра использовалась в качестве куль­минации того или иного праздника.

'"Конечно, к Театру массовых форм относятся и карнавалы Но попытки сделать это действо традиционным, с нашей точки зрения, так и не увенчаюсь успехом.

•^Стремление выиш на площадь было вызвано желанием найти в истоках театра ответ на многие вопросы, которые стояли тогда, да и теперь стоят, перед современным Театром. Не случайно в массовых представлениях мы часто видим элементы балагана, обряда и ритуала.

-"Вообще же стремление театра выши на площадь — традиция, идущая с давних времен.

211Охлопков Н.П. О сценических площадках — М.: Театр, № 1, 1959.

-''Силин А.Д. Специфика работы режиссера при иосчановкс массо­вых театрализованных представлении под открышм небом и на нетра­диционных сценических площадках. — М1 ВИПКРК, 1987,4 1,с 16.

-"Театрализация подразумевает использование приемов и выра­зительных средств Театра: сценическое действие, создание сцениче­ской атмосферы, мизансцснированис и т.п. ко имя создания художе­ственного образа. (Иногда приемы театрализации бывают парадок­сальными) В то же время театрализация не можег быть самоцелью ре­жиссера.

217Втом числе и таким где номера подчинены какой-либо теме. Например, творчеству определенного композитора.

21*Во многих языках название нерабочею дня связано с его сак­ральным, то есть религиозным, духовным содержанием.

71чДаль В.И. Толковый словарь живою великорусского языка. -М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1955. Т 3, с. 381

~4"Ссров С.Я. Календарный праздник и ею место в европейской культуре. В сб. Календарные обряды и обычаи в сiранах зарубежной Европы. - М.: Наука, 1983, с. 39

2"Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса — М.: с. 11

24-Там же. С. 12.

'41Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. -М.: Наука, 1978, с. 177.

-'•"Луначарский А.В. О театре и драматур! пи Т. 1,с. 196.

24>В праздниках оформление, как правило, носит шутливый ха­рактер.

24ЬГенкин Д.М. Массовые праздники — М/ Просвещение,1975. с. 91.

г47Совстский энциклопедический словарь. — М. 1989, с. 1064

24*Даль В. Толковый словарь живою великорусского языка. — М. 1955. Т 3, с. 389.

:4'Я обращаю на это внимание, прежде всею потому, что считаю: в каждом понятии содержится не только содержание и форма, но и жанровая, видовая специфика.

25<)Под определением «монументальное по форме» я понимаю укрупненный стиль сценическою действия, который создастся отбо­ром определенных выразительных и постановочных средств, прису­щих монументальному искусству.

"'«Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнею» и jipyinv

шСмнльгисЭ. Всб. Массовые праздники и зрелища. — М.: Ис­кусство, 1961, с. 188.

'-''Более подробно обо всем зтом — разговор дальше.

-"Розовский М.Г. Режиссер зрелища. — М.: Советская Россия, 1973, с. 21.

-"Одна из которых, драматург знакомый с особенностями и зако­нами массовых представлении — явление весьма редкое.

"'•Правда, им всем был не чужд и литературный дар. Но даже в том случае, koi,m режиссер не «владеет пером», то все равно в основе созданного л in оратором или группой л итераторов сценария лежит за­мысел режиссера

:'тЮрснсв Р Александр Довженко. — М.: 1959, с. 30.

^"Пиотровский А Театр, Кино, Жизнь. —Л. 1969, с. 93.

'-'Там же, с 95.

''''Лауреат Гос>дарс1 ценной премии СССР, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Анатолии Дмитриевич Силин, по­жалуй, один из самых востребованныхрежиссеров-авторов, поста­новщиков различных массовых представлений и праздников в конне XX и начале XXI веков Неудивительно, что в качестве современных примеров чаще всею используется ею творчсспю

3(>|Силин А.Д Площади -- наши палитры. — М.: Советская Рос­сия, 1982, с 64

^Любопытно,что солирующий актер чаще всего является только представителем массы, выразителем взглядов какой-то большой группы людей или типичным, легко узнаваемым героем своею време­ни, или символическим аллсюрическим персонажем.

-'''Роден О. Сборник статей о творчестве. — М.: 1960, с. 59.

'"Речь идет не о бесконфликтности и не об отсутствии дей­ственной линии, а о совершенно другой природе конфликта,по­строенной чаше всего на борьбе заранее известных противоречий или столкновении жанров, или строится на столкновении происхо­дящего на сцене и происходящем действии на киноэкране как разо­блачение первого.

^Кульминациямассовою представления — наиболее значимая эмоциональная вершина, к которой стремится все дсистиис.

-'•'•Ромм М.И Беседы о кинорсжиссурс. — М. 1975. с 210.

2('"Эпизодом массового представления может быть и отдельный масштабный номер.

1(АОтбор номеров для каждого эпизода диктуемся режиссерским замыслом массового представления. Критерием отбора служат: его художественное достоинство, свежесть и неожиданность решения и возможность его пластического решения.

''•''Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре гсафализованных предста­влений. — М.: Советская России, 1977, с. 28.

""Иногда поэтому режиссеру приходится в какой-то мере перера­батывать или сокращать отбираемые но

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.