Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Массовые сцены в театрализованных концертах



Несколько слов о массовых сценах в тематическом театрали­зованном концерте, ибо среди некоторых режиссеров бытует мне­ние, что практически разницы в работе режиссера над массовой сценой что в театрализованном тематическом концерте, что в мас­совом представлении нет. Позволю себе с этим мнением не согла­ситься. Если разобраться, то, кроме того, что и там и тут режиссер имеет дело со значительным количеством ее участников, ее испол­нителей, ничего другого общего нет.

Дело в том, что массовые сцены в театрализованном тематиче­ском концерте имеют свои особенности. Так, в отличие от массо­вых представлений, где народные сцены создаются, как правило, специальными исполнителями, в театрализованном концерте это сами исполнители номеров, сумма которых создает образ народа. Участники концерта, объединенные единой целью, создают такой строй концерта, в котором каждый номер любого жанра приобре­тает для зрителя характер и качества действующего лица. Вот поче­му мы вправе говорить, что театрализованный тематический кон­церт — это непрерывно развивающееся своеобразное массовое дей­ство, имеющее свой целью суммой всех номеров создать образ на­рода. Кстати, эту же цель преследует режиссер, когда участников одного номера включает в действие другого (как вспомогательный элемент, как живой действующий фон, например, как зрителей). Собственно, в театрализованном тематическом концерте исполни­тели номеров практически выполняют две функции: они и дей­ствующие лица, они же и участники массовых сцен.

Кстати, в театрализованных тематических концертах для мас­штабности действия режиссура, как правило, создавала так назы­ваемые «сводные коллективы». Большим мастером их создания был И.М. Туманов. Например, в одном театрализованном концер­те он создал сводный ансамбль скрипачей (руководитель Л. Ко­ган), в котором на сцену вышли 250 скрипачей, собранных из всех тогдашних республик, входивших в состав СССР. Или в другом его театрализованном концерте перед зрителями предстал огромный танцевальный ансамбль, объединивший танцоров всех закавказских республик. Можно вспомнить и сводный симфонический ор­кестр учащихся младших классов всех музыкальных школ Москвы и Ленинграда с солистами — народными артистами СССР. В таких концертах можно было увидеть самые различные сводные коллек­тивы танцоров, музыкантов, хоров"9, выступления которых чере­довались с различными номерами и которые обычно в том или другом качестве принимали участие в финалах театрализованных тематических концертов. Правда, к сожалению, такие массовые финалы вскоре превратились в штамп, в непременный их атрибут.

Между прочим, выступления сводных коллективов широко практиковались и в массовых представлениях. Даже трудно опре­делить, где они появились раньше.

Не требует доказательств, что сила эмоционального воздей­ствия массовых сцен на зрителей зависит от того, насколько эмо­циональное содержание массовой сцены им понятно и близко. И хотя любые сравнения весьма относительны, мне представляет­ся, что эмоциональное звучание массовой сцены в чем-то сродни слаженному и взволнованному звучанию многоголосного хора, исполняющего героическую ораторию.

Конечно, постановка массовой сцены — это «высший пило­таж» в режиссуре массового представления. Не случайно и В.Э. Мейерхольд, и Н.П. Охлопков, и многие другие выдающиеся режиссеры XX века считали массовые сцены «пробным камнем» для режиссера. Но, пожалуй, наиболее точно о том, что такое для режиссера постановка массовой сцены, определил А.Д. Попов: «Постановка народной сцены, — писал он, — по трудоемкости, по тому, какого опыта и культуры она требует от режиссера, всегда считалась и считается экзаменом на полную зрелость режиссер­ского мастерства»110.

АКТЕР

Казалось бы, что, как и в обычном театре, важнейшая роль в осуществлении действенной линии массового представления ло­жится на плечи актера. Но, как выясняется, при всей справедли­вости этого незыблемого положения сценического искусства в массовых представлениях действующими лицами являются не столько отдельные личности, а, как только что было отмечено, мас­са, которая и есть основное действующее лицо, основной персонаж представления, наделенный всеми качествами персонажа и испол­няющий те же функции, что и актер-личность. Тем более что — и это важно еще раз отметить — ведь зритель массового представле­ния воспринимает массу, не как «массовку», а как определенное действующее лицо, как один из персонажей представления.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.