Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЦЕНАРИЙ МАССОВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ



Написать сценарий массового представления — это создать особый мир, мир поэтической условности, мир символов и алле­горий, гипербол и гротеска, метафор и ассоциаций, — мир, кото­рый образно и действенно выразит тему и идею будущего массо­вого представления.

Несекрет, что, начиная работу над сценарием, режиссер-ав­тор всегда помнит, что перед ним стоит цель создать прежде всего не просто сценарий, а такое произведение, социально-филосо­фский смысл которого, как и его эмоциональная сила, будет опре­деляться не числом участников, не местом действия, а глубиной понимания события, гражданской позицией режиссера-автора в его оценке. Только в этом случае он может рассчитывать на то, что его сценарий будет эмоционально воздействовать на огромную массу людей. Именно этот постулат заставляет его найти един­ственно верное образное решение, которое затем, в процессе по­становки, найдет конкретное воплощение.

Вообще, следует заметить, что только взаимосвязь всех со­ставных частей представления воспринимается зрителями как единое, гармонически развивающееся действие. И тогда становит­ся понятным, почему режиссер-автор-постановщик именно на стадии разработки сценария стремится отобрать и соединить в не­разрывное целое различные средства художественной выразитель­ности. Ибо он понимает, что только цельность представления ра­скрывает его основную идею, его смысловое содержание.

Конечно, процесс сочинительства сценария массового пред­ставления, как и любое сочинительство какого-либо художествен­ного произведения (а я полагаю, что сценарий массового предста­вления есть произведение художественного порядка), не так прост, как может показаться на первый взгляд. И дело не только в том, что режиссер-автор должен знать и понимать законы драма­тургии не менее, чем профессиональный драматург, но и в том, что в этом процессе сочинительства режиссер-автор, мысленно пере­бирая десятки самых различных вариантов, постепенно отбирает наиболее яркие, зжЧимые для предельно точного образного во­площения замысла'| действии. Словом, как говорил поэт: «Изво­дишь единого слова ради / тысячи тонн словесной руды».

И вот что еще интересно: процесс написания сценария, пе­ревод всего найденного и отобранного на бумагу не сводится к ме­ханическому их изложению, flcpezi режиссером-автором, ока^ы-вается, стоит не менее важная творческая задача: найти такие сло­ва (в том числе и дикторский текст), которые не объясняли, некомментировали и и иллюстрировали действие, а входили бы в общую образную систему и были бы «драматургически* эмоцио­нальными (что, какизвестно, вообще присуще слову) и с наиболь­шей полнотой и точностью выразили бы все замысленное. При­чем не только и нестолько в описании действия, сколько в том, что, имея самостоятельное знамение, как одна из составных ча­стей общей констр.кции массового представления, будет произ­носиться. Ведь режиссер-автор понимает, что текст сценария дол­жен быть кратким сжатым, емким, образным. Знакомство с це­лым рядом сценариев наиболее удачных массовых представлений прошлого века подтверждает такое предположение. Действитель­но, памятуя это, рокиссер-автор чаше всего, как легко заметить, использует поэтическое слово. Ибо стих — это напряженная, рит­мически организованная форма речи, где поэтическая строка, как правило, образна, а смысловая информационная нагрузка при всей ее сжатости и ритмичности чрезвычайно выразительна, по­скольку в ней сконцентрированы мысль и образ.

В то же время, как выясняется, есть еще одна тонкость, поче­му режиссеры-авторы (особенно при создании массового героиче­ского представления) прибегают, чаше всего интуитивно, подсоз­нательно, к использованию поэзии, поэтического слова. Дело в том, что поэзии часто свойственна возвышенная театральная па­тетика, а это для режиссера-автора немаловажно.

Конечно, слово как выразительное средство, предстает в мас­совых представлениях в разных ипостасях: здесь и поэзия, и про­за, и куплеты, и частушки и т.д. То есть слово как сфера словесно­го обозначения действия не имеет границ.

Правда, нельзя не отметить, что многие из прочитанных мною сценариев, мягко говоря, грешат многословием, растянуто­стью, назидательностью, недостаточной действенностью. Все это противопоказано массовым представлениям, эстетике искусства массовых форм. Конечно, пало понимать, что не так-то просто найти емкое, насыщенное мыслью и эмоцией слово, лаконичную фразу, да к тому же во взаимодействии с присушим массовым представлениям, как уже говорилось, многообразием жанров. Но и при этом все равно, как писал А.П. Довженко, «надо дорожить в сценарии словом, сжатым до кристаллической формы, доро­жить и мыслью и самой формой мысли, чтобы она, подобно ди­ску дискобола, летела далеко и точно, а не как случайно брошен­ный кирпич»1"'.

ЯЗЫК СЦЕНАРИЯ

В самом начале «Размышлений», говоря об особенностях Те­атра массовых форм, я подчеркивал в качестве одного из важней­ших условий успеха массового представления его зрелищность. Вот почему, как показывает практика, осуществление режиссером массового представления этой задачи чаще всего начинается в процессе создания им сценария, в процессе разработки и описа­ния, изложения в тексте последовательности действий будущего представления (такое описание составляет львиную долю текста сценария). Поэтому, к сожалению, не всегда, а вернее, как прави­ло, это обстоятельство позволяло, и позволяет, чиновникам не считать сценарий массового представления произведением особо­го рода художественной литературы — специфической драматур­гии. Но в том-то и дело, что. создавая сценарий, режиссер-автор одновременно как бы мысленно осуществляет его постановку. В этом-то и есть одна из основных особенностей режиссуры этого вида Театра массовых форм. Осмысливая действие, режиссер-ав­тор стремится найти словесное выражение, как говорил В.Э. Мей­ерхольд, «музыки пластических движений». И это действительно так. Ведь режиссер-автор ищет такие слова, которые выразят зре­лищное начало каждого момента действия. Пожалуй, никто так точно не подчеркнул эту особенность написания сценария массо­вого представления, как тот же А.П. Довженко. «Сценаристу всег­да нужно помнить, — пишет выдающийся кинорежиссер и драма­тург современности, — что каждая фраза, написанная им, в конце концов должна быть выражена пластически, в каких-то видимых формах... и, следовательно, важны не те слова, которые он пишет, а те внешне выраженные (выделено мною. — А.Р) пластические образы, которые он этими словами описывает... Нужно стараться выразить свою мысль зрительным образом — ясным и ярким»™.

Другими словами, перед режиссером-автором стоит довольно сложная задача найти для каждого момента представления зритель­ный действенный образ и тем самым создать «зримый» сценарий.

И верно, на протяжении создании сценария режиссер-автор, мысля зрительными, зрелищными образами, все время ищет для них словесный эквивалент. И тогда выясняется, ч го при всем мно­гообразии имеющихся в распоряжении режиссера-автора литера­турных выразительных средств он выбирает прежде всего язык ме­тафор, символов, аллегорий, иносказаний, ассоциаций, приемы гиперболы, гротеска, площадного действа и т.д., которые впослед­ствии, переведенные на язык действия, будут использованы ре­жиссером во время постановки как весьма важные, образные пла­стические выразительные средства массового представления. Именно поэтому справедливо считать, что образная структура мас­сового представления рождается в процессе поиска зрелищного эквивалента действенной линии. Причем режиссер-автор как бы живописует малярной кистью. Таков стиль изложения сценария.

МЕТАФОРА, СИМВОЛ, АППЕГОРИЛ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НЕ ТОЛЬКО ДРАМАТУРГА, МО И РЕЖИССЕРА

Метафора

Поскольку метафора воспринимается зрителями массового представления как ассоциативный образ, диапазон ее использова­ния чрезвычайно обширен: от внешнего оформления до всего представления.

Отсюда становится понятным, почему режиссер-автор так широко прибегает в своем творчестве к развернутой метафоре, ме­тафорическим образам.

Утверждая это, я основываюсь на том, что метафора, метафо­рический образ, в основе которого лежит принцип сопоставления, приписывания свойства одного предмета, явления другому (например, «жизнь сгорела», «говор волн», «стальные нервы», «по­ле деятельности», «голубой небосвод»; или, скажем, у А.С. Пуш­кина: «Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой»; или у С. Есенина — «сноп волос», «песенный плен»; или у В. Маяков­ского — «тысячи тонн словесной руды» и т.д.), уже содержит в се­бе ощутимую образность, способствующую творческому вообра­жению. Естественно, режиссер именно в этом, порой неожидан­ном, но понятном образном сочетании, создающем в восприятии зрителя новое представление о предмете'"3, находит зримое вопло­щение метафоры, которое дает возможность перевести ее на язык пластики, язык образного действия, придавая ему (действию) необычайную выразительность. Или, как отмечал П. Антоколь­ский, «остроту и свежесть». Кстати, образный метафорический строи дает возможность режиссеру раскрываемую им идею пред­ставления довести до философского обобщения. Так, в одном из представлений 1920-х годов можно было увидеть в эпизоде «Крас­ноармейский магнит» «пляску смерти поверженного врага».

Я уже несколько раз в том или другом контексте упоминал слова «пластическая метафора». Это не случайно. Говоря «пласти­ческая метафора», я имею в виду уже заложенное в метафориче­ском решении образное пластическое действие, выражающее смысл происходящего на своеобразном образном языке, придаю­щем массовому представлению неповторимость.

Само собой разумеется, что уже при монтаже режиссером эпизодов массового представления при совмещении в них разных номеров, фрагментов создается образная пластическая метафора, которая, как мы увидим дальше, наряду с символом и аллегорией не только широко используется, но и создает особый, неповтори­мый образный язык массового действа. Особенно это проявилось на рубеже 1960—70-х годов, когда и в литературе метафора приш­ла на смену «суровому стилю». Собственно, и сегодня использова­ние в художественном творчестве метафоры является одним из ос­новных выразительных приемов. И это напрямую связано с цар­ствующим сегодня в искусстве образно-метафорическим мышле­нием (но, к сожалению не всегда царствующее в творчестве совре­менных постановщиков массовых представлений).

Символ

Изучая тексты сценариев, нельзя не заметить, что чаще всего и больше всего режиссеры-авторы, стараясь «зримо» изложить дей­ственную линию эпизода и всего сценария, пользуются символа­ми. И это естественно. Ведь символ, если посмотреть на это поня­тие не с литературоведческой точки зрения, которая говорит о том, что это «предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения, ко­торая и определяет характер, качество символа»11"1, а с точки зрения сценариста-практика, то для него, как и для режиссера-автора, по­нятие «символ» равнозначно определенному словесному образу, используемому им чаще всего как иносказание.

Весьма любопытна одна из теорий возникновения символов. «Человека, как члена рода, — пишет ее автор Е Тудоровская, -оберегали при помощи иносказаний, как того требовали интересы рода. Например, на свадьбе нельзя было произносить собственное имя невесты (само слово «невеста» — подставное и означает «неве­домое»), чтобы сбить с толку духа родового очага и не раздражать его введением в род чужого человека. Иносказание с его внесен­ной связью с самого начала было художественным познанием ми­ра. Придумывая подставное слово, надо было уяснить себе свой­ство предмета и дать его названию замену, имеющую какие-то об­щие черты с предметом, например, смелый, лоикий молодец — яс­ный сокол. Оно должно быть непонятным для враждебных сил, но общепонятным для заинтересованных членов рода»-1"7. В этой до­вольно обширной цитате, прежде всего, интересуют слова «приду­мывая подставное слово», поскольку они говорят о том, как рождаются новые символы. А это подтверждает мою мысль, что ре­жиссер-автор в своем творчестве может не ограничиваться суще­ствующими символами и находить новые. Тем более что символ всегда условно означает явление реального мира. Правда, чтобы такое замещение произошло, этот предмет должен отразиться в человеческом сознании, создать в нем представление о том, что имеется в виду, какое явление реального мира стоит за этим пред­метом. Например, вспомним охлоиковский стяг в спектакле «Мо­лодая гвардия», который воспринимался как символ Родины. По ходу действия он в соответствии с происходящим в тот или другой момент спектакля то трепыхался, словно на ветру, то скорбно при­пускался, то в знак победы, торжества взвивался, словно паря над сценой. Именно этот «живой» стяг-символ создавал великолеп­ный, зримый, неповторимый художественный образ спектакля.

Отсюда ясно, что им (символом) может быть реальный пред­мет"», действие, явление, танец, животное, несущие в себе устано­вившийся переносный (символический) смысл. Так, хлеб-соль стало символом гостеприимства, змей — мудрости, голубой цвет -надежды и т.д. При этом у каждого народа есть собственные сим­волы. Например, в Индии лотос — символ божества, вселенной, во Франции лилия — символ королевской власти. Кстати, любой герб страны — это образный, художественный символ государства.

Естественно, что, произнося слово «символ», режиссер не за­думывается о происхождении этого понятия. Да ему это вроде и не нужно. В действительности же режиссер-автор интуитивно пони­мает, что символ, его содержание не есть раз и навсегда что-то навечно застывшее, неизменяемое. А это для режиссера очень важно: это дает ему возможность искать и находить новые симво­лы. Ведь смысл символа рождается в определенных исторических условиях, и более того, он изменяется в зависимости от эпохи, ис­торической обстановки. Например, если раньше голубь был сим­волом кротости, то теперь — мира, если раньше алтарь был снача­ла столом, то потом он стал символом близости к Богу. Но, пожа­луй, самое впечатляющее превращение произошло со свастикой.

С древнейших времен крест с загнутыми под прямым углом кон­цами был символом благополучия, ниспосланной благодати и со­гласия. И в таком качестве его можно было встретить в изобрази­тельном искусстве Древней Индии, Китая, Японии, Древней Гре­ции, в средневековой Европе. Но вот в XX веке свастика стала эм­блемой национал-социалистической партии и затем символом фашизма!

Конечно, символ — важное выразительное средство в руках режиссера-автора, поскольку он, воздействуя на сознание и вооб­ражение, рождает у зрителей определенные ассоциации. Но хочу оговориться: происходит это в содержательном контексте проис­ходящего действия.

Надо сказать, что символические построения порой бывают чрезвычайно выразительны. Так, например, в 1951 году, в день от­крытия в Берлине Всемирного фестиваля молодежи и студентов, зрители увидели грандиозное символическое действо на тему сам­оутверждения человеческих рас, их борьбы за свободу и независи­мость, в котором режиссер, зримо раскрывая смысл происходяще­го, воздействовал на сознание и воображение зрителей крупно­масштабными символами.

Под музыку А. Александрова «Священная война» на поле ста­диона вышли 10 тысяч гимнастов, одетых в костюмы белого, чер­ного и желтого цветов. Далее предоставим слово постановщику И.М. Туманову. «Началось с того, что центр поля заняли белые. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизи­ровавшие народы Азии, и на коленях — черные — еще не проснув­шаяся Африка.

Но вот желтые расправляют спины, им помогает часть белых, черные поднимаются с колен, желтые начинают двигаться, чер­ные встают во весь рост... Конфликт развивался бурно. Свободо­любивая тема равноправия людей разных цветов кожи, несмотря на то что была выражена специфическими средствами гимнасти­ческих упражнений, достигла огромной художественной выразительности. Она нашла путь эмоционального воздействия на мно­гие тысячи зрителей, тем более что эта тема, тема освобождения народов, в то время была особенно актуальна»3"4.

Между прочим, как известно, разное содержательное окруже­ние, разные обстоятельства действия могут придать предмету раз­ные значения. Так, скажем колокол, колокольный звон может восприниматься как символ памяти (Хатынь, Хиросима), или как призыв (набат), или как благовест и т.д. Причем эти изменения в восприятии могут происходить по ходу действия представления. То есть восприниматься в разных ипостасях.

Кстати замечу, обращение к значению символов в построении определенного сценического действия, сценического образа ха­рактерно не только для режиссеров массовых представлений. Од­нажды ПА. Товстоногов,говоря о будущем театра, о тенденции его развития подчеркивал, ч го внешнее правдоподобие действия по­степенно умирает и что возникает театр другой поэтической пра­вды, в котором любое действие будет нести в себе огромную смы­словую нагрузку, где каждая деталь на сцене превратится в реали­стический символ.

Трудно, следя за развитием современного театра, не согласить­ся с прославленным режиссером. И в то же нремя нельзя не ска­зать, что рождение театра другой поэтической правды сопряжено с преодолением множества практических препятствий, в том числе и в умах современной режиссуры, которая видит другие пути разви­тия театра. На что, замечу, имеют полное творческое право.

Что же касается Театра массовых форм, и в частности массо­вых представлений, то роль символов как одного из действенных выразительных средств, как известно, исстари имеет весьма важ­ное значение в режиссуре массовых представлений и занимает значительное место в палитре режиссера.

Но вот, как не раз приходилось видеть, осуществить, переве­сти на язык пластики примененный в сценарии режиссером-авто­ром символ оказывается весьма не просто. Как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Создать символическое действо, прибегнуть к тому или другому символу для образного выражения режиссерско-авторской мысли, найти ему пластическое, действенное выражение, даже при определен­ном опыте, достаточно трудно. Любому режиссеру хорошо извест­но, что сделать это (перевести символ в образное пластическое действо), сделать его зримым — задача весьма сложная. Вот поче­му в представлениях разных режиссеров многие неподготовлен­ные (в том числе и эмоционально), используемые формально сим­волы и их пластическое решение (преклонение колен, возложение цветов, вспорхнувший в небо голубь и т.п.) кочуют из одного пред­ставления в другое, превращаясь в дурной штамп.

Аллегория

Как правило, помимо рождающих особый образный метафо­рический язык сценариев и самих массовых представлений, сим­волов, режиссерами-авторами используются, как уже отмеча­лось, и другие выразительные средства, создающие неповтори­мость только данного зрелища-действа. Причем не только их со­вокупность, но и каждое из них может стать основным, ведущим, определяющим и весь зрелищный образ представления, и его жанр. Так, например, в 1920-е юды широкое распространение получили практически ныне не существующие аллегорические представления.

Аллегория как весьма выразительный прием на протяжении многих веков широко использовалась в самых различных видах как народного творчества, так и литературы и искусства. Если ра­зобраться, то в большинстве раздумий в первой части «Размышле­ний», говоря об историческом развитии Театра массовых форм, мне постоянно доводилось сталкиваться с активным использова­нием аллегории в самых различных действах того времени.

Иносказательные возможности аллегории (а аллегория — это один из тропов), сочетание в ней лаконизма и образности позво­ляли (и позволяют) в единичном образе выразить не только его содержание, но и зрелищно раскрыть определенное абстрактное понятие или мысль. Из того, о чем говорилось в первой части «Размышлений», нетрудно заметить, что истоки, происхождение многих аллегорических образов лежат уже в культурных тради­циях племен и народов. (Многие аллегорические образы, как из­вестно, восходят к древнегреческой и древнеримской мифоло­гии.) Но самое интересное в аллегории то, что ее содержание, скрытый в ней смысл, возникнув однажды, до сих пор носит устойчивый характер!.. Например, женщина с завязанными глаза­ми и весами в руках (богиня Фемида) была и остается аллегорией правосудия.

Казалось бы, что традиции использования аллегорий в массо­вых представлениях, которые широко практиковалось режиссера­ми в 1920-х годах в действах первых послереволюционных лет, до­живут до наших дней. Но увы, этого не произошло. Одна из при­чин их исчезновения, пожалуй, лежит в значительно изменив­шимся во второй половины XX века отношении к использованию объемных аллегорических фигур в массовых представлениях как устаревшим выразительным средствам. Но можно предположить, что, скорее всего, это вызвано изменениями, произошедшими в восприятии современным обществом вообще ряда аллегорий. На­до полагать, что это результат отсутствии у современного зрителя возможности восприятия того или другого предмета как олицетво­рения определенного абстрактного понятия. По всей вероятности, это происходит из-за незнания, из-за отсутствия в его (зрителе) сознании закрепленных связей, из-за непонимания, что собой олицетворяет появившийся перед ним предмет.

Ведь как известно, аллегория — это изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее в восприя­тии зрителя абстрактное понятие или мысль. Или, иначе говоря, суть аллегории в изображении отвлеченной идеи, понятия посред­ством конкретного, отчетливо представляемого образа. Так, напри­мер, существующие с давних времен в культурных традициях пле­мен, народов, наций переходящие из поколения в поколение такие абстрактные понятия, как Добро, Зло, Надежда, Злословие, Со­весть, Верность и другие, изображались в виде закрепленных в соз­нании людей определенных женских фигур. Сегодня, если не будет тем или другим способом обозначено, что олицетворяет собой появившаяся перед зрителями женская фигура, они ее не воспримут как аллегорию. Правда, есть и сегодня аллегории, которые прио­брели устойчивый характер и поэтому понятны зрителям. Их нем­ного, но они существуют в сознании людей. Так, богиня Фемида (женщина с завязанными глазами и весами в руках) воспринимает­ся как олицетворение правосудия; богиня Ника (крылатая дева в лавровом венке и на колеснице) воспринимается как олицетворе­ние победы. Л изображение у одних народов — льва, у других -медведя, у третьих — орла воспринимается как олицетворение си­лы, доблести. Больше повезло аллегориям-предметам. Так, до сих пор зеленая пальмовая или оливковая ветвь олицетворяет собой мир, молот — труд, лавровый венок и дубовая ветвь — славу и воин­скую доблесть, старуха с косой в руке — смерть, сердце пронзенное стрелой любовь, змея обвивающая чашу — медицину и т.д. Не­трудно заметить прямую зависимость зрительного облика аллего­рии либо от содержания мифа, либо от основной функции предме­та. Вернее, иносказательный характер аллегории проявляется не столько в совпадении с подлинным содержанием предмета, сколь­ко его изображение есть способ выражения определенного смысла.

Чуть выше я уже говорил о том, что аллегория играла значи­тельную роль в массовых действах всех времен и народов, причем, не только в средневековых мистериях. Вспомним празднества Французской революции, о которых шла речь в первой части «Размышлений». Думаю, полезно вновь обратиться к описанию одного из таких праздников, но уже обращая внимание на то, какими приемами, с помощью каких выразительных средств, и в частности аллегорий, выстраивался постановщиками художе­ственно-образный мир праздника.

«Особую группу декораций, — пишет в книге «Театр Француз­ской революции» К. Державин, — представляло аллегорическое оформление сцены в том жанре, который являл собой любопыт­ную особенность революционной драматургии... {Здесь и далее выделено мною. — А._Р.). Например, — пишет далее автор, — торже­ственно устроенное 10 ноября 1873 года в соборе Парижской бого­матери в честь Разума празднество послужило революционной

сцене известным образом для оформления ее апофеозов и патрио­тических живых картин. Посредине собора была воздвигнута Гора, на внешней стороне которой находился храм с надписью на фрон­тоне: «Философия», окруженный бюстами философов — предста­вителей революции. У подножия Горы — алтарь, на котором пылал факел Истины».

Эстафету использования аллегорий, аллегорических фигур продолжили советские режиссеры в 1920-е годы прошлого века. Так, например, судя по описаниям свидетелей, поставленное в 1918 году в Воронеже массовое представление «Сожжение гидры контрреволюции», по споему художественному решению и ис­пользованных в нем выразительных средств представало перед зрителями как яркое аллегорическое действо. Но с течением вре­мени аллегории, как одно из основных средств выразительности постепенно исчезали с палитры режиссеров-авторов. А после Оте­чественной войны практически вообще исчезли.

Пожалуй, только в творчестве И.М. Туманова и А.Д. Силина можно было увидеть представления, в которых как кульминация эпизода, как лаконичное и точное средство усиления выразительно­сти использовалась аллегория. Так, в представлении 1951 года (ре­жиссер И.М. Туманов) на поле стадиона в Лужниках в одном из его эпизодов возникало изображение атомной бомбы, которая затем пе­речеркивалась двумя чертами. И на всех языках народов мира возни­кало слово: «Нет!» Или в массовом представлении в 1962 году на ста­дионе «Динамо», посвященном 60-летию спортивного общества, носящего такое же название, его Пролог (режиссер-автор А.Д. Си­лин) был решен как аллегория понятия «Динамо»"", ставшее эмбле­мой этого спортивного общества.

В скупом освещении на поле возникала хорошо известная в стране бело-голубая эмблема этого спортивного общества. И сра­зу же после этого в центре эмблемы начинало бешено вертеться в оранжевом круге ярко-красное пятно, изображавшее ротор дина­мо-машины, от которой во все стороны поля к осветительным мачтам побежали молнии-стрелы. И когда, продолжая их движение, к вершинам осветительных мачт взвились серебряные ленты, все поле осветилось сотнями укрепленных на мачтах мощных про­жекторов.

В другом его представлении в 1985 году, на том же стадионе, после того, как по гаревой дорожке, веселясь и играя, под задор­ную детскую песенку проехали в открытых машинах девочки с ку­клами в руках, а мальчики — с разными моделями машин и скры­лись за воротами стадиона, над одной из трибун вдруг поднимался макет атомной бомбы. Раздавался взрыв. Над трибуной высоко в небо, клубясь, поднимался зловещий атомный гриб. И тогда на га­ревой дорожке опять появились, но уже обгоревшие машины без детей, с разбросанными на них искалеченными игрушками, полу­сгоревшими, разорванными на части куклами и моделями машин.

ВЫВОДЫ

Итак, завершая эту часть «Размышлений», попробую сделать некоторые выводы.

В основе массового представления, как и любого сценическо­го действия, лежит определенная драматургия, которая в отличие от пьесы или либретто по своему содержанию, характеру и форме изложения по праву называется сценарием.

Рассматривая существующие сегодня сценарии массовых представлений, убеждаешься в том, что, в то же время ты имеешь дело с особым, достаточно сложным современным видом драма­тургии, принципы и основы которого складывались на протяже­нии многих лет.

Одной из важнейших его особенностей является то, что созда­ется сценарий на основе режиссерского замысла. Или, иначе гово­ря, режиссерский замысел будущего массового представления яв­ляется для данного вида драматургии первичной основой. Это об­стоятельство дает право одновременно определить одну из осо­бенностей режиссерского творчества в этом виде сценического искусства. Он не просто режиссер, а режиссер-автор. Неудиви­тельно, что в большинстве случаев авторами сценариев массовых представлений вообще являются сами режиссеры-постановщики.

И как оказывается, это обстоятельство напрямую связано с еще одной особенностью режиссерского творчества в этом виде сценического искусства: режиссерско-постановочное решение представления возникает уже на уровне создания сценария. Дело в том, что в процессе обдумывания и написания сценария режис­сер-автор одновременно как бы мысленно осуществляет его по­становку.

В основе сценария массового представления лежит реальное событие, главный герой которого — народ. Поэтому содержание сценария раскрывается в противопоставлении двух противобор­ствующих сторон, выраженном не столько словесным, сколько пластическим действием. В сценарии массового представления нет монологов, диалогов, нет психологической разработки харак­теров, бытовых деталей. Текст сценария состоит, главным обра­зом, из описания действенно-событийной линии будущего пред­ставления.

Сценарий массового представления — сложная, стройная, ди­намическая, целостная система, складывающаяся из самых раз­ных компонентов; отличается взаимосвязью, сплавом, слитно­стью разножанровых номеров и фрагментов со специально напи­санным или подобранным (чаще всего поэтическим) текстом, с кино- и диапроекцией и с художественно-осмысленным доку­ментальным, фактическим материалом. Причем системой, уже в замысле которой заложено разумное соотношение целого и част­ного. В результате чего возникает качественно совершенно новое драматургическое произведение синтетического комплексного жанра, с иными законами временных и пространственных реше­ний сценического действия. Конечно, режиссер должен знать и уметь использовать все области, из которых слагается массовое представление. Не помню, кто сказал, что режиссура — самая ши­рокая профессия на свете.

В сценарии массового представления мы имеем дело не столь­ко с ярко выраженным конфликтом, что характерно для пьесы, а с драматической коллизией, ситуацией, которая выражается не сю­жетом, а сюжетным ходом и содержание которого выражается цепью самостоятельных действенных эпизодов, являющихся лишь составной частью всего массового представления, при этом посте­пенно, в определенной логике и последовательности, раскрываю­щих его главную тему и идею, осмысленные, естественно, еще на уровне режиссерско-авторского замысла.

Краеугольным камнем режиссерско-аиторского приема ра­скрытия содержания эпизода является монтажный принцип его построения.

Существенным моментом работы режиссера-автора над сце­нарием является поиск и нахождение (еще на уровне замысла) сю­жетного хода, который не только дает возможность соединить эпизоды в единое целеустремленное действие и определяет логику его развития, что становится решением и композиционного по­строения сценария, но и создает единый художественный образ данного массового представления.

Одна из трудностей создания текста сценария массового пред­ставления порождена одной из основных его особенностей. Мас­штабность развертываемого на сценическом пространстве дей­ствия требует не только тщательного отбора словесного материа­ла111, взаимодействия слова и движения, но прежде всего яркого, броского и в то же время точного зрелищного выражения. Имен­но это обстоятельство заставляет режиссера-автора находить на этапе создания, написания сценария словесный эквивалент буду­щему зрелищному пластическому образному действию. Не слу­чайно в числе используемых сценаристом выразительных средств чаще и больше всего он использует метафорические, символиче­ские, аллегорические построения, которые в то же время заменя­ют диалоги и монологи.

Вдумываясь в виденные массовые представления, нельзя бы­ло не заметить во многих из них характерные, заложенные еще на уровне создания сценария просчеты и недостатки. Это, прежде всего, отсутствие четкой логики раскрытия содержания из-за не­достаточной продуманности развития действия, основанного на сюжетном ходе; многословие, схематичность, скороговорку в раскрытии темы, идущие от желания рассказать в одном представле­нии обо всем.

Созданный режиссером-автором сценарий не может быть ти­ражирован. Ибо он пишется только для конкретного массового представления с учетом всех конкретных предлагаемых обстоя­тельств, в том числе места и времени его проведения, наличия творческих сил и аудитории, которой он предназначается. Вот по­чему для каждого массового представления каждый раз пишется специальный сценарий, в котором режиссерско-авторское реше­ние одного и того же события получает новое выражение.

ГлаваVIII

ПРОФЕССИЯ - РЕЖИССЕР

Кто бы и что бы ни говорил, какую бы позицию он ни зани­мал, вряд ли найдется человек, отрицающий, что сегодня во веех сценических искусствах есть личность, которая организует и воз­главляет весь творческий процесс создания в том или другом его виде (драме, опере, оперетте, балете, эстраде, пантомиме, цирке и т.д.) того или другого сценического произведения. И профессия этой личности — Режиссер.

Но раньше несколько слов о моем сегодняшнем понимании профессии режиссер.

Для меня режиссер — это, прежде всего, режиссер-личность, режиссер-гражданин, режиссер-художник, остро чувствующий современность. Личность, от природы наделенная и владеющая определенными творческими и организационными способностя­ми, дающими ей возможность не только создавать на основе дра­матургии произведение сценического искусства, но и выразить че­рез него свои мысли и чувства. Как когда-то о профессии режис­сера справедливо заметил Николай Павлович Акимов, «право на занятие искусством имеет только тот человек, который убежден в своей правоте, который хочет сказать людям нужное и важное, ко­торый верит, что это «нужное» лучше всего будет выражено теми средствами, которые он применяет в искусстве»312.

Осмысливая явления жизни, раскрывая событие, режиссер, чтобы вызвать определенные мысли, эмоции и реакцию зрителя, стремится достучаться до его сердца, разбудить его (зрителя) чув­ствительные струны души.

Само собой разумеется, что мои размышления о профессии, об искусстве режиссера Нетрадиционного театра в основном опи­раются на общие законы актерского и режиссерского творчества, открытые и сформулированные К.С. Станиславским. Ибо речь идет о Театре массовых форм, о Нетрадиционном театре, в приро­де которого, как и в любом сценическом искусстве, прежде всего, заложено сценическое действие.

Конечно и сегодня, осуществляя постановку того или другого сценического произведения, режиссер является не только органи­затором всего творческого процесса его создания, не только, по выражению В.И. Немировича-Данченко, «зеркалом», отражаю­щим и тем самым направляющим к достижению цели усилия ак­теров (исполнителей), а и толкователем, интерпретатором данно­го сценического произведения. Мне представляется, что сегодня именно эта одна из трех ипостасей режиссерской профессии вы­шла в творчестве режиссера на первое место.'1' Я имею в виду не довольно модное желание некоторых режиссеров удивить зрите­лей, выкинуть нечто скандальное, эпатирующее общество, как го­ворится «переплюнуть соседа», а идейную направленность, граж­данское толкование воплощаемой им драматургии (сценария). Личность режиссера, его убеждения, его эстетическое и этическое начала играют огромную роль в его творчестве. Или, иначе гово­ря, я имею в виду не только одаренность, творческие способности режиссера, но и его жизненную и творческую позицию, которая в конечном счете определяет образное художественное современное толкование темы и идеи постановки, исходя из понимания режис­сером современных исторических, общественных условий и его отношения к ним. Сказанное не является, как когда-то говорили, «пролеткультовской позицией» или утверждением в наши дни примата в,искусстве «руководящей и направляющей силы». Ни в коей мере. Не отрицая, а утверждая главенство «триединства» как сути режиссерской профессии, считаю необходимым подчеркнуть важность в наши дни этой третьей стороны режиссерского творче­ства. Не случайно один из выдающихся кинорежиссеров В. Пу­довкин утверждал, что «нет большого искусства без убежденности художника»"-1. Но ведь режиссер прежде всего творец, художник, собирающий в своем произведении все компоненты театрального искусства.

Так позволяет мне подходить к сути режиссерской профессии еще и то, что само режиссерское творчество в его современном по­нимании полноценно заявило о себе лишь тогда, когда в нем ис­торически возникла «неодолимая» потребность.

Вряд ли можно оспаривать, что в осуществляемой постановке режиссер осмысливает ежедневно возникающие перед ним слож­нейшие жизненные явления, тем самым вызывая у зрителей нуж­ные ему (режиссеру) ассоциации, которые эмоционально раскры­вают для него (зрителя) сущность режиссерской мысли.

Это важно еще и потому, что перевод драматургического про­изведения в сценическое действо не есть акт механический, а сложнейший всеобъемлющий творческий процесс, в результате которого создается, по сути, новое самостоятельное художествен­ное произведение, процесс, которым управляет режиссер, чья че­ловеческая и творческая воля направлена к достижению опреде­ленной цели. Вся практика мирового Театра говорит о том, что ус­пех того или другого сценического произведения заложен там, где режиссер является единственным хозяином того, что он творит. Именно он все создаваемое всеми участниками спектакля (пред­ставления) утверждает и собирает воедино.

Сегодня режиссер, интерпретируя сценическое произведение, несет за него наибольшую ответственность. Более того, судьба буду­щего спектакля, массового представления в огромной степени зави­сит от режиссера. Особенно это касается режиссера массового пред­ставления, так как он же и автор его сценария. Но об этом позже.

Конечно — и это нельзя забывать — что у каждого режиссера, как и у каждого по-настоящему творческого человека (особенно это заметно теперь), есть свой стиль, свой голос, свои излюбленные приемы, используемые им при решении и осуществлении сценического произведения, которые, естественно, порой вне за­висимости от его воли, выражают творческое лицо его создателя. И это понятно, ведь «творчество, — читаем мы у К.С. Станислав­ского, — есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духов­ной и физической природы... Она охватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувства... и память, и воображение»'". Позволю себе продолжить сказанное К.С. Станиславским -и профессиональная интуиция. Ведь режиссура — это не только знание законов, «условий игры» того или другого вида сцениче­ского искусства. В режиссерском творчестве огромную роль игра­ет свобода творчества, его человеческая, профессиональная ин­туиция. Вообще, смею утверждать, что в сценическом искусстве нет догматических законов — это подтверждено творчеством М. Че­хова, Е Вахтангова, А. Таирова и других выдающихся режиссеров XX века. Режиссура — это всегда езда в незнаемое, постоянный по­иск новых способов художественной выразительности, создание своего собственного творческого мира.

Поэтому, хорошо понимая особенности профессии режиссера Театра массовых форм — а именно понимая, что основы театраль­ной, эстрадной, цирковой и массовых представлений режиссуры одни и те же, — все же нелишне помнить, что именно «условия игры» массовых представлений, помимо знания психологии твор­чества, знания, понимания и умения их применять на практике, и, что не менее важно, знания особенностей и «условий игры» смеж­ных видов искусств (ибо этого требуют «условия игры» массовых представлений), основываются на общих законах режиссуры. (Как показывает практика, режиссер массового представления не­избежно вторгается во все виды, жанры и сферы искусства.)

Я уже не говорю о том, что режиссер массового представле­ния, будучи, как правило, его автором-сценаристом, не только яв­ляется той фигурой, которая организует и руководит всем этим процессом создания огромного массового действа, но и как граж­данин, как личность определяет его идейно-художественную структуру.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ

Одна из весьма существенных трудностей создания полноцен­ного массового представления — это нахождение таких средств, которые во всей полноте выразят патетику героической борьбы, присущей большинству массовых представлений. Не случайно В.Э. Мейерхольд в одной из своих статей писал: «На сцене самое трудное — развить патетику и довести ее до высочайшего подъе­ма»^". Ведь именно в этой эстетической категории наиболее пол­ное выражение получают пафос, страстность борьбы, взволнован­ное отношение к событию, обычно свойственные эпическим фор­мам театра, в том числе и произведениям Театра массовых форм. Причем замечу, эпическая форма открывает перед режиссером неограниченные возможности органически сочетать условное с жизненной ситуацией, действовать в разном времени и простран­стве, тем самым выражая свою гражданскую позицию.

Естественно, что постановка каждого массового представле­ния, также как и спектакля, это процесс, конечная цель которого — создание единства всех частей зрелища, «условного по своей приро­де и безусловного в своем выражении», где в единый полифониче­ский художественный образ сольются многие составляющие этого огромного своеобразного нетрадиционного сценического действа.

Одно любопытное наблюдение. Где бы, в каком бы простран­стве — большом или значительно меньшем по размерам (с более скромными возможностями) — ни ставятся массовые предста­вления, режиссерскую деятельность объединяют общие законо­мерности.

Если в 1920-е годы и позже постановку массовых предста­влений осуществляли режиссеры драматического театра, кото­рые, как говорил Н.П. Охлопков, не могли пройти стороной ми­мо проблем массового представления, то в последние годы ини­циатива перешла к режиссерам эстрады либо цирка. Что очень, с моей точки зрения, грустно, поскольку режиссер драмы, одно­временно владеющий и знающий особенности постановки мас­совых представлений, их «условия игры*, внося свой опыт, рас­ширяет и обогащает художественно-творческие возможности этих массовых действ. Правда, по моим сведениям, профессио­нальных режиссеров, умеющих ставить массовые представле­ния, сегодня такое мизерное количество (их можно пересчитать на пальцах одной руки), что можно сказать: в принципе их нет.317

И все же продолжим размышления о современных принципах и сложностях режиссерско-постановочной работы над этим видом сценического искусства.

Так же, как и в любом виде сценического искусства, труд ре­жиссера, постановка представления — это процесс, который име­ет, как уже отмечалось ранее, два этапа: поиск ее (постановки) ре­шения и ее практическое осуществление.

Процесс постановки массового представления, исходя из об­щих основополагающих законов режиссуры (не опровергая их, а наоборот, основываясь на них), тоже имеет свои характерные осо­бенности, присущие только режиссуре массовых представлений.

Как я уже не раз подчеркивал, режиссерский замысел не догма.

Как правило, во время репетиций, в процессе нахождения конкретного выражения темы, идеи, сюжетного хода, в поисках адекватного им образного эквивалента, атмосферы представления замысел постоянно уточняется. И в этом непрерывном процессе одна из непреходящих трудностей и прелестей творческой про­фессии режиссера.

Естественно, что успех режиссера во многом зависит от содер­жательности и от уровня постановочного искусства, которое, про­должая традиции первых послереволюционных представлений и традиции 1950—70-х годов, непрерывно обогащались. Ведь и се­годня режиссер-постановщик еще на стадии создания сценария ищет новые приемы смысловых решений, новые выразительные средства (в том числе и рожденные научно-техническими откры­тиями), чтобы наиболее точно, ярко, эмоционально выразить со­держание и идею представления.

Естественно, что весь процесс работы режиссера, который, как уже не раз подчеркивалось, идя по нескольким направлениям, подчинен достижению главной цели: создать из всех слагаемых не просто представление, а найдя его образный строй, создать единое художественное действо-зрелище.

Понятно, что другие пропорции, масштабность, монумента-лизм, символика, патетика, то есть характерные особенности, присущие массовому представлению, (особенно последнее), во многом определяют выбор режиссером-постановщиком вырази­тельных средств и приемов их воплощения. А это, как выясняет­ся, для режиссера массового представления одна из важнейших и в то же время сложнейших режиссерских задач.

XXвек в истории развития Театра массовых форм обогатил практику сценического воплощения массового представления. Например (что тоже является одной из особенностей работы ре­жиссера над массовым представлением), вторжение его (режиссе­ра) во все сферы и жанры искусства, вступающие по воле (замы­слу) режиссера во взаимодействие. Это привнесло, не могло не привнести, в режиссерско-постановочное творчество множество новых приемов, в том числе и использование новых выразитель­ных средств, выразительных компонентов: лазерную технику, те­левидение, кино и диапроекцию в сочетании с динамикой, пла­стической выразительностью массовых сцен; звуковые эффекты, современную световую аппаратуру и многое, многое другое. В ре­зультате массовое представление предстает перед зрителями, как я подчеркивал ранее, в виде и форме единого синтетического про­изведения, что тоже является одним из важнейших признаков со­временного массового представления. Кстати, использование в едином действе различных видов и жанров искусства и техниче­ских средств породило новые специализации: «кинорежиссер», «звукорежиссер», «светотехник» и т.д.

Сразу оговорюсь, в этих «Размышлениях» я вообще не наме­рен рассматривать технологию работы режиссера-постановщика над массовым представлением114, как и говорить о технологии ра­боты над массовой сценой.

СЛОЖНОСТИ

Когда режиссер приступает непосредственно к постановке массового представления, он, естественно, сталкивается со специ­фическими трудностями. Первая — все не так, как в драматическом театре. Другая природа зрелища: масштабность, монумен­тальность, герой-народ, конфликт строится на столкновении пла­стических масс, действуют многие сотни, а порой, тысячи испол­нителей и т.д. Многого, к чему он привык, просто нет. Не обяза­тельно действие происходит в рамках сценической коробки. Чаше всего она вообще отсутствует. Нет театральной машинерии. Нет постоянной труппы. Нет привычного зрительного зала. Да и где будет располагаться зритель — фронтатьно или вокруг, — зависит оттого, на каком конкретном пространстве будет разворачиваться действие, и т.д.

И тогда оказывается, что перевод сценария в сценическое действие — более сложный творческий процесс, чем в театре. Ре­жиссеру предстоит создать такое особое синтетическое действо, в котором органически сольются в единый художественный образ: пластика, слово, музыка, особая звуковая сценическая атмосфера, другие разнородные элементы и пространство, ые в живой дина­мике будут действовать тысячи людей. Иначе говоря, режиссеру массового представления предстоит создать особый образный мир, мир поэтической условности, пластической метафоры, сим­волов и ассоциаций. Невольно вспоминаешь, что во имя этого опытный, хорошо знающий не только специфические особенно­сти массовых представлений, но и их историю режиссер чаще все­го прибегал к сочетанию различных форм площадного театра (средневековых мистерий, скоморошьих игрищ) с самыми совре­менными для него средствами художественной выразительности.

А если к этому прибавить, что в отличие от театрального спек­такля, когда после его премьеры можно, сделав замечание его участникам, что-то поправить (даже для этого вновь назначить ре­петицию какого-либо куска), то массовое представление, которое, как правило, идет единственный раз, такой возможности лишено. И это при том, что режиссер имеет самое минимальное количе­ство сводных репетиций (одну или в лучшем случае две). Есте­ственно, что и таких предлагаемых обстоятельствах режиссер по­нимает, что, ставя массовое представление, у него нет права на ошибку.

Само собой разумеется, что, как и для любого режиссера, так и для режиссера массового представления немаловажным при ре­шении для себя вопроса — браться или нет за постановку предста­вления, посвященного данному событию — среди прочих доводов является и то, насколько его волнует это событие. (Конечно, во многом это зависит от того, насколько режиссер способен прони­кать в суть этого события.)

Положительное решение является важным моментом в рабо­те режиссера. Само собой разумеется, такое решение выдвигает перед ним ряд конкретных условий, задач, влияющих на весь про­цесс создания массового представления. Режиссер понимает, что для воплощения своего замысла ему необходимо: во-первых, най­ти точные выразительные приемы; во-вторых, отобрав необходи­мые номера и другие элементы, продумав их соотношение и рит­мы, выстроить как каждый эпизод, массовые сцены, так и все представление; в-третьих, пользуясь всем комплексом вырази­тельных средств, построить эмоционально заразительное зрели­ще. Причем выстроить все это в определенной сценической атмо­сфере, способной вызвать у зрителей нужное настроение. Есте­ственно, что цель режиссера-автора, как совершенно справедливо пишет ГА. Товстоногов, состоит в том, чтобы «найти единствен­ную, непосредственную связь между существом «идеального» за­мысла и способом его реализации, найти путь образно выразить самое существо содержания. Важно... увидеть его в пространстве, во времени, в беспрерывно развивающемся действии... в опреде­ленных темпоритмах»"4.

Если бы только этим ограничивались задачи, которые должен решить режиссер, осуществляя постановку!

Не менее, а может быть, и более для него важно, чтобы все сказанное было решено так, чтобы зритель, по выражению Бер-тольда Брехта, не «смотрел, а видел», чтобы изобразительность зрелища была для него неожиданной. Убежден, что это очень важ­ное обстоятельство зависит от построения представления, его дви­жения, от логики переходов от эпизода к эпизоду, не теряя вну­тренней линии сквозного действия, от стилевого решения и формы представления, — словом, от «зрелища необычайнейшего». «Решение — только тогда решение, когда оно понятно глухому, если он видит, и понятно слепому, если он слышит»1211.

Размышляя о принципах непосредственно режиссерско-по-становочной работы, главное, что понимаешь, это то, что они при всей сложности художественных задач, исходя из обших осново­полагающих законов режиссуры (подчеркну еще раз — не опро­вергая, а, наоборот, опираясь на них), отталкиваются от свой­ственных массовым представлениям «условий игры» и, естествен­но, имеют свои характерные особенности, присущие только этому виду Нетрадиционного театра, Театра массовых форм.

При этом нет нужды подчеркивать, что так рассуждая, я исхо­жу из того, что постановка массового представлении — такой же акт личного творчества режиссера, как создание композитором симфонии, писателем романа, балетмейстером балета и т.д. «Как интересно и волнующе иметь возможность лепить сцены, — писал И.М.Туманов, — которые исполняются иной раз тысячами дей­ствующих лиц, какую почти скульптурную хватку нужно иметь ре­жиссеру, компонующему мизансцены такого спектакля, какие возникают новые, гораздо более обостренные ощущении ритмов и темпов, и, наконец, какое особое чувство ответственности возни­кает у режиссера, который знает, что на поставленном спектакле будут присутствовать тысячи людей»121.

Само собой разумеется, что режиссура представления-зрели­ща, как и вообще режиссура, — вещь конкретная. В ее практиче­ской основе лежит не только восприятие накопившегося за долгие годы постановочного опыта, но и собственное развитие его (в том числе и технологии). Постановка массового представления, как и спектакля, — это процесс, имеющий начало и завершение.

Исходным моментом непосредственного воплощении режис­сером массового представления испокон веку являлся и ныне яв­ляется его сценарий, в котором, еще на уровне его создания учи­тывались все предлагаемые обстоятельства, в том числе и топогра­фические или архитектурные особенности места проведения, вре­мени проведения, контингента зрителей и других. Мы уже выяснили, что немаловажной особенностью творчества режиссера мас­сового представления является то, что в процессе создания драма­тургии массового представления режиссер-автор одновременно мысленно осуществляет его постановку, и поэтому при написании сценария ищет зрелищный эквивалент слову. Отмечал я и то, что уже тогда в сознании режиссера-постановщика в какой-то мере возникает зрелищная картина действия. А именно содержание и характер различных перестроений больших групп участников, пластическое решение смысловых мизансцен, раскрывающих происходящее действие в тот или другой его момент и т.д.

В то же время нетрудно заметить, что в процессе осуществле­ния массового представления режиссер-постановщик не только переводит, воплощает все мысленно увиденное в зримое сцениче­ское действие, но и совмещает его со звучащим в этот момент сло­вом, музыкой, шумами и другими компонентами представления. Причем существенной стороной этого процесса становится уточ­нение (а порой и частичное изменение) задуманного и отбор тех выразительных средств, которые наиболее ярко, «зримо и весомо» наяву могут выразить тему, идею и содержание представления в тот или другой момент сценического действия. Причем выразить точно найденными действенными метафорами. Так как только в этом случае массовое представление воспринимается зрителями как действо, несущее нечто большее, чем инсценировка события. Я убежден, что практическое решение режиссером-постановщи­ком конкретной задачи создать в конечном счете яркое полифо­ническое действие-зрелище, раскрывающее все значимость этого события, является весьма существенной особенностью режиссера Театра массовых форм, Нетрадиционного театра. Но эта отмечен­ная особенность одновременно связана и с тем, что в процессе во­площения сценария режиссер-постановщик все время ищет и на­ходит (должен найти) такую зрелищную форму выражения гармо­нического сочетания словесного и пластического действия и дру­гих элементов (например, ритма действия, сценографии и т.д.), которая предстанет в восприятии зрителей как целостный художе­ственный образ, причем отличающийся своей новизной решения, неожиданностью постановочных средств, отсутствием штампо­ванных, клишированных приемов, заимствования, иллюстратив­ности и т.д. Ведь только тогда, как показывает практика, то, что видит зритель, доставляет ему эстетическое наслаждение. Вот по­чему характерное для этого вида сценического искусства, соответ­ствующее времени нестандартное режиссерское решение (но не режиссерские выкрутасы), броская оригинальная форма, будучи важнейшим элементом эстетики современных массовых предста­влений, является не менее важной естественной заботой режиссе­ра-постановщика при переводе сценария в зримое сценическое действо, в котором тема массового представления будет выражена наиболее художественно.1"

Правда, не только сказанное определяет художественно-об­разную цельность массового представления, а, как когда-то писал И.М. Туманов: «Не чистый эстетизм формы, не просто изящество пластики и слова, но ясное осмысление движения темы, которую мы раскрываем эмоционально-взволнованно, ритмически остро или лирично (в зависимости от стилистики), верное ощущение ритма, характера эмоций, атмосферы».

Само собой разумеется, что для режиссера массового предста­вления процесс его постановки, направленный на создание про­изведения особой сценической формы, требует от него (режиссе­ра) умения, мысля масштабами, обладая незаурядным темпера­ментом и организаторскими способностями, ставить громадные массовые сцены.

МАССОВЫЕ СЦЕНЫ

Сколько и как бы мы ни рассуждали о массовых представле­ниях, сколько бы мы ни выясняли их особенности, одна из самых главных и интересных для нас составляющих этот вид Театра мас­совых форм — его массовые сцены и их действие на протяжении всего представления.

Нет нужды доказывать, что массовые сцены, массовые (на­родные) эпизоды — сердцевина, главный компонент, главный герой массового представления. Более того, зритель воспринимает участников массовой сиены как крупномасштабный образ главно­го действующего лица представления народ. Это само собой ра­зумеется. Ведь именно в массовой сиене, в столкновении мыслей, желаний, воли и психологии противоборствующих сил находит образное выражение не только жизнь общества в определенный исторический момент, не только «душа народа» (по выражению В.М. Волькенштейна), но и отношение этого общества к собы­тию, которому посвящено представление.

Если главное действующее лицо массового представления -масса, олицетворяющая народ, то понятно, что через его (народа) действия, поведение, борьбу за воплощение своих устремлений и их торжество и выражаются идея и тема представления. Не слу­чайно нахождение их точного места в композиции представления, их ритмики, их протяженности в общей канве представления для наиболее точного выражения его главной мысли — одна из важ­нейших задач режиссера. Но ведь исполнители, создающие в представлении образ народа, не просто большая группа одинако­во действующих статистов. И если этого не понимает режиссер-постановщик, то вряд ли он, работая с участниками массовых сцен, добьется подлинно положительного результата. Вот почему создание массовой сцены {ее подробная разработка поведения участников, создание точной партитуры-схемы движений боль­ших групп людей и построение выразительных мизансцен), как показывает практика, становится важнейшей и, пожалуй, самой трудной стороной работы режиссера в процессе осуществления представления.

В чем же дело? Что является здесь камнем преткновения для режиссера? Почему нередко приходилось видеть вместо создания образа народа одинаково действующих статистов, ничтоже сумня-шеся выполняющих (вне зависимости от времени, в котором про­исходило событие) заданный режиссером, обобщенный, довольно примитивный рисунок внешнего поведения, порой даже не пони­мая смысла происходящего? И это в то время, как в наиболее зна­чительных массовых представлениях 50—70-х годов XX века, осуществленных крупными режиссерами-мастерами, можно было обнаружить прямую связь решения той или другой массовой сце­ны не только с характером эпохи, с периодом в жизни народа, о котором шла речь в том или ином эпизоде и во всем представле­нии, но и соответствующую происходящему в эпизоде, действии реакцию ее участников.

По моему разумению, причина разного поведения участников массовых сцен — это результат принципиально разного подхода ре­жиссера к их решению. Первые в участниках массовки видели только статистов. Вторые понимали, что народ — это не безликая сумма людей, не разноликая толпа (случайное сборище, случайных людей), а люди, олицетворяющие конкретную сложившуюся в данный временной отрезок общность людей, имеющих «социаль­ную определенность в конкретных исюрических условиях»121; и то, что эта общность, основанная на идейном, гражданском, духовном и нравственном единстве, в конечном счете добивается определен­ных целей. Для этих режиссеров «народ — творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований» — становился глав­ной мыслью действенного образного решения массовых сцен.

Правда, первая точка зрения даже в работах, посвященных особенностям режиссуры массовых представлений, имеет своих сторонников. Так, например, в одной довольно интересной рабо­те по режиссуре массового представления, цитируя В. Смышля­ева, автор подчеркивает, что «Существуют три основных типа кра­сок массовых сцен:

1. Краска организованного хаоса. Здесь зритель получает не­
ясные тревожные впечатления (приятные или неприятные, ра­
достные или печальные).

2. Четкие слуховые и зрительные впечатления. Здесь вся мас­
са говорит и движется, как один человек... Отсюда синхронность
движений рук, тела, голов, хоровое скандирование...

3. Слуховое впечатление второго типа, а зрительное первого
или наоборот. Зритель видит хаос движений, но отчетливо слышит
произнесенные всей толпой вместе слова или слышит хаос звуков,
но видит четкие, одинаковые у всех движения»124.

И что к основным элементам массовой сцены относятся:

1. Напряженность (сила, активность).

2. Движение (пространство).

3. Длительность (время).

Я не могу согласиться с таким технологическим пониманием сущности массовой сиены в массовом представлении. По моему разумению, такое ее раскрытие подталкивает режиссера-поста­новщика лишь к внешнему, формальномурешению массовой сце­ны. Да, массовая сцена не может быть статичной — она должна «жить», двигаться и иметь свое развитие в зависимости от собы­тия; да, от степени ее отношения к происходящему в данный мо­мент событию, от силы стремления исполнителей достигнуть сво­ей цели напрямую зависят ее активность и энергетика.

Для постановщика важно, чтобы создание массовой сцены было связано не только с режиссерским замыслом, идеей, сквоз­ным действием, темпоритмом, оформлением всего представле­ния, но и не менее, а может быть, более всего, с действиями, соот­ветствующими характеру той эпохи, с периодом в жизни народа, о котором идет речь в том или ином эпизоде.

Как известно, каждая эпоха, каждый период в жизни страны отличаются друг от друга не только внешними признаками, а выра­жением своего внутреннего содержания и своим внутренним темпе­раментом. Режиссер понимает, что если Гражданская война в вос­приятии зрителей ассоциируется с революционной романтикой, стихией, порывом, то война Отечественная — несмотря па все вели­кие трудности, при всей горечи утрат — самопожертвованием, верой в неминуемую победу. Вот почему режиссер, ставящий массовую сцену, воссоздавая определенную историческую среду, стремится помимо внешних признаков эпохи выразить ее через действие участников массовой сцены, через их понятный и близкий зрителям эмоциональный настрой, состояние. То есть стремится создать со­ответствующую данной эпохе и внешнюю и внутреннюю атмосфе­ру. Отсюда становятся понятными следующие особенности, прису­щие народным (массовым) сценам в массовом представлении.

Массовая сцена в таком представлении — это, прежде всего, образ людской массы определенной эпохи, объединенной не столько соответствующими костюмами, внешним видом, а объе­диненной единой целью, желанием, общим пониманием происхо­дящего события, живущей в едином темпоритме. Иначе, в моем понимании это просто толпа, то есть случайное скопище, сбори­ще множества разноликих людей, сошедшихся по какому-либо вызывающему ее любопытство поводу."'

Вот почему, когда я читаю в некоторых работах о постановке массовых сцен, что задача исполнителей точно и вовремя выпол­нять предложенный режиссурой рисунок поведения и при этом им совсем не обязательно знать причину, вызывающую заданное постановщиком действие, я принципиально считаю такую пози­цию в корне ошибочной.

Успех, жизненная достоверность массовой сцепы впрямую за­висит от того, насколько режиссер, ставящий ее, добивается от каждого участника через ошушение личной причастности к собы­тию осмысленного действия, выражающего его собственную оценку. Вспомним поведение танцоров в любом массовом танце, поставленном Игорем Моисеевым. Объединенные одним и тем же для всех исполнителей танцевальным движением, общим ритмом, все они отличаются друг от друга собственным отношением к тан­цу. Это и создает подлинную театральность, театральную образ­ность, а не театральщину. Пожалуй, только в «Танце машин» тан­цоры предстают перед нами как безликая масса, подчеркивая тем самым смысл номера.

Массовые сцены в спортивных представлениях

Другое дело, когда режиссер осуществляет постановку спор­тивных массовых представлений. Ведь этому виду Нетрадицион­ного театра присуще другое образное решение, цель которого -создать яркое, броское зрелище, построенное на ритмичном и чет­ком одновременном действии огромной массы спортсменов. Не случайно такие представления относятся к числу изобразитель­ных. А раз так, то одним из основных выразительных средств в них является синхронность и графическая четкость рисунка действий. Причем — и в этом принципиальная особенность работы испол­нителей — движение каждого из них предельно простое, слож­ность же создает общий рисунок перестроений. Ведь, как пишет один из известнейших в свое время постановщиков интересных массовых спортивных представлений М.Д. Сегал: «Следует

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.