Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРАЗДНИКИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ



Особое место в истории Нетрадиционного театра занимают праздники Французской революции.

Хорошо известно {и об этом уже было сказано), что цель лю­бой революции — изменение в стране общественного и политиче­ского устройства. Причем, как известно из мировой истории, ре­волюция не всегда ставит перед собой прогрессивные задачи. Но все же цель подавляющего большинства революций — свергнуть существующий в стране общественный строй, перестроить мир, избавиться от власть предержащих, построить новую жизнь, в ко­торой непременно сбудется мечта человечества о свободе. И эта мечта получит реальные очертания.

Так вот, не вдаваясь в подробности, именно общественное на­строение, стремление к объединению, страстное желание народа во всеуслышание высказать свои мысли и мечты, вера в победу были той атмосферой, которой жила Франция в дни Великой французской революции 1789—1794 годов.

Дух победы, необычайное воодушевление народа, бурный рост самосознания, мятежный дух, охвативший Францию того времени, неудержимый всплеск эмоций вызвали к жизни выплес­нувшиеся на улицы и площади страны грандиозные массовые зрелища.

Само собой разумеется, что революционные преобразования, когда народ переживает свой звездный час, находят отражение во всех областях искусства. Ибо оно, искусство, если хотите, являет­ся чутким барометром гражданской и политической жизни обще­ства, вплоть до ее мельчайших колебаний. Тем более это прояви­лось во Франции конца XVIII века, когда искусству вообще при­давалось огромное значение. Вот почему у меня не вызывает удив­ления, что именно Великая Французская революция вызвала к жизни грандиозные, необычайно яркие зрелища, отразившие идеи и мятежный дух эпохи, и дала выход творческой энергии на­рода. Кстати, забегая вперед, скажу, что грандиозные массовые представления первых лет революции в России тоже были рожде­ны революционными преобразованиями Октября 1917 года.

Массовые народные праздники Великой Французской рево­люции стали одной из важнейших сторон общественной жизни республики. Огромное значение имели праздники в политической жизни страны. Они стали ее частью. Это великолепно понимали якобинцы. Вот почему в годы их правления именно Конвент — в то время высший законодательный и исполнительный орган первой Французской революции — уделял праздникам особое внимание.

С приходом якобинцев к власти вся ее полнота была сосредо­точена в руках Комитета общественного спасения и Комитета об­щественной безопасности. Именно в это время, в июне 1793 года. Конвент47 подтвердил дополнительную статью конституции Франции, внесенную еще ее Учредительным собранием в 1791 го­ду, в которой говорилось об установлении национального праз­днества, «дабы сохранить в памяти народа деяния французской революции». Тогда же Конвент принял декрет об учреждении на­родных декадных празднеств, которые должны были посвящать­ся: Республике, Народу, Человеческому роду, Природе и Разуму. Часто персонажами этих действ становились аллегорические фи­гуры разных гениев. Например, Гений войны, Гений мира, Гений торговли и т.д.

Вообще, следует заметить, что аллегорические образы были одним из главных выразительных средств празднеств Француз­ской революции. Так, например, Целомудрие изображалось с вен­ком на голове и солнцем на груди, Независимость — с пальмовы­ми ветвями в волосах и с венком роз в руках. Сила — с дубовым венком на голове и тяжелой дубиной в руке, Честность — со ста­ринным законом, Справедливость — с весами в руках, Истина бы­ла нагая женщина с классическим зеркалом, Победа — с венками, пальмовыми ветвями и литаврами...

Вожди революции, понимая силу воздействия праздника на на­родные массы, уделяли им значительное внимание. Так, в 1792 году в Конвенте с пламенной речью выступил Дантон. Основная мысль его речи заключалась в том, что «колыбель свободы» дол­жна стать центром празднеств, что именно они (празднества), будут поддерживать священную любовь к свободе и поднимать «национальную энергию».

Кульминацией в решении организаций празднеств стало вы­ступление на заседании Конвента Робеспьера с докладом «Об от­ношениях религиозных и нравственных идей к республиканским принципам и о национальных празднествах». В докладе говори­лось: «Разумная система национальных праздников была бы од­новременно самой образной связью братства и самым могуще­ственным средством возрождения». В результате по предложе­нию Робеспьера Конвентом было установлено девять народных празднеств.

О том, что на всем протяжении Великой Французской рево­люции праздникам придавалось огромное значение, свидетель­ствует еще и закрепленное Конвентом правило: содержание праз­дников и их проведение должно иметь разрешение революцион­ной власти. Мало того, во времена власти якобинцев первона­чальные планы сценариев праздников разрабатывались Комите­тами общественного спасения и народного образования, а затем обсуждались и утверждались Конвентом, и без его утверждения сценарий не мог быть осуществлен. Конвент даже объявил кон­курс на лучший проект перестройки здания Оперы в здание для проведения национальных празднеств. Он же выпускал спе­циальные сообщения об использовании площадей, на которых следует устраивать эти празднества.

По дошедшим до нас источникам можно говорить о том, что вожди Французской революции прилагали немало сил и энергии, чтобы эти праздники способствовали развитию у народа чувства красоты. Приглашались самые знаменитые художники для созда­ния эскизов костюмов, декораций, всевозможных эмблем и их воплощения. Вырабатывались планы проведения самих предста­влений. Естественно, что один из самых известных художников, член Конвента гражданин Луи Давид4', принимал самое активное участие в этой работе. Известен доклад знаменитого художника «О декрете празднований», в котором были тщательно разработа­ны проекты различных празднеств, приуроченных к знаменатель­ным датам.

Смысл и характер празднеств требовал огромных масштабов. Для Давида улицы и площади Парижа были важным компонентом массовых народных празднеств. Думаю, что он о своем творчестве мог бы сказать, как позже, через многие годы, сказал В. В. Маяков­ский: «Плошали — наши палитры!»

Правда, помимо Давида лучшие поэты, музыканты, худож­ники Франции тех лет объединялись для создания масштабных революционных празднеств. Так, музыку для многих из них писал живший в то время знаменитый композитор Эрнст Мо­дест Гретри. Для каждого общественно значимого события со­чинялись не только музыка, но и соответствующие стихотворе­ния, гимны и т.п.

Вообще же зрелищная сторона праздников Французской ре­волюции была чрезвычайно внушительной, торжественной и, го­воря попросту, отменно красивой.

Главной составляющей праздников Французской революции были торжественные шествия с обязательным кульминационным действием, ради которого оно и проводилось. Причем в отличие от средневековых шествий в их основе лежало тщательно разработан­ное непрерывное действие с остановками у памятных мест.

Создавались эти, отличавшиеся необычайной выдумкой праз­дники (а в них принимали участие: революционный народ, одетые в парадные мундиры батальоны национальной гвардии, сводные оркестры, хоры певчих и в особо торжественных случаях — все члены Конвента), по всем дошедшим до нас источникам, специа­листами. Собственно, по сути, это были весьма одаренные, опыт­ные режиссеры.

Поначалу центром всех праздничных действ были развалины Бастилии, над которыми, выражая дух победы, висела надпись: «Здесь танцуют!» Действительно, с 14 июля 1789 года здесь танце­вали. Да еще как!

По моему разумению, танец, как правило, выражает радость человека по какому-либо значимому для него событию и всегда связан с особым состоянием его души. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что танцующий народ — есть выражение его радости по по­воду совершенного им, будь это революция или победа над врагом или другое радостное общественно-историческое событие, свя­занное с дальнейшей судьбой всего народа.

Вот почему здесь, на площади, среди развалин ненавистной крепости, с утра до ночи танцевал народ под звуки ставшей потом известной всему миру знаменитой песни-танца «Са ира!», в кото­рой звучали полные оптимизма и веры в правоту свершившегося слова: «Устроится! Аристократов на фонарь! Пусть подохнут ари­стократы!» Потом особой популярностью стала пользоваться ро­дившаяся в J792 году «Карманьола», в припеве которой звучали слова: «Танцуйте Карманьолу! Да здравствует звон, да здравствует звон! Танцуйте Карманьолу, да здравствует пушки звон!».

Дух победы, дух праздника, обстановка чрезвычайного народ­ного воодушевления требовали действенного эмоционального вы­ражения. И таким выражением стали массовые пред ста вления-действа — зрелища Первой Французской революции. С 14 июля J 790 года торжественно отмечалась каждая ее годовщина.

Этот праздник интересен еще и потому, что помимо суще­ствующих многочисленных описаний того, как они проходили (например Жана Тьерсо), до нас дошли разработки плана, сценарий и режиссерские заметки одного из таких зрелищ, подго­товленного и осуществленного Луи Давидом на Марсовом поле в Париже.

Интересно сравнить, как задуманное автором будущее дей­ство потом воплотилось в жизнь.

Вот что можно прочесть в плане (замысле), а затем в режис­серском экземпляре4'* финала этого праздника: «Отцы,которым вторят сыновья, поют первую строфу: они клянутся не сложить оружия, пока не истребят врагов Республики; весь народ повторя­ет выражение этих великих чувств, третья и последняя строфа по­ется всем народом. Все приходит в движение, все волнуются: муж­чины, женщины, девушки, дети — все оглашают воздух своими го­лосами... Громовой артиллерийский залп, символ народного мще­ния, воспламеняет мужество наших республиканцев; он возвеща­ет им, что наступил день славы: мужественная и воинственная пе­снь, предтеча победы, отвечает на гром пушек. Все французы сли­ваются душой в братском объятии: «Да здравствует Республика!»

Вот то же место о песне, но в режиссерском экземпляре: «...Старцы и юноши, стоящие на горе Марсова поля, споют пер­вую строфу на мотив «Марсельезы» и поклянутся вместе сложить оружие лишь после того, как будут уничтожены враги Республи­ки. Все мужчины, находящиеся на «Поле объединения» и на по­мосте (2400 человек), хором повторяют припев. Матери семейств и молодые девушки, стоящие на Горе, споют вторую строфу Все женщины, находящиеся на «Поле объединения», хором повторяют припев. Третью часть и последнюю строфу поют все стоящие на Го­ре. Весь народ хором повторяет последний припев и т.д.»

Вообще, по разрозненным, дошедшим до нас описаниям праздников «Дня Революции» в различные годы, нетрудно себе представить, как именно 14 июля проходило это действо, скажем, во времена того же Конвента.

На рассвете 14 июля вышедшие на улицы города парижане виде­ли, что вся столица буквально утопает в цветах. Это ночью за 20 лье в окружности из многих деревень специальные отряды свезли в город розы и другие цветы и украсили ими парижские улицы, дома, дворцы, площади. Когда же зазвонили колокола всех соборов и барабаны по всем кварталам пробили сбор, двинувшийся к месту сборов народ превратил улицы Парижа в живые цветочные реки — это каждый гражданин столицы, неся в руках букеты цветов, шел к местам сбора.

В 8 часов утра раздавался грохот орудий — сигнал к началу праздника. Собравшиеся в 48 секциях граждане выстраивались в 48 процессий и одновременно двигались со всех площадей и улиц Парижа к Тюильриискому саду, где должен был состояться Пролог праздника.

Пришедший народ встречали 27 комиссаров и 50 якобинцев, которым Конвент поручил организацию этого праздника.

Всем собравшимся опять раздавались цветы и вместе с ними текст «Марсельезы», которую, как задумывали устроители, народ будет исполнять в финале праздника.

Посреди сада по эскизам Давида была сооружена огромная статуя Мудрости, укрытая до времени черным покрывалом. С двух сторон ог статуи возвышались амфитеатры. Правый занял ор­кестр, на левом разместился украшенный венками и трехцветны­ми лентами, в белых платьях сводный женский хор. Повсюду бы­ли развешаны надписи, по мнению очевидца, «утешительные для народа, грозные для деспотов".

В 12 часов пополудни на балконе дворца появлялся весь Кон­вент. Робеспьер произносил короткую речь, после которой оркестр и сводный хор исполнили кантату «Взятие Бастилии». В кантате, впервые сочиненной не на религиозный сюжет из Библии (авто­ром слов и музыки был Антонин Дезожье), велся рассказ о взятии Бастилии.

Под звуки набата Гражданин-корифей вдохновенной арией призывал народ к борьбе, так как считал его достойным свободы. После воинственной фразы, пропетой солистами и подхваченной всем народом, под звуки исполняемого оркестром военного мар­ша изображалось «взятие Бастилии». Гремели пушки. Трубы звали в атаку. Под неистовствующие звуки оркестра наступал конец сра­жения. Народ и корифей произносили последнюю фразу, взятую из книги Юлифи: «Враги наши обращены в бегство. Они не смо­гли противостоять и будут заклеймены среди народов Народы, хвалите бога». После этого призыва все пели «Тэ Деум» (Тебя, Бо­же, хвалим!)511.

Пел хор, гремел оркестр. Затем Робеспьер, подойдя к симво­лическому монументу, поджигал черное покрывало, и тогда пе­ред народом открывалась величественная статуя Мудрости...

Когда же Проло! заканчивался, народ направлялся к Марсову полю, где должна была состояться официальная часть праздника и где задолго до прихода процессии собравшиеся парижане в ожи­дании шествия, несмотря на проливной дождь, танцевали, весели­лись, пели национальные песни

Марсово поле было основным местом действия праздника. Собственно, здесь проходила самая величественная часть праз­дника. На поле, превращенном в гигантскую арену, которое в ре­жиссерском экземпляре Давида названо «Поле объединения», в его центре, на огромном квадратном постаменте, окруженном со всех ею сторон широкими ступенями, ведущими на открытую площадку, был сооружен «Алтарь Отечества». На боковых сторо­нах постамента, украшенных античными барельефами, выделя­лись слова: «Народ. Закон. Отечество. Конституция». Здесь же, на поле, в его глубине, были построены огромный помост для пред­ставителей власти — «Гора», декорированная голубыми и белыми полотнищами, и специальные подмостки для сводных военных оркестров и хоров, а также установки для орудий

Под грохот барабанов на Марсовом поле появлялось шествие Впереди шел весь Конвент во главе с Робеспьером. А перед ними — огромный (715 человек) сводный духовой оркестр.

Придя на Марсово поле, Конвент поднимался на вершину «Горы», а на крутых ее склонах размещалось несколько тысяч участников сводного хора, которым разделялся на две колонны: в одной — женщины, в другой — мужчины. Таким образом весь Па­риж превращался в огромный хор, который в финале вступал в действие В это же время подмостки занимал уже упомянутый на­ми сводный духовой оркестр. Вокруг подножия «Горы» располага­лись батальоны Национальной гвардии.

Но вот наступал самый торжественный момент праздника; «Клятва верности Республике, Революции». Ее провозглашал кто-либо из политических деятелей Республики.

«На «Алтарь Отечества», — вспоминал Жан Тьерсо, подни­мался командующий национальной гвардии Мари Жозеф Лафай-ет и, подняв вверх руку, произносил от имени всех войск присягу на верность Республике. Войска повторяют присягу. Все это вызы­вает бурное одобрение собравшихся. Развеваются знамена, трещат барабаны, восторженные крики народа смешиваются с громом са­лютующей артиллерии».

К цитируемому можно добавить, что после произнесения кля­твы гигантский хор и сводный оркестр пели «Марсельезу», каждая музыкальная фраза последнего куплета заканчивалась артилле­рийским залпом. Композитор Гретри по этому поводу как-то ска­зал: «Революция родила музыку с пушечными выстрелами».

Нетрудно увидеть, что в этом празднике ярко проявилась од­на из самых важных и сегодня задач режиссера массового зрели­ща, массового представления: задуманные неудержимой фантази­ей автора-постановшика и конкретизированные в режиссерском экземпляре идея, тема, содержание, выраженные затем в самом действии и пластическом решении постановки, слились, сплави­лись воедино в грандиозном зрелище.

Надо полагать (это и сегодня весьма важно для режиссера массового представления), что в успехе праздника немалую роль сыграл организационный талант художника.

Помимо праздников, посвященных годовщинам Революции, в это же время возник целый ряд новых праздников. Так, напри­мер, в 1792 году на Марсовом поле состоялся «праздник Свобо­ды», в котором вместе с гражданами Парижа принимали участие огромный хор и сводный оркестр национальной гвардии. В фина­ле этого праздника, когда «Колесница Свободы» объезжала «Ал­тарь Отечества», весь народ с пением «Са ира!» и «Карманьолы» пускался в пляс. Юавгуста 1793 года (в годовщину ареста Людови­ка) состоялся «праздник единства и неразделенности Республи­ки». В этом же году был проведен «праздник Возрождения и Воз­родившейся Природы».

На «поле Свободы» - так парижане назвали бывшую площадь Бастилии - на ее развалинах, был воздвигнут «Родник Возрожде­ния» — колоссальная статуя женщины в костюме Изиды, которая сидела между двумя львами. Из грудей богини фонтанами били струи воды — символ неисчерпаемой плодовитости природы (ав­тор Л. Давид). Этот праздник начинался на рассвете нового дня. В момент появления первого луча солнца в исполнении сводного хора и оркестра начинал звучать «Гимн Природе», (сочинение Гос-сска)4, по окончанию которого происходило символическое омо­вение у «Родника Возрождения». После чего бой барабанов и зву­ки труб приветствовали появление на площади 86 комиссаров де­партаментов Франции. Гремели оркестры, читались стихи о сво­боде, раздавались пушечные салюты. Затем народ во главе с чле­нами Конвента, несшими огромную книгу Конституции, с пени­ем «Марсельезы» шли к статуе Свободы на площади Революции. Любопытно, что во главе этой процессии шагал санкюлот с трех­цветным знаменем в руках.

Вообще, в праздниках Французской революции часто исполь­зовались не только аллегорические образы, но и овеществленные символы таких понятий, как Любовь, Верность, Чувствитель­ность, Сострадание, Единодушие и т.п.

Особый интерес представляет октябрьский праздник 1793 года «в честь Разума», или, как его еще называли, «Триумф Вольтера».

Праздник этот начинался в Соборе Парижской Богоматери, где красавица мадмуазель Майлард, артистка Оперы, исполняла роль Богини Разума. Для этого в соборе устроили гору с троном на ней. Появлялась Богиня Разума вся в белом, с распущенными чудесными волосами, в красной якобинской шапочке и с пикой в руке. Затем севшую на трон Богиню поднимали молодые де­вушки и, выйдя из собора, проносили по всему городу. Красоч­ное шествие с аллегорическими фигурами, изображающими Жизнь, Труд, Науку, Свет, направлялось на одну из центральных площадей, где была воздвигнута огромная фигура, олицетворяю­щая Разум и скрытая до поры до времени от глаз народа черным покрывалом. Кульминацией праздничного шествия был момент сожжения покрывала5-, олицетворяющий рождение Разума из мрака и огня.

Замечу, что праздники в честь Разума проводились во многих городах Франции. И везде роль богини исполняли особенно кра­сивые молодые девушки.

Продолжая размышлять о Театре массовых форм, Нетради­ционном театре, понимаешь, что праздники Французской рево­люции сыграли значительную роль в его развитии. Более того, то, что родилось в этих праздниках в области драматургии, режиссу­ры, организации и проведения, естественно, обогащаясь, не толь­ко дожило до наших дней, но и является основополагающим в ре­жиссуре современных праздников и массовых представлений.

Так, именно праздники Французской революции, главным содержанием которых при всем их многообразии был лозунг: «Свобода, Равенство, Братство», положили начало революцион­ному искусству, в котором четко проявляется политическая напра­вленность, рожденная как результат народных манифестаций по случаю выдающихся политических событий или важнейших об­щественных, имеющих государственное значение дат. Собствен­но, в этих праздниках впервые тесно сплелись воедино искусство и политика, официальнаяи народная линии.

Данная особенность праздников Французской революции имела не только теоретическое, но и практическое значение. Дело в том, что глобальные темы, являясь основой содержания этих действ, потребовали новых средств выразительности. Это были и образное решение содержания, и использование аллегорических образов и символических фигур, и манифестации и шествия, и многотысячные хоры и военные оркестры, и группы трубачей и барабанщиков как элементы действия, и войсковые соединения революционной армии, пушки, пиротехника, а главное — такое построение действия, которое предполагало вовлечение в него весь народ. Пожалуй, впервые главным героем праздника стано­вится народ.

Именно в это время при постановке праздника начинается тщательная разработка постановщиком динамики массового действа, которая ярче всего может быть выражена в широком сцени­ческом пространстве простора городских площадей под откры­тым небом.

И еще, праздникам Французской революции, их проведению придавалось, в частности Конвентом, такое значение, что сцена­рий праздника, как правило, утверждался на высшем государ­ственном уровне.

Немаловажным является и то, что к созданию праздника привлекались выдающиеся литераторы, постановщики, художни­ки, композиторы того времени.

Перечисленные мною особенности праздников Французской революции и то, что они внесли в дальнейшее развитие Нетради­ционного театра, позволяют говорить об особом значении этих праздников в истории массовых форм театра, в частности, массо­вых представлений. Не случайно Ромен Роллан как-то сказал: «Плодотворной оригинальности в них (праздниках) больше, чем во всем французском театре XVIII века». Позволю себе добавить: именно Французская революция вернула Театр туда, где он ро­дился, — на площадь. Кстати, если заглянуть на много лет вперед, в XX век, то мы увидим, что то же самое произошло и в России, в октябре 1917 года. Театр снова вернулся на площадь. Более того, в первые послереволюционные юды именно площади стали ос­новными площадками, на которых разворачивалось «действие необычайное».

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. XIX БЕК

Дальнейшая судьба Театра массовых форм, Нетрадиционного театра, была непростой.

Как известно, XIX век, особенно его конец, в Западной Евро­пе знаменателен тем, что в этом столетии произошли качествен­ные изменения в жизни общества. Быстрое развитие промышлен­ности, успехи естествознания и других наук, а главное, распро­странившееся скептическое отношение к надеждам на всеобщее социальное равенство и совершенствование человеческого обшества, нарастание противоречий между буржуазией и пролетариа­том и рост освободительного движения не могли не сказаться на культуре и искусстве века XIX.

Естественно, что и в театральном искусстве того времени отразилось разочарование передового общества результатом бур­жуазной революции.

Поскольку в XIX веке бурно развивающийся традиционный театр прошел путь сначала от сломавшего каноны классицизма в первой половине века'1, затем — через реализм буржуазной семей-но-бытовой драмы в середине века'4 и усиление в конце века идей­но-содержательного начала, выведшего на сцену все слои обще­ства и поставившего важнейшие проблемы современной жизни55, к символизму на стыке веков, то и Нетрадиционный театр не мог не испытать, и несомненно испытывал, огромное влияние проис­ходящих событий в обществе, и, конечно, изменений, происходя­щих в традиционном театре. В свою очередь, и последний не мог не испытывать влияния Театра массовых форм. В частности, воз­ник интерес традиционного театра к созданию в спектаклях дей­ственных массовых сцен, придающих масштабность происходя­щим на сцене событиям, стремление к верной исторической об­становке и соответствующему оформлению и костюмам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.