Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Придворные представления



Любопьпно, что тогда же. в эпоху Возрождении, появилась одна из разновидностей массового зрелища — пышные постанов­ки в придворных дворцах и в домах знатных вельмож. По своей су­ти это были придворные, театрализованные представления. На­пример, сохранились описания придворных празднеств и фейер­верков, которые давались при дворе миланского герцога Джани Галлецо. В том числе и представление в честь женитьбы молодого герцога. За основу этого представления постановщик взял поэму Бернардо Беллинчоне, в которой говорилось о спускавшихся с не­ба планетах, чтобы поздравить новобрачных.

В большом зале герцогского дворца была воздвигнута весьма сложная конструкция. Над головами зрителей вращались семь планет. Их изображали девушки и юноши. Под звуки оркестра и пение хора «планеты» спускались на помост и, исполняя поэму Беллинчоне, обращались к новобрачным. К этому следует доба­вить, что автором всего представления, как и художником, и кон­структором, был великий Леонардо да Винчи! И это неудивитель­но. Известно, что под его руководством осуществлялись самые различные, в том числе и грандиозные, зрелища, для которых он изобретал всевозможные пиротехнические эффекты.

Праздники на воде

В это же время, именно в эпоху Возрождения, появились и на­чали свое существование так называемые «Праздники на воде». Это были феерические, чаще всего сказочные зрелища-пантоми­мы, которые пользовались большой популярностью у знати. Так, известно, что в Англии в своем замке близ Стратфорда фаворит королевы Елизаветы граф Лестер в честь посетившей его коро­левы устроил грандиозное представление на озере в своем парке — сказочную феерию-пантомиму. В числе всевозможных превраще­ний и пиротехнических эффектов и множества чудес было появле­ние на спине дельфина героя представления.46Надо полагать, что «Двенадцатая ночь» Шекспира, несомненно, написана драматур­гом под впечатлением таких зрелищ.

«Праздники на воде» ставились во многих городах и странах Западной Европы, ставились они и в России, но об этом позже.

Обставленные с большой пышностью, такие придворные те­атрализованные представления были весьма красивым и увлека­тельным зрелищем. И в этом качестве они просуществовали вплоть до конца XIX века. Продолжавшиеся же в XX веке «Праз­дники на воде» имели уже другую социальную основу и другой со­циальный смысл.

Вообще, эпоха Ренессанса отмечена рождением различного рода зрелищных искусств, многие из которых возникли на поч­ве массовых празднеств и представлений. Прежде всего я имею в виду разные формы Театра, появившиеся в Италии XIV—XVI ве­ков. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что в истории Театра Италия за­нимает особое место. Ведь именно в Италии родилось одно из са­мых значительных явлений Ренессанса — комедия Дель арте. По своему существу это был первый в Италии профессиональный театр, который использовал в своем творчестве многовековой опыт площадного массового действа и в представлениях которо­го ярко проявились главные особенности народного творчества: оптимизм, жизнеутверждающий дух, сатирическое отношение к аристократии, богачам и духовенству.

Можно лишь добавить, что многие элементы, присущие мас­совому народному площадному действу, составляли в комедии Дель арте ее большую часть творческих принципов создания спек­такля. В частности, использование масок, диалекта, буффонады, импровизационное существо сценического действия.

Но поскольку в данной работе идет речь о Нетрадиционномтеатре, то позволю себе ограничиться только тем, что сказал о пер­вом профессиональном театре Европы. Хотя тему «Эпоха Возрож­дения и искусство», в частности искусство Театра, можно было бы продолжить, позволю ограничиться сказанным. Ведь в этой части главы, как и в предыдущих, меня интересует лишь то, что было связанно с жизнью Нетрадиционною театра.

Попробуем и здесь разобраться: что же нового внес Ренессанс в массовые формы театра, и в частности в массовые театрализо­ванные представления.

Во-первых, к концу XVI века появилось большое число массо­вых действ не на религиозные, а на бытовые сюжеты и сюжеты на определенные жизненные события. В том числе и пышные при­дворные представления в закрытых помещениях (залах).

Во-вторых, в основе этих представлений лежали оригиналь­ные сочинения, созданные поэтами и драматургами.

В-третьих, произошло расширение жанровых рамок массовых действ. Возникли так называемые «Праздники на воде» — пышные аллегорические пантомимы с фейерверками. Кстати, как опреде­ленный жанр Праздники на воде, дожили до наших дней.

В-четвертых, усилилась роль профессиональных исполнителей.

И наконец, в-пятых, именно в эти времена сложились основ­ные характерные черты карнавалов: их содержание с сатириче­ским отношением к аристократии и богачам, принципы импрови­зационного создания карнавалов с их атмосферой безудержного веселья, оптимизма и жизнеутверждения. И главное — карнавал поистине стал народным праздником.

Вот почему можно говорить о существенном накоплении признаков Театра массовых форм, в частности массового театра­лизованного представления.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.