Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Праздники и другие массовые действа



Размышляя о дальнейшей судьбе Театра массовых форм, го есть о судьбе Нетрадиционного театра, о его становлении, неволь­но приходишь к мысли, что некоторые его особенности прояви­лись, пусть еще в зачаточном состоянии, именно в античные вре­мена. Подтверждение тому можно найти не только в праздниках Древней Греции, но и в праздниках Древнего Рима.

Согласно верованиям римлян римские праздники были уста­новлены божественными предками — создателями всего сущею на земле — для того, чтобы смертные, воздав необходимые почести богам, могли бы рассчитывать па их милость хотя бы на предстоя­щий год.

Поначалу римский календарь насчитывал совсем немного праздников. А так как религия латинских племен была суровой ре­лигией пастухов и земледельцев, то такой же характер имели и праздники. По всей вероятности, именно поэтому человеческие жертвоприношения во время этих праздников имели своей целью ублажить очень суровых богов плодородия.

Со временем с развитием Рима как мощного государства по мере принятия культа чужеземных богов, связанного, во-первых, с многочисленными войнами, которые вел Рим, во-вторых, начи­ная с VI векадо н.э. с весьма интенсивной торговлей между Римом с античными и прежде всего с греческими городами, то вполне естественно, что это не могло не оказать влияния на древнерим­скую культуру и религию.

Ярче всего это влияние выразилось в латинизации имен богов. Древнеримские боги практически отождествлялись с богами Древ­ней Греции, которым поклонялись, и в честь которых проводились праздники. Так, например, римская богиня Веста — охранительни­ца и защитница домашнего очага, культ которой был одним из са­мых почитаемых в Риме, отождествлялась с греческой богиней Ге-стией — тоже богиней домашнего очага; а, скажем, римская боги­ня победы Виктория отождествлялась с греческой богиней победы Нике; или 6oi торговли, прибыли, обогащения, проводник душ в мир мертвых, вестник и прислужник богов Меркурий явно был в «родстве» с греческим богом Гермесом, который помимо тех же «обязанностей» был еще и покровителем плутовства.

Но в то же время такое отождествление не было сколком. Ри­мляне, вернее римская религия, не только изменила имена, айв какой-то мере и само содержание древнегреческих мифов. Правда, в том случае, если они противоречили римской системе ценностей. Так, например, действия в римских мифах и содержавшиеся в них конфликты переносились из мира богов в мир героев. Вспомним миф о поединке Горациев с Карнациями или миф о Муции Сцево-ле18. Естественно, характер таких мифов не мог не отразиться и на характере содержания праздников. Более того, на всем протяже­нии истории римского государства, с VIII векадо н.э. по II век н.э., римские праздники были отражением взаимоотношений римлян с господствующей в государстве религией политеизма. При этом нужно помнить, что лежащее в основе римской религии многобо­жие, носило в Римском государстве, как и во всем античном мире, политический характер.

Праздники в Древнем Риме были не только религиозными, но и светскими. Зависело это от того, какому богу они посвящались: в храме, воздвигнутом в честь бога, или на площадях и улицах го­рода, или же в сельской местности. Последние могли быть обще­ственными, но чаще всего семейными. В таких праздниках вместе с членами семьи принимали участие и их рабы. Кстати, можно предположить, что существующий в мире обычай отмечать многие праздники в кругу семьи для большинства народов зародился в те далекие времена.

Возникли же семейные праздники, по всей вероятности, пото­му, что в древние времена, как в Греции, в Риме и на Руси (о праз­дниках на Руси — позже), мир богов воспринимался устроенным по образу мира людей. Они тоже имели царя: в древнем Риме -Юпитера. Убеждает в этом то, что, скажем, в Древнем Риме самых почитаемых богов называли так же, как и римских сенаторов -«отцами».

По представлениям римлян, боги имели своих собственных божественных слуг и божественных дев, обустраивающих их очаг.

Римские праздники помимо деления на государственные, го­родские и сельские подразделялись еще на «постоянные» и «по­движные». Что касается «постоянных» праздников, то они были посвящены определенному 6oiy и проводились всегда в один и тот же день года. Л вот «подвижные» поначалу назначались понтифи­ком, позднее цезарями. При этом назначались каждый раз на определенное время по какому-либо пажному для государства (подчеркнем) событию. Чаще всего по случаю победы в очередной войне, которую вел Рим.

В зависимости от того, какой это был праздник, какому богу он был посвящен, он мог продолжаться от одного до нескольких дней. Так, например, праздник, посвященный Сатурну, продол­жался 7 дней, посвященный Церере — 8 дней, посвященный Ми-нерпе — 5 дчей. Обилие торжеств и годовщин по какому-либо слу­чаю позволял римлянам (но не рабам), особенно после VI века до н.э., пользоваться огромным количеством свободных дней. Так, например, в VIII веке до н.э. в течение года римляне отмечали бо­лее 40 праздников.

Каждый месяц римского календаря имел один, аю и несколь­ко раз и навсегда установленных праздничных дней. Вот часть из них, наиболее почитаемых римлянами:

в марте (для римлян месяц Нового года) «Большие Кпинкват-ралии» в честь бога Марса, и в этом же месяце — праздник в честь богини Минервы;

в апреле «Цералии» — в честь богини Цереры, и «Робигалии»— в честь бога Робиги;

в июне «Весталии» — в честь богини Весты и «Матроналии» -в честь богини Юноны;

в июле «Нептурналии» — в честь бога Нептуна;

в августе «Вулканалии» — в честь бога Вулкана;

в декабре «Сатурналии» — в честь бога Сатурна;

в январе «Агонии» — в честь бога Януса;

в феврале «Луперкалии» — в честь основателя Рима бога Рому-ла. К тому же в середине каждого месяца проводился праздник в честь бога Юпитера.

Существовали еще и особые праздники. Например, «День ры­баков» — 8 июня, или «Конный» — 15 октября и мною друшх.

Но этим дело не ограничивалось. Позднее появились праз­дники, учреждаемые царствующим императором: день его рожде­ния, годовщина вступления на престол, день обожествления его предшественника.

Следует заметить, что из всех упомянутых и не упомянутых праздников в первую очередь отмечались учрежденные еще в эпо­ху Республики (в тяжелые для нее исторические моменты) «Боль­шие праздники». Официально они были призваны снискать боже­ственное покровительство. Л неофициально — укрепить в народ­ном мнении престиж и власть правителей юсударства. К ним от­носились праздники, посвященные Юпитеру, Церере, Флоре и в честь богини Магерк Кибелы»14.

Что касается двух последних праздников, то они постепенно становились весьма фривольными. Так. во нремя «Флориалий», праздника в честь богини Флоры, несмотря на предписанные культом ритуальные действа1" интерес горожан стал смещаться в сторону сопровождающих этот праздник игр, цирковых предста­влений и других зрелищ. Дело в том, что к обрядам, как и к самой религии, по дошедшим до нас источникам, горожане относились все более и более формально.

Проводимый же в мае праздник в честь богини Матери Кибе-лы стал носить явно выраженный характер оргий и часто прини­мал форму фаллических процессий. К тому же на этом празднике во время богослужения жрецы приходили в такой экстаз, что не только пророчествовали, но и их священные пляски сопровожда­лись самоистязаниями. Но и это еще не все, чем сопровождался этот праздник. Участие в священнодействии весталок и замужних женщин (а присутствие мужчин на этом празднике не допуска­лось) часто заканчивалось тем, что они раздирали и съедали толь­ко что принесенную жертву сырой'1.

И все же эти чуждые большинству традиций римских праздни­ков действа получили широкое распространение. При этом в официальной римской религии не произошло каких-либо суще­ственных изменений. Но то, что начиная с III века до н.э. тради­ционная религия уже не играла прежней роли — несомненно.

Чтобы понять особенности римских праздников, которые по­влияли или могли повлиять на развитие Нетрадиционного театра, в частности на его новые формы, чтобы понять их структуру, дра­матургию, последовательность и характер действий, постановоч­ные и другие особенности, то есть все то, что в конечном счете яв­ляется предметом моих рассуждений, попробую, насколько это возможно, представить себе то, чю подразумевается под словами «древнеримский праздник».

При всем их многообразии можно предположить, что в осно­ве его построения, пусть с некоторыми различиями, практически лежала одна и та же схема. А именно: начинался праздник с риту­ального «шествия-очищения» вокруг города, или храма, или уса­дьбы, или другого места его проведения. Затем звучала обращен­ная к богу молитва, прославляющая ею и в то же время содержа­щая просьбу быть милостивым. Следом проходило жертвоприно­шение. После чего начинались игры и пиршество.

Основой сюжета праздничного действа был либо миф о том или другом боге, либо событие, в честь которого проводился праздник.

Шествие

Как правило, во главе процессии шла коллегия жрецов того бога, которому они служили, и сенаторы. Если шествие начина­лось или заканчивалось ночью, то его освещало огромное коли­чество факелов в руках не только идущих к храму, но и стоящих на улицах. В этом причудливо колыхавшемся свете можно было увидеть палантины и повозки с аллегорическими группами и жи­выми картинами. Сюжетом тех и других были отдельные эпизо­ды мифа о жизни и деяниях этого бога. (С III века до н.э. в про­цессиях появились изображения богов.) На идущих в процессии «полноправных» гражданах были надеты шерстяные мантии без рукавов. У сенаторов и у высших чиновников были такие же то­ги, но только с пурпурной каймой22. От начала и до конца ше­ствие сопровождалось пронзительными звуками флейт.

Надо отметить, что определенная театральность вообще была присуща античным праздникам. Эгу особенность отмечал в конце 1920-х годов, один из зачинателей советского театроведения Л.И. Пиотровский.

Шествия играли значительную роль в жизни горожан, так как, по словам Плутарха — древнегреческого писателя и историка, -«участвуя в таких процессиях, простой человек и рабыня возвыша­ются душой и осознают себя личностями».

Размышляя над всем тем, что сказано выше, невольно возни­кает мысль, что дожившим до наших дней (конечно, в очень изме­ненном виде) различным религиозным шествиям, обрядам и праз­дничным манифестациям, носящим чаще всего политический ха­рактер, демонстрациям положили начало античные религиозные шествия.

Поскольку храмы были воздвигнуты не на одном, а на семи римских холмах", то каждое шествие имело свой маршрут. Поэтому граждане Рима, чтобы приветствовать шествующих, каждый раз оказывались на тех улицах, по которым двигалась процессия. Заканчивалось шествие у одного из храмов, в котором произ­носилась молигва и совершалось жертвоприношение.

В храме и около него

Молитва была краткой. По манере ее произнесения это была декламация или речитатив под аккомпанемент музыкальных ин­струментов. Иногда молитвы сопровождались религиозными тан­цами. По своей сути молитва кроме прославления бога была и об­ращением к нему с просьбой о помоши и благодарение за нее.

Любопытно, что уже тогда в специальных книгах с текстом молитвы были точно указаны и положение тела, и жесты моля­щегося.

Одну из таких молитв, вернее ее вторую часть, приводит в сво­ей книге «Праздник и культура» польский искусствовед и историк Качимеж Жигульский. И хотя молитва эта, как указывает автор, произносилась хозяином дома — патрицием — во время сельского праздника (при том, что при переводе с латыни на польский ос словарный состав явно приобрел характер католической моли­твы), все же можно судить о содержании и характере и других мо­литв. Обращена она была к богу Марсу: «Отче Марс, тебе молюсь: ко мне, и дому, и чадам нашим благоволен и добр пребудь. Того ра­ди я поля, и землю, и удел мой жертвенным обиходом обойти ве-ле, дабы хвори зримые и незримые, неплодие и запустение, нев­згоды и непогоды ты отвратил, опретил, дабы злаки, и жито, и побеги, и лозы, и рост и силу ты допустил, дабы пастырей и чадам нашим, Того ради и удел мой, и землю, и поле очищением очистил по речению моему, а ты млечными сими жертвами закланными возвеличен будь!» 24

Если поначалу молитвы римлян были обращены исключи­тельно к определенному богу, то впоследствии молитвы произно­сились за благополучие и процветание императора, Сената, наро­да. Произносились такие молитвы перед началом какого-либо действия. Например, перед началом собрания, судебного разбира­тельства, перед выступлением в поход и т.д.

Закончив молитву, жрец или жрецы приступали к жертво­приношению, которое разделялось на «кровавое» и «бескров­ное». Причем жертвоприношения всегда имели определенное смысловое содержание. Они были просительные, благодар­ственные, очистительные, искупительные. Такие жертвы, как правило, были «бескровными», и приносились они во время се­мейных и общинных празднеств. На государственных праздни­ках в жертву приносились животные: быки, овцы, свиньи, коз­лы и даже собаки. Последние — в наказание за то, что во время войны с галлами собаки молчали и чуть не пропустили врага. Спасли город загоготавшие гуси па Капитолийском холме.

Приносимые в жертву животные не должны были иметь ка­ких-либо недостатков, что жрецами тщательно проверялось. По канону белые животные приносились в жертву богам неба, чер­ные — подземным богам. Богиням следовало приносить в жертву только самок, а богам, естественно, самцов.

Перед тем как принести жертву, следовало сказать, чего и сколько приносится. Например, если не сказать: «Прими в дар это вино, которое я тебе приношу», бог может подумать, что ему об­ещают все вино, находящееся в погребе. Старая легенда рассказы­вает, как Нума Помпилий — легендарный царь — торговался с Юпитером. «Ты принесешь мне в жертву голову», — требует Юпи­тер. «Отлично, — отвечает царь. — Ты получишь голову чеснока, которую я сейчас вырву на своем огороде». — «Нет, я подразуме­ваю нечто человеческое». — «Хорошо, ты получишь человеческие волосы». «Да нет, мне нужно нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на все согласился»2'.

Для меня важно отметить, что вначале римские молитвы, про­износимые перед обрядом жертвоприношения, были лишены эк­стаза, восхищения и т.п.

Сам обряд жертвоприношения можно себе представить по его описанию, которое приводит в своей книге «Римские древности» один из крупнейших в нашей стране знатоков Древнего Рима -Н.Н. Санчурский: «В самом начале жертвоприношения требова­лось омыть все тело или по крайней мере руки, так как обращать­ся к богам мог только человек вполне чистый. Глашатай пригла­шал всех, не имевших права присутствовать при данном богослу­жении, удалиться и требовал благоговейной тишины. Затем слу­житель подводил к жертвеннику животное, украшенное лентами, повязками и венками. Совершалось возлияние на алтарь вина и курение фимиама. После этого происходило освящение жер­твенного животного... Жрец кропил жертву обрядовой водой и, отрезав пучок волос на лбу животного и бросив его в огонь, по­сыпал лоб мукою, смешанною с солью, затем взмахивал жер­твенным ножом от головы к хвосту. На этом обряд освящения за­канчивался. Затем служитель убивал животное. Кровь, смешан­ная с вином, выливалась па алтарь... Части животного сжига­лись, а мясо съедалось...» 26

А вот на празднике Луперкалии жертвоприношение заканчи­валось тем, что ножом, на котором дымилась кровь только что за­колотых козлов, намазывали лица двум юношам и тотчас вытира­ли кровавые пятна шерстью, смоченной в молоке27.

Обряд жертвоприношения вызывал у присутствующих эмоцио­нальное напряжение, которое затем (особенно со II века до н.э.) разрешалось разнузданным весельем и пиршеством по поводу, как верилось, наступившей милости бога.

Пиршества

Праздничные пиршества носили особый характер. Помимо обилия и разнообразия еды и вина, люди дарили друг другу венки, цветы, ходили в гости. Дни же эти проходили под знаком проявле­ния доброжелательства и чувства братства. Только в эти дни рабам предоставлялась необычайная свобода. Они получали от хозяев различные угощения, которые хозяева подавали на стол специаль­но для рабов.

Пиршества отличались еще и разнообразием забав. Так. во время «Цералий» травили лисиц, к хвостам которых привязывали горящие факелы. В праздник Робигалии после жертвоприно­шений во время пиршества устраивались состязания по бегу в мешках.

Поначалу эти забавы носили религиозный характер как выра­жение радости народа за божественную милость и благодарение за содеянное богом. Так, на празднике, посвященном Аполлону, по­сле жертвоприношения во время пиршества принято было качать­ся на качелях. Празднующие как бы искали на земле и на небе ме­сто исчезновения Аполлона. Но постепенно эти забавы, как и со­провождавшие пиршества различные игры: конные состязания, пятиборье, соревнования атлетов и другие, — утрачивали рели­гиозную окраску и превращались в светские, любимые народом зрелища. Более того, сопутствовавшие праздникам игры станови­лись не только главным развлечением и формой времяпрепровож­дения римлян, но и инструментом власти. Особенно это прояви­лось во время правления императоров, которым во что бы то ни стало нужно было отвлечь народ от политики. Не случайно имен­но во времена императоров среди римской толпы царствовал ло­зунг «Хлеба и зрелищ!».

Я уже говорил, что многие праздники в честь богов длились по нескольку дней. Так вот, каждый из дней праздника имел свое со­держание. Скажем, праздник в честь Аполлона и Юноны продол­жался три дня и три ночи. Первый день был отдан жертвоприно­шениям; во второй день женщины молились Юноне; в третий день в храме Аполлона мальчики и девочки попеременно пели гимн, сочиненный римским поэтом Горацием. В этом гимне про­славлялось величие Рима, лучшего на земле города. В нем содер­жалось восхваление римлян, наделенных лучшими человеческими качествами; верностью, честью, стыдом и доблестью...

Празднества в честь Минервы длились пить дней. В первый день празднеств, связанный с днем рождения богини, проходили богослужения и жертвоприношения. Во второй, третий и четвер­тый дни праздника кроме игр проходили различные зрелища: ку­лачные бои, гонки на колесницах и другие соревнования.

Известно, что Юлий Цезарь (I век до н.э.) устраивал самые разнообразные зрелища, в том числе скачки и морской бой. Атле­ты состязались в течение трех дней на стадионе, выстроенном для зрителей близ Марсового поля. Это были деревянные помосты, которые снимались по окончании игр. Для морского боя спе­циально выкапывалось озеро, в котором участвовали самые раз­личные корабли того времени (тиремы, триремы, квадроремы). В бою принимало участие множество бойцов. Денег на проведе­ние этих игр не жалели. Все подчинялось желанию Цезаря изу­мить зрителей, убедить их в силе и могуществе диктатора. В даль­нейшем,, после убийство Цезаря, римские правители продолжали вкладывать в зрелища огромные средства. Например, в 1 веке до н.э. император Нерон не только субсидировал устройства зрелищ, но и сам выступал на арене цирка в конных ристалищах на ква­дригах в качестве возницы.

Гладиаторские бои

Самый же большой успех у римлян имели гладиаторские бои. Возникли они еще в пору расцвета этрусских городов, когда плен­ных врагов заставляли биться на могиле павшего в бою полководца.

Затем они были заимствованы другими эллинскими города­ми. Но уже как зрелища. При этом они постепенно становились самостоятельными представлениями, не обязательно связанными с чествованием того или иного бога.

Пожалуй, именно к этому времени мы .можем отнести зарож­дение той формы построения праздника, кульминацией которого становилось то или другое представление. Первые гладиаторские бои были проведены в 264 году.

Если гимнастические соревнования, конные ристалища, со­ревнования атлетов, выступления борцов, метание дисков прохо­дили в римских цирках, то гладиаторские бои — в амфитеатрах.

Римские цирки а их в Риме было четыре: колоссальный цирк «Максимус», «Неронис», «Фламинус», «Максента», развалины которого на Апниевой дороге существуют до сих пор, — предста­вляли собой большие продолговатые здания с ристалищем (ареной) и идущими вдоль арены ступенями — местами для зрителей. В середине боковой полукруглой стороны возвышались Триум­фальные ворота. С противоположной стороны находились ворота для входа торжественных процессий. По углам цирка возвыша­лись башни, межд> которыми размешались конюшни и помеще­ния для колесниц. Посередине через ристалище проходила низ­кая стенка, украшенная колоннами, обелисками, статуями богов и позднее императоров. В концах стены возвышались поворот­ные столбы. Тот, кто принимал участие в состязании, обязан был в определенный срок несколько раз обогнуть их.

Амфитеатры же, где проходили гладиаторские бои, были спе­циально выстроены для этих целей.

Это было овальной формы громадное здание, в центре кото­рого находилась усыпанная песком круглая площадь. Вокруг нее возвышались места для зрителей. Подиум (самые близкие места к арене, обнесенные для безопасности перилами) предназначался для императоров, высших должностных лиц и весталок.

Самыми величественными амфитеатрами были амфитеатры Флавия и сохранившийся до наших дней Колизей. Последний славился не только своей величиной, но и для того времени техни­чески оснащенной движущейся ареной, сценическими механиз­мами, дающими возможность быстро превратить арену в озеро или «выстроить» на ней огромный лес.

Поначалу гладиаторские бои устраивали консулы, а во вре­мена императоров — преторы. На проведение этих кровавых зре­лищ, которые у римлян пользовались растущей популярностью и на которые вход был свободным, тратилисыогромные денеж­ные суммы.

Гладиаторские бои были трех видов: бои гладиаторов между собой, бои гладиаторов с дикими зверями и сражения на кораблях. Участниками этих боев были и осужденные на казнь преступники, и провинившиеся рабы, и военнопленные.

В результате многочисленных войн, которые вел Рим, вторых и третьих было великое множество.

Зрелище «начиналось торжественным шествием гладиаторов на арену, где во времена императоров они приветствовали присут­ствующего: «Ave, Caesar, mortituri tesalutant!» — «Идущие насмерть приветствуют тебя!»гя

Одни гладиаторы сражались закованными в панцири, другие были вооружены только трезубцем и сетью, которую набрасыва­ли на противника, чтобы нанести ему решающий удар, у третьих были длинные мечи и небольшие щиты, у четвертых, наоборот, маленькие кинжалы и большие четырехугольные щиты.

«...Сначала гладиаторы вели примерный бой с помощью тупого оружия, а когда подавался сигнал трубой к серьезной борьбе, то ве­ли бой острым оружием... Судьба побежденного первоначально за­висела от народа, а затем от императора (если в бою кто-нибудь па­дал побежденным, зрители криками давали знать, нужно ли сохра­нить ему жизнь или же победитель должен его прикончить. — А.Р.). Павшие выносились через «ворота мертвых», и если смерть еще не наступила, то там их убивали. Победители получали пальмовые ве­тви, венки, деньги, а за многократные победы — деревянную рапиру в знак их признанного искусства и освобождение от дальнейшей службы или, наконец, полную свободу» .

Бой гладиаторов с дикими зверями или зверей между собой назывался «охота па зверей» Против фактически обреченных лю­дей выпускали львов, пантер, быков и даже слонов. Зверей в огромных количествах привозили из всех частей Римского госу­дарства или выращивали в специальных зверинцах. Вообще, же обреченные на казнь военнопленные чаще всего вступали в бой безоружными.

Гладиаторы выпускались на аренду обученными и трениро­ванными. Существовали особые школы, где рабов обучали глади­аторскому искусству. Сама профессия требовала от гладиаторов смелости, ловкости и храбрости.

Сражения на корабляч (навмахии) обычно были реставрацией знаменитых морских баталий. Для этой цели в амфитеатры прово­дили воду.

Эти грандиозные морские сражения еще в большей степе­ни, чем другие гладиаторские бои. проводились с целью позаба­вить зрителей, ради которых проливалось море крови рабов. Так, в дошедших до нас источниках рассказывается, что после благополучной Дакийской войны (106 год н.э.) зрелище про­должалось 123 дня! Во время этого празднества на сиене сража­лось 10 тысяч гладиаторов и затравлено И тысяч диких зверей.

Известно, что многие знаменитые римляне, и прежде всего Сенека и Цицерон, не принимая чрезмерный натурализм крова­вых зрелищ, однако считали, что они «необходимы для гармонич­ного воспитания воина». А император Аврелиан приветствовал такие зрелища и однажды в одной из своих речей, обращаясь к народу, откровенно заявил: «Предавайтесь увеселениям. Зани­майтесь зрелищами. Пусть нас занимают общественные нужды, а вас — развлечения»10.

На устройство таких зрелищ, как я уже отмечал, казной трати­лись значительные суммы'1.

Собственно говоря, именно социальные условия римской жизни — приток богатств, стремление знати привлечь на свою сто­рону римскую толпу, увеличение городского плебства — способ­ствовали тому, что празднества и зрелища становились все более продолжительными и разнообразными. Так, открытие в 80 году н.э. Колизея праздновалось с перерывами 100 дней.

Я уже не раз подчеркивал, что время, о котором говорится, от­мечено огромным количеством проводимых Римом войн.

Большое напряжение сил и множество жертв требовали того или иного идеологического оправдания. И таким оправданием стал постепенно складывающийся миф о Риме, который якобы был основан по воле богов и которому по их же воле свыше пред­назначена власть над всем миром. «Править миром, смирять дер­зких, щадить покорных», по выражению Вергилия, стало одним из основных принципов властителей. «Во имя величия Рима, а не личной славы, отдай свои способности, а если надо, то и жизнь», — требовала от римлян власть предержащая.

Естественно, что такая политика не могла не привести к во­звеличиванию воинов и особенно полководцев.

Во имя бога войны Марса, в его честь на Марсовом поле был воздвигнут храм. При начинании, а затем и по завершении воен­ных походов происходило освящение коней, оружия и музыкаль­ных инструментов. При этом по окончании военных действий там же приносили в жертву коня победителя во время устраиваемых в этот день конных ристалищах,

Триумфы

Главной почестью для победившего полководца как высшая награда государства по решению Сената назначался Триумф.

Триумф начинался с торжественного вступления в столицу войска во главе с полководцем-победителем. Триумфатор в лавро­вом венке, в пурпурной, украшенной золотом toic, в квадриге (запряженной четырьмя конями колеснице) въезжал в Рим. Перед колесницей во главе с царем или членами царствовавшей дина­стии побежденной страны вели пленных и везли захваченное в бою оружие противника. В рядах шествующих легионеров-- наря­ду с поенной добычей — внешним выражением победы — несли картины с изображением батальных сцен, двигались площадки с аллегорическими группами, изображавшие города, горы и реки, попавшие под власть Рима.

Накануне триумфа1 город украшался декоративными 1риум-фальными арками, которые, как и триумфальные ворота цирка, были сводчатыми сооружениями с одним или тремя проездами для торжественного въезда в город триумфатора и сопровождав­шей его процессии.

Достигнув Капитолийского холма, через построенную на Фору­ме еще царем Помпилием (VIII век до н.э.) двойную арку, ворота ко­торой открывались во время ведения римлянами войны и которые закрывались во время мира, процессия направлялась в цирк.

По сложившейся традиции в день триумфа разрешалось вы­смеивать своего полководца. «Граждане, берегите своих жен! Мы везем лысого бабника!» — во всю глотку распевали легионеры. По некоторым источникам, это делалось для того, чтобы уберечь триумфатора от зависти богов.

Во время триумфов обязательно звучала музыка, песни, сти­хи, и все это сопровождалось плясками.

Стоит подчеркнуть, что организаторы триумфов вообще были неистощимы в своих выдумках. Так, римский историк и писатель Светоний в одном из своих трудов писал о том, как после одного из триумфов Цезаря, весной 46 года до н.э., вечером зрители были ошеломлены необыкновенной картиной; множество факелов, установленных на спинах вереницы идущих слонов, освещали триумфатору путь на Капитолий.

Собственно, по моему пониманию, это был театрализован­ный военный парад, который, по сути, был торжественным нача­лом, завязкой всеобщего праздника в честь победы, спектаклем, прославлявшим город, его силу, могущество и мужество его бое­вых легионов.

Войдя под рукоплескание и восторженные возгласы толпы че­рез триумфальные ворота в окружавший храм парк, триумфатор после ритуального очищения оружия и боевых отрядов и исполне­ния гимна Марсу в честь победы, сняв с головы золотой венец, возлагал его к ногам Марса.

Затем начиналось общее молебствие — обращение к богу ле­гионеров с благодарением за одержанную ими победу. После чего жрецы приступали к жертвоприношению. Мне очень важно заме­тить, что при всем этом главной фигурой, в честь которой устраи­вался праздник, был триумфатор.

Наряду с «большим» триумфом в Риме существовал «малый» триумф. Он отличался тем, что триумфатор вступал в город или верхом на коне, или пешком. Он был одет в обыкновенную тогу. А на его голове был не лавровый, а миртовый венок. Назывался такой «малый триумф» Овацией. Во время шествия вокруг идуще­го триумфатора бегала специальная группа, которая называлась «хлопальщиками».

При всем многообразии действий во время праздника от его начала и до самого конца все было построено так, что внимание зрителей сосредоточивалось на герое дня.

Если о содержании праздников и других зрелищ Древнего Ри­ма нам многое известно, то о том, как они организовывались, и о людях, которые их организовывали и осуществляли, мы практиче­ски мало что знаем.

Вряд ли то огромное количество праздников, шествий и игр, которые за год видел римлянин на площадях и улицах своего горо­да, могло осуществляться само по себе. Конечно, такой человек, который объединял и направлял усилия тысяч людей: художни­ков, оформителей, музыкантов, участников, обслуживающий пер­сонал и, выражаясь сегодняшними терминами, администрации, — естественно, был.

По всей вероятности, он возглавлял группу людей, которые под его руководством проводили предварительную подготовку праздника, определяли, на что и куда расходовать значительные денежные суммы, которые выделялись казной. Укрепляют меня в этом предположении не только собственные рассуждения, а и то, что в древнегреческих городах-полисах ежегодно, как правило, из высших должностных лиц — архонтов — для подготовки, органи­зации и проведения праздников избирались специальные люди, так называемые «агонофеты». Надо думать, что в Риме было гак же. Тем более что по некоторым источникам известно, что и орга­низации и проведении в Риме различных зрелищ значительную роль играли религиозные и административные власти. Позже -только административные. Причем магистраты старались прев­зойти друг друга пышностью устраиваемых ими зрелищ. Известно также, что после праздников властями отмечались заслуги устрои­телей и организаторов. Отличившихся награждали венками, в их честь воздвигали статуи.

Размышляя об особенностях античных празднеств, можно сделать несколько выводов. Первое, на что обращаешь внимание, это на то, что все они по своей сути, с одной стороны, были ин­сценировками того или другого мифа, инсценировками, носив­шими ритуальный характер, в основе которых лежало определен­ное обрядовое действо.и С другой — инсценировкой того или дру­гого события в жизни древнеримского государства.

Кстати, стоит заметить: чем формальнее празднующие отно­сились к религиозному содержанию праздника, тем все больше его кульминация смещалась на пиршество, игры, зрелище.

Действие этих праздников в подавляющем большинстве стро­илось по одной и той же схеме: шествие, молитва, жертвоприно­шение, пиршество. То есть, по существу, завязку кульминацию и развязку. А это означает, что есть основание говорить, что в осно­ве античного праздника, его действий лежала определенная, свое­образная, но драматургия.

И еще, как бы мы ни относились к тому или другому антично­му празднеству, по сути, это было прежде всего зрелищем. Причем именно эта сторона праздника год от года становились пышнее.

Третий вывод, который можно сделать: если в VI—IVвеках до н.э. в этих праздниках не было четкого деления на исполни­телей и зрителей (вспомним, что устроители предусматривали в построении праздника обязательные моменты включения горо­жан в его действие), то уже к середине II века до н.э., когда на­чали проводиться триумфы и гладиаторские бои, возникла чет­кая дифференциация на исполнителей и зрителей.

Четвертый вывод. Пожалуй, с этого следовало бы начать. На­ибольшее распространение, расцвет празднеств, безусловно, свя­зан с каким-либо значительным событием в жизни общества. До­статочно вспомнить реформы Писистрата. Собственно, револю­ционные изменения в жизни общества всегда сопровождались очередным расцветом Театра массовых форм.

И последнее об античных празднествах. В них, в этих праз­дниках, проходивших на городских улицах и площадях под откры­тым небом, принимало участие огромное количество людей, по­рой весь город. Поэтому есть право считать, что утверждение «те­атр родился на площади» впрямую относится к массовым формам театра, к Театру массовых форм. Именно на улицах и площадях античных городов Нетрадиционный театр сделал свои первые и весьма неробкие шаги на пути становления его как полноправной ветви Театра.

Такое мое понимание всеобщей истории мирового Театра дает право рассматривать массовые театрализованные действа на пло­щадях, стадионах и других больших, чаще всего на нетрадицион­ных сценических площадках, ставшие впоследствии самостоятель­ным видом сценического искусства, как ветвь искусства, именуе­мого Театром. Более того, смею утверждать, что в дальнейшем ра­звитие Театра шло по двум самостоятельным направлениям: тради­ционному., общепринятому взгляду на понятие «Театр» и другому, нетрадиционному, имя которому — Театр массовых форм,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.