Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НЕТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА



ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Несколько весьма важных для меня слов, предваряющих «Размы­шления о нетрадиционном театре».

Читая заголовок, можно подумать, что книга посвящена размы­шлениям о совершенно новом явлении в области искусства, в частно­сти в области искусства сценического. Возникновение такой мысли понятно. Дело в том, что, пожалуй, не было ни одной эпохи в искус­стве, когда бы так или иначе, рано или поздно не возникал рал о вор о новых явлениях, новых течениях, снкрытиях и так далее И это зако­номерно. Чтобы успешно работать в том или другом виде искусства, чтобы поня|ь его современную суть, человек старается осмыслить, что нового возникло и утвердилось в данном искусстве. Почему оно «новое»0 Что оно несет в себе? Как это «новое» отражаем объективные явления жизни1

Но в «Размышлениях»речь ведется не столько о чем-то совер­шенно новом в искусстве театра, а о друюм — новом понимании весь ма важною явления в области тсафалы-юго искусеnta XX века — о Не­традиционном театре, о его особенностях

У меня нет сомнении в том, что исгория и становление лого яв­ления для всеобщей истории Театра отнюдь не новое. Правда, надо признаться, оно (это явление), насколько мне известно, никогда не на­зывалось «Нетрадиционнымтеатром». Вспомним, что определение «нетрадиционный» чаще всего относилось к месту, к сценической пло­щадке, па которой разворачивались его действа,имея в виду площади, улицы, пространства под открытым небом, позднее — стадионы и т.п.

Для меня же слово «нетрадиционный» определяет не место дей­ствия, а другом, и существе своем отличный от традиционною театра вид сценического искусства. Я творю об этом прежде всего потому, что при всем многообразии его видов и форм эта если не во всем, то в очень многом самостоятельная ветвь театрального искусства в гла­зах немалого числа деятелей традиционного театра вообще не счита­лась и не считается имеющей отношение к искусству Театра.

В го время как, по моему глубочайшемуубеждению, все действа, о которых идет речь в этих «Размышлениях», относятся к явлениям Tea фа. театрального Искусства.

Да. в обиходе под словом «театр» обычно понимас!ся (в том чи­сле и в театроведении)исторически сложившийся и устоявшийся вид искусства в его традиционных формах А ведь еще на заре человече­ства, еще в первобытном обществе возникло игровое зрелищное дей­ство (обряды, ритуалы), которое развиваясь, обогащаясь, усложняясь, вбирая в себя традиционные элементы сценического действия, эл­ементы театра, впоследствии стало другой, самостоятельной ветвью искусства Театра, театрального искусства, которое в отличие от тради­ционного театра, я и называю Нетрадиционным, но тоже Театром. Я говорю о массовых формах театра, а вернее, о Театре массовых форм во всем многообразии его видов

То, что массовые формы театра, так же как и все другие виды сце­нического искусства, есть, с одной стороны, явление, образно отра­жающее действитс 1ыюсть, с другой стороны явление, обладающее способностью всестороннего эстетического воздействия на зрителей, давно и хорошо известно, так же, как и то, что любое сценическое произведение есть определенное зрелище. Именно зрелище!

Ведь в каком бы стиле и жанре ни работает современный тсмтр, его постановкам всс!да присуща зрс.шщность Достаточно вспомнить Камерный театр 1930-х юдои и спектакли А.Я. Таирова, в киюрыч в полной мере проявились О1кровснно зрелищные тенденции иш и наши дни спектакли Ю П Любимова. Тяготение лих и многих ip\-гих художников к зрелищное! и не было случаи нос 1ыо: такова приро­да театра, его активная сила. Пожалуй, наиболее точно причину это­го явления определил в 70-с юды теперь уже прошлою века выдаю­щийся врач-психолог В Леви «Театр меня гипнотизирует особой, только ему доступной формой общения. При непосредственном кон­такте только 30 процентов информации человек воспринимает с по­мощью слов. Остальное — движения, жесты, взгляды, интонация, вы­растающие в театре до символа» Но сшс в большей, если не в решаю­щей, степени значение зрелищности приобретает в Театре массовых форм' Ибо, как известно, зрелище, кроме чисто внешней, наглядной выразительности, всегда имеет определенный смысл определенного действия, так или иначе раскрывающий содержание сценического действия Правда, замечу в скобках, не всякий метод создания зрели­ща ведет к идейно-смысловой и художественной гармонии По моим наблюдениям, весьма часто броская, opni инальная форма становится главным и единственным элементом массового действа.

А ведь зрелище — это не только то, что видят глаза, что «предста­вляется взору'» Подлинное зрелище — это выражение внутренней сути происходящего в его зримом облике, дающее возможность зри­тельно и эмоционально (подсознательно) оценивать смысл и значе­ние происходящего во времени и пространстве.

Подлинное зрелище дает возможность зрителю визуально и чув­ственно воспринимать разворачивающееся перед его глазами дей­ствие, его социальную, эстетическую и даже философскую сущность.

На восприятие, в частности, сценического зрелища и, естествен­но, видов и форм нетрадиционного театра влияет все: характер и вы­разительность мизансцен, пластическая форма, сценография, темпо-ритм, — словом, конкретная совокупность, сумма всех выразительных средств в своей взаимосвязи, в том числе во времени и пространстве. То есть восприятие сценического зрелища зависит от его художе­ственно действенного образа, oi сю формы и содержания. Иначе го­воря, зрелище — это восприятие чувственно-конкретного облика ху­дожественною произведения, сю художественного образа как опре­деленной идеи, определенной действительности.

Зрслищность и выразитсльнос!ь взаимосвязаны —это непремен­ное свойство любого художественного образа. Для режиссера Театра массовых форм, в частности для режиссера массового представления, понимание этого чрезвычайно важно. И это хорошо понимает, или но всяком случае должен понимать, режиссер, ставящий массовое пред­ставление. (Замечу в скобках — чувство «зрелищности» — одно из главных качсст в, присущих талантливому режиссеру.)

Да, «народ, как дети, требует занимательности действия»-, да, в массовом действе Зрслищность — одна из сю особенностей, но прио­бретает она (Зрслищность) значимость только тогда, когда вступает в силу драматургическая борьба характерных для массового действа пластических величин, несущих идейную и художественную нагруз­ку. При этом следует заметить, что логика создания массового дей­ства как зрелища всегда ведет к построению любой из его форм, ис­ходя из принципа неразрывно развивающегося единого действа Действа подчиненного заложенной в его драматургии логики «сквоз­ного действия»1

Таким образом, когда я говорю о Театре массовых форм, о Нетра­диционном театре, я говорю об одной из разновидностей сценическо­го зрелищного искусства — разновидности, имеющей свою отличи­тельную специфику, свои законы построения, свои художественные принципы и свои «условия игры».

В массовых действах, которые являются предметом моих размы­шлений, как ни в каком другом сценическом искусстве царит те­атрально-зрелищная стихия. В них энергия действия, ломая все при­вычные, традиционные штампы, прежде всего, выражается зримо, как только что было отмечено, пластически.

Первопричина именно такой особенности современных массовых действ, по моему разумению, бесспорно, заложена в их истоках — пло­щадных народных действах, в народных фольклорных празднествах.

Поэтому естественно, что все мои рассуждения не только о зре­лищной сути Театра массовых форм, но и о его особенностях как Не­традиционного театра вызывают у меня необходимость обратиться к истории возникновения, становления и развития Нетрадиционною театра как явления театрального зрелищною искусства.

 

Часть 1

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НЕТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА

 

Без_прошлого_нет будущего

История Нетрадиционного театра, как и всякая живая исто­рия, весьма сложна и неоднозначна. С одной стороны, его истоки лежат в народных фольклорных праздниках, обрядах и ритуалах4, с другой — его становление, развитие и расцвет напрямую связаны с социальным состоянием общества, с революционными измене­ниями жизни этого общества.

Именно на стыке двух веков — XIX и XX — Нетрадиционный театр переживал наиболее значительные и весьма важные для его дальнейшего существования качественные изменения. Именно в это время самые выдающиеся деятели театрального искусства в России — Мейерхольд, Вахтангов, Марджанов, Радлов, Петров, Пиатровский, Охлопков и другие, будучи новаторами мирово­го театра, не только мечтали о театре площадей и улиц, но и вне­сли огромный вклад в его дальнейшее развитие, разрабатывая, а многие из них и осуществляя, массовые действа, ставшие неотъе­млемой частью тогдашней общественной жизни России. Более того, именно в те годы некоторые деятели театра, а не только тео­ретики Пролеткульта, противопоставляя монументальные герои­ческие массовые действа традиционному театру, ничтоже сумня-шеся утверждали, что это единственно правильный путь дальней­шего развития пролетарского театрального искусства. «Даешь мо­нументальное искусство, а все остальное — от лукавого, не имею­щее права на существование!» провозглашали они. Нечего и го­ворить о том, что такая позиция в корне ошибочна. (Кстати, за­мечу, героическая тема не чужда и традиционному театру.) Да. И у того, и у другого направления есть свое назначение, свои приемы, свои «условия игры», свои условия существования, но одно не за­черкивает другого. Полагаю, что во многом корни такого однобо­кого понимания будущего Театра находились не только в теории Пролеткульта, но и в том, что Театр массовых форм не восприни­мался ими как ветвь, пусть самостоятельная, но ветвь одного ис­кусства, имя которому — Театр.

Виды, формы и жанры Нетрадиционного театра столь много­образны, что, будучи ветвью театрального искусства, составляют определенный пласт русского, а до недавнего времени советского, искусства. С 20-х и до 90-х годов XX века в нашей стране были осу­ществлены многие значительные по своему решению и содержа­нию массовые действа. Так, родившись буквально в первые годы после революционных событий Октября 1917 года, праздники, митинги-концерты, массовые действа, спектакли под открытым небом, светозвукоспектакли, различного рода огромные темати­ческие театрализованные концерты и другие массовые действа, пройдя за более чем восьмидесятилетие своего существования сложный путь, всегда играли значительную роль в политической, эстетической и нравственной жизни нашего народа, занимая важ­нейшее место в общем потоке бытия современного театрального искусства.

Конечно, историческое развитие Нетрадиционного театра, Театра массовых форм неотделимо от развития общества, от со­стояния культуры и, естественно, вообще от развития Театра как вида искусства. Особенно в нашей стране. Для России театр всег­да был чем-то большим, чем развлечение. Всегда был и остался способом национального самовыражения, всегда был духовным явлением, школой жизни. И это же я целиком отношу и к Нетра­диционному театру, — театру, который особенно во второй полови­не XX века играл значительную роль в общественной и духовной жизни нашей страны. И ото не было случайностью. Именно Не­традиционный театр был в те годы определенной формой отраже­ния общественного сознания. Ибо, как показывает история Театра массовых форм, каждая эпоха со своей политической, государ­ственной и общественной жизнью, со своими эстетическими воз­зрениями не только накладывала, но и оказывала на него (Нетра­диционный театр) сильнейшее влияние. Более того, как показы­вает многовековая история Нетрадиционного театра, его творче­ство, являясь определенной формой выражения средствами ис­кусства общественного сознания, имея первостепенное значение в жизни общества как способ художественного отражении дей­ствительности, всегда расцветало и сопровождало все значитель­ные события в жизни народа, выражая господствующие в данную историческую эпоху общественные идеалы. В то же время искус­ство Нетрадиционного театра, и в частности массовые представле­ния, помогали нам глубже и яснее увидеть себя входе, в логике ра­звития нашей и мировой истории.

Конечно, я не беру на себя смелость говорить языком науки о таком сложном и порой противоречивом явлении, как Театр мас­совых форм. Тем более что. как мне известно, в нашем театроведе­нии практически нет о нем фундаментальных исследований5. Хо­тя, честно говоря, давно настала пора появиться таким работам, в которых внимательно, непредвзято было бы рассмотрено, проана­лизировано это весьма непростое явление театрального искусства. Моя же цель гораздо скромнее: говоря об особенностях Театра массовых форм (а именно так в дальнейшем я буду называть такое явление, как Нетрадиционный театр), раскрывая, в частности, особенности создания массовых представлений, натолкнуть чи­тающего на собственное понимание сути Нетрадиционного те­атра, его отличительных особенностей.

Зная историю Teaipa массовых форм, непосредственно при­нимая посильное практическое участие в его жизни во второй по­ловине XX века, мне представляется, что его история в нашей стране не закончилась. По моему разумению, способствовать его возрождению поможет не только знание истоков, становления и развития Нетрадиционного театра — Театра массовых форм, не только накопленный за многие века опыт и традиции его постано­вок (ибо невозможно стать по-настоящему современным режис­сером массовых театрализованных представлений без глубокого знания всего наследства накопленного русским и западным Не­традиционным театром), но и знание особенностей современных форм этого театра, знание достижений и открытий выдающихся режиссеров XX века, успешно и плодотворно работавших и рабо­тающих в этом виде театрального искусства.

 

Глава I

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.