Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философия Средневековья и эпохи Возрождения



1. Теоцентризм средневековой философии.

2. Раннехристианская философия Августина.

3. Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского.

4. Идейное содержание и мироощущение эпохи Возрождения. Гуманизм.

5. Натурфилософия эпохи Возрождения.

 

1. В первом вопросе необходимо дать общую характеристику средневековой философии, которая, по сути, в течение целого тысячелетия являлась религиозной философией. Необходимо выделить основные этапы в ее развитии: патристику и схоластику, разобраться в этих понятиях. На основании этого определите характерные черты средневековой философии, которая выступала «служанкой богословия» в течение длительного срока. Далее постарайтесь понять и изложить средневековую онтологию – христианский креационизм (в чем вам поможет философский энциклопедический словарь). На основании изученного вы должны понять, что в основе средневековой схоластики лежали два важных принципа, исходящих из теоцентризма, принцип креационизма (творение всего сущего Богом) как главный принцип онтологии и откровение как главный принцип гносеологии. Оба принципа тесно связаны между собой и предполагают существование единого личного Бога.

2. Этот вопрос посвящен видному теоретику средневековой философии и теологу Августину Блаженному. Он был видным представителем патристики и оказал огромное влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневековья. В начале опишите биографию и творческий путь Августина, а затем изложите суть его религиозно-философских взглядов. Обратите внимание на главное произведение Августина «О граде Божьем», где излагаются основные положения его концепции. Во-первых, это учение о Боге как высшем бытии, во-вторых, учение о мире как о второй реальности, в-третьих, учение о предопределении судьбы человека. В заключении изложите разработанную Августином концепцию всемирной истории.

3. Этот вопрос является продолжением предыдущего. Однако выдающийся философ и богослов средневековья Фома Аквинат дает свою версию теории гармонии веры и разума, значительно отличающуюся от варианта Августина Блаженного. Ваша задача и состоит в том, чтобы сравнить взгляды двух философов-теологов и найти эти различия. Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, а некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованны: например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и т.д. В конечном счете, разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают они это по-разному. Разум опирается на науку и философию, а вера – на теологию. В итоге вы должны показать огромный вклад Фомы в дальнейшее развитие религиозно-философской мысли, а именно: четкое разграничение между разумом и верой, философией и теологией. Именно его учение (томизм) после смерти было признано официальным учением католицизма; из него родилось современное учение – неотомизм.

4. Эпоха Возрождения (Ренессанса) открывает новый этап в осмыслении культуры и философии, что и следует отразить в работе. Покажите знание таких понятий, как «гуманизм», «возрождение», «антропоцентризм». Выделите отличительные черты Возрождения, такие как индивидуализм, культ светской (т.е. не церковной) жизни, особое внимание к античной греко-римской культуре и т.д. В эпоху Ренессанса формируется совершенно новое самосознание человека, идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз обратите внимание на значение термина «гуманизм». Покажите, что гуманизм открыл перспективу безграничных возможностей человеческого индивида.

Обратите внимание на философское понимание человека и природы, причем сделать это надо через сравнение с предыдущей – средневековой – эпохой. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид становится самостоятельным, вырастает его новое самосознание и самоутверждение. В противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Ренессанса склонен приписывать свои заслуги самому себе. Раскрытие философского смысла понятий «антропоцентризм» и «пантеизм» поможет вам понять проблему человека и природы в данную эпоху.

5. Натурфилософия и диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в их развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401-1464). И Джордано Бруно (1548-1600). Для характеристики философии Возрождения целесообразно обратиться именно к их творчеству. Обратите внимание на особенности пантеизма Н.Кузанского и Д. Бруно, учение Н. Кузанского о совпадении противоположностей в едином предмете. Раскройте положение Д.Бруно о бесконечном Космосе, бесчисленности миров и творческой активности природы. Покажите значение идей натурфилософов эпохи Возрождения для развития философии и науки Нового времени.

Список литературы

1. Августин. О граде Божьем //Философия истории: Антология. - М., 1994. С.20-24.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1991.

3. Библейская энциклопедия. – М,, 1990.

4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

6. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1. с.246-280.

7. Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. М., 1996.

8. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

9. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .

10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье) – М., 1994.

11. Современный философский словарь./ Под общ. Ред. В.Е. Кемерова. М., 1996.

12. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1981.

13. Хейзинга И. Осень Средневековья. - М., 1991.

14. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. С 348 – 509.

Тема 4.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.