3.1 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
бакалавр:
-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели к выбору путей ее достижения (ОК-1);
-способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
-способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
-готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
-готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации (ОК-8);
-способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе (ОК-12).
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла относительно требования (ОК-1) бакалавр должен:
Знать:
- о многообразии форм человеческого знания (научного и ненаучного, явного и неявного), соотношении рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об особенностях функционирования знания в современном информационном обществе, о роли науки в развитии цивилизации, о структуре форм и методов научного познания, о соотношении науки и техники и связанных с ними социальных и этических проблемах;
- знать фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, познания, социальной философии, сущности человека, роли культуры в жизни общества, ее базисных ценностей;
- особенности философского мышления: гибкость, диалектичность, всесторонность (целостность), критичность, рациональность, амбивалентность и т.д.
- постоянную нацеленность философского мышления на преодоление однажды достигнутого результата (нацеленность на обобщение его);
- что анализ производится на базе некоторого целого – синтеза, человеческое мышление аналитико-синтетическое;
- что выдвижение цели предполагает наличие средств ее достижения, что не всегда наличные средства ведут к достижению цели, что сами цели могут быть либо завышенными (ошибочными), либо выдвинутыми, когда нет подходящих средств; что выбор путей достижения цели должен быть не произвольным, а обоснованным;
- что способность к обобщению, анализу, восприятию информации формируется, строго говоря, на основе теории принятия решений производимых математических расчетов;
Уметь:
- развивать указанные особенности философского мышления;
- быть философом в своей области, профессии;
Владеть:
- гибкостью, диалектикой мышления;
- способностью конкретизировать философские установки в своей профессиональной деятельности.
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла относительно требования (ОК-2) бакалавр должен:
Знать:
- предмет философии, ее роль в истории человеческой культуры;
- основные этапы мировой философской мысли;
- важнейшие школы и учения выдающихся философов;
- некоторые классические философские тексты, охватывающие различные эпохи и традиции;
- об основных отраслях философского знания;
- о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
Уметь:
- обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию, применять полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности и бизнесе.
- учиться у выдающихся людей;
- их эталон использовать для выработки своего кредо.
Владеть:
- пониманием взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;
- пониманием необходимости систематического тренинга своего имиджа;
- чувством конструктивности и владения ситуацией.
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла относительно требования (ОК-3) бакалавр должен: Знать:
- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- что человек - продукт культуры и сам созидает культуру; - что культура предписывает как отдельному человеку, так и всему человечеству совершенствовать однажды открытые изобретения и знания, развивать и саму культуру, в том числе принципы толерантности, диалога и сотрудничества; - что толерантность требует совместимости различных традиций, религий, гуманистических мыслей; диалог и сотрудничество предполагает взаимообмен информацией; Уметь: - вырабатывать, формировать в себе чувство конструктивности; - проверять на соответствие современным реалиям те или иные философские принципы; Владеть: - чувством уверенности в правильности избранных принципов в качестве руководства в ваших действиях; - чувством ориентации в ситуации, чувством конструктивности.
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла относительно требования (ОК-7) бакалавр должен: Знать: - что человек воспринимает окружающую его действительность сквозь внутренние психические состояния, сквозь призму своей собственной иерархии ценностей;
- что в зависимости от того, какие это ценности или предпочтения, будут и соответствующие им способности анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем;
- что контакты с коллегами, взаимодействие с ними предписываются культурой; Уметь: - понимать, что человек не предоставлен самому себе навсегда, чтобы поддерживать человеческое в себе, не должен взаимодействовать с людьми, обществом ; - понимать, что взаимодействие с людьми возможно лишь тогда, когда оно сообщает людям новую, свежую информацию, интересную; Владеть: - качеством взаимодействия и общения; - принципом “взаимодействую - значит обогащаю других и обогащаюсь сам”.
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла относительно требования (ОК-8) бакалавр должен: Знать:
- о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
- о роли науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах;
- о ценности научной рациональности и ее исторических типах, о структуре, формах и методах научного познания, их эволюции.
- что без обмена информацией невозможно было возникновение ни самого человека, ни самого общества; -что получение, хранение, переработка информации напрямую зависят от степени развития духовности человека; - в прямом соответствии с этой духовностью человеком будут использоваться как подбор методов, способов и средств обработки информации, так и качество их использования;
Уметь: - научиться виртуозно, с большим искусством пользоваться подбором средств; - понимать, что это качество не дается, а создается; Владеть: - ситуацией, поступать с сознанием дела относительно взаимодействия с поступающей информацией имеющимся соответствующим набором методов, способов и средств; - чувством оптимизации уверенности в своих действиях.
В результате изучения базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла относительно требования (ОК-12) бакалавр должен: Знать: -что сущность и значение информации в обществе предопределяются понятием культуры; - что развиваются и усложняются виды культурных форм передачи, обозначения и накопления информации; - что современное общество интенсивно компьютеризируется, однако этот прогресс сопровождается недостатками: возникновение компьютерной зависимости, представление о виртуальной реальности как чуть ли не единственной форме культуры, возможность утраты человеком контроля над компьютером; Уметь: - извлекать наибольший коэффициент полезного действия в обращении с компьютером; -пользоваться его преимуществом; Владеть: - пониманием того, что с компьютеризацией будут множиться функции удобства, быстроты, оперативности, преодоления расстояний, информативности, общения; - чувством меры использования возможностей компьютерных технологий.
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Содержание разделов дисциплины
№ раздела
Наименование раздела
Содержание раздела
Форма текущего контроля
Предмет философии, круг ее проблем и роль в обществе
Философия и мировоззрение. Типология мировоззрений. Специфика философского мировоззрения. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания.
КЗ
Становление философии. Философия Древнего мира. Космоцентризм античной философии.
Возникновение философии. Переход от мифологического мировоззрения к философскому. Античная философия, ее крупнейшие представители и историческое значение.
Своеобразие становления и развития философии на Древнем Востоке.
КЗ
Философия Средневековья и эпохи Возрождения
Теоцентризм средневековой философии. Проблема универсалий.
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Гуманизм и натурфилософия.
КЗ
Европейская философия ХVII-ХIХ вв.
Наукоцентризм философии Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм. Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.
Априоризм И. Канта. Система и диалектический метод философии Г.-В.-Ф. Гегеля. Антропологическая философия Л. Фейербаха. Учение К.Маркса и Ф. Энгельса.
КЗ
Отечественная философия XIХ-XX вв.
Особенности русской философии.
Историософия П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники.
Философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
Философия всеединства В.С. Соловьева. Религиозный экзистенциализм Н.А. Бердяева. Философия русского космизма.
КЗ
Философия в современном мире
1. Основные направления философии XX в. 2.Антропологическая традиция (экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм).
3. Аналитическая традиция. Логический позитивизм, лингвистическая философия.
4. Философия на рубеже XX и XXI вв. Герменевтика, структурализм и постструктурализм (постмодернизм), постпозитивизм.
КЗ
Учение о бытии
1. Категория бытия, ее смысл и значение. Монистические и плюралистические концепции бытия. Уровни и виды бытия. Виртуализация бытия в эпоху постмодерна.
2.Материя и движение. Пространство и время. Диалектика и метафизика.
тест
Проблема человека в философии
1. Природное и общественное в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Деятельная сущность человека. Человек в системе социальных связей и историческом процессе.
2. Индивид – индивидуальность – личность.
3. Смысл человеческого бытия. Поиски смысла жизни в философии. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Человек – существо одушевленное.
1. Свобода и ответственность в человеческой жизни.
2. Человек в информационно-техническом мире.
КЗ
Сознание и познание
1. Сознание, самосознание и личность. Понятие идеального. Происхождение, сущность и структура сознания. Сознательное и бессознательное.
2. Познавательное отношение человека к миру. Агностицизм, скептицизм и гносеологический оптимизм. Субъект и объект познания. Проблема истины.
3. Познание и творчество. Вера и знание, понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познании. Мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
КЗ
Социальная философия
1.Общество как продукт человеческого общения и человеческой жизнедеятельности.
2. Общество и природа.
3. Основные подсистемы общественной жизни и их взаимосвязь.
4. Гражданское общество и государство.
5. Субъективное и объективное в общественном развитии.
6.Философия истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
тест
Аксиология: нормы, ценности и идеалы человечества
1. Понятие и природа ценностей. Иерархия и классификация ценностей.
2. Ценности и нормы как регуляторы общественной жизни. Идеалы, их сущность и назначение в обществе. Ценностное в научном познании.
3. Конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании ценностей.
КЗ
Философия науки и техники
1. Понятие науки. Научное и вненаучное знание. Научные революции и смена типов рациональности.
2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Проблема, гипотеза, теория как формы научного познания. Понятия метода и методологии. Основные методы научного познания.
3. Основные проблемы философии техники. Происхождение и природа техники. Философские аспекты техники. Человек в техногенной цивилизации. Техника и экология. Этические проблемы науки и техники.
тест
Будущее человечества и глобальные проблемы современности
1. Развитие и прогресс человечества.
2. Глобальные проблемы современности.
3. Будущее и средства его прогнозирования. Глобальное, национальное и личностное Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.