Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Источники права классического периода.



А)Закон и плебейсцит.

Закон lex представлял собой декларацию власти утвержденную народом и тем самым обязывающее всех граждан. Наиболее удачное определение этого понятия обнаруживаемое в памятниках римского права. Принадлежит римскому юристу Отею Капитону :«Закон, есть общее постановление народа или лепса внесенное магистратом». При принятии закона магистрат делал публичное заявление перед комициями, которые давали на него свое согласие. Закон считается публичным актом, потому что провозглашается перед лицом народа и впоследствии его текст выставляется на всеобщее обозрение. Положительное голосование по внесенному предложению облекалось в формулу: «Да будет так, как ты зачитал», голосование противоположного содержания выражалось формулой: «Возвращаюсь к предыдущему».

Закон состоял из трех частей:

Ø Praescriptio в которой, указывалось имя магистрата его предложившего. Народное собрание, которое его приняло, дата первого собрания комиций, на которой он голосовался, так же имя первого гражданина, который отдал за него голос.

Ø Rogatio представляет собой текст закона предложенного на голосовании

Ø Sanctio ,заключительная часть содержащее указание на то, что закон не имеет силы если противоречит

Закон не будет иметь силы, если он противоречит (лат.) легис сакрале, либо закону изданному в пользу плебеев, либо ранее принятому правовому акту.

Плебейсцит – это предложение трибунов одобренные на собраниях плебеев. Первоначально плебейсциты обязывали только плебеев, но в дальнейшем они были уравнены с законами и стали обязательными в равной степени как для патрициев, так и для плебеев. После такого уравнения различия между понятиями закон и плебейсцит исчезло, а их обязывающая сила стала одинаковой для всех граждан.

Б) Сенатусконсульты. Прежде сенат участвовал в отправлении законодательных функции исключительно тем, что ратифицировал законы принятые комициями. К концу республиканской эпохи, когда законодательная деятельность комиций стала сходить на нет, сенат приступил к законодательной деятельности в полном смысле этого слова и начал издавать синатусконсульты.Законодательная власть сената получала признание постепенно и окончательно утвердилось лишь в период принципата, когда Август передал сенату функции принадлежавшие ранее комициям. Гай утверждал : «Сенатусконсульт есть то, что сенат повелевает и устанавливает. Он имеет силу закона, хотя это было спорно». На что Ульпиан возражал : «Нет сомнения, что сенат может творить право». Эти два мнения отражают противоречивость процесса, который привел в итоге признанию того, что «советы» даваемые сенаторами могут считаться источниками гражданского права. Со времен Адриана текст сенатских постановлений отражал речь принципса в сенате, при этом, функция сената была сведена лишь к одобрению воли Императора. Принципс – первые среди равных, по этому сенат не мог противоречить принципсу. В итоге, в этой форме принципс проводил через сенат то, что в действительности было ничем иным как Императорским законотворчеством.

В) Императорские указы. Наименование императорских указов конституциями появляются в конце классического периода истории римского права и становится в постклассический период общим наименованием актов Императорского законотворчества. Императоры составляли послания (лат.) эпистуле , которые выступали обычной формой объявления самых разнообразных решений. Императорские распоряжения подразделялись на 4 вида:

1.(лат.)Эдикта ) Эдикты – нормы, общего действия выставляемые на всеобщее обозрение у резиденции принципса

2.(лат.)Декрэта) Декреты – решения, которые Император принимал в рамках экстраординарного процесса. В порядке первой Инстанции или в порядке Аппеляции.

3.(лат.)Мандата) Мандаты – поручения и приказы, которые отдавались Императорским чиновникам либо наместникам провинции.

4.(лат.)рескрипта)Рескрипты – ответы императорской канцелярии, в состав которой входили наиболее выдающиеся юристы; Вопросы направляемые в канцелярию поступали от участников судебного процесса или магистрата и судьи. Центральное место в законотворческой деятельности принципса занимали рескрипты, ответы принципса имели исключительную силу , но только в отношении того спора, по которому были направлены вопросы и обязывали только того судью, который рассматривал данное дело. Римские юристы широко использовали ответы принципсов при рассмотрении аналогичных дел извлекая из отдельных рескриптов общие правила и принципы. Настоящим источником права рескрипты стали при Адриане, который повысил уровень юридической техники рескриптов тем, что стал привлекать к их составлению наиболее выдающихся юристов своего времени, но ответы давались не от их имени, а от имени принципса.

Г)Эдикты.

Магистрат был наделен правом издавать эдикты по вопросам относящихся к его компетенции, в 367 году до н.э была учреждена должность претора. По делам отправления правосудия (городской претор) , что беем самым исключало такую функцию из под высшей власти консула, позднее, когда получило широкое распространение торговля с иностранцами в 242 году до н.э была учреждена еще одна должность – Претор Перегринов. Занимавщий ее претор рассматривал споры между римскими гражданами и перегринами, либо споры между перегринами. В эдикте издаваемым магистратом содержалась программа деятельности, которую он должен был осуществлять в течении годичного срока своих полномочий. Такой Эдикт содержащий программу назывался (лат.)Эдиктум перпетуум) В отличии от эдикта, который магистрат мог издать по какому либо конкретному делу.

3) Источники права постклассического периода.

Римское право постклассического периода характеризуется активизацией составления свода законов на основе источников классического периода и возникновение разрыва между официальным правом императорских конституций и судебной практикой. Именно в результате разделения между официальным правом и практикой возникла проблема обычая , как источника права поставившая вопрос о допустимости его применения в случае расхождения с законом. Император Константин отвергал признание за обычаем силы позволяющие отменять закон. Потребности судебной практики вызывали необходимость в переиздании трудов римских юристов и императорских законов. К середине третьего века книги изданные в виде слитка стали заменять книгами нового формата состоящими из страниц – codex, удобства связанные с использованием кодексов в юридических школах и в ходе судебных заседаний повлекли за собой переиздание в новом формате всех трудов юристов, которые представляли собой наибольший интерес, что к сожалению привело к тому, что были утеряны многочисленные труды, а так же новый кодекс подвергался изменениям и искажениям в классических текстах. В этот же период растет популярность других сочинений, таких как «Институции Гая и Сентенции Павла». Для практической деятельности предпринималась подготовка собраний iura и legis . Издание и переиздание которых способствовало смешению и слиянию в единое целое тех принципов, которые проистекали из различных источников. В 426 году законом о цитировании закрепляется раритетная юридическая сила высказываний классиков римской юриспруденции, которыми были объявлены : Гай, Павел, Папиниан, Модестин и Ульпиан. На мнение которых можно было ссылаться в судах, при чем при расхождении этих мнений предпочтение следовало отдавать Папиниану.

4)Свод законов Юстиниана. Corpus iuris civiles . Начиная с 5 века развитие юридической науки на востоке, в отличии от запада характеризуется ориентацией на классическую традицию. Прежде всего преимущество отдавалось изучению права в специализированных школах. На востоке стали возможны все три вида деятельности : сохранение, толкование и преподавание классического римского права, поскольку книги, которые на западе признавались бесполезными и уничтожались, на востоке тщательно оберегались и сохранялись. Кроме того в Византии сложилась более совершенная система обучения праву, так как преподаватели были профессорами состоящими на государственной службе. Они пользовались многочисленными привилегиями дарованными Императорской властью и обладали высоким социальным статусом. Все это позволяло внушить студентам дух высочайшего уважения к науке. Именно такая атмосфера позволила осуществить колоссальную работу по составлению свода действующего права. Весьма важной оказалась политическая поддержка императора Юстиниана проявившего огромную волю к возобновлению классической традиции. Свод цивильного права Юстиниана состоит из следующих частей (всего в этом своде наблюдалось 4 части) :

1.Интитуции, представляют собой введение в изучения права.

2.Дегесты или пандекты, это сборник сочинений римских юристов.

3.Кодексы, собрание императорских Институций, где были использованы и ранее опубликованные кодексы.

4.Новеллы. Новелла – это собрание законов изданных при Юстиниане.

Составители Свода сосредоточили усилия на составлении кодификации законов. Первое издание относится к 529 году. Второе их издание увидело свет лишь в 534 году, под названием «Кодек Юстиниана» ( до нашего времени дошел текст именно этого издания).

Кодекс состоит из 12 книг разделенных на титулы, разбитые в зависимости от содержания на отдельные рубрики, а последние на законы подразделявшиеся на параграфы, так сложилась самая простая форма цитирования : книга, титул, закон, параграф, Дигесты или пандекты ( означали, что речь идет о некотором упорядочение материала.) – это 50 книг, в которых собраны фрагменты работ юристов-классиков, отобранных по определенным темам, с указанием имени автора и название труда из которого извлечен соответствующий фрагмент. Дигесты были опубликованы в 533 году.Новеллы – это сборник из 168 законов Юстиниана, преимущественно на греческом языке и вопреки намерениям самого Императора официальный сборник так и не был издан, лишь некоторые новеллы, которые затрагивают темы, имеющие прямое отношение к частному праву. Свод Цивильного права Юстиниана содержит многочисленные изменения, которым подвергались классические тексты и которые получили название интерполяции. Начиная с 12 века Юстинианов свод получает наименование Corpus iuris, а с 1583 года Деонисий Готофред добовляет к этому наименованию слово «civiles»

 

Гражданский процесс в Древнем Риме.

Иски.

Кровная месть.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.