Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторинг как метод краткосрочного финансирования

 

Факторинг - финансирование под уступку денежного требования

Актуальность.

В настоящее время в деловой оборот прочно вошло понятие «факторинг». Россия пока ощущает на себе влияние мирового финансового кризиса. Ни один из участников торгового оборота теперь не может с уверенностью сказать, выполнят ли партнеры свои обязательства по оплате, и когда будет проведена соответствующая банковская операция по переводу денежных средств на счет поставщика.

В разгар финансового кризиса среди многих российских предприятий стала довольно популярной позиция – «зачем платить, если можно этого не делать», особенно, если речь шла о небольших предприятиях-поставщиках.

Факторинг позволяет существенно снизить риски для поставщиков. Рост популярности факторинга привел к тому, что отечественный рынок факторинга на сегодняшний день является весьма насыщенным, а сама услуга - востребованной.

Финансирование под уступку денежного требования предлагают многие факторинговые компании и банки.

Сейчас факторинг – это комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью.

 

Схема факторинга

1. Поставка товара с отсрочкой платежа поставщиком дебитору.

2. Предоставление банку-фактору документов, подтверждающих факт поставки (товарно-распорядительные документы и т.д.).

3. Выплата поставщику финансирования под уступку требования, размер которого, как правило, не превышает 90% от суммы поставки.

4. Возмещение дебитором банку-фактору денежных средств в счет совершенной поставки.

5. Выплата остатка денежных средств поставщику с учетом комиссии банка-фактора.

 

Значение факторинга:

•Заключив один раз договор с банком, предприятие будет заранее знать, что сможет получить финансирование по каждой очередной поставке. Такая схема позволяет предприятию планировать свои денежные потоки и эффективно ими управлять.

•Кроме того, факторинг позволяет сократить административные расходы. Поскольку наряду с бухгалтерским обслуживанием фактор берет на себя кредитный контроль за сделками клиента, проводит общий анализ его хозяйственной деятельности, сбытовой стратегии, консультирует по вопросам конъюнктуры рынка, платежеспособности его контрагентов и т.д.

Преимущества для клиентов:

• упрощает расчеты между партнерами и позволяет ускорить оборачиваемость средствх, улучшить финансовое состояние предприятий и стабилизирует финансовые потоки;

• снижает зависимость от платежной дисциплины покупателей;

• эффективное распоряжение заемными средствами ( в связи с сезонными изменениями спроса, изменениями макроэкономического характера и т.д.);

• позволяет увеличить Поставщику долю на рынке за счет немедленного финансирования;

• дает возможность Поставщику поднять объем продаж за счет предложения отсрочек оплаты или их увеличения и т.д.;

• дает Поставщику возможность добиться более выгодных условий от своих поставщиков;

• позволяет Поставщику снизить свои административные расходы путем передачи Фактору функции управления дебиторской задолженности;

• снижает вероятность кассовых разрывов, штрафов и пеней, а также объем необходимого кассового остатка;

• снижает риски в работе Поставщика – кредитный, валютный, процентный и т.д.

Преимущества для банков:

• Приводит к расширению клиентуры банка за счет предложения клиентам большего объема финансово-расчетных услуг.

• Дает реальную картину о финансовом состоянии как самого клиента, так и его партнеров, что позволяет банку снизить риски.

• Операции факторинга могут служить хорошим связующим звеном между самостоятельными филиалами (или региональными дочерними компаниями) банков и их центральными органами если дебиторы находятся в разных регионах.

• Имеет высокую рентабельность.

Комиссия фактора представляет собой общую плату за комплексную услугу и в общем случае складывается из:
сбора за обработку документов (50-200 руб. за документ);

•собственно факторинговой комиссии (0,5-3% от стоимости контракта);

•процентов за использование денежных средств, предоставленных банком клиенту сразу после отгрузки товара и получения от него товарно-транспортных документов (до 36% годовых).

 

Стоимость факторинга

В настоящее время факторинговые услуги в России дороже кредитных.

Помимо процентов за фактический кредит (предоплата по договорам), предприятие оплачивает факторинговую комиссию и несет затраты по поддержанию инфраструктуры.

Фактически, стоимость факторинговых услуг (и банки не скрывают это) может превосходить стоимость кредитных или облигационных ресурсов в два-три раза.

На лето 2010 года стоимость факторинговых услуг в России колебалась в пределах 16-24%.


Классификация

•Выделяют внутренний факторинг, когда все участники факторинговой сделки являются резидентами одной страны

и международный факторинг, когда участники являются резидентами двух или более стран

 

Классифицирующим признаком также выступает порядок финансирования, а именно финансирование в момент уступки, финансирование к определенной дате, финансирование по определенному графику и т.д.

 

Также различают факторинговые сделки по наличию уведомления дебитора - открытый (с уведомлением дебитора) и закрытый (без уведомления дебитора);

 

Кроме того, сделки классифицируют по наличию регресса - с правом регресса, когда имеет место возврат Поставщику дебиторской задолженности при наличии просрочки платежа Дебитором и погашение Поставщиком полученного ранее финансирования и без права регресса, когда риск неплатежа Дебитора несет Банк.

 

В России.

Наибольшее распространение в нашей стране получил факторинг внутренний (все участники резиденты одной страны), прямой (один Фактор), открытый (с уведомлением дебитора), факторинг с регрессом (возврат Поставщику дебиторской задолженности при наличии просрочки платежа Дебитором и погашение Поставщиком полученного ранее финансирования).

Процесс оказания факторинговых услуг состоит из этапов:

 

Требования для будущих клиентов:

• компания должна быть быстрорастущей или считать агрессивный рост одной из основных стратегических целей;

• среднемесячный оборот компании обычно должен быть не менее 3 млн руб.;

• суммы поставок по одному дебитору должны быть оптимальными – от 50 тыс. руб.

• поставщик должен работать с большим количеством постоянных дебиторов на долгосрочной основе;

• период отсрочки платежа, предоставляемой дебитору, не должен превышать 90 дней, лучше – в пределах 15-45 дней.

 

Препятствия развития:

• Факторинг обходится банкам дороже кредита.

• Недостаточное понимание сути факторинга.

• Отсутствие продуктов для малого и среднего бизнеса.

• Риски особого рода, отличные от кредитных.

• Внутренняя конкуренция с кредитным управлением.

• Требуется высокотехнологичного программного обеспечения вследствие высокой трудоемкости.

• Проблемы нормативно- правового характера.

• Высокие риски и отсутствие залогов.

 

Факторинг очень важен для субъектов малого и среднего предпринимательства, но его развитие в сегменте малого и среднего бизнеса ограничено:

•1. Нехваткой, а зачастую отсутствием информации о факторинге для потребителей, что не позволяет им оценить эффективность использования этой услуги

•2. Ограниченным предложением специализированных факторинговых продуктов для малого и среднего бизнеса

•3. Недостаточной популяризацией продукта среди некрупных компаний, которым привычен кредит, зачастую оформленный как потребительская ссуда на частного клиента

•4. Системой оценки рисков, которая существует сегодня на рынке факторинга, не всегда применима для клиентов из сектора малого и среднего бизнеса

 

Факторинг в мире

В мировом обороте факторинга, который в 2006 году составил немалую сумму в один с лишним триллион евро, более 70 % приходится на европейские страны. Как ни странно, в 2006 году следом идут страны Азии – около 13 % мирового оборота, и лишь за ними Америка – чуть больше 12 %.

Безусловный лидер на мировом рынке факторинга – Великобритания, которая еще в XIV веке стала его родоначальницей. Тут насчитывается около 100 факторинговых компаний, деятельность которых не подлежит лицензированию, что позволяет им беспрепятственно развиваться.

Суммарный факторинговый оборот Объединенного Королевства в 2006 году составил почти 250 млрд. евро, то есть более 20% мирового.

 

Помимо Великобритании, крупными игроками на мировом рынке факторинга являются и другие страны ЕС – Италия, Франция, Германия, Испания, Ирландия, Нидерланды.

Из неевропейских стран довольно большим оборотом факторингового рынка могут похвастаться США, Япония, Тайвань, Австралия и Бразилия.

Ведущие игроки на мировом рынке факторинга, 2006 г.

 

Зарождение факторинга в РФ

В 1994 г. первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже был принят «Мосбизнесбанк».

На протяжении ряда лет факторингом в России занимались и АКБ «Менатеп», и «Международный московский банк», и многие другие.

Безусловным лидером рынка тогда был «Международный московский банк» с объемом факторинговых сделок 70 млн долл. США в год.

После кризиса 1998 года был определенный всплеск факторинга, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом.

После кризиса 1998 г.

Бурное развитие факторинга в России началось с осени 1999 года, когда предприятия и население стали постепенно оправляться от кризиса, восстанавливались потребительский спрос и обороты торговых компаний. Те предприятия, которые пользовались данной финансовой услугой, за короткий срок сумели увеличить свои операции на 40-50%.

Расстановка сил среди банков, способных оказывать факторинговые услуги изменилась.

Наиболее успешные участники стали оказывать их вполне профессионально не только на национальном, но и на международном уровне.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.