Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как Хора уму разуму училась



Прежде чем начать сегодняшнюю запись, хочу оговориться, что все мои познания о дрессировке ограничены парой книжек, а практики до этого вообще не было (то, что в детстве учил дворового пса давать лапу, не в счет). Насколько я понимаю, профессиональные курсы дрессировки, которые ведут специальные люди и берут за это деньги - дело сложное и кропотливое. Особенно если питомец выставочный - там вообще множество стандартов выполнения команд.

Хора у меня собака-компаньон или, по-русски говоря, "для души". Поэтому на специальные тренировки мы не ходим. Обучаю ее сам, как могу. В этом посте я расскажу о наших основных командах.

Самое первое, чему мы учились - узнавать кличку, подходить к хозяину по команде "ко мне", идти на место и "нельзя". Команды дались легко. "Ко мне" - давал команду, показывал лакомство и хлопал ладонью по ноге, "нельзя" просто говорил грозным голосом и еще пальцем грозил. Теперь понимает и команды и жесты по отдельности. Место мы покоряли "кнутом и пряником". На место я отправлял Хору за провинности (лезет в чашку хозяина, берет хозяйские вещи, пытается грызть провода и т. д.), а, также, давая кость, разрешал грызть ее только на месте.

Уверен, что нельзя бить собаку, чтобы она усвоила "нельзя" и подобные команды. Максимум, что я себе позволяю - схватить собачу за шкирку и прижать к полу. При этом еще надо нависнуть над ней и порычать. После этого слушается, как положено.

Показателем признания собакой хозяина считаю ее реакцию на отбор вкусной косточки. Пару раз Хора пыталась рычать и защищать кость от меня. Ругать и бить ее за это бессмысленно и неправильно - собака просто-напросто станет запуганной. Как только услышал рычание - сразу бесцеремонно за шкирку и рычу громче собачи. (Тут надо упомянуть, что с самого начала я использовал три приема, для подтверждения своего альфа-статуса: брал за шкирку, прижимал к полу и рычал, всегда ел первым, на глазах собачи и только потом давал ей, не позволял проходить в двери на улицу впереди себя. Этих трех приемов оказалось достаточно, причем Хора воспринимала их адекватно и не обижалась.) После такого напора с моей стороны Хора отвлекалась от кости и смотрела на меня, ожидая - что будет дальше. Я сказал несколько раз "дай" и спокойно забрал у нее кость. ("Дай" надо говорить не ласково и не угрожающе, а ровным твердым голосом, констатируя грядущий факт отъема кости.) Сделал вид, что грызу косточку, почавкал секунд 30 и вернул назад.

Главное в обучении собаки - чтобы она поняла, что от нее хотят. Поэтому не надо резкими (или наоборот подкрадывающимися) движениями выхватывать кость - у питомца непроизвольно могут сработать инстинкты. Сначала команда "дай", а потом спокойно забираю. В дальнейшем эта команда распространяется на все, что может оказаться у собаки во рту.

Но самая универсальная для нас команда это все-таки "нельзя" (мягкий вариант команды "нельзя" - команда "цыть"). Эта команда используется для пресечения любых нежелательных действий питомца. То есть, если собака что-то делает, то после команды она перестает это делать. Хотя пресекать действие лучше заранее - увидели, что собака готовится сделать что-нибудь неправильное - "нельзя".

Очень важно не акцентировать внимание собаки на запрещающих командах. Как только собака перестала безобразничать, стоит тут же ее отвлечь игрой, поглаживанием или другими командами. Точно также и при наказаниях. Когда я отправляю Хору на место, минут через пять обязательно подзываю, чтобы приласкать и поговорить с ней. Так что теперь после наказаний она подбегает ко мне с радостью, знает, что если хозяин зовет, значит, больше не сердится.

В итоге, примерно через две недели команды закрепились. И появились наработки по новым командам. Я думаю, что можно не ждать, когда конкретная команда полностью закрепится, прежде чем начинать учить новую. Мы с Хорой учили одновременно с десяток команд и еще столько же информационных слов. О них я расскажу позже.

То, что изображено на фотографии, достигалось без всяких команд - на голой доминанте. Каждый раз, когда я приносил миску с едой, я делал вид, что ем из нее и на все попытки Хоры приблизиться и понюхать миску делал злое лицо, и громко рычал, глядя ей в глаза. Потом ставил миску на пол и так же не подпускал собачу. Мое - оно везде мое - и на столе и на полу! Нескольких раз хватило, чтобы щенок перестал подходить к миске. Учить пришлось как раз разрешающей команде. Голод - сильнейший катализатор, оказалось достаточно двух-трех раз, чтобы Хора безошибочно реагировала на команду "возьми".

Команда "фу" у нас является аналогом команды "плюнь". Тренировалась она, как говорится, в "полевых условиях". Дело в том, что в нашей комнате есть еще один питомец - кот жены. Он питается куриными лапками, которые Хоре кушать нельзя из-за трубчатых костей. Но собача мечтает о них и первое время прямо-таки охотилась за котом с целью отобрать вожделенную лапку. Несколько раз ей это удавалось - и мне приходилось буквально вытаскивать куриную лапу из пасти Хоры. Пришлось учить команду "фу". Сперва вытаскивал ножку и грозно говорил "фу". Потом, когда достаточно стало просто потрясти собачу за холку, "фу" произносилось уже не так грозно - секунд через 5-10 Хора сдавалась и выпускала добычу. Ну а потом достаточно стало просто строго "фукнуть" и то, что попало в пасть - выплевывалось. Очень пригодилась эта команда на улице, когда щенок стал тащить в пасть все подряд. Кстати, как и в случае с командой "нельзя", напор и грозность команды "фу" снижались по мере понимания и закрепления. Поэтому приказ постепенно превратился в просьбу. Беря на прогулке что-нибудь в пасть, Хора слышит спокойное "фу", без всяких эмоций выплевывает кусочек и бежит дальше, словно ничего и не было.

На следующей стадии обучения потребовалось все мое внимание. Суть в том, что надо было добиться, чтобы собака вообще ничего не подбирала с земли. Тут пришлось все время быть рядом с собакой на прогулке, внимательно следить за всеми предметами, которые она обнюхивает (а обнюхивает она практически все). Доходило до того, что на ночные прогулки мы ходили с фонарем, чтобы не пропустить факт подбора каки. При малейшей попытке лизнуть предмет или взять его в пасть следует команда "нельзя". Особенно важно при такой тренировке не пропустить ни одной попытки собачи схватить гадость. На каждую попытку должно звучать "нельзя". Если питомец исхитрится несколько раз незаметно подобрать кусочки - сразу сформируется понимание, что можно схитрить и хозяин не заметит.

Хора тренируется этому три недели - попытки подобрать или лизнуть гадость свелись к минимуму. За всю прогулку, а это полтора часа, "нельзя" звучит всего один-два раза.

Большую трудность для нас пока что представляет команда "рядом" (тренируется около 2-х недель). Видимо, на улице столько интересного, что собача не может концентрироваться на выполнении команды долгое время. Пока что хватает на несколько минут максимум.

Команды "для души". Такие команды, как "служи", "дай лапу" и подобные я считаю необязательными. Но, с другой стороны, они приятны хозяину и не представляют сложности для собаки. Поэтому мы с Хорой их тоже выучили.

Необычная команда-вопрос "что хочешь?". Не знаю, как у других хозяев, а у меня собача уже прилично реагирует. Лично я считаю эту команду полезной, потому что не всегда бывает ясно, чего хочет щенок. Также эта команда позволяет усилить попытки питомца выразить свои желания. Например, я спрашиваю Хору: "что хочешь?" и вопросительно смотрю на нее. (Можно еще добавить слово "показывай".) Если Хора хочет выйти во двор, она подходит к двери, оборачивается и смотрит на меня. В обычной жизни этого недостаточно. Я могу сидеть за компьютером, работать и не обратить внимание на стоящую у дверей собаку. Когда же я несколько раз повторяю "что хочешь?" и смотрю на Хору, она понимает, что надо что-то делать, начинает проявлять нетерпение, подбегает ко мне, лижет руку и снова бежит к двери. Если продолжать спрашивать "что хочешь?", то лизание сменяется покусыванием пальца, ну а если тупой хозяин и тогда не понял, то собача начинает лаять.

На сегодняшний день мы уже умеем хотеть на улицу, кушать (подходит к миске, кусает миску), играть (начинает заигрывать, приносит игрушку) и домой (если в конце прогулки спросить "что хочешь?" Хора пробежит несколько метров в направлении дома и смотрит зовущим взглядом).

Учить питомца командам, по моему мнению, можно с любого возраста. Главное не пережимать палку и не обижать собачу. Запретительные команды учим на доминанте, остальные на игре и доверии. И про лакомство забывать тоже нельзя.

 

Навыки человечьего языка

Было бы прекрасно, если б Хора могла научиться говорить по-человечьи. К сожалению, голосовой аппарат собаки не приспособлен для членораздельной речи. Тем не менее, ресурсов мозга хватает, чтобы на приличном уровне научиться понимать речь хозяина.

Обычно хозяева не ограничиваются набором служебных команд в общении с собакой. Многие питомцы прекрасно понимают слова «Хорошо», «Молодец», «Пойдем, погуляем» и т. д. Я не хочу ограничиваться этим. Тем более, что большинство действий и событий Хора научается понимать быстро – перед глазами всегда человеческий пример. Даже кот может выступать учителем. (Для развлечения я научил годовалого кота вставать передними лапами на спинку стула и вытягиваться в том случае, когда он хочет получить лакомство – куриную лапку. И теперь он делает это без всякого напоминания. А недавно я обратил внимание на то, что Хора тоже стала вставать на спинку стула. Правда лапок ей не доставалось, так что гимнастика не закрепилась.)

А так как собака прекрасно понимает происходящее вокруг нее, то почему бы не подкреплять события словами. Можете не сомневаться – пройдет сравнительно немного времени и питомец научится ассоциировать слова хозяина с окружающей реальностью.

Мы с Хорой занимаемся человечьим языком каждый день. Пока что ее словарный запас небольшой, но все впереди. Естественно, собача понимает похвалы: «Хора хорошая», «Молодец», «Умница» и «Сейчас гулять пойдем». Кроме этого я могу словами объяснить питомцу, что лакомство закончилось, что играть я больше не хочу, что очистка глаз и ушей завершена, также могу спросить Хору – выгулялась она или еще нет. Ключевое слово у нас - «всё». Например, когда мы играем, а это, как правило, довольно активные игры, когда я устаю, я говорю: «Всё, Хора, я наигрался. Всё, хватит играть». Делаю акцент на слове «Всё» и тут же прекращаю играть. Это не команда, поэтому немедленной и четкой реакции мне от собачи не требуется. Достаточно обычного понимания, которое возникает меньше чем за неделю. (А неделя на одно слово, по-моему, неплохая результативность для собаки.) Здесь надо уточнить, что я не имею в виду изучение слова как команды, услышав которое, Хора немедленно прекращает игру. Суть именно в понимании слова. Как я писал выше, моя собача слышит это слово в контексте фраз в разных случаях – кончилось лакомство, кончилась чистка ушей, закончилось что-либо… И, примерно через неделю, Хора начинает понимать суть слова и научается вычленять его из речи. (Правда, на первых порах это слово необходимо слегка акцентировать, чтобы питомцу было понятнее. Подкрепляйте слова немедленным действием. Например, сообщая что кончилось лакомство, покажите собаке пустую упаковку или пустые ладони.) Естественно, в процессе обучения слова должны соответствовать делу, иначе питомец запутается и не сможет понять речь хозяина.

Кроме слова «Всё», Хора научилась понимать слова «кушать», «спать», «домой» и «кошка». Пока это все, но мы продолжаем общаться.

Реакция на слово «кушать», думаю, не нуждается в объяснениях. Когда вечером я сообщаю питомцу, что сейчас мы будем спать, Хора запрыгивает на кровать, скребет место и ложится. Потом она может спуститься на пол, если жарко станет, но и на полу не бегает, а ложится и спит. Получилось у нас это потому, что каждый вечер я говорил Хоре про «спать» и она видела, как я при этом раздеваюсь, гашу свет и ложусь. Во-первых, после вечерней игры и прогулки состояние собачи уже сонное, во-вторых, она старается все время быть рядом со мной, так что «спать» для нас не проблема. Интересное наблюдение – Хора не скребла кровать перед сном, пока несколько раз не увидела, как я рукой стряхиваю крошки с простыни. После этого тоже «стряхивает» и ложится. Примечательно, что в других местах (на полу, на лежанке) она не скребет.

Когда прогулка подходит к концу, я говорю собаче: «Ну вот, погуляли, теперь пойдем домой». (Кстати, слово «пойдем» мы тоже начинаем понимать, так как оно часто используется: «пойдем гулять», «пойдем домой», «пойдем кушать».) Акцентирую слово «домой» и, если мы гуляли во дворе, Хора подбегает к двери, а если на речке, то поворачивает в сторону дома. Трудностей в обучении не возникает, если сообщать о доме в тот момент, когда собача и сама уже нагулялась, плюс дома ждет полная миска.

Слово «кошка» учится очень легко – помогает охотничий инстинкт. Обычно кошек видно через окно, иногда кошки заходят к нам в ограду. Хора реагирует как настоящая хищница – рычит, фырчит, на улице еще и лает. В такие моменты я и сообщаю ей, что это называется «кошка». Теперь стоит произнести: «Хора, смотри, кошка», и собача тут же запрыгивает на подоконник и начинает искать глазами. На улице – бегает туда-сюда, принюхивается, прислушивается – тоже ищет. Примечательно, что на домашнего кота Хора так не реагирует – играет с ним, а он с ней.

Подытоживая пост, хочу сказать – больше разговаривайте со своими питомцами. Интонацию они понимают сразу, со временем начнут понимать и слова. А понимание – это как раз то, ради чего люди заводят питомца-компаньона.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.