РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра коммерческого права
Одобрено
учебно-методическим советом
юридического факультета
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методический комплекс
Для специальностей:
032401 – «Реклама» 030501 – «Юриспруденция»
Москва 2007
Автор-составитель: канд. юрид. наук, доцент В.П. Бугорский
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовое регулирование рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям 032401 – «Реклама», 030501 – «Юриспруденция».
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
1. Цели и задачи дисциплины ................................................................................4
2. Основные инновационно-педагогические технологии и внедрение их в учебный процесс .......................................................................6
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ...........................10
4.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы для специалистов, обучающихся по специальности 032401 – «Реклама» ........11
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы для специалистов, обучающихся по специальности 030501 – «Юриспруденция» ...........................................................................13
5. Содержание курса .............................................................................................15
6. Семинарские и практические занятия ............................................................25
Актуальность изучения дисциплины «Правовое регулирование рекламной деятельности» очевидна. Развитие торговых отношений в условиях рыночной экономики характеризуется интенсификацией обмена информацией между их участниками. Резко возрастает экономическое значение рекламной информации, которая носит массовый характер. Она способствует удовлетворению потребительского спроса неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему. Складываются рекламные отношения, как особый вид общественных отношений. Происходит становление рекламного рынка, как самостоятельного сегмента отечественной экономики.
Особое внимание уделяется правовому регулированию отношений, складывающихся в процессе функционирования этого рынка, о чем свидетельствует принятие в 2006 году новой редакции двух стержневых законов, регулирующих отношения рекламодателей, рекламопроизводителей и потребителей рекламного продукта: «О рекламе» и «О защите конкуренции». Целью развивающегося рекламного законодательства является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Здесь проявляется государственная забота о защите интересов потребителя на надлежащую информацию о безопасности и качестве реализуемых товаров. Только такая информация обеспечивает потребителю сознательный, свободный выбор товара.
Нормы законодательства о рекламе, представляющие объемный комплексный нормативный массив и соответствующие правоотношения, изучаются и исследуются с помощью научных методов для их эффективного применения и дальнейшего совершенствования. Теоретические представления ученых-рекламоведов разных направлений об указанном предмете изучения и объекте исследования формируются в самостоятельную отрасль научного знания.
Овладение такими знаниями студентами Российского государственного торгово-экономического института, обучающимися на факультете коммерции и маркетинга по специальностям 032401 – «Реклама», 030501 – «Юриспруденция» предусмотрено в соответствующих государственных образовательных стандартах и реализуется в рамках содержания данной учебной дисциплины. Она входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
Преподавание названной дисциплины преследует раскрыть цель законодательства Российской Федерации о рекламе и теоретические положения, ставшие основой для образования используемых в нем понятий. Постановка и достижение такой цели обусловлена созданной и действующей в Российском государственном торгово-экономическом университете системы управления качеством образовательного процесса. Она направлена на неуклонное повышение уровня подготовленности выпускников вуза в сфере торговли и реализует специфику его образовательной концепции[1].
Непосредственная задачапреподавателя раскрыть содержание предметадисциплины, ее структуру. Они показаны в учебно-тематическом плане, отражающем объем учебной нагрузки применительно к специальности «Реклама» и очной форме обучения. Указанная задача решается с помощью инновационно-педагогических технологий. Внедрение конкретных форм этих технологий в учебный процесс предусмотрено для каждого занятия в соответствующих разделах данного УМК-Д.
Разработанный комплекс учебно-методических материалов является одним из факторов, который включается в действующую в РГТЭУ систему управления качеством образовательного процесса. Он составлен на основе исходных документов, указанных в Положении об учебно-методических комплексах, утвержденном в РГТЭУ. Структура УМК-Д определена, исходя из рекомендованной в Положении примерной структуры, на основе конкретных видов и объема учебной нагрузки, предусмотренных в утвержденном учебном плане факультета коммерции и маркетинга. Образовательная концепция, разработанная в рамках конкретного УМК-Д, согласована со смежными кафедрами и учитывает вопросы междисциплинарных связей.
Представляется, что такой подход обеспечит всестороннее решение указанных задач организации учебного процесса и реализацию образовательной концепции Российского государственного торгово-экономического университета при преподавании курса «Правовое регулирование рекламной деятельности».