Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА: Концепции правового государства



 

Предпосылками формирования правового государства являются:

1) формирование гражданского общества;

2) развитие политической системы.

Гражданское общество – система общественных отношений, относительно независимая от государства, участники которой взаимодействуют как суверенные, автономные личности, наделенные естественными неотчуждаемыми правами и свободами. Для реализации своих частных интересов индивиды создают различные негосударственные институты, организации, объединения, группы по интересам. Эти общественные структуры складываются не в результате реализации государственной воли, а как совокупность индивидуальных частных актов свободной активности граждан. Свободным будет человек лишь в том обществе, в котором вмешательство государства в жизнь человека минимально. В экономической сфере – свободное предпринимательство, в политической – многообразие политических партий, действуют демократические принципы государственного устройства. В духовной сфере – свободомыслие, возможность свободно выражать свою точку зрения. Общество приобретает автономию по отношению к государству. В гражданском обществе реализуются частные интересы людей, а в государстве – всеобщие, публичные интересы.

Никогда не существовало единой концепции правового государства.

Хотя термины «Rechtsstaat» и «the Rule of Law» нередко используются как синонимы, их всё же нельзя признать тождественными. Уже в эпоху Просвещения сложились две традиции в понимании соотношения права и государства и в связи с этим две разновидности концепций: правового государства (культ рациональной государственной власти) и правления права (стремление к обоснованию контрактной модели общества, в котором формально равные субъекты обладали бы определенными правами и были свободны от государственного вмешательства). Идея разумного законодательства, которой руководствовался просвещенный абсолютизм, неизбежно приводила к мысли о полной рационализации общественной жизни, тогда как идея естественных прав личности существенно ограничивала сферу государственного вмешательства.

Правовое государство характеризуется следующими признаками:

1. Проводится различие между правом и законом (формальным источником). Право обращено к человеку (свобода, равенство, собственность).

2. К закону предъявляется ряд строгих требований:

- должен соответствовать принципам правовой свободы и правового (юридического) равенства; - цензы, иммунитеты?

- не должен нарушать неотъемлемые права человека;

- должен быть обнародован, понятен, стабилен;

- закон может приниматься только представительным органом, избранным на основе всеобщего избирательного права, с соблюдением специальной процедуры.

3. Организации исполнительной власти создаются на основании Конституции и действуют в рамках конституционной компетенции (осуществление текущей политики государства).

4. Действует принцип верховенства правового закона.

5. Все споры по поводу права рассматриваются в суде, а суд должен быть независимым, беспристрастным, справедливым, открытым, действовать на основании закона и иметь целью обеспечение законных интересов субъектов права и восстановление их прав в случае нарушения. Именно состояние судебной системы во многом определяет лицо правового государства. ПРИМЕР: анализ кейсов о нарушении законодательства о проведении манифестаций.

 

 

Независимость судей обеспечивается особым порядком назначения на должность и отстранения, а также запретом состоять в какой-либо политической партии в течение всего срока исполнения полномочий. Суд должен быть скорым и дешевым.

6. Действует принцип разделения властей, который предполагает не только отделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (то есть разделение компетенции по горизонтали), но и создание таких условий, чтобы эти органы взаимно ограничивали друг друга, не позволяя использовать свою власть произвольно и нарушать неотъемлемые права индивида. Таким образом, в системе государства вводятся внутренние ограничители, называемые системой сдержек и противовесов.

Законодательная власть не должна иметь исполнительных полномочий и наоборот, судебная – ни законодательных, ни исполнительных (задача: достигнуть такого функционального разделения, которое предполагает как можно меньше пересечений). Достичь сложно (в американской конституции наиболее близкая к идеалу модель).

Кроме того, власть разделяется и по вертикали (между центральными и местными органами власти). Это особенно важно для федеральных государств.

Это условие, при соблюдении которого государство может наилучшим образом выполнять свои функции и которое исключает узурпацию принадлежащей народу власти (государственная власть остается единой, суверенной и неделимой). Речь идёт только о распределении труда (функций) между властными институтами. Повышается эффективность управления обществом.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.