Предпосылками формирования правового государства являются:
1) формирование гражданского общества;
2) развитие политической системы.
Гражданское общество – система общественных отношений, относительно независимая от государства, участники которой взаимодействуют как суверенные, автономные личности, наделенные естественными неотчуждаемыми правами и свободами. Для реализации своих частных интересов индивиды создают различные негосударственные институты, организации, объединения, группы по интересам. Эти общественные структуры складываются не в результате реализации государственной воли, а как совокупность индивидуальных частных актов свободной активности граждан. Свободным будет человек лишь в том обществе, в котором вмешательство государства в жизнь человека минимально. В экономической сфере – свободное предпринимательство, в политической – многообразие политических партий, действуют демократические принципы государственного устройства. В духовной сфере – свободомыслие, возможность свободно выражать свою точку зрения. Общество приобретает автономию по отношению к государству. В гражданском обществе реализуются частные интересы людей, а в государстве – всеобщие, публичные интересы.
Никогда не существовало единой концепции правового государства.
Хотя термины «Rechtsstaat» и «the Rule of Law» нередко используются как синонимы, их всё же нельзя признать тождественными. Уже в эпоху Просвещения сложились две традиции в понимании соотношения права и государства и в связи с этим две разновидности концепций: правового государства (культ рациональной государственной власти) и правления права (стремление к обоснованию контрактной модели общества, в котором формально равные субъекты обладали бы определенными правами и были свободны от государственного вмешательства). Идея разумного законодательства, которой руководствовался просвещенный абсолютизм, неизбежно приводила к мысли о полной рационализации общественной жизни, тогда как идея естественных прав личности существенно ограничивала сферу государственного вмешательства.
Правовое государство характеризуется следующими признаками:
1. Проводится различие между правом и законом (формальным источником). Право обращено к человеку (свобода, равенство, собственность).
2. К закону предъявляется ряд строгих требований:
- должен соответствовать принципам правовой свободы и правового (юридического) равенства; - цензы, иммунитеты?
- не должен нарушать неотъемлемые права человека;
- должен быть обнародован, понятен, стабилен;
- закон может приниматься только представительным органом, избранным на основе всеобщего избирательного права, с соблюдением специальной процедуры.
3. Организации исполнительной власти создаются на основании Конституции и действуют в рамках конституционной компетенции (осуществление текущей политики государства).
4. Действует принцип верховенства правового закона.
5. Все споры по поводу права рассматриваются в суде, а суд должен быть независимым, беспристрастным, справедливым, открытым, действовать на основании закона и иметь целью обеспечение законных интересов субъектов права и восстановление их прав в случае нарушения. Именно состояние судебной системы во многом определяет лицо правового государства. ПРИМЕР: анализ кейсов о нарушении законодательства о проведении манифестаций.
Независимость судей обеспечивается особым порядком назначения на должность и отстранения, а также запретом состоять в какой-либо политической партии в течение всего срока исполнения полномочий. Суд должен быть скорым и дешевым.
6. Действует принцип разделения властей, который предполагает не только отделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (то есть разделение компетенции по горизонтали), но и создание таких условий, чтобы эти органы взаимно ограничивали друг друга, не позволяя использовать свою власть произвольно и нарушать неотъемлемые права индивида. Таким образом, в системе государства вводятся внутренние ограничители, называемые системой сдержек и противовесов.
Законодательная власть не должна иметь исполнительных полномочий и наоборот, судебная – ни законодательных, ни исполнительных (задача: достигнуть такого функционального разделения, которое предполагает как можно меньше пересечений). Достичь сложно (в американской конституции наиболее близкая к идеалу модель).
Кроме того, власть разделяется и по вертикали (между центральными и местными органами власти). Это особенно важно для федеральных государств.
Это условие, при соблюдении которого государство может наилучшим образом выполнять свои функции и которое исключает узурпацию принадлежащей народу власти (государственная власть остается единой, суверенной и неделимой). Речь идёт только о распределении труда (функций) между властными институтами. Повышается эффективность управления обществом.