Для второй половины XX в. в конституционной организации государства характерносочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социальногоправового государства.Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный»,то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным», по мнениюПротасова В.Н., в самом широком значении этого слова является любоегосударство, будучи продуктом общественного развития[16]. Однако в данном случае под «социальным государством» понимаетсягосударство, обладающее особыми качествами и функциями.Существование и деятельность социального государства тесно связана с такимиобщественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовоегосударство, свобода и равенство, права человека. § 1. Формирование идеи социальной государственности Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв.(то есть позднее идеи правового государства) как результат объективныхсоциально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазногообщества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принципсвободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношениюэтих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк идр. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству вкачестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, втом числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, чтов конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считалисвободу высшей ценностью.Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значенияиндивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципуравенства, обеспечивать который - задача государства.Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу исамодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательстваи рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в периодупрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. помере развития и накопления богатства стало происходить имущественноерасслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальнымвзрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял своюактуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего отгосударства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству всоциально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политическойобстановке и начинает формироваться понятие социального государства,понимание его особых качеств и функций.В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большеепризнание, воплощаться в практике и конституциях современных государств.Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так илииначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии,Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др.государств. Большое значение для теории и практики социального государстваимело учение английского экономиста Дж.Кейнса, под влиянием взглядов которогосформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая извозрастания социальной функции государства.Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеисоциального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновениеСоветского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях идругих законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотяполитическая теория и декларации социализма находились в противоречии среальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правовогогосударства и частной собственности как экономической основы этих институтов,нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистическихгосударств. Разумеется, что в названных социально-экономических условияхсоциально ориентированная деятельность социалистического государства моглаиметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлениемубогого равенства.Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии,гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этойхарактеристики. В настоящее время правовое государство должно бытьсоциальным, а социальное государство не может не быть правовым.Теория и практика правового государства, как уже отмечалось, предшествовалиидее и практическому воплощению государства социального, и их можнорассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальноегосударство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его классическомлиберальном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципыиндивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательствагосударства в дела гражданского общества. А это привело к глубокомуфактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовойборьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественноесостояние, выполнения новых функций. В наши дни демократические государствастремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом, когдаправители, например, римские цезари, заботились о предоставлении плебсу «хлебаи зрелищ». Однако о социальном государстве как особой политико-правовойреальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политикафактически становится основным направлением его деятельности и распространяетсяна широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть толькогосударство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем вструктуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. Вэтой связи момент реального возникновения социальных государств следуетотнести к 60-м годам XX в. В каждой же конкретной стране начальную стадиюформирования социального государства следует связывать с установлениемответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточногоминимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государстваобеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социальноориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего родаполитическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитыватьпротиворечивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государстводолжно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночнойэкономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы сцелью достижения социальной справедливости, сглаживания социальногонеравенства. Не случайно среди современных политических движений Западасложилось своеобразное разделение труда: консерваторы делают больший акцентна индивидуальной и политической свободе - правовом принципе, социал-демократы и близкие к ним либералы - на сближении доходов и жизненных шансовкак материальном условии свободы каждого, то есть на социальном принципе.Становление социального государства - это процесс не только экономический иполитический, но и процесс нравственный, требующий«человеческого» измерения. § 2. Признаки социального государства С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социальногогосударства и его характерными признаками[17] являются:1. Демократическая организация государственной власти.2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего -должностных лиц государства.3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры поперераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется всуществовании различных форм собственности со значительной долей собственностигосударства в нужных областях хозяйства.5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. 6. Существование гражданского общества, в руках которогогосударство выступает инструментом проведения социально ориентированнойполитики.7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, чтопроявляется в разработке разнообразных социальных программ иприоритетности их реализации.8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага,утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждомугражданину.а) достойных условий существования;б) социальной защищенности;в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства осоциальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеетместо в ФРГ).10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны(впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующиеобстоятельства:а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природойгосударства как такового;б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток егообщее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляютсячерез призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вестиречь о наличии у него общей социальной функции (общем социальномназначении);в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направлениядеятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:- поддержка социально незащищенных категорий населения;- охрана труда и здоровья людей;- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;- сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов междуразличными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет,специальные социальные программы;- поощрение благотворительной деятельности (в частности, путемпредоставления налоговых льгот предпринимательским структурам,осуществляющим благотворительную деятельность);- финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований икультурных программ;- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплатапособий по безработице;- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействиягосударства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;- участие в реализации межгосударственных экологических, культурных исоциальных программ, решение общечеловеческих проблем;- забота о сохранении мира в обществе. § 3. Является ли Россия социальным государством На формирование и будущее правового и социального государства в Россиивлияют не только внутренние факторы (становление гражданского общества).Определяющее влияние оказывает и общая эволюция. Направление этой эволюции -формирование мировых надгосударственных органов и организаций, «просветление»государственных границ, а в некоторых регионах превращение их в«прозрачные», развитие транснациональных экономических компаний (эволюциягегелевских «корпораций» - атрибута гражданского общества), трансграничноеинформационное пространство, новые формы общения, коммуникаций (мультимедиа,прежде всего, Интернет), космические проблемы человечества.А с другой стороны, появление новых кризисных проблем: сепаратистскиедвижения во многих государствах, необходимость именно государственной борьбыс терроризмом, наркомафиями, государственные столкновения из-за нефтяных,газовых и иных сырьевых месторождений, а, в целом, борьба за энергосистемы.Это и многое другое ведет к усилению значения государственных образований вжизни народов. Государственная организация продвигает этнос к лучшим условиямсуществования, чем имеет безгосударственный этнос.Таким образом, на эволюцию государственности оказывает влияние две тенденции.Одна ведет к преобразованиям, укрупнениям государственных образований,появлению многих межгосударственных союзов, усиление роли международныхорганизаций. В этой связи в литературе обсуждаются вопросы создания идеятельности «мирового правительства», трансграничного действия и исполнениямеждународных законодательных актов, согласования с ними национальногозаконодательства.Вторая тенденция ведет к идеологии и практике повышения социальной ценностигосударства, укрепление национальных основ государственности.Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальностигосударства: «I. Российская Федерация - социальное государство, политикакоторого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд издоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплатытруда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальнойзащиты»[18]. Однако пока Россию можноназвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальномугосударству, а приведенное выше положение Конституции - расцениватькакпрограммную установку.Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:- Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальноегосударство в России не может опереться на фундамент правовогогосударства: создание социального государства у нас не является новымэтапом развития правового государства (как это имело место на Западе);- в России не создан «средний слой» собственников: подавляющемубольшинству населения страны ничего не досталось от стихийноприватизированной партийно-государственной собственности;- отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлятьмеры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономиисобственников;- не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, чтоприводит к отсутствию реальной конкуренции;- отсутствует развитое, зрелое гражданское общество; - снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряныпривычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественномсознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков,а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны,нравственности, а с другой - политики и экономики («политика — дело грязное»);- существующие политические партии России не имеют четких социальныхпрограмм и представлений о путях реформирования общества;- в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенныемодели жизнеустройства;- в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательствагосударства по инерции снижена социальная роль государственности, то естьроссийское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один наодин со стихией рынка.И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальнойгосударственности — единственно возможный путь для свободного общества, которымхочет стать Россия. Заключение XXI век ставит новые задачи в информационном пространстве человечества,учитывая трансграничные возможности информационных процессов. Усилилось ивоздействие этих процессов на людей не только вследствие описания работыполитиков (встречи, поездки, совещания и т. п.), но и путем описания жизниобщества, самых разных людей. Большое значение приобрело описание многихмалых воздействий, событий, приводящих к крупным потрясениям, переменам,которые происходят в обществе. Но ведь как часто в прошлом эти малыевоздействия также были судьбоносными, приводили к социальным потрясениям,переменам, но отсутствие современной информационной технологии делало ихмалозаметными и малоизвестными.Иное положение сейчас! По крайней мере, в России газеты, телевидение, радиополны сообщений о таких фактах, обстоятельствах, которые послужилиоснованиями кадровых перемен, политических решений, крупных социальныхпотрясений.Сейчас в России развилась «война мемуаров», когда многие отставленные отключевых должностей политики (экс-председатель правительства, министры,советники президента и т. п.) печатают свои воспоминания, оправдания. Дажедети бывших членов Политбюро взялись за перо, стараясь объяснить, оправдатьдеятельность своих ушедших из этого мира отцов, а иногда и свести старыесчеты. В чем тут дело, почему возникают такие информационные цунами? Вполневозможно, что конец XX века получит в будущем определения «мемуарного» - такмного появилось этой продукции при жизни и авторов, и адресатов этихмемуаров. Новые информационные средства дают возможность очень быстроразнести по свету содержание «мемуаров», позиции их авторов. Да и сами авторыполагают, что по-прежнему оказывают влияние на ход истории, сообщая новыесведения о прошлом. Они полагают, что распространяя таким образоминформацию, оказывая своеобразное «малое воздействие» на политическую жизнь,остаются при деле.И такой признак правового государства как взаимодействие гражданина игосударства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права иобязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение как частныхинтересов, так и общих (общесоциальных, национальных, интересов крупныхсоциальных групп и т. п.).Переплетение этих интересов создает такую пеструю ткань, окутывающую,обволакивающую жизнедеятельность государства и личности, что приходитсяопять вспоминать о синергетических (самоорганизационных) процессах в жизнигражданского общества. Здесь, как нигде более, торжествует жестокаясинергетическая действительность.На предыдущем этапе отечественная теория государства и права, описываяпереплетения интересов, оперировала понятием «равнодействующей», котораяякобы складывалась в этом внешне хаотическом массиве, главным образом, подвлиянием социально-экономических классовых интересов, и организовывала,направляла общество в конечном счете по предопределенному пути к становлениюнового строя, новых общественных отношений, новых процессах, и в конечномсчете к коммунистическому будущему человечества. Пожалуй, от представлений оравнодействующей, т. е. об однозначном, однонаправленном общественномразвитии, придется отказаться.На смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности,порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти философскиесоображения в контексте современной теории государства и права по-новомуобосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное -именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать своиспособности, достигать своих целей, удовлетворять свои интересы, агражданское общество - процветать.Таким образом, правовое государство может существовать только в паре, всвязке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И кольскоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовоегосударство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правовогогосударства в существовании и развитии гражданского общества.Правовое государство и гражданское общество складывается коэволюционно,синергетически. Поэтому странным звучит вопрос «построили» ли уже в Россииправовое государство, оправдана ли конституционная характеристикароссийского государства как правового.Характеристика оправданна, но только в том смысле, что такое государствонаходится на этапе становления, точно также как на том же этапе находится игражданское общество (свобода личности, либерально-демократический режим,рыночная экономика, частная и иные формы собственности и т. д.).Пожалуй, будущее российской государственности и заключено в этих двухосновных параметрах. Правовое государство является и фактором становлениягражданского общества, точно также как гражданское общество воздействует наформирование правового государства.Идеал правового и социального государства получает закрепление и в целом, ив конкретных сферах жизнедеятельности общества. Государство правовое исоциальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века,величественная программа социально-экономической, политической, юридическойдеятельности, направленной на обеспечение свободы личности.Именно человек в концепции государства правового и социального становитсяцелью все этой открывающейся многокрасочной панорамы государственно-правовойжизни общества. Список использованной литературы.1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РоссийскойФедерации. М., 1996.2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999.3. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политическоймысли // Политология. Курс лекций. М., 1997.4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.5. Деев Н.Н. Государство и право. М., 1996.6. Енгибарян Р.В. Теория государства и права. М., 1999.7. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.,1994.8. Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н. М.,1999.9. Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999.10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1999.11. Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. М., 1993.12. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение втеорию. М., 1993. [1] Цит.по: Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.197. [2] Цит.по: Енгибарян Р.В. Теория государства и права. М., 1999. С.114. [3] Воротилин Е.А. Идеи правовогогосударства в истории политической мысли//Политология. Курс лекций. М., 1997.С.81. [4] Цит.по: Енгибарян Р.В. Теория государства и права. М., 1999. С.117. [5] Воротилин Е.А. Идеи правовогогосударства в истории политической мысли//Политология. Курс лекций. М., 1997.С.85. [6] Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.198. [7] Общая теория права и государства./Под ред.В.В.Лазарева. М., 1994. С.297. [8] Хропанюк В.Ч. Теория государства и права. М. 1993. С.56-57. [9] Гегель Г.Ф. Философия права. М., 1990. С.227. [10] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999. С.514. [11] Проблемы теории государства и права. Под ред.Марченко М.Н. М., 1999. С.54. [12] Проблемы теории государства и права. Под ред.Марченко М.Н. М., 1999. С.56. [13] Четвернин В.А. Демократическоеконституционное государство: введение в теорию. М., 1993. С.42. [14] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С.20-21. [15] Общая теория государства и права.Академический курс. В 2 т. Т.1. Теория государства. М., 1998. С.357. [16] Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.201. [17] Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.204. [18] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999. С.521.