Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни, взаимная ответственность государства и личности и разделение властей.
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.
Верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни.
Верховенство правовых законов обуславливается не только тем, что они выражают общую волю населения страны. Кроме этого, правовые законы являются обьективно общеобязательными, потому что их нарушение разрушает важные общественные связи, ведет к хаосу и, в конечном счете, к гибели всего общества. Именно поэтому государство, устанавливая в законах общеобязательные правила поведения, должно учитывать объективные потребности общественного развития.
Более того, сама процедура принятия и принципы действия закона определяют его главенствующее место в системе нормативно-правовых актов.
Уважение к закону является неотъемлемой чертой правового государства, важным признаком сознания и поведения его граждан. В связи с этим еще Платон отмечал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства..."
В правовом государстве законы и другие нормативные акты должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. Чем шире область социальной жизни, свободной от нормативно-правового регулирования, тем прочнее устои правового государства. Инфляция нормативных актов приводит к размыванию правовой системы, делает законодательство труднообозримым. Многочисленные правовые акты нередко вступают в противоречие друг с другом, излишне усложняют правоприменительную и правоохранительную деятельность.
Взаимная ответственность государства и личности.
Отношения государства и личности в правовом государстве строятся на основе их связанности взаимными правами и обязанностями. Это не означает, что государство и личность рассматриваются как равновеликие субъекты с точки зрения общественного долга.
Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено"— "Все, что не дозволено власти, ей запрещено".
Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол, например:
• Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол, например юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;
• политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;
• политическая ответственность депутатов перед своими избирателями;
и т.д.
Естественно, в свою очередь, гражданин реализует свои права в рамках, четко обозначенных законом.
Реальная гарантированность прав и свобод личности.
Этот признак правового государства является чрезвычайно важным конституционным принципом, отраженным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения,
Разделение властей.
Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей.Он означает построение и осуществление единой государственной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа.
Разделение властей — это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью. "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга", — утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье. Речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.
Система сдержек и противовесов является важным из условий обеспечения гражданской (политической) свободы. Классическая концепция системы «сдержек и противовесов» разработана выдающимся американским юристом Джеймсом Мэдисоном.
Основы правового государства:
Важными предпосылками создания и упрочения правового государства являются следующие моменты.
1. Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.
2. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека, составляет прочную социальную основу правового государства.
3. Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну. Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования правового государства является создание условий для оптимального развития общества, государства, личности.
Понятие гражданского общества и его соотношение с государством
Гражданское общество - это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии, общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.
Первые представления о гражданском обществе сложились давно, прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного мира. Древнегреческий философ Аристотельосновой гражданского общества называл частную собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным. Позднее вопросы этого плана нашли отражение в творчестве Цицерона. Он, обосновывая правовое равенство людей, писал: "...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех".
В середине XVII в. английский философ Джон Локк в "Опыте о человеческом разуме" в обосновании социально-политической концепции опирается на естественное право и теорию общественного договора. Он утверждал, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая является священной и неприкосновенной.
Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главной представляется следующая его идея: гражданская свобода личности, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
Значительный вклад в формирование представлений о гражданском обществе внес Г. Гегель. В его работе "Философия права" гражданское общество определяется как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок). Здесь отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд. "В гражданском обществе, - пишет Г. Гегель, - каждый для себя - цель... Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей".
Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличается длительностью. Можно сказать, что этот процесс не завершен ни в одной из существующих стран. Формирование гражданского общества - одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства.
Гражданскому обществу, в том числе формирующемуся в России, должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы.
1) Если подойти к этому вопросу исторически, то надо отметить следующее: общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Переход от средневековья к новому времени - периоду формирования буржуазного общества - заложил предпосылки для формирования гражданского общества. Граждане буржуазных государств существенно отличались по своему социальному и правовому положению от безропотных подданных феодального общества. Граждане, в отличие от подданных, являлись равноправными субъектами, реализовывали свои интересы в условиях действия права.
2) Гражданское общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства. Права, предоставленные гражданам Российской Федерации, позволяют им активно участвовать в политической жизни, свободно избирать представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Определено также право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу Деятельности общественных объединений. Заметим, что в тоталитарном государстве общество как определенный социальный организм как бы поглощено государством, лишено должной самостоятельности, целиком зависит от государства. В такой же зависимости от государства находится и личность.
3) Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это - предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.
4) Гражданское общество функционирует в условиях равенства всех форм собственности, свободы предпринимательства и частной инициативы. Право частной собственности рассматривается как реализация экономической свободы человека. Без возможности реального владения и распоряжения собственностью не может быть экономической свободы людей. Все сказанное способствует получению правильного представления об основополагающих предпосылках гражданского общества.
5) Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом является человек - личность - субъект, обладающий экономической и политической свободой.Степень свободы человека непосредственно связана с закрепленными в Конституции его правами и свободами и комплексом конституционно-правовых гарантий, которые позволяют ему реально защищать свои права и свободы. В условиях гражданского общества изживает себя представление о человеке как "винтике" государственного механизма.
Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы личность могла наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добилась успехов на каком-либо поприще, получила общественное признание.
В юридической литературе предлагается следующее определение гражданского общества: гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на личность, обеспечивающее свободу творческой (предпринимательской и др.) деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина.
В исследованиях по этой проблеме рассматриваются не только признаки гражданского общества, но и его принципы. К их числу относят:
приоритет прав человека в его взаимоотношениях с обществом и государством;
свободу человека в экономической, личной и духовной жизни;
идеологическое многообразие, политический плюрализм и многопартийность;
открытость гражданского общества и его вовлеченность в мировое сообщество и др.