Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 5. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ОБЩЕСТВО



 

52. Эволюция Российского государства и права. Рассмотрим основные обществоведческие категории на примере нашей страны.

Историю Российского государства и права можно было бы условно подразделить на две части - до XIX века включительно и XX - начало XXI века.

При этом в истории России до XX века, в свою очередь, выделяются три периода:

- земский период (IX - XIII вв.);

- московский период, т.е. период Московского государства (XIV - XVI вв.);

- период империи (XVII - XIX вв.).

Как известно, у славянских племен государственный уклад сложился в IX - X вв. На землях славянских племен (поляне, древляне, дреговичи, кривичи, полочане, волыняне, радимичи, вятичи, друговитяне, вервяне, сервы и др.) существовали княжества со своими центрами: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, Волынь, Псков и др.

Древнерусское государство земского периода представляло собой своеобразный союз княжеств (племен, общин) под главенством одного из княжеств. За это главенство шли постоянные междоусобные войны.

Объединяющую роль к X веку стал играть князь Киевский, которому местные князья уплачивали дань (налоги). Постепенно князья на местах были заменены членами рода князя Киевского - рода Рюриковичей. Единство княжеского рода по разным русским землям поддерживало объединяющую национальную идею земли Русской.

Каждое княжество охватывало определенную территорию с главным городом, пригородами и волостями (сельские общины), на которой обитало одно из славянских племен или часть его.

В состав славянских племен проникали и иноземцы (иностранцы) в качестве торговцев, вспомогательных военных отрядов - варяги с запада, тюрки с востока, печенеги, половцы. Историками отмечается быстрая ассимиляция инородцев в составе славянских племен.

Общество каждой земли состояло из 3 классов:

- бояр, т.е. старейшин - "лучших людей" общины и дружинников княжеского двора;

- горожан ("мужей") - всего свободного населения городов, включая чужестранцев, купцов и пр.;

- смердов, т.е. всего сельского населения, населения сельской общины ("мира"); класс смердов состоял из людей свободных, прикрепленных (полусвободных) и несвободных - челяди, холопов.

Система власти в каждой земле-княжестве состояла из князя, боярской думы и народного собрания - вече. Князья правили либо на началах наследственности, либо - очень часто - в порядке избрания народом, членами рода. При этом князь избирался пожизненно, с детьми - фактически это было избрание новой династии. Князья осуществляли государственное управление и суд, принимали законы, возглавляли военные походы.

Боярская дума (совет старейшин племени) являлась необходимым элементов власти в каждой земле-княжестве. По утвердившемуся обычаю, князь был обязан совещаться с боярами думающими.

Дума участвовала в решении религиозных и законодательных вопросов (княжеские уставы, казни, штрафы), вопросов войны и мира, заключения международных договоров, осуществляла высший суд над князем и членами его семьи, обговаривала условия в случае приглашения князя со стороны.

Народное собрание было формой общеземской государственной власти. Оно созывалось князем или собиралось самопроизвольно. Собрание принимало законы, смещало и призывало князей, решало вопросы войны и мира (на какого князя идти войной, о заключении международных соглашений, например о соблюдении договора с греками 945 года и т.п.), участвовало в суде, который вершился князем, в назначении чиновников - посадников, тиунов (тиун - должностное лицо, управляющее какой-либо сферой от имени князя).

По мере надобности собирались на земле Русской советы князей - княжеские съезды. На таких съездах происходили суды над провинившимися князьями, издавались законы, действие которых простиралось на многие земли (Русская Правда Ярославичей была, например, выработана на съезде трех князей-братьев), разрешались междоусобные споры.

Преобладающая часть отношений (гражданских, уголовных, государственных) в Древней Руси регулировалась обычаями.

Многие из этих обычаев дошли до наших дней в виде пословиц: "Молодой на битву, а старый - на думу", "Молодой князь - молода и дума", "Муж крепок по жене, а жена крепка по мужу", "Братчина судит, как судья", "Железа и змея боится" (намек на ордалии), "Вор ворует - мир горюет", "Чей хлеб кушаешь, того и слушаешь" (ограничение правоспособности договором личного найма), "Что старее, то правее" (т.е. поступать по старине значит поступать по праву), "Что город - то норов, что деревня - то обычай" и др.

Большую роль и как регуляторы отношений, и как образцы юридической культуры играли международные договоры Руси с "греками" и немцами.

С "греками" (как называли Византию) было заключено 4 договора - 907, 911, 945 и 972 гг. В их содержании значительное место было отведено уголовным и гражданским отношениям между греками и русскими, устанавливались обязательства по взаимному возвращению в отечество рабов и пленников. Договоры считались обязательными не только для властей, но и для подданных - как греков, так и русских.

В результате контактов с Византией происходила частичная и свободная рецепция (заимствование) византийского права. Например, под влиянием византийского права членовредительские наказания были заменены денежными штрафами, из византийских кодексов пришло постановление об ответственности господина за преступление его холопа, статьи о наследстве.

Русские князья издавали свои постановления в форме уставов - отдельных предписаний по одному или нескольким вопросам, например по уголовным, семейным, церковным делам; о наследстве, холопстве, об увечьях и личных оскорблениях, об отмене убийства раба за оскорбление свободного человека и др.

Активно издавали такие уставы Ярослав Мудрый, его сыновья. Впоследствии нормы этих уставов, вместе с нормами византийского права и обычным правом, вошли в Русскую Правду.

Русская Правда в основном предусматривает ответственность за личные и имущественные преступления: убийство, нанесение увечий, оскорблений, кражу и др.

Так, в качестве наказания за убийство следовала кара (месть) со стороны родственников убитого: если убьет муж мужа, то мстит брат за брата, сын за отца... а не будет кому мстить - 40 гривен штрафу за убитого.

Состав кражи сформулирован в Русской Правде следующим образом: если возьмет кто-либо чужого коня либо оружие, либо одежду и станет известно это в обществе, то следует взять свое и 3 гривны за обиду.

Еще одним источником древнерусского права следует считать Псковскую судную грамоту XIV века и Новгородскую судную грамоту XV века. Псковская грамота была принята на псковском вече; Новгородская - на новгородском вече. Содержание их в значительной части состоит из уставов о судоустройстве и судопроизводстве.

Московский период в истории русской государственности и права (XIV - XVI вв.) был тесно связан с нашествием монголо-татарских орд с востока, движением на Русь немцев и шведов с запада.

В этот период на русских землях образовались два государства - Московское и Литовско-Русское, называвшееся Великим княжеством Литовским (с усилением княжеской власти, исчезновением вече).

История Великого княжества Литовского тесно стыкуется с историей Украины, Польши (Речи Посполитой).

Зерном Московского государства послужила земля Суздальская. Центром ее сначала был город Владимир, а затем центр в результате постоянной борьбы княжеств переместился в Москву. Золотая Орда утверждала великих русских князей на княжение, усиливая значение княжеской власти.

В начале XV века в Московском княжестве утверждается единодержавие, а роль удельных князей была сведена к минимуму до правителей, назначаемых государством.

Между Московским и Литовско-Русским государствами сложилась граница приблизительно по Днепру. Силы двух государств находились в равновесии. Лозунгом Московского государства было объединение "всея Руси". Противостояние двух государств завершилось лишь в XVII веке.

После падения монголо-татарского ига в 1480 году началось движение русских на восток - дальнейшее расширение Московского государства. В этот период население состояло в основном из двух классов - служилых людей и тяглых людей.

Служилые люди - это выходцы из бояр и дворян, частных землевладельцев, которые призваны были к обязательному отправлению военной, придворной и приказной службы.

Тягловые люди делились на посадских людей (ремесленники, купцы, простолюдины, жившие в "посадах", т.е. вокруг города) и крестьян. Они обязаны были платить государству подати (налоги); такая обязанность возлагалась не на лицо, а на общину - посадскую или крестьянскую.

Городские поселения тягловых людей не попадали в частное владение и оставались в непосредственном подчинении государству. Сельские же поселения оказались в боярских вотчинах и на монастырских землях в частном владении в основном в силу "старожительства", т.е. давности проживания на землях владельца. Сельские жители оказались "прикрепленными" к земле.

Обычное право выработало институт давности; администрация и суды предписывали возвращать беглых "старожильцев". Позднее, в XVI веке, на смену боярской вотчине шла мелкая дворянская вотчина и поместье.

Органами власти в Московском государстве являлись:

- самодержавный монарх: великий князь всея Руси, с середины XVI века - царь. Центральными органами управления служили специальные учреждения - приказы: приказ большой казны, разряд (военный приказ), разбойный, поместный, посольский, холопий и др. (всего более 40 приказов);

- московская Боярская дума, в состав которой входили бояре - древние землевладельцы, князья, лишившиеся уделов, введенные в думу дворяне, некоторые придворные по должности;

- земские соборы (вместо вече) - представительные учреждения, в которых были представлены все классы и местности Российского государства; земские соборы решали вопросы избрания нового государя, внешней политики, наложения новых податей, законодательства - принятия Соборных уложений.

В московский период российской государственности законодательство было направлено на узаконение обычаев. Это время равновесия законов и обычаев. Почти вся юридическая жизнь народа подчинялась обычному праву и частной воле князей. Письменными формами права были жалованные и уставные грамоты.

Жалованными грамотами закреплялось пожалование недвижимого имущества, угодий, различных льгот (например, освобождение от податей, от суда местных властей и т.п.), обеспечивалась охрана частных лиц, землевладельцев от беззаконных деяний, превышения власти со стороны наместников, государства.

Уставные грамоты определяли порядок местного управления той или иной области, закрепляли права населения провинции и тем самым также защищали население от произвола представителей государства на местах. В них определялись судебные пошлины, уголовные штрафы в пользу наместника, права наместника и т.п.

В 1497 году местные законы были объединены в Судебник, который был утвержден Иоанном III и боярами. Судебник в основном включал в себя статьи с процессуальными нормами - о судоустройстве, судопроизводстве, а также нормы материального права - о наследстве, договорах займа и найма, купле-продаже и др.

Иван Грозный принял Судебник 1550 года, который развил и дополнил предыдущий Судебник. Недостаточность постановлений Судебника Ивана Грозного восполнялась отдельными указами.

В 1648 году царь Алексей Михайлович и Дума приняли решение свести накопившиеся законодательные положения в один кодекс и вынесли его на утверждение Земского собора. Уложение состояло из 25 глав (967 статей), посвященных пяти группам вопросов:

- государственному праву: личности государя, подделке государственных актов, фальшивомонетничеству, паспортному уставу, уставу военной службы и др.;

- судоустройству и судопроизводству;

- вотчинному, поместному, налоговому праву;

- уголовному праву;

- о стрельцах, казаках.

Соборное Уложение в последующем активно дополнялось различными указами и уставами, например Новоторговым уставом 1677 года, осуществившим реформу торгового права. В этот период законотворчество начинает идти впереди права; законы создают право, а не следуют за ним, как это было раньше.

В третий период своей истории - период империи - Российское государство из вотчинного превратилось в полицейское.

В этот период произошло приращение территории Руси за счет земель, захваченных польско-литовской унией (фактически воссоединение древнерусских земель, создание общерусского государства) - путем воссоединения Украины с Россией в 1653 - 1654 гг.

Позднее, в XVIII веке, в состав Российской империи вошли Белоруссия, Литва, часть Польши. В результате русско-шведских войн к России были присоединены Лифляндия, Эстляндия, Финляндия. В конце века Россия получила северный берег Черного моря, в 1812 году была присоединена Бессарабия. Границы Сибири расширились до Амура и далее.

Российское государство и право периода империи было ориентировано на восприятие западноевропейских и западнорусских форм, на изменение государственного строя, реформирование законодательства.

При Петре I активно шел процесс формирования из прежних служилых и тяглых классов разных сословий:

- из служилых образовывалось дворянское сословие; дворяне освобождались от податей и повинностей. По Табели о рангах Петра I дослужившийся до чина не ниже 8-го класса причислялся на вечные времена к дворянству;

- из тяглых городских людей формировалось мещанское (среднее) сословие; в него входили "граждане" нескольких гильдий: 1-я гильдия - банкиры, доктора, аптекари; 2-я гильдия - ремесленники (их называли подлыми гражданами) и т.п.;

- из тяглового сельского населения произошли казенные крестьяне; из прикрепленных крестьян и холопов - крепостные крестьяне; из духовенства - духовное сословие.

При Петре I власть в России изменила патриархально-вотчинный характер, стала существовать в интересах государства и для государства. Российский монарх получил новый титул - императора, что должно было подчеркнуть курс на западноевропейские традиции.

Петр I ликвидировал Боярскую думу как учреждение. Функции центрального органа управления осуществлял Сенат. В качестве отраслевых органов управления были созданы коллегии: военная, адмиралтейская, иностранная, духовная, камер-коллегия (доходы государства), штатс-контора (расходы государства), коммерц-коллегия (торговля), мануфактур-коллегия и др. (всего 12 коллегий).

Появилась должность генерал-прокурора. В 1802 году, при императоре Александре I, вместо коллегий были учреждены министерства.

Сенат постоянно менял свои функции и преобразовался в высшую судебную инстанцию. В 1810 - 1817 гг. в качестве высшего совещательного органа Российской империи функционировал Государственный совет.

Вся империя была поделена на губернии; губернии делились на провинции, впоследствии - уезды. Губернское руководство состояло из губернаторов (вице-губернаторов, генерал-губернаторов). Провинции управлялись воеводами, уезды - земскими исправниками, города - обер-комендантами и комендантами, а впоследствии - городничими.

Для судебных функций в городах были созданы надворные суды (в малых городах - городовые суды), впоследствии - земские суды.

Главным источником права в период империи окончательно стал закон; обычаю отводилась лишь вспомогательная роль.

Законы принимались в форме уставов, регламентов, указов. Так, при Петре I и его преемниках появились: Устав воинский (1716), Устав морской (1720), Устав о векселях (1729), Устав благочиния (1782), Устав о банкротах (1800) и др. Регламентами определялось правовое положение государственных органов. Указы издавались по всем важным вопросам (Табель о рангах 1722 года и др.).

Все попытки кодификации российского законодательства долгое время не имели положительного результата. В 1809 году на основе французского Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона 1804 года) был составлен и внесен в Государственный совет проект Гражданского уложения.

В последующие годы были подготовлены проекты торгового и уголовного уложений. В 1832 году был впервые издан Свод законов Российской империи (вступил в силу с 1 января 1835 года).

После отмены крепостного права в 1861 году расширилась сфера применения гражданского права. Развитие промышленности и рост рабочего движения вели к появлению и развитию фабричного права.

Шло совершенствование уголовного права: Уложение о наказаниях 1845 года было пересмотрено в 1866 году, а в 1885 году принято в новой редакции как Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Уголовные дела рассматривались в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства 1864 года.

Итак, российская правовая система X - XIX вв. восприняла византийскую и западноевропейскую культуру, дух позднеримского права (Кодекс Наполеона и др.). Это означает, что российская правовая система является частью романо-германской правовой семьи, хотя и со своими особенностями.

53. Российское государство и право в XX веке. В развитии Российского государства и права в XX веке можно было бы выделить два периода - советский период и период "новой (обновленной) России".

По степени концентрации промышленного производства Россия в начале XX века достигла первого места в мире. Развитие промышленного капитала вошло в противоречие с помещичьими отношениями в сельском хозяйстве. Образно говоря, пришло время, когда столкнулись интересы капиталиста-промышленника и помещика. Это противоречие привело к революции 1905 - 1907 гг.

Император Николай II вынужден был издать Манифест, даровавший народу права и свободы. Этот Манифест от 17 октября 1905 года, а также два Основных закона 1906 года, предусматривавшие создание Государственной Думы и Государственного совета, фактически стали первой русской конституцией. Абсолютная монархия в России трансформировалась в конституционную (ограниченную).

На последующий ход российской истории повлияла Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, и Февральская революция 1917 года: на смену монархии в России пришла республиканская форма правления.

Высшим органом управления стало Временное правительство. Ему надлежало выполнять исполнительно-распорядительные функции до созыва Учредительного собрания, которое должно было окончательно решить вопрос о форме правления в России.

В это же время складывается и такая система органов власти, как выборные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Постепенно шла большевизация советов: партии социал-демократов и социалистов-революционеров (эсеров) уступали руководство советами. В руки партии большевиков перешли Советы Москвы и Петрограда.

В октябре 1917 года большевики захватили власть в стране и свергли Временное правительство, выдвинув лозунг "Вся власть - Советам!". Учредительное собрание было разогнано. Фактически это был государственный переворот. Наступил период советской государственности и права, продлившийся до второй половины 80-х годов.

В стране утвердилась исторически уникальная форма правления - Республика Советов.

Захват власти нужен был большевикам, чтобы, используя государственный аппарат, приступить к строительству нового - социалистического - общества, общества трудящихся и для трудящихся, общества без эксплуатации человека человеком.

Советское общество стало результатом социального взрыва. Это была историческая попытка осуществить вековые утопические идеалы коммунистических мечтателей на мало пригодной для этого российской цивилизационной почве. Попытка, которая стоила стране и народу огромных людских и территориальных потерь.

Идеологическая утопия надолго определила характер государства и методы его деятельности. Многонациональный народ стал средством достижения поставленной идеологической цели, общество стало зависимым от власти.

В 1922 году на базе отделившихся от Российской империи территорий был образован Союз Советских Социалистических Республик - СССР. В состав СССР вошла и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР.

Все основные демократические принципы построения власти (парламент как представительное учреждение, разделение властей, признание прав оппозиции, подчинение государства праву и др.) были отброшены.

В.И. Ленин обосновал принцип единства исполнительной и законодательной власти в лице Советов. В стране осталась одна партия - та, которая несла идеологию коммунизма. Все это подготовило почву для тоталитаризма.

Постепенно Советы выстроились в многоступенчатую систему, которая оформляла и прикрывала безраздельную и бесконтрольную власть верхов под руководством партийного аппарата.

Высшим представительным органом была двухэтажная конструкция в виде Съезда народных депутатов и избираемого им Верховного Совета СССР. Съезд созывался периодически и состоял из депутатов, избиравшихся нижестоящими Советами. В каждой республике был свой Съезд и Верховный Совет республики (например, Верховный Совет РСФСР).

В рамках Верховного Совета СССР избирался постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Состав Президиума, в свою очередь, избирал Председателя Президиума. Иногда Президиум Верховного Совета и его Председателя называли коллективным президентом. В составе депутатов, членов Президиума были в основном представители высшего звена Коммунистической партии Советского Союза - КПСС.

Произошло сращивание партийной и государственной власти. Рядовые граждане были лишены возможности влиять на состав высших органов власти. Выборы были многоступенчатыми и безальтернативными. Назначения в государственный аппарат, в общественные организации осуществлялись только по партийным решениям.

Необузданная исполнительная власть рождала чудовищные злоупотребления. Пришедшая к власти диктатура пролетариата выродилась в диктатуру партии, а через нее - в диктатуру вождей. Инакомыслящие воспринимались режимом как "враги народа", чем закладывалась основа для политических репрессий.

Советская власть не просто попирала естественные права человека и гражданина, ограничивая и подавляя личные и политические свободы, она делала это с помощью законов и подзаконных актов.

Этим придавался законный характер ограничениям естественных прав человека. Так, в Уголовный кодекс РСФСР были включены статьи о "контрреволюционной агитации и пропаганде", "преступных сообществах", которые фактически ликвидировали свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций.

Всеобщая паспортизация населения и система прописки ограничили свободу места жительства и передвижения.

Был реализован лозунг "кто не работает - тот не ест". Работа стала обязанностью, а не правом. Не имевшие постоянной работы могли быть привлечены к уголовной ответственности за тунеядство. По этой статье власть осуждала и инакомыслящих, которым не всегда из-за их взглядов удавалось найти официальную работу.

Подзаконными актами (многие из которых были секретными) предоставленные конституцией и законами права и вовсе сводились к нулю. Такими актами регулировались вопросы цензуры, контроля за вероисповеданием, выезда за границу.

Государством активно использовался негласный институт "невыездных", когда идеологически опасных людей под разными предлогами не выпускали за границу - за железный занавес. В репрессивных целях использовалась медицина, особенно психиатрия.

Осуществлялся тотальный контроль за движением информации: иметь в личном пользовании ксерокс запрещалось; предприятия и организации, располагавшие ксероксами, должны были регистрировать их в государственных органах.

Преобладающая часть средств производства, предприятий, заводов были государственной собственностью. В сельском хозяйстве приоритет отдавался коллективной собственности (колхозам).

Вместо института частной собственности был закреплен институт личной собственности. Государство жестко регулировало все, что могло быть в личной собственности граждан.

В стране была введена монополия внешней торговли и валютная монополия. Хождение иностранной валюты было строго запрещено и жестоко каралось.

Советское государство являлось тоталитарным (в определенном смысле полицейским) государством. Принимавшиеся конституции превращались в фикцию. Право было идеологизировано и содержало волю одной партии.

Невиданные масштабы поэтому приобрел правовой нигилизм. Когда государство считает себя выше законов, общество также стремится обойти законы везде, где это возможно.

В праве воплотился примат интересов государства. Понятия частного права практически не существовало.

Судебная система находилась в полной зависимости от партийно-государственного аппарата и отличалась карательной направленностью.

Такая система в современном мире не могла бы и не может существовать неопределенно долгое время. Она неминуемо обречена на трансформацию.

Неэффективная, затратная социалистическая экономика проигрывала по всем статьям соревнование с экономикой Запада. Страна по уровню жизни скатывалась все ниже и ниже. Идеологические путы коммунистической утопии не давали хода назревавшим экономическим преобразованиям.

Социалистическое государство не стало и не могло стать эффективным менеджером для общества. Несвободный труд не мог быть эффективнее труда свободных частных собственников.

Путь строительства коммунизма, общества без частной собственности оказался тупиковым. Там, где в экономику не включен личный интерес частного собственника, нет будущего. Кризис объективно достиг своего предела к середине 80-х гг. XX века, когда в Советском Союзе началась так называемая перестройка.

Попытка мягкой идеологической и экономической корректировки сверху не сработала; было уже слишком поздно. Нарыв прорвался. Общество требовало радикальных изменений.

В этих условиях сложилось противостояние между руководством СССР с руководством РСФСР, ряда других республик.

В декабре 1991 года Советский Союз, существовавший на территориальных пространствах Российской империи, распался на 15 независимых государств. Одним из них стала Россия.

Россия объявила себя и была признана в мире как правопреемница (правопродолжательница) Советского Союза. Обязательства по большинству международных договоров, которые связывали Советский Союз, перешли на Россию.

Не стоит, впрочем, забывать, что тысячелетняя история России начиналась не с Советского Союза и не закончилась с его распадом.

Обновление России началось с кардинальной демократизации институтов государства и права. Был осуществлен принцип разделения властей, введен институт президентства, учрежден двухпалатный парламент (вначале называвшийся Верховным Советом; затем парламент стал называться Федеральным Собранием). Появился Конституционный Суд.

Россия превратилась, по существу, в парламентско-президентскую республику, а после конституционного кризиса 1993 года - в президентскую республику.

Название страны "РСФСР" было заменено на название "Россия" (равнозначное название - "Российская Федерация").

Конституция 1993 года приобрела высшую силу и прямое действие. Были признаны и юридически закреплены все права человека и гражданина на основе концепции естественных прав человека. В Конституции воплощена идеология суверенитета народа, правового государства, гражданского общества.

Избирательная система получила демократический характер. Выборы Президента и депутатов одной из палат парламента - Государственной Думы являются прямыми.

Были сформированы общефедеральная правовая система и самостоятельные правовые системы субъектов Федерации. В правовую систему России вошли нормы и принципы международного права.

В стране появились разнообразные партии всего политического спектра - от "левых" до "правых". Оппозиционные партии и организации получили возможность нести свои взгляды в общество различными средствами.

Государство провело приватизацию (пусть и не очень справедливо и качественно), избавившись от груза государственной собственности. Появилась частная собственность. Все формы собственности признаны юридически равноправными. Произошло становление частного права.

В стране была ликвидирована государственная монополия внешней торговли; теперь любое предприятие (в том числе частное) имеет право и возможность осуществлять импорт и/или экспорт товаров, услуг. Разрешен свободный обмен рублей на иностранную валюту.

Можно сказать, что в стране во множестве областей запретительный тип правового регулирования был заменен на разрешительный (общедозволительный). Расширилась степень свободы.

Таким образом, в 90-х гг. XX века Российское государство начало движение в сторону демократического, правового.

54. Основы конституционного строя России. Конституция России, принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, закрепила основы конституционного строя (глава 1).

Так, например, в Конституции закреплены следующие принципы:

- Россия - это демократическая республика, правовое государство; государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

- Россия - социальное государство, обеспечивающее гарантированный минимум поддержки граждан;

- Россия - федеративное государство; она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; все они равноправны между собой;

- государство обязано соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; гражданин не может быть лишен гражданства;

- народ является носителем суверенитета и источником власти. Свою власть народ осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- территориальная целостность России - незыблема; в стране обеспечивается единое экономическое пространство;

- Конституция и федеральные законы распространяются на всю территорию России и имеют верховенство; законы обязательно должны быть опубликованы, а неопубликованные законы - не применяются;

- все формы собственности признаются и защищаются равным образом;

- никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; признается многопартийность, равенство общественных объединений перед законом;

- Россия - светское государство; никакая религия не является государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

55. Система органов государственной власти России. Согласно Конституции (ст. 11), государственную власть в России осуществляют:

- Президент;

- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

- Правительство;

- суды.

Рассмотрим наиболее важные элементы правового статуса главы государства и государственных органов, входящих в три основные ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную.

Пост Президента России был учрежден в апреле 1991 года (когда еще Россия оставалась в составе СССР). Одновременно учреждался пост вице-президента. Первым Президентом России, избранным 12 июня 1991 года, стал Борис Николаевич Ельцин.

Президент по своему статусу рассматривался как "высшее должностное лицо", "глава исполнительной власти". Место Президента в структуре государственной власти было обозначено недостаточно четко; неясно были разграничены полномочия между Президентом и парламентом (тогда еще - Верховным Советом РСФСР).

Это в конечном итоге привело к конституционному кризису - противостоянию между двумя ветвями власти: Президентом и парламентом. Противостояние приняло вооруженную форму, выплеснулось на улицы. Президент взял верх.

В Конституции 1993 года полномочия Президента были усилены. Теперь его статус обозначен как "глава государства" (ст. 80). Пост вице-президента был упразднен.

56. Правовой статус Президента России. Статус Президента определен главой 4 Конституции России. Суммируем основные черты этого статуса.

Во-первых, Президент России является "Президентом всех россиян", всего многонационального народа России. Он остается вне интересов отдельных политических партий и общественных объединений; обладает неприкосновенностью (против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить в суд в качестве свидетеля); имеет право на личный штандарт (флаг) и символы президентской власти.

Во-вторых, Президент осуществляет следующие основные функции: он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета, независимости и целостности России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные принципы внутренней и внешней политики; представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

В-третьих, для осуществления указанных функций Президент наделен следующими, в частности, полномочиями:

- назначать Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы); принимать решение об отставке Правительства; назначать на должности федеральных министров и заместителей Председателя Правительства (по предложению Председателя Правительства);

- формировать Администрацию Президента; председательствовать на заседаниях Правительства;

- представлять Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка, а Совету Федерации - кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора;

- формировать и возглавлять Совет Безопасности, утверждать военную доктрину; Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны;

- назначать полномочных представителей Президента, судей федеральных судов, высшее командование Вооруженных Сил, дипломатических представителей;

- назначать выборы Государственной Думы; в определенных случаях распускать Государственную Думу;

- вносить законопроекты в Государственную Думу; подписывать федеральные законы; назначать референдум; в соответствующих случаях приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации; издавать указы и распоряжения;

- вести переговоры и подписывать международные договоры;

- вводить военное положение в случае агрессии; вводить чрезвычайное положение (с сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе);

- решать вопросы гражданства, предоставлять политическое убежище; награждать наградами России, присваивать почетные, воинские звания; осуществлять помилование.

Можно сделать вывод, что Президент, с одной стороны, является главой государства, и в этом качестве он стоит как бы над всеми ветвями власти, но в то же время, с другой стороны, Президент возглавляет вертикаль исполнительной власти: назначает Председателя Правительства, председательствует на заседаниях Правительства, непосредственно руководит работой ряда министерств и ведомств, является Верховным Главнокомандующим и т.д.

Все это делает фигуру Президента в России чрезвычайно сильной в раскладе органов государственной власти. По этой причине Россию вполне можно квалифицировать как президентскую республику.

Вместе с тем Президент находится в системе сдержек и противовесов и сам играет роль элемента такой системы.

Рассмотрим, например, систему "Президент - Федеральное Собрание". В отношениях, складывающихся в данной связке, Президент и парламент выступают как противовесы. Президент, в частности, имеет право назначать выборы в Государственную Думу; с другой стороны, выборы самого Президента назначаются Советом Федерации. При этом формирование Совета Федерации происходит без участия и Государственной Думы, и Президента.

Президент вправе распустить Государственную Думу, но не может распустить Совет Федерации. В свою очередь, Государственная Дума вправе выдвинуть обвинения против Президента, а Совет Федерации - принять решение об отрешении Президента от должности.

Президент имеет право законодательной инициативы, право вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. В то же время это вето может быть преодолено двумя третями голосов каждой палаты. Неконституционные указы самого Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде.

Президенту не дано право единолично определять кандидатуру Председателя Правительства. Это кадровое полномочие законодатель разделил: Президент назначает Председателя Правительства, но Государственная Дума вправе согласиться или не согласиться с кандидатурой.

Похожим образом разделены кадровые полномочия в отношении судей высших судов, Генерального прокурора. Президент лишь предлагает кандидатуры, а назначает их Совет Федерации.

Следует обратить внимание, что в отношении Председателя Правительства Президент делит кадровое полномочие с Государственной Думой, а в отношении судей высших судов - с Советом Федерации. Как видно, законодатель предпочел развести кадровые полномочия по разным палатам.

57. Порядок избрания Президента России. Выборы Президента РФ осуществляются на основе Федерального закона от 10 января 2003 года "О выборах Президента Российской Федерации".

Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Подготовка и проведение выборов должны осуществляться открыто и гласно.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет (других возрастных или образовательных, профессиональных ограничений не имеется). Избрание одного лица более чем на два срока не допускается.

Иностранцы не допускаются к участию в избирательной кампании. Иностранные наблюдатели аккредитуются Центральной избирательной комиссией при наличии соответствующего приглашения.

Выборы Президента назначает Совет Федерации не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Право выдвижения кандидатов на должность Президента имеют политические партии и избирательные блоки. Избирательным блоком считается добровольный союз двух или трех партий (либо партий и общественных организаций).

Партия/блок вправе выдвинуть только одного кандидата, который может и не состоять в их рядах. Решение принимается на съезде партии/блока.

Возможно выдвижение кандидатуры на пост Президента в порядке самовыдвижения, но при условии поддержки группой избирателей в количестве не менее 500 человек. Группа избирателей должна зарегистрироваться в Центральной избирательной комиссии.

Партия/блок должны собрать в поддержку своего кандидата не менее 2 млн. подписей избирателей. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, также собирает такое же количество подписей. При этом на один субъект Федерации не может приходиться более 50 тыс. подписей.

От обязанности собирать подписи освобождаются партии/блоки, прошедшие в Государственную Думу.

Избиратель вправе ставить подписи в поддержку различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов не набрал нужного числа голосов, назначается повторное голосование, которое проводится через 21 день. При повторном голосовании избранным считается тот кандидат, который набрал больше голосов.

Подготовка и проведение выборов осуществляется избирательными комиссиями во главе с Центральной избирательной комиссией (ЦИК).

В полномочия ЦИК входит: регистрировать избирательные блоки, группы избирателей, создаваемые для поддержки самовыдвижения кандидатов; регистрировать кандидатов на пост Президента; определять результаты выборов и осуществлять их официальное опубликование; организовывать повторное голосование или повторные выборы и т.д.

Вся территория России считается единым федеральным избирательным округом. Для проведения голосования и подсчета голосов образуются избирательные участки (с числом избирателей не более 3 тыс.).

Избирательная комиссия по каждому участку составляет список избирателей. Избиратели вправе ознакомиться со списком не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счет федерального бюджета. Кандидаты в президенты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Предельная сумма расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 250 млн. рублей (эта сумма подлежит регулярной индексации с учетом инфляции).

Запрещаются пожертвования в избирательные фонды кандидатов от иностранцев и иностранных государств.

Неизрасходованные средства фонда кандидат обязан возвратить тем, кто их вложил, пропорционально вложенным средствам. По истечении 60 дней со дня голосования остатки средств на избирательном счете кандидата перечисляются в доход бюджета.

Прекращение обязанностей Президента наступает с истечением срока пребывания в должности - после присяги вновь избранного Президента.

Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в случае отставки, по состоянию здоровья, при отрешении от должности.

Когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. При этом он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках к Конституции.

Не исключено, что в каком-то обозримом будущем в статус Президента и порядок его избрания могут быть внесены определенные коррективы.

58. Федеральное Собрание. Российским парламентом по Конституции 1993 года является Федеральное Собрание. Главная функция парламентов видится в том, чтобы принимать законы, служить представительным органом и носителем народного суверенитета.

В тоталитарных государствах представительные органы всегда фиктивны, поскольку они только оформляют в законы решения верхов. Так, Верховный Совет СССР (так же, как и Верховный Совет РСФСР) формально включал в себя представителей "трудового народа", назначал и освобождал правительство, принимал законы, утверждал бюджет, но не был даже подобием независимого и свободного органа власти и лишь прикрывал диктатуру.

Федеральное Собрание - первый в истории России представительный и законодательный орган, задуманный, созданный и функционирующий по мировым демократическим стандартам.

Теперь каждый гражданин может участвовать в формировании парламента (избирать или быть избранным), и парламент становится по-настоящему представительным органом, выражая в законах интересы и волю граждан.

Правовое положение Федерального Собрания определено в главе 5 Конституции России.

Основные черты конституционного статуса Федерального Собрания можно свести к следующему:

- Федеральное Собрание - это постоянно действующий орган;

- Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы;

- палаты избирают из своего состава председателей, их заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты; каждая палата имеет свой регламент;

- в палатах образуются комитеты и комиссии; именно в комитетах проходит значительная (невидимая внешнему взгляду) часть работы над законопроектами;

- для контроля за исполнением государственного бюджета палаты образуют так называемую Счетную палату;

- разделение правотворческого труда между палатами состоит в том, что Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации - одобряет или не одобряет их; заседания палат проходят раздельно и являются, как правило, открытыми;

- кроме общей компетенции принимать законы и бюджет, каждая палата наделена специальной компетенцией, т.е. полномочиями, которые закреплены только за данной палатой.

Так, только Совет Федерации назначает на должности заместителя Председателя Счетной палаты, Генерального прокурора, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; назначает выборы Президента и принимает решение об отрешении его от должности; утверждает указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения; принимает решение о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами страны и др.

В свою очередь, только Государственная Дума назначает на должности Председателя Счетной палаты, Председателя Центрального банка России, Уполномоченного по правам человека; дает согласие на назначение Председателя Правительства; решает вопрос о доверии Правительству; выдвигает обвинения против Президента для отрешения его от должности; объявляет амнистию;

- Государственная Дума может быть распущена Президентом, если она трижды отклоняет кандидатуры на должность Председателя Правительства или отказывает Правительству в доверии. Совет Федерации не может быть распущен.

Федеральное Собрание вправе принимать или не принимать любые законы без какого-либо контроля со стороны исполнительной власти. В этом гарантия его независимости.

В то же время эта независимость не является абсолютной. Так, некоторые законы могут приниматься и без парламента - путем референдума, а законы, принятые парламентом, могут быть приостановлены или даже признаны неконституционными Конституционным Судом РФ.

В Федеральном Собрании работают профессиональные политики независимо от их национальной или социальной принадлежности.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации выражают интересы не только своих избирателей и своих регионов, а всего народа; они перестают быть слугами тех, кто их направил в парламент, становятся народными избранниками, ответственными за общие интересы народа.

В то же время Государственная Дума олицетворяет в определенном смысле географический и партийный подход к законотворчеству; Совет Федерации выражает интересы и волю субъектов Федерации. Такая структура позволяет в рамках парламента снимать разногласия между различными социальными группами населения, не выносить эти разногласия "на улицы".

Таким образом, парламент выступает как важнейший инструмент гармонизации, согласования общественных интересов.

59. Порядок формирования палат. Состав палат Федерального Собрания формируется по-разному.

Порядок формирования Совета Федерации определен Законом от 5 августа 2000 года "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

В состав Совета Федерации (СФ) входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: один - от представительного, второй - от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Всего в палате 178 членов Совета Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (или назначен) гражданин России не моложе 30 лет.

Представительные органы субъектов Федерации избирают своего представителя в Совете Федерации. Представитель от исполнительного органа субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом этого субъекта.

Замена членов Совета Федерации происходит постоянно и несинхронно - по мере того, как складываются условия для этого. Признание полномочий члена Совета Федерации и прекращение его полномочий осуществляются путем издания постановлений.

Состав Государственной Думы (ГД) образуется путем выборов на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года.

Выборы в ГД проводятся на основе Федерального закона от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Право голосовать предоставлено гражданам, достигшим 18 лет, а право быть избранными - гражданам, достигшим 21 года. Лишены избирательных прав граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы.

Выборы депутатов ГД назначает Президент не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

При выборах депутатов ГД применялись одновременно две избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Это означает, что половина депутатов ныне действующего состава ГД избрана по мажоритарной системе, а вторая половина - по пропорциональной.

Мажоритарная система предполагает, что на территории страны образуются так называемые одномандатные избирательные округа - по числу избираемых депутатов, т.е. 225. От каждого округа в Думу избирается один депутат. Избранным считается тот, кто набрал большинство голосов в своем округе. В печати таких депутатов называют одномандатниками.

Пропорциональная система предполагает, что кандидаты в депутаты выдвигаются от партий и избирательных блоков списками. Иметь своих депутатов в парламенте может только та партия или тот избирательный блок, которые преодолели 5-процентный барьер (на будущих выборах барьер будет 7%). Прошедшие в Думу партии/блоки распределяют 225 депутатских мандатов пропорционально числу голосов, поданных на выборах за список каждой партии/блока.

Таким образом, каждый избиратель в момент голосования получал два избирательных бюллетеня: в одном указаны имена кандидатов, баллотирующихся по одномандатному округу (в котором живет избиратель); в другом - названия партий/блоков, выдвинувших свои списки кандидатов.

Избиратель делает отметку на бюллетенях и опускает их в ящик для голосования. Одним бюллетенем избиратель формирует первую половину Государственной Думы; другим - вторую.

Существует законодательная инициатива перехода в выборах депутатов ГД на одну систему - пропорциональную. По замыслу законодателей, это должно оживить политическую жизнь страны, партийное строительство и стимулировать становление гражданского общества.

Кандидаты в депутаты выдвигаются:

а) путем самовыдвижения;

б) путем выдвижения политической партией/блоком;

в) в составе федерального списка кандидатов от политической партии/блока.

Гражданин вправе выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном избирательном округе. При этом он уже не может быть выдвинут политической партией/блоком. Кандидат направляет письменное уведомление о самовыдвижении в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Если кандидат выдвигается по одномандатному округу партией/блоком, то решение об этом должно быть принято на съезде партии тайным голосованием.

Партия/блок вправе выдвинуть список кандидатов; он называется федеральным списком кандидатов. Федеральный список должен быть принят на съезде партии/блока тайным голосованием. В таком списке не обязательно должны быть только члены партии/блока. Общее число кандидатов, выдвигаемых партией/блоком, не может превышать 270 человек.

В поддержку кандидата, выдвигаемого по одномандатному округу путем самовыдвижения или партией/блоком, должны быть собраны подписи избирателей - не менее 1% от общего числа избирателей одномандатного округа.

В поддержку федерального списка кандидатов партия/блок обязаны собрать не менее 200 тыс. подписей; причем на один субъект должно приходиться не более 14 тыс. подписей избирателей.

Организационную работу по проведению выборов осуществляют избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией (ЦИК).

Так, ЦИК, например, разрабатывает схему одномандатных округов, регистрирует избирательные блоки, заверяет федеральные списки и списки кандидатов по одномандатным округам, устанавливает форму избирательных бюллетеней, рассматривает жалобы, определяет результаты выборов и т.п.

Для проведения голосования и подсчета голосов на территории страны не позднее чем за 50 дней до голосования создаются избирательные участки. На территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3 тыс. избирателей.

По каждому избирательному участку составляются списки избирателей. Гражданин вправе ознакомиться со списком и при необходимости внести в него уточнения.

Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счет федерального бюджета. Кандидаты в депутаты и политические партии/блоки обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску.

По итогам выборов, которые состоялись в декабре 2003 года, в Государственную Думу по федеральному избирательному округу прошли следующие партии: "Единая Россия", Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), а также избирательный блок "Родина".

60. Законодательный процесс. Каждый гражданин должен знать, каким образом в стране принимаются законы. Процесс принятия законов называется законодательным процессом.

Законодательный процесс состоит из нескольких этапов, стадий.

Сначала проект закона вносится в Государственную Думу. Право внесения законопроекта в парламент называется правом законодательной инициативы. Право законодательной инициативы предоставлено ограниченному кругу лиц - Президенту, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству, представительным органам субъектов Федерации, а также высшим судебным органам (в пределах их круга ведения).

На следующей стадии проект рассматривается в Государственной Думе. Дума работает над проектами посессионно: на весенней сессии (январь - июль) и на осенней сессии (сентябрь - декабрь). Используются в основном две формы работы: работа в форме общих заседаний и работа в комитетах.

ГД образует следующие комитеты: по труду и социальной политике, по экологии, по образованию и культуре, по экономической политике, по делам национальностей, по вопросам местного самоуправления, по международным делам и др.

Палаты самостоятельно образовывают и ликвидируют комитеты, определяют их компетенцию в регламентах палат. Комитеты запрашивают документы и материалы, приглашают на заседания должностных лиц, делают экспертную оценку законопроектов, вносят поправки в законопроекты.

Законопроект, как правило, проходит в Думе три чтения. Каждое чтение включает определенные процедуры и может завершиться либо на одном заседании, а может продолжаться несколько дней, недель, месяцев.

На первом чтении определяется концепция будущего закона, выбирается основной вариант из нескольких конкурирующих законопроектов. На втором чтении идет работа по тексту, выработка и согласование формулировок. На третьем чтении решается вопрос в принципе: принимается закон в целом или отвергается.

Законопроект считается принятым, если за него проголосовало простое большинство депутатов ГД. За конституционный закон должны проголосовать не менее двух третей общего числа депутатов.

Для координации позиций депутатов одной партии в Думе создаются депутатские фракции. Во фракции объединяются по партийной принадлежности депутаты, избранные как по одномандатным округам, так и по партийным спискам.

На следующей стадии принятый закон передается в Совет Федерации, который, как и Государственная Дума, работает посессионно: весенняя сессия проходит с января по июль; осенняя - с сентября по декабрь.

Совет Федерации должен рассмотреть закон в течение 14 дней. Если этого не происходит, то закон автоматически считается одобренным Советом Федерации.

Конституционный закон считается принятым, если одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Кроме того, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат, в частности, законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового регулирования, денежной эмиссии; ратификации международных договоров; статуса государственных границ; войны и мира.

Совет Федерации также создает комитеты, в которых идет работа над законами. Среди комитетов имеются следующие: по конституционному законодательству; по правовым и судебным вопросам; по обороне и безопасности; по бюджету; по международным делам; по социальной политике; по промышленной политике; по аграрно-продовольственной политике и др.

Если Совет Федерации отклоняет (не одобряет) закон, создается согласительная комиссия из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Ее задача - снять разногласия, найти согласованную редакцию спорных положений. После отклонения Советом Федерации закон должен быть повторно рассмотрен Думой.

Одобренный Советом Федерации закон на следующей стадии поступает Президенту на подписание. Президент должен в течение 14 дней подписать закон и обнародовать его.

Президент вправе отклонить закон (применить вето). В этом случае Дума и Совет Федерации должны рассмотреть его повторно и внести поправки либо преодолеть вето Президента. Вето преодолевается, только если за закон в каждой палате проголосуют не менее двух третей от общего числа депутатов Думы и членов Совета Федерации.

Президент не вправе применить вето в отношении конституционного закона.

После подписания закона Президентом следует официальная публикация текста. Официальным опубликованием закона считается публикация текста в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.

Законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если сами законы не содержат указание на иную дату вступления их в силу.

61. Правительство и другие органы федеральной исполнительной власти. Исполнительная ветвь власти - это такое звено государства, которое практически организует жизнь народа, общества, осуществляет всю оперативную работу по исполнению законов, управляет целыми сферами общественных отношений.

Органы исполнительной ветви власти, как правило, наиболее многочисленны, снабжены широкими полномочиями и находятся в непосредственном соприкосновении с людьми, предприятиями, организациями и прочими субъектами.

Объективно, в силу заложенных в исполнительную власть задач и интересов, она в большей степени, чем другие ветви власти, склонна к нарушению прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в демократических государствах исполнительная ветвь власти окружена надежной системой сдержек и противовесов, не позволяющих ей подмять под себя законодательную и судебную ветви власти.

В большинстве стран, в том числе в России, исполнительная ветвь власти представлена правительством, а также министерствами и ведомствами.

Правовое положение Правительства Российской Федерации определяется в главе 6 Конституции, а также в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации".

Основные черты правового статуса Правительства можно свести к следующему:

- Правительство - высший исполнительный орган государственной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти России; Правительство руководит работой министерств и ведомств, контролирует их деятельность, утверждает положения о них; может создавать свои территориальные органы;

- Правительство обладает правом законодательной инициативы, которое осуществляется путем внесения законопроектов в Государственную Думу;

- на Правительство возложены такие функции: разрабатывать бюджет страны и обеспечивать его исполнение; проводить единую финансовую политику; управлять федеральной собственностью; осуществлять меры по реализации внешней политики, по обеспечению прав и свобод граждан и др.;

- в состав Правительства входят: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры; члены Правительства не вправе занимать другие должности в органах государственной власти, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной, творческой); члены Правительства обязаны по приглашению палат парламента присутствовать на заседаниях палат и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

- Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы; Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; Правительство слагает полномочия перед вновь избранным Президентом; Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом; Президент вправе отправить Правительство в отставку;

- Государственная Дума может выразить недоверие Правительству большинством голосов депутатов; Председатель Правительства может поставить перед Думой вопрос о доверии;

- Председатель Правительства ведет заседания Правительства, обладает решающим голосом, подписывает акты Правительства, предлагает Президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, а также кандидатуры на должность заместителей Председателя и федеральных министров; в определенных случаях Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента России;

- в исполнение своих полномочий Правительство издает постановления и распоряжения: постановления - по вопросам нормативного характера; распоряжения - по текущим и оперативным вопросам. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти; Президент вправе отменить постановления и распоряжения Правительства, если они противоречат Конституции, законам и указам Президента;

- федеральные министры обладают решающим голосом на заседаниях Правительства, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение, руководят соответствующими органами исполнительной власти.

В сфере экономики Правительство регулирует все экономические процессы, разрабатывает программы развития, предпринимает шаги по международному экономическому сотрудничеству.

В финансовой сфере Правительство обеспечивает исполнение бюджета, реализует налоговую политику, валютный контроль, осуществляет меры по управлению государственным долгом России.

В социальной сфере Правительство принимает меры по сокращению безработицы, обеспечению помощи в решении проблем семьи, детства, проводит государственную миграционную политику, политику по охране здоровья, развитию физической культуры и спорта.

В сфере науки, культуры и образования Правительство осуществляет меры по государственной поддержке науки и культуры, обеспечивает государственную политику в области образования.

В сфере экологии Правительство предпринимает шаги по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов.

В пр

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.