Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ



 

22. Происхождение и понятие права. В первобытном (догосударственном) обществе жизнь и деятельность людей регулировалась обычаями. Существовали выработанные - зачастую веками - правила совместной охоты, разделения труда на женский и мужской, распределения добычи, вступления в брак, решения общих вопросов, наказания нарушителей, внутриродовых взаимоотношений.

Например, действовал обычай сдачи добытого в "общий котел", запрет на брак кровных родственников, ритуалы захоронения убитых в войнах и умерших сородичей.

Особенно велика была роль запретов - табу. Запреты - наиболее простая и относительно эффективная форма регулирования поведения. Посредством табу, подкрепленных религиозными представлениями, вождям и старейшинам удавалось поддерживать устоявшийся порядок, отношения подчинения.

Обычаи служили главным и единственным регулятором общественных отношений, они обеспечивали внутри общества порядок. Соблюдались обычаи в силу привычки, авторитета. Само общество, люди следили за соблюдением "вековых правил". Оступившегося поправляли либо наказывали.

Несмотря на кажущуюся простоту механизм родовых обычаев в ту пору был достаточно сложным. Каждое правило, вытекавшее из обычая, диктовалось потребностями жизни и в то же время воплощало в себе и примитивную мораль, и зарождавшиеся религиозные представления.

Таким образом, обычай содержал в своем составе (как бы внутри себя) те явления, которые потом, с развитием общества, стали самостоятельными общественными явлениями - религиозными нормами, моральными нормами и т.п.

Ввиду сложного состава родовых обычаев их часто называют мононормами. Слово "моно" (т.е. один) означает, что несколько общественных явлений слиты в одном правиле поведения.

Обычаи (мононормы) - это еще не право. Они послужили питательной средой для права, приготовили почву для появления права, как только появилось государство.

Однако общество развивалось. На определенном этапе его развития, как известно, появилось государство: возник аппарат власти, специальные люди - управленцы.

Государство стало использовать большинство мононорм, подкрепив их своей силой. Если, скажем, раньше за соблюдением запрета на убийство сородича следило само общество и оно же наказывало убийцу по своим обычаям, то теперь такой запрет исходил от государства, и государство определяло форму наказания.

Обычаи, за которыми встает государство, которые подкреплены силой государства и несут его волю, называются правовыми обычаями, или санкционированными обычаями. Такие обычаи - это уже право, потому что за ними стоит государство.

Право, состоящее из норм правовых обычаев, называется обычным правом. Через стадию обычного права прошли практически все древние государства.

С изобретением письменности государства поспешили закрепить свою волю в письменном виде. Характерно, что в первую очередь на письме закреплялись религиозные учения и правовые предписания. Родилось "писаное право", часто обозначаемое латинским синонимом "jus scriptum". Так называется право, закрепленное в письменной форме.

Теперь сами правовые нормы приобрели точность, что делало контроль за их выполнением более эффективным и удобным. Государства сразу же приступили к фиксации наиболее важных правил, касающихся собственности, сохранения устоев; ужесточили меры наказания за нарушения введенных предписаний.

С развитием общества и общественных отношений требовались все новые и новые нормы, и государство издавало их посредством разного рода актов. Такие акты получили название нормативных.

Нормативные акты, таким образом, - это официальные документы, исходящие от государства и содержащие нормы права. "Указы королей", "княжьи грамоты" - примеры такого рода древних нормативных актов. Законы - пример современных нормативных актов.

В наши дни правовые нормы в большинстве государств существуют главным образом в форме нормативных актов.

Итак, зарождение и развитие права шло по формуле: "мононормы - санкционированные нормы (правовые обычаи) - писаное право - нормативные акты".

До наших дней дошли уникальные образцы древней правовой мысли - сборники писаного права, действовавшего века и тысячелетия назад. Наиболее известным и древним из них считаются так называемые Законы Хамураппи.

Хамураппи был царем Вавилона примерно в XVIII веке до н.э. Вавилон - одно из древних государств восточного типа, располагавшееся на территории современного Ирака.

Законы времен Хамураппи были высечены на каменных стелах, благодаря чему они дошли до нашего времени почти целиком.

Вот, например, одна из норм, содержащихся в Законах Хамураппи: "Если человек украдет малолетнего сына человека, то его должно убить".

Очевидно, что эта норма корнями уходит в обычаи первобытного общества, т.е. была мононормой. Видимо, такие случаи происходили довольно часто. Появившееся государство сохранило данную норму и подкрепило ее своей силой, заложило в нее свою волю.

Еще одна норма: "Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы". Чего добивалось древнее государство таким правилом? Конечно же, порядка. А какой же это порядок, рассуждали составители Законов, если младший будет поднимать руку на старшего; такое надо пресекать в зародыше самыми суровыми средствами.

Читаем дальше: "Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз". Здесь зафиксирован древний принцип ответственности: око за око, зуб за зуб. Он известен как "принцип талиона".

Это было примитивное, жестокое средство предотвратить нарушение порядка, воздать должное причинителю вреда, но на тот период оно выполняло свои функции.

Развитие данного принципа в другой жизненной ситуации находим в следующих нормах: "Если строитель построит дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.

Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя".

Помимо Законов Хамураппи, среди других известных дошедших до нас источников "писаного права" можно назвать:

- древнеримские Законы XII таблиц (V в. до н.э.);

- древнеиндийские Законы Ману (по имени мифического прародителя людей, II в. до н.э.).

В России первым сборником правовых норм явилась Русская Правда (XI - XII вв.).

23. Характеристика Законов Хамураппи. Рассмотрим поподробнее, что представляли собой правовые памятники древности.

Законы Хамураппи регламентировали вопросы продажи земли, строений, аренды пахотного поля, сада, найма быков, заклада имущества, займа, наследования, семейных взаимоотношений.

В них не проводилось различия между уголовным, гражданским правом или материальным и процессуальным правом.

Согласно Законам, в древневавилонской семье господствовал муж. В случае нужды отец был вправе продать детей. Существовала свобода развода для мужа. Право развода для жены было ограничено.

Кровной мести уже не существовало. На смену ей пришел выкуп, штраф. Смертная казнь упоминается в 30 случаях. В качестве формы смертной казни использовались: сожжение, утопление, посажение на кол и др.

Большая часть норм формулировалась как решение суда по частному делу, например: "Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит этого человека..., то он должен получить 10 сиклей серебра".

24. Краткая характеристика Законов Ману. Законы были написаны на санскритском языке и состояли из 2685 статей. Фактически это был сборник правовых норм и норм морали, политических, религиозных предписаний.

Законы регулировали вопросы займа, залога, долгового рабства. В Законах уже тогда предусматривались основания недействительности сделок, договоров. Согласно Законам, не считалась действительной сделка, которая заключена с человеком безумным, пьяным, старым, с ребенком, с применением насилия и обмана. Запрещались тайные сделки.

Законы закрепляли господство мужчины в семье, но в то же время несли в себе пережитки группового брака: в случае смерти вдова должна была стать женой деверя (брата мужа); в случае смерти жены муж женился на ее сестре. Развод для жены был невозможен.

Считалось, что женщина должна постоянно находиться под опекой мужчины: "женщина никогда не пригодна к самостоятельности", "муж обязан учить жену поведению и может ударить ее три раза по спине расщепленной тростью, веревкой или рукой".

В уголовном праве различаются такие преступления, как: кража, грабеж, убийство, изнасилование, мошенничество, вымогательство, продажа некачественных товаров и др.

Проводилось различие между умыслом и неосторожностью в случаях правонарушений. Осознавались понятия рецидива, тяжкого и легкого преступления. В качестве наказаний предусматривались: посажение на кол (за ночную кражу), утопление, отрубание головы, членовредительство (лишение руки, ноги, глаза, носа, уха, языка и др.), штрафы.

В Законах присутствуют и процессуальные нормы. Так, главным средством установления истины в судебном производстве признается наличие свидетелей. Если свидетелей или каких-либо документов не было, прибегали к клятвам и/или судебным испытаниям - ордалиям: обвиняемый должен был "взять огонь", погрузиться в воду и т.п.

25. Краткая характеристика Законов XII таблиц. Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, которые выставлялись на городской площади. Сами Законы до нас не дошли и восстанавливались исследователями по отрывкам из различных источников. Законы представляют собой сборник обычного права.

Значительное место в них отведено отношениям, связанным с имущественным оборотом. Так, основная часть вещей находилась в свободном обороте, а сделки, касающиеся земли, рабов, рабочего скота, требовали особого формального порядка их совершения (сложной процедуры в присутствии свидетелей).

Было узаконено долговое рабство. Если должник не мог вернуть долг, то его предавали смертной казни или продавали в рабство. Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, закон предписывал: "Пусть разрубят должника на части".

В семейных отношениях закреплялась неограниченная власть домовладельца. Традиционно брак устанавливался в форме покупки жены (с теми же формальностями, как и при купле-продаже раба). Предусматривалось наследование по завещанию.

Наказания, по Законам XII таблиц, отличаются жестокостью: смертная казнь следовала за поджог дома или хлеба, за сбор чужого урожая с поля. Всякий был вправе убить ночного вора, дневной вор обращался в рабство.

Процессуальные правила в Древнем Риме были достаточно сложными. Гражданский процесс был не одинаковым в спорах между римскими гражданами и в спорах между иностранцами.

Спор между гражданами разрешался в так называемом легисакционном процессе, строго формализованном. Истец обращался с иском к соответствующему должностному лицу - претору. Претор назначал день суда, вызывал ответчика.

Процесс спора за вещь протекал путем произнесения сторонами установленных обычаем юридических формул. Если кто-то сбился или ошибся, то автоматически проигрывал дело. Если нет - наступала вторая стадия процесса.

На второй стадии претор назначал судью, который рассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение.

В суде по спорам между иностранцами процедура была гораздо проще. Претор сам решал дело от начала до конца. Эта практика оказала очень большое влияние на позднейшее развитие римского права.

26. Краткая характеристика Русской Правды. Русскую Правду иногда называют "кодексом Ярослава Мудрого". Фактически Русская Правда - это сборник правил, взятых из княжеских уставов, византийских источников и обычаев. Существует она в нескольких вариантах - списках (рукописях), которые датируются XI - XIII вв.

Значительная часть статей Русской Правды посвящена преступлениям против личных и имущественных прав частных лиц: убийство, воровство, укрывательство беглого раба, позорный удар необнаженным мечом. За преступления холопов ответственность нес их господин.

В качестве наказаний применялись такие виды, как "месть" (возмездие руками потерпевшего), денежные штрафы, уголовные кары - "поток и разграбление" (лишение личных и имущественных прав), изгнание и ссылка, заключение "в железо" или "в погреб", обращение в рабство, "битье кнутом у колокольницы", смертная казнь через повешение, утопление и т.п.

27. Признаки права. Шли века и тысячелетия, правовые системы государств развивались, становились все сложнее и совершеннее. Издавались все новые и новые нормы права. Государства перенимали друг у друга право, зачастую сохраняя собственную специфику, национальные особенности.

Наступили времена, когда одного сборника законов на все случаи жизни в государстве уже было недостаточно, и государства стали принимать дополнительные нормативные акты, группируя их по родственным сферам отношений - отдельно уголовные нормы, отдельно - нормы, регулирующие имущественные отношения и т.п.

Современные правовые системы в развитых государствах представляют собой чрезвычайно сложное явление. Как правило, нормы права содержатся в тысячах и десятках тысяч законов, подзаконных актов.

В некоторых странах нормы права могут содержаться в решениях судов (такие нормы называются судебными прецедентами), в религиозных книгах, например в Коране - применительно к исламским странам.

Что же делает установленные государством правила поведения правом? Какие признаки отличают право от других видов норм?

В повседневной жизни мы ориентируемся в мире, отделяя вещи и явления друг от друга - интуитивно или сознательно - по их признакам. Мы не спутаем книгу с блокнотом, телевизор с телефоном, митинг с демонстрацией, партию с клубом болельщиков.

Если мы определим, какие же признаки свойственны праву, правовым нормам, мы научимся отличать право от других похожих на него явлений.

Признаками права являются следующие:

- право - это всегда много норм, правил поведения. Если перед нами нормы (правила), один признак уже есть. Признак нормативности. Однако нормы могут быть и у морали. Следовательно, надо искать другие признаки правовых норм;

- "вглядываясь" в норму права, мы обязательно увидим в ней волю государства; правовая норма исходит от государства, подкреплена его силой. Этим правовая норма отличается от других (неправовых) норм. Итак, наличие государственной воли - второй признак правовой нормы;

- норма права не просто отражает волю государства; она служит в его руках инструментом регулирования общественных отношений: посредством права государство направляет поведение людей в нужное русло под угрозой определенных последствий. Следовательно, регулятивный характер правовых норм - третий признак права.

На основе указанных признаков права можно сформулировать определение права.

Право - это система общеобязательных норм, выражающих государственную волю и являющихся государственным регулятором общественных отношений.

Итак, в право заложена государственная воля. Выше указывалось, что государство может быть нацелено на обслуживание интересов либо отдельных групп населения, классов, страт (классовая/групповая сущность государства), либо всего населения (общесоциальная сущность).

Следовательно, государственная воля, заложенная в право, может быть на самом деле волей - пусть и опосредованной - либо отдельных классов/групп, либо всего общества.

Бывают ситуации и периоды, когда то или иное государство отражает интересы управленческого аппарата, и в этом случае право отражает волю самого государства. Такое государство и право долго не существуют.

В современных развитых правовых государствах право отражает государственную волю, которая, в свою очередь, есть общая воля народа, общества.

В этом и состоит сущность права - содержать волю народа (или его части).

Если воля народа состоит в том, чтобы экономика была рыночной, заводы конкурировали между собой в производстве хороших, недорогих и качественных товаров, значит государство должно принимать законы о приватизации, конкуренции, недопущении монополизма, защищает гражданина-потребителя от произвола предприятий-монополистов.

Государственная воля, заложенная в такие законы, - отражение воли народа.

28. Норма права и ее структура. Присмотримся теперь к отдельной норме права. Нормы - это правила, которые возлагают на нас права или обязанности. Через нормы права государство добивается от всех нас определенного поведения и в конечном счете общественного порядка.

Норма - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, охраняемое государством.

Вот некоторые примеры норм права:

- гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ст. 6 Конституции РФ);

- никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ);

- Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (ст. 117 Конституции РФ);

- ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка... (ст. 60 Семейного кодекса);

- административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 Кодекса об административных правонарушениях);

- нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу (ст. 227 Гражданского кодекса);

- работодатель... обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной (ст. 66 Трудового кодекса).

Государство тщательно "продумывает", если можно так выразиться, каждую норму права, ищет те сферы отношений, которые нуждаются в новых правилах. Если такие правила не будут своевременно даны, люди не будут знать, каким образом себя вести, решать свои вопросы и проблемы, и общество столкнется с конфликтами интересов, с беспорядком.

При этом государство в своем правотворчестве, как правило, всегда запаздывает: жизнь развивается быстрее, чем государство успевает формулировать нормы.

Появились компьютеры и Интернет - и понадобились правила, регулирующие отношения с использованием Интернета. Появились генетически модифицированные продукты - и государства стали регулировать порядок их производства и продажи. Возникли проблемы с экологией - и государства активно занялись разработкой норм по охране окружающей среды.

К каким-то вопросам государства пока не могут найти однозначного решения. Так, например, обстоит дело с клонированием человека, пересадкой органов и их искусственным выращиванием, практикой эвтаназии (помощи в уходе из жизни), однополыми браками, умеренным потреблением легких наркотиков и т.п.

Получается, что общественные отношения уже появились, а государство не может определиться, не может найти баланс между общественным интересом и интересами отдельных людей, групп людей, организаций. Где-то государство запрещает появившуюся практику (например, эвтаназию) или временно приостанавливает ее (например, опыты по клонированию); где-то, наоборот, разрешает то, что раньше было недопустимо (однополые браки, умеренное потребление легких наркотиков).

В наши дни общество, общественные отношения развиваются особенно интенсивно. Усиливаются взаимосвязи между народами, государствами и их экономиками, мир превращается в единое целое. Человек осваивает все новые и новые сферы. На повестке дня освоение Луны и ее ресурсов, расширение хозяйственной деятельности человека в космосе. Появляются фантастические технологии, которые приходят в повседневную жизнь. Все это требует и будет требовать новых норм права.

Попробуем на минуту встать на место законодателя и сформулировать норму права. Даже не обладая навыками правотворчества, мы обязательно сформулируем правило по определенному алгоритму.

Представим, что мы на необитаемом острове со своими товарищами и нам необходимо выработать правила общежития. Правило номер один, конечно же, будет касаться пищи, потому что именно питание становится в этих условиях жизненным интересом.

Если мы не выработаем нужного правила, мы постоянно будем сталкиваться с проблемой, с конфликтом интересов. В обществе, где не урегулированы жизненно важные вопросы, царит нервозность, конфликтность, беспорядок.

С чего начнется выработка правила? Естественно, с указания на ситуацию, которую, собственно, и требуется отрегулировать. Эта часть нормы будет выглядеть так: "Если кто-то из нас найдет пищу..." В данной фразе обозначена та сторона жизни, в которой еще пока нет правила, и люди не знают, как себя вести в этом случае, а отсюда - проблемы взаимоотношений. Мы выявили пробел и восполняем его.

Теперь необходимо определить, что именно надо делать в указанной ситуации. Вторая часть нормы будет, следовательно, звучать так: "...то нашедший обязан разделить пищу между всеми (или, может быть, сдать в общий котел)".

Вот оно, правило поведения. В нем указывается на обязанность, установлено, каким образом должен действовать член общества в определенной ситуации.

Следует обратить внимание: если у нашедшего есть обязанность (распределить пищу между всеми или сдать ее в общий котел), то у кого-то должно рождаться право, связанное с этой обязанностью. Понятно, что такое право появляется у всех остальных членов общества и состоит это право в том, чтобы требовать раздела пищи или сдачи ее в общий котел.

Таким образом, выработанное правило жестко связало нашедшего пищу с другими членами общества. Данная связь состоит из обязанности одного и встречного права остальных. Такие связи и делают из нас общество. Все мы связаны друг с другом множеством прав и обязанностей.

Однако выработанное правило будет неэффективным, если в нем нет третьей части - указания на последствия несоблюдения установленной обязанности. Третья часть нормы может быть сформулирована следующим образом: "...в противном случае нарушитель сам временно будет лишен пищи". Третья часть служит некой гарантией, обеспечивающей выполнение установленной обязанности.

Итак, родилась новая норма. При ее разработке был выдержан определенный алгоритм, по которому разрабатываются все нормы права: сначала обрисована ситуация, в которой требуется определить право или обязанность сторон, затем сформулирована сама обязанность (право) и, наконец, указано на неблагоприятные последствия несоблюдения правила.

Этот алгоритм можно передать формулой "Если - то - иначе", что означает:

- если сложится такая-то ситуация, такие-то обстоятельства;

- то у субъекта возникает такая-то обязанность (право), которую он должен исполнить;

- иначе субъект понесет такую-то ответственность, должен будет претерпеть неприятные, неблагоприятные последствия.

Все эти три части являются частями нормы права. Каждая из этих частей имеет свое название: первая часть - гипотеза; вторая - диспозиция; третья - санкция.

Следовательно, внутреннее строение нормы носит системный характер и, как правило, включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза - это указание на условия, при которых реализуется, действует норма. Диспозиция - это само правило поведения, из которого проистекают права и/или обязанности субъектов права. Санкция - это указание на ответственность в случае нарушения нормы.

У юристов есть поговорка: без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции - немыслима, без санкции - бессильна.

Именно по такому алгоритму вырабатываются нормы права государством (законодателем). Сложность состоит в том, что не всегда формулировки норм однозначны.

Зачастую требуется приложить усилия, чтобы правильно проанализировать норму и понять заложенную в нее волю законодателя, определить все части нормы. Иногда слова гипотезы, например, свернуты всего лишь в одно - два слова либо предполагаются "за кадром".

Кроме того, в большинстве случаев третьи части норм (т.е. санкции) отделены от норм и помещены отдельно. Так, например, мы можем рассматривать Уголовный кодекс или Кодекс об административных правонарушениях как сборники санкций ко множеству норм права.

Чтобы правильно понять и применить ту или иную норму права, мы должны определить волю законодателя, а для этого найти в нормативных актах все три части нормы.

29. Виды норм. В праве существуют, наверное, миллионы норм. Чтобы ориентироваться в этом "океане", надо разложить нормы по определенным "полочкам", иначе говоря, проклассифицировать их.

Существует множество классификаций норм права. С некоторыми из них мы познакомимся чуть дальше. Однако одна из наиболее важных классификаций - это разделение норм на три категории:

- нормы обязывающие;

- нормы запрещающие;

- нормы управомочивающие (можно называть их также разрешающими или дозволяющими нормами).

Устанавливая тот или иной вид нормы, государство добивается от нас нужного поведения: либо чтобы мы не делали чего-то (бездействовали), либо, наоборот, делали что-то, либо действовали по своему усмотрению - в рамках своих прав.

Известную нам схему соотношения государства, права и общества можно интерпретировать следующим образом.

 

┌────────────────────┐

│ государство │

└──────────┬─────────┘

┌────────V────────┐

│ право │

├────────┬────────┤

│ │ │

│ │ │

┌──────────V┐ ┌─────V─────┐ ┌V──────────┐

│дозволяющие│ │запрещающие│ │обязывающие│

│ нормы │ │ нормы │ │ нормы │

└─────────┬─┘ └─────┬─────┘ └─┬─────────┘

│ │ │

│ │ │

┌V─────────V─────────V┐

│ общество │

└─────────────────────┘

 

Вот примеры обязывающих норм:

- "Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования" (ст. 43 Конституции РФ);

- "Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия" (ст. 116 Конституции РФ).

- "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы..." (ст. 57 Конституции РФ).

И вновь мы обращаем внимание, что законодатель сформулировал в данных нормах определенные обязанности: обеспечить основное общее образование, сложить полномочия, платить налоги.

Однако в подтексте норм у кого-то рождаются соответствующие права: у детей - право требовать от родителей условий для получения основного общего образования; у Президента - право на сложение полномочий Правительством; у государства - право на получение налогов от граждан.

Вот примеры запрещающих норм:

- "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни" (ст. 13 Конституции РФ).

- "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию..." (ст. 21 Конституции РФ);

- "Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд" (ст. 81 Конституции РФ);

- "Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации" (ст. 109 Конституции РФ);

- "...Создание чрезвычайных судов не допускается" (ст. 118 Конституции РФ).

Запрещающую норму можно рассматривать как разновидность обязывающей. Фраза "запрещается делать то-то" равна фразе "обязан не делать этого".

Если кому-то запрещается подвергать людей пыткам, это означает: он обязан не подвергать людей пыткам. А люди, соответственно, имеют право, чтобы их не пытали. Любые пытки - нарушение прав человека и гражданина.

Вот примеры управомочивающих (дозволяющих, разрешающих) норм:

- "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме" (ст. 32 Конституции РФ);

- "Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность" (ст. 49 Конституции РФ).

В управомочивающих нормах применяется обратная логика: если законодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность. Эта обязанность сформулирована как бы "за кадром" нормы.

Получается, что мы видим в норме больше, чем в ней прямо написано: прописано право, а мы видим также и обязанность; прописана обязанность - мы видим также и право.

Так, если гражданин получает право избирать и быть избранным, государство тем самым одновременно приобретает обязанность обеспечить это право. Если у обвиняемого есть право доказывать свою невиновность, то государство, суд, наоборот, несут обязанность доказать вину.

Отдельные нормы можно квалифицировать как смешанные, потому что они содержат элементы как управомочивающих, так и обязывающих (запрещающих) норм. Так иногда формулирует нормы законодатель.

Например, в Конституции имеется норма (ст. 38): "Забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей".

Или в статье 87 российской Конституции говорится: "В случае агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение...". Законодатель не стал писать: "...обязан ввести..." или "...имеет право вводить... военное положение". "Обязан" или "имеет право" - это должно быть решено в зависимости от реальной обстановки.

Итак, норма права несет волю государства (законодателя). Нормы права должны быть каким-то образом выражены, сформулированы. Отсюда вывод: следует различать понятие "нормы" и понятие "статьи" закона (акта). Они соотносятся друг с другом как "содержание" и "форма".

Правила/нормы - это то, что находится внутри законов (актов). Мы открываем закон и видим там нормы/правила, подобно тому, как заглядываем в кувшин и видим там содержимое.

Иногда норма целиком со всеми ее частями помещена в одной статье закона (акта). Чаще гипотеза и диспозиция нормы помещены в одной статье, а санкция - в другой статье или даже в другом законе (акте). Бывает, что в одной статье закона помещаются сразу несколько норм (тоже, как правило, усеченных, без санкций).

И здесь мы подошли к вопросу об источниках права.

30. Источники права: понятие, состав. Право имеет свои источники. Для того чтобы понять термин "источник права", нужно обратиться к инструментарию, выработанному философией. Философию не случайно называют "наукой всех наук", поскольку именно философия вооружает другие науки понятийным аппаратом, т.е. вырабатывает общие категории и понятия.

Так, например, в философии выработаны понятия формы и содержания. В принципе с точки зрения формы и содержания можно смотреть на весь окружающий мир. И тогда человека можно рассматривать как единственную на земле форму разумной жизни: человек - форма; разумная жизнь - содержание. Самый простой пример - кувшин и вода; кувшин - форма; вода - содержание.

Смысл рассуждений сводится к тому, что форма и содержание - тесно связанные между собой понятия. Содержание почти всегда следует за формой; и действительно, в какой бы кувшин вы не переливали воду, она приобретет очертания сосуда, в котором находится.

В то же время форма и содержание - достаточно самостоятельные, автономные явления. И в самом деле: если в кувшине образуется трещина, вода вытечет; вода (содержание) не примет такой формы. Форму и содержание того или иного явления, предмета исследования можно и нужно изучать по отдельности.

Эту же диалектику двух философских понятий можно перенести в обществознание - в общество, в государство, право. Так, государство предстает как форма организации власти; власть - содержание, а государственный аппарат - форма.

Точно так же можно подходить и к праву. Право - это совокупность норм, т.е. правил (исходящих от государства). Однако эти правила должны в какой-то форме существовать; они должны быть определенным образом выражены, сформулированы, организованы. Значит, нормам права нужна своя форма.

В древности такой начальной формой права (норм/правил) явились санкционированные (правовые) обычаи. В современных условиях право существует по большей части в форме нормативных актов - законов, подзаконных актов. Мы открываем Уголовный кодекс (это - закон, нормативный акт) и видим "внутри" содержание, т.е. нормы права. Уголовный кодекс выступил как источник, породивший и аккумулировавший какую-то часть права.

Форма существования норм права и называется источником права.

Таким образом, источник права - это форма презентации, существования и организации норм права. Подобно тому, как вода может находиться в разных по очертаниям сосудах, так и нормы права могут содержаться в разных формах ("кувшинах").

Обычно выделяют несколько видов источников. К наиболее часто упоминаемым и очевидным относят, как правило, два наиболее распространенных источника:

- правовой обычай;

- нормативный акт.

В некоторых странах нормы права могут существовать в другой (непривычной для нас форме), например, в форме судебных решений или в форме религиозных предписаний.

31. Правовые обычаи - источники права. Правовые обычаи являются наиболее древним источником права. Напомним: обычаи бывают правовыми и неправовыми.

Следовательно, не всякий обычай - источник права, а лишь правовой обычай, т.е. обычай, который подкреплен силой государства, его принуждением. Или, как иногда говорят, санкционируется государством. В правовой обычай заложена воля государства - высшей власти.

Обычай обмениваться кольцами при бракосочетании - это неправовой обычай. Он соблюдается в силу привычки, народной традиции. Несоблюдение этого обычая не влечет никаких правовых последствий.

В современных развитых правовых системах санкционированных обычаев почти не осталось; они давно трансформировались в статьи законов и подзаконных актов. Как правило, обычаям оставляются те сферы, где вмешательство законодателя преждевременно или нежелательно.

Из истории нам известны, например, следующие правовые (т.е. санкционированные государством) обычаи. У древних германцев вступление в брак по обычаю осуществлялось покупкой жены. Через покупку муж приобретал власть над женой.

Движимое имущество в Германии наследовали сын и дочь в равной доле, а земля переходила только к сыну (Салическая правда).

В известном сборнике древнего германского права (сборнике санкционированных обычаев) Салическая правда имеются, в частности, такие нормы, дающие представления о правовых обычаях:

"Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате 3 солидов" (солид - золотая монета).

"Если кто даст ложное показание (имеется в виду на суде), присуждается к уплате... 15 солидов".

"Если кто заберется в чужой виноградник красть виноград и будет застигнут на месте преступления, присуждается к уплате 15 солидов".

"Если кто оторвет большой палец на руке или на ноге, присуждается к уплате 50 солидов".

На Руси долгое время действовал обычай ответственности господина за преступление его холопа.

Редким примером санкционированного (правового) обычая в современной России может считаться правило, содержащееся в статье 19 (п. 1) Гражданского кодекса РФ.

Известно, что при разного рода сделках в документах, удостоверяющих личность, гражданин обязан указывать свое полное имя. Но что считать полным именем? Так вот статья 19 ГК определяет: "...Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая".

Следовательно, полное имя состоит, по закону, из трех частей: собственного имени, отчества и фамилии. Однако государство санкционировало обычаи, которые могут существовать у различных наций и народностей нашей страны: где-то полное имя может включать лишь имя собственное и фамилию, а где-то, наоборот, - более трех составляющих.

Считается, что правовые обычаи играют значительную роль в ряде стран Азии, Африки.

32. Нормативные акты - источники права. В наше время самой распространенной формой существования и организации права являются нормативные акты.

Нормативным актом называется официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий юридические нормы. Таким документом могут быть законы, кодексы, указы, постановления, инструкции, положения, приказы и т.п. Этот разнородный ряд актов подразделяется на две группы:

- законы, т.е. акты высшей юридической силы. Они принимаются парламентами - органами законодательной/представительной власти либо народом на референдуме;

- подзаконные акты. Они принимаются, как правило, в исполнение законов органами исполнительной власти - правительствами, министерствами, ведомствами.

Во многих странах, в том числе в России, законы, в свою очередь, подразделяются на два вида:

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы (их зачастую называют текущими).

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя. Они служат своего рода продолжением конституции, ее дополнением, конкретизацией, развитием. Процедура их принятия - более сложная, чем текущих законов. Сама конституция при этом считается Основным Законом. Конституционных законов не так уж много.

Например, в Конституции РФ имеется глава 6 "Правительство Российской Федерации". В этой главе помещена статья 114, перечисляющая функции Правительства. Вторым пунктом статьи установлено: "Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом".

В соответствии с данным пунктом был принят Федеральный конституционный закон (сокращенно - ФКЗ) от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации".

Примерами федеральных конституционных законов могут служить, в частности, также:

- ФКЗ от 30 января 2002 года "О военном положении";

- ФКЗ от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении";

- ФКЗ от 25 декабря 2000 года "О Государственном флаге Российской Федерации";

- ФКЗ от 25 декабря 2000 года "О Государственном гербе Российской Федерации";

- ФКЗ от 23 июня 1999 года "О военных судах Российской Федерации";

- ФКЗ от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации";

- ФКЗ от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации"; и другие.

Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем "просто" федеральные (или текущие) законы. Федеральных законов насчитывается несколько тысяч.

Текущие законы регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

В группе текущих законов выделяются так называемые кодифицированные законы, или кодексы. Есть у них и другое название: органические законы.

Кодексы - сложные, систематизированные законы. В России насчитывается более двух десятков Кодексов: Уголовный, Гражданский, Семейный, Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Водный, Лесной, Воздушный, Таможенный и др.

В субъектах федерации существуют законодательные/представительные органы, которые принимают законы в рамках своей компетенции.

33. Подзаконные акты - источники права. Правовые нормы содержатся не только в законах. Формой существования и организации норм права служат и подзаконные акты.

В состав подзаконных актов входят:

- указы и распоряжения Президента РФ;

- постановления и распоряжения Правительства РФ;

- приказы, инструкции, положения министерств и ведомств.

Как видно, подзаконные акты имеют свою иерархию: более высокой юридической силой обладают указы Президента, затем - акты Правительства и, наконец, акты министерств и ведомств.

В субъектах Федерации имеются органы исполнительной власти, которые принимают подзаконные акты в рамках своей компетенции: губернаторы областей/краев, президенты республик издают указы, распоряжения; администрации областей/краев, правительства республик - подзаконные акты (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.).

Преимущества нормативных актов очевидны: изданием и изменением актов можно оперативно реагировать на социальные процессы; акты легко систематизируются, что облегчает поиск нужного документа; акты точно фиксируют правила, что должно исключать их произвольное толкование и применение.

34. Судебный прецедент - источник права. В некоторых странах в силу исторических и государственно-правовых особенностей формулировать правовые нормы имеют право не только парламенты, органы исполнительной власти, но также и судебная ветвь власти - суды, главным образом высшие и окружные. Решения судов в таких случаях называются судебными прецедентами, а страны - странами англосаксонского, или прецедентного, права.

Речь идет о коренном отличии в роли судебной ветви власти, т.е. судов, в жизни общества. Практически во всей Европе (и в России в том числе) суды, призванные рассматривать уголовные, гражданские дела, вправе только применять и толковать нормативные акты.

В странах англосаксонского права роль судов - иная. Если суды сталкиваются с отсутствием нормы права, они сами формулируют ее, и такая норма повторяется затем другими судами в аналогичных обстоятельствах. Получается, что суды выступают как своеобразные "творцы" норм, и в этом качестве они встают наравне с законодателями.

Итак, судебный прецедент - это судебное решение, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции по аналогичным делам.

Решение, принятое судом, превращается в форму, источник права. Классическим примером страны прецедентного права является Великобритания.

К правовой семье прецедентного права относятся также США, Канада, Австралия и некоторые другие страны, которые были когда-то колониями Великобритании.

Для уяснения сути явления рассмотрим несколько примеров судебных прецедентов.

Пример 1. В 1969 году, когда американцы вели войну во Вьетнаме (1964 - 1973), учащиеся одной из школ штата Айова решили во время пребывания в школе носить черные повязки на руках в знак протеста против войны. Администрация школы издала приказ, запрещающий носить повязки. Приказ был оспорен в судах; в конечном счете спор был перенесен в Верховный суд США. Верховный суд США посчитал данный приказ нарушением Конституции США, а именно свободы слова, выражения мнений. Решение суда стало прецедентом (Tinker v. Des Moines School District, 1969). Родилась норма, запрещающая администрациям школ издавать акты, препятствующие выражению мнений со стороны учеников.

Пример 2. Американский гражданин В. из штата Небраска как-то подскользнулся на льду перед входом в ресторан "К" и серьезно повредил руку. Гражданин подал иск в суд с требованием возместить ему ущерб, нанесенный по вине ресторана. Вина ресторана, по его мнению, заключалась в том, что предприятие не проявило должной заботы о посетителях, не озаботилось тем, чтобы убрать лед с пространства перед входом. Верховный суд штата Небраска принял решение в пользу гражданина В. (Bray v. Kate, 1990). Родился прецедент, в силу которого можно требовать компенсации за нанесение ущерба здоровью, вызванного халатностью или отсутствием должной заботы о посетителях со стороны общественных заведений.

Пример 3. В 1963 году в Аризоне за совершение преступления (изнасилование) был арестован некто Эрнесто Миранда, который добровольно признался в преступлении. Миранда не был проинформирован о том, что у него есть определенные процессуальные права: право на адвоката, право хранить молчание и др. Верховный суд США постановил, что добровольное признание в таких условиях не может считаться доказательством вины Миранды; такое доказательство неприемлемо (Miranda v. Arizona, 1966). Родилась норма, в соответствии с которой подозреваемый должен быть предупрежден о его процессуальных правах, только тогда его признание будет приемлемым доказательством его вины. Эта норма получила название "правило Миранды". Во многих американских фильмах со сценами задержания людей можно увидеть и услышать, как полицейские произносят для задерживаемого обязательную словесную формулу: "Вы имеет право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас...", - и т.д.

Считается, что в России в деятельности Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда проявляются некоторые элементы прецедентного права. Решения этих судов (вместе с руководящими разъяснениями) часто берутся за основу при рассмотрении аналогичных дел/споров нижестоящими судами.

Тем не менее российская правовая система не относится к семье прецедентного права.

Следует обратить внимание, что в зависимости от того, кто творит нормы права, дает их обществу, можно вывести еще одну классификацию норм. Если нормы исходят от законодательной власти в форме законов, то такие нормы называются законодательными. Если нормы исходят от исполнительной власти в форме подзаконных актов, - это подзаконные нормы.

Соответственно нормы, исходящие от народа, т.е. принятые на референдумах (всеобщим голосованием), можно выделить в отдельную категорию и назвать референдумными.

В ряде стран выделяется категория норм судебных прецедентов - норм, исходящих от судебной ветви власти.

35. Международный договор - источник права. Государства заключают между собой договоры по различным вопросам. В результате сложилась еще одна система права - международное право.

Международные договоры являются источниками международного права. Нормы международного права играют все возрастающую роль во внутренней жизни государств, в их правовых системах.

Многие нормы международного права "входят", "включаются" государствами во внутреннее право. Такое вхождение (т.е. преобразование международной нормы в национально-правовую) называется трансформацией.

Обычно государство вводит нормы международных договоров в свое внутреннее право путем издания специального закона. Часто достаточно ратификации международного договора или его публикации, чтобы его нормы стали применяться непосредственно во внутреннем праве.

Согласно Конституции России (ч. 4 ст. 15), "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы...".

Это означает, что международное право - часть права страны, международные нормы подлежат непосредственному применению, в том числе в отношениях с участием физических и юридических лиц, в сфере деятельности государственных органов и т.д.

36. Система институтов и отраслей права. Термин "система" - это еще одно понятие, выработанное философией и используемое всеми прочими науками. Без системного взгляда сегодня нельзя проникнуть в сущность ни одного явления. Весь окружающий нас мир в целом и отдельные его составные части есть системы.

Одно из главных достижений философской мысли на этом направлении заключается в нехитром, хотя и на первый взгляд парадоксальном, выводе: целое всегда больше, чем совокупность его частей. И в самом деле: один человек как биологическая система - это не просто руки плюс ноги, плюс голова и т.д.; общество - это не просто много людей, их объединений, организаций, предприятий, государственных органов и т.д. При системном подходе важно увидеть взаимосвязи между отдельными элементами; то главное, что делает из системы нечто единое, целое.

Право - тоже не просто совокупность норм/правил. Это система норм/ правил. Очень важно посмотреть на право как на систему, как на цельное явление со своей структурой и взаимосвязями.

Система права - это, таким образом, структурная организация норм. Система имеет свои "элементарные частицы" и более сложные компоненты, выстроенные в определенном порядке. Какие же элементы составляют систему праву?

"Первичным" элементом права является норма, т.е. есть отдельное правило, исходящее от государства. Нормы - это и есть те "атомы", из которых складываются "молекулы" и вся "материя" права.

Однако, как известно, одной нормой в наше время нельзя отрегулировать практически ни один вопрос, ни одно отношение.

К примеру, чтобы отрегулировать отношения, связанные со вступлением в брак, необходим целый набор норм/правил: вступающие в брак должны достигнуть определенного возраста - одна норма; брак должен быть добровольным - вторая норма; ни один из вступающих в брак не должен состоять в другом браке - третья норма; вступающие в брак не должны приходиться друг другу близкими родственниками - четвертая норма; вступающие в брак должны подать заявление - пятая норма; брак подлежит государственной регистрации - шестая норма и т.д.

Вот эти-то несколько норм, которые задействованы в регулировании отношений по вступлению в брак, получили название института брака.

Равным образом группы норм, которые регулируют отдельные отношения или группы отношений, называются правовыми институтами. Вся система права состоит из множества институтов. Если отдельные нормы - это "атомы" права, то институты - целые "молекулы". Эти "молекулы" активно управляют разными сторонами общественной жизни.

Итак, правовой институт - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.

Вот несколько примеров правовых институтов:

- институт купли-продажи (в гражданском праве);

- институт усыновления (в семейном праве);

- институт заработной платы (в трудовом праве);

- институт государственной службы (в административном праве);

- институт необходимой обороны (в уголовном праве);

- институт прав человека (в конституционном праве); и др.

Если всмотреться во множество правовых институтов, можно увидеть, что отдельные группы институтов также имеют какие-то "родственные признаки"; институты тяготеют друг к другу. По таким признакам институты объединяются в отрасли права.

Например, что "родственного" имеется между институтом купли-продажи, институтом займа, институтом дарения, институтом залога? Все они, так или иначе, связаны с движением имущественных ценностей от одного собственника к другому, связаны с правом собственности. Все названные институты входят в отдельную отрасль права - гражданское право.

Институт брака, институт усыновления, институт брачного договора и другие подобные институты образуют еще одну отрасль - семейное право.

Все институты "раскладываются" по отдельным отраслям права. Существуют, кстати, институты, которые занимают промежуточное место между отраслями, как бы связывая, "стягивая" отрасли между собой (институт штрафа и др.). Это - межотраслевые институты.

Некоторые институты являются настолько большими, что их разбивают на субинституты или считают подотраслями. Характерным примером служит право собственности - подотрасль гражданского права.

Итак, отрасль права - это обособившаяся совокупность норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

Вот несколько примеров отраслей права:

- конституционное право. Эта отрасль регулирует отношения между государством и обществом по поводу прав человека и гражданина, принципов организации самой власти;

- уголовное право. Эта отрасль содержит наиболее важные для государства и общества запреты: запрет на убийство, кражу, захват заложников и др. Нарушение запрета считается преступлением и наказывается по Уголовному кодексу;

- административное право. Эта отрасль регулирует отношения в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления;

- гражданское право. Эта отрасль регулирует главным образом имущественные отношения в обществе;

- трудовое право. Данная отрасль регулирует в основном отношения между наемными работниками и работодателями;

- семейное право. Регулирует внутрисемейные отношения, отношения по вступлению в брак, прекращению брака, отношения между родителями и детьми и т.п.

Соответственно этому получается еще одна классификация норм права. Нормы в зависимости от предмета регулирования подразделяются на конституционные, уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, трудовые, семейно-правовые и т.п.

В рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли: в гражданском праве - авторское, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное право; в конституционном праве - избирательное право; в трудовом - пенсионное; в земельном - горное, водное, лесное.

Отрасли не придумываются законодателем, а складываются объективно; законодатель лишь осознает и оформляет общественную потребность.

Как правило, в каждой отрасли выделяются общая и особенная части. В общую часть отрасли входят нормы, обслуживающие особенную часть. А особенная часть, в свою очередь, конкретизирует общую часть отрасли.

Так, в уголовном праве общая часть содержит нормы, касающиеся понятия преступления, классификации преступлений, отягчающих и смягчающих обстоятельств, института соучастия, обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, понятия наказания, видов наказания; особенная часть содержит нормы, касающиеся составов отдельных преступлений: преступления против жизни и здоровья; преступления против несовершеннолетних; преступления против собственности; преступления против общественной безопасности; преступления против конституционного строя и безопасности государства; преступления против государственной власти и государственной службы; воинские преступления и т.д.

Общая часть гражданского права посвящена статусу физических и юридических лиц, понятию и видам гражданско-правовых сделок, праву собственности, возникновению и исполнению имущественных обязательств, понятию и условиям договоров в гражданском праве. Особенная часть содержит нормы, регулирующие условия отдельных видов договоров: договора купли-продажи, мены, аренды, подряда, перевозки, хранения, страхования, поручения, комиссии и др.

Если представить право в виде огромного здания, то нормы права будут выступать как кирпичики, институты - как отдельные квартиры, а отрасли - как подъезды этого здания.

37. Материальное и процессуальное право. "Здание" права условно подразделяется на две части: материальное право и процессуальное право.

К материальному праву относятся все нормы, институты и отрасли, которые непосредственно регулируют общественные отношения. Все указанные выше институты и отрасли являются материальными.

Однако если какая-то сторона не выполняет своих обязательств, вытекающих из права, т.е. выступает как правонарушитель, либо возникает спор между сторонами по поводу выполнения того или иного обязательства, появляется необходимость в правилах обращения к суду, привлечения к ответственности, разрешения споров. Все такого рода правила составляют процессуальную часть права.

Итак, процессуальное право - это нормы, регулирующие процедурные, организационные вопросы разрешения споров и судебного рассмотрения правонарушений.

К процессуальному праву относятся: гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное, конституционно-процессуальное право.

Уголовный кодекс содержит нормы и институты материального права, а Уголовно-процессуальный кодекс - нормы и институты процессуальные. Гражданский кодекс содержит нормы и институты материальные, а Гражданский процессуальный кодекс, соответственно, - процессуальные.

Что можно и чего нельзя делать в реальной жизни, мы узнаем из Уголовного и Гражданского кодексов. Когда же налицо нарушение Уголовного кодекса или спор по гражданско-правовому договору, необходимо обращаться к Уголовно-процессуальному и Гражданскому процессуальному кодексам. Именно там содержатся правила, касающиеся подготовки дел к суду и рассмотрения их в суде.

38. Публичное и частное право. "Здание" права условно можно подразделить также на публичное право и частное право.

К публичному праву относятся нормы, институты и отрасли, в которых преобладают государственные интересы, интересы публичной власти. Вовлеченность государства в такие правоотношения - наивысшая.

Понятно, что если государство посредством Уголовного кодекса устанавливает для граждан сферу наиболее важных запретов, эта сфера становится сферой особого интереса государства. Государство следит за соблюдением запретов, и если кто-то нарушит запрет, попадет в руки государства, будет иметь дело с государством. Уголовная сфера - сфера преимущественно публично-правовая.

Конституционное право регулирует отношения между государством и обществом по поводу прав человека и гражданина, по поводу организации самой власти. Очевидно, что все эти вопросы - сфера особых интересов государства. Поэтому конституционное право - отрасль публичного права.

К публичному праву относятся, в частности, административное, финансовое право и другие нормы, институты и отрасли.

В публичном праве, а значит и в публично-правовых отношениях, государство использует более жесткие методы регулирования. Такой тип регулирования часто называют императивным регулированием.

Для императивного регулирования характерно, что нормы сформулированы однозначно; они не предполагают какой-то свободы в выборе поведения, альтернатив и четко предписывают права и обязанности. Возможностей отступить от этих прав и обязанностей не предусмотрено.

Все право, кстати, в преобладающей своей части содержит именно такие нормы.

Частное право регулирует преимущественно такие отношения, в которых преобладают частные интересы. В сфере частноправовых отношений "общаются" главным образом частные лица - физические и юридические. Они вступают в договоры друг с другом как равноправные, согласовывая свои интересы и, соответственно, условия договоров.

Одному лицу надо купить какую-то вещь, а другому продать эту (такую же) вещь, и два лица встречаются, договариваются, на каких условиях произойдет передача вещи, ее оплата. В конечном итоге собственник вещи меняется, вещь переходит к другому собственнику. В результате сделки оба лица получили то, что хотели; они согласовали свои интересы, и их интересы удовлетворены.

В сфере частных интересов государство по-другому регулирует общественные отношения - не так жестко. Государство предпочитает другой метод регулирования - диспозитивный.

При диспозитивном методе регулирования государство устанавливает такие правила, которые позволяют сторонам отступить при необходимости и желании от данных правил. В этом случае степень свободы лиц в выборе поведения увеличивается, у них появляются альтернативы действий.

Так, например, имущество супругов при разводе должно делиться пополам, если супруги не договорились об ином. В данной норме предусмотрена альтернатива: либо супруги договариваются, каким образом, в каких долях они разделят имущество при разводе, либо это имущество будет автоматически разделено пополам.

В частноправовой сфере го

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.