Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 3. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО



 

14. Понятие общества. Человек, по словам Аристотеля, - существо общественное. Общество, в которое на протяжении всей своей истории объединяются люди, есть определенная организация их жизни. Только так - в обществе - люди смогли выжить на Земле, преодолеть все катаклизмы, стать хозяевами природы.

Общество - это не просто много людей. Общество - это главным образом отношения между людьми. К обществу можно применить известный вывод науки философии: целое всегда больше, чем совокупность его частей. Общество, таким образом, нечто большее, чем его составляющие.

Во внутриобщественные отношения "задействованы" не только человек (физическое лицо), но и разного рода группы, объединения лиц: предприятия (или юридические лица), нации, семьи, партии, прочие общественные организации, целые классы. Само государство, наконец, как особая политическая организация общества. Все они - субъекты общественных отношений.

Между этими "составляющими" общества складываются различные отношения. Например, между мужем и женой в семье складываются отношения по поводу воспитания и содержания детей. Между продавцом и покупателем складываются отношения по поводу определенной вещи, ее цены, качества и т.п. Между партиями складываются отношения по поводу их политических платформ, идеологических установок. Между отдельными слоями общества складываются отношения по поводу крупной собственности (фабрик, заводов): у одного слоя такая собственность есть, у другого - нет.

Между государством и людьми складываются, в частности, отношения по поводу тех прав, которыми должны обладать граждане: государство, часто в тех или иных целях оправданно или неоправданно стремится к ограничению прав граждан (что объективно сужает степень их свободы), человек, наоборот, всегда стремится к максимально возможной степени свободы для себя.

Одним словом, общественные отношения пронизаны интересами. Эти интересы либо "сталкиваются", порождают конфликты и беспорядки, либо согласовываются, гармонизируются. И государство призвано смягчать противоречия, обеспечивать в обществе порядок, давать обществу механизмы для гармонизации сталкивающихся интересов.

Государства во взаимоотношениях между собой также вступают в конфликты, когда сталкиваются их государственные (национальные) интересы. Чтобы снять эти противоречия, согласовать интересы, решить общую проблему, государства ведут переговоры, заключают международные договоры, создают международные организации.

Итак, общество - это система отношений между людьми, их объединениями, обеспечивающая согласование интересов и существование человека на Земле.

Условно в истории человеческой цивилизации можно выделить два типа общества:

- общество, в котором люди были связаны друг с другом преимущественно кровнородственными отношениями (первобытное общество), и это определяло характер взаимоотношений в обществе. Такое общество можно назвать простым;

- общество, в котором отношения складываются преимущественно не на кровном родстве, а на общности территории (соседский тип общества). В таком обществе характер взаимоотношений становится более сложным. Все мы сегодня - "соседи" на территории своего государства. В таких условиях кровнородственные отношения остались лишь в наших семьях, в "глубине" общественных отношений, и они не определяют характер общества. Это сложное общество.

Современное общество - многомерное явление. В его содержании выделяются достаточно автономные группы отношений. Так, если посмотреть на общество как на совокупность семей, то в качестве автономного явления предстают семейные отношения. Если посмотреть на общество как на совокупность работодателей и наемных работников, выделяются трудовые отношения. Если видеть в обществе собственников материальных и нематериальных благ, то отношения между собственниками составят группу имущественных (экономических) отношений.

В составе общественных отношений присутствуют также такие группы, как: конституционные отношения (т.е. отношения, в частности, между государством и обществом по поводу прав человека и гражданина); уголовные отношения (т.е. отношения между государством и обществом по поводу запретов, которые налагаются на людей), - и другие.

15. Взаимодействие государства и общества. Государство - это организационная форма сложного общества. Сложное общество не может обходиться без особого аппарата власти - государства.

Современные государства обладают разветвленной системой органов. В них зачастую работают сотни тысяч и даже миллионы государственных служащих.

История свидетельствует: государство может выполнять в обществе как конструктивную, так и деструктивную роль. В первом случае государство благотворно воздействует на общественный организм, обеспечивает порядок, функционирование и развитие общества. Во втором случае - встает над обществом, разрушает общественный организм.

В свою очередь, общество служит социально-экономической основой государства. Неразвитым (недемократическим) обществам соответствуют и неразвитые государства, в которых власть бесконтрольна, а сила сосредоточивается лишь в карательных и принудительных органах.

Часто государство видит в повышении благосостояния общества свою цель. Когда общество и его благо становятся целью, государство изыскивает приемлемые средства для достижения этой цели, выступает как партнер, слуга общества и применяет главным образом методы убеждения.

Бывает и так, что у государства имеется какая-то своя цель, например построить коммунизм, обеспечить превосходство арийской расы, осуществить завоевания или какую-то "великую миссию", решить "великую задачу" и т.п. И тогда само общество превращается в средство достижения подобных целей, государство выступает по отношению к обществу как хозяин, надсмотрщик, начальник и применяет, как правило, методы принуждения.

В идеале государство должно служить человеку. Однако в действительности связи между личностью и государством сложны и противоречивы. Государство может выступать как сила, враждебная человеку (рабовладельческое, феодальное государство), превращать человека в придаток государственной машины (авторитарные, тоталитарные режимы), а может возложить на себя обязанности по защите прав и свобод своих граждан, стать партнером гражданина.

Государство и человек, личность объективно противостоят друг другу. Государство стремится для выполнения своих функций в максимально возможной степени "упорядочить" отношения, вплоть до сильного ограничения степени личной свободы своих граждан. Идеальный порядок - когда все ходят строем. Однако такой порядок неприемлем для общества, человека, личности.

В свою очередь, человек заинтересован в сохранении максимально возможной степени личной свободы. Беда в том, что люди зачастую злоупотребляют предоставленной им свободой, не умеют пользоваться ею, нарушают права и интересы других людей и государства. Свобода перерастает во вседозволенность, ведет к столкновению интересов, к беспорядкам. Такое положение неприемлемо для государства.

Многовековая проблема - как найти баланс между интересами государства и личности, между порядком и свободой, между властью и обществом.

В ходе тысячелетней эволюции человеческая цивилизация искала этот баланс и, похоже, он найден в концепции правового государства, которая реализуется современными развитыми государствами. Такой баланс закрепляется конституциями - своего рода общественным договором между государством и обществом.

Главным инструментом в руках государства для регулирования общественных отношений служит право. С помощью права государство выполняет свои задачи и функции. В праве воплощена воля государства; в правовых государствах такая воля опосредует, выражает волю народа.

16. Государство и право. Вся жизнь человека состоит из определенных поступков, действий. Одни поступки/действия являются общественно полезными и даже необходимыми для общества; другие носят антиобщественный характер, вредны или опасны для общества; есть поступки, действия, которые нейтральны, никак не задевают общество.

Одна из задач государств - воздействовать на поведение человека, направить его действия и поступки в нужное русло, т.е. "канализировать" поведение общества. Делается это государством с помощью главного инструмента в его руках - права.

Государство воздействует на поведение человека и тем самым регулирует общественные отношения посредством трех видов правил (норм):

- норм, которые запрещают определенные поступки; такие нормы называются запрещающими. Запреты - самая древняя, самая понятная форма регулирования общественных отношений. Наиболее важные для государства запреты содержатся в Уголовном кодексе. Языком Уголовного кодекса государство запрещает людям убивать друг друга, воровать, угонять самолеты, брать людей в заложники, совершать террористические акты и т.п. Любой нарушивший данные запреты будет иметь дело с государством, понесет уголовную ответственность. Запреты содержатся в большинстве законов и подзаконных актов. Чтобы исполнить запрет, достаточно не делать то, что запрещено. Другими словами, государству необходимо от вас бездействие;

- норм, которые обязывают совершить определенные поступки, действия; такие нормы называются обязывающими. В этом случае государству необходимы от вас активное поведение, активные действия - например, заплатить налоги, послужить в армии и т.п. Человека окружают тысячи обязанностей. Одни обязанности проистекают напрямую из законов и подзаконных актов (воспитывать своих детей), другие обязанности человек приобретает по договорам, и выполнение таких обязанностей также санкционировано государством. Например, если заключен трудовой договор, человек обязан выполнять трудовые нормативы, соблюдать внутренний распорядок дня; если заключен договор подряда, по которому человек подрядился выполнить определенную работу в срок и качественно, он должен выполнять эту обязанность;

- норм, которые предоставляют определенные права, правомочия; такие нормы называются управомочивающими (или разрешающими). Посредством управомочивающих норм государство закрепляет за человеком определенные права, в том числе права, которые получили название естественных прав, - право на свободу, на достоинство, на честь, на собственность и др. Государство предоставляет гражданину комплекс избирательных прав. Ряд прав человек приобретает по договорам, и такие права также охраняются государством. Если заключен договор купли-продажи, то продавец имеет право на получение денег, а покупатель - на получение купленной вещи. Если заключен трудовой договор, то наемный работник имеет право на получение заработной платы.

Следует обратить внимание, что перечисленные виды норм - запрещающие, обязывающие и управомочивающие - действуют не только в отношениях между людьми, а в отношениях с участием любых субъектов права: людей, предприятий, общественных организаций, государственных органов и др. Широта охвата данных норм зависит от воли государства. Отдельные нормы носят всеохватный характер, например обязанность соблюдать конституцию и законы страны; другие нормы касаются только определенных субъектов в определенных обстоятельствах.

Устанавливая запрещающие, обязывающие или управомочивающие нормы, государство управляет поведением общества, регулирует отношения, направляет их в нужную сторону.

17. Государство и неправовые нормы. Право - не единственный регулятор общественных отношений: оно регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные отношения - отношения собственности, власти, управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п.

На поведение человека влияют также разного рода правила (нормы), которые не исходят от государства и потому называются неправовыми. Так, например, люди покупают подарки ко дню рождения своим близким, друзьям, уступают место в транспорте престарелым, соблюдают посты в соответствии с предписаниями религиозных книг и т.д. Что заставляет людей поступать так, а не иначе?

Среди неправовых норм, которые участвуют в регулировании общественных отношений, можно назвать, в частности, следующие:

- нормы обычаев (например, обмен кольцами во время бракосочетания);

- религиозные нормы (крещение ребенка, исповедь и т.п.);

- нормы морали, нравственности (например, не изменять супругу в браке; помочь товарищу в беде) и некоторые другие нормы.

Все такого рода неправовые нормы также налагают права, обязанности, запреты, и люди выстраивают свое поведение, свои поступки в соответствии с данными нормами.

Под неправовыми обычаями понимают правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного применения. Проще говоря, люди поступают именно так потому, что все до них поступали так всегда: так принято, так удобно, так делают все. К обычным нормам относят также нравы, традиции, обряды, ритуалы.

Как известно обычаи были первым общественным механизмом поддержания порядка. Отношения в первобытном обществе регулировались исключительно обычаями. Постепенно, с появлением государств и развитием правовых систем, наиболее важные для государств обычаи были санкционированы государством, закреплялись в праве и становились его частью - правовыми обычаями.

Однако неправовые обычаи и в наше время остаются важным регулятором поведения людей.

Религиозные нормы распространены лишь среди людей, исповедующих ту или иную религию - христианство, буддизм, ислам и др.

Так, например, норма христианской религии предписывает: "Чти отца своего и мать свою", "Не прелюбодействуй".

В Коране соответствующие правила вытекают из таких, например, строк: "Горе... обвиняющим во лжи!" (Сура 77), "Горе обвешивающим..!" (Сура 83).

Религиозные нормы зачастую приобретают сходство с правовыми, так как они зафиксированы в письменном виде, содержатся в религиозных книгах: Библии, Коране, Сунне, Талмуде. Письменная фиксация роднит их с правом.

Однако нормы права исходят от государства и обеспечиваются его силой, тогда как религиозные нормы обеспечиваются верой, желанием попасть в рай и т.п.

Впрочем, в некоторых странах (например, в исламских) религиозная доктрина, идеология является государственной. Это означает, что религиозные предписания санкционированы государством и, следовательно, являются частью права. В таких странах религиозные нормы - это правовые нормы.

Нормы морали - это нормы и принципы, воплощающие нравственные ценности: любовь, дружбу, честность, долг, совесть, достоинство, справедливость, коллективизм. Моральные нормы имеют самую широкую сферу действия в обществе. Они охватывают практически все поступки и действия человека.

Часто право и мораль участвуют в регулировании одних и тех же вопросов, отношений, сфер, при этом оставаясь самостоятельными регуляторами отношений. Однако право - более избирательно.

Право и мораль по-разному оценивают поведение, поступки и действия людей. Мораль "видит" их как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, честные или нечестные и т.п.; право - как правомерные или неправомерные, законные или незаконные, допустимые или запрещенные.

Неблагоприятными последствиями за нарушение норм права могут быть суд, тюрьма, разные механизмы ответственности. Неблагоприятные последствия нарушения норм морали состоят в угрызениях совести, осуждении окружающих.

Общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в "золотом правиле": "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе".

В Библии также зафиксировано подобное правило: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними..." ("Евангелие от Луки", гл. 6).

В отличие от права мораль допускает конкуренцию моральных норм. Моральных систем может быть несколько: господствующая мораль; корпоративная мораль; по словам Фридриха Ницше, "мораль господ и мораль рабов"; антисоциальная мораль.

Художественной иллюстрацией нравственного жизненного выбора может служить рассуждение одного из героев Ф.М. Достоевского: "Свету ли провалиться или мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне всегда чай пить" ("Записки из подполья").

Воздействие комплекса социальных норм на общественные отношения можно условно передать следующей схемой.

 

┌───────────────────────┐

│ государство │

└───┬───────────────┬───┘

│ │

┌─────V─────┐ ┌─────V───────┐

│ правовые │ │ неправовые │

│ нормы │ │ нормы │

└─────┬─────┘ └┬────┬────┬──┴────────┐

│ │ │ │ │

│ ┌───V──┐ │ └──┐ │

│ │обычаи│ │ ┌───V───┐ │

│ └┬─────┘ │ │ мораль│ │

│ │ │ └───┬───┘ │

│ │ ┌───V────┐ │ ┌───V────┐

│ │ │ религ. │ │ │ прочие │

│ │ │ нормы │ │ │ нормы │

│ │ └───┬────┘ │ └───┬────┘

│ │ │ │ │

┌─V───────V───────V───────V────────V─┐

│ общество │

└────────────────────────────────────┘

 

Все указанные выше явления в жизни часто переплетаются, взаимодействуют между собой и с правом, "помогая" друг другу в регулировании общественных отношений, добиваясь от человека нужного обществу поведения.

Государство дифференцированно относится к тем или иным обычным, религиозным, моральным нормам, а именно:

- поддерживает их, закрепляет в праве. Так, например, общечеловеческая мораль, представленная в концепции прав человека, нашла закрепление в российской Конституции;

- относится к ним безразлично, поскольку соответствующие нормы не затрагивают интересов государства, не имеют общественной значимости (например, для государства не важно, будут жених и невеста обмениваться кольцами при бракосочетании или нет);

- противостоит отдельным нормам, запрещает их, борется с ними. Например, государство борется с обычаем кровной мести, с религиозными нормами, выработанными тоталитарными сектами, оккультными религиями, подавляющими личность.

Выше уже указывалось (см. раздел 1), что государство, право, неправовые нормы входят в состав политической системы общества.

Правовые и неправовые нормы объединяются термином "социальные нормы". Социальные - значит направленные на регулирование общественных отношений.

Многие столетия идут поиски такого состояния политической системы, когда человек и власть, общество и государство были бы не враждебными силами, а взаимодополняющими началами общественной жизни.

Политические системы современных развитых государств западного типа нашли такой баланс в идеологических концепциях гражданского общества и правового государства.

18. Гражданское общество и его признаки. Гражданское общество возникает лишь на определенном этапе общественного развития. Даже не всякое современное общество является гражданским. Советское общество, например, не было ни гражданским, ни правовым. Российское также еще не стало гражданским.

Считается, что некоторые идеи гражданского общества уходят корнями ко временам древнегреческого философа Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.). Однако Аристотель практически ставил знак равенства между государством и обществом.

В XVI - XVII вв. взгляды на государство и общество подвергались интенсивному развитию. Уже тогда отмечалось, что гражданскому обществу соответствуют не все, а лишь прогрессивные формы государства. Так, английский философ Джон Локк (1632 - 1704) констатировал: абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом.

Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт (1767 - 1835) вывел различия между гражданским обществом и государством:

- гражданское общество - это система общественных учреждений индивидов; в таком обществе существует приоритет естественного права; главный субъект гражданского общества - человек;

- государство - это система государственных учреждений; в государстве приоритет отдается праву, исходящему от государства (оно получило название позитивного права); главный субъект в государстве - гражданин.

В развитие концепции гражданского общества вложили свои идеи такие ученые, как итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469 - 1527), голландский государственный деятель и юрист Гуго Гроций (1583 - 1645), английский философ Томас Гоббс (1588 - 1679), французский философ и просветитель Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) и др.

Впоследствии идея гражданского общества получила дальнейшее развитие. Гражданское общество понималось как сфера частной жизни, частных интересов.

Немецкий философ Гегель (1770 - 1831) обратил внимание на роль частной собственности. И действительно, не может быть гражданского общества без признания и наличия частной собственности.

Карл Маркс (1818 - 1883) понимал под гражданским обществом "все материальное общение индивидов" ("Немецкая идеология"); по его мнению, не государство сцепляет между собой атомы гражданского общества, а, наоборот, гражданское общество скрепляет государство.

Гражданское общество рассматривалось как наиболее разумное и целесообразное устройство человеческой жизни.

В большинстве взглядов присутствовали два лейтмотива: собственность и отказ государства от роли единственного организатора внутренней жизни общества.

Гражданское общество - это та часть жизни людей, в которой они самостоятельно реализуют свои интересы, объединяются по интересам, регулируют отношения через созданные ими же организации. Государство не должно без излишней необходимости вмешиваться в дела общества. Люди в гражданском обществе должны быть независимы от государства, прежде всего независимы экономически, т.е. они должны обладать частной собственностью и иметь самостоятельные и достаточные доходы.

Таким образом, гражданское общество предстает как сообщество свободных индивидов, система самостоятельных институтов, независимых от государства отношений.

Попробуем синтезировать наиболее важные признаки гражданского общества. К ним относятся:

- индивидуальная свобода. Это предполагает широкую степень личной свободы человека - свободу слова, свободу собраний, объединений, передвижения, избирательную свободу, свободу в выборе собственности, профессии и т.п. В гражданском обществе каждый индивид имеет возможность при необходимости привлечь государство к суду, а государство не должно вмешиваться в частную жизнь;

- наличие среднего класса. Это предполагает наличие обеспеченной, экономически самостоятельной и независимой прослойки людей, обладающих чувством ответственности перед обществом. Средний класс - социальная основа и опора гражданского общества;

- открытость общества. Это предполагает, что информация свободно перемещается в обществе и доступна, в том числе информация о том, что делает государство, государственные органы, должностные лица. В таком обществе нет культа секретности, обеспечена свобода печати, критики. В международных делах такое общество открыто для сотрудничества, взаимодействия с партнерами из-за рубежа;

- плюрализм (политический, экономический, идеологический). Это предполагает, что в таком обществе существует многообразие партий/общественных организаций, форм собственности, идеологических концепций, доктрин, воззрений, и государство не навязывает какую-то одну из них, не монополизирует политическую, экономическую или идеологическую сферу жизни;

- самоуправляемость общества. Это предполагает, что люди самостоятельно управляют своими интересами, создают общественные органы и организации, в том числе местные органы самоуправления;

- правовое государство. Это предполагает, что государство несет по отношению к обществу определенные обязанности и прежде всего обязанность закрепить законами и гарантировать естественные права человека. Граждане в таком обществе должны уметь уважать право. Право является приоритетом как для граждан, так и для государства, должностных лиц.

Там, где есть перечисленные признаки, можно констатировать наличие гражданского общества.

В качестве вывода можно вывести два различных варианта определения гражданского общества:

1) гражданское общество - это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений свободных индивидов-собственников;

2) гражданское общество - это та часть общественных отношений, в которых люди самостоятельно решают вопросы своей жизни, где они экономически независимы от государства.

19. Правовое государство и его признаки. На определенном этапе современные развитые государства становились правовыми, хотя отдельные элементы/признаки правовых государств стали возникать в них давно. Правовым можно назвать не каждое государство. Франция, Великобритания, Норвегия, Швеция, например, - государства правовые. Впрочем, и в правовых государствах есть проблемы с правами человека.

Россия обозначена в Конституции РФ как правовое государство (ст. 1); в действительности страна еще только движется в сторону правового государства.

Правовой характер современных государств в той или иной степени зафиксирован в конституциях ФРГ, США, Франции, Австрии, Греции.

Сам же термин "правовое государство" впервые появился в работах немецких ученых в первой половине XIX века.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи древних философов (Аристотель и др.) о незыблемости и верховенстве закона, необходимости соответствия закона праву. Мысль Цицерона о том, что государство - это достояние народа, фактически означала "юридизацию государства".

Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) определял государство как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам".

Таким образом, одна из главных идей в концепции правового государства состояла и состоит в том, что государство должно быть ограничено правом, само должно подчиняться праву, не может "перешагивать" через право, обязано закрепить основные права граждан законами и гарантировать эти права.

Элементы/признаки правового государства возникали там, где общество имело стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции.

Еще во времена раннего феодализма в Европе собирались, пусть и нерегулярно, съезды феодалов; позднее они трансформировались в парламенты.

Судебные системы Англии и Франции появились и оформились, потому что существовало право вассала на публичный суд, который должен был твориться не господином, а каким-то третьим лицом.

Практическое воплощение некоторых элементов правового государства началось, по всей видимости, в Англии более 700 лет назад: в 1328 году был принят так называемый Нортхэмптонский статут (закон), в соответствии с которым никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия.

Фактически в древней Англии сложилось определенное разделение властей на королевскую законодательно-исполнительную и королевскую судебную ветви власти, а между этими ветвями власти встал Нортхэмптонский статут как прообраз механизма сдержек и противовесов.

Следовательно, механизм разделения властей, система сдержек и противовесов, уравновешивающая ветви власти, - все это необходимые элементы правового государства.

Государственная власть сама по себе объективно опасна для общества, и общество должно иметь возможность контролировать власть, направлять ее работу в необходимое для общества русло. Разделение властей - это одно из средств общественной безопасности.

Смысл концепции разделения властей состоит в том, что власть должна быть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти имеет свои задачи и функции, является самостоятельной и автономной, находится в определенном балансе с другими ветвями власти. Ни одна ветвь власти не должна иметь возможность встать над другими ветвями власти, подмять их под себя. А для этого во взаимоотношения между ветвями власти необходимо вмонтировать механизм системы сдержек и противовесов, т.е. распределить полномочия таким образом, чтобы ни одна ветвь не получила слишком сильные полномочия; чтобы каждая ветвь власти на применение против нее какого-то инструмента воздействия могла применить контринструмент.

Эта система заставит ветви власти контролировать, уравновешивать друг друга и ослабит опасность власти для общества, опасность узурпации власти одним лицом, партией, классом.

Идеи разделения властей развивал Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755). Он, в частности, указывал, что нет свободы, если исполнительная и законодательная власть соединены; судебная власть должна быть отделена, иначе воцарится произвол и угнетение.

Итак, попробуем синтезировать основные элементы/признаки правового государства. К ним, в частности, относятся:

- приоритет, верховенство права, полнота права. Это предполагает, что праву подчиняется не только общество, но и государство (ограничение власти правом); в правовой системе государства наличествуют все необходимые законы: конституция, законы, гарантирующие права человека и гражданина;

- наличие общественного договора между властью и обществом. Это предполагает, что государство и общество говорят на одном языке, понимают друг друга и взаимодействуют друг с другом на основании конституции. Конституция выступает как своего рода общественный договор между властью и обществом, по которому за обеими сторонами закреплены определенные права, обязанности, взаимная ответственность. В правовом государстве признается суверенитет народа; народ передает часть своего суверенитета государству. Наиболее важные вопросы в правовом государстве решаются путем референдумов. На протяжении большей части своей истории государства выступали по отношению к обществу в роли "хозяина", "надсмотрщика", "господина", "начальника". В правовом государстве роль государства кардинально меняется: оно становится "партнером", может быть даже "слугой" общества или своеобразным "менеджером" (управленцем), которого общество нанимает для ведения общих дел;

- разделение властей. Это предполагает, что власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение называется горизонтальным разделением властей. В правовом государстве власть не должна быть сосредоточена в одних руках, существуют демократические процедуры передачи власти, контроля за властью. В государстве обеспечивается система сдержек и противовесов между ветвями власти. Наряду с "горизонтальным" разделением властей в федеративных государствах должен проводиться также принцип "вертикального" разделения на два уровня власти - между федерацией и ее субъектами;

- правовое обеспечение прав человека и гражданина. Это предполагает, что в государстве существует система юридических гарантий прав человека и гражданина. Таким образом, естественные права получают закрепление в позитивном праве. В правовой системе сочетаются два типа правового регулирования: действия гражданина регулируются по принципу "разрешено все, что не запрещено законом", действия государства - по принципу "запрещено все, что не разрешено" (т.е. государство, его органы и должностные лица вправе принимать решения и действовать только в пределах своей компетенции). Государство и право ориентированы на человека: человек, его благосостояние и благополучие являются высшей целью государства;

- наличие гражданского общества. Это предполагает, что между государством и личностью стоит гражданское общество, связывающее воедино интересы правового государства и отдельного человека.

20. Неправовое (полицейское) государство и его признаки. Если правовых государств на планете не так уж много (возможно, порядка трех - четырех десятков), следовательно все остальные государства являются неправовыми. Да и современные правовые государства выросли из неправовых. Какие же черты характерны для неправовых государств? Почему они называются неправовыми?

Очень часто по отношению к неправовым государствам используется термин "полицейское государство". Однако не всякое неправовое государство является полицейским. В то же время полицейское государство можно считать разновидностью неправового; только в полицейском государстве элементы неправового государства доведены до крайностей.

Следует исходить из того, что "неправовое государство" - это противоположность "правового государства". Если в правовом государстве обеспечивается приоритет права и личности, то в неправовом государство встает над личностью и правом (приоритет государства).

Первые полицейские государства появились в феодальный период на территории Франции, Германии. Государства насилием над обществом воссоздавали свою целостность, преодолевали феодальную раздробленность.

Постепенно возникла и развивалась идеология неправового (полицейского) государства. Ученые и политические деятели обосновывали необходимость и полезность методов принуждения, верховенства государства над человеком и обществом.

В качестве идеологии полицейского государства использовались, например, идеи немецкого философа Христиана Вольфа (1679 - 1754). Он подчеркивал: народного счастья и благоденствия можно достичь благодаря регламентации всего и вся, поскольку индивид может сам не понимать, что для него и, следовательно, для государства, хорошо, а что плохо.

Политическая философия полицейского государства выражена в словах прусского короля Фридриха II Великого (1712 - 1786): "Народу, как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить".

В Российской империи, во времена от Екатерины Великой до Павла I, все присягавшие российскому императору клялись "верным, добрым, послушным рабом быть".

Согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений Российской империи в компетенцию полиции входило преследовать "в самом начале всякую новизну, законам противную".

Наиболее благоприятная среда для формирования неправового государства там, где власть и собственность соединяются вместе. Подобное исторически и традиционно наиболее характерно для восточного типа государства; часто такой тип государства именуют "вотчинным" - общество превращается в вотчину власти.

Питательной средой для неправового государства являются также политическая нестабильность и экономические проблемы. В этих условиях государство часто использует полицейские методы временно - для того, чтобы "вытащить" страну из трудностей; общество соглашается пожертвовать институтами демократии ради ясной и достойной общественной цели.

Но, пожалуй, чаще бывает и так: государство в условиях нестабильности преследует свои корпоративные цели, не помышляя о движении в сторону правового государства.

Попробуем синтезировать некоторые наиболее важные признаки неправового государства. К ним, в частности, относятся:

- излишнее регламентирование отдельных сторон жизни человека и общества. В неправовом государстве осуществляется мелочная, назойливая опека над гражданами; административный аппарат является громоздким и нацелен на всеохватное регулирование всего и вся. В сферу регулирования могут попасть вопросы брака, одежда, даже выражение лиц. В таких условиях личность становится принадлежностью государства, из субъекта прав превращается в объект власти. Фактически это означает отчуждение человека от власти;

- сильное имущественное расслоение общества. В неправовом государстве существует значительный имущественный разрыв между "верхами" и "низами", отсутствует сколько-нибудь заметная прослойка среднего класса. Государство либо не ставит задачу улучшения благосостояния общества, либо ставит, но на практике не стремится реализовать ее;

- ограничение свобод личности, прав человека. В неправовом государстве не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. В ряде стран (например, в арабских государствах) официально ограничены права женщин. Бывает, что государство закрепляет права человека в законе, но законы являются ширмой. Преследуется самостоятельность и собственные убеждения; вводится единомыслие, какая-то одна идеология (в том числе религиозная), подкрепленная силой и авторитетом государства. Практикуются репрессии и доносы. Маленький человек находится в страхе, растерянности, синдроме тревожного ожидания;

- применение насилия, принуждения ради "великих" целей и задач. Использование методов принуждения может осуществляться как на временной основе, так и постоянно. Использование насилия оправдывается необходимостью решить те или иные проблемы, задачи. Зачастую власть обещает построить "новую жизнь", "общество процветания", но человек не включен в процесс принятия решений. Личность становится средством достижения великих целей и задач, приносится в жертву (по принципу "цель оправдывает средства"). Массы играют роль стройматериала для достижения возможного будущего благополучия. Примером могут служить отдельные периоды истории СССР, Чили и других государств;

- право заменяется понятиями "пользы", "целесообразности". В неправовом государстве может иметься развитая правовая система, поддерживаться внешний порядок и законность, но это забота об охране "своего права", "своей законности", которые в действительности оторваны от естественных прав человека. Это явление можно было бы назвать "диффузией тоталитарных идей в позитивное право". При необходимости, если полезно или целесообразно, государство легко отходит от установлений права. В таких условиях "верхи", элита, обычно живут по своим правилам и законам, являются недосягаемыми для правосудия; в обществе царят двойные стандарты;

- отсутствие или декоративный характер разделения властей. В неправовом государстве жизнью заправляет, как правило, исполнительная власть, которая подчиняет себе законодательную и судебную ветви власти. В результате парламент начинает штамповать нужные власти законы, а суды - выносить "правильные" приговоры и решения;

- неприязнь к частной собственности. Неправовое государство боится частного собственника, так как частная собственность несет экономическую самостоятельность индивидуума, его независимость от государства. Государство национализирует собственность либо берет ее под свой контроль другими средствами, пытается перераспределить собственность, усреднить стандарт жизни. На практике падает эффективность труда, качество товаров, наступает всеобщий дефицит, в обществе воцаряется коллективная (усредненная) бедность. В таком государстве нет рынка, могут быть лишь "элементы рынка";

- изоляционизм. Неправовое государство постепенно теряет связь с населением. Такое государство боится "чрезмерной зависимости" (экономической, политической, идеологической) от внешнего мира и часто осуществляет линию на самоизоляцию в международных делах, проводит политику "опоры на собственные силы". Примером может служить КНДР: официально провозглашенная идеология чучхе содержит принцип опоры на собственные силы.

В неправовом государстве могут присутствовать как все указанные выше признаки, так и всего лишь некоторые из них. Наличие хотя бы одного из признаков уже свидетельствует, что государство не является правовым.

В то же время в государстве могут быть перечисленные признаки, но государство декларирует и на практике стремится к правовому государству. Таких государств в мире достаточно много.

В условиях глобализации, которая началась в XX веке и будет разворачиваться в XXI веке, большинство государств будет подтягиваться к общемировым стандартам. Общая логика развития человечества, единое экономическое пространство требуют движения в сторону правовых государств.

21. Государство и личность. Политическая жизнь, политическая система общества - это поле взаимодействия государства и личности.

Фактически история выявляет два типа взаимосвязей между ними:

1) когда государство подавляет личность, подчиняет ее, стирает различия между личным и общественным, индивидуальным и публичным; человек рассматривается частью государственного механизма, а государство стремится все задачи решать только политическими, а не иными средствами (авторитарные, тоталитарные системы); происходит разрыв отношений между отдельным человеком и государством, человек уходит на позицию несотрудничества;

2) когда между государством и личностью устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества; государство использует самые различные каналы для взаимодействия с личностью, гражданами, защищает права личности; в право воплощается воля народа (а не самого государства); меняется соотношение между государством и законом: формула "закон есть инструмент государственной власти" меняется на формулу "государство есть инструмент закона"; каждый индивид также уважает закон и стремится действовать в рамках закона.

Современные развитые правовые доктрины исходят из того, что человек от рождения имеет естественные, неотъемлемые права - право на жизнь, свободу, собственность и т.д. Государство не дарует права, а только закрепляет их в законе и обеспечивает их реализацию. Если государство игнорирует естественные права, ущемляет их, то оно характеризуется как антидемократическое. Основные права и свободы человека закрепляются в международно-правовых актах и национальных конституциях.

Следует особо обратить внимание, что зачастую государство осуществляет дискриминацию отдельных категорий лиц. В этом отношении наиболее показателен пример дискриминации женщин в общественной и государственной жизни многих стран.

Вообще преобладающая часть человеческой истории характеризуется дискриминационным отношением к женщине.

В древнеиндийских Законах Ману (II в. до н.э.) содержалось специальное положение, фиксировавшее общий принцип отношения к женщине: "...Женщина никогда не пригодна к самостоятельности". Поэтому Законами предписывалось, чтобы женщина всегда была под опекой/охраной отца, мужа, сыновей.

Древнеримским правом (Законами XII таблиц (V в. до н.э.)) предусматривалось, что мужчина приобретал власть над женщиной в силу факта "давностного сожительства с нею", т.е. совместного проживания в течение года и более.

Правда, Законы предоставляли определенный выбор женщине: если она не желала власти мужа, то раз в году должна была отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

В определенном смысле такое общество (как и цивилизация в целом) является "мужским обществом", т.е. обществом, в котором право обеспечивает приоритет мужчины.

В современных развитых правовых государствах такое положение устранено. Юридически женщина поставлена в равные условия с мужчиной. Во многих странах это уже приносит плоды: в прибалтийских и скандинавских странах, например, удельный вес женщин в политике, в общественной и государственной жизни - один из самых высоких в мире. Не являются уже исключением примеры женщин-президентов.

В то же время во многих государствах, главным образом развивающихся, положение женщины остается тяжелым; женщина продолжает подвергаться дискриминации, остается бесправной.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое общество? Чем общество отличается от стада?

2. Какие автономные группы общественных отношений можно выделить?

3. Кто является участниками общественных отношений?

4. Какова роль интересов в общественных отношениях?

5. Какие типы общества можно выделить?

6. Какую роль может играть государство по отношению к обществу?

7. Почему государство и личность объективно противостоят друг другу?

8. Какими средствами государство воздействует на поведение человека?

9. Какие виды правовых норм регулируют поведение человека?

10. Чем правовые нормы отличаются от неправовых?

11. Что такое нормы обычаев? Религиозные нормы? Нормы морали? Приведите примеры таких норм.

12. Как государство относится к неправовым нормам?

13. В чем состоят признаки гражданского общества?

14. В чем состоят признаки правового государства?

15. В чем состоят признаки неправового (полицейского) государства?

16. Кто из ученых прошлого внес определенный вклад в концепцию гражданского общества? Правового государства?

17. Почему наличие среднего класса является важным признаком гражданского общества?

18. Каким образом, через какие механизмы люди, общество осуществляют саморегулирование?

19. Какой из двух предложенных вариантов определений гражданского общества кажется вам более точным? Почему? В чем "плюсы" и "минусы" данных определений?

20. Почему Нортхэмптонский статут, принятый в Англии в 1328 году, можно считать практическим шагом на пути к правовому государству?

21. Чем известен Шарль-Луи Монтескье?

22. Почему конституцию часто называют общественным договором?

23. Что такое естественное право и позитивное право? В каком соотношении они находятся?

24. Зачем необходимо разделение властей?

25. Что такое разделение властей "по горизонтали" и "по вертикали"?

26. Чему служит система сдержек и противовесов? Приведите примеры элементов системы сдержек и противовесов.

27. Существуют ли в мире в настоящее время неправовые (полицейские) государства? Какие?

28. Каким образом могут выстраиваться отношения между государством и личностью?

29. Какие нормы охватываются термином "социальные нормы"?

30. Какая существует взаимосвязь между нормами права и нормами обычая?

31. У каких норм - религиозных или правовых - шире социальная сфера действия?

32. Как используют государства нормы обычая и религиозные нормы?

33. Можно ли утверждать, что в основе права лежит общечеловеческая мораль?

34. В каких современных странах подвергаются дискриминации отдельные категории лиц? Приведите примеры стран и используемых форм дискриминации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.