Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

V.1. Числовой и графический символизм Пифагора 7 страница



70 гг. до Р. Хр.)[190]. «Апокалипсис», или «Откровения Св. Иоганна Богослова» были взяты из «Книги Еноха» и «Даниила», создание относится к 96 году н. э., здесь дается описание полной картины мироздания от его начала до самого конца.

Две книги — «Зогар» и «Иецира» — являются кладовой для всех последующих каббалистических трудов.

Еврейская Каббала представлена тремя величайшими книгами: «Зохар»[191], «Мидраш Берашет» («Книга Бытия») и «Мер- каба» («Колесница Иезекииля»), последняя из которых является ключом к изучению Каббалы.

К книгам Священного Писания относятся Ветхий и Новый Завет. Каббала раскрывает эзотерический смысл Библии. Израильские Священные Писания черпали свою сокровенную Мудрость из первоначальной Религии Мудрости, которая была источником и других Священных Писаний. Тайная Доктрина родилась в Индии, откуда она была перенесена в Халдею, а оттуда перешла к еврейским танаимам. Все — от «Пятикнижия» вплоть до «Талмуда» — документы каббалистической литературы, находящиеся в египетских и халдейских Святилищах, — были приспособлены к национальной истории евреев.

Царь Соломон свою магию и мудрость получил из Индии, известна его «Книга Мудрости» (950 г. до Р. Хр.).

Иудаизм, оформившийся в 7 веке до Р. Хр. в Палестине, представленный Ветхим Заветом и Талмудом — как комментариями к ветхозаветным книгам (4 век до Р. Хр.), — был связан с Моисеем, сыном царственной сестры Рамзеса II. Моисей родился в 1392 году до Р. Хр., являлся иерофантом Египта и священнослужителем солнечного бога Осириса, и его имя звучало как Озар- сиф. Будучи жрецом и Посвященным, имел учеников, в их числе — Давид и Соломон. Каббалистическая «Книга Бытия» и другие книги Моисея (Законы Моисея — 1320 г. до Р. Хр.) были написаны аллегорически, египетскими иероглифами. Затем книги Моисея на века были преданы забвению, а когда их снова открыли, то их истинный смысл для народа Израиля был утерян.

«Исход», приписываемый Моисею, был переработан Езд- рою из древних материалов. «Талмуд» был весь заимствован из «Зенд-Авесты».

Ветхий Завет (39 книг) был составлен с устных преданий, ибо Моисей сообщил «сокровенную истину» в устной форме. В свою очередь, «Бытие» и Книги Моисея — это копии индусских Священных книг[192]. Пять книг «Пятикнижия» («Тора») — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие — поэтому не содержат в себе подлинных Книг Моисея. Тексты Элохические были написаны заново спустя 500 лет после эпохи Моисея; Иеговические — на 800 лет позднее на основании библейской хронологии. «Книги Моисея» были вписаны в «Ветхий Завет» Ездрою в 458 году до Р. Хр.

после вавилонского пленения[193]. Так как Священные Писания погибли в плену у Навуходоносора, то Ездра, левит, священнослужитель, восстановил все древние священные Писания. Следовательно, Библии Ездры примерно 2500 лет.

Священные Писания подделывались и переделывались, были утеряны и снова написаны еще до дней Ездры, который в свое время восстановил Книги по-своему. Затем уже в 9 столетии н. э. новым составителем Пятикнижия и Талмуда явился Иуда Маккавей. Таким образом, Библии Маккавея 1100 лет.

В 168 году до Р. Хр. храм Иерусалима был разгромлен и его Священные Книги — то есть «Библия», составленная Ездрою и завершенная Иудой Маккавеем, — были ликвидированы...

Истинная же «Книга Бытия» в символах и глифах (1500 лет до Р. Хр.) безвозвратно потеряна для истории. «Книга Творения», своими корнями уходящая в Вавилон (6—4 тысячелетия до Р. Хр.), была также навсегда утеряна. «Екклизиаст», написанный за тысячи лет до царя Соломона, пришел к нам, лишенный своей первозданности и сокровенности.

Талмуд в своей настоящей форме — Мишна и Гемара — составлен на основании более древних материалов и может быть отнесен не ранее чем к девятому столетию нашей эры.

Новый Завет (27 книг) появился в своей завершенной форме после 300 лет со времени апостолов, и ни Иисус Христос из Назарета, ни его апостолы к нему руку «не приложили»[194]. Евангелие («Новый Завет», «Деяния») представляет собой тщательно разработанные легенды[195]. Доктрины «Евангелий» и даже «Ветхого Завета» были взяты целиком из «Книги Еноха». («Кодекс наза- реев», «Евангелия» были написаны спустя века, как проповедовали Св. Иоанн Креститель и его ученики).

Христианская Каббала, возникшая в 1 веке н. э. в восточных провинциях Римской империи (Палестине), опиралась на еврейскую Каббалу. Можно проследить путь влияния Древнего Учения: зороастрийцы, маздеяне и персы заимствовали свои концепции из индийских учений; евреи — из персидских; христиа

не — из еврейских. Иудаизм, ранний и поздний гностицизм, христианство — все были построены на идентичных космических мифах, символах и аллегориях, ключи от которых находятся у их первоначальных изобретателей. «Религия масс пошла рука об руку с философией и вместе с ней разделила участь постепенного разложения и омрачения вследствие человеческого самомнения, суеверия и лжи». Поэтому существует огромная разница между Священной Наукой Древнего Египта и шарлатанством халдеев последних императоров Рима.

Библия, как Священная Книга иудаизма и христианства, является отголоском Эзотерической Доктрины; ее нравственно-духовные идеи Добра и Зла были целиком искажены буквальным прочтением и восприятием текстов Библии.

Пережив период преследований, христианство стало государственной религией — в 325 году, на Первом Вселенском Соборе, при царе Константине I Великом. Затем христианство раскололось сначала на католицизм и православие (1054 год н. э.), позже от него отпочковался протестантизм (16 век н. э.).

Ислам возник в западной Аравии в 7 веке. Главной книгой является Коран. Коран был передан миру Аллахом через его посланника Мухаммеда (родился в 571 году н. э.). При жизни про-

рока не существовало полного собрания сур (глав) Корана, и только после его смерти они были собраны в единую книгу. Эту работу выполнил по поручению преемника пророка Абу Бакра Заид ибн Сабит. Помимо кодекса Заида, были и другие спис-

Во имя Бога, Милостивого, Милосердного. Слава Богу, Господу миров,

Милостивому, Милосердному, держащему в Своём распоряжении День суда!

Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи:

веди нас путём прямым,

путём тех, которых Ты

облагодетельствовал,

не тех, которые под гневом,

не тех, которые блуждают.

Аль-Фатиха в переводе Г.С. Саблукова, XIX в.

 

ки Корана, но халиф Осман (644—656 гг.) произвел унификацию священных текстов, взяв их часть в основу кодекса Заида.

В нынешнем своем состоянии Коран представляет собой собрание доктрин Мухаммеда, действительно обладавшего Знанием — Учением Мудрости. «Таинство Ислама было основано на древних языческих Мистериях, которые имели место в Каабе задолго до рождения Пророка. Существует мнение, что многие церемонии нынешнего Ислама происходят из арабского язычества.

Женский принцип постоянно утверждается в исламском символизме. Например, Пятница, которая посвящена планете Венере, является священным днем мусульман. Зеленый цвет — это цвет Пророка, и, будучи символом зелени, он неизбежно ассоциируется с Мировой Матерью. Исламский полумесяц и ятаган могут быть интерпретированы как символы Луны или Венеры, имеющих серповидную форму»[196].

Через сто лет после смерти Мухаммеда Ислам распространился на территорию Малой Азии, Африки, Испании, «вырвав их из- под власти христианства, а это составляло больше половины тогдашнего цивилизованного мира»[197].

Таким образом, в основании всех древних народных религий находилось одно и то же древнее Учение Мудрости, единое и тождественное, исповедуемое и применяемое Посвященными всех стран, которые одни только были осведомлены о его существовании и значительности. Однако оно не могло достичь чудесного совершенства, в каком мы находим его в остатках различных эзотерических сис-

тем, иначе как в течение непрерывного ряда веков.

На протяжении более чем 15 столетий, благодаря проводимым со слепою яростью зверским преследованиям великих вандалов раннехристианской истории

— Константина и Юстиниана, — Древняя Мудрость медленно дегенерировала, пока, наконец, постепенно потонула в глубочайшей трясине монашеского суеверия и невежества. Учение Пифагора, гностиков[198] — все отвергалось, как учения Антихриста и языческие, и предавалось пламени. Вместе с последними семью Мудрецами Востока (оставшейся группой неоплатоников — Гермиасом, Присциа- ном, Диогеном, Евлалием, Дамасцием, Симплицием и Исифором, которые бежали в Персию от фанатического преследования Юстианина) царствование Мудрости закончилось.

Исчезновение Мистерий начался с 47 года до Р. Хр. — восстание и разрушение городов Галлии (Алесии, Вибрактиса),

Александрийской библиотеки Цезарем. Цезарь, как варвар, достойный Рима, завершил разрушение древних Мистерий разграблением храмов, избиением Посвященных и друидов.

Кроме этих условий, чрезмерная власть, злоупотребление знанием и личное честолюбие очень часто приводили эгоистичных и беспринципных Посвященных к черной Магии; именно черная Магия была тем, что в конечном счете было связано с уничтожением Мистерий.

Познания Мудрецов Индии, Вавилонии, Ниневии и царственных Фив; легенды и традиции с комментариями к ним Солона, Пифагора и Платона из мраморных залов Гелиополиса и Сайза — все это занесено на неразрушающиеся пергаменты и передается в наши дни с огромной заботой от одного Адепта к другому.

В недрах земли построены подземные хранилища, входы их скрыты. Тайная Доктрина сохраняется в пещерах и святилищах для Посвященных. Все Сокровенные Книги ждут более просвещенного времени. А пока они — в безопасности.

Капила, Орфей, Пифагор, Платон, Василид, Меркиан, Аммоний и Плотин основывали школы и сеяли зародыши многих благородных мыслей и, исчезнув, оставили за собой сияние полубогов. Но четыре личности — Кришна, Гаутама, Иисус, Мухаммед — появились как истинные боги, каждый в свою эпоху, и передали человечеству четыре религии, построенные на нерушимой скале веков. Что все четыре стали со временем фальсифицированными, а иной раз — почти неузнаваемыми, — в этом никто из этих благородных Реформаторов не виноват. Все четыре главные мировые религии — Индуизм, Буддизм, Христианство, Ислам — оспаривают свое первенство в приближении к Истине, той единственной Религии Мудрости, которая являлась общей для различных верований.

Эзотерическая Философия примиряет все религии и, снимая с каждой ее внешнюю оболочку, человеческую, указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой великой религии. Поэтому «нет религии выше Истины»; религия Древних есть религия Будущего!

Раздел II.

КУЛЬТУРА

II.1. Космизм Духовных Доктрин

Философская религиозная система есть Тайная Доктрина. Оккультная Восточная Философия представляет собой краеугольный камень всех наук. В течение многих веков Тайная Доктрина была Истиной, упорная живучесть которой проявляется по всему Земному шару. Величественная поэзия четырех Вед, Книги Гермеса, халдейская «Книга Чисел», «Кодекс назареев», «Каббала» танаимов, «Сефер Иецира», «Книга Мудрости» Соломона, «Брахманы» и т. д. — все эти тома имеют одну и ту же основу. Различаясь только в аллегориях, они учат той же самой Тайной Доктрине.

Космогония — теория о Космосе. Само слово «Космос» означает «порядок». Применительно к «устройству мира» этот термин встречается у Гераклита; о музыкально-математической гармонии Космоса как следствии его разумности и упорядоченности, учил Пифагор. Каждая космогония — от самой ранней до самой позднейшей — основана на цифрах и геометрических фигурах. «При воссоединении Идей с Числами можно манипулировать Идеями точно так же, как и Числами, и прийти к Математике Истины».

Природа — это общая сумма явлений, пребывающих вокруг нас, совокупность причин и следствий в мире Материи, Мироздании или Вселенной. Отсюда персонифицированная сумма и порядок известных причин и следствий, сумма всех конечных факторов и сил.

Универсальная первооснова Бытия во всех первичных философских системах связана с представлениями об общих свойствах или закономерностях Природы, то есть Картины Мира. Концепция Космоса определяется Точкой, от которой исходит Луч, порождающий все Сущее. Эта Точка взрывается мириадами точек, и из каждой в прогрессии проистекает, эманирует мир.

Мир подобен полицентрической модели: центр везде — в каждой точке. «Мир есть бесконечная сфера, центр которой везде, а окружность нигде» (Гермес). И сама эта точка не нуждается в опоре, поскольку эта Точка — «мир в себе», или центр Бытия. Сколько Точек — столько и Миров. Все они — одновременны, едины, вечны, и вместе с тем, все — индивидуальны, различны, мгновенны.

По современному учению, возраст Вселенной равен где-то 13,6±0,2 миллиарда лет (или, по другим данным, 13,7±0,2 миллиарда лет). Эта цифра помогает в наши дни точно определить одну из важнейших космических констант, так называемую постоянную Хаббла, которая показывает скорость расширения нашей Вселенной (а заодно позволяет определять расстояния в ней), — она составляет 72±8 километров в секунду на каждый миллион мегапарсеков расстояния (парсек — это 3,26 световых лет). Иными словами, границы участка диаметром в один мегапарсек каждую секунду расширяются где-то на 72 километра.

Согласно идее Востока, Все исходит из Единого и опять к Нему возвращается. Абсолютное уничтожение просто немыслимо. Вечная Материя не может быть уничтожена. Может быть уничтожена Форма; могут измениться корреляции. Это все. Во Вселенной не может быть такой вещи, как уничтожение. Возможно лишь Созидание (Вишну), Сохранение (Брахма) и Разрушение (Шиву)

— разрушение входит в сценарий Вселенной.

Вселенная есть проявление Воли. Каждая сила в природе также есть следствие Воли, представляющей большую или меньшую степень своей объективности. По Платону, все видимое было создано или эволюционировано из невидимой и вечной Воли и по ее образу. Воля — первая изо всех Сил, ибо через Волю Творца все было сотворено и приведено в Движение.

Именно — Движение как Великое дыхание, а также «Звук» (гармония, создаваемая определенными комбинациями движений), сопутствующий ему, — вот что является основным субстратом Космического Движения. Весь мир заключен в потоке Единой Жизни или Движении. Именно это волновое Движение является причиной эволюции недифференцированной космической Материи в дифференцированную Вселенную. Это Движение — сам Дух. Движение бесконечно, есть Вечный Закон, беспрестанное Дыхание.

Космогенезис — появление и исчезновение Вселенной — в древних текстах изображается как «Вдыхание Великого дыхания», или «Божественное дыхание». Эта фраза в древних текстах звучит так: «Божество выдыхает Мысль, становящуюся Космосом».

Весь Космос существует в едином источнике Энергии (Фо- хат), из которого исходит Свет. В Лучах Света покоятся начала всех физических и химических действий и всех космических и духовных феноменов. Фохат (Энергия) — только одна Сила, которая на проявленном плане явлена нам в миллионах и миллионах форм. Он оживляет и разлагает, он дает жизнь и несет смерть.

Отделение свода наверху от Бездны, или Хаоса внизу, является одним из первых актов творения, или, вернее, эволюции в каждой космогонии. То, что мы называем небом и землею, есть пространство и тела, летучее и закрепленное, движение и вес.

Первичное Существо — это эманация Мирового Разума (Ма- хат), который содержит в себе Идею построения мира. Установившиеся соотношения этой Идеи к Формам в проявлениях этой Идеи становятся Законами Природы. Формами в Проявлениях являются: Время, Пространство и Причинность. Через Время и Пространство Идея изменяется в неизмеримом разнообразии Проявлений.

Материя оживлена и оплодотворена вечной Идеей, или воображением — абстрактное обрисовало и приготовляло модель для конкретной Формы. Любому событию предшествует информация о нем, то есть План. В Писаниях говорится: «Весь Космос — не что иное, как проекция мысли».

Дух, Разум, Материя — эта Космическая Троица, троичное Единство является синонимом для всех космических легенд и становится породителем Четырех Первичных элементов, известных в нашей видимой земной Природе, таких как Огонь, Воздух, Вода и Земля. Троичность Божественного Замысла постоянно образует Материю под непрекращающимся импульсом Единого Элемента, представленного в мире феноменов Эфиром.

Огонь, Воздух, Вода, Земля — все космогонии и измерения в мире состоят из этих четырех Элементов.

Изначальная Субстанция — недифференцированная Материя (Мулапракрити); будучи квинтэссенцией Вещества, как субъективный материал, беспредельна, вечна и абсолютно неразрушима. Инертная Материя, движимая руководящим Разумом, сформировалась во Вселенную такой восхитительной гармонии и красоты.

Все есть Жизнь. «Небесный Океан, Эфир... есть Дыхание Отца

— животворящее Начало, Матерь — Святой Дух... ибо они нераздельны и их слияние есть Жизнь», — говорит Гермес в «Пэманд-

— ре». Жизнь вездесуща во всей Вселенной. Тайна Жизни заключается в непрекращающихся сериях ее проявлений в физическом теле или вне его. «Искра» Жизни одушевляет, по очереди, все Царства Природы, прежде чем она входит и одухотворяет Человека Божественного, между которым и его предшественником, животным Человеком, существуют все различия мира. «Мировая Душа» (Anima Mundi) насыщает весь Космос — живой душой наделяются даже растения.

Жизнь порождает огромные массы материи, организованной в регулярные периодические структуры. Земная биосфера буквально пронизана ими: по оценкам В. И. Вернадского, вес живого вещества на нашей планете составляет 1014—1015 тонн.

В Индии, Египте, Ассирии, Греции — везде говорится о семи днях творения, то есть имеется семеричность эволюции в каждой космогонии. В каждой космогонии Земля и Вселенная поделена на семь частей или сфер.

На протяжении Великого Дыхания — Движения (Манванта- ры) — Материя отражает все Семь Принципов, Семь Планов, Семь Уровней.

Семеричная сила Проявления начинается на верхней ступени от Единой непостигаемой Причинности и кончается как Вездесущий Разум и Жизнь, присущие каждому атому Материи и Монаде.

Вселенная, по Учению Древних, имела различные подразделения на сферы Проявлений, однако семерич- ность в этих системах присутствует всегда, хоть и неявно. Семеричное деление является наидревнейшим; это корень архаической классификации.

Вечный Космос в Каббале делится на семь миров; в халдейской системе — на восемь. Так, пророк Зороастр учил: «Египтяне и халдеи учили, что имеется семь телесных миров Семь небесных сфер (то есть миров, которыми правят ин- по мусульманским теллектуальные силы); первый есть представлениям. чистый Огонь; второй, третий и чет

вертый — Эфирные; пятый, шестой и седьмой — Минеральные. Седьмой мир называется Земным и ненавидящим Свет, и расположен он под Луной и содержит в себе Материю под названием Фундус, или Основание.

Эти Семь плюс Одна невидимая Корона (Ке- тер) и составляют Восемь миров».

Поэтому Космос возглавляем Восемью Великими Богами — Семь от Извечной Материи, от Единого, и Один от Божественной Триады.

В начале каждого цикла в 4 320 000 лет,

Семь (как у некоторых народов) или Восемь Великих Богов нисходят, чтобы установить новый порядок вещей и дать импульс новому циклу. Этот восьмой Бог — объединяющий Круг и Логос. Как гласит Комментарий: «Могущественные совершают свои великие деяния и оставляют позади себя никогда не преходящие памятники для запечатления своих посещений, каждый раз как они проникают за нашу Иллюзорную завесу (атмосферу)».

Появляются они в начале циклов, так же, как и каждого Звездного Года в 25 868 лет.

Пифагор делил мир на Высший, Верхний и Низшие миры с их подразделениями. Огненный, Высший мир, хорошо известный в оккультных науках, является основой Бытия.

Поскольку в общей картине мироустройства все Мироздание делится на физическую, астральную и сверхастральную Вселенные, постольку и живущие там Существа также бывают земными, сверхземными и духовными. Так, Вселенная, по мнению древних русов, разделялась на три части: Явь — это мир видимый, реальный; Навь — мир потусторонний, нереальный, посмертный; Правь — мир законов, управляющих всем в мире. Антропоморфные Существа тонких миров могут быть и божествами, и демонами, и просто тенями.

Высшая иерархическая ступень — духовный мир — принадлежит богам, что находит отражение в мифах, родившихся из множества наблюдений.

Во многих религиях эти Высшие миры действуют как скрытая причина явлений нашего земного мира. Однако и Идеальный, Божественный мир, не существует без земного.

Часто в космогониях присутствует аура планеты — ее ноосфера, или, скорее, психосфера; могут также существовать затоми- сы (небесные города, названные так Даниилом Андреевым в «Розе Мира»). И земная Земля должна быть связана со своей духовной сферой — и своими небесными замками.

 

Но в любом случае мы имеем конечность дифференциации всех факторов Духовных сфер в Земной области, в которой, как бы по остаточному принципу, происходит запечатлевание в материи всех Идей и Форм.

Майа, или Иллюзия, входит во все конечные предметы, ибо все, что существует, имеет не абсолютную, но лишь относительную реальность, так как видимость, в которую облекается скрытый Ну- мен для данного наблюдателя, зависит от познавательных способностей последнего, поэтому все вещи относительно реальны.

Иногда устройство мироздания включает в себя и подземный мир. Предполагалось, что Верхний мир

— небеса — служил обителью богов. Средний мир

— земля — был местом жительства людей. Нижний, или подземный мир населяли темные и опасные божества смерти и различные чудовища. Четкие представления о трех мирах существовали у древних тюрок, якутов, монголов, бурят. Нередко и Нижний, и Средний, и Верхний миры подразделялись на «ярусы», как это просматривается в мифологии скандинавов, древних греков, кельтов. Так, мир скандинавских легенд состоял из трех уровней. Верхний уровень — небесный, называвшийся Асгард, где находились Боги. На среднем уровне — Мидгард — располагался мир людей, который делился на три части. Самый нижний мир — это страна смерти Нифлхейм — с ледяной пустыней и огненной землей Мус- пельхейм.

Подземный, загробный мир утвердился в мифологии различных верований, в том числе Месопотамии, Египта, Греции и т. д.

 

 

Встречаются более сложные градации в делении Вселенной; обычно это связано с разнообразием Божеств, курирующих Звезды и Планеты. Так, по мнению древних майя, Вселенная представляет собой направленные вверх 13 небес и 9 преисподних, направленных вниз. Между небом и подземным миром располагалась плоская поверхность прямоугольной Земли. Верхние 13 небес — космические области с перекладинами между ними — имеют строгое распределение для обитания в них Луны, звезд, Солнца, Венеры, комет, ночи и дня, бурь, Богов и Высочайшего Мира. Каждый из этих 13 слоев небес имел своего бога. Земля считалась нижней сферой. Подземный мир в 9 ярусов также находился под властью одного из владык ночи. Все небесные тела — Солнце, Луна, звезды и т.д. — между своим закатом и восходом странствовали по подземному миру.

 

Схема «И цзин» — это восемь комбинаций из трех черт триграммы, отражающих общие принципы развития мироздания. Внешний круг — последовательность первичного, «прежденебесно- го» мироустройства, т. е. до возникновения Неба и всех вещей.

Внутренний круг — последовательность «посленебесного» мироустройства, соответствующая миру вещей и явлений. Круг — символ Неба. Каждая триграмма на схеме имеет свое имя и значение и состоит из символов ян и инь.

Значения триграмм:

1 — Небо, творческое начало, энергия, столкновение, сила, лёд, голова, отец, июнь;

2 — ветер, дерево, нежность, петух, боги;

4 — гора, хладнокровие, начало и конец, черноклювые птицы, семя, рождение, смерть, рука, собака;

5 — Земля, принимающее начало, забота и ласка, живот, мать, корова;

6 — гром, вздымающая сила, земные силы, зеленый бамбук, ступня, дракон;

7 — огонь, свет, сила сжатия, сознание, Солнце, глаз, павлин;

8 — озеро, радость, взрыв, наложница, овца, рот.

В буддизме объемным изображением структуры Вселенной, ее символом и вертикальной моделью является ступа. Она несет символы первостихий и элементов. Ступа напоминает Гору Меру — традиционный объект религиозного поклонения буддистов.

Части ступы означают различные элементы мироздания: основание — землю, лестница — воду, полушарие — огонь, шпиль

— воздух, навершие — пространство. Но возможно и другое понимание: фундамент — омраченное состояние человека; лестница ступа в г0р0де Янгуа. и купол — начало движения к Просветле- Мьянма. Бирма.


 

нию; шпиль — состояние бодхисаттвы, постигшего Истину, но из милосердия пребывающего в сансаре; навершие — полное осознавание природы Будды в себе.

Вертикальная модель мироздания отражена и в буддийской иконографии: на большинстве танка — тибетских «иконах» — центральное божество окружено другими, при этом вверху изображается главное божество семейства, а внизу — всегда охранители как опора.

Мандала (санскр. — круг, колесо, диск) — это символический чертеж устройства мира; репрезентация Вселенной в виде священного пространства, исполняющего роль обиталища богов и места встречи Вселенских Сил. В индуистском и буддийском тантризме мандала как символическая диаграмма использовалась при отправлении священных ритуалов, а также в качестве инструмента медитации. Считается, что человек (микрокосм), мысленно «входя» в мандалу и «передвигаясь» в ней, проходит по закону аналогии через макрокосмические процессы дезинтеграции и реинтеграции[199]. Так, мандала через ритуал переводит внешнее совершенство предметного образа во внутреннее состояние человека, преобразует его в искомую психологическую форму.


 


 

II.2. Антропогенезис Сокровенного Учения

Теогония — теория о происхождении богов и человека — едина в своей первооснове: теологии всех великих народов согласуются и показывают, что каждая является частью «одного огромного целого». Эзотерическим ключом к ним является Сокровенное Учение, принадлежавшее доисторическим народам.

Веды — самый древний Источник, содержащий Совершенную Мудрость — Священное Писание. Именно это Учение которое может проследить сродство всех человеческих религиозных теорий и даже так называемых «откровений», и именно это Учение вливает дух жизни в манекены на вершинах Меру, Олимпа, Валгаллы или Синая.

В каждой религии мы находим Сокровенное Божество, составляющее Основу, затем Луч его, падающий в первичную Космическую Материю — первое проявление; затем, как результат, олицетворенная двойственная Женская и Мужская абстрактная Сила

— вторая фаза; эта Сила распадается наконец в третьей фазе на Семь Сил, называемых всеми древними религиями Созидательными Силами, а христианством — Божественными Силами.

Научный и теологический фундамент Вед определяет единую парадигму для постижения источника и природы жизни. В главном ведическом тексте — «Бхагавад-Гите» — Абсолютной Истиной является Верховная Личность, обладающая высшим сознанием и высшим разумом. Абсолютная Истина — это верховное существо, обладающее чувствами, именуется Вишну — Дух Всевышний, Духовный Бог. Вишну олицетворяет собой также вечное и беспредельное Пространство.

Ведический Вишну-Бог представлен Брахманом[200], заключающим в себе Первую Высшую Троицу: Нара, Нари и Вирадьи (Высшая Реальность, Верховная Душа и Абсолютный Бог), то есть Харанья-гарбха, Троичная праджапата или Первоначальная Триада.

Эта Высшая Троица, или Триада, отражаясь в Водах Пространства, именуемого Хаосом, выявляет Первый Логос — Вторую Триаду, представленную тремя Силами или аспектами в единстве:

 

Агни, Вайю и Сурью (Огонь, Воздух и Солнце), то есть Проявленную Триаду.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.