Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обобщим организационные мероприятия и направления деятельности руководителя хора, способствующие формированию и укреплению хорового коллектива ДШИ.

Технология организации хорового коллектива на хоровых и инструментальных отделениях ДШИ.

Введение.

Вопрос как правильно организовать работу детского хора в ДШИ часто возникает у молодых специалистов-хормейстеров. Проблема, действительно, важная, потому что от продуманности и серьезности постановки организационной работы зависят и результаты музыкально-эстетического воспитания и уровень творческого роста детского хора.

Поскольку ведущей формой хорового исполнительства является коллективное музицирование, организационная работа должна быть направлена на идейно-эстетическое воспитание этого коллектива в целом и его участников в отдельности.

Поэтому закон о воспитании личности ребенка «в коллективе и через коллектив», сформулированный А. С. Макаренко, должен быть ведущим и основополагающим в деятельности хора.

Хормейстер, будучи требовательным к себе как к музыканту и педагогу, должен уделять большое внимание организационной работе в коллективе, постоянно совершенствуя ее формы.

Приступая к организации работы в детском хоре ДШИ, руководитель должен прежде всего подобрать коллектив педагогов-единомышленников, который помог бы осуществлению поставленных им задач. Это хормейстер и концертмейстер. Хорошо владеющий фортепиано хормейстер порой может заменить концертмейстера, а концертмейстер, знакомый с навыками вокально-хоровой работы, может заниматься с учащимися индивидуально, с отдельной партией хора, с солистами, с отстающими из-за пропусков по болезни и т. д.

Для повышения квалификации коллектива каждому педагогу в отдельности рекомендуется вести журнал с подробными записями о проведенных занятиях. Следует фиксировать методику преподавания и процесс освоения учащимися тех или иных заданий, стараться обстоятельно анализировать и делать выводы (письменно) после каждого урока. Подобного рода работа приучит коллектив педагогов творчески подходить к своему труду, обобщать свой опыт. Руководитель коллектива и хормейстеры должны обязательно знакомиться с новинками хоровой и методической литературы.

Организационная работа.

 

  1. Набор.

Организационная работа начинается с набора детей в ДШИ на инструментальное и хоровое отделения, который проводится ежегодно. О наборе сообщается в афишах, настенных плакатах, которые вывешиваются в помещениях дошкольных учреждений и общеобразовательных школ близлежащих районов и других людных местах. Объявление должно содержать полную информацию о наборе: возраст принимаемых в хор, время и дни прослушивания, адрес ДШИ.

Но кроме рекламной кампании, руководитель предварительно договаривается с музыкальным руководителем детсада и учителем музыки в СШ и прослушивает для отбора в хор детей из ДДУ и СШ.

Как правило, основным условием приема на хоровое и инструментальное отделение ДШИ является наличие музыкального слуха и хорошего голоса, и отбор происходит по конкурсной системе.

Однако в настоящее время сами дети и их родители не всегда правильно могут оценить музыкальные данные, поэтому задача руководителя – привлечь, заинтересовать детей со средними музыкальными способностями, но с большим желанием научиться петь. К тому же следует исходить из давно известного положения, что все способности развиваются. Особенно это относится к поступающим в младший хор.

Набору в хор помогают также сами участники коллектива, приводя своих братьев и сестер, соседей, друзей, одноклассников.

Прослушивание.

После зачисления и распределения по отделениям происходит первое знакомство юных хористов и педагогов, которое проводится в два тура.

На первом туре хормейстер или концертмейстер определяет состояние голосового аппарата, наличие музыкального слуха и голоса, музыкальную память. (См. таблицу в Приложении)

На втором туре художественный руководитель, хормейстер и концертмейстер тщательно знакомятся с индивидуальными певческими особенностями поступающих.

Следует учитывать тот факт, что при зачислении на инструментальное отделение с 5-тилетним сроком обучения возраст детей может быть старше, чем с 7-милетним. При проверке таких поступающих в среднюю группу (10 —12 лет) можно предложить им спеть без сопровождения какую-либо песню (по желанию) и повторить исполненные педагогом на инструменте несложные попевки.

Детям младшего возраста (5—10 лет) можно предложить спеть небольшую песню от разных звуков с сопровождением инструмента, а также повторить отдельные звуки в зоне примарного звучания, отстучать несложный ритмический рисунок.

Часто из-за стеснительности ребенок вообще ничего не может спеть или поет («гудит») на одной ноте. Таких детей следует зачислить в хор условно с тем чтобы, установив за ними особое наблюдение (чаще спрашивать, исправлять на ходу интонацию), впоследствии выяснить причину скованности. Часто при правильно поставленной вокальной работе и выявлении причины «гудения» из таких детей вырастают очень хорошие певцы. Исследования показали, что иногда фальшивое пение, или «гудение» — результат отсутствия интереса к музыке в семье, невнимания к интонированию на музыкальных занятиях в детских садах, заболевания голосового аппарата — фоностении, излечение от которой восстанавливает нарушенную координацию между слухом и голосом и помогает правильному повторению ребенком услышанного звука.

В младшем хоре рекомендуется распределить учащихся на первые и вторые голоса. В партии первых голосов поют дети с легкими, звонкими голосами, а также плохо интонирующие, с диапазоном ре1—ми2; в партии вторых голосов — дети с крепкими, звонкими голосами, с диапазоном в пределах первой октавы.

Все данные о вновь поступивших записываются в специальную анкету-карту (см. в приложении), в которой будут отмечаться изменения в вокально-слуховом развитии, происшедшие в результате обучения. В журнал записывается фамилия, имя поступающего, возраст, домашний адрес, телефон, номер школы, класс, смена, а также выставляются оценки текущей и промежуточной аттестаций.

  1. Родительское собрание.

В первые же дни организации хоровых занятий в ДШИ проводится родительское собрание отделения, на котором руководитель знакомит родителей с учебно-педагогическими и художественно-исполнительскими задачами хора, с педагогами, условиями и распорядком занятий, перспективным планом концертной деятельности и культурно-образовательных мероприятий. Выбирается родительский комитет, который будет оказывать помощь в решении ряда организационных вопросов.

К началу учебного года и периодически в течение всего года необходимо приглашать врача-фониатра для осмотра голосового аппарата вновь принятых детей и для наблюдения за развитием их голосов в процессе обучения.

  1. Возрастные особенности.

Формирование хоровых коллективов ДШИ следует проводить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей: 5—10 лет — младший хор; 10—12 лет — средний хор; 12—15 лет — старший хор.

Вопрос перевода учащихся из одной группы в другую следует решать индивидуально, поскольку развитие детей зависит от тех музыкальных данных, с которыми они пришли в хор. В связи с этим в младшем хоре можно подольше подержать детей со слабой слуховой ориентацией, и наоборот, не следует задерживать перевод в средний или старший хоры детей с ярко выраженными музыкальными способностями и хорошим голосом. Однако надо опасаться преждевременного перевода в старший хор детей до 11 лет, так как не по возрасту большая певческая нагрузка может пагубно сказаться на неокрепших голосовых связках.

  1. Планирование работы, репертуар.

Планируя работу коллектива в целом, следует учитывать школьную загрузку учащихся и соответственно с этим строить удобное для всех расписание. Точное количество занятий групп по предметам указано в учебном плане.

Каждый преподаватель-хормейстер к началу учебного года составляет свой план работы с коллективом, где должны быть предусмотрены вопросы и задачи музыкально-теоретического и вокально-певческого развития учащихся, методика обучения вокальным навыкам. В планах работы коллектива указывается заранее подобранный репертуар, предполагаемое количество концертных выступлений, поездки, вечера, экзамены и другие организационные и общественно-образовательные мероприятия.

Если план составлен неформально, он будет путеводителем и помощником в работе, а проверкой его действенности и целесообразности будут результаты педагогических усилий, наблюдений и выводов.

Руководствуясь планом, преподаватель тщательно готовится к очередному занятию: продумывает методику обучения, способ изложения нового материала.

Прежде чем начинать работу над произведением, хормейстер вначале должен сам хорошо овладеть партитурой и фортепианным сопровождением, иметь сведения о его авторах. При планировании учебно-воспитательной работы хормейстеру необходимо обратить особое внимание на подбор репертуара.

Правильно и умело подобранный репертуар не только даст возможность повысить музыкальную и певческую культуру коллектива, но и в значительной мере будет способствовать общему развитию учащихся, формированию их нравственных взглядов, художественного вкуса. Естественно, что теоретические знания и практические умения, полученные в хоре, не находятся еще на том уровне, который дал бы возможность детям самостоятельно преодолеть трудности произведения. И здесь на помощь приходят сила коллективного труда, высокие художественные достоинства самого произведения, порождающие желание преодолеть эти трудности, умение педагога учитывать психологию и особенности восприятия различных возрастных групп с соблюдением основных педагогических принципов обучения (систематичность, последовательность, движение от простого к сложному, от близкого к далекому).

Подбирая музыкальный материал, руководитель всегда должен учитывать его доступность и посильность для данного коллектива. Известно, что утомляемость поющих резко повышается, если разучиваемые произведения слишком сложны, не продумана методика ведения занятия. Поэтому очень важно разумно распределять певческую нагрузку, так как пение оказывает значительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую систему. При правильной певческой нагрузке изменения в организме незначительны, более того — пение улучшает дыхание и кровообращение.

Для каждой хоровой группы должен быть подобран свой репертуар, соответствующий ее возрастным и исполнительским возможностям. Необходимо иметь в репертуаре одно-два произведения для совместного исполнения младшей группой и основным составом хора. Если произведение сложное, младший хор может участвовать в его исполнении эпизодически, в одной какой-либо его части. Совместное пение окрыляет новичков, сплачивает и объединяет их с основным составом хора.

  1. Индивидуальная работа (сдача партий).

Для повышения художественно-технического уровня коллектива необходима индивидуальная работа с каждым из его участников. Само по себе индивидуальное общение с учеником позволяет педагогу более детально знакомиться с его музыкальными данными, характером и психофизическими особенностями, а также помогает налаживанию дружбы и взаимного доверия, снимает мешающие работе скованность и стеснительность. Индивидуальные занятия могут проводиться во время работы над произведением с одной из хоровых партий, а также при проверке усвоения пройденного материала (сдача партий).

На индивидуальных занятиях хормейстер проверяет правильность и точность интонирования, звукообразования, произношения слов, а также уровень певческих навыков и умений, следит за мутацией голосов подростков, возрастными изменениями, происходящими в результате роста голосового аппарата и вокально-хорового обучения учащихся.

  1. Условия.

Одной из важных задач организационной работы в хоре является создание оптимальных условий для его занятий в целом. Хоровому коллективу, учитывая наличие в нем разных групп, желательно иметь для занятий большой зал и не менее двух-трех просторных светлых комнат. В каждом помещении должен быть хорошо настроенный инструмент, достаточное количество стульев, расставленных полукругом, доски с нотными линейками, мел, указки, шкаф, в котором хранятся ноты, хоровые партии, журналы и методическая литература.

Очень полезно приобрести магнитофон, DVD-проигрыватель, фотоаппарат и другие технические средства, помогающие в работе.

Помещение можно оборудовать стендами, на которых вывешивается стенная газета, сведения о новостях музыкальной жизни, заметки о выступлениях хора, разные объявления. Желательно украсить помещение плакатами, портретами композиторов, повесить красивые занавеси, поставить цветы.

  1. Расположение хора.

Хор следует расположить полукругом по росту в два-три ряда. Наиболее распространенная схема расстановки хора: в центре располагаются ведущие голоса — первые сопрано и первые альты, по краям слева — вторые сопрано, справа — вторые альты. Могут быть и другие схемы: голоса постепенно повышаются справа налево; распределяются квартетами (по одному из каждой партии). Опытных участников хора следует расставлять по краям партий, а неуверенно поющих — в середине.

Распевания, а иногда и репетиции готовых произведений рекомендуется проводить стоя. Пение стоя приближает ребят к ощущению исполнения на эстраде. Дирижер должен находиться в центре перед хором, чтобы его видели все поющие. Рояль устанавливается с правой или с левой стороны перед хором.

  1. Концерты.

Все основные составы хоров ДШИ являются концертирующими. Однако не следует увлекаться большим количеством выступлений младшему и среднему хору, поскольку их развитие и опыт приобретения умений и навыков еще не достаточны. В год следует проводить не более 8—10 выступлений старшему хору и 5—7 — среднему и младшему.

Для выступлений необходимо иметь концертные костюмы. Красивая концертная форма является как бы художественным обрамлением творческого лица коллектива.

Немаловажное воспитательное значение имеют выступления хора на городских, республиканским конкурсах, районных фестивалях детского и юношеского хорового творчества, а также поездкихора с целью концертных выступлений, обмена опытом с детскими хоровыми коллективами других городов, ознакомления с культурно-историческими ценностями. Поездки подтягивают коллектив творчески. Они заставляют его участников критически переосмыслить свою художественную деятельность, ответственно подойти к дисциплине. Готовясь к поездке, руководитель хора совместно с хормейстером и концертмейстером неоднократно беседует с учащимися о нормах поведения, о человеческом достоинстве, чести коллектива.

  1. Собрания и вечера.

Периодически в хоровом коллективе устраиваются собрания всех участников хора. На собраниях обсуждаются текущие проблемы, вопросы дисциплины и взаимоотношений, проводятся творческие отчеты и беседы. Собрания следует устраивать не реже четырех раз в году.

Желательно, чтобы педагоги классов по индивидуальному обучению игре на фортепиано и сольному пению помимо экзаменов проводили вечера фортепианной и вокальной музыки. На эти вечера приглашаются все участники хорового коллектива, их родители, а также весь педагогический состав хорового или фортепианного отделения, администрация ДШИ. Особо отличившихся исполнителей можно поощрить цветами, книгами. Праздничность обстановки таких вечеров вызывает у учащихся интерес и желание выступать перед публикой.

  1. Посещение концертов.

Большую роль в развитии вкуса хористов играет коллективное посещение концертов хоровой музыки, оперных спектаклей и других общественно-культурных мероприятий с последующим их обсуждением. Поначалу очень слабые и неумелые, эти обсуждения постепенно приучают ребят к более осмысленному обобщению своих .впечатлений, воспитывают умение высказывать собственные суждения, основанные на личном впечатлении.

  1. Старостат.

В первые же дни организации коллектива из наиболее активных участников хора следует выбрать старостат, состоящий из Старосты всего хора, его заместителя, старост отдельных хоровых партий и их заместителей. В их общественную функцию входит работа по укреплению дисциплины в хоре, подготовка помещения и нотного материала к занятиям, активное участие в организации собраний и «капустников».

  1. Связь с педагогами СШ и родителями.

Хормейстеры ДШИ должны поддерживать самые тесные связи с классными руководителями и учителями музыки общеобразовательных школ, в которых учатся их подопечные. Связь со школой имеет большое значение для многостороннего изучения особенностей ученика и совместного наблюдения за его развитием. Творческие контакты педагогов взаимополезны: учитель музыки общеобразовательной школы направляет учащихся с хорошими голосами в хор, хормейстер, в свою очередь, помогает учителю музыки в подборе репертуара для школьного хора. Участники хорового коллектива должны всячески помогать развитию музыкально-хоровой культуры своих школ, принося туда свои песни, опыт, знания и умения.

Педагоги-хормейстеры совместно с родительским комитетом и старостатом должны поддерживать тесную связь с родителями хористов, привлекать их к посильной помощи (сопровождать хор на концерты и записи, помогать в организации вечеров, в проведении общественно-культурных мероприятий и т. д.).

  1. О дисциплине.

Следует постоянно уделять внимание воспитанию внешней и внутренней дисциплины учащихся. Внешняя дисциплина предусматривает достойное поведение в быту, ответственное отношение к занятиям в школе и хоре, к общественным нагрузкам, опрятный вид, умеренное отношение к моде. К внутренней дисциплине относится самовоспитание, что означает воспитание воли, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленных задач, умение отказаться от личных интересов во имя интересов коллектива.

Руководитель хора и весь педагогический состав своим безукоризненным поведением и самоотверженной работой должны завоевать авторитет, любовь и уважение учащихся и служить наглядным примером для подражания. Хорошая отлаженность всех звеньев организационной работы — залог музыкально-исполнительского и духовного роста хоровых коллективов ДШИ в целом и их участников в отдельности.

Обобщим организационные мероприятия и направления деятельности руководителя хора, способствующие формированию и укреплению хорового коллектива ДШИ.

ü Регулярное прослушивание и отбор детей в хор.

ü Концерты для родителей, включающие хоровые, ансамблевые и сольные номера.

ü Проведение совместных праздников, направленных на сплочение коллектива.

ü Инструктивный и концертный репертуар.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица прослушивания детей.

№ п/п Фамилия, имя Год рождения Школа, класс Муз. слух Муз. память ритм диапазон Хар-ка голоса Хоров.партия

 

Анкета-карта

Ф.И.О. Возраст Дыхание Диапазон Тип голоса Звукообр. Качество звука Музыкальн., эмоц-ть Недостатки и задачи на будущее

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.