Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Церковь Николая Чудотворца в Спасо-Николаевской пустыни, 1800 г.




Клировые ведомости церквей г. Тотьмы и Тотемского уезда. Ведомость о церкви Тотем­ского уезда Николаевской церкви, что на Реже за 1856 г. ГАВО, ф. 496, оп. 4, д. 707, л. 145.

«Ведомость о Николаевской церкви Тотемского уезда, что на Реже за 1856 год.
Тёплая церковь построена и освящена в 1800 году тщанием прихожан, а по случаю по­правки в ней иконостаса и снова освящена в 1849 году. В другом корпусе по правую её сторону холодная построена и освящена в 1761-м году тщанием иеромонаха Сергия быв­шего Строителя прибывший на сие место пустыни под названием Леванидовой; с кото­рого времени церковь восприяла первобытное своё существование в приходе неизвестно. Зданием обе церкви каменные, одноэтажная с таковою же колокольнею, которая в одной связи с церковью тёплой.

Престолов в церквах два: в настоящей тёплой во имя Николая Мирликийского Чудо­творца, а в холодной во имя Преображения Господня.»


Неприметная на фоне летней церкви Преображения, тёплая зимняя однопрестольная церковь Николая Чудотворца была выстроена и освящена взамен деревянной в 1800 году .

Церковь – бесстолпный краснокирпичный оштукатуренный четверик с коробовым сво­дом. С восточной стороны выступает пятистенная апсида. Всё это поставлено на фунда­мент из природного камня.

По фасаду можно судить о первоначальной планировке храма: колокольня-притвор, трапезная, основная часть, алтарь. С западной стороны на фасаде за­метны следы коло­кольни: остался арочный дверной проём, ведущий наверх.

Первона­чально, как и сейчас, крыша имела двускатное завершение, крыта железом. По всему пе­риметру внешних стен проходит карниз с дентикулами. По углам четверика и ал­таря, по центру на фасаде располагаются прямоугольные пилястры. На северном и южном фасаде по четыре окна. Окна имеют криволинейное завершение, обрамлены прямоуголь­ными на­личниками. Сохранились рамы и кубоватые решётки на некоторых окнах. Над ними санд­рики в виде прямых карнизов, поддерживаемых восемью кронштейнами.

В алтаре три окна: с восточной, южной и северной стороны. Вход с западной стороны когда-то был арочным, позже его заложили, превратив в прямоугольный дверной проём.

 

Внутри церкви первоначальная планировка изрядно изменена. Видны железные связи. Из первоначальных элементов неизменной осталась арка, условно отделяющая основную часть храма от трапезной. С левой стороны в ней устроен дымоход. Все остальные пере­городки сделаны уже в советское время для завода. В алтаре с правой стороны над окнами среди оставшихся фресок также имеется отверстие для дыма, сейчас птицы там устроили гнездо. На крыше – кирпичная труба.


При взгляде на это невысокое здание, не сразу скажешь, что оно стоит уже третье столе­тие. Из-за её эксплуатации в советское время внутренняя планировка часто менялась. Даже, несмотря на это, внешний вид не претерпел больших изменений, за исключением утраты колокольни.

 

Так как в советское время в этом храме был маслозавод, все стены в нём закрашены по­белкой, но в алтаре чудом остались части фресок. На южной стене алтаря можно разли­чить композицию «Христос в темнице». В центре одинокая фигура Христа. Лик утрачен. Сидит на скамейке, руки его связаны. В левой руке держит длинную трость. Из одежд на нём один гиматий. Слева за его спиной колонна. По сторонам от нимба подпись: Иисус Христос. Вся композиция обрамлена в прямоугольную рамку с криволинейным навер­шием.

На северной стене с трудом узнаётся композиция «Несение креста». Можно различить лишь крест и верхнюю часть фигуры Иисуса. Он обращён вправо, крест несёт на левом плече, придерживая правой рукой. На голове терновый венец. Действо заключено в пря­моугольную раму, имитирующую лепной карниз. На восточном своде алтаря над окном изображение Воскресения Христа. Лик утрачен. Фигура в рост, руки разведены в стороны. От Иисуса исходит яркий золотой свет. Сохранилась лишь верхняя часть фигуры.

Сравнивая зимнюю и летнюю церкви, можно сделать вывод о том, что зимняя церковь расписывалась раньше летней. Краски здесь не такие яркие, меньше декоративного об­рамления, фоны прописаны слабо.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.