Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Законодательная процедура состоит из серии юридически закреплённых правил, определяющих порядок подготовки и принятия законов.



В правотворческой деятельности государственных органов выделяют четыре основные стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона, и его обнародование. Каждая из них относительно самостоятельна и имеет свою специфику.

1.Законодательная инициатива представляет собой право внесения законопроектов в законодательное учреждение (например, в Государственную Думу) в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой. Иногда под законодательной инициативой понимают не только внесение в законодательные органы готовых законопроектов, но и предложений об издании, изменении или отмене действующих законов. В РФ правом вносить предложения об издании федеральных законов обладают: Президент, Совет Федерации, члены СФ, депутаты ГД, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный суд, Верховный суд, высший арбитражный суд по вопросам их ведения (ст.104 Конституции).

2.Обсуждение внесённого законопроекта. Обсуждение бывает предварительное (неофициальное) и официальное.

Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей соответствующих государственных и общественных организаций. Оно может осуществляться в самых разных формах, включая, например, проведение тематических семинаров, конференций, проведение теле - и радиодебатов, подготовку публикаций в прессе.

Предварительное обсуждение проектов законов весьма важно для повышения качества, как конкретного закона, так и законодательного процесса в целом. На этом этапе представленный проект проходит всестороннюю юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу.

Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях – на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов и на уровне парламентских палат. Регулируется процесс обсуждения с помощью специальных положений и регламентов.

3.Принятие и утверждение закона происходит в высшем законодательном органе государства (Федеральное Собрание). Его утверждение (подписание) осуществляется главой государства (Президент). Федеральный закон принимается большинством голосов депутатов ГД в трёх чтениях (бюджет – в четырёх). После этого в течение 5 дней он передаётся в СФ. Закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало больше половины от общего числа членов палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен. Затем в течение 5 дней принятый закон направляется Президенту. Он в течение 14 дней подписывает и обнародует его, если только не применяет «вето».

4.Обнародование принятого закона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней – официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путём его опубликования в официальном издании и осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определённый срок (для федерального закона – 14 дней со дня поступления его к Президенту. В случае преодоления президентского «вето» – 7 дней – ст.107 Конституции РФ).

Законы публикуются в официальных изданиях – «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативно-правовые акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных документах.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно-правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах, в научных изданиях.

 

В России наряду с правотворческой деятельностью государственных органов конституцией предусматривается принятие законов путём референдумов (всенародного голосования), для проведения последних устанавливается особая процедура. Смысл её заключается в том, чтобы придать процессу непосредственного волеизъявления народа упорядоченный и целенаправленный характер.

Процедура проведения референдума предусматривает следующие стадии: а)возбуждение вопроса о проведении референдума (инициатива по проведению референдума); б) определение предмета референдума; в) сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума; г) проведение референдума, которое также имеет несколько стадий; д) подведение итогов; е) обнародование и вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Предметом референдума могут быть любые вопросы, требующие, однако, лишь однозначного ответа. Определение предмета референдума является ключевым звеном в механизме его проведения. Это принципиальный вопрос, касающийся всенародного опроса. В силу своей значимости он закрепляется одновременно и в текущем, и в конституционном законодательстве.

Конституционный закон РФ №5 «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 закрепляет принципы, порядок проведения всенародных опросов, права его участников. Он устанавливает систему органов, непосредственно связанных с организацией и проведением референдумов, их компетенцию и субординацию, а также решает вопросы, касающиеся определения места, времени, условий проведения референдумов, порядка голосования.

Особенно важен заключительный этап референдума – подведение итогов голосования и обнародование его результатов. В организационно-техническом плане данный этап сводится к обеспечению правильности подсчёта голосов «за» и «против», поданных в процессе проведения референдума, и доведению до сведения населения результатов референдума. Обнародованию подлежат только те сведения – результаты всенародного опроса, которые признаны в установленном порядке соответствующими действительности и в силу этого являются официальными.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.