Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 8. Производство по делам с участием иностранных лиц



С учетом интенсивного участия отечественных организаций в международном коммерческом обороте и вовлечения зарубежных субъектов во внутрироссийскую хозяйственную деятельность все более значимым становится оптимальное регулирование порядки разрешения споров с участием иностранных лиц. С учетом этого действующий АПК РФ содержит более детальную регламентации производства по делам с участием иностранных лиц (раздел V АПК РФ). Следует внимательно изучить специфику правово­го регулирования и этих вопросов, в том числе объем процессуальных прав и обязанности иностранных лиц.

В АПК РФ предусмотрено, что дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам с особенностями, предусмотренными гл. 33 АПК РФ, если между­народным договором не установлено иное.

Особое внимание необходимо уделить компетенции арбитражных судов по рассмотрению дел с элементами иностранного участия.

Международная подсудность (применительно к Российской Федерации) — это компетенция российских арбитражных судов с учетом родовой и территориальной относимости дел.

Международную подсудность не следует смешивать с нацио­нальной подсудностью, но их не следует и противопоставлять, по­скольку они позволяют разграничить компетенцию национальных судов одного звена судебной системы. Классификация междуна­родной подсудности тождественна классификации национальной подсудности, поскольку эти понятия представляют собой одинако­вые по содержанию правовые явления.

В международном праве нет специальных актов, разграничива­ющих подведомственность судебных органов различных стран. Ком­петенция национальных арбитражных судов устанавливается АПК РФ. Общее правило заключается в том, что арбитражные суды разре­шают споры с участием иностранных лиц, если ответчик (организа­ция) находится, а гражданин имеет место жительства на территории Российской Федерации. Следует изучить более конкретные правила определения компетенции арбитражных судов, изложенные в ст. 247 АПК РФ, а также международных правовых актах.

Следует обратить внимание также на правила исключительной компетенции (ст. 248 АПК РФ). Исключительная компетенция мо­жет быть изменена только международными договорами. Если суд другого государства рассмотрел дело, отнесенное к исключитель­ной компетенции, то арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда. По соглашению сторон может быть определена международная подсудность эй условии, что она не изменяет исключительную компетенцию. Такая договоренность оформляется пророгационными (отнесение возможных споров к подсудности определенного арбитражного су­да) и дерогационными (исключение подсудности дела определенно­му арбитражному суду) соглашениями. Необходимо обратить вни­мание на форму таких соглашений и требования, предъявляемые к их содержанию.

Процессуальные последствия рассмотрения иностранным судом тождественного дела устанавливаются международными соглаше­ниями. Например, Минской конвенцией (Конвенция о правовой по­мощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго­ловным делам от 22.01.1993 г.) предусмотрено, что в случае возбуждения производства по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям в судах двух договари­вающихся сторон суд, возбудивший дело позднее, прекращает про­изводство. Регламентирование данного вопроса содержится в ст. 252 АПК РФ.

Правовой статус иностранных лиц определяется на основании до­казательств, подтверждающих их юридический статус и право на осу­ществление предпринимательской и иной экономической деятельно­сти. Согласно Закону «Об иностранных инвестициях» документом, подтверждающим личность иностранного лица, является выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соот­ветствии с законодательством страны его местонахождения, граждан­ства или постоянного места жительства (с заверенным переводом на русский язык). Требования к подобным документам зависят от того, необходимы ли для них легализация или апостиль. Если первый спо­соб является традиционным и универсальным, но усложненным по по­рядку подтверждения подлинности документов (Консульский устав СССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.06.1976 г.), то второй способ, напротив, максимально упрощен в соответствии с Гаагской конвенцией от 05.10.1961 г. и распространя­ется на всех ее участников, включая Российскую Федерацию.

Легализация — установление и засвидетельствование консулом подлинности подписей на документах, а равно соответствия их за­конам пребывания консула.

Апостиль — упрощенная форма легализации, представляющая/ собой специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи, должность, в которой выступало лицо, подписавшее документ подлинность печати или штампа, которым скреплен документ.

На иностранных лиц в полной мере распространяются положения об арбитражной процессуальной правосубьектности, установленные для российских лиц. Следует иметь в виду, что такой подход (равенство) основан на принципах взаимности. В необходимых случаях могут быть применены реторсии как ответные меры, по ограничению процессуальных прав иностранных лиц на ограниче­ния процессуальных прав российских граждан и организаций. Необходимость введения таких мер определяется Правительством Российской Федерации, а не арбитражным судом.

Иностранным лицам могут быть предоставлены процессуальные льготы, если это предусмотрено международными соглашениями. Льготы подразумевают применение более удобного правового ре­жима в арбитражном процессе по сравнению с общим процессуаль­ным регламентом. Необходимо изучить случаи и порядок пре­доставления таких льгот, а также их виды. Особое внимание следует в этой связи уделить судебным расходам.

Иностранные лица могут участвовать в процессе не только в ка­честве истцов и ответчиков, но и в качестве третьих лиц.

В ряде случаев участником процесса в том или ином качестве мо­жет быть иностранное государство. Согласно ст. 251 АПК РФ ино­странное государство, выступающее в качестве носителя власти, обла­дает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на иму­щество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Судеб­ный иммунитет государства основан на принципе суверенитета госу­дарства и равенстве государств в международных отношениях.

Судебный иммунитет государства — изъятие из компетенции судов одного государства рассмотрения споров с участием другого государства как международного суверена.

Судебным иммунитетом в силу международных договоров Рос­сийской Федерации и федерального законодательства могут обладать и международные организации. Однако этот иммунитет имеет другие основания по сравнению с иммунитетом государства.

Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства и пра­вилами международной организации.

В доктрине различаются два вида судебного иммунитета государства: абсолютный (полный иммунитет, в том числе и в сфере гражданско-пра­вовых отношений) и ограниченный или функциональный (иммуните­том охватываются действия государства только как политического суве­рена то есть участие в экономическом обороте исключается из иммунитета). В настоящее время законодателем развивается идея огра­ниченного иммунитета. При изучении данного вопроса следует обратить внимание также на правила применения судебного иммунитета.

Необходимо уяснить вопросы, связанные с особенностями рас­смотрения дел с участием иностранных лиц. Разбирательство дел ве­дется в соответствии с национальным процессуальным законодатель­ством. Однако если международным договором установлены иные правила судопроизводства, то применяются правила международного договора. Извещение иностранных лиц, проживающих (находящихся) вне пределов Российской Федерации, осуществляется посредством на­правления поручения в соответствующие органы. Срок рассмотрения дела при этом продлевается на период, предусмотренный международ­ным договором. Судебные поручения могут касаться не только изве­щения, но и совершения отдельных процессуальных действий.

При рассмотрении вопроса о признании и приведении в испол­нение иностранных судебных решений следует иметь в виду, что такое признание и исполнение невозможно при наличии условий, содержащихся в ст. 244 АПК РФ. Режим признания и приведения в исполнение иностранного судебного решения зависит от наличия соответствующих международных договоров. Например, Соглаше­нием Российской Федерации и Республики Беларусь предусмот­рен национальный режим исполнения судебных актов, то есть ре­шение суда Республики Беларусь исполняется, как и решение, принятое российским судом, без каких-либо оговорок. Необходи­мо изучить и другие режимы, а также порядок рассмотрения дел о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.