1. Безработица: ее причины и виды в марксистской и кейнсианской теории
2. Проблема взаимосвязи безработицы и инфляции
3. Методы государственного регулирования занятости.
Основная литература:
1. Экономика. (Курс лекций): Учебное пособие. Изд. 3-е доп. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009. Лекция 12, с. 215-242, лекция 14: с. 253-262
2. Экономика (альбом схем с комментариями). Учебное пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. – С. Изд. « Лемма», 2008, с. 57-62.
3. Курс экономической теории: учебник. Изд. 6-е, под ред. Чепурина М.П. – Киров: «АСА», 2009. Гл.19, с. 441-468.
Дополнительная литература:
1. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория : учеб. для вузов / В.З. Баликоев; М-во образования РФ, Новосибирский гос. архитектурно-строительный ун-т (СИБСТРИН). - Изд. 10-е, испр. - М.: Омега-Л ; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория : учеб. для вузов / Е.Ф. Борисов ; М-во образования РФ. - М. : Высшее образование, 2006.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб.пособие. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект,2008.
4. Буздалов И.Н. Аграрная теория: Концептуальные основы, тенденции развития, современные представления. - М.: Academia, 2005. - 344с. - (Монографич. исследования: Экономика). Рогачевская М.А. Русские деньги // ЭКО. - 2006. - N 7. - С.146-165.
5. Бьюкенен Д. Издержки и выбор: исследование экономической теории // Экон. политика. - 2008. - N 1. - С.79-102.
6. Трансформационная экономика России : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению quot;Экономикаquot; и спец. quot;Экономическая теорияquot; / под ред. А.В. Бузгалина; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, экон. фак., каф. полит. экон. - М. : Финансы и статистика, 2006.
8. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. А.Г.Грязновой, В.М.Соколинского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.
9. Экономическая теория : учеб. / А.И. Амосов, А.И. Архипов, А.К. Большаков [и др.]; под ред. А.И. Архипова, С.С. Ильина. - М. : ТК Велби, Проспект, 2006.
10. Экономическая теория : учеб. пособие для вузов / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.] ; под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского ; Учеб.-метод. об-ние по образованию РФ, Фин. акад. при Правительстве РФ. - Изд. 3-е, стер. - М. : Кнорус, 2007.
Методические указания:
Дайте определение безработицы. Проиллюстрируйте это определение графически. Выясните, кого международная организация труда считает безработным? Как измеряется безработица? Каков уровень безработицы в настоящее время в экономике ведущих стран мира и в России? Рассмотрите экономические и внеэкономические издержки безработицы. Далее проанализируйте марксистскую и западную трактовку причин и форм безработицы. Рассматривая признанный сегодня в России западный подход, обратите внимание, что безработица включает в себя две основные формы: естественную и вынужденную безработицу. Уясните, какие конкретные виды безработицы включают в себя эти формы. Дайте определение полной занятости. Проанализируйте классический и кейнсианский подходы к трактовке вынужденной безработицы.
Во втором вопросе надо проанализировать подходы кейнсианцев и неоклассиков к пониманию проблемы взаимосвязи безработицы и инфляции. Рассмотрите суть кейнсианского подхода, утверждающего, что в экономике не могут одновременно возникнуть безработица и инфляция. Уясните их систему доказательств данного утверждения. Подтверждается ли оно фактами экономической жизни (рассмотрите кривую Филлипса)? Не опровергает ли стагфляция 70-х годов ХХ века кейнсианские утверждения по данной проблеме?
Рассмотрите суть альтернативных неоклассических взглядов по проблеме взаимосвязи безработицы и инфляции. Для этого проанализируйте положения теорий адаптивных и рациональных ожиданий по данной проблеме. Проиллюстрируйте их систему доказательств об отсутствии обратной связи между безработицей и инфляцией графически. Какие выводы для экономической политики вытекают из воззрений неоклассиков по проблеме взаимосвязи безработицы и инфляции. Попробуйте определить свою позицию по данной проблеме, ведя поиск ответа на вопрос: кто же все-таки прав в данном споре – кейнсианцы или неоклассики?
В третьем вопросе изучите накопленный опыт по государственному регулированию занятости (ГРЗ) в странах с развитой рыночной экономикой. Для этого проанализируйте методы прямого ГРЗ (разработка и реализация программ: по увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, по подготовке и переподготовке рабочей силы, по содействию найму работников, по социальному страхованию безработицы). Рассмотрите также методы косвенного регулирования рынка труда (налоговую, денежно-кредитную, амортизационную политику). Постарайтесь оценить, как проблема ГРЗ решается в современной экономике России?