К ММА относятся митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты. Цель - привлечение внимания к проблеме, оказания влияния на ОМСУ, в большинстве случаев - это символ неблагополучия. Конституция и ФЗ предусматривают гарантии прав граждан на проведение ММА. Местные особенности регулируются уставами МО.
Проведение ММА требует предварительного уведомления местной администрации. Требования к уведомлению устанавливаются законами и уставами МО, МПА. В уведомлении указываются место, время, продолжительность, цель, количество участников, ответственные лица.
Администрация должна обеспечить порядок при ее проведении, вправе изменить место проведения. Организаторы ММА также несут ответственность.
ТОС – самоорганизация граждан по месту их проживания на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС – наиболее приближенная к населению и исключительно гибкая и эффективная форма участия граждан в МСУ. Сочетает и прямое волеизъявление граждан и деятельность органов ТОС, избранных ими.
Порядок организации и деятельности ТОС устанавливается Уставом и НПА МО. ТОС считается учрежденным с момента регистрации Устава ТОС органами МСУ МО, в котором отражаются следующие вопросы:
-территория деятельности (сельский населенный пункт, городской микрорайон, квартал, несколько домов, улиц, часть поселения);
-цели и задачи, формы и основные и направления деятельности;
-порядок формирования и сроки действия органов ТОС, их права и обязанности, прекращения их полномочий;
-порядок принятия решений;
-порядок приобретения имущества, а также пользования и распоряжения имуществом и финансовыми средствами;
-порядок прекращения деятельности.
ТОС может быть юридическим лицом. В таком случае он подлежит государственной регистрации в форме некоммерческой организации.
Органы ТОС в отличие от органов МСУ:
- не имеют властных полномочий (но могут наделяться полномочиями органами МСУ);
- не носят обязательного характера;
- не имеют законодательно установленного перечня решаемых вопросов;
- могут заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью, иметь или не иметь статус юридического лица.
В то же время ТОС отличается от органов общественной самодеятельности граждан (ООС) по правовой основе, по территории деятельности, по количеству инициаторов создания, по обладанию правом нормотворческой инициативы и др.
Система организации ТОС представляет собой совокупность организационных форм:
1) формы непосредственного участия населения:
-собрания (конференции),
-выборы органов ТОС,
-референдумы, опросы,
-правотворческая инициатива,
-обращения, обсуждения, различные общественные инициативы;
2) органы и должностные лица ТОС:
-председатель ТОС (староста),
-исполнительно-распорядительные органы (исполнительный директор),
-общественные комиссии по отдельным вопросам,
-контрольно-ревизионные;
3) ассоциации органов ТОС в пределах МО, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, общероссийские, создаваемые для содействия эффективному осуществлению ТОС, их координации, оказания организационной и методической помощи.
Высшим органом ТОС является собрание (конференция) граждан. К исключительным полномочиям собраний относятся:
-установление структуры органов ТОС,
-принятие Устава, внесение в него изменений,
-избрание органов и должностных лиц ТОС,
-определение основных направлений деятельности,
-утверждение сметы доходов и расходов и отчета о ее исполнении,
-рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
В качестве органов ТОС могут быть: совет или комитет, исполнительные органы, ревизионная комиссия (ревизор). ТОС возглавляет председатель, в сельских населенных пунктах – староста. Исполнительный орган может возглавлять директор, в небольших ТОС функции председателя и исполнительного органа совмещаются. По отдельным вопросам могут формироваться комиссии. Председатель и исполнительные органы ТОС подотчетны собранию, ведут соответствующую бухгалтерскую отчетность.
Органы ТОС представляют интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, обеспечивают исполнение решений собраний и конференций
Роли и функции ТОС
ТОС могут играть различные роли и выполнять при этом соответствующие функции:
- как хозяйствующий субъект – распорядительные и исполнительные функции,
- как общественная организация – исполнительные функции,
- как посредник между жителями и властью – информационные, представительные и контрольные функции.
Разнообразная деятельность ТОС подпадает под сферу разных федеральных законов, в связи с чем были предложения по разработке и принятию специального федерального закона, но с принятием закона 2003 года были упразднены даже региональные.