Публичные слушания и нормотворческая инициатива граждан являются формами участия граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной нормативной базы.
Публичные слушания проводится представительным ОМСУ или главой МО по их собственной инициативе или инициативе граждан для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих интересы населения.
Проведению публичных слушаний должно предшествовать опубликование проектов МПА и их обсуждение через СМИ и собрания (конференции).
ФЗ-2003г. предусматривает обязательное проведение публичных слушаний по ряду вопросов, а именно:
1)Проект устава МО, а также правового акта о внесении изменений в Устав,
2)Проект местного бюджета и отчета о его исполнении,
3)Проекты планов и программ развития МО,
4)Вопросы о преобразовании МО.
Для обеспечения участия жителей в ПС заблаговременно сообщается о времени и месте ПС. Результаты подлежат опубликованию (обнародованию).
Порядок организации и проведения определяется Уставом и НПА представительного ОМСУ.
Правотворческая (нормотворческая) инициатива граждан заключается во внесении в ОМСУ проекта МПА или изменения в действующий НПА.
Нормотворческая инициатива вносится группой граждан, численность которой устанавливается НПА ОМСУ в размере до 3% от общего числа избирателей МО. Как правило, обращения граждан по вопросам принятия МПА оформляется в виде письменного коллективного обращения в представительный ОМСУ. Так называемая Петиция, в которой обосновывается необходимость принятия МПА, предлагается его проект. В МО может устанавливаться порядок сбора подписей под петицией.
Проект МПА подлежит обязательному рассмотрению ОМСУ или ДЛ. При этом представителю правотворческой группы обеспечивается возможность участия и изложения своей позиции при рассмотрении.
Представительный ОМСУ рассматривает обращение на открытом заседании.
Мотивированное решение официально в письменном виде доводится до инициативной группы.
Обращения граждан
Конституция РФ (ст.33) и ФЗ устанавливает право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в ОМСУ, депутатам и ДЛ МСУ.
Различают следующие формы обращений граждан:
а) по способу обращения:
-письменные,
-на приемах населения,
-на встречах,
-по электронной почте,
-по интернет,
-по телефону, факсу и др.
б) по количеству граждан:
-индивидуальные,
-коллективные;
в) по существу:
-предложение,
-заявление,
-жалоба.
Предложение - обращение, направленное на улучшение порядка организации и деятельности МО и организаций, совершенствования правовой основы местной жизни, решения вопросов экономической, социальной, политической, культурной и других сфер деятельности местного сообщества.
Жалоба - обращение по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов.
Заявление - обращение по поводу реализации принадлежащих прав, свобод и законных интересов. ОМСУ обязаны в течение месяца рассмотреть обращение и дать письменный ответ.
Порядок рассмотрения обращений граждан установлен федеральным законом от 02 мая 2005 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". За нарушение порядка и сроков ответа установлена административная ответственность.
Обращения граждан - форма участия граждан в осуществлении МСУ, являющаяся гарантией защиты их прав и законных интересов.
Умение местной власти работать с обращениями граждан, своевременно реагировать на них является важным критерием ее деятельности.