Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы правового регулирования международных экономических отношений.



Источник: хартия экономических прав и обязанностей государств, принята генеральной ассамблеей ООН в 1974г.

Ст.1 хартии не делит принципы на общие и специальные. Она называет все принципы, которые действуют в сфере экономических отношений, в т.ч. суверенное равенство, ненападение, невмешательство, политическая независимость государств.

Общие принципы звучат по-иному, чем в декларации 1970г. Хартия называет принцип суверенного равенства и политической независимости государств, а политическая независимость является частью суверенного равенства, => по общим принципам следует ориентироватсья на декларацию 1970г. (24 декабря, «О принципах международного права»).

Специальные принципы:

Хартия 1974г. принималась под влиянием развивающихся государств, она отражала их позицию. Система принципов сформулирована в пользу развивающихся государств, что не всегда поддерживается развитыми государствами. Поэтому с некоторыми принципами возникают проблемы. Вопрос, а действительно ли это принцип реально действующий и гарантируется МП. Этот вопрос в отношении принципов:

1) устранение несправедливостей, возникающих в результате применения силы, которые лишают какую-либо нацию естественных средств, необходимых для ее развития;

Введена оценочная категория, из данного принципа вытекает обязанность субъекта, применившего силу, возместить ущерб, причиненный экологии, экономики, социальной сфере, т.е. речь идет о возмещении ущерба. При этом сила может быть не только вооруженной, это может быть экономическое давление, деятельность ТНК. Любой субъект, применяющий силу в отношении государства, обязан возместить ущерб. Но если речь идет о влиянии ТКН, то механизм возмещения ущерба – национальный. Государство может в судебном порядке понудить ТНК возместить ущерб. В межгосударственных отношениях по-другому, государство-агрессор может не признавать юрисдикцию международного судебного учреждения, тогда вопрос взыскания ущерба существенно затруднен. Сложнее с международными организациями. Ответственность организации отличается от ее государств-членов. Прецедентов ответственности международных организаций в международном праве нет. В контрактных отношениях они несут ответственность добровольно, ибо иммунитет, а тут вообще не несут. Принцип есть, а механизм реализации продуман не для всех субъектов.

2) взаимная и справедливая выгода;

Изначально сформировался как учитывающий потребности развивающихся государств. Развивающимся государствами д.б. предоставлен односторонний невзаимный режим, именуемый преференциальным. Д.б. корректировка цен, на товары, импортируемые и экспортируемые развивающимися государствами. В контрактных отношения есть положения принципов УНИДРУА о недействительности контракта при чрезмерной выгоде или несправедливом преимуществе. Т.е. условия контакта, которое дает несправедливое преимущество одной из сторон, признается недействительным. Учитывать характер и цель контракта, качество пострадавшей стороны (неопытность, неосмотрительность, срочная нужда). Но это противоречит существу предпринимательской деятельности, Бахин так считает вот. Но получается, от контракта можно отказаться, сказав, что он не выгоден. Иногда пишут, «уплачивает пени 0,1%» и не пишут «за каждый день просрочки».

3) отсутствие стремления к гегемонии и разделу сфер влияния;

Ни одно государство не должно рассматривать территорию другого государства как собственную сферу влияния. У каждого государства есть свои национальные интересы, которые нередко захватывают территории других государств. Но спецслужбы проводят свои операции на чужих территориях. Иметь сферы влияния престижно. Многие государства заявляют о своей ориентации на политику того или иного государства и стараются установить более тесные связи с сильными державами.

4) международная социальная справедливость;

Введен в интересах развивающихся государств, они желали, чтобы ресурсы международной финансовой системы предоставлялись им на льготной основе, и тогда была создана международная организация развития, которая предоставляет кредиты на льготных условиях. Долгое время в рамках ООН обсуждается вопрос о том, чтобы достижения науки и техники развивающиеся государства получали без лицензионных договоров. Но парижскую конвенцию об охране промышленной собственности не собираются пересматривать, конечно. Принцип направлен на установление равных возможностей для всех государств мира. Он не призван полностью нивелировать фактическое неравенство. В рамках данного принципа всем государствам рекомендуется учитывать интересы менее развитых, островных и не имеющих выхода к морю государств. Однако, в чем будет выражаться учет их интересов, в международных документах не говорится.

Глобализация привела к обнищанию целого ряда государств.

5) сотрудничество в целях развития;

Право на развитие рассматривается как коллективное право народов. Развитие относится к сфере прав человека, имеет экономическую, экологическую составляющую. За каждым народом признается право на развитие. Оно включает экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство вступает в международные экономические отношения с той целью, чтобы улучшить состояние экономических показателей, решить социальные проблемы, улучшить благосостояние своего народа.

1992г., конференция в Рио.

Экономия природных ресурсов, экологическая безопасность. Во-первых, государства должны организовывать производство таким образом, чтобы оно было экологичным. Во-вторых, должны рационально использовать природные ресурсы. Связь экономики и экологии.

Концепция устойчивого развития охватила все сферы экономики. Например, появилось такое выражение, как устойчивый туризм. Поддерживать природную среду в естественном состоянии, минимизировать антропогенное воздействие.

6) свободный доступ к морю;

Имеет договорное закрепление. Закреплен в конвенции ООН по морскому праву 1982г. Конвенция устанавливает, что государства, не имеющие выхода к морю вправе иметь доступ к морю. С этой целью они пользуются правом транзита по территории других государств всеми транспортными средствами. Могут пользоваться портовыми сооружениями, внутренними водными путями, причалами на недискриминационной основе. Т.е., нет специальных ставок, то же, что у всех.

Ибо: 90% внешних торговых грузов перевозится морским транспортом. ИНКОТЕРМС 2010, морские термины. Морскими терминами может охватываться перевозка внутренним водным транспортом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.