Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО



 

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разных типов и уровней, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX в. Первая тенденция – это повсеместное ориентирование большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от степени равенства условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Четвертой тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Организационное регулирование мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО. К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели: американская, французская, немецкая, английская и российская (общеобразовательная школа – лицей или колледж – институт, университет или академия – аспирантура – докторантура). 19 июня 1999 г. в итальянском городе Болонья министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Основная цель Болонского процесса заключается в создании общеевропейской системы высшего образования, которая поможет повысить мобильность граждан на мировом рынке труда и усилить конкурентоспособность европейской высшей школы. В число первоочередных, зафиксированных в Декларации задач, которые должны быть выполнены к 2010 г., входят:

- введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр (или докторская степень);

- внедрение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов о высшем образовании в европейских странах;

- создание единой формы учета, обеспечивающей мобильность студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве.

Доктором педагогических наук, профессором А.И. Жук выделены важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране:

- тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи-получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта;

- тенденция к смене установки при изучении действительности от научного познания к культуре. В настоящее время наука рассматривается в качестве не единственного и не универсального способа познания и преобразования человеком окружающего мира и выступает как часть культуры;

- тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм. В современном мире происходит не только изменение роли науки, превращение ее в производительную силу общества, но и радикальная смена научных и образовательных парадигм, связанная с преобразованием соотношений между субъектом, средствами, объектом познавательной и научно-исследовательской деятельности;

- тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. Темпы НТП коренным образом изменили современное производство, а вместе с ним и все другие сферы социальной жизни. Одной из важнейших черт НТП стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяет быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции;

- тенденция к национально-культурной и экономической регионализации определяется на фоне глобальных процессов дезинтеграции больших обществ. Одной из вероятных объяснений тенденции к регионализации – стремление человечества уйти от единой социальной программы развития... Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.