Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



 

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

По мнению доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Головановой, современная педагогическая теория рассматривает, по меньшей мере, четыре аспекта содержательной трактовки образования:

1. Образование как ценность. Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных уровней: как ценности государственной, общественной и личностной. Только единство этих трех уровней создает в реальной жизни необходимую гармонию образовательных потребностей и образовательных возможностей.

2. Образование как система – это определенная, взаимосвязанная иерархия образовательных заведений, отличающаяся по уровню и профессиональной направленности образования. Согласно Закону Республики Беларусь «Об образовании» определено, что систему государственного образования составляют основное и дополнительное образование. Основное образование включает следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее. Дополнительное образование составляют: внешкольное воспитание и обучение, а также повышение квалификации и переподготовки кадров. Специальное образование осуществляется на всех уровнях основного образования для детей, имеющих психофизические особенности. Для оптимального функционирования системы обо всех уровнях образования важна не только определенная целостность и стабильность каждого звена системы, взаимосвязь и преемственность ее ступней «по вертикали», но и динамичность развития, стремление к вариативности и способность.

3. Образование как процесс предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Это движение обеспечивается взаимодействием двух главных персонажей: педагога (воспитателя, учителя, мастера-наставника, профессора) и учащихся (школьников, студентов, аспирантов). Продуктивный путь организации процесса образования состоит в том, чтобы учащиеся, освоив позицию объекта педагогического влияния, постепенно переходили на позицию субъекта взаимодействия с педагогом.

4. Образование как результат фиксирует уровень присвоения личностью ценностей, которые реализует процесс образования. Лестницу образовательных результатов условно можно представить так: грамотность, компетентность, образованность.

Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.