Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



 

Методы исследования – это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов.

Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива); предметом – совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогической объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения.

В педагогике используются общенаучные (общетеоретические, социологические, социально-психологические, математические), теоретические, эмпирические методы. Теоретические служат для интерпретации, анализа, обобщения эмпирических данных, для построения научных теорий, обоснования научных положений. Эмпирические служат для сбора данных, для получения и фиксирования научных фактов. Математические служат установлению количественных зависимостей между явлениями.

Рассмотрим традиционные методы педагогического исследования.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Этапы: определение целей и задач (для чего наблюдать); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения (как наблюдать); выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Изучение опыта – в широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, выделение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов и отдельных учителей.

Изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем предметам, сочинений, рефератов). Индивидуальные особенности учеников, склонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества – это небольшой перечень аспектов, где может применяться этот метод.

Беседа – традиционный метод педагогических исследований, где выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Разновидность беседы, ее новая модификация – интервьюирование, где исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Анкетирование – метод массового сбора материала, с помощью специально разработанных опросников. В педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа; закрытые, где надо выбрать один из готовых ответов; именные и анонимные; пропедевтические и контрольные и т.д.

Изучение литературы – составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование.

В педагогике используются количественные методы. Качество – это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является, а количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. В педагогике различают два основных направления в использовании количественных методов: для обработки результатов наблюдений и экспериментов; для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.

Регистрация – выявление наличия определенного качества каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных).

Ранжирование (ранговая оценка) – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений, присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Существуют следующие основные градации измерительных шкал: шкалы наименований (номинальные); шкалы порядка (ранговые); интервальные шкалы; шкалы отношений.

Моделирование – где научная модель это представленная мысленно или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование успешно применяется для решения следующих задач: оптимизации структуры учебного процесса; улучшения планирования учебного процесса; управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом; диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

В ряду методов научно-педагогических исследований особо можно выделить метод эксперимента. Эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. В эксперименте проверяется гипотеза – научно обоснованное предположение о возможной эффективности какого-либо нововведения. В ходе эксперимента используется комплекс методов. Этапы: теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез; методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов; собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления. По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.