Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Международное частное право»



Одобрено учебно-методическим советом

Юридического факультета

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности

Юриспруденция

 

Москва 2009

Автор

д.ю.н., профессор Ануфриева Л.П.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 – «Юриспруденция».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

 

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009

 

Содержание
Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Международное частное право»
Введение
1. Цели и задачи дисциплины
2. Требования к уровню освоения дисциплины
3. Объем дисциплины 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
4. Содержание курса
5. Темы практических занятий
6. Задания для самостоятельной работы студентов
7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению  
8. Вопросы для подготовки к экзамену
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Литература 9.2. Методическое обеспечение дисциплины 9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины  
10. Глоссарий
11. Приложения

 


Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Международное частное право»

Инновационные методы обучениядолжны максимально широко внедряться преподавателем и при проведении семинарских (практических) занятий, а также в ходе обеспечения навыков у студентов самостоятельного изучения и творческого анализа привлеченных нормативных материалов, учебной и научной литературы, формулирования на основе прочитанного самостоятельных заключений, выводов и обобщений. Вместе с тем преподаватель не должен пренебрегать традиционными методами проведения семинарских (практических) занятий и контроля знаний студентов путем опроса, решения казусов и задач.

В условиях начала ХХI в. преподавание практически всех правовых дисциплин не обходится без использования современных технических средств. Не составляет исключения в этом отношении и курс международного частного права. Присутствие в каждодневной действительности компьютерных технологий обусловливает обращение к ним преподавателя не только в ходе разработки методических материалов, подготовки лекционного курса, практических занятий, но и непосредственно при чтении лекций и проведении практических и иных аудиторных занятий, когда определенная дидактическая составляющая образовательного процесса отображается на экране лекционного зала, становясь доступной для всей аудитории.

Другая сторона возможностей использования инновационных методов обучения благодаря современным техническим средствам проявляется в преподавании и изучении международного частного права в том, что как преподаватель, так и студенты обладают существенно расширившимися объемами информации по предмету, которая может быть получена благодаря постоянно обновляемым базам правовых данных системы компании «КонсультантПлюс» (версии «Проф»: «Законодательство», «Комментарии законодательства», «Международные правовые акты», «Судебная практика», «Цивилист»), специальным выпускам «Высшая школа» (регулярные выпуски и выпуск «Классика русской цивилистики»), а также СПС «Гарант» или «Кодекс».

Значительная часть данных, в частности, относящаяся к нормативным и иным актам зарубежных государств, а также международных организаций, международно-правовым договорам и другим международным документам, сегодня может быть получена на соответствующих веб-сайтах нужных органов и организаций. Особенно важным это становится при подготовке ролевых игр, создании казусов и сценарно-сюжетных разработок деловых игр в зависимости от предмета рассмотрения в рамках курса.

В современных условиях развития компьютерных технологий существует несколько зарекомендовавших себя с эффективной стороны инновационных методов, основанных на применении вышеуказанных новейших технологий.

Речь идет, в частности, об использованиидистанционного проецировании в виде схем, таблиц, графиков и иных дидактических материалов с помощью обращения к техническим средствам. Это позволяет в более наглядной форме объяснить сущность вопроса, а также способствует лучшему запоминанию и тем самым усвоению материала.

Каждодневное обращение студентов к компьютерной технике, новейшим информационным системам и глобальным сетям передачи информации обусловливает необходимость ссылок в преподавании дисциплины на дополнительные материалы и документы, размещенные на различных порталах и веб-сайтах в глобальной сети Интернет.

Инновационными методами обучения студентов представляются следующие:

1) Метод проблемного обучения - обучение, предполагающее создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями, а также развитие мыслительных способностей слушателей. Данный метод может заключаться в коллективном обсуждении отдельных проблем, которые имеют различные оценки или пути решения. Это, например, вопросы основных концепций по определению места МЧП в нормативной системе или структуры и сферы его действия, либо такая не до конца разрешенная проблема, как нормативный состав МЧП (в частности, проблемный метод приемлем для изучения тем 1-3, 4, 5, 15,24).

По итогам проблемного семинара преподаватель должен оценить работу каждого студента, в корректной форме указать на допущенные ошибки, сформулировать правильную позицию или суммировать различные научные подходы, если обсуждаемая проблема не нашла окончательного решения.

2) Моделироование (организация модельных процессов)– исследование объектов познания на их моделях (темы 14, 15, 16-17, 24, 25). Это весьма эффективная форма обучения и контроля знаний студентов. Особенно она целесообразна при проведении семинаров по темам, связанным с вопросами ответственности и/или разрешения споров как внутригосударственными судебными учреждениями в рамках «международного гражданского процесса», так и органами международного коммерческого арбитража. В качестве ориентира для выбора тем занятий подобного рода могут служить процедуры разрешения споров -- например, разрешение инвестиционных споров в МЦУИС или арбитраже ad hoc; разрешение спора в арбитраже ВОИС; разрешение спора в любом из других авторитетных органов институционного международного коммерческого арбитража.

Данный метод способен служить весьма действенным средством в рамках образовательного процесса и в других случаях. В частности, при изучении международной купли-продажи товаров целесообразно обратиться к моделированию переговоров, примирения, дружеского посредничества или более сложных явлений, таких, как «MEDARB» или «MINI-TRIAL» в рамках урегулирования разногласий сторон.

Как и при проведении проблемных семинаров, анализ итогов "модельной" процедуры подводит преподаватель. При этом он отмечает тех студентов, которые наиболее активно и эффективно участвовали в состоявшемся представлении процесса разрешения спора или рассмотрения жалобы.

3) Тестирование –контроль знаний с помощью тестовых заданий (в большинствеслучаев «закрытого типа»), которые состоят из условий (вопросов) и выбора вариантов ответа.

Эта форма занятий может использоваться в целях контроля знаний студентов как в случаях изучения отдельных тем, так и по итогам овладения всей дисциплиной в целом. Итоги тестирования, а также основные ошибки, допущенные студентами, преподаватель анализирует и обобщает на следующем семинарском занятии.

4) Ролевые игры – метод обучения, при котором моделируется деятельность какой-либо организации, предприятия, фирмы или органа. Данная форма занятий, при которой студенты представляют субъектов международного частного права при решении ими ключевых проблем осуществления международного сотрудничества – в частности, переговорного процесса в рамках заключения международного частно-правового контракта (купли-продажи, лицензионного договора на передачу исключительных прав, договора финансового лизинга, арбитражного соглашения, пророгационного соглашения и т.д.), а также разрешения споров (взаимные консультации, примирение, «дружеские посредники», арбитраж и др.).

5) Выступления студентов на иностранных языках. Если студенты хорошо владеют иностранными языками, деловые игры, моделирующие третейское разбирательство в органах международного коммерческого арбитража или имитирующие иные формы альтернативного разрешения споров, могут быть проведены без перевода на русский язык, если, разумеется, студенты группы владеют общим для всей аудитории иностранным языком.

Весьма полезным является сочетание аудиторной работы студентов по учебной программе с творческой научной работой в студенческом научном кружке, на научных студенческих конференциях, а также и индивидуально. Кроме учебного и научного эффекта, такая форма имеет большое воспитательное значение. В то же время это представляет собой и способ неформального контроля знаний.

Инновационные и традиционные методы преподавания должны использоваться творчески, с учетом специфики дисциплины международного частного права и общего уровня подготовки студентов группы. Отдельные методы проведения семинарских (практических) занятий, равно как и их итоги следует обсуждать на заседаниях кафедры. При этом преподаватели могут рассказать о новых методах, которые они практикуют при проведении семинарских занятий.


В В Е Д Е Н И Е

 

Современные процессы кардинальных изменений в мировой экономике, политике, праве, происходящие в мире, обусловливают формирование глобальной системы торговли, финансов и производства, которые в свою очередь приводят к динамичному росту объемов и интенсификации международных связей не только государств и межгосударственных организаций, но и субъектов иных уровней. Тем самым предопределяется развитие и совершенствование международного частного права (далее - МЧП), перед которым встают все более сложные задачи. Необходимость их решения - далеко не последний фактор, повышающий интерес к его изучению. В условиях углубляющейся глобализации любой дипломированный специалист в области юриспруденции независимо от сферы своей деятельности - частной практики, государственной службы или науки и культуры, - не может обойтись без основательных знаний по данной дисциплине.

Настоящий учебно-методический комплекс представляет собой объединенные в формат целостного издания основные методические материалы, касающиеся преподавания и овладения дисциплиной “Международное частное право”.

В учебно-методическом комплексе раскрываются содержание и объем учебного материала. Практические занятия наряду с теоретическими освоением соответствующих разделов курса нацелены на решение и анализ конкретных ситуаций и задач, носящих практических характер, а также предусматривают выполнение тестовых заданий по теме занятия. Задания в рамках самостоятельной работы студентов по овладению дисциплиной строятся по тем же основополагающим принципам сочетания теоретических знаний с получением навыков по практическому их применению. Комплекс содержит список принципиальных нормативных актов (как российского законодательства, так и правовых актов других государств, а также международных договоров и иных документов, имеющих рекомендательную силу), общей и специальной, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, равно как и других источников информации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.