Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 1. Категории физических лиц в МЧП



Совокупность прав, свобод и обязанностей иностранцев в стране пребывания, которые гарантируются ей, образуют их правовой статус, который в МЧП часто зависит от:

· вида прав связи лица с государством (иностранные граждане, лица без гражданства, лица с несколькими гражданствами, беженцы и др.);

· времени пребывания в государстве (постоянно проживают, временно пребывают);

- цели пребывания в государстве (выполнение служебных обязанностей, предпринимательская деятельность, обучение, лечение и т. д.);

· наличия иммунитетов и привилегий (работники дипломатических и консульских учреждений).

Статус физических лиц в МЧП практически полностью подчиняется законодательству государства пребывания, то есть нормам конституции государств, специальным законам о прав статусе иностранцев, другим нормативным актам. На иностранных граждан может распространяться и действие законодательства государства их гражданства, на лиц без гражданства ­законодательство государства их постоянного проживания. Статус этих лиц определяется также международными соглашениями.

Право- и дееспособность иностранцев. Прав. статус физических лиц, в том числе и иностранцев, во многих государствах регулируют нормы отдельных разделов кодифицированных гражданских актов. Правосубъектность раскрывается через понятия "правоспособность" и "дееспособность". На счет правоспособности не возникает особых трудностей - все государства относятся к этому одинаково. Что касается дееспособности, то из-за того, что не везде она наступает с одного возраста, возникают коллизии. В большинстве государств континентального права дееспособность иностранцев определяется по закону их гражданства, а лиц без гражданства - по месту их постоянного проживания. Государства общего права не признают этот принцип - у них все определяет национальное законодательство.

В Указе Президента РК, и.с.з. «О правовом положении иностранных гражд» под иностранцем понимается лицо, которое имеет гражданство иностранного государства и не имеет гражданства РК. Под апатридом понимается лицо, не имеющее гражданства РК и не предоставившее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Ограничения в правах иностранных граждан вытекают из статьи 25 международного пакта «О гражданских и политических правах» 1966г. Пакт предусматривает, что участвовать в делах государства и допускаться к госслужбе могут только граждане соответствующего государства. В связи с этим положением в Конституции РК установлено, что только граждане РК могут: участвовать в управлении делами государства; избираться и избирать органы представительной власти; участвовать в референдумах; допускаться к государственной службе.

Соответственно, иностранцы не могут поступить на государственную службу, в т.ч. в органы внутренних дел, госбезопасности, налоговой полиции, не могут быть судьями, прокурорами, следователями, нотариусами.

МЧП рег-т имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам – своему отечественному и тому, в котором находится. Миграция, иммиграция, беженцы, переселенцы, оралманы, вынужденные переселенцы, репатрианты. «Право иностранцев» излагается во внутреннем зак-ве. Для иностранцев применяется национальный режим в гр-пр-х отнош-ях.

Конституция РК: Статья 12: 1. В РК признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. 2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. 3. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности. 4. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. 5. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность».

Указ Президента РК, и.с.з. «О правовом положении иностранных граждан» выделяет две категории иностранцев: постоянно проживающие и временно пребывающие. Деление на эти категории не зависит от срока пребывания в гос-ве. Данная категория определяется разными документами. Для временно пребывающих - это виза и регистрация в Миграционной полиции, для постоянно проживающих вид на жительство.

Постоянно пребывающие иностранцы имеют больший объем прав по сравнению с временно пребывающими. Например, право на охрану здоровья, т.е. на бесплатную медицинскую помощь, право на получение пенсий и пособий и других видов социального страхования. Право на получение в установленном порядке жилья в домах государственного по договору жилищного найма. В сфере гражданско-правовых отношений все иностранцы пользуются национальным режимом, если иное не установлено законом.

В частности, иностранцы имеют право: иметь в собственности движимое/недвижимое имущество; завещать и наследовать имущество; осуществлять предпринимательскую деятельность как единолично, так и совместно с лицами, участвовать в хозяйственных обществах и товариществах; совершать сделки и принимать на себя обязательства; выбирать место жительства. Но это право ограничено подзаконными актами, устанавливающими перечень закрытых территорий; иметь авторские права; иметь другие имущественные и неимущественные права.

Предоставление прав иностранцам в рамках национального режима носит безусловный характер. Оно не зависит от взаимности в отношении российских граждан, которое существует в соответствующих государствах. Однако отдельные права предоставляются на началах взаимности. Это патентные права, права на наименования мест происхождения товаров, права на топологии интегральных микросхем. Отдельные права предоставляются иностранцам при соблюдении определенных условий, которых нет для казахстанских граждан.

В процессуальных отношениях иностранцы пользуются национальным режимом. ГПК предусматривает, что иностранные граждане вправе обращаться в суды, заявлять ходатайства, осуществлять свои процессуальные права, в том же порядке и на тех же основаниях, что и собственные граждане РК.

Кишиневская Конвенция 2002 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» говорит не только о гражданах, но и о лицах, проживающих на территории государства. Национальный режим в процессуальной сфере следует отличать от гражданской правоспособности.

Особенности правового статуса бипатридов.Каждое государство является приверженцем единого гражданства, поскольку правовой статус лиц с двойным гражданством порождает немало проблем как в сфере публичного, так и в сфере частного права. Двойное гражданство появляется вследствие возникновения коллизий законодательства разных государств относительно приобретения и утраты гражданства, миграционных процессов, регистрации браков с иностранцами и др. Бипатриды пользуются правами и выполняют обязанности наравне с гражданами государства, в котором проживают. Одновременно они имеют права и обязанности относительно государства, в котором не проживают, но гражданами которого они являются. Государства стремятся избежать таких случаев, в частности, путем двусторонних соглашений.

Особенности правового статуса апатридов.В отношении апатридов действуют 2 конвенции: Конвенция «О сокращении безгражданства» 1961 г.; Конвенция «О статусе апатридов» 1954г. Конвенция о статусе апатридов предоставляет лицам без гражданства общий статус иностранцев. Однако они приравниваются к гражданам в сфере семейных, трудовых, обязательственных отношений, в отношении права на ассоциации и объединения. Конвенция о сокращении безгражданства содержит следующие правила: Ребенку, родившемуся на территории государства, предоставляется гражданство государства, в ином случае он будет апатридом; Если изменение гражданско-правового статуса (например, брак, развод, усыновление) связано с утратой гражданства, то такая утрата становится в зависимость от приобретения другого гражданства. Без приобретения другого гражданства утрата не производится; Государство не лишает лицо гражданства, если в результате лишения оно становится апатридом; Ребенок, родившийся на воздушном судне или на корабле, считается родившимся на территории того государства, в котором зарегистрировано судно.

«Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (Москва, 24.09. 1993 г. с доп. от 10.02. 1995г.): Ст.1 - беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами. Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.

Статья 2. …вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

Статья 3. Статус беженца и вынужденного переселенца … подтверждается выдачей соответствующего документа».

Для определения правового положения иностранцев важное значение имеют Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных, культурных и политических правах.

Указ Президента РК, и. с.з., «О правовом положении иностранных граждан»:

Статья 2. Понятие иностранца и лица без гражданства.

Иностранными гражданами в РК признаются лица, не являющиеся гражданами РК и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Лица, не являющиеся гражданами РК и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Статья 3. Принципы правового положения иностранных граждан в Республике Казахстан

Иностранные граждане в РК имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами РК, за исключением случаев, предусмотренных законами и международными договорами РК. Иностранные граждане в РК равны перед законом, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий. Использование иностранными гражданами своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам РК, правам и законным интересам ее граждан и других лиц и неотделимо от исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РК.

Ст. 4. Постоянно проживающие и временно пребывающие в РК иностранные граждане: Постоянно проживающими в РК признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие на то разрешение и вид на жительство в РК иностранного гражданина либо удостоверение лица без гражданства, выданные органами внутренних дел. Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в РК является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, своей платежеспособности в период пребывания в РК в порядке, определяемом Правительством РК.

Правила подтверждения иностранными гражданами и лицами без гражданства, претендующими на получение разрешений на постоянное проживание в РК, своей платежеспособности в период пребывания в РК от 26.11 2003 г.

«2. Иностранные граждане и лица без гражданства подтверждают свою платежеспособность при обращении с ходатайством о получении разрешения на право постоянного проживания в РК, выдаваемого в установленном законодательством порядке.

Для подтверждения своей платежеспособности в период пребывания в РК ходатайствующий представляет в органы внутренних дел документ банка-резидента РК (справку), подписанный председателем правления банка или уполномоченным лицом банка, о наличии денег на банковском счете (счетах) в сумме:

1) равной или превышающей эквивалент 1320 МРП, установленного на дату подачи ходатайства об оставлении на постоянное проживание;

2) достаточной для покупки жилища, из расчета 15 кв. метров на одного члена семьи в населенном пункте, где ходатайствующий намерен проживать.

Размер суммы определяется в соответствии со средней рыночной стоимостью жилья в данном населенном пункте на основании документа, выданного соответствующим уполномоченным органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При наличии договора с физическим или юридическим лицом о предоставлении ходатайствующему жилища документа банка о наличии денег для покупки жилища не требуется.

Представленные документы, подтверждающие платежеспособность, проверяются органами внутренних дел на предмет подлинности и приобщаются к материалам на получение разрешения на право постоянного проживания в РК».

Иностранные граждане, находящиеся в РК на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РК. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из РК по истечении определенного им срока пребывания.

Ст. 5. Предоставление убежища:РК предоставляет право убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые стали жертвами нарушений прав человека. Вопрос о предоставлении политич-го убежища решается Президентом РК.

Ст. 6. Трудовая деятельность и отдых:Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в РК на основании и в порядке, установленными законодательством и международными договорами РК. В целях обеспечения реализации конституционного права граждан РК на свободу труда законодательными актами могут быть установлены ограничения по осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан в РК.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенным видом трудовой деятельности, если в соответствии с законодательством РК назначение на эти должности или занятие таким видом деятельности связаны с принадлежностью к гражданству РК. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, в трудовых отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане РК.

Ст. 9. Право на жилище, иные имущественные и личные неимущественные права:Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, в жилищных отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане РК. Иностранные граждане могут иметь в РК на праве собственности жилище (за исключением временно пребывающих иностранных граждан) и иное имущество, иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права, за исключением случаев, установленных законодательными актами РК. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, пользуются своими имущественными и личными неимущественными правами наравне с гражданами РК. Временно пребывающие в РК иностранные граждане имеют право пользования имущественными и личными неимущественными правами на основаниях и в порядке, установленными законодательством и международными договорами РК.

Ст. 14. Брачные и семейные отношения:Иностранные граждане в РК могут заключать и расторгать браки с гражданами РК и другими лицами, пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами РК в соответствии с законодательством и международными договорами РК.

Ст. 15. Неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности

Иностранным гражданам в РК гарантируется неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности.

Ст. 16. Передвижение по территории РК и выбор места жительства:Иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории РК, открытой для посещения иностранным гражданам, и избирать место жительства в соответствии с порядком, установленным зак-вом РК. Ограничения в передвижении и выборе места жительства устанавливаются актами уполномоченных на то гос-ых органов РК, когда это необходимо для обеспечения госбезопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц.

Ст. 18. Защита прав иностранных граждан:Иностранные граждане в РК имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав.

Иностранные граждане пользуются в суде процессуальными правами наравне с гражданами РК, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РК.

Закон РК О миграции населения 1997 г.: Статья 1.

1) беженцы - иностранцы, которые в силу обоснованных опасений могут стать жертвой преследований по политическим убеждениям, признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, вынуждены находиться вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой своей страны или не желают пользоваться защитой вследствие таких опасений, или лица без гражданства, находящиеся вне страны своего прежнего обычного местожительства, которые не могут или не желают вернуться в нее вследствие этих опасений;

2) внутренняя миграция - постоянное или временное, а также сезонное перемещение физических лиц внутри РК;

3) иммигранты - иностранцы или лица без гражданства, прибывшие в РК для временного или постоянного проживания;

4) иммиграция - въезд иностранцев или лиц без гражданства в РК для временного или постоянного проживания;

5) квота иммиграции - количественное ограничение иммигрантов, допускаемых ежегодно к переселению на территорию РК;

6) квота иммиграции оралманов - число семей оралманов, ежегодно допускаемых к переселению на территорию РК, на которых распространяются льготы и компенсации в соответствии с настоящим Законом;

7) коллективная иммиграция - организованное переселение в Республику Казахстан;

8) мигранты - лица, въехавшие в РК и выехавшие из РК, а также переселяющиеся внутри РК вне зависимости от причин и длительности;

9) миграция - постоянное или временное, добровольное или вынужденное перемещение физических лиц из одного государства в другое, а также внутри государства;

10) незаконные иммигранты - иностранцы или лица без гражданства, въехавшие и пребывающие в РК с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, выезда, пребывания, а также транзитного проезда через территорию РК;

11) оралманы - иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета РК за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания;

12) репатриация - добровольное или вынужденное возвращение граждан Республики Казахстан на свою родину;

13) семейная иммиграция - въезд в РК члена и членов семьи для соединения с теми членами их семьи, которые уже проживают в РК;

14) трудовая миграция - временное перемещение физических лиц из других государств в РК и из РК, а также внутри государства для осуществления трудовой деятельности;

15) уполномоченный орган по вопросам миграции населения - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию миграционной политики и координирующий работу в области миграции населения;

16) центр временного размещения - место временного пребывания лиц и членов их семей, ходатайствующих о признании их оралманами на территории РК;

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.