В книгах сокращенно обозначается буквой "H". Его произведение "Джами-ус-Сахих", включающее в себя 7тысяч275 хадисов, по единодушному признанию ученых всего Исламского мира, является лучшим сборником хадисов всех времен.
Вот что пишет о работе над этим сборником сам автор:
"Хадисы, вошедшие в "Джами-ус-Сахих", отобраны мною из 600 тысяч хадисов. Перед записью очередного хадиса, я совершал полное омовение (гусуль), затем прочитывал 2 ракаата молитвы "Истихара". … Только после этого записывал хадис в книгу. Без этой процедуры не был записан ни один хадис! На эту работу я потратил 16 лет! В этом сборнике представлены самые достоверные хадисы. Вместе с тем, я должен отметить, что не вошедших в этот сборник достоверных хадисов гораздо больше". (ЕА).
В книгах сокращенно обозначается буквой "M". Его книга "Джами-ус-Сахих" включает хадисы, отобранные из 300 тысяч хадисов.
3. ИМАМ ТИРМИЗИ (ТИРМУЗИ) Мухаммад б. Иса; 209/824-279/892.
Мухаддис, автор сборника хадисов "Джами-ус-Сахих".Родился на берегу Джейхуна в местечке "Тирмуз", что находится южнее Бухары. В книгах ученых сокращенно обозначается буквой "I".
4. АБУ ДАВУД АС-СИДЖИСТАНИ (Сулейман б. Эш'ас б. Исхак; 202/817-275/889)
В книгах сокращенно обозначается буквой "D". Один из выдающихся мухаддисов, автор сборника хадисов "Сунан". Имам родился в Сиджистане, рядом с индийской границей, а умер в Ираке в г. Басра.
5. ИМАМ МАЛИК Б. АНАС (90-179 г.х.).
Малик б. Анас не только Имам по хадисам, но является также и Основателем мазхаба Малики. Малик б. Анас родился в Пресветлой Медине в 90-ом г. Хиджры, где и умер в 179 г.
В книгах сокращенно обозначается буквой "МА". Его книга "Муватта" является первым сборником хадисов.
В книге "Мевду'ат-ул-Улум" говорится, что некоторые ученые при перечислении сборников "Кутуб-и Ситта" вместо сборника "Муватта" приводят сборник "Сунан" Имама Ибн-и Маджа.
ИБН-И МАДЖА (Мухаммад б. Йазид аль-Казвини; Абу Абдуллах) 209/824-273/886
Хафиз. Один из известных шести выдающихся Мухаддисов, сборники которых объеденены под общим названием «Кутуб-и Ситта». Автор известного сборника хадисов: «Сунан-и Ибн-и Маджа», в котором собраны 4000 хадисов. (IAA, III: 199-200).
6. АН-НАСАИ (Абу Абд-ур-Рахман Ахмад б. Али). 215/830-303/916
Родился в 215 и умер в 303 году хиджры. В книгах его сборник сокращенно обозначается буквой "S". Имаму принадлежат два сборника хадисов: "Сунан-и Кабир" и "Сунан-и Сагир" Сборник "Сунан-и Сагир" вошел в число шести известных сборников, общее название которых - "Кутуб-и Ситта".
В книге "Мевду'ат-уль-Улум" говорится, что когда в тексте произведения ученого упоминается о какой-либо книге "Сунан", то автор (по общепринятому порядку) подразумевает сборник хадисов одного из четырех упомянутых выше Имамов: Абу Давуда, Тирмизи, ан-Насаи, и Ибн-и Маджа, которые могут обозначаться сокращенно и в буквенной форме соответственно: (D), (T), (S). Сборник Ибни Маджа обозначается (MJ).
При упоминании других сборников, называемых "Сунан", к названию сборника присоединяют и имя автора. Например: "Сунан-и Даре Кутни", "Сунан-и Кабир-и Байхаки". Сокращенное буквенное обозначение этих сборников соответственно: (KTiN) и (Hek).
Другие, наиболее ценные и известные сборники хадисов также имеют общепринятые буквенные обозначения: "Муснад" Имама Ахмада б. Ханбала имеет буквенное обозначение (HD), "Муснад" Имама Йа-Ла – (Ya'la), "Муснад" Имама Абдуллаха ад-Дарими (DR), "Муснад"Имама Ахмада Бэззара – (Z). Эти книги называют еще "Месанид".
Аль-хамду-лиль-Лахи Рабби-ль-алемиин!
Из книги "Riyad-un-Nasihin" – Mavlana Muhammad Rebhami, Istanbul – 1980.
*****
Использованная литература:
"Ma'lümat-ı nafia"- Ahmаd Cаvdаt P. İst. 1991.
"Tam İlmihal", M. Sıddık G. İst. 1996.
"Evliyalar Ansiklopedisi"- İst. 1992.
"Islam Fikhi Ansiklopedisi" (IFA)– Vehbe Zuhayli. Ist. 1994
***
Абу Асад аль-Ханафи.
Санкт-Петербург 1998 - 2003 гг.
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО ВТОРОМ РАЗДЕЛЕ--------------------------------------à
Следующая страница для заметок читателей:
[23] Имам ат-Тахтави: - Саййид Ахмад б. Мухаммад б. Исмаил аль-Ханафи аль-Мисри (умер в 1231/1816). Его произведение "Хашийату аля-д-Дурру-ль-Мухтар" является комментарием к книге "ад-Дурру-ль-Мухтар" имама аль-Хаскафи (ум. в 1088/1677). Ему также принадлежат многократно изданные комментарии к книге "Мераки-ль-Феляк" имама аш-Шернблали (ум. в 1069/1658). IAk-326.
[24] Имам ар-Рази - Фахр-уд-дин ар-Рази (Мухаммад б. Умар б. Хасан б. Али ат-Тайми аль-Бакри; 544-606/1149-1209). Ученый – энциклопедист. Автор многочисленных произведений, среди которых не только книги по религиозным наукам, но и по математике, физике, медицине. Ему принадлежит всемирно известное произведение по толкованию Корана "Мэфатих-уль-Гайб" или, как его обычно называют "Тафсир-уль-Кабир".
[25] «Улама-уль-муслимин…» - "Улама-уль-муслимин ва-ль-ваххабиййун" – книга известного ученого Ислама аш-Ша'рани (Абд-уль-Ваххаб б. Ахмад б. Али б. Ахмад б. Мухаммад б. Зерка б. Муса б. Султан Ахмад ТИльмсани аль-Ансари ум. 973/1565).
Имам аш-Ша'рани крупный египетский ученый по хадисам и фикху мазхаба Шафии. Его род восходит через праведного халифа Али к роду Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Ученик Алиййу-ль-Хаваса (ум. после 941/1534). Автор более 300 произведений. Ему принадлежат труды по исследованию основ религиозно-правовых школ. Например, книга "Адиллат-иль-мазахиб"является кратким обзором трудов ученых мазхаба Ханафи.
[26] Ибни Хаджар аль-Макки - Ахмад б. Мухаммад аль-Хийтами; Шихаб-уд-дин; Имам-уль-Харамэйн (899/1494-974/1566, да будет милостив к нему Аллах). Выдающийся ученый Ислама. Имам является автором большого количества ценных произведений. Только по науке "Фикх" им написано около 70-ти книг. Саййид Абд-ул-Хаким аль-Арваси (да будет милостив к нему Аллах) говорил о нем: "Все написанное Ибн-и Хаджаром аль-Макки являются истиной и руководством для ученых всех 4-х мазхабов".
[27] А'маш - Сулейман б. Михран (61/680-148/765). Хафиз, - знаток 100 000 хадисов с именами передатчиков.
[28] Хафиз - Знаток 100 000 хадисов напамять вместе с именами их предатчиков!
[29] Хаким аш-Шахид - Мухаммад б. Мухаммад б. Ахмад б. Абдуллах б. Абд-ул-Маджид б. Исмаил б. Хаким аль-Марвази аль-Балхи (Абу-л-Фадл). Стал шахидом в 334/946 г. Первый собиратель сообщений по основам религиозного права (Усюль) мазхаба Ханафи. Был кадием Бухары, а затем везирем Хорасана. Автор знаменитых произведений – "Китаб-уль-Мюнтака", "Китаб-уд-Дюрар ва Гурар" и др. (IAA, IV: 123-124).
[30] Ас-Сэрахси - Абу Бакр Мухаммад б. Ахмад б. Абу Сахл (Шэмс-уль-Аимма; 400/1010-483/1090).
Крупный ученый по фикху мазхаба Ханафи, муджтахид разряда "Муджтахид фи-ль-Мазхаб". Родился в местечке Сэрахс, расположенным между городами Мешхед и Мерв, на границе Туркмении и Ирана. Его учителем был имам аль-Халвани (ум. 456/1064). У него учились: Абд-ул-Азиз б. Умар б. Мазе, Махмуд б. Абд-ул-Азиз аль-Узджанди и др. На протяжении 10-ти лет находился в заключении, где и написал книгу «Аль-Усюль». Кроме этой работы, ему принадлежит известное произведение «Китаб-уль-Мабсут»в 30-ти томах, являющееся комментариями к книге «Аль-Кафи» Абу-л-Фадла аль-Марвази (Хаким аш-Шахид). (IAk-59; IAA, V: 317).
[31] Об основных разновидностях хадисов см. ниже в главе "Отношение ученых к понятию "Ас-Сунна".
[32] Дед Имама Малика был выходцем из Йеменского племени "Зи-Асбахи", да будет милостив к ним Аллах. (IFA, 1: 27).
[33] Лэйс б. Са'ад:- Лейс б. Са'д б. Абд-ур-Рахман аль-Фэхми (Абу-ль-Харис; 94/712-175/791). Один из крупнейших ученых факихов и хадисоведов 3-его поколения мусульман – ат-Табаи ат-Табиунов (учеников Табиунов). IAA, II: 285.
[34] Абд-ул-Азиз б. Шах Валиуллах ад-Дэхлеви - (Гулямун Халим; Абд-ул-Азиз б. Ахмад (Валиуллах) б. Абд-ир-Рахим аль-Фаруки; 1159/1744-1239/1824).
[35] Шейх Халил - Халил б. Исхак б. Муса б. Шуайб (аль-Джунди; умер между 767/1365 и 776/1374 гг).
[36] Имам ан-Навави – Йахйа б. Шараф (Абу Закариййа; Мухйиддин; 631/1233-676/1277). Один из крупнейших ученых мазхаба Шафии. Несмотря на свою непродолжительную жизнь, Имам ан-Навави написал много ценных произведений, в которых представил упорядоченные знания по мазхабу Шафии. Его перу принадлежат известные произведения: По фикху: "Равда", "Минхадж"; По хадисам: "Рийаз-ус-Салихин"; По толкованиям хадисов: "Шарх-и Сахих-и Муслим"; а также "Лугат-ут-Танбих", "Тибйан". (IAA, IX: 200-213).
[37] Имам ар-Рафии - Абд-уль-Карим б. Мухаммад б. Абд-уль-Карим (Абу-ль-Касым аль-Казвини; 555/1160-623/1226). Один из самых именитых ученых по тафсиру, хадисам и фикху мазхаба Шафии, да будет милостив к нему Аллах. Имам ар-Рафии является автором книги "Аль-Мухаррар" – произведения по фикху мазхаба Шафии, по своей значительности не имевшая аналогов среди подобных работ, написанных до него. (IAA, IX: 229-232).
[38] Закариййа аль-Ансари - Закариййа б. Мухаммад б. Ахмад б. Закариййа (Абу Йахйа; Зайн-уд-Дин; 826/1423-926/1520). Один из крупных ученых по фикху мазхаба Шафии и известный праведник (аулийа).
Среди его работ по разным религиозным наукам наиболее известны: 1- "Шарху Мухтасару-ль-Музени". 2- "Хашийатун аляа Тафсир-иль-Бэйдави". 3- Ад-Дюрар-ус-саниййа". (IAA, XV: 101-106).
[39] Ибн-и Хаджар аль-Макки - Ахмад б. Мухаммад б. Мухаммад б. Али б. Мухаммад б. Хаджар аль-Хэйтеми (Абу-ль-Аббас; Шихабуддин; Имам-уль-Харамэйн; 899/1494-974/1566). Выдающийся ученый Ислама. Его произведение "Тухфат-уль-Мухтадж" - комментарии к книге "Минхадж" имама ан-Навави, является в последние столетия самым ценным произведением мазхаба Шафии и до сих пор не имеет аналогов. (IAA, XIV: 104-106).
[40] Ар-Ремли аш-Шафии - Ахмад б. Хусайн б. Хасан б. Али б. Йусуф б. Али б. Раслан аль-Макдиси (Абу-ль-Аббас; Шихабуддин; Ибн-и Раслан; 773/1371-844/1440). Ученый по фикху мазхаба Шафии и аулийа. Родился в Палестине в селе Рэмли и умер 14-го Ша'бана в Иерусалиме (Кудус). Шихабуддин ар-Рэмли является автором произведений по многим отраслям религиозных наук. Наиболее известные среди них: "Шарху Минхадж-иль-вусуль иляа Ильм-иль-усуль лиль-Бэйдави", "Шарху Сахих-иль-Бухари", "Шарх-ус-Сунан-и Абу Давуд", "Табакат-уш-Шафиййа", "Мухтасар-ур-Равда", "Мухтасар-уль-Минхадж". (IAA, XII: 376-379).
[41] Более подробно об этих положениях можно узнать из книги Имама ан-Навави "Минхадж-ут-Талибин".
[42] Хафиз: - Имам по хадисам, знающий на память более 100 тысяч хадисов вместе с именами их передатчиков. Ввиду того, что в последние столетия таких ученых не стало, Хафизами стали называть тех, кто выучил наизусть весь Коран. На самом деле знатоков Корана ранее называли "Кари".
[43] Естественно, что здесь речь идет о муджтахидах, которые могут различать открытые (Мухкам) сообщения в айатах Корана от скрытых (Муташабих), требующих разъяснения Сунной.
[44] Хадис приведен у Тирмизи.
[45] См. ниже главу «Нэсих».
[46] О процедуре развода см. раздел "Мунакахат" в Сборнике Религиозных Правил "Мухтасар Ильмихал" Мухаммада аль-Коккози.
[47] Знатоков, знающих на память весь Коран, раньше называли "Кари' ", а не "Хафиз", как называют их теперь. Ввиду того, что знатоков, знающих такое большое количество хадисов с именами их рави теперь не стало, звание "Хафиз" ошибочно перешло к мусульманам, знающим на память весь Коран. Они являются – Кари’.
[48] Более подробные сведения об Имамах смотрите ниже, в разделе "Люди Сунны – Кто Они"?