Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗВИТИЕ МАЗХАБА УЧЕНИКАМИ ИМАМА АБУ ХАНИФА



После смерти Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, его талантливые ученики продолжили работу Имама по систематизации знаний по вероучению, фикху и другим разделам исламских наук. Постепенно появлялись труды, которые впоследствии составили основу мазхаба. Они очертили границы школы Имама А'зама, более подробно разъяснили ученым следующих поколений способы иджтихада и оставили им богатый фактический материал для дальнейшего развития исламских наук по системе школы великого Имама. Главными произведениями школы Имама Абу Ханифа после книг самого Имама, стали работы наиболее талантливых его учеников и ученых следующих поколений.

Основополагающие книги мазхаба делятся на 3 группы

1) В первую группу, которая называется "Масаилу-ль-усуль" или по другому "Захиру-р-риваййа" (Основные, наиболее достоверные сообщения, переданные первыми тремя главными муджтахидами мазхаба). В этот раздел входят книги самого Имама Абу Ханифа и его самых именитых учеников Абу Йусуфа и М. аш-Шэйбани (их еще называют "Имамейн", "Сахабейн"), да будет милостив к ним Аллах. Основу этого раздела составляют 6 книгимама Мухаммада аш-Шэйбани: «Аль-Мабсют», «Аз-Зийадат», «Аль-Джами ус-Сагир», «Аль-Джами уль-Кабир», «Ас-Сийар ус-Сагир», «Ас-Сийар уль-Кабир». Эти 6 книг впервые были собраны под названием "Аль-Кафи" другим ученым - Хакимом аш-Шахидом. Уже этот сборник был прокомментирован имамом ас-Сарахси (ум. в 483/1090 г.) в его 30-ти томном произведении под названием «Аль-Мебсут». Есть множество и других комментарий к сборнику "Аль-Кафи".

2) Вторая группа, названная "Масаилу-н-навадир" или "Гайри Захиру-р-риваййа". Этот раздел состоит из сообщений (книг трех главных Имамов мазхаба), не входящих в вышеуказанные шесть книг. Сюда относятся книги: «Аль-Кайсаниййат», «Аль-Харуниййат», «Аль-Джурджаниййат»,и«Ар-Рукиййат»того же Имама М. аш-Шэйбани. Источники, из которых были получены сообщения этой группы знаний, являются менее надежными, нежели передатчики книг первой группы.

3) Авторами третьей группы сообщений, называемых "аль-Вакыъат", являются ученые, следующие за первыми тремя основными Имамами мазхаба (их ученики и ученики их учеников). К нимм относятся такие имамы, как: Иса б. Эббан (ум. в 220 г.х.), Мухаммад б. Сэмаа (130/747-233/847); Хилял б. Йахйа ар-Ра'йу-ль-Басри (ум. 245 г.х.), Ахмад б. Умар б. Мехир аль-Хассаф (ум. 261 г.х.), Абу Сулейман аль-Джурджани, Абу Хафс аль-Бухари, Абу Джафар ат-Тахави (ум. 321 г.х.), да будет милостив к ним Аллах.

В эту группу сообщений входят книги, освещающие события и излагающие фетвы мазхаба. Первым собирателем этих сообщений был Имам Абу-ль-Лейс ас-Самарканди (ум в 373/983), написавший на их основе книгу "Ан-Навазиль". К произведениям группы "аль-Вакыъат" относят: «Китабу-н-Навазиль лиль Факих» -имама Абу-ль-Лейса ас-Самарканди, «Меджмуу-н-Навази-ль ва-ль-Вакыат» - имама ан-Натифи, "Аль-Вакыат"– имама Садр-уш-Шахида (483/1090-536/1141); К этой же группе книг мазхаба относят и «Ресмиу-ль-Муфти», - работу известного сирийского ученого Ибни Абидина ад-Димашки (1198/1784-1252/1836).

Аль-хамду лиль-Лахи!

ВИДЫ ШАРИАТСКИХ ПРЕДПИСАНИЙ

Различные виды шариатских предписаний ученые Ислама обозначают определенными терминами. Например, ученые мазхаба Ханафи используют в книгах по Фикху термины: Фард, Ваджиб, Сунна, Мустахаб, Мубах, Макрух, Муфсид, Харам.

Эти Предписания и Запреты называются "Таклиф", а тех, кто обязан их выполнять, называют "Мукялляф". Предписания и Запреты, исполняемые мукялляфами, имеют различную степень важности. Различие степеней важности Предписаний и Запретов называется "Аф'ааль-уль-Мукялляфин".

Совершеннолетие у подростков наступает в разное время, в зависимости от конституции организма. Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, а девочки, - от девяти до пятнадцати лет. Если до пятнадцатилетнего возраста у мальчика или девочки не появятся первые признаки действий мужских и женских гормонов, то с пятнадцати лет они считаются совершеннолетними, вне зависимости от каких-либо признаков.

"Аф'ааль-уль-Мукялляфин" состоит из восьми разделов:

1. Фард:Обязательные, Строго Предписанные обязанности. Фард делится на два вида:

а) Фард-ы айн – этот вид фарда Предписано исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, пятикратная молитва, пост).

б) Фард-ы кифайа – этот вид фарда достаточно исполнять некоторым мусульманам. Тогда, остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этой строго предписанной обязанности. Например, исполнение "джаназа намаз"- молитва при погребении, или ответ на приветствие. Если же никто не исполняет этот вид Предписаний, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные об этом.

2. Ваджиб -обязанности, очень близкие к Строго Предписанным (например, молитва "Витр" и "Праздничная молитва").

3. Сунна - обязанности, которые выполнял Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Сунна состоит из двух частей:

а) Сунна, выполняемая постоянно: Обязанности, которые Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) выполнял постоянно. Пропускал в крайне редких случаях. Например "сунна" утреннего, первая и вторая "сунна" полуденного, "сунна" вечернего и вторая "сунна" ночного намазов. Например, "сунна" утреннего, 1-ая и 2-ая "сунна" полуденного, "сунна" вечернего и 2-ая "сунна" ночного намазов. Например, "сунна" утреннего, 1-ая и 2-ая "сунна" полуденного, "сунна" вечернего и 2-ая "сунна" ночного намазов. Например, "сунна" утреннего, 1-ая и 2-ая "сунна" полуденного, "сунна" вечернего и 2-ая "сунна" ночного намазов

б) Сунна, выполняемая не постоянно. Обязанности, которые Пророк иногда выполнял, иногда пропускал. Например "сунна" послеполуденной молитвы и первая "сунна" ночной молитвы.

4. Мустахаб - действия, которые иногда совершал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Например, раздача милостыни (кроме закяата) или дополнительный пост.

5. Мубах - действия, за исполнение которых нет саваба (благости Аллаха), а за

неисполнение нет греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить.

6. Макрух -нежелательные действия, уменьшающие благость Аллаха (например, смотреть по сторонам при чтении молитвы). Макрух имеет две степени:

а) «Карахат-и Тахримиййа» (Тахриман Макрух) - Весьма Нежелательное Действие, близкое к запрету (хараму). К примеру, пропускать исполнение «Ваджибов». Совершивший такой макрух, получит грех, а избежавший его, будет вознагражден.

б) «Карахат-и Танзихиййа» (Танзихан Макрух) - Действия Нежелательные. К примеру, неисполнение сунны и мустахаба. Наказаний за совершение этих действий нет, но избежавший таких действий - получит благость Аллаха субхана ва тааля.

7. Муфсид - действия, нарушающие уже начатое поклонение; такие действия как смех при исполнении молитвы, прием пищи во время поста.

8. Харам -строго запрещенные действия (например: убийство невинного человека; воровство; употребление алкогольных напитков, свинины; непокорность родителям).

Совершающих Харам (Недозволенное), ожидает строгое наказание и в этой жизни (шариатский суд), и в жизни потусторонней (мучения в Аду). Кто будет избегать Харама из-за страха наказания, получит благость Всевышнего Аллаха. Если же кто-либо отрицает Недозволенное (Харам), и говорит, что это Дозволено (Халял), тот автоматически становится неверным. Такому человеку вновь надо принимать Ислам, если, конечно, он хочет спастись.

Шарты и Рукны

К основным терминам науки Фикх можно отнести определения "Шарт" и "Рукн".

1. "Шарт", - это Условие, без которого не дозволено приступать к выполнению определенного поклонения. Иными словами, "Шарт" является Предварительным Условием, которое надо выполнить до начала данного поклонения.

Например, Малое Омовение (Вуду; Абдест) является Шартом, которое непременно надо совершить перед тем, как приступить к исполнению молитвы (Салята; Намаза).

Другой пример: Присутствие Двух Свидетелей (по мазхабу Ханафи) при бракосочетании (Никяаха), является Шартом, но остается за пределами самого Никяаха.

2. "Рукн", – это, по мнению ученых религиозно-правовой школы Ханафи, - Составная Часть совершаемого Поклонения.

Например, Рукуу (поясной поклон) и Кираат (чтение Корана) являются Рукнами, так как представляют собой отдельные части молитвы.

Рукном можно назвать также Иджаб (Предложение) и Кабул (Согласие), при заключении торговой сделки, без которых сделка не может считаться действительной.

Отношение Ханафитов к термину "Ваджиб".

По мнению ученых мазхаба Ханафи, предписание "Ваджиб" отличается от "Фарда" (Обязательного Предписания) тем, что предписание "Фард" указано в Благородном Коране в ясной форме, или передано хадисами из разряда "Мутаватир" или "Мешхур", в то время как сообщение "Ваджиб" имеет предположительное подтверждение, или передан в виде хадиса лишь одним передатчиком.

Например, к ваджибам ханафиты относят такие предписания, как милостыня "Фитр"; Жертвоприношение в праздник Ид аль-Адха (Курбан Байрам); исполнение праздничных молитв и молитвы "Витр"; чтение в молитве суры "Фатиха" и т.п. Все эти предписания имеют подтверждение в Коране, хотя и косвенное, или передаются сообщением "Ахад".[31]

Отличие Фарда от Ваджиба у ханафитов

По мазхабу Ханафи предписания разрядов Фард и Ваджиб несут различную правовую нагрузку, хотя и весьма близки друг к другу в обязательности исполнения.

"Фард" – Как известно, предписание подобного разряда является для мусульманина Обязательным для исполнения. Мусульманин, не выполнивший Фард, получит тяжелое наказание в виде большого греха. Если же он не признает Фард, как Обязательное Предписание (отвергает его), то он становится Отступником (Муртад).

"Ваджиб" – Предписание этого разряда так же является для мусульманина Обязательным для исполнения. Отвергнувший Ваджиб получает менее тяжелое наказание, чем при неисполнении Фарда. Человека, отвергнувшего Ваджиб нельзя квалифицировать как отступника.

Подобное различие в подходе к обязательным предписаниям особенно отчетливо видно по тому примеру, как ученые мазхаба Ханафи трактуют сообщение о чтении суры "Фатиха" в молитве. Мы знаем, что пропуск чтения хотя бы некоторой части из Корана, делает молитву недействительной, так как в 20-м айате суры 73 "Мюземмиль" Благородного Корана предписывается: "… читайте из Корана то, что вам легко". В то же время, не чтение конкретной суры "Фатиха" в молитве, не делает ее не действительной, хотя, такое положение уменьшает ценность молитвы. Необходимость чтения "Фатихи" в молитве, подтверждена лишь предположительным сообщением, так как хадис, переданный Тирмизи, в котором говорится о том, что кто не читает суру "Фатиха", у того нет молитвы, получен всего лишь от одного передатчика (Рави). То есть, это сообщение находится в разряде "Ахад". Кроме того, что хадис передан лишь одним Рави, его также можно истолковать двояко: и как "Без суры "Фатиха" молитва не будет действительна", и как "Без суры "Фатиха" молитва не будет полноценной". Ввиду слабости сообщения и возможного двоякого его толкования, это предписание отведено в разряд "Ваджиб".

"Ваджибы" так же как и "Фарды" делятся на два вида: - а) "Айн" и б) "Кифайа".

а) "Ваджиб-уль-Айн" – этот вид ваджиба Предписано исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, ваджибы молитвы, поста).

б) "Ваджиб-уль-Кифайа" – этот вид ваджиба достаточно исполнить некоторым членам общины. В этом случае остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этого вида предписаний. Если же никто не исполняет этот вид Предписаний, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные о необходимости выполнения конкретного ваджиба.

Различие Ваджибов по времени исполнения: а) Мутлак Ваджиб. б) Мукаййад Ваджиб.

а) Мутлак Ваджиб – Предписание, исполнение которого не ограничено определенным временем. Например, Искупления (Каффара) и Зароки (Незир), которые необходимо выполнить в удобное время.

б) Мукаййад Ваджиб - Предписание, исполнение которого ограничено определенным временем. То есть, для исполнения подобного Ваджиба отведен определенный промежуток времени, начало и конец которого известны исполнителю.

Термины и положения, принятые в мазхабе Ханафи

1. При упоминании сообщений термином "Захиру-р-Риваййа", следует понимать, что эти сообщения исходят от трех главных Имамов мазхаба:

Имама Абу Ханифа, Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада аш-Шэйбани.

2. Термины, которые используются без упоминания имени, подразумевают:

"Имам" - Имама Абу Ханифа.

"Шейхайн" – Абу Ханифа и Абу Йусуф.

"Тарафейн" – Абу Ханифа и Мухаммад.

"Имамейн"; "Сахабейн"– Абу Йусуф и Мухаммад.

"Ас-Сани" – Абу Йусуф.

"Ас-Салис" – Мухаммад.

"Асхабуна" - Имамы Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шэйбани.

"Мэшайых" – Имамы мазхаба, жившие после Имама Абу Ханифа. (IFA)

"Мутекаддимун" – Имамы – ученые по Религиозному Праву (Фикху), жившие до имама Шэмс-уль-Аимма аль-Халвани (ум. в 465/1063).

"Мутеаххырун" – Имамы - Правоведы, жившие после имама Шэмс-уль-Аимма аль-Халвани (ум. в 465/1063) и до имама Хафиз-уд-Дина аль-Бухари (ум. в 693/1038). К ним относятся: Абу Зайд ад-Дэбуси (430/1038); Аль-Паздави (482/1089); Ас-Сэрахаси (490/1097); Аль-Касани (587/1191); Аль-Баджи (474/1081) и Ибн-и Рушд аль-Хафид (520/1081). (IAk:131).

3. В мазхабе принято положение, при котором муфтии могут давать фетвы лишь на основе согласованного мнения упомянутых трех Имамов по сообщениям "Захиру-р-Риваййа". При наличии разного подхода Имамов к данному вопросу, фетва дается лишь по Иджтихаду (мнению) Имама Абу Ханифа.

При расхождении слов Имама А'зама с согласованным мнением имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани, можно пользоваться утверждениями любой из сторон, но только в случае затруднений.

Муфтий не может давать фетвы, не согласующиеся с трудами ни одного из этих муджтахидов! Такие разъяснения не могут считаться фетвами школы Имама А'зама Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах.

4. Фетвы мазхаба дают с соблюдением уровня муджтахидов:

Вначале ищут ответ в соответствии с мнением Имама Абу Ханифа. Если этот вопрос Имамом не рассматривался, то смотрят на иджтихад Имама Абу Йусуфа. Затем уже обращаются к иджтихаду Имама Мухаммада аш-Шэйбани, затем – Имама Зуфара, затем - Имама Хасану б. Зийада, да будет милостив к ним Аллах!

При стесненных обстоятельствах, муфтий может давать фетву по иджтихаду любого из пяти упомянутых имамов, входящих в высший ряд муджтахидов мазхаба, не соблюдая субординацию. Хвала Аллаху Господу миров!

Абу Асад аль-Ханафи. Санкт-Петербург – 1999 г.

Из книг: "Tam İlmihal"- M. Sıddık G. 1996, İstanbul;

«İslam Fıkhı Ansiklopedisi» (IFA) - Prof. Dr. Vehbe Zuhayli, İstanbul-1994;

"Ibn-I Abidin (Fihrist, Terimler Sozlugu ve Kaynaklari)" - (IAk) – Istanbul, 1980.

 

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВАМ ФИКХА (Усулю-ль-Фикх)

СОСТАВЛЕННЫЕ ПО ШКОЛЕ ИМАМА А'ЗАМА АБУ ХАНИФА

Самыми известными среди них являются:

1. «Аль-Усуль» – Абу Бакр Ахмад б. Али аль-Джэссаси (ум. в 370/980).

2. «Таквиму-ль-Эдилля» – Абу Зайд Убайду-л-Лах б. Умар эд-Дебуси (430/1090).

3. «Аль-Усуль» – Шэмс-уль-Аимма ас-Сэрахси (ум. 483/1090).

4. «Аль-Усуль» – Фахр-уль-Ислам Али б. Мухаммад аль-Пэздэви (ум. 482/1089). Данная работа считается наиболее подробной по сравнению с другими.

Эту книгу имама Пэздэви комментировал Абд-ул-Азиз б. Ахмад аль-Бухари (ум. 730/1329) и дал своей работе название «Кэшф-уль-Эсрар».

Впоследствии появились ученые и из среды ханафитов, и из среды составителей подобных произведений других направлений, которые стали в своих работах совмещать эти два метода, или использовать методы противоположного направления.

Среди подобных трудов можно назвать:

1) «Бэди-уьн-низам эль-джамиь бэйна китабэй аль-Бэздэви ва-ль-Ихкам» имама Ибн-ус-Саьати (Музаферуд-Дин Ахмад б. Али; ум. 694/1294). А также

2) «Ат-Тэнких» имама Шадру-ш-Шариа Убайдал-Лаха б. Масьуда (ум. 747/1346) и его же комментарии к нему под названием «Ат-Тавдих». Здесь автор объединил (телхис) «Аль-Усуль» имама аль-Пэздэви; «аль-Махсуль» имама ар-Рази и «аль-Мухтасар» имама Ибни Хаджиба.

3) «Джэм-уль-Джевами»имама Таджу-д-Дина Абд-ул-Ваххаба Ибну-с-Субки (ум. 771/1369). В начале этой работы имам сообщает, что писал ее на основе примерно ста произведений других авторов.

4) «Ат-Тахрир» - имама Ибн-уль-Хумама (Мухаммад б. Абд-уль-Вахид; ум. 861/1456).

5) «Ат-Такрир ва-т-Тахбир» - комментарии ученика Ибн-и Хумама - М. б. Эмири-ль-Хадж аль-Халеби (ум. 879/1474).

И, наконец, наиболее утонченное произведение из работ последнего периода:

6) «Мусалламу-с-Субут» - имама Мухибу-л-Лаха Ибн Абди-ш-Шакура (ум. 1119/1707).

Для пристального изучения какого-либо непростого вопроса по основам фикха, современные исследователи обычно обращаются к книге «Ат-Тахрир» Ибн-уль-Хумама, или же к книге «Джэм-уль-Джэвами» Ибну-с-Субки. Однако, чтобы разобраться в существе вопроса, необходимо пользоваться комментариями к этим работам, изучение которых требует от исследователя достаточных усилий и определенного уровня. Только такой комплексный подход может прояснить исследуемый вопрос. В противном случае, отдельно взятые работы некоторых имамов могут остаться непонятыми, а значит и недооцененными. Аль-хамду-лиль-Лахи!

Из книги: «Ислам Хукук Ильминин Эсаслары» – (Усулю-ль-Фикх) –

Проф. Др. Зекиюддин Шаьбан; Доч. Др. Ибрахим Каафи Донмез. Анкара – 1990.

***

II - МАЗХАБ МАЛИКИ

ИМАМ МАЛИК Б. АНАС 90 (93,95) /708-179/795

(Абу Абдуллах Малик б. Анас б. Малик б. Абу Амр б. Умайр Тайми Асбахи Хумайри)

Основатель мазхаба Малик б. Анас, да будет на него милость Аллаха, родился в Пресветлой Медине в 90-ом г. Хиджры, где и умер в 179 г. Он говорил, что не давал фетву, пока не услышит подтверждения семидесяти имамов. "Мало кто из моих учителей не брал у меня фетву" говорил Имам Малик. Ученый мазхаба Шафии имам аль-Йафии (Афифуд-дин Абдуллах б. Асад; 698-768/1298-1367) пишет об этих словах Имама Малика: "Не подумайте, что он говорит это из гордости. Этими словами он указывает на величайшую милость Аллаха Тааля". В комментариях к книге Имама Малики «Муватта», ученый его мазхаба имам аз-Заркани (М. б. Абдулбаки Азхари; 1055/1645-1122/1710) пишет о нем: «Имам Малик, основатель известного мазхаба, один из величайших ученых Ислама. Наследник и распространитель Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он общался и брал уроки у 900 ученых. Собрал и собственноручно записал 100 000 хадисов. С 17-ти лет начал давать уроки. На его уроках присутствовало больше учеников, нежели на лекциях его учитилей. Зачастую у дверей его дома скапливалось много желающих поучиться или задать ему вопросы. Из-за этого он был вынужден нанять привратника. Привратник пропускал вначале учеников, а затем согласно очереди проходили остальные.

Имам старался избегать туалеты. Бывал там один раз в три дня. Отсюда можно сделать вывод, как он мало ел. Написав книгу «Муватта», Имам Малик засомневался, достаточно ли он был искренен при написании этого труда? Решив испытать свой труд довольно необычным способом, он положил книгу в воду. При этом сказал себе, что если книга намокнет, то она не достойна его. Ни один лист книги не намок!

Абдуррахман б. Анас говорил про него: "Сейчас нет в мире более достоверного ученого в науке по хадисам, чем Малик. Я не видел человека умнее его. Суфьян ас-Саури имам по хадисам, но не имам по сунне. Аузаъи – имам по сунне, но не имам по хадисам. А вот Имам Малик и по сунне и по хадисам является Имамом". [В данном случае, сунна - это образ жизни, а хадис - высказывание].

Йахйа б. Саид об Имаме: "Для рабов Аллаха Имам Малик на земле является доказательством".

Имам аш-Шафии: "Там где читается хадис, Имам Малик сверкает как небесная звезда. Никто не мог сравниться с Маликом в запоминании и сохранении наук. Если бы не было Малика и Суфъяна б. Уйайна, то в Хиджазе не осталось бы знаний".

Ибни Вахаб говорил: "Если бы не было Малика и Лейса, мы все бы сбились с Истинного Пути".

Аузаъи, услышав имя Имама Малика, сказал: "Он глава всех ученых, муфтий Медины и Мекки".

Суфъян б. Уйайна, услышав о смерти Имама Малика, сказал: "На земле не осталось ему подобных. Он был Имамом всех мусульман и факелом общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)".

Ахмад б. Ханбал считал Имама Малика выше таких знаменитых имамов, как: Суфъян Саури, Лейс, Аузаъи…

Суфъян б. Уйайна говорит, что следующий хадис - об Имаме Малике: "Когда мусульмане будут испытывать затруднения, они не найдут ученого выше, чем ученый Медины".

Мусъаб передает: "Я слышал от своего отца Абдуллаха б. Зубайра: "Мы были вместе с Маликом в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пришел некто и спросил кто из нас Абу Абдуллах Малик б. Анас. Ему показали. Он подошел к нему, поздоровался, затем обнял и поцеловал в лоб. Затем объяснил нам, что видел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он попросил позвать Малика. Ты пришел и встал перед ним весь дрожащий. Успокойся же ты, Абу Абдуллах! – сказал Пророк и приказал раскрыть грудь. Как только ты раскрыл грудь, во все стороны распространился прекрасный аромат. Имам Малик заплакал и сказал, что объяснение этому сну – обладание божественной наукой".

(Из предисловия к книге «Мизан-уль-Кюбра» имама Абд-ул-Ваххаба аш-Ша'рани).

ИМАМ МАЛИК Б. АНАС

(б. Абу Амир аль-Асбахи[32]; Абу Абдуллах; 95 (90,93) -179 гг. хиджры).

Имам Малик б. Анас, да будет на него милость Аллаха, является основателем одного из сохранившихся до нашего времени 4-х школ Приверженцев Сунны. Он один из самых знаменитых ученых Медины 3-его поколения мусульман, живших после Табиунов – последователей Сподвижников. Первым учителем Имама Малика был Рабиа б. Абд-ур-Рахман. Затем он учился у Абд-ур-Рахмана б. Хурмуза. Из Табиунов его учителями были: Нафи, Ибн-и Шихаб, аз-Зухри и Саид б. аль-Мусаййиб. Получал также знания и от потомка Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – Джафара ас-Садыка.

Им написана книга по толкованию Корана – «Гарибу-ль-Куръан». Его главная книга «Муватта» является сборником хадисов, которые он собрал от 900 ученых. 300 из них принадлежали к поколению Табиунов, а остальные 600 были их учениками. Имам Малик писал эту книгу на протяжении сорока лет. В ней собраны около 1000 хадисов. Самыми известными книгами по фикху являются: «Ат-Тарфи» и «Аль-Ихкам».

Имам Малик, да будет милостив к нему Аллах, никогда не торопился давать фетву. Отвечая на вопросы, он мог неожиданно сказать «Ля эдри» - «Я не знаю». Он говорил: "Если бы у меня была возможность, я бы свернул шеи всем, кто толкует Благородный Коран, опираясь на свой короткий ум". Имам Малик также не избежал преследований "сильных мира сего". В 147-ом году во время правления Аббасидов, в частности Халифа Абу Джафара Мансура, он был арестован по ложному донесению правителем Медины и приговорен к 70 палочным ударам.

Его ученик Абдуллах ибн Вэхб (125/742-197/812) написал книгу «Аль-Муджаласат», состоящую из хадисов, услышанных от Имама Малика; сообщений Сподвижников и статей о нравственности и воспитании. (EA; IAA, II: 264).

*******

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНИКИ ИМАМА МАЛИКА

Среди них выделяются группы имамов, распространявших иджтихад Имама Малика в Египте, на Севере Африки и в Андалузии, да будет милостив к ним Всевышний Аллах.

Семь известных имамов Египта:

1. ИБН-И КАСЫМ (Абд-ур-Рахман б. Касым аль-Утаки; Абу Абдуллах; 132/750-191/806).

Наиболее известный ученый мазхаба Малики. Учился фикху у Имама Малика в течение 20 лет. Учился фикху также и у египетского факиха Лэйса б. Са'да.[33] Достиг высочайшего уровня иджтихада. Йахйа б. Йахйа говорит о нем: "Среди учеников Имама Малика он был наиболее способным". Его известная книга по Фикху "Аль-Мудаввана" является основополагающей работой по религиозному праву мазхаба Малики. В "аль-Мудаввана" собраны сообщения, полученные им от Имама Малика, а также указаны методы извлечения знаний в соответствии с иджтихадом основателя мазхаба. Ввиду этого, ученые причисляют данное произведение к самым ценным трудам мазхаба.

Над этим произведением вначале поработал имам Асад б. Фурут. Затем этой работой занялся имам Сахнун Абу Саид ат-Тэнухи, который упорядочил в "Аль-Мудаввана" форму рассмотрения вопросов религиозного права в соответствии с правилами основ фикха. Это произведение было напечатано в Египте в 1323/1905 году в 20 томах.

В последующие века "Аль-Мудаввана" всегда находилась под пристальным вниманием ученых-маликитов, которые неоднократно писали к ней комментарии, и комментарии к комментариям. (IFA; IAA, II: 218).

2. АБДУЛЛАХ ИБН-И ВЭХБ

(Абдуллах б. Вэхб б. Муслим; Абу Мухаммад;125/742-197/812).

Имам Абу Мухаммад также находился рядом с Имамом Маликом на протяжении 20 лет. Учился фикху также и у Лейс б. Са'да. Имаму Абу Мухаммаду принадлежит большая заслуга в деле распространения методов иджтихада Имама Малика. Благодаря именно его усердию, фикх мазхаба Малики получил распространение в Египте. Имам Малик в своем письме обращался к нему не иначе как: "Факиху Египта, Муфтию Абу Мухаммаду". Имам был также Мухаддисом крупного уровня. Имел прозвище "Диван-уль-Ильм", что в смыле обозначало "Кладезь наук", или "Ходячая библиотека".

Его перу принадлежат книги: 1. "Аль-Муджаласат" - составленную из хадисов, услышанных им от Имама Малика; сообщений Сподвижников и статей о нравственности и воспитании. 2. "Аль-Джами" –книга в 2-х томах о хадисоведении. 3. "Муватта-и Сагир". 4. "Муватта-и Кабир". 5. "Китаб-у Ахваль-иль-Кыйамэ уа тафсиру-ль-Кур'ан".

(IFA; IAA, II: 101).

3. ЭШХЕБ Б. АБД-УЛ-АЗИЗ АЛЬ-КАЙСИ (150-204 г.г.х.)

Учился у Имама Малика и Лейса б. Са'да, да будет милостив к ним Аллах. Считался лучшим факихом Египта после Ибн-и Касыма. Ему принадлежит книга по маликитскому фикху "Аль-Мудавванату-ль-Эшхеб", которая значительно отличается от одноименного произведения имама Сахнуна. Имам аш-Шафии говорил об имаме Эшхебе: "Не знаю (в Египте) факиха лучше Эшхеба". (IFA, 1: 29).

4. - Абу Мухаммад (Абдуллах б. Абд-ул-Хаким; ум. 214 г.х.).

5. – Ашбагь б. Фэрэдж (ум. 225 г.х.).

6 – Мухаммад б. Абдуллах б. Абд-ул-Хаким (ум. 268 г.х.).

7 – Мухаммад б. Ибрахим аль-Искандари б. Зийад (Ибн-и Мэвваз; ум. 269 г.х.). (IFA, 1: 29).

Семь известных имамов Магриба (Марокко) и Андалузии:

1. Абу Хасан (Али б. Зийад ат-Тунуси; ум. в 183 г.х.).

2. Абу Абдуллах (Зийад б. Абдуллах аль-Куртуби; ум. в 193 г.х.).

3. Иса б. Динар аль-Куртуби аль-Андалуси (ум. в 212 г.х.).

4. Асад б. аль-Фурат б. Синан ат-Тунуси (годы жизни 146-213 по хиджре).

Выходец из Хорасана (Нишапур). Он был во главе отряда, отправленного для покорения Сицилии в качестве эмира, и ученого факиха (главные качества настоящего Муджахида). Изучив в Медине религиозное право у Имама Малика, поехал в Ирак, где обучился также и фикху мазхаба Ханафи у Имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани. Он автор книги "Аль-Асадиййа", являвшейся комментариями к "Аль-Мудаввана", которая в свою очередь легла в основу главной работы имама Сехнуна (ум. в 240/854), да будет милостив к ним ко всем Аллах. (IFA, 1: 29-30).

5. Йахйа б. Йахйа б. Кэсир аль-Лэйси (ум. 234 г.х.).

6. Абд-ул-Малик б. Хибиб б. Сулейман ас-Сулэми (ум. 238 г.х.).

7. Сехнун (Абд-ус-Салам б. Саид ат-Тэнухи; ум. 240 г.х.). (IFA, 1: 29-30).

+ Последний ученый Андалузии по хадисам, тафсиру, а также фикху мазхаба Малики.

8. Абу Бакр ибн-и Араби (М. б. Абдуллах б. М. б. Абдуллах б. Ахмад б. аль-Араби; ум. в 543/1148 там же, где и родился - в Ишбилиййа).

Наиболее известные имамы мазхаба Малики в Хиджазе и Ираке:

1. Абу Марван (Абд-ул-Малик б. Аби Салама аль-Маджишун; Ибн-и Маджишун).

Умер в 212 г.х. Был в свое время муфтием Медины. Есть сообщения, что им была написана книга под названием "Муватта" раньше Имама Малика.

2. Ахмад б. Муаззал б. Гайлан аль-Абди (Ибн-и Муаззал).

Годы жизни неизвестны. Был факихом мазхаба Малики в Ираке.

3. Абу Исхак (Исмаил б. Исхак аль-Кади; ум. в 282 г.х.). Был родом из Басры.

Жил в Багдаде и обучился фикху у Ибн-и Муаззала. Распространял мазхаб Малики в Ираке.

(IFA, 1: 29-30).

О наиболее известных экземплярах "Муватты" Имама Малика, и самых известных передатчиках книги Имама смотрите библиографическую книгу о мухаддисах и их книгах Абд-ул-Азиза б. Шаха Вали-ул-Лаха ад-Дэхлеви "Бустан-уль-Мухаддисин".[34]

О правилах вынесения правовых решений в мазхабе Малики:

1. Муфтии мазхаба дают фетвы по основной их книге "Мудаввана". При наличии различных мнений Имама Малика и имама Ибн-и Касыма, предпочтение отдается, естественно, мнению Имама Малика.

2. При отстутствии по какому-либо вопросу иджтихада Имама Малика, предпочтение перед иджтихадами других имамов мазхаба отдается имаму Ибн-и Касыму, как лучшему знатоку мазхаба по религиозному праву.

3. При освещении разных взглядов ученых в мазхабе Малики по одинаковым вопросам, предпочтение отдается работам Шейха Халила,[35] а также комментариям ученых к работам этого Имама.

***

III -МАЗХАБ ШАФИИ

ИМАМ АШ-ШАФИИ

(Мухаммад б. Идрис б. Аббас б. Усман б. Шафии; аль-Курайши. 150/767-204/820)

Имам аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах, основатель 3-его мазхаба Суннитов. Он родился в Газзе в 150-ом году и умер в Египте в 204-м. Могила находится в Каире на кладбище «Курафа». Его предок в 8-ом поколении Хашим б. Мутталиб б. Абд-и Манаф приходится племянником другого Хашима, предка Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Прапрапрадед Имама - Саиб в битве при Бадре был на стороне противника. После этой битвы он и его сын Шафии приняли Ислам, и стали Сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В память о своем прапрадеде Имам и принял имя аш-Шафии. Мать Имама была родственницей внука Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – Хасана б. Али б. Аби Талиба, да будет доволен ими Всевышний Аллах.

Еще 2-х годовалым ребенком он побывал в Мекке вместе с родителями. В малолетнем возрасте там же выучил Коран, а в 10 лет уже знал на память всю книгу Имама Малика «Муватта»! В 15 лет он начал давать фетвы. В 165-ом году поехал в Медину и 9 лет учился у Имама Малика, да будет милостив к нему Аллах. Тонкости арабского языка и народные предания изучал у жителей племени Хузайл, подолгу живя вместе с ними в степи.

В 185-ом году приехал в Багдад для продолжения учебы. Здесь он учился у знаменитого муджтахида Мухаммада аш-Шэйбани, ученика Имама А'зама Абу Ханифа, да будет на них милость Аллаха. На протяжении всей жизни Имам аш-Шафии всегда с любовью отзывался об этом ученом, неустанно повторяя, как много он ему дал знаний. Кроме того, Имам Мухаммад женился на его матери, и Имам аш-Шафии стал его приемным сыном. Это позволило ему впоследствии получить в наследство все труды великого Муджтахида.

Через 2 года аш-Шафии поехал в Мекку для совершения Хаджа, и вернулся в Багдад уже в 198-ом году. В 199-ом переехал жить в Египет, где и умер в 204-ом году. Много лет спустя после его смерти было решено перевезти останки в Багдад. При вскрытии могилы распространился такой сильный мускусный запах, что участники вскрытия лишились чувств. По этой причине было решено отказаться от перезахоронения.

Среди современников Имама мало кто мог с ним соперничать по знаниям Корана и Сунны. Еще, будучи совсем молодым человеком, он во многом превзошел своих учителей. Его знания, нравственный образ жизни, острый ум и отличная память позволило Имаму аш-Шафии за очень короткое время стать «Мутлак Муджтахидом», - основателем мазхаба. Последователей его школы становилось все больше и больше. Жители Мекки, Медины, Палестины, а впоследствии Египта и других стран, стали придерживаться его школы. Становилось понятным, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду именно его, Имама аш-Шафии, когда говорил: "Ученый из курайшитов заполнит весь мир своими знаниями".

Самыми известными его учениками были: Ахмад б. Ханбал (впоследствии стал основателем 4-го мазхаба), Исхак б. Рахавэйк, аз-Заферани, Абу Саур Ибрахим б. Халид, Абу Ибрахим аль-Музени, Раби б. Сулайман аль-Муради и др. Имаму аш-Шафии принадлежат много ценных высказываний, которые помогали мусульманам точнее определить свой путь к спасению. Имам мало ел и мало спал. "Обильная пища утяжеляет человека. Уменьшает способность получать и понимать знания. Любителя обильной пищи всегда тянет ко сну, что, естественно, отнимает много ценного времени. Весьма умеренный прием пищи, является основой для молитвы, для получения знаний, а значит и спасения"- говорил он.

Вот еще несколько высказываний Имама аш-Шафии: "Если два человека после ссоры стали раскрывать недостатки друг друга, то это явный признак лицемерия". "Получать знания гораздо важнее, чем совершение дополнительных молитв".

Сын известного муджтахида Ахмада б. Ханбала (эпонима 4-ой школы Суннитов) Абдуллах, спросил как-то своего отца, почему он часто обращается к Аллаху Тааля с мольбой быть милостивым к Имаму аш-Шафии. Отец ответил: "Сын мой! Место Имама аш-Шафии среди людей подобно солнцу на небе...". (Здесь окончен перевод из книги "Mizan-ül-kübra"Абдулваххаба аш-Ша'рани).

Следующий перечень ценных трудов Имама аш-Шафии приведен в энциклопедии великих людей Ислама. Сборник вышел в Турции в 1992-ом году:

1. Ахкам-уль-Куръан; 2. Ихтилаф-уль-Хадис; 3. Муснад-уш-Шафии; 4. Рисала фи-ль-Усул; 5. Аль-Маварис; 6. Аль-Умм; 7. Китаб-ус-Сунан валь-Муснад; 8. Аль-Эмали аль-Кубра; 9. Аль-Имла ас-Сагир; 10. Адаб-уль-Кади; 11. Фадаиль-и Курайш; 12. Аль-Ашриба; 13. Ас-Сабку ва-р-Рэмъю; 14. Исбат-ун-Нубувва уа Рэдд-и аляль-Берахима; 15. Диван.

(IAA, III: 237-246).

*******

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.