Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОМУ НЕ ДАНО ПОНЯТЬ ЗНАЧЕНИЯ АЙАТОВ КОРАНА

Имам аль-Газали,[67] да будет милостив к нему Аллах, говорил, что следующие лица не могут понять смыслы айатов Корана:

1- Кто не имеет достаточных знаний по основным религиозным наукам (в том числе по арабскому языку и тафсиру).

2- Нечестивец, продолжительно совершающий большой грех.

3- Последователь искаженного вероучения, не соответствующего вероучению Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а.

Человек с искаженным вероучением, не сможет правильно понимать смыслы айатов Корана даже в том случае, когда знает все тонкости арабского языка в совершенстве. Толкование Корана таким человеком не может являться Тафсиром и, как уже было сказано выше, собьет мусульманина с Истинного Пути. В книге "Аль-Хадика…"[68]имам ан-Наблуси приводит хадис: "Моя община получит много вреда от плохих служителей религии". Этим высказыванием Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал нас о появлении в будущем безмазхабных служителей религии. В книге "Мактубат" выдающегося ученого Имама ар-Раббани [69] приведен хадис об этих толкователях:

"Кто толкует (неверно) Коран по своему разумению, становится кафиром".[70] Некоторые "Безмазхабники"[71] не понимают эти тонкости. В результате недооценки значения религиозных наук, они предлагают каждому мусульманину совершать действия согласно собственному пониманию айатов Корана. Более того, считают вредными чтение книг Приверженцев Сунны и запрещают это другим. Естественно, что взамен они предлагают читать их труды, сплошь составленные по методу "Толкование Корана по собственному разумению". Возьмите любую из написанных ими книг, и вы увидите, что в указателе источников они приводят Коран, Сунну (сборники хадисов), будто бы являются муджтахидами. В лучшем случае в источниках указаны книги их учителей, которые толковали Коран и Сунну вопреки согласованному мнению (Иджма). Между тем, толкование Корана должно опираться не на собственные рассуждения мусульманина, а на достоверные сообщения от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и согласованное мнение Праведных Предков (ас-Салаф ас-Салихин) – то есть ученых ПервыхТрехПоколений Ислама. Сказано в хадисе: "Кто разъясняет Коран по собственному разумению, даже если и верно, безусловно, ошибается". [ан-Насаи].

Таким образом, если кто-либо дает даже правильное толкование айатов Корана, но делает это согласно собственным выводам, - нарушает Шариат, а значит и отклоняется от Истинного Пути. Если же кто-либо умышленно истолкует айат Корана неверно, - становится кафиром. Об этом сказано в книге "аль-Барика…"[72]имама аль-Хадими, да будет милостив к нему Аллах.

О СКРЫТЫХ ЗНАНИЯХ

В книге "Мактубат-и Ма'сумиййа" имама Мухаммада Ма'сума аль-Фаруки (ум. 1079/1668; да будет милостив к нему Аллах) говорится, что каждый Сахаба получал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) столько знаний, сколько позволяла ему его способность познавать. Пророк же (мир ему и благословение Аллаха) передавал каждому из них скрытые знания Священного Корана в соответствии с их уровнем готовности к познанию. Хадис, приведенный у Бухари, гласит: "Говорите с каждым в соответствии с их уровнем восприятия. Не следует говорить с людьми [о религиозных предписаниях] в такой форме, которая [выше их понимания, и] привела бы их к неверию в Аллаха и Его посланника".

Однажды, когда Пророк Аллаха (мир ему и благословение) разъяснял Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) некоторые тонкости религиозных наук на уровне его понимания, к ним подошел Умар б. Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) изменил форму беседы так, чтобы суть вопроса была бы ясна и для Умара. Затем к ним подошли Усман и Али (да будет доволен ими Аллах), и каждый раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) изменял форму беседы для лучшего понимания вопроса и этими Сподвижниками. Форма беседы изменялась всякий раз в связи с тем, что каждый из Сподвижников имел индивидуальную способность воспринимать знания. Эта индивидуальность была заложена в них Аллахом, хвала Ему Всевышнему, и Пророк это понимал. Он знал также и о выдающихся способностях каждого из них. Ведь сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этих Сподвижниках:

"Если бы после меня было возможно появление пророка, то им был бы Умар".

"По ходатайству Усмана будут спасены от огня Ада семьдесят тысяч человек. С них не будет Спроса. Они прямиком попадут в Рай".

"Я являюсь городом знаний, а Али, - двери этого города".

Несмотря на такой высокий уровень этих Сподвижников и несмотря на отличное знание ими арабского языка, Пророк Аллаха не оставил их один на один со Священным писанием. Он знал, что без его разъяснения они не смогли бы понять истинного значения не только айатов Корана, но даже и их толкования, если бы передавал им в одинаковой форме для всех четверых. Именно поэтому, с появлением каждого из них, менялась форма передачи толкования. При всякой беседе со Сподвижниками Пророк Аллаха (мир ему и благословение) передавал толкование Корана, опускаясь на уровень восприятия собеседника. Он говорил: "Мы, - пророки, обязаны строить свои взаимоотношения со всеми людьми в соответствии с их уровнем, и беседовать с ними в соответствии с их пониманием". [От аль-Газали].

"Говорить людям что-либо недоступное их пониманию, может в некоторых случаях привести и к фитне (смуте)". [От Ибн-и Асакира].

О НЕВЕРНЫХ СПОСОБАХ ТОЛКОВАНИЯ

Если кто-либо при толковании айатов Корана не будет опираться на разъяснения предыдущих ученых-муфассиров, но осознанно истолкует их согласно собственному пониманию, то станет кафиром. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) помнил о такой опасности, когда говорил: "Если я начну толковать Благородный Коран согласно своему мнению, своему взгляду, то какая часть земли меня будет носить, и какая часть неба меня укроет"? ["Шир'ат-уль-Ислам"]. А ведь этот Сподвижник был самым выдающимся из людей после Пророков!

Обычным мусульманам (не муджтахидам) невозможно изучить религию по книгам тафсиров. Например: согласно мазхабу Ханафи обязательных предписаний по малому омовению - 4; по Шафии - 6, а по мазхабам Малики и Ханбали, - и того больше. Если невозможно точно установить по тафсирам даже предписания по омовению, то возможно ли определить верные указания по вопросам вероучения? Предписания Шариата, извлеченные из Благородного Корана учеными Ислама в результате скрупулезного исследования (Иджтихада) и помещенные в книги, являются результатом многолетних трудов, а порою и делом всей их жизни. И любой мусульманин, вне зависимости от следования какому-либо одному из 4-х мазхабов Приверженцев Сунны, может изучить религию по книгам своей школы. Эта возможность сохраняется и в том случае, если все мусульмане будут читать лишь одну книгу Ильмихал любой школы Приверженцев Сунны.

А теперь, пусть каждый мусульманин, знакомый с этими аргументами, задаст себе вопрос: Какие же цели преследуют люди, которые накладывают "Табу" на чтение книг ученых по Фикху? Думается, что любой человек, склонный к маломальскому размышлению, придет к выводу: Или эти люди совершенно не понимают сути дела, а значит, у них серьезные пробелы в вероучении и они уклонились от Пути Истины. Или же это ни что иное, как преднамеренные действия по разобщению мусульман и разрушению религии. Сказано о них в Коране: "А если кто отказывается от посланника после того, как стал ему ясен прямой путь, и он следует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Скверно это пристанище!"(4: 115).

ВОЗМОЖНЫ ЛИ ТОЛКОВАНИЯ КОРАНА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НОВОЙ ЭПОХЕ

Некоторые "горячие умы" предлагают сделать толкование Корана, "которое соответствовало бы новому времени, новому мышлению в свете современных технологий и новых достижений в науке". Видимо, эти "новаторы" всерьез полагают, что Священный Коран можно "перекраивать", а смысл изменять в соответствии с новой эпохой. Для таких людей, похоже, нет разницы между книгами мод и Священным Писанием (да простит и их и нас Аллах субхана ва тааля). Религия Ислам самодостаточна и нет необходимости "примеривать" Священное Писание к новому времени, и что-то в нем перекраивать. Разве в Книге Всевышнего Аллаха может чего-то не хватать или чего-то быть слишком много? Субханаллах! К сообщениям Создателя миров невозможно ничего ни прибавить, ни убавить. Как только кто-либо прибавит лишнее к Писанию, это сразу станет нововведением - Бида', что явится прямым уклонением от религии Истины. Нет большего греха, нежели изменение Предписаний Всевышнего Аллаха! Коран не может быть истолкован по-новому в соответствии с новой эпохой!

Известно каждому образованному мусульманину, что существует единственное и неизменное толкование Священного Корана, - это разъяснения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Собрание высказываний Пророка является единственным и неповторимым толкованием Корана, - единственнымТафсиром! Толкования ученых - Приверженцев Сунны основаны на достоверных сообщениях Пророка (мир ему и благословение Аллаха), полученных ими по цепи передатчиков от Сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Тафсиры ученых соответствуют любой эпохе. Все Предписания Всевышнего Аллаха в этих тафсирах остаются неизменными во все века, так как эти Предписания даны нам в одном, единственном значении и будут действовать вплоть до Судного Дня! Сказано в хадисе: "Наиболее опасными людьми для моей общины будут те, которые станут истолковывать Благородный Коран не к месту (неверно)". [От Табарани].

Не могут изменяться в соответствии с новым веком ни Основы Веры, ни формы Обязательных поклонений.

Если же какой-либо ученый комментирует толкование предыдущих Муджтахидов с использованием новых слов или выражений, появившихся в последнее столетие, но при этом не меняет общий смысл толкования, то такая форма передачи знаний не называется "толкованием в соответствии с новым временем". Если же какой-либо ученый станет делать иджтихад для решения вопроса, не рассмотренного предыдущими муджтахидами, то это также не будет "толкованием, соответствующим новому времени". Ведь иджтихад при разрешении новых вопросов производится настоящими учеными только в соответствии с установленными правилами выдающихся Муджтахидов – Мутлак Муджтахидов! Это вполне допустимая, а в некоторых случаях и необходимая работа, должна проделываться учеными самой высокой категории.

Таким образом, толкование Корана не может быть современным или устаревшим.

Толкования Священного Писания могут быть оценены только двумя категориями:

1. Толкование Верное. Данное на основе достоверных сообщений от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и в соответствии с согласованным мнением ученых Первых Трех Поколений – то есть в соответствии с иджтихадом Праведных Предков (ас-Салаф ас-Салихин).

2. Толкование Искаженное. Автор такого толкования так же опирается на сообщения от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но придает этим сообщениям другой смысл, как ему представляется, - более верный. Естественно, что и айаты Корана в этом случае истолковываются в соответствии с личным пониманием автора. То есть, такое толкование является плодом его собственных размышлений, но не более того!

А что касается предложений передать толкование Корана в свете новых достижений наук, так это видимо от недопонимания. Хочется спросить у этих людей: "Что, разве Священное Писание не призывает к развитию наук? Более того, разве в Коране мало говорится о науках, даже очень сложных? Или, может быть, какое-либо достижение науки противоречит сообщениям и предсказаниям Корана?". Конечно же, нет! Самые последние изыскания в различных отраслях современных наук нашли свое подтверждение в Коране. Ученый мир был повергнут в изумление, когда в результате исследований многих ученых в составе крупных исследовательских центров были сделаны открытия, а им предоставили последнее Послание Аллаха, в котором эти открытия уже были достаточно подробно описаны около полутора тысяч лет назад. Это произошло и с открытиями при исследовании космоса, и в океанологии, и в медицине, и в других науках.

Все эти призывы к толкованию Корана применительно к новому времени появляются в результате предположения о недостаточности аргументов у религии и желания как-то прикрыть "слабые места" религии. Религия Ислам, предоставленная всем людям земли Господом Богом нашим – Аллахом субхана-Ху ва тааля (хвала Ему Всевышнему) в виде последнего Священного Писания - Благородного Корана, дошедшая до нас в подлинном виде, является законченным Предписанием. Сказал Всевышний Аллах: "…Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией…." (5: 3). Следовательно, ни о каких толкованиях Священного Писания в угоду новому времени или новому мышлению быть не может!

Муджтахиды (истинные ученые Приверженцев Сунны), в своих комментариях к достоверным сообщениям от Пророка Аллаха передали людям все возможные в будущем изменения способов поклонений до самого Судного Дня. Выдающиеся ученые последних столетий (Муджадиды) внимательно следят за появляющимися изредка нововведениями и своими исследованиями помогают мусульманам избавиться от поздних наслоений. Таким образом, Приверженцы Сунны - Муджадиды каждого столетия Очищают религию от всего наносного и передают общине истинные знания в книгах по: религиозному праву (Фикх); нравственности (Ахляк); вероучению (Акаид).

Аль-хамду-лиль-Лахи Раббиль-алемиин! - Хвала Аллаху Господу миров!

Абу Асад аль-Ханафи. Санкт-Петербург, 2002-2004 г.

***

Конец 2-ой части

Использованная литература:

"Ma'lümat-ı nafia"- Ahmаd Cаvdаt P. İst. 1991.

"Tam İlmihal" - Muhammad Sıddık G. Istanbul - 1996.

"Islam Fikhi Ansiklopedisi" (IFA)– Vehbe az-Zuhayli. Ist. 1994

"Islam Alimleri Ansiklopedisi"(IAA)Enver Oren, Istanbul – 1986.

"Müjdeci Mektublar" - Ahmad al-Faruki аs-Sarhandi. Istanbul - 1988;

"Kelam ilmi ve Islam Akaidi" - Suleyman Uludag, Istanbul – 1999.

"Riyad-un-Nasihin"Mavlana Muhammad Rebhami, Istanbul – 1980.

“Kutub-i Sitte”– (KS) –Hadis Ansiklopedisi – Prof. Dr. Ibrahim Canan, Istanbul – 1994.

"Islam Hukuk Ilminin Esaslari" (IHIE) - (Usulu-l-Fikh) – Zekiyuddin Sa'ban; Ibrahim Kaafi Donmez. Ankara – 1990.

*******

Выражаю глубокую признательность за оказанную помощь в Крымском издании книги Аджы Халилу Билялогълу, Аджы Энверу Бекирогълу, Наилю Шамсутдинову, членам Духовного Управления Мусульман Крыма, а также всем, кто принял участие в виде обсуждений, замечаний, вопросов, предложений.

Да поможет им Всевышний Аллах во всех их богоугодных делах!

С нижайшей мольбой к Аллаху субхана ва тааля сделать эту работу полезной для мусульман

и простить возможные ошибки, недочеты –

Абу Асад аль-Ханафи.

Крым – 2005 г.

*

Отзывы и предложения направлять по адресу: ahmad2003@yandex.ru

*

Дозволено копирование в единичных экземплярах.

Работа над сборником продолжается. Тиражирование возможно лишь с согласия автора или его представителя.

 

Продолжение следует, инша-Аллах---------------------à


[48] Имам аль-Газали - Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад аль-Газали ат-Туси (Худжджат-уль-Ислам; 450/1058-505/1111; да будет милостив к нему Аллах)- один из крупнейших ученых Ислама, муджтахид высокого уровня. Родился в Иране, в городе Тусе (ныне Машхад). Умер там же. Могила находится в местечке Таберан. Освоив древнегреческий и латинский языки, он на протяжении 3-х лет тщательно изучал в подлинниках философские произведения античных авторов. Затем написал книгу "Цели философов", раскрывающую их истинные цели. А в другом своем произведении под названием "Непоследовательность философов", выступил против античных авторов c опровержением их неверных, безбожных утверждений. Эти работы создали ему огромную популярность.

По утверждениям западных биографов, Имам аль-Газали – выдающийся философ. Но это их точка зрения. Сам аль-Газали выразил в свое время полное разочарование философией. После трудов по опровержению философии, он целиком отдался изучению Священного Корана, Сунны и книг ученых Ислама. В Исламском мире Имам аль-Газали - выдающийся муджтахид, последователь ученых общины Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а.

Настоящую известность имам получил благодаря своим многочисленным произведениям. Наиболее выдающимся его произведением считается "Ихйа-и Улум-ид-Дин" - "Возрождение Наук о Вере". Названия 400 работ имама даны в книге"Хазаин" Абу Исхака аш-Ширази.А

А Абу Исхак аш-Ширази - Ибрахим б. Али б. Йусуф; 393/1003-476/1083. Имам аш-Ширази является автором многочисленных произведений. Известная его работа - "Аль-Мухаззаб фи-ль-Мюзаххаб" – по выражению ученых, является очень ценным произведением по фикху мазхаба Шафии. Эту работу имама называют еще и "Аль-Мухаззаб фи-ль-фюру". ("Кашф-уз-Зюнун" Кятиба Челеби).

 

[49] Арш - Самое большое создание Аллаха. Находится выше Седьмого Неба и является концом материального и началом нематериального Мироздания. Если для намаза Киблойявляется Кааба,то для дуа Киблой является Арш. Поэтому, обращаясь с мольбой (дуа) к Аллаху субхана ва тааля, поднимаем кисти рук до уровня плеч, голову покорно опускаем вниз, а ладони обращаем вверх к Аршу. ( "Dini Terimler Sozlugu"- Enver Oren).

[50] Сказано в хадисе от хазрата Али: «Посланник (мир ему и благословение Аллаха) разрешил нам обтирание обуви (Месх) дома в течение суток, а в пути – в течение 3-х суток» (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи).

[51] «A кoгдa вы пepeдвигaeтecь пo зeмлe, тo нeт нa вac гpexa, чтoбы вы coкpaщaли мoлитвy,…». (Сура 4 – «Ниса», айат 101).

[52] «И ycтpoим Mы вecы для дня вocкpeceния. He бyдeт oбижeнa дyшa ни в чeм; xoтя былo бы этo вecoм гopчичнoгo зepнa, Mы пpинeceм и eгo. Дocтaтoчны Mы кaк cчeтчики!» (Сура 21 - Пророки, айат 47).

[53] «И пoлoжeнa книгa, и ты видишь гpeшникoв в cтpaxe oт тoгo, чтo в нeй. Гoвopят oни: "Гope нaм, чтo c этoй книгoй, oнa нe ocтaвляeт ни мaлoгo, ни вeликoгo, нe зaчиcлив!" И oни нaшли нaлицo вce, чтo coвepшили. Tвoй Гocпoдь никoгo нe oбижaeт!» (Сура 18 – «Пещера», айат 49).

[54] Хадис приведен у Тирмизи, Абу Давуда и Ибни Маджа.

[55] В сообщении от Абдуллаха б. Аббаса, приведенном в сборнике хадисов "Сахих аль-Бухари", говорится о том, что во время Мираджа Посланник (мир ему и благословение Аллаха) Аллаха видел Господа своими глазами (степень достоверности хадиса – "Мешхур"). В сборнике Табарани "Муджэм-и Эвсат" с достоверным иснадом сообщается от Ибни Аббаса о том, что "Мухаммад видел Господа два раза" (musharun-ileyh)! Есть и другие варианты ривайата. (См. 10-й том "Tejrid-I Sharih – Muhtasar-I Sahih-I Buhari", Zaynu'd-din Ahmad b. Ahmad b. Abdi'l-Latifi'z-Zebidi).

[56] аль-Хаким ас-Самарканди (Абу-ль-Касым; Исхак б. Мухаммад б. Исмаил б. Ибрахим б. Зэйд; Умер в 342/953). Ученик Имама аль-Матуриди. Является автором различных произведений. Наиболее известной его работой ученые считают произведение «Ар-Рэддэ аляа асхаб-иль-хева аль-мюсамма Китаб ас-савад-аль-а’зам аляа мазхаб аль-Имам аль-А’зам Абу Ханифа», более известное под кратким названием «Ас-Савад-уль-А’зам».

(IAA, IV: 120-123)

[57] Хадис приведен у Муслима, Абу Давуда, Тирмизи, Насаи.

[58] Хадис приведен у Тирмизи «Къыйамат-26».

[59] Хадис приведен у Бэйхаки, Ша’рани.

[60] Хадис приведен у Тирмизи, Абу Давуда и Ибни Маджа.

[61] По многочисленным сведениям из источников, всякий, кто будет верить в Единство Аллаха (то есть, умрет с осознанной верой в выражение "Ляа иляха иль-ал-Лах" – Нет божества кроме Аллаха), не будет находиться вечно в Аду, а будет пребывать там в соответствии с количеством и тяжестью совершенных им грехов, а затем будет перемещен в Рай.

[62] Никто из людей не может знать, в какой миг наступит его смерть. Поэтому, когда речь идет о смерти человека с верой на устах, означает его состояние веры в данный миг.

[63] Хадис приведен у Бухари и Муслима.

[64] Хадис приведен у Муслима, Абу Давуда, Тирмизи, ан-Насаи.

[65] Абу-л-Лейс ас-Самарканди - Имам-уль-хюда; аль-Факих;

(Наср б. Мухаммад б. Ахмад б. Ибрахим; умер в 373/983 г).

Имам учился у Абу Джафара аль-Хиндувани и является наследником знаний, полученных им по цепи передатчиков от Имама Абу Йусуфа (да будет милостив к ним Аллах). В числе его книг: 1) «Бустан-уль-Арифин» - книга о нравственности и исламскому праву, имеющая 150 глав. 2) «Танбиху-ль-Гафилин» сотоит из 94-х глав. 3) «Уйуну-ль-Масаил фи-л-Фуру» - о различных подходах в решении отдельных вопросов в мазхабе Ханафи. Эта книга была прокомментирована аль-Аля-ас-Самарканди М. б. Абд-ул-Хамидом (ум. 553/1158) и Мухаммадом б. Умар б. Араби аль-Джави (ум. 1888). …(IAA, IV: 77-85).

[66] Аль-Байдави - Абдуллах б. Умар б. Мухаммад б. Али; Абу-ль-Хайр; Насыр-уд-Дин; ум. в 685/1286.

[67] Аль-Газали - Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси (450/1058-505/1111). Выдающийся ученый Ислама, автор всемирно известного труда "Ихйа-у Улум ад-Дин" (Возрождение Наук о Вере).

[68] "Аль-Хадика…" –"Аль-Хадикат-ун-Надиййа Шарх-ут-Тарикат-иль-Мухаммадиййа"книга имама Абд-ул-Гьани ан-Наблуси (1050/1640-1143/1731).

[69] Имамар-Раббани – Ахмад б. Абд-уль-Ахад аль-Фаруки ас-Сарханди (971/1563-1034/1624).

[70] См. также у Тирмизи: № 2951, 2952

[71] "Безмазхабность" – Напоминаем, что под этим термином подразумеваются только религиозные деятели, и их последователи, осознаннонеследующие ниоднойиз сохранившихся на сегодняшний день 4-х богословско-правовых школ Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама'а, коими являются на сегодняшний день мазхабы Ханафи, Малики, Шафии и Ханбали.

[72] "Аль-Барика…"– "Аль-Барикат-уль-Мухаммадиййа фи Шархи Тарикат-иль-Мухаммадиййа"-книгаИмама аль-Хадими (Мухаммад б. Мустафа; Мауляна Абу Саид, 1113-1176/1701-1762).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.