Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Во-первых, фобии имеют обсессивную природу. Больной с фобией часто вынужден застревать на своём страхе в гораздо большей степени, чем это необходимо в объективных обстоятельствах.



Вторая характеристика, которая дифференцирует фобию от реалистичного страха, касается модуса проявления тревоги. Фобия обычно сопровождается столь высоким уровнем тревоги, что больной оказывается обездвиженным, лишенным возможности действовать эффективным для снижения тревоги образом. Нет полного согласия относительно дифференциальной диагностики между фобическим страхом и генерализованной тревожностью; по всей вероятности, это зависит от конкретности объекта или события, вызывающего опасения.

Для оценки патологических страхов используют параметры адекватности (обоснованности) интенсивности, длительности, степени контролируемости человеком чувства страха. Под обоснованностью понимают понимают соответствие выраженности страха степени реальной опасности, исходящей из ситуации или от окружающих людей. Так навязчивый страх умереть от падения кирпича на голову можно считать малообоснованными по сравнению со страхом умереть от иной травмы. Интенсивность и контролируемость определяются на основании дезорганизации деятельности и самочувствия человека, охваченного страхом, и способности преодолевать его. Длительность характеризуется продолжительностью по времени. Если страх становится навязчивым, т.е. переживается пациентом часто, плохо контролируется и существенно нарушает самочувствие и деятельность человека, то он обозначается как фобия. Выделяют две разновидности фобических расстройств – социальные и специфические. Социальные фобии – страх появления стыда и замешательства в присутствии окружающих. Это расстройство обычно начинается в подростковом возрасте; его начало может предшествовать психотравмирующая ситуация. Больные боятся и избегают ситуации, в которых должны совершать какие-то действия на глазах у других (публичное выступление, посещение общественного туалета, присутствие на вечеринке и т.п.).

Социальные фобии обычно сочетаются с заниженной самооценкой и боязнью критики. В выраженных случаях страх достигает уровня панических приступов, которые могут приводить к социальной изоляции и профессиональному краху. При использовании в качестве средства для «снятия стресса» спиртных напитков может развиться алкогольная зависимость.

Специфическая (изолированная) фобия – она представляет собой страх, связанный со строго определённой ситуацией (нахождение на высоте во время грозы , в темноте, полет на самолёте, вид крови, лечение у стоматолога, страх подвергнуться определенному заболеванию, насилию и т.п. ). Эти фобии встречаются чаще социальных и, по разным данным наблюдаются примерно у 5-12 % населения. Специфические фобии обычно начинаются в детстве и при отсутствии лечения могут сохраняться десятилетиями. Больные обычно осознают преувеличенность своих опасении, но разубеждение не снимает страха. Социальная адаптация зависит от содержания фобий и от возможности избегать ситуаций и объектов, вызывающих их возникновение.

Уникальную группу составляют так называемые контрастные навязчивости, сочетающие эмоциональные переживания и нарушения мотивации. При контрастных навязчивостях страх возникает по поводу возможных действии пациента, которые он может, но не желает совершить. Например, неожиданно возникшая навязчивая идея и страх молодого человека столкнуть собственную мать под колёса проезжающего поезда, не смотря на то, что он ее обожает. Или пароксизмально возникший страх водителя врезаться на полном ходу в толпу, ожидающих автобуса при явном осознании пагубности подобного действия и нежелании его совершать.

В ряду фобий в подростковом возрасте особое значение имеет симптом дисморфофобии – т.е. навязчивое убеждение в нарушении пропорциональности сложения, в наличии какого-либо другого дефекта собственного тела либо в нарушении обыденных отправлении организма. Подросток мучительно переживает мнимую «уродливость» своего лица: его удручает форма своего носа, чрезмерное увеличение надбровных дуг, нарушение «асимметрии» лица, кажущаяся асимметрия щелей, «выпячивание» глаз и прочее. Он постоянно рассматривает себя в зеркале, находит в нем подтверждение «обоснованности» неотступных страхов («симптом зеркала»).

(Мамонтова С. «Страх. Практика преодоления»).

Несмотря на негативную сторону фобии, у нее существуют и положительные. Например, в условиях дикой природы, страх играл роль «палочки выручалочки», в этой эволюционной программе выживания, Коннон описал в своей работе «Борьба или бегство». Именно от чувства в критических ситуациях мобилизирующего силы живого существа, во многом зависело его спасение, поскольку активность организма повышается за счет выброса в кровь адреналина, который в свою очередь улучшает снабжение мышц кислородом и питательными веществами.

Кроме того, испуг и страх помогают лучше запоминать все неприятные составляющие событии. Ученые давно установили, что в такие моменты резко обостряется память и восстанавливаются забытые картины из прошлого. А значит, вы в следующий раз постараетесь избежать потенциально опасной ситуации. И наконец, страх несет информационную нагрузку.

Согласно теории, выдвинутой Павлом Семеновичем, страх крайне необходим для защиты от биологических и социальных «опасностей». Даже тогда, когда разумных основании для принятия решения не достаточно, страх диктует стратегию поведения, посылая мозгу предупредительные сигналы (механизм этот, впрочем, пока не изучен). И основанная на таких сигналах реакция только на первый взгляд кажется избыточной и неэкономной.

Несмотря на приведенные доводы в пользу страха, он, скорее, является обременительным. На фоне постоянного напряжения, пышным цветом расцветает неуверенность в себе, причем в отдельных случаях она буквально парализует способность логически мыслить и анализировать происходящее. А отсюда уде хроническая тревога и разнообразные психосоматические болезни.

Кардиофобия, т.е. навязчивая болезнь, которая иногда усугубляется и боязнь умереть, могут послужить характерным примером. И знает человек, что по объективным медицинским показателям у него нет серьезных поводов для беспокойства, а всё же прислушивается мнительно к своим ощущениям, фиксирует малейший дискомфорт в левой части груди, а воображение усиливает этот дискомфорт до такой степени, что действительно появляются фантомные признаки ишемической болезни. Отличить психогенные боли от тех, что связанны с истинным недугом, позволяют специальные тесты.

При классической стенокардии, состояние больного ухудшается в результате физической нагрузки, а улучшение наступает через 2-3 минуты после приёма нитроглицерина. А в случае невроза, умеренная физическая активность не провоцирует приступ, а реакция на нитроглицерин или явно замедленная, или, наоборот, наступает мгновенно.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.