Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДОЛИНА ЗНАТИ



Мир фиванских усыпальниц, называемых «частными», в противоположность «царским» гробницам неисчерпаем. Они неповторимы, как и мастабы Старого царства, – и самая маленькая, в которой помещается одновременно не более трех посетителей, и самая просторная, размером с небольшой храм.


Сцены в гробницах посвящены религиозным обрядам, повседневной жизни, будням и праздникам высшего фиванского общества. На стенах жилищ вечности запечатлены спокойные, красивые люди. Тексты наставляют «следовать сердцу своему во все время жизни» до самого дня перехода в загробный мир.


Эпизоды ритуала перехода изображены в различных гробницах, словно на отдельных страницах книги. Мумия должна пересечь Нил, чтобы достичь западного берега, где сначала она будет подвергнута суду живых, а затем суду богов. Умерший утверждает, что не убивал и не крал, что был справедлив и щедр. Он просит «сердце своей матери» не свидетельствовать против него перед владыкой загробного царства Осирисом. Если в жизни умерший следовал законам Маат, то его признают «правогласным» и он избежит самого страшного наказания – «второй смерти», пожирания страшным чудовищем. Над мумией производился обряд отверзания уст и очей, тело «оживало» и отправлялось в путешествие. Душа-птица ба улетала из тела к солнцу, чтобы питаться его светом.


Мы видим двор, где раньше росли деревья, вход, окруженный стелами, широкий зал с опорами и нишу, в которой находилась статуя умершего и его супруги. Так выглядит традиционный план фиванской усыпальницы, хотя известны и многочисленные его вариации.


Не все обнаруженные гробницы вельмож открыты для посещения. Надеюсь, что в будущем исследователи получат доступ к большинству шедевров фиванского некрополя [58 - Тем, у кого мало времени, советуем ограничиться осмотром шести погребений, которые обычно открыты для посещения: это гробницы Нахта (№52), Рамосе (№55), Хаэмхета (№57), Менны (№ 69), Сеннефера (№ 96), Рехмира (№ 100).].


Наиболее обширным из «частных» некрополей является Шейх Абд-эль-Курна, расположенный в холмах за Рамессеумом. Он разделен на три сектора: малый участок, большой участок и деревня.


На малом участке находится небольшая, но очень знаменитая гробница Нахта (№ 52). Изображения в ней хорошо сохранились. Нахт был писцом и жрецом Амона. Мы видим, как он наблюдает за сельскими работами, чтобы убедиться, что пахота, сев, жатва, сбор плодов и уборка льна совершаются согласно обычаям, заведенным испокон веков. Обычно Нахта сопровождает супруга. Он охотится и рыбачит на болотах, где в густых зарослях папируса скрывается множество дичи. Вместе с членами семьи принимает участие в праздничном пире, участники которого стали знамениты благодаря замечательной и прекрасно сохранившейся росписи: слепой арфист, поющий о счастье на склоне лет, три молодые полуобнаженные музыкантши, кошка, которая, спрятавшись под стулом хозяина, грызет рыбу.


 

Мин (№ 109) занимал высокую должность – он был вхож в царский дворец и собирал налоги при фараоне Аменхотепе II. Он изображен стоящим на коленях перед фараоном. Аменхотеп II обучает его стрелять из лука – в этом деле он был непревзойденным мастером.


В гробнице Чаи (№ 23) мы присутствуем при награждении умершего золотыми ожерельями и проникаем в палаты казны, которой заведовал владелец этой усыпальницы. Гробница Джесеркарасенеба (№ 38), хранителя сокровищницы Амона, знаменита удивительным изображением пира с музыкантами и певцами, а также изображением богини Рененутет, покровительницы жатвы, в образе змеи. Гробница Уаха (№ 22) украшена яркими картинами праздников. Сцены из усыпальницы Аменмеса (№ 42), высокопоставленного военачальника, напоминают, что мир царил в Фивах только благодаря армии фараона, которая изгнала врагов из страны. Здесь можно увидеть захват сирийской крепости и вручение фараону дани посланцами завоеванных стран.


На большом участке – два великолепных памятника: гробницы Менны (№ 69) и Рехмиры (№ 100). Менна был распорядителем земельных угодий, контролировал границы наделов и устанавливал межи, которые часто смещались в результате половодья. Гробница состоит из зала и поминальной часовни. В левом крыле зала изображено, как подчиненные Менны взвешивают зерно и делают расчеты для точного размежевания. Нарушителей наказывают. Все взвешено, проверено и учтено. Некоторые изображения содержат бытовые зарисовки: мы видим, например, земледельца, который спит под деревом, Весьма трогательно изображение матери, несущей ребенка на плече и укрывающей его в тени, пока она работаете поле. Менна получает приношения и наблюдает, как его пышно одетые дочери играют на систре. Правая часть зала посвящена изображениям праздничного пира Менны.


На стенах поминальной часовни изображены сцены охоты и рыбной ловли. Здесь же находится изображение ритуального паломничества Менны в Абидос.


Рехмира был важной особой, визирем Тутмоса III и Аменхотепа II. На высоких стенах его просторной гробницы сохранилось множество прекрасных сцен, иллюстрирующих повседневную жизнь вельможи в эпоху Нового царства. В вестибюле, помимо сельскохозяйственных работ, охоты и рыбной ловли, изображено, как визирь со своими подчиненными принимает просителей. В надписях на стенах перечислены обязанности визиря, который является жрецом богини Маат и хранителем законов справедливости. Поминальная часовня посвящена двум важным сферам деятельности Рехмиры – обеспечению функционирования храма Амона и счастливой жизни «правогласных», которые были оправданы на загробном суде. В этой гробнице изображены ремесленники за работой: скульпторы, каменщики, столяры, ювелиры, кожевенники, кирпичники… Рехмира отправляется с докладом в царскую резиденцию, получает в награду золотое ожерелье и празднует с родственниками.


Хоремхеб (№ 78) набирал воинов в армию фараона. Здесь изображено, как он вербует пеших воинов и всадников. В усыпальнице Кенамона (№ 93), крупного чиновника Аменхотепа II, сохранилось изображение сокровищницы фараона, где можно увидеть немало предметов вооружения – щитов, колчанов, мечей и секир.


Сеннефер (№ 96), градоначальник южных Фив и смотритель садов Амона при Аменхотепе II, занимает просторное жилище вечности, прозванное «виноградной гробницей», поскольку роспись плафона изображает потолок беседки, увитой виноградной лозой. Сеннефер и его супруга Мерит сидят под навесом перед пиршественным столом.


Единственная гробница XII династии, усыпальница Антефокера (№ 60), визиря и градоначальника Фив, украшена изображениями паломничества в Абидос, танцев и охоты в пустыне.


В деревне расположены две удивительные гробницы, высеченные в скале: гробница Хаэмхета, называемого также Маху (№ 57), и усыпальница Рамосе (№ 55). Хаэмхет был распорядителем хлебных амбаров Верхнего и Нижнего Египта в период правления Аменхотепа III. От него зависело заготовление необходимых запасов пищи на случай плохого урожая. Он проверял поступление зерна в закрома и следил за уровнем сельскохозяйственного производства по всей стране. Изображенный в виде ответственного чиновника, он является к фараону с докладом, а пастухи приводят тучные стада. В награду за верную службу Аменхотеп III вручает Хаэмхету золотое ожерелье. Эта гробница содержит также редкие и интересные сцены – обряды поклонения солнцу, фрагменты осирических ритуалов, изображения полей загробного мира, паломничества в Абидос, принесения в жертву гусей.


Рамосе был визирем в переломную эпоху, когда Аменхотеп IV решил принять имя Эхнатон. Одна часть изображений в его усыпальнице (№ 55) выполнена в классическом стиле, а другая – в амарнском, для которого характерны удлиненные черепа, некоторая деформация тел, гибкие, плавные движения. Гробница Рамосе была задумана как подобие маленького храма с двумя рядами колонн, часовней и погребальной камерой, в которую можно попасть по коридору из первого зала.


Три стены зала украшены рельефами с изображениями Рамосе в окружении семьи, а также ритуальных обрядов: омовения, воскурения благовоний, процессий слуг, несущих приношения. На южной стене сохранилась единственная цветная роспись этой усыпальницы – традиционная погребальная процессия с плакальщицами, воздевающими руки к небу и рвущими на себе волосы. Рельефы западной стены остались незавершенными, здесь сохранились лишь наброски древних художников. На этой стене должна была располагаться одна из главных сцен – награждение Рамосе Эхнатоном и его супругой Нефертити. Царь и царица показаны в «окне явлений» под лучами диска Атона-солнца.


В гробнице Усерхета I (№ 56), царского писца Аменхотепа II, можно вновь увидеть искусно выполненные сцены приношений, полевых работ и охоты в пустыне. Есть в этой усыпальнице и редкое изображение цирюльника за работой.


Гробница Неджемгера (№ 138) известна изображением роскошного сада, разбитого возле Рамессеума. Здесь можно увидеть систему орошения, которая принесла изобилие египетским полям и садам. Садовник заупокойного храма Рамсеса II изображен рядом с богиней-деревом, которая предлагает ему пищу.


Некрополь Асасиф находится между холмами Шейх Абд-эль-Курна и Дра Абу эль-Негга. Сановники XXV и XXVI династий выбрали это место для своих огромных гробниц с большими коридорами и гипостильными залами.


 

Древнеегипетские архитекторы создали здесь настоящие подземные дворцы – усыпальницу Монтуэмхата (№ 34), пророка Амона и правителя Фив при фараоне Тахарке. Гробница включает в себя огромный коридор с большим количеством часовен. Гробница жреца Падиаменопе самая большая во всем фиванском некрополе (№ 33). На ее стенах сохранились тексты из «Книги мертвых» и «Книги пещер».


В гробнице Пабаса (№ 279) есть знаменитые сцены из быта пчеловодов.
Просторная гробница Херуэфа (№ 192), которая датируется концом правления Аменхотепа III, предлагает великолепное изображение триады, образованной фараоном, царицей Туйей и богиней Хатхор, присутствующими при совершении ритуалов, в которых особую роль играл священный танец. Мы видим, как фараон устанавливает столб джед, символ стабильности, – столб с изображением открытых глаз, символ воскресшего Осириса.


К югу от Асасифа находится невысокий холм некрополя Эль-Хоха.
Сцены, изображающие различные виды ремесел, украшают стены гробниц Небамона и Ипуки (№ 181), двух скульпторов, которые продолжают свое братское общение в загробной жизни. Они владели искусством скульптуры и живописи, были мастерами столярного и гончарного дела. В усыпальнице второго пророка Амона, Пуимра (№ 39), эти картины дополнены изображением изготовления повозок, обработки металла и твердых пород камня. В гробнице Неферренпета (№ 178), помимо изображений ювелиров за работой, можно увидеть трогательную сцену: в загробном мире две птицы с человеческими лицами пьют воду из пруда в саду. По-видимому, они символизируют души усопшего и его супруги.


 

В расположенных поблизости некрополях Курнет-Мураи и Дра Абу эль-Негга также есть множество удивительных гробниц.


Некрополь Дра Абу эль-Негга – самый северный из шести некрополей частных лиц. Здесь расположены гробницы крупных вельмож, современников фараонов XVIII династии – Хатшепсут или Тутмоса III, – Монтухерхепшефа (№ 20), Небамона (№ 24) и др. Из числа приближенных фараонов XIX династии здесь были погребены Бакенхонсу (№ 35) – первый жрец Амона-Ра при Рамсесе II, визирь Рамсеса II Ха и царский сын Куша Сетау (№ 289). В этом некрополе известна только одна гробница более позднего времени, принадлежащая начальнику царских писцов Бекенмуту (№ 160).


Некрополь Курнет Мураи, отделенный ущельем от некрополя Шейх Абд-эль-Курна, расположен на самом южном холме фиванского города мертвых. Сейчас здесь находится селение феллахов. Наиболее интересным погребением этого некрополя является гробница современника Эхнатона и Тутанхамона, царского сына Куша Хеви (№ 40) с прекрасными росписями, повествующими о его деятельности в далекой южной провинции Египта.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.