Серьезный экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы во всех сферах его жизнедеятельности, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с 60-х годов 20 века перед человечеством остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью. В связи с этим стала оформляться новая наука – экология и как следствие, стали актуальными понятия «экологическая культура» и «социально-экологическая компетенция».
Экологическая культура – экологически ориентированное хозяйствование и поведение людей – как раз то, что полностью соответствует современному повороту человечества к охране природы, поддержанию здоровой среды обитания, сбалансированному бескризисному развитию[222].
Проблема «экологической культуры» впервые рассматривается в работах таких ученых, как В.И. Вернадский, Э. Леруа, Пьер Тейяр де Шарден, Мальтус, Ле Шателье-Браун, Б. Коммонер и др.
По мнению В.И. Вернадского, превращение разума и труда человечества в геологическую силу планетного масштаба происходило в рамках биосферы, составной частью которой они являются. Он в своих исследованиях неизменно подчеркивал, какое огромное влияние человечество оказывает на расширение жизни путем создания новых культурных видов растений и животных. Опираясь на его идеи о биохимической основе биосферы, французский математик и философ Эдуард Леруа ввел в 1927 году понятие ноосферы или сферы разума.
Ноосфера, по В.И. Вернадскому, – высший этап развития земной природы и общества, направляемый человеком; будущее биосферы - когда она благодаря разумной деятельности и могуществу человека приобретет новую функцию – функцию гармоничной стабилизации условий жизни на планете. С данной идеей связано соображение В.И. Вернадского о возможности достижения человечеством состояния автотрофности как средства независимости от органических ресурсов. Однако в его концепции отсутствует развернутое и последовательное научное описание процесса ноосферогенеза и самой ноосферы с какими-либо ее отчетливыми характеристиками, т.е. того, что по праву можно было бы назвать учением о ноосфере[223].
Некоторые авторы процессы воздействия людей на природу, освоение новых территорий, расширение и углубление природопользования считают состоявшимся процессом ноосферогенеза, а ноосферу – уже формирующейся. В действительности то, что человечество сделало с живой природой планеты, «сферой разума» никак не назовешь.
Решение экологических проблем должно быть связано с отказом от потребительского отношения к природе. Объемы промышленного производства должны определяться не столько потребностями общества, сколько возможностями данной природной среды. При этом масштабы производства должны напрямую зависеть от величины отходов и их токсичности, т.е. от коэффициента экологической чистоты производства.
С точки зрения экологии, экологическая культура человека представляется не только как сумма усвоенных знаний, но и как мировоззрение, ориентированное на понимание социально-экологических проблем, которые реализуются в конкретных действиях и поступках по решению этих проблем.
Русские космисты (В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.) считают, что экологический кризис – это не только и не столько кризис в системе политики, производства и идеологии, а в первую очередь - это кризис культуры, оказавшейся не в состоянии обеспечить воспроизводство новых культурных норм людей в изменившихся условиях, и кризис самого человека. Человечество, по мнению В. А. Кутырева, попало в ситуацию одного человека и должно действовать исходя из нее. Биологическое понятие «опасность» в социальной сфере называется «ответственность». В сложившейся экологической ситуации снижение уровня опасности соответствует повышению уровня ответственности к соблюдению этических законов во взаимоотношениях человека и Природы. Роль педагогики и педагога в формировании основ этого взаимодействия в современных условиях велика.
Опираясь на воззрения В.С. Соловьева, можно сказать, что отношение к природе – это отношение человека к самому себе, нравственное отношение к другим людям, и поэтому «троякое отношение человека к земной природе вне его есть только расширенное повторение такого же отношения его к собственной материальной природе».
Исходя из вышесказанного, мы считаем целесообразным рассматривать экологическую культуру как субъектный, многомерный опыт личности, обеспечивающий творческую самоактуализацию и самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем, а также ее творческое саморазвитие.
В современных условиях, когда экологические проблемы становятся ведущими в обществе, приоритетным направлением образования становится развитие у личности способности осознать экологические проблемы, понять их личную значимость, видеть способы разрешения, а также иметь внутреннюю потребность в самореализации, в решении существующих экологических проблем и предупреждении новых.
Большое значение для совершенствования экологического образования и развития экологической культуры имела Международная конференция ООН по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992), где принята концепция устойчивого развития общества.
В соответствии с данной концепцией, главным условием перехода общества к устойчивому развитию является воспитание нового человека, ориентированного на ценности устойчивогоразвития, осознающего себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней. Это требует видоизменения содержания, целевой установки образования на гуманизацию. Таким образом, главной задачей становится воспитание личностно-ценностного отношения к природе, включающее в себя развитое экологическое сознание и адекватность экологического поведения, другими словами, экологической культуры в общении с окружающим миром.
В Национальной концепции экологического образования в РФ экологическая культура определяется как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека[224].
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во Вселенной, отношение человека к миру. Имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе. Другими словами, экологическая культура есть процесс жизнедеятельности, нормы и ценности общества, связанные с отношением к окружающей среде.
По мнению Т.В.Анисимовой, экологическая культура личности – восприятие окружающей действительности и степень ответственностипо отношению к ней. Она проявляется в конкретных действиях субъекта и выражает меру развития свободы социального субъекта, определяемую упорядоченной системой информации, выражающую характер (способ) и качественный уровень взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой. При этом внутренняя среда жизни и деятельность субъекта представлена в духовных ценностях, всех видах и результатах человеческой деятельности, основанана внутренней взаимосвязи индивида и Природы[225].
Таким образом, анализ трудов по проблеме исследования показывает, что в широком смысле экологическая культура рассматривается как общественная культура, показывающая отношение общества в целом, а также отдельной личности к природе как величайшей ценности.
В педагогической литературе экологическая культура личности трактуется как целостная система взаимосвязанных элементов, таких как: система экологических знаний (естественнонаучных, ценностных, нормативных, практических и других), система ценностных ориентаций как внутренний стержень экологической культуры, в которой Природа рассматривается как универсальная ценность и экологическое качество среды занимает одно из ведущих мест, экологическое мировоззрение как общее представление личности об экологии, культура чувств как определенный «моральный резонанс», сочувствие, сопереживание и другие чувства, культура экологически оправданного поведения,характеризующаяся степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
В соответствии с проблемой нашего исследования и на основе проведенного теоретического анализа нами было сформулировано следующее определение: социально-экологическая компетенция личности специалиста – это целостная система взаимосвязанных элементов (экологические знания, умения и навыки, экологическое мировоззрение, профессионально важные качества, система ценностных ориентаций), проявляющихся в экологосообразном поведении.
Социально-экологическая компетенция человека выражается в его способности осознанно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности, предполагает формирование духовно-нравственных качеств, способности поступать по совести в общении с природой и людьми.
В результате непрерывного экологического образования и просвещения на традиционной духовно-нравственной основе именно экологическая культура заставит людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп переосмыслить свое отношение к себе и к миру в целом. Помочь в этом могут именно специалисты социальной работы, одним из направлений деятельности которых является формирование экологического сознания населения.
Экологическое сознание – сознание в отношении окружающей среды, охватывающее наши представления, способы поведения, сферу деятельности, желания и ожидания, которые касаются окружающей природной среды[226]. Иметь экологическое сознание – значит осознавать:
- ограниченность природы, интегральной частью которой является человек;
- необходимость отказа от доминирования человека над природой и необходимостью установления динамического равновесия между природными системами и обществом;
- глобальный характер экологического кризиса и необходимость его решения;
- необходимость глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизни.
Экологическое сознание имеет свою структуру. Доминирующими элементами его формирования являются экологическое научное сознание, экологическая этика, психология, правосознание.
Экологическое научное сознание включает в себя формирование научной картины мира, основывающейся на достижениях современной науки. В частности, на передний план выдвигаются системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности; принцип универсального эволюционизма, а также такие современные концепции и теории, как синергетика, теория биосферы и ноосферы Вернадского, учение о феномене человека Т. де Шардена.
В экологическое сознание следует включить и экологическое правосознание, предполагающее осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней.
По нашему мнению, наиболее значительным компонентом экологического сознания является экологическая психология. Суть ее можно коротко выразить таким образом: любовь к природе, ко всему живому как черта характера, или как говорил Фромм, суть экологической психологии – биофилия. Под биофилией Фромм подразумевал «стремление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения или группы».
Экологическое сознание – это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.
В.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляции данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, которые отражаются в категориях и явлениях, фиксирующих индивидуальный, либо общественный экологический опыт, предвосхищающий экологическую практику. Таким образом, автор выявил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмоций как единиц экологического сознания.
В качестве структурных компонентов экологического сознания В.А. Скребец выделяет, прежде всего:
1) центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира;
2) использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного общества, конкретного поколения;
3) сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией людей и конкретным индивидом.
Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятым в данной социальной группе.
К основным свойствам или признакам экологического сознания автор относит:
· социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;
· опосредованность символами, знаками, в том числе, вербальными средствами восприятия человеком мира природы;
· саморефлексивность;
· внутренний диалогизм и др.
Особое внимание уделяется проблеме направленности и уровням саморефлексии экологического сознания, которое с этих позиций может быть имплицитным и эксплицитным. Имплицитность экологического сознания определяется скрытностью смысла, неясностью того экологического содержания, которое может быть выявлено лишь опосредовано, через свои связи с другими объектами или процессами. Эксплицитность экологического сознания предполагает явный, четкий, развернутый вид суждения и понятный внешнему наблюдателю экологических поступков и действий.
С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин[227] выделяют два противоположных типа экологического сознания: антропоцентрическое и экоцентрическое. У каждого из этих типов есть по восемь признаков, которые в своем единстве описывают структуру указанных типов экологического сознания.
Антропоцентрическое экологическое сознание – это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.
Экоцентрическое экологическое сознание – это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъективными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.
В экологической психологии существуют три основных направления исследований экологического сознания в целом, а также его трех подструктур:
1) субъективного отношения к природе;
2) экологических представлений;
3) стратегий и технологий взаимодействия с природой.
Субъективное отношение к природе – это субъективное охранное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.
Формирование экологического сознания осуществляется в процессе экологического образования, направленного, прежде всего, на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
В то же время приоритетной областью формирования экологического сознания человека, в данном случае антропоцентрического, выступают знания и представления.
Как было отмечено выше, значительная роль в решении экологических проблем и формировании экологического сознания населения принадлежит специалистам социальной работы.
Следовательно, актуальным становится вопрос формирования у них экологической культуры в процессе профессионального образования. Необходима профессионально-ориентированная экологическая подготовка квалифицированных специалистов социальной работы с высоким интеллектуальным уровнем и экологической культурой, имеющих научные знания об основах устойчивого развития, о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей среды, и т.п.
Формирование экологической культуры – сложный и длительный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, то в процессе экологической подготовки специалиста социальной работы, на наш взгляд, мы можем сформировать лишь социально-экологическую компетенцию, как определенный уровень развития экологической культуры.
В развитии экологической культуры, на наш взгляд, можно выделить 4 уровня (таблица 3).
Таблица 3
Уровни развития экологической культуры
Уровни сформированности
Экологическое мировоззрение
Экологические знания, умения навыки
ПВКЛ
Ценност-ные ориен-тации
Экологичес-кая грамотность
Общее предс-тавление лич-ности об экологии
Владение общи-ми экологически-ми знаниями
Сформированы недостаточно
Бережное отношение к природе
Экологичес-кая образован-ность
Общее представление личности об экологии
Владение экологическими знаниями
Сформированы недостаточно
Бережное отношение к природе
Социально-экологичес-кая компетент-ность
Общее представление личности специалиста об экологии и социальной экологии
Владение и использование экологических знаний и умений в своей профес-сиональной деятельности
Сформированы достаточно для осуществления профессиональной деятельности
Отношение к природе как к универсальной и высшей ценности
Экологичес-кая культура
Целостное представление личности специалиста об экологии
Владение и осознанное ис-пользование экологических знаний и умений в практической деятельности и жизни
Сформированы достаточно для осуществления профессиональной деятельности
Отношение к природе как к универсальной и высшей ценности
Социально-экологическая компетенция – это способность специалиста, необходимая для эффективного осуществления профессиональных функций в социально-экологической деятельности, включающая в себя систему экологических знаний, профессионально важных качеств личности специалиста, устойчивое экологическое мировоззрение и ценностные ориентации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка компетентностной модели специалистов социальной работы осуществлялась нами в следующей последовательности: 1) рассмотрение теоретических основ педагогического моделирования; 2) анализ определения и сущности модели специалиста, представленных в трудах отечественных и зарубежных ученых; 3) анализ существующих подходов к разработке модели специалиста; 4) разработка модели деятельности специалистов социальной работы на основе компетентностного подхода.
В основу разработки компетентностной модели положен также анализ профессиональной деятельности специалистов социальной работы, требований к их профессиональным качествам, мнений работающих специалистов.
Выделены общепрофессиональные и специальные компетенции, входящие в структуру профессиональной компетентности социального работника, обеспечивающие успех его деятельности. Содержание каждой из групп компетенций соответствует видам и задачам их профессиональной деятельности.
Рассмотрены сущность и содержание таких компетенций, как коммуникативная, информационная, управленческая, социально-психологическая, социально-технологическая, социально-педагогическая, социально-реабилитационная, социально-правовая, социально-экологическая.
Авторы не претендуют на полное описание всех компетенций специалиста социальной работы, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Это будет задачей дальнейшего научного исследования.