Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Социальный работник – в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием проблем клиента и возможными путями их решения. И это особенно актуально в ситуации, когда практически в любой профессиональной области быстро происходит смена труда без перемены места, а специалистам необходимо овладевать родственными или смежными профессиями. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессиональных областей (педагогики, психологии, социологии, юриспруденции и др.) на основе взаимообмена информацией, технологиями, инструментарием. В связи с этим компетентность в различных областях – главное, что характеризует способность социального работника помогать людям в современном обществе.
Одним из значимых компонентов в структуре профессиональной деятельности социального работника, по мнению ряда исследователей, является социально-педагогический компонент. Социально-педагогические знания и умения оказываются востребованными в социальной работе с различными категориями населения (дети, подростки, беженцы, инвалиды, пожилые люди, осужденные и др.) Социально-педагогическими методами решаются проблемы формирования отношений в группе, развития готовности личности к самопомощи. Педагогические элементы социальных технологий систематизируют содержательные и процессуальные компоненты социальной работы, относящиеся к личности человека, участника социального процесса. В целом социально-педагогический компонент социальной работы позволяет принимать эффективные педагогически целесообразные решения в различных сферах социальной деятельности. Принимая это во внимание, в качестве важной задачи теоретической и практической профессиональной подготовки будущих специалистов можно выделить формирование социально-педагогической компетентности социальных работников.
Социально-педагогическая компетенция – это совокупность знаний, умений и способностей, необходимых для социализации, т.е. адаптации и продуктивной деятельности индивида в области социальной педагогики и практики[216].
Сущность понятия «социализация» в Энциклопедическом словаре раскрывается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Сущность понятия «социализация» в контексте развития личности А.В. Мудрик определяет так: «Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет»[217].
И.С.Кон процесс социализации человека определяет как формирование жизненной перспективы, поиск социальной ориентации, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения[218]. В результате социализации происходит адаптация человека к обществу. Усваивая требования общества, его ценности и нормы, он вырабатывает свойства и качества, необходимые для вхождения в систему общественных отношений. Каждое поколение проходит процесс социализации, вхождения в общество, овладения в том или ином объеме богатством общественных связей.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность имеет своим объектом конкретного человека во взаимосвязи его с социальной средой (средой обитания), а предметом – достижение конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой. Ее целью выступает гармонизация этого взаимодействия, всей совокупности взаимоотношений, позволяющая обеспечить наиболее полную самореализацию человека и развитие его как личности в реальных условиях среды[219].
Такая гармонизация осуществляется по направлениям:
а) целенаправленная педагогизация социальной среды в интересах социализации, ресоциализации обитаемого в ней человека, группы;
б) воздействие (взаимодействие) с самим человеком с учетом его потребностей, возможностей, интересов.
в) педагогизация среды и воздействие на человека в интересах создания для него наиболее оптимальных условий самореализации.
По мнению специалистов, социальная педагогика как практика реализует следующие функции[220]:
· диагностическая – оценка социально-педагогических факторов социума, протекающих в нем процессов, условий жизнедеятельности и обитания человека; уровня социально выраженных его особенностей;
· прогностическая – социально-педагогическое прогнозирование протекания социальных процессов среды; проявление в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека);
· образовательная – подготовка (переподготовка) человека как специалиста, с учетом его интересов, желаний, индивидуальных возможностей и потребностей среды;
· адаптационная – приспособление человека к среде или среды к человеку, с учетом его индивидуальности;
· коррективная – с учетом индивидуальности человека и социально-психологических потребностей среды;
· мобилизующая – включение человека в общую деятельность (в разные ее виды); активизация его индивидуальных возможностей как члена конкретного социума на жизнь, на самореализацию;
· контрольная – оценка и контроль социального поведения, стимулирование положительного самовыражения, предупреждение негативных социальных действий, которые оказываются на человека его окружением, референтной группой;
· реабилитационная – снятие стресса, разрядка, разгрузка, восстановление духовных и физических сил, накопление положительных эмоций и пр.;
· профилактическая (защитно-профилактическая) – защита личности от среды в ее агрессивных проявлениях (и наоборот).
В своей совокупности изложенные функции объединяются в группу социально-преобразовательных функций социальной педагогики.
Таким образом, задачами социально-педагогической деятельности выступают: адаптация; реабилитация; компенсация; профилактика; коррекция; социальная стабилизация; социальная защита; социальное обеспечение; социальный контроль; социальная пропаганда и др.
Социально-педагогическая деятельность осуществляется, как правило, методами общей педагогики (воспитания и обучения) – убеждением, научением, побуждением, поддержкой и др., что является отражением общепедагогических функций в социальной педагогике; ее собственными методами (уточнение которых является одной лэ актуальных задач науки).
Специальные исследования и практика убедительно показывают, что социально-педагогическая деятельность осуществляется с помощью различных технологий, в зависимости от сферы применения, целей и решаемых задач. Под социально-педагогической технологией понимается общая совокупность и последовательность операций деятельности социального педагога по отношению к конкретному объекту, обеспечивающей оптимальный вариант достижения определенной социально-педагогической цели. В каждой сфере она конкретизируется, уточняется, наполняется своим содержанием в соответствии с предметной областью социально-педагогической деятельности.
Выражение «социально-педагогическая деятельность» говорит о ее социальной направленности. Это педагогическая деятельность по отношению к конкретному человеку, группе, социальной среде в интересах достижения социально-педагогических целей[221]. Такая деятельность носит:
· непосредственный характер – прямое воздействие на человека, группу (взаимодействие с ними);
· опосредованный – использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды, целенаправленное создание (преобразование) педагогической ситуации среды в интересах достижения конкретных социально-педагогических целей.
Как правило, социальный работник старается использовать возможности и непосредственного, и опосредованного взаимодействия с объектом социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность – есть проявление субъекта, реального человека со всеми его достоинствами и недостатками во взаимодействии с другим человеком – объектом также со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. В процессе социально-педагогической деятельности и субъект, и объект активны. Другими словами, в социально-педагогической деятельности имеет место взаимодействие реальных людей (личностей) со всеми присущими им достоинствами и недостатками, потребностями, интересами, мотивами, целями, особенностями развития и воспитания.
Их взаимодействие осуществляется в реальных условиях среды, которая своеобразно воздействует на участников и результаты их деятельности: стимулирует или тормозит ее действенность. Социальный работник (субъект) определяет, чего он хочет добиться (цель своей деятельности), как этого достичь (способы достижения) и практически реализует задуманное посредством непосредственного или опосредованного воздействия на объект (взаимодействие с ним).
Опосредованный характер воздействия осуществляются через среду обитания (непосредственного окружения) объекта. В свою очередь объект как-то относится к воздействию, производит какие-либо адекватные действия, реакции, изменения действий и пр. Активность объекта может носить позитивный, нейтральный - стремление показать свое безразличие и даже негативный, агрессивный характер.
Следует отметить, что результат социально-педагогической деятельности бывает самым разнообразным. В частности, это проявляется в серьезных положительных изменениях у объекта воздействия, небольших подвижках, а иногда и ярко выраженных негативных реакциях или действиях. Определенный отпечаток социально-педагогическая деятельность накладывает и на субъект. Он утверждается в своих возможностях, получает определенное удовлетворение, либо у него появляются сомнения, разочарования, а иногда и потеря уверенности в свои способности достигать социально-педагогические цели.
Результат педагогической деятельности в социальной среде не носит скачкообразный характера. Как показывают специальные исследования, такая деятельность способствует постепенному, порой противоречивому изменению в объекте и не всегда соответствует прогнозу. Достигается планируемый результат заинтересованностью (мотивацией), целенаправленностью деятельности социального педагога, его мастерством, отношением к делу, субъекту, упорным и настойчивым трудом, постепенно. Он зависит также от особенностей субъекта, его заинтересованности, отношения к педагогической деятельности, активности и времени участия в ней.
Социально-педагогическая деятельность тесно связана с социальной работой. Социальная работа предусматривает значительный объем решения социально-педагогических проблем человека. Исключительно важным аспектом выступает мобилизация самого человека, активизация его индивидуальных возможностей на самоактивизацию, самореализацию. В этом плане социальная работа использует возможности социальной педагогики: убеждает, внушает, разъясняет, побуждает, активизирует, помогает, показывает пример, настаивает и пр. Главными методами выступают убеждение, внушение. Их назначение заключается в том, чтобы социальному работнику добиться получения союзника в работе с человеком в нем самом, превращение его из объекта в субъект саморазвития, самосовершенствования, самореализации.
Данный факт диктует необходимость специальной социально-педагогической подготовки социального работника. Отсюда и высокие требования к социальному работнику с позиции его социально-педагогической компетенции: не только знать и уметь, но и быть способным применять эти (социально-педагогические) знания, навыки и умения в работе с клиентом. Быть компетентным в социально-педагогической сфере – значит обладать совокупностью личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в среде своей профессиональной деятельности, максимально используя свои возможности, адаптируясь к запросам общества.
Изложенное свидетельствует о том, что специалисту социальной сферы (социальному работнику и социальному педагогу) требуются знания из различных областей, позволяющие ему на начальном этапе провести диагностику, общую консультацию и, главное, определить, какие специалисты нужны в первую очередь для квалифицированного решения социальной проблемы (социальных проблем) конкретного человека.
Н.Ю. Клименко считает, что разным специалистам социальной сферы (социальному работнику, социальному педагогу, специалисту социального обеспечения и социальной защиты населения и проч.) необходима своя «мера» социально-педагогических знаний и умений.
Нами выявлены уровни социально-педагогической компетенции специалиста социальной работы: оптимальный, достаточный и критический (таблица 2).
Таблица 2
Уровни социально-педагогической компетенции специалиста социальной работы
Оптимальный
Склонен к социально-педагогической деятельности.
Имеет глубокие знания в области социальной педагогики. Умеет осуществлять глубокий, содержательный анализ особенностей психического и социального развития детей. Выделяет социальные проблемы клиентов и их верно интерпретирует. Умеет использовать знания для решения профессиональных задач.
Умеет организовать клиента на совместную деятельность, осуществление контроля на основе объективного оценивания. Общение с клиентами строит на основе доверия, совместная деятельность носит характер взаимодействия.
Обладает высокими морально-нравственными качествами, эмпатией, уверенностью, высокой самооценкой. К решению профессиональных задач подходит творчески, заинтересован в педагогическом самосовершенствовании.
Достаточный
Предрасположен к социально-педагогической деятельности.
Обладает знаниями в области социальной педагогики. Способен выделять наиболее заметные, чаще типичные особенностей психического и социального развития детей
Умеет организовать совместную деятельность с опорой на самых активных клиентов, в основном по отдельным направлениям.
Изучает особенности семей на уровне типичных социальных характеристик. Общение с родителями осуществляет на уровне советов.
Социально-педагогическую деятельность осуществляет в соответствии с узкопрофессиональными целями. Не стремится расширять круг профессиональных задач.
Критический
Не осознает важности социально-педагогической работы
Недостаток в знаниях и умениях при решении профессиональных задач. Деятельность не носит предупредительный характер, направлена только на «исправление».
Присутствует формализм в организации жизнедеятельности детей.
Отсутствует потребность во взаимодействии с клиентами, использует неэффективный стиль общения с ними.
Не сформированно адекватное представление о себе и о профессиональной деятельности.
Решение социально-педагогических проблем требует многих усилий и затрат времени. Дальнейшее профессиональное развитие осуществляется только по требованию администрации.
Формирование социально-педагогической компетенции осуществляется в процессе обучения в вузе. Главной целью обучения является не «наполнение» обучающихся определенными знаниями, а воспитание у студентов готовности использовать знания, полученные в результате обучения, в процессе решения профессиональных задач.