Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-реабилитационная компетенция



 

Поскольку в настоящее время специалисты социальной работы не только осмысливают, но и решают практические задачи по оказанию социально-реабилитационной помощи отдельным людям для успешного решения их жизненных задач, реализации их интересов и стремлений, среди специальных компетенций, по нашему мнению, следует особо выделить социально-реабилитационную компетенцию, объединяющую в себе целый ряд специальных умений и навыков, способствующих повышению эффективности процесса социальной реабилитации.

Под социально-реабилитационной компетенцией мы понимаем совокупность объективно необходимых знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, которые позволяют решать задачи профессиональной деятельности по социальной реабилитации различных категорий населения (дети, подростки, инвалиды, пожилые люди, осужденные и др.).

Как видно из данного определения, в структуру социально-реабилитационной компетенции включены три составляющие – когнитивная (знание и понимание), деятельностная (практическое и оперативное применение знаний) и личностная как совокупность психологических характеристик личности (профессионально значимые качества специалиста и его ценности), способствующих успешной реализации первых двух компонентов. Именно они и определяют содержание социально-реабилитационной компетенции.

В концептуальном плане наиболее перспективным нам представляется деятельностный подход к пониманию социально-реабилитационной компетенции. С позиций этого подхода социально-реабилитационная компетенция специалиста социальной работы определяется содержанием его профессиональной деятельности и одновременно является предпосылкой ее успешности.

Таким образом, в качестве важной задачи теоретической и практической профессиональной подготовки будущих специалистов можно выделить формирование социально-реабилитационной компетенции у будущих специалистов социальной работы.

Рассмотрим содержание социально-реабилитационной деятельности специалистов социальной работы.

Для полноценной, активной жизни лица, нуждающегося в реабилитации, необходимо вовлечение его в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей с окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции, которая является конечной целью реабилитации.

Роль специалиста социальной работы состоит, в первую очередь, в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических особенностей организовать социальную реабилитацию нуждающихся в ней.

Деятельность специалиста социальной работы определяется и характером патологии клиента и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Поэтому он должен владеть медико-биологическими знаниями. Для осуществления адекватной деятельности в социальных центрах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Большое значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых клиентов, которая предполагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом его резервных возможностей.

Трудоспособные лица, нуждающиеся в социальной реабилитации, имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.

Степень социально-психологической адаптации клиентов социально-реабилитационных центров в значительной мере определяется их отношением к своей проблеме или болезни. В этих случаях важна роль специалиста социальной работы как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения клиента от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

Для создания положительной терапевтической среды специалисту социальной работы необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений клиентов, а, возможно, и их социальной интеграции.

Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц. Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство реабилитанта, которое может быть осуществлено в соответствии с рекомендациями специалистов.

При осуществлении реабилитации важную роль приобретает морально-психологическая поддержка клиентов. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения – вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать реабилитанта, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль специалиста социальной работы состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации клиента и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на его психологическое состояние. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть знаниями психологии.

Таким образом, участие социального работника в реабилитации нуждающихся носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих клиенту доверительно относиться к этой категории специалистов.

Все это определяет сущность профессиональной подготовки будущего специалиста социальной работы, ее взаимосвязь с его ценностными ориентациями и личностными качествами.

Анализ профессиональных функций в области социальной реабилитации позволил выявить знания, умения и навыки, необходимые специалисту для ее осуществления. Таким образом, он должен:

· иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства;

· обладать определенной социальной приспособленностью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы). Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе инвалидов, престарелых, людей, находящихся на реабилитации и т.д.;

· иметь профессиональный такт, способный вызывать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

· обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и, несмотря на возможные неудачи (реакция не по существу, отказы …), уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному;

· уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать[190].

В соответствии с требованиями специальности специалист социальной работы в области социальной реабилитации должен знать (когнитивный компонент социально-реабилитационной компетенции):

- анатомию и физиологию человека, физиологические и патологические процессы, происходящие в организме, в том числе в разные возрастные периоды;

- основные симптомы различных заболеваний взрослых и детей, клиническое течение и осложнения заболеваний;

- количественную оценку (по функциональным классам) последствий болезней на 3 уровнях, являющихся объектами реабилитации;

- организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения, формы медико-социальной помощи населению;

- иметь представление о деятельности медико-социальных экспертных комиссий, экспертизу временной нетрудоспособности и инвалидности;

- теоретические и методические основы реабилитации, ее виды, методы и этапы реабилитации;

- основы прогнозирования реабилитационного потенциала;

- принципы организации реабилитационного процесса;

- методы и критерии оценки и контроля качества в сфере реабилитационной работы;

- специфику реабилитационной работы с различными субъектами социальной работы;

- структуры, способные оказать помощь в реабилитации клиента;

- нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста, обязанности социального работника в реабилитационных учреждениях;

- нормы законодательства, обеспечивающие социальную реабилитацию; нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений по вопросам реабилитации;

- психологию развития человека, особенности процесса социализации личности, формы регуляции и саморегуляции социального поведения;

- основные методы и методики, используемые в индивидуальном консультировании и работе с группой, обеспечивающие наиболее полное раскрытие творческого потенциала личности;

- основы психологической диагностики, методы общей психологии в изучении психических процессов и состояний;

- основы коррекционной и реабилитационной педагогики.

Специалист социальной работы должен уметь (деятельностный компонент социально-реабилитационной компетенции):

- разработать индивидуальную программу реабилитации инвалида, подобрать адекватные методы реабилитации и последовательность их проведения, сроки реабилитации;

- оценить эффективность процесса реабилитации по функциональному, социально-бытовому и профессиональному восстановлению;

- оказывать первую медицинскую помощь; вести пропаганду здорового образа жизни;

- строить взаимоотношения и общение с людьми в конкретной ситуации с учетом их возраста, пола, религиозной принадлежности, социального статуса, психологических и физических особенностей, состояния;

- грамотно планировать и строить взаимодействие с лицами, организациями, способными оказать содействие в реабилитации клиента;

- находить, отбирать и использовать информацию, необходимую в реабилитационной деятельности; рационально планировать и оптимизировать свою работу, анализировать ее результаты, корректировать последующую деятельность;

- принимать управленческие решения, организовывать работу реабилитационных учреждений;

- проводить мероприятия по оказанию психолого-профориентационных услуг, способствующих развитию и освоению профессиональных навыков и умений клиента; решать вопросы его будущего трудоустройства в установленном порядке;

- соблюдать этические и деонтологические принципы в профессиональной реабилитационной деятельности;

- давать психолого-педагогическую характеристику личности; в конкретной ситуации выбирать метод психолого-педагогического воздействия и обосновывать свой выбор;

- анализировать социальные условия жизни человека, семьи или группы людей, давать рекомендации по улучшению условий;

- использовать передовой отечественный и зарубежный опыт реабилитационной деятельности;

- организовывать и осуществлять мероприятия по реабилитации инвалидов, протезно-ортопедическую помощь, обеспечивать их средствами передвижения;

- организовывать и своевременно информировать клиентов о текущих и новых нормативных актах по их социальному обеспечению и обслуживанию, полно и своевременно реализовывать представляемые им льготы и преимущества;

- стимулировать, побуждать человека к той или иной деятельности для решения его собственной проблемы; способствовать саморазвитию личности клиента, создавать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта[191].

Теперь остановимся на личностном компоненте социально-реабилитационной компетенции специалиста социальной работы, включающем его личностные качества и ценности.

Роль личностных качеств, специфичных для специалиста социальной работы, несомненно, велика в его профессиональной деятельности в сфере социальной реабилитации. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности, высокая духовная культура и нравственностью[192].

Раскрывая личностные качества социального работника, можно разделить их на три группы[193].

Первая группа – психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности: особенности восприятия, памяти, воображения, мышления; требования к психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии; вниманию как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Они входят в структуру задатков. Другие из психических характеристик играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из специалистов социальной работы не отвечает психологическим требованиям этой группы, предъявляемой профессией, то отрицательные последствия этого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

В работе с реабилитантами, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

Ко второй группе качеств относятся такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков. А также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Не каждый человек пригоден для деятельности в области социальной реабилитации; основным определяющим фактором здесь является система ценностей специалиста, котораякоторая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Анализ социально-реабилитационной деятельности специалиста позволил выделить те нравственные парадигмы и ценностные ориентиры, на которых строится конкретная социальная работа: жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, любовь, благополучие людей, социальная справедливость, ответственность. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует.

Социально-реабилитационная компетенция специалиста социальной работы обеспечивает его соответствие как субъекта деятельности самой деятельности, профессиональной группе, предмету деятельности:

- соответствие деятельности проявляется в успешности (эффективности, результативности) личности специалиста социальной работы при решении основных задач социальной реабилитации, в достижении ее ведущих целей, в высоком уровне адаптации к ней;

- соответствие профессиональной группе выражается в соответствии личности специалиста социальной работы групповым ценностям и нормам, в наличии ее влияния на других, веса в глазах других;

- соответствие предмету деятельности проявляется в удовлетворенности клиентов от взаимодействия с субъектом деятельности и степенью успешности разрешения возникших проблем.

Таким образом, становится очевидной и необходимой целесообразность разработки системы профессиональной подготовки специалистов социальной работы в области социальной реабилитации. Причем на каждом из этапов профессионального обучения важно предусмотреть не только формирование определенных знаний и умений, но и становление, развитие системообразующих основ, свойств, качеств личности, профессионала.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.