Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Информационная компетенция



 

XXI век – век информационно-коммуникационных технологий, образования, знаний и информации. Рынок труда, на который сегодня попадает выпускник вуза, отличается повышенной конкуренцией участников, возросшими профессиональными требованиями к специалистам. К потребительским качествам современного специалиста, в числе других, относят также:

· профессиональное использование информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств;

· наработанную коммуникационную среду;

· умение искать, анализировать и перерабатывать информацию, получая новые знания и др.

Среди обширного комплекса общепрофессиональных компетенций, которыми должен обладать будущий специалист социальной работы, особое место занимает информационная компетенция, объединяющая в себе целый ряд специальных умений и навыков, способствующих повышению эффективности процесса обучения, посредством «умелого» применения новых информационных технологий. Информационная компетенция – составляющая общепрофессиональной и специальной профессиональной компетентности современного специалиста с социальным образованием.

Понятия «информационная компетенция» и «информационная компетентность» – достаточно широкие и определяемые на современном этапе развития педагогики неоднозначно (В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, О.Б. Зайцева, А.Л. Семёнов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Так, в исследованиях учёных понятие «информационная компетентность» трактуется как:

· сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств[159];

· новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств[160].

Ключевым основанием, объединяющим исследования по проблеме становления и развития компетентности, с нашей точки зрения, является понятие «информация».

В философском энциклопедическом словаре[161] понятие «информация» (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение, представление, понятие) трактуется следующим образом:

· сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;

· уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений;

· сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;

· передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

Мы полагаем, что информационная компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

А информационная компетенция – обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области.

Как уже упоминалось, сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетенция, независимо от авторов и способов классификации, всегда выдвигается как одна из наиболее важных. При анализе исследований PISA было установлено, что российские учащиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез. Таким образом, информационная компетенция является инвариантной вне зависимости от основания классификации ключевых компетенций.

На наш взгляд, информационная компетенция не сводится к известной триаде «знания, умения, навыки», лежащей в основе стандартов второго поколения, но она без ЗУНов и не существует. Ее можно рассматривать как некоторую сферу отношений между знаниями, умениями, навыками человека и его действием в социальной практике. Компетенция тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в условиях конкретной деятельности.

С общих дидактических позиций можно выделить следующие этапы формирования информационной компетентности специалистов в системе социального образования: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная компетентность[162].

Компьютерная грамотность – овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере, понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. Конечной целью обучения компьютерной грамотности является подготовка компетентных конечных пользователей компьютерной техники, способных самостоятельно применять программное обеспечение обработки текстовой, табличной, графической информации, работать в компьютерных сетях, владеть навыками работы с гипертекстами и мультимедиа.

Компьютерная грамотность является недостаточной для деятельности человека в информационном обществе.

Информационная грамотность – это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.

Президент ИФЛА Кай Расерока раскрывает понятие «информационной грамотности» через термины, определяющие различные его аспекты. Это компьютерная грамотность; цифровая грамотность; гиперграмотность; информационно-технологическая грамотность; интерактивная компетентность; компетентное пользование ресурсами Интернет; компетентное пользование ресурсами библиотеки; компетентное пользование медиаресурсами; многосторонняя компетентность; вербальная грамотность; визуальная компетентность.

В США информационная грамотность определяется как осознание потребности в необходимости информации, знание того, как достигнуть и использовать информацию, умение оценить ее, и способность обмениваться информацией.

Н.И. Гендина предлагает использовать данный термин для обозначения комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для человека информационного общества[163].

С. Брандт считает, что информационная грамотность «является интеллектуальной структурой для понимания, поиска и оценки информации»[164]. Этот вывод согласуется с пониманием того, что как целостная система обучение всегда включает взаимосвязанную научную и учебную информацию.

Обучающая деятельность связана с обработкой информации – её поиском, сбором, хранением и систематизацией, применением и преобразованием информации. Именно благодаря информации, множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения, придают ей упорядоченность и организованность. Она (информация) является базой, на которой разворачиваются другие совместные практики, характерные для данной предметной области – эксперименты и исследования в процедурах и технологиях данной науки.

По нашему мнению, на эффективность использования информации в учебном процессе в большой степени влияет субъективный фактор – информационная подготовка студентов, уровень информационно-компьютерной компетенции. При этом следует учитывать, что именно в период обучения в высшей школе и происходит выработка личных алгоритмов профессионального информационного поведения будущих специалистов. Следовательно, важная задача вуза – это обучение студентов знаниям и умениям, которые, так или иначе, связаны с технологией информационного поиска. Следует заметить, что этого не происходит, поскольку источниковедение и информационный поиск в каждом курсе охватывает специфические источники и алгоритмы.

Только обобщенная методика алгоритмизации информационного поиска может и должна применяться в качестве некоторого иллюстративного материала для обучения субъектов образования алгоритмам информационного поиска. Здесь следует отметить, что знание алгоритмов поиска и обработки традиционной информации (на бумажных носителях) не только не лишние, но и позволяют оптимизировать поиск информации, существующей в компьютерных сетях. Реализация такого подхода может быть решена в интеграции различных учебных дисциплин, что обеспечит широкую профессиональную подготовку студентов.

Мы согласны с Петуховой Т.П., что информационная компетенция студента включает в себя освоение четырех типов опыта[165]:

· опыта познавательной деятельности в области информатики и информационных технологий, фиксированного в форме ее результатов – знаний;

· опыта осуществления известных способов информационной деятельности в своей будущей предметной области и смежных областях (опыта решения модельных типовых задач использования информационных технологий в указанных сферах) – в форме умения действовать по образцу;

· опыта творческой деятельности в сфере профессионально-ориентированных технологий – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

· опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений, связанных с использованием информационных технологий в различных сферах, – в форме личностных ориентаций.

Все это позволяет говорить не об IT-обучении, а об IT-образовании.

Информационная компетенция студента может проявиться в трех основных сферах:

· в повседневной жизни (как результат информационного поведения и взаимодействия, принятия решений в жизненных ситуациях и т.д.);

· в образовательном процессе (как результат деятельности в типовых и модельных ситуациях, а также в связи с информатизацией образования);

· в реальной производственной деятельности (в ходе производственной практики студента, участия в научно-исследовательской работе, совмещения обучения и работы и т.д.)[166].

Следует отметить, что информационная компетентность социальна, так как, с одной стороны, она социальна по своему содержанию (вырабатывается, формируется и проявляется в социуме), а с другой стороны, она характеризует взаимодействие человека с обществом, социумом и другими людьми посредством использования им информационно-коммуникационных технологий.

Анализ различных трактовок информационной компетенции позволяет выделить следующие ее сущностные характеристики:

· интегративную природу знаний и умений;

· универсальность (по характеру и степени применимости);

· многофункциональность (то есть она должна позволять решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни);

· многомерность (должна включать различные умственные процессы и интеллектуальные умения);

· интеллектуальную насыщенность (то есть для овладения ею требуется значительное интеллектуальное развитие: абстрактное мышление, саморефлексия, критическое мышление и др.);

· объемность (она должна представлять собой широкую компетенцию в образовании и обеспечивать связь с актуальными проблемами с точки зрения личности);

· междисциплинарность и надпредметность (в условиях образования).

Если рассматривать информационную компетенцию студентов специальности «социальная работа» как одну из целей и как составляющую результата высшего профессионального образования, то она должна быть ориентирована на подготовку студентов как будущих специалистов, к полноценной жизнедеятельности в информационном обществе. Следовательно, ее содержание должно формироваться в соответствии с социальным заказом общества, обусловленного потребностями рынка трудовых ресурсов, общества, семьи, личности и оно (содержание информационной компетенции) может быть определено, с одной стороны, структурой деятельности специалиста, а с другой стороны, парадигмой информационного общества, что даст возможность учесть профессиональный и социальный контексты.

Таким образом, под информационно-компьютерной подготовкой специалистов социальной работы мы понимаем изучение информационных технологий и обучение их грамотному использованию для решения отдельных типовых задач, приближенных к будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Анализ литературы и наш опыт показывает, что информационная компетенция должна рассматриваться как способность выпускника вуза активно использовать профессионально-ориентированные информационные технологии в будущей деятельности и смежных областях. Она включает в себя систему знаний и умений в области информатики и информационных технологий, совокупность ценностных ориентаций и опыт деятельности по использованию профессионально-ориентированных информационных технологий.

Информационная компетенция включает в себя мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и операциональный компонент.

Содержательно информационная компетенция раскрывается через ряд её компонентов:

· фактологически-аналитический характеризует знание и понимание основных информационных процессов и закономерностей в области информационных технологий;

· предметно-специфический «мыслительный» предполагает умения и навыки мыслительной и «ручной» деятельности в сфере решения социально-профессиональных задач;

· методологический предполагает комплексное, системное видение проблем и их решения в области компьютерных технологий;

· мировоззренческий предполагает сформированность у обучающихся опыта в сфере стратегических проектов в области компьютерных технологий, а также наряду с методологическим компонентом, умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области.

С позиций профессиональной подготовки представляется целесообразным говорить о двух основных этапах формирования информационной компетенции будущих специалистов социальной работы в вузе:

· информационная компетенция как средство парапрофессиональной поддержки деятельности специалиста;

· информационная компетенция как компонент профессиональной деятельности специалиста[167].

Возможности формирования информационной компетенции специалистов социальной работы определяются содержанием предусмотренных учебным планом информационных дисциплин. Их объем и структура зависят от уровня и вида профессиональной подготовки (основная, дополнительная, общепрофессиональная или в рамках специализации). Но все они направлены на формирование, развитие и совершенствование у студентов системного профессионального мышления, которое позволяет специалисту решать задачи профессиональной деятельности алгоритмически, подходить к анализу и решению стоящих проблем комплексно, системно.

Формирование информационной компетенции должно осуществляться, в первую очередь, в результате информационно-компьютерной подготовки. Информационно-компьютерную подготовку мы определяем как совокупность всех условий возникновения и развития информационной компетенции будущего специалиста социальной работы.

Результат формирования информационной компетенции связан с целесообразным выбором и использованием информационных технологий и компьютерных средств, необходимых современному конкурентоспособному специалисту социальной работы, и формированием способностей их применения при решении профессиональных задач.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.