Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современные требования к профессионализму специалиста



 

Для обновления и процветания России необходима социальная личностная зрелость и высокий профессионализм её граждан, поэтому сегодня в обществе складывается культ профессионализма.

Каждый человек, ставя перед собой задачи самореализации в труде, неизбежно обращается к самоосознанию себя как профессионала, начинает рефлексировать по поводу своего вклада в опыт профессии. Профессиональная рефлексия труда необходима и начинающему работнику, и специалисту на вершине профессиональной зрелости для того, чтобы оценивать свои профессиональные планы и устремления, выявлять имеющиеся профессиональные способности и резервы личности, изучать опыт своего профессионального прошлого и настоящего, «просчитывать» профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества и т.д. Профессиональное самоизучение требует опоры на знания о профессионализме и профессиональной культуре, где содержатся определённые этапы для самоанализа и самооценивания. Климов Е. А. отмечает: «Без ясности в вопросе о том, образ чего (какого результата деятельности) должен удерживать в сознании профессионал или обучающийся профессии, повышающий профессиональную квалификацию, мы не сможем рассчитывать ни на хорошую постановку профессионального образования, ни на хорошую организацию труда, ни на разумное проектирование каждым человеком своих очередных шагов на профессиональном жизненном пути, ни даже на хорошее взаимопонимание людей в обществе»[21].

Основы профессионализма закладывает в человеке общество (имеются в виду различные формы профессионального образования), но окончательно формирует и шлифует себя как профессионала сам человек, который, опираясь на социально принятые нормы труда, вместе с тем стремится определить свою профессиональную «нишу», вырабатывает оптимальные для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессионального поведения.

В настоящее время в научной литературе встречается множество синонимичных терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, квалификация и т.д. Анализ показывает, что при всем разнообразии используемых формулировок, многие авторы в различные термины вкладывают один смысл.

Судить о наличии компетентности предлагается по характеру результата труда человека. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности; оценка или измерение конечного результата – это единственный научный способ судить о компетентности.

Вероятно, компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Человек может быть в целом профессионалом в своей области, но не быть компетентным в решении каких-либо профессиональных вопросов.

В последнее время уместно говорить еще об одном виде компетентности – «профессиональной экстремальной компетентности», когда человек готов к работе во внезапно усложнившихся условиях. Люди, владеющие этими и близкими психологическими качествами, более чем другие готовы к смене профессий, к переучиванию, им меньше угрожает безработица.

В современных работах под компетентностью понимается сочетание психических качеств, или психическое состояние, при котором человек действует самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), обладает способностями и умением выполнять определенные функции.

Современные психолого-акмеологические исследования (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Рыбников, А.А. Деркач и др.) показывают, что в научной литературе в понятие компетентности включаются, помимо общей совокупности знаний, знание возможных последствий, конкретного способа воздействий, уровень умения и опыт его практического использования. Общим для различных точек зрения является рассмотрение знания специалиста в качестве потенциала, научно-практического багажа, которым он располагает и который может быть реализован лишь при условии дополнительных факторов. Значит, компетентность – это не только наличие знаний и опыта, но и умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций.

Профессиональную компетентность определяют как интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками. В тоже время, профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, ПВК, психологическую готовность[22].

В психологических исследованиях рассматриваются конкретные виды компетентности: социально-психологическая, коммуникативная; профессионально-педагогическая, включающая специальную, методическую, социально-психологическую, дифференциально-психологическую и аутопсихологическую компетентность педагога. Профессиональную компетентность специалистов, работающих в особых условиях, изучали В.Г. Зазыкин и А.П. Чернышева, которые, определяя качества менеджера подчеркивали, что «компетентность (научно-профессиональные качества) ... предполагает наличие ... специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки»[23].

По мнению Карпетовой М.Н.[24], педагогическая компетентность - совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.

Когда говорят о профессионализме, – пишет Кусжанова, – то, в первую очередь, подразумевают владение технологиями - будь то технологии обработки материалов, бухгалтерского учета или социальной работы. Компетентность же подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время абсолютно необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания. Это также гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления. Это – умение ведения диалога, коммуникабельность, сотрудничество и так далее. Над собственно профессиональной – технологической подготовкой вырастает огромная надпрофессиональная надстройка требований к специалисту[25].

Наиболее полно профессиональную компетентность рассматривает А.К. Маркова, различающая следующие ее виды[26]:

· специальная – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

· социальная – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

· личностная – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

· индивидуальная – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению.

Слово «квалификация» также используется как в нормативном смысле, например, «работа требует высокой (педагогической, летной и др.) квалификации», так и в смысле характеристики конкретного человека — «этот человек имеет высокую квалификацию». В первом случае квалификация означает требования профессиональной деятельности к работнику в качественном и количественном выражении (что должен знать, уметь работник первой, второй, третьей категории)[27].

Под профессиональной готовностью понимают интегративное личностное образование, включающее профессиональную направленность, ПВК, знания и умения. При этом выделяют в профессиональной готовности следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, эмоционально-волевой, личностно-операциональный и оценочно-рефлективный.

Кузьмина Н.В.[28] определяет мастерство как владение профессиональными знаниями, умениями, навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать рабочую ситуацию (объект и условия деятельности), формулировать профессиональные задачи, исходя из этой ситуации, и успешно решать их в соответствии с целями, стоящими перед производством. В таком случае критериями мастерства должны быть алгоритмы продуктивного решения профессиональных задач, которые в свою очередь могут быть найдены в процессе предварительных исследований.

Бакланова Н.К. рассматривает деятельность профессионала-мастера как профессионально целесообразную, индивидуально-творческую и оптимальную, а профессиональное мастерство – как качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения. На основе анализа профессионального мастерства в разных сферах деятельности в качестве его основных компонентов выделяется система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности[29].

Мастерство, по ее мнению, невозможно без профессионализма, без овладения суммой необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, без школы, но оно никогда не сводится к профессионализму.

Понятие мастерства, считает Деркач А.А., относится не к отдельному (пусть и совершенному) умению, а к некоторой совокупности умений, может быть, на разных уровнях сформированных, которые делают сам процесс деятельности качественно своеобразным, индивидуализируют его. Высшим проявлением мастерства является искусство, творчество[30].

Некоторые ученые ставят знак равенства между понятиями «профессионализм» и «мастерство». Одни, например, Е.М. Иванова, считают их синонимами[31], другие полагают, что профессионализм - определенный уровень сформированного мастерства[32]; третьи ставят его в один ряд с понятиями «самообразование» и «самовоспитание»[33], четвертые отождествляют с готовностью и самосовершенствованием[34].

Слово «профессионализм» может использоваться в нескольких смыслах. Когда говорят, что эта работа требует профессионализма, имеют в виду нормативные требования к личности человека. В этом смысле профессионализм – совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. А когда используют выражение «данному человеку присущ профессионализм», то в это слово вкладывается другой смысл. Здесь речь идет о том, что специалисту присущ необходимый нормативный набор психических качеств и профессионализм является характеристикой личности человека[35].

Профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

В то же время, по мнению Буткевич В.В., профессионализм представляет собой отражение требований профессии в личности и деятельности специалиста, в способах не только формирования и решения профессиональных задач, но и в способах анализа результатов от найденного решения, самодиагностики причин, приведших к тем или иным результатам, способности к саморазвитию и самокоррекции деятельности. Профессионализм, как устойчивое свойство личности и деятельности, закладывается в процессе общего и профессионального образования (в отличие от мастерства, которое может быть накоплено в опыте и подражании)[36].

Профессиональная компетентность специалиста – это сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающее его готовность к актуальному выполнению профессиональной деятельности. Профессионализм же связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей, с индивидуальным почерком, индивидуальным стилем деятельности. Таким образом, чтобы сформировать профессионала, необходимо сформировать индивидуальный стиль, который представляет собой систему индувидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение деятельности[37].

Кузьмина Н.В. считает, что профессионализм характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. Поскольку любая деятельность есть решение бесчисленного ряда задач, профессионализм в ней обнаруживается, прежде всего, в умении видеть задачи, их формулировать, применить методологию и методы специальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач, оценивать и выбирать методы наиболее подходящие для их решения. Таким образом, для нас наиболее важным показателем качества подготовки специалиста в вузе является профессионализм в решении специальных задач, то есть в области интеллектуальной деятельности и творчества (профессиональной эвристике). Профессионализм у Кузьминой Н. В. включает профессионализм деятельности и профессионализм личности[38].

Т.Л. Ядрышникова отмечает следующие характеристики профессионализма: психологически обоснованный выбор профессии; профессиональное самоопределение; высокие показатели деятельности, мастерство - наивысший уровень овладения операциональной стороной деятельности, творческий подход к ней, наличие индивидуального стиля[39].

Однако существует и такое мнение[40], что современная высшая профессиональная школа грешит излишней профессионализацией, несмотря на то, что уже сегодня вместо понятия «профессионализм» все чаще начинают использовать понятия «образованность» и «компетентность». Общество все больше нуждается в широко образованных людях. Конечно, в любом деле важен профессионализм, но между тем само это слово привычно ассоциируется со словом «узкий».

Таким образом, разные термины могут иметь близкий смысл. В тоже время один и тот же термин у разных авторов может иметь разный смысл и глубину. Так у Баклановой Н.К.[41] и Деркач А.А.[42] мастерство шире профессионализма и опирается на него. А у Буткевич В.В.[43], Марковой А.К.[44] и Проданова И.И.[45] профессионализм шире мастерства и само мастерство является составной частью профессионализма.

Кроме того, как уже упоминалось выше, при сходном понимании профессионализма встречается разная его структура, по-разному могут быть расставлены акценты. Профессионализм у Кузьминой Н.В. включает профессионализм деятельности и профессионализм личности; Маркова А.К. в структуре профессионализма выделяет мотивационную и операциональную сферы.

В зависимости от определения профессионализма, его структуры, главных составляющих строятся и пути его формирования.

Если определяющая составляющая профессионализма – профессиональное мышление, то формирование профессионализма строится через обучение приемам анализа[46]. В профессиональной компетентности также как основную черту выделяют степень развития профессионального мышления[47]. Там, где в основу кладется профессиональная направленность и формирование профессиональных способностей (профессионализма) проходит через профессиональную направленность[48].

Если профессионализм определяется как профессиональная подготовка, т. е. образование и обучение, то он формируется через различные технологии профессиональной подготовки, по мнению Водолазской Т.П.[49]

Профессиональное мастерство формируется через обучающие игры, вводится специальный профессиональный тренинг[50]. Профессиональную деятельность формируют через обучение технологиям исследования, технологии конструирования и взаимодействия[51].

Карпетова М.Н. считает, что формирование профессиональной компетентности (профессионализма) идет по трем направлениям:

· изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения;

· изменение личности субъекта;

· изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности[52].

Бакланова Н.К. полагает, что необходимыми и достаточными условиями становления профессионального мастерства являются профессиональная направленность, творческое профессиональное мышление и профессиональное самосознание специалиста[53].

Маркова А.К. определяет, что профессионализация как многоканальный процесс идет сразу по нескольким направлениям. У нее через обучение и воспитание формируется мотивационная и операциональная сферы[54].

Итак, профессионализм – это интегральная личностная характеристика человека, который на высоком уровне овладел нормами профессиональной деятельности и профессионального общения; следует профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает профессиональную этику; развивает свою личность средствами профессии; обогащает опыт профессии; стремится вызвать интерес общества к результатам своей профессии, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

Теперь рассмотрим возможные показатели, критерии профессионализма конкретного человека: из чего они складываются?

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что профессионализм человека — это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов — внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств. При анализе профессиональной стороны жизни человека необходимо преодоление технологических и технократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение, прежде всего, новыми технологиями, средствами, различными «ноу-хау» и когда в тени остаются мотивы поведения человека. На самом деле при рассмотрении и оценке профессионализма человека большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. В погоне за новыми технологиями мы иногда сталкиваемся с тем, что «техника» есть, а духовности («святости») в труде нет.

Поэтому в дальнейшем анализе будем выделять две стороны профессионализма:

· состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.);

· состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства-знания, мыслительные операции, способности применяет).

Ключевым моментом в мотивационной сфере для высоких уровней профессионализма мы считаем духовное наполнение профессии:

· удовлетворенность направленностью профессии на благо других людей, желание оставаться в ней;

· мотивацию высоких уровней достижения в своем труде;

· стремление развивать себя как профессионала, побуждение к позитивной динамике профессионального роста;

· гармоничное прохождение всех этапов профессионализации — от адаптации к профессии, далее к мастерству, творчеству, к безболезненному завершению профессионального пути;

· отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере;

· внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успеха-неуспеха в себе самом и внутри профессии;

· оптимальную психологическую цену высоких результатов в профессиональной деятельности, то есть отсутствие перегрузок, стрессов, срывов, конфликтов.

Ключевым моментом в операциональной сфере для высоких уровней профессионализма является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии:

· осознание в полном объеме черт и признаков профессионала, развитое профессиональное сознание, целостное видение облика успешного профессионала;

· приведение себя в соответствие с требованиями профессии;

· реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством, высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;

· развитие человеком себя средствами профессии, самокомпенсация недостающих качеств, профессиональная обучаемость и открытость;

· внесение человеком своего творческого вклада в профессию, обогащение ее опыта, преобразование и оздоровление окружающей профессиональной среды;

· привлечение интереса общества к результатам своего труда, ибо общество может и не знать своих потребностей в результатах данного профессионального труда, этот интерес необходимо формировать.

Как формировать в вузе личность профессионала?

Оптимизация профессиональной подготовки специалистов должна исходить из построения модели высших уровней профессиональной деятельности, которые следует использовать в качестве целей-эталонов (нормативных целей) для оценки качества образования. При построении такой модели можно идти двумя путями: от профессии и от личности[55]. В настоящее время предпочтительным является второй путь, в котором определяется набор основных профессионально значимых качеств специалиста на основе требований, предъявляемых будущей профессией. В отличие от профессиографической модели личности персонологическая модель основывается на общепсихологических представлениях о личности, при этом имеется в виду ее многокомпонентная структура. Степень соответствия реально сформированной системы профессионально важных качеств личности эталонным моделям может быть интерпретирована как мера психологической подготовленности или уровень профессионального мастерства в конкретной деятельности.

При использовании персонологического принципа построения модели специалиста профессиональное мастерство или профессионализм выступают как сформированная в процессе обучения и опыта целостная структура различных генотипических свойств личности, «специфичность которой и определяет успешность человека в конкретном виде профессиональной деятельности»[56]. Персонологический подход используется наиболее активно в изучении профессионально-педагогической деятельности[57], для других видов профессиональной деятельности данное направление еще только начинает разрабатываться.

Достижение целей формирования личности профессионала в вузе требует организации такого обучения, которое обеспечивает переход, трансформацию познавательной деятельности в профессиональную с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. Для этого необходимо разрешить ряд противоречий:

· между системным использованием знаний в регуляции профессиональной деятельности и «разнесенностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам и кафедрам;

· между вовлеченностью в процессы профессионального труда всей личности специалиста на уровне творческого мышления, социальной активности и опорой в традиционном обучении, прежде всего, на процессы внимания, памяти, восприятия, мышления;

· между «ответной» позицией студента, в которую его ставит традиция обучения, и принципиально инициативной в предметном и социальном смысле позицией специалиста в труде;

· между формами организации учебной деятельности студента и формами профессиональной деятельности специалиста.

Наиболее полно проблемы системогенеза профессиональной деятельности и профессиональных способностей рассмотрены В.Д. Шадриковым[58].

Под профессиональным развитием личности будем понимать процесс целостного развития студента как субъекта профессиональной деятельности, который детерминирован организацией учебного процесса и активностью самого студента.

Профессиональное развитие – это дидактическая категория, вскрывающая сущность дидактической системы знаний, умений, навыков, норм и ценностей, которые отражают личностно-деятельностные основы профессионализма и обеспечивают формирование у обучающегося профессионального мышления и базиса для будущей профессиональной деятельности. Неотъемлемыми атрибутами профессионального развития, на наш взгляд, являются:

· системность;

· гуманитарная направленность;

· интегративность систем общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков;

· универсальность структурных компонентов интегрированного содержания дидактических систем;

· индивидуализация как процесс развития целостности, как возможность самореализации личности.

Профессиональное развитие личности состоит в интегрировании профессионального знания в сознание, это приобретенное знание о мире и о себе, необходимое для будущей профессиональной деятельности. Студент становится профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает профессиональную деятельность, овладевает профессиональным капиталом, признавая профессиональные ценности. Все это составляет компоненты профессиональной культуры. Другими словами, сегодня требованием общества к специалистам является не столько профессионализм, сколько профессиональная культура.

Рассмотрим более детально это понятие.

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. В русском языке понятие культура — это высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение[59]. Подготовка специалиста или его образование состоит из трех слоев: образованности, гражданственности и профессионального потенциала. Совокупность трех слоев, по мнению С.И. Гессена[60], объединяется в более широкое родовое понятие – культура.

Профессиональная культура выполняет функции регулирования, сохранения, воспроизведения и развития профессиональной деятельности, если в основе ее находится соответствующая философия или идеология. Профессиональная культура - это определенная совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность[61].

Процесс присвоения человеком выработанных профессиональных ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Оценивая ценности профессиональной культуры, личность способна преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как личностными особенностями обучающегося, так и характером его познавательной и практической деятельности. Она является сферой творческого приложения и реализации всех его способностей. В профессиональных ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения производственных, нравственных, правовых, эстетических и других отношений, то есть личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Таким образом, профессиональная культура – это более высокий уровень профессионализма, достигнутый через философское осмысление и саморефлексию профессии, это мера и способ творческой самореализации специалиста в разнообразных видах профессиональной деятельности и общении, направленных на освоение, передачу и создание профессиональных ценностей и новых технологий[62].

Как известно, в деятельности человека раскрывается не только достигнутый уровень формирования умений и навыков, проявления способностей, но и степень развития творческих установок, готовности реализовать полнее профессиональную культуру. Поэтому в профессиональной культуре того или иного специалиста находит свое выражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его индивидуальная культура. Мы должны понимать, что профессиональная культура не существует сама по себе как абстрактно-гуманистический набор социальных качеств, она реализуется только в действиях и поступках, в трудовой деятельности, которая и выражает функциональный уровень сформированности культуры специалиста.

Профессиональная культура специалиста структурно выглядит следующим образом: интеллектуальная культура, исполнительно- трудовая, управленческо-организаторская (для лиц, руководящих другими людьми), физическая культура (в рамках рабочего времени), культура общения, практически пронизывающая все другие структурные слагаемого деятельности в профессионально-культурном аспекте.

Культуру специалиста можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально- значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности, то есть уровень профессиональной культуры зависит от уровня личностной культуры. Их разделение возможно только условно, в деятельности личностная культура всегда проявляется целостно. В этом ее принципиально важная особенность. Доминантой формирования профессиональной культуры становится личностный подход, абсолютное признание достоинства каждой личности, ее права на выбор, собственное суждение, самостоятельный поступок.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.