Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соотношение понятий «педагогическое моделирование» и «педагогическое проектирование»



Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций.

В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штоффа и др.

Теорию моделирования в естественных, социальных и гуманитарных науках исследовали отечественные и зарубежные ученые: Е.Н. Богданова, М. Вартофский, А.А. Деркач, В.М. Дьячков, В.Г. Зазыкин, Т. Ван Дейк, О.А. Конопкин, Ю. Куль, Б.Ф. Ломов, Ю.М. Лотман, А.К. Маркова, Е.М. Таболова, Х. Хеккаузен, В.Д. Шадриков, А.В. Щербина и др.

Рассмотрение основных принципов построения модели специалиста требует рассмотрения сущности и специфики ряда базовых понятий: «модель», «моделирование».

Существуют различные подходы к определению понятия «модель».

Термин «модель» является многоаспектным понятием и в современной науке употребляется во многих значениях. Обобщенно можно дать следующее определение: «моделью называется специально созданная форма для воспроизведения некоторых характеристик подлинного объекта, подлежащего познанию». Слово «модель» происходит из латинского и означает «мера». Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Учитывая научный характер моделирования и необходимость рассмотрения абстрактных идеальных моделей, А.И. Уемов рассматривает модель как систему, исследование которой служит средством получения информации о другой системе[3]. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы.

Наиболее полно, на наш взгляд, отражает суть понятия модели как средства научного познания следующее определение. «Под моделью понимают материальную или концептуальную систему, которая, во-первых, в той или иной форме отображает, воспроизводит некоторые существенные свойства и отношения оригинала, во-вторых, в точно указанном смысле замещает его и, в-третьих, дает новую информацию об оригинале»[4].

При этом, как правило, непосредственное изучение объекта связано с какими-либо трудностями, например, финансового или технического характера. В психолого-педагогических исследованиях под моделью понимается естественно или искусственно созданное для изучения объекта познания явление (предмет, процесс, ситуация и т.д.), аналогичное другому явлению (предмету, процессу и т.д.), исследование которого затруднено или невозможно (С.И.Архангельский, А.А.Братко, К.Е.Морозов, В.А.Штофф).

В работе В.А.Штоффа приводятся следующее определение модели: «Под моделью понимается такая мысленно представленная и материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте»[5].

Моделированием в педагогике принято считать исследование педагогических процессов при помощи их идеальных, в том числе математических, моделей.

Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования – наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.

Для описания эффективности моделирования в педагогику было введено специальное понятие – педагогическая валидность, которое близко к достоверности, адекватности, но не тождественно им.

Педагогическую валидность обосновывают комплексно: концептуально, критериально и количественно, т.к. моделируются, как правило, многофакторные явления. Никакая модель, даже очень сложная, не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его развитие или описать траекторию движения в каком-то собственном пространстве. Ученым приходится при конструировании моделей балансировать на границе их полноты и валидности. Определенную перспективу видят в построении комплекса моделей, описывающих разные факторы развития образовательной системы.

Результатом законченного педагогического исследования по созданию системы моделей является ее проект, поэтому целесообразно рассмотреть проблему педагогического проектирования.

У педагогического моделирования есть «термин-партнер», часто сопровождающий его в научных текстах, – проектирование. В некоторых публикациях эти термины используются как сопоставимые и подменяют друг друга, т.е. являются, где это допустимо, синонимами.

Слово «проект» имеет несколько значений, и почти все они имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа. Во-вторых, проект понимают как некоторую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или в организационную форму целенаправленной деятельности. В этом смысле в обучении применяется термин «проект как форма исследовательской деятельности обучающихся». И третье значение проекта – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели.

В.Е. Родионов при анализе сущности проектирования выделяет, прежде всего, его итерационный характер, когда для приближения к удовлетворительному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения. «Проектирование широко прибегает к моделированию как средству представления и преобразования объекта, которого еще нет в реальности. Этим отличается моделирование в проектировании от моделирования в теории, где модель – средство выделить сущностный аспект из реального объекта, усечь последний для удобства последующего логического анализа. Моделирование в проектировании позволяет оперировать с объектами, относительно которых мы не располагаем полнотой знаний»[6].

Таким образом, проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью его более глубокого осмысления. Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы). Проектная деятельность человека обусловлена его способностью строить в своем сознании, придумывать идеальные модели, лишь частично отражающие действительность, а частично отражающие субъективный мир человека, его ценности и цели.

Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта/субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта.

В теории педагогического проектирования выделяют:

· прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей;

· концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий;

· инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения;

· модель мониторинга – для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов;

· рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.

Э.Н.Гусинский[7] сформулировал принцип неопределенности для гуманитарных систем, согласно которому результаты взаимодействия и развития гуманитарных систем не могут быть детально предсказаны. Поэтому для таких систем применяют вероятностное проектирование. Многими авторами отрицается существование абсолютно схожих учебных ситуаций и условий, т.к. в основу современной образовательной системы вводится принцип неопределенности ряда учебных параметров и параметров управления и в современной системе образования необязательно, а порой и невозможно создать один педагогический инструментарий и применять его в подобных учебных ситуациях.

На первом этапе проектирования особенно важна экспертиза по следующим направлениям: замысел проекта; процесс его реализации; ожидаемые результаты; перспективы развития и распространения проекта.

Итак, сопоставление терминов «моделирование» и «проектирование» приводит к их взаимному смысловому «вложению», т.е. проект как система является подсистемой модели, и наоборот, само проектирование может состоять из малых моделей. Проектирование предполагает создание частных моделей, моделирование, в свою очередь, состоит из совокупности элементов, в том числе включает теорию проектирования.

Выделяют следующие этапы педагогического моделирования:

1) вхождение в процесс и выбор методологических оснований для моделирования, качественное описание предмета исследования;

2) постановка задач моделирования;

3) конструирование модели с уточнением зависимости между основными элементами исследуемого объекта, определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров, выбор методик измерения;

4) исследование валидности модели в решении поставленных задач;

5) применение модели в педагогическом эксперименте;

6) содержательная интерпретация результатов моделирования.

Таким образом, логика процесса педагогического моделирования, подобного процессу проектирования, выглядит следующим образом:

· анализ развития педагогической ситуации и формулировка проблемы;

· выдвижение идей в рамках определенной системы ценностей и подходов, которые могут способствовать разрешению противоречий и проблем;

· построение модели желаемого педагогического объекта в соответствии с ведущими идеями и ценностями;

· формулировка предположения о способах достижения целей, а также варианты поэтапной деятельности;

· установление критериев оценки ожидаемых результатов;

· выбор оптимального варианта конструируемого проекта в общей модели педагогической деятельности;

· конкретизация задач, которые необходимо решить для реализации замысла;

· этап реализации проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке проектной деятельности;

· заключительный этап: обобщение результатов, выводы, представление опыта педагогической общественности.

Итак, модель задает перспективы, средства и цели развития оригинала, его прогрессивного изменения. Причем модели – это не просто часть технологии для создания будущего, и не просто полезные инструменты, а сами способы действия, которые фактически и создают будущее. Модель включает интеграл наличного состояния личности, способа его изменения (развития) и его «финишное состояние».

Различают модель специалиста и модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста, являющейся научной основой формирования его компетентностных характеристик. Поэтому раскрытие этой модели во многом определяет содержание и организацию учебного процесса.

Понятно, что она отличается от реального специалиста, как манекен – от живого человека, поскольку упрощает само явление. Модель специалиста понимается как некий идеал, который должен быть достигнут при реализации вузовской подготовки. При этом она должна соответствовать требованиям профессиональной деятельности, а также удовлетворять современным социально-экономическим условиям.

В той или иной мере все существующие модели включают в себя следующие параметры: требования к специалисту, предъявляемые его рабочим местом и характером решаемых задач; необходимые знания и умения; специфические социальные и психологические качества, обеспечивающие эффективность деятельности.

Таким образом, в широком плане под моделью специалиста понимаются профессиональные, социально-психологические, творческие (креативные) и личностные качества специалиста, определяющие его способность трудиться в современных социально-экономических условиях.

В целом модель специалиста как исследовательский аппарат должна обладать определенными свойствами и строиться на определенных принципах, обеспечивающих достижение поставленных целей. Очевидно, что она должна быть, во-первых, адекватной реальности, то есть обеспечивать максимальное соответствие между формируемой заданностью и практической деятельностью специалиста. Во-вторых, модель должна быть динамичной. Под последней понимается ее периодическая воспроизводимость, благодаря чему может быть достигнуто непрерывное отражение происходящих в обществе изменений. Именно это свойство модели может обеспечить ее соответствие современности и конкурентоспособности в условиях рынка труда. А такое качество модели как консервативность должно обеспечить накопление и освоение знания, которым общество уже владеет. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что для усвоения достижений человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществлять деятельность, аналогичную той, которая стоит за достижениями предыдущих поколений[8]. И последнее: модель специалиста должна носить прогностический характер, то есть опережать время, определять перспективы в подготовке специалистов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.