Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как действует авторское право в информационном обществе?



 

В 1995 г. Европейская комиссия опубликовала "Зеленую книгу", в которой была рассмотрена возможность законодательного регулирования на уровне ЕС вопросов авторского и смежных прав в условиях новой социально-экономической реальности - информационного общества. В результате широкой дискуссии был выдвинут проект Директивы о гармонизации определенных аспектов действия авторского и смежных прав в информационном обществе*(162), утвержденной в мае 2001 г. Основная задача регулирования авторского права в контексте информационного общества заключается в поиске баланса между правами и законными интересами авторов произведений и свободой доступа неограниченного круга пользователей к этим произведениям через сети общего пользования. С развитием новых средств связи, в первую очередь сети Интернет, появились новые способы использования объектов авторского права, которые не могли быть учтены в прежнем законодательстве. Доступ к произведениям литературы и искусства стал как никогда простым, одновременно на порядок возросли возможности незаконного использования произведений и пиратства.

Принятие этой Директивы было необходимо также в связи с тем, что в рамках ВОИС в декабре 1996 г. были приняты два новых международных договора - Договор об авторских правах (WIPO Copyright Treaty) и Договор о выступлениях и фонограммах (WIPO Performances and Phonograms Treaty). В марте 2000 г. Европейское сообщество стало участником обоих договоров*(163), а их положения были включены в Директиву. Комиссия получила право представлять интересы государств-членов в дальнейших переговорах.

К основополагающим положениям Директивы (ст. 2) относится четкое определение круга лиц, исключительные права которых подлежат правовой охране, а также круга объектов таких прав:

- авторы: в отношении оригинала и копий произведений;

- исполнители: в отношении записи исполнений;

- производители фонограмм: в отношении фонограмм;

- производители первой записи фильмов: в отношении оригинала и копий фильмов;

- вещательные организации: в отношении передач.

Права автора, закрепляемые Директивой, состоят в исключительном праве разрешать или запрещать любое сообщение неограниченному числу лиц оригинала или копий произведения. К понятию публикации произведения, и это новелла Директивы, относится само предоставление доступа публики к произведению, даже если место и время обращения к произведению пользователь определяет сам. Очевидно, что описанный случай охватывает размещение литературного или художественного произведения на страницах Интернета или другой сети общего пользования. Аналогичным образом определены и смежные права.

Автору принадлежит также исключительное право на первое обнародование произведения (ст. 4 Директивы). Данное право может считаться исчерпанным только при продаже или ином переходе собственности на произведение на территории ЕС. Таким образом подтверждается территориальный характер прав интеллектуальной собственности, но в качестве территории действия авторского права рассматривается не отдельное государство, а Европейский Союз в целом.

Сформулировав в общем виде исключительные права авторов и субъектов смежных прав, Директива (ст. 5) закрепила длинный (около 20 случаев) перечень исключений, которые могут вводиться в законодательство государств-членов. Общий принцип действия таких исключений определяется так называемым тестом на экономический эффект: использование произведения без санкции правообладателя не должно наносить существенного ущерба его исключительным правам и никак не может служить источником дополнительной прибыли.

Интерес представляют ограничения, дополнительно накладываемые на признанные ранее способы свободного использования произведений. Так, право делать копии с произведений для личного некоммерческого использования физическими лицами обусловлено выплатой справедливой компенсации владельцу исключительных прав. Директива установила также ряд обязанностей государств-членов в отношении борьбы с несанкционированным использованием литературных и художественных произведений. Производство контрафактной (поддельной) продукции и пиратство представляют важнейшую проблему в области интеллектуальной собственности, нанося миллиардные убытки экономике и сокращая количество рабочих мест. Для координации мер борьбы с преступлениями в данной сфере на уровне Европейского Союза Комиссия в 1998 г. представила "Зеленую книгу", а в 2000 г. - План действий на ближайшую и среднесрочную перспективу. Некоторые из этих мер уже реализованы с принятием в 2004 г. Директивы о соблюдении прав интеллектуальной собственности, распространяющей действие и на обладателей промышленной собственности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.