ТК РФ — главный кодифицированный источник трудового права.
ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
Понятие и классификация источников трудового права
Действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц. Единство и дифференциация трудового права
Источниками трудового права являются результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.
Источники трудового права различаются по форме правовых актов, по силе, по своему характеру, по сфере действия. Они объединяются в систему источников трудового законодательства. Систему источников трудового законодательства можно классифицировать по юридической силе, по органам, принимающим акты, по форме актов, по сфере действия, по степени обобщенности.
Классификация в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов:
1. Конституция РФ. Важнейшим источником трудового права является Конституция РФ 1993 года. Она законодательно закрепила
равноправие перед законом и судом (ст. 19),
право на создание профсоюзов для защиты своих интересов (ст. 30),
право на равный доступ к государственной службе (ст. 32),
свобода труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного в федеральном законе минимального размера заработной платы, право на защиту от безработицы (ст.37).
право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст.37).
право на отдых, на установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
2. Международные акты (соглашения). Если международным договором России, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.
ТК РФ — главный кодифицированный источник трудового права.
Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей.
Трудовой кодекс РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу РФ.В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс.
Вместе с Трудовым кодексом РФ среди этой группы источников имеются кодификационные нормативные акты и федеральные законы, которые в комплексе регулируют вопросы, относящиеся к отдельным институтам отрасли трудового права.
4. Указы Президента РФ Значение источника трудового права имеют указы, носящие нормативный характер. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству.
5. Постановления Правительства РФ. К подзаконным актам как источникам трудового права относят постановления Правительства РФ. Постановления, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ.
Постановления Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории России и всеми гражданами. Постановления Правительства РФ могут вводить новые нормы во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ.
6. Постановления, инструкции и разъяснения Роструда.. Эти акты, как правило, издаются с целью дать основу для закрепления соответствующих положений на локальном уровне, обеспечения правильного единообразного толкования и применения, разъяснения трудового законодательства.
Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства. Роструд находится в ведении Минздравсоцразвития России.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Другие министерства и другие федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Нормативные правовые акты субъектов Федерации, содержащие нормы трудового права, выстраиваются по такой же схеме, как и вышеуказанные федеральные.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти
8. Акты органов местного самоуправления субъектов Федерации. Эти акты принимаются в пределах, установленных федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Федерации в сфере применения труда, например, органов по трудоустройству, режима работы организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта и т.п. Они имеют ограниченную сферу действия (в пределах местного самоуправления субъекта Федерации) и не должны противоречить вышестоящим по юридической силе источникам.
9. Акты-соглашения (генеральное соглашение, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные, территориальные и др.). Эти акты есть результат договоренностей сторон, участвовавших в переговорах на равноправной основе. Они могут быть как двух- (представители работников и представители работодателя), так и трехсторонними (третья сторона — представители государства). Участники соглашений на основе двухстороннего и трехстороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее нормотворчество в сфере применения труда. Акты социального партнерства также выстраиваются по юридической силе: от генерального соглашения до коллективного договора в организации.
10. Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты. Они содержат нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Федерации,
В настоящее время в результате происходящих изменений в экономике возрастает роль коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования, а также локальных нормативных актов, принимаемых работодателем.
11. Локальные нормативные акты. Они содержат нормы трудового права, принимаются работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Можно выделить следующие отличия этого вида источника трудового права:
1) они действуют в пределах конкретной организации (включая филиалы и представительства);
2) в основном, действие их ограничено по времени;
3) они не должны противоречить нормативным правовым актам, снижать установленный там уровень правовых и социальных гарантий работников;
4) локальные акты отражают специфику производства, характер и профиль деятельности организаций и учитывают их экономические возможности, например правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании или положение организации о вознаграждении по итогам работы за год.
Нормативные акты Союза ССР. Они действуют в части, не противоречащей Конституции РФ и трудовому законодательству. Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории России, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории России, в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12декабря 1991 г. №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств»», применяются постольку, поскольку не противоречат Трудовому кодексу РФ.
Изданные до введения в действие Трудового кодекса РФ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории России постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Акты Верховного Суда РФ формально не являются источником трудового права, так как деятельность суда не является правотворческой. Но постановления Пленума Верховного Суда РФ и другие разъяснения по вопросам судебной практики играют большую роль в правоприменительной практике.
Акты Конституционного Суда РФ также не рассматриваются как источник трудового права, однако его решения тоже играют значительную роль в правоприменительной практике. Если Конституционный Суд РФ признает нормативный акт или его отдельные положения неконституционными, они утрачивают юридическую силу. Решения суда вступают в силу незамедлительно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства.
Для правильного применения нормативных актов о труде необходимо знать правила, которыми определяется их действие во времени, пространстве и по категориям лиц. В этих правилах находит свое отражение важнейший принцип трудового права — единство и дифференциация трудовых норм.
Действие нормативных актов во времени. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющих порядок введения в действие акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с:
истечением срока его действия;
вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;
отменой (признание утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Эти акты должны быть опубликованы не позднее семи дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Эти акты вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста нормативного акта в «Парламентской газете» (официальное периодическое издание), «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (официальное периодическое издание).
Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти вступают в силу единовременно по истечении семи дней после их официального опубликования на всей территории России и обязательны для всех граждан России. Президент РФ может установить и другую дату вступления нормативного правового акта.
Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Остальные вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.
Акты федеральных органов исполнительной власти России, затрагивающие права и свободы граждан, устанавливающие правовой статус организаций и имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России и подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации.
Нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий и не могут служить законным основанием для правоприменительной практики.
Акты социального партнерства вступают в силу с момента их подписания сторонами или со дня, установленного в соглашении.
Действие нормативных актов в пространстве. В России, как и в большинстве государств, правовое регулирование трудовых отношений привязывается к праву государства места осуществления трудовой функции.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты России, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, возникающие на всей территории России, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Федерации.
Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации.
Законодательство о труде, в широком смысле своего значения, распространяется в пределах России, субъектов Федерации, всех организаций, где, осуществляется коллективный и единоличный наемный труд, если они расположены на территории России. Эти акты действуют на территории посольств, представительств и других территориальных образований России. При наличии международных договоров России с этими странами действует приоритет международного соглашения.
На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих по трудовому договору в организациях, расположенных на территории России, распространяется действие российского трудового законодательства. Иностранное законодательство применяется в том случае, если это разрешено федеральным законом или международным договором. На граждан России, работающих по трудовому договору в организациях, принадлежащих иностранным юридическим или физическим лицам и расположенных на территории России, также распространяется трудовое законодательство России, если иное не оговорено международным договором или соглашением.
В отдельных случаях федеральные законы, иные нормативные правовые акты о труде могут распространяться не на всю территорию, а только на ее часть, не совпадающую с территорией субъекта, например районы Крайнего Севера. Некоторые нормативные правовые акты могут распространяться на отдельные местности, к которым относятся районы с особыми природно-климатическими условиями: пустынные, безводные, высокогорные.
Действие нормативных актов по кругу лиц. Трудовое законодательство распространяется на всех, кому адресовано в пределах их территориальной сферы действия (общие нормы) или на отдельные категории работников (специальные нормы). В наличии действия специальных и общих норм находит свое выражение единство и дифференциация трудового права.
Единство регулирования трудовых правоотношений проявляется в установлении на уровне федеральных законов общих норм, распространяющихся на всех работников; в них установлены необходимые для охраны жизни и здоровья минимально гарантированные условия труда. Общие нормы обязательны для всех работников и работодателей независимо от их формы собственности и подчиненности, например, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю.
Дифференциация правового регулирования нашла четкое выражение в части 4 разд. XII ТК РФ, где указаны особенности регулирования труда отдельных категорий работников, которым будут посвящены специальные лекции.
Дифференциация в правовом регулировании труда работников призвана учесть профиль производства, особенности категорий работников (труд женщин, подростков, инвалидов, учителей и т.д.), характер и специфику труда. Специальные нормы могут устанавливать особые условия приема и увольнения работников (например, государственных служащих), особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха, льготы и преимущества в оплате труда, повышенную дисциплинарную и материальную ответственность и т.д.