Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гражданское законодательство следует отличать от гражданского права.



Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не её субъектов.

Одним из основных актов гражданского законодательства в Российской Федерации выступает Гражданский кодекс, который, в свою очередь, содержит понятие гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права: 11 Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2009.-С.201

· Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

· Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.

· На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

· Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Подзаконные акты, принятые как на уровне субъектов федерации, так и на федеральном уровне, подлежат применению в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и другим федеральным законам. гражданский нормативный акт правосубъектность

Гражданскому законодательству родственны такие отрасли законодательства, как трудовое, семейное, земельное, лесное, водное, горное и ряд других11 Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей / Под ред. В.Н. Литовкина, В.А. Рахмиловича. М., 2010. - С.112-115.

Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

1.3. Не относятся к источникам российского гражданского права

Не считаются источниками гражданского права, но исполь­зуются в правоприменительной практике:

• нормы морали и нравственности, имеющие значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильно­го применения воплощенных в нем правовых норм (чтобы при­знать сделку совершенной с целью, «заведомо противной осно­вам правопорядка и нравственности», необходимо знать, какие правила составляют основу нравственности в обществе);
• постановления судебных пленумов, являющиеся актами, разъясняющими вопросы применения права в порядке толкова­ния законодательства, и обязательные для всей системы соот­ветствующих судов;
• судебная практика, т.е. многократное единообразное реше­ние судами одной и той же категории дел, способствующие вы­работке единого понимания, и применения судебными органами гражданского законодательства;

• судебный прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу, обязательно только для лиц, участвующих в деле, но не обязательно для судей, рассматривающих аналогичные дела.

Правила морали и нравственности, становятся источниками права лишь в том случае, если они закреплены в каком-либо нормативном акте, входящим в систему гражданского законодательства. Так, ст.227 ГК закрепляет право морали и нравственности о необходимости возврата найденной вещи лицу, потерявшему ее, или ее собственнику; в силу ст. 169 ГК признается ничтожной сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, и т.п.

Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения. Это же можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных документах.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не содержащие общеобязательных предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц, договоры и т. п. Эти акты обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор — закон для двоих»).

Особое положение судебной практики

Судебный прецедент (или судебная практика). В англо-американской правовой системе роль основного источника права выполняет судебный прецедент — вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору. Обычно речь идет о решениях судов высших инстанций, определенным образом систематизированных или обобщенных, которые и составляют здесь понятие судебной практики. В качестве источника права она определяет даже порядок применения писаного, «статутного права» (statute law) - законов и других нормативных актов.

В континентальной, в том числе в российской, правовой системе судебный прецедент формально не считается источником права, хотя и у нас велико значение судебной практики.

Судебный прецедент не призна­ется источником гражданского права, поскольку судебные уч­реждения относятся к числу правоприменительных, а не зако­нодательных органов, и поэтому принятые ими решения и разъяснения не являются нормами права. Они считаются лишь актами при­менения права, носят прецедентный характер, относятся к конкретному делу в отношении его участников, а не для всех субъектов предпринимательской деятельности. Хотя до настоящего времени данный вопрос является спорным. В зарубежных правовых системах англо-американского права судебный прецедент является источников права и не только гражданского.

Под судебной и арбитражной практикой понимают:

• решения и определения «низовых судов» общей компетен­ции и арбитражных судов;
• постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.

Значение судебной практики:

- решения низовых и арбитражных судов обязательны лишь для участвующих в конкретном деле сторон;
- постановления Судебных пленумов и Арбитражного суда обязательны для соответствующих органов суда и Арбитражного суда.

Возникающие между субъектами гражданского права споры разрешаются судами общей юрисдикции (споры с участием граждан) и арбитраж­ными судами (споры предпринимателей). Правовая природа таких споров может быть связана с различными факторами в имущественном обороте: неодинаковое понимание субъектами своих прав и обязанностей, недостатки в изложении правовой нормы, пробелы в праве и др.

В современных условиях гражданское зако­нодательство не в полной мере учитывает особенности рыночных отношений и имеет пробелы. Из-за имеющихся в законодательстве пробелов в про­цессе применения правовых норм суд (конституционный, общей юрисдикции и арбитражный) для урегулирова­ния возникающих споров бывают вынуждены в некоторых случаях выходить за формальные рамки действующего гражданского и иного зако­нодательства, не дожидаясь внесения в него изменений.

В таких случаях разъяснения Плену­мов высших судебных и арбитражных органов по применению за­конодательства могут приобретать и фактически приобретают ха­рактер дополнительного источника гражданского права.

Высшие органы этих су­дебных систем — Пленумы — наделены правом давать нижестоя­щим судам руководящие разъяснения о правильном применении норм действующего законодательства, которые имеют форму поста­новлений.

Со ссылкой на этот практический опыт в юридической литературе было выска­зано мнение о том, что решения судов, формулируе­мые в общей форме в постановлениях их высших органов по разъ­яснению норм законодательства, имеют нормативный характер. В дальнейшем было предложено именовать их правоположениями. По существу, это является признанием за постановлениями высших судебных органов свойств дополнительного источника гражданского права (как и других отраслей российского права).

Правовое значение таких разъяснений в нормах действующе­го законодательства не определено. Они отражают практику приме­нения высшими судебными инстанциями норм гражданского зако­нодательства, и их следует считать актами судебного толкования норм права.

Однако, они должны учитываться при совершении гражданско-правовых сделок и разре­шении возникающих имущественных споров. По своему содержанию эти акты выходят за рамки толкования норм гражданского права и име­ют более широкое нормативное значение.

Сами участники гражданского оборота начинают на практике руководствуются (т.е. определяют для себя права и обязанности с учетом судебных решений и разъяснений), с тем, чтобы в дальнейшем не стать правонарушителем. Этого как раз и помогает избежать не сама правовая норма (иногда отсутствующая вообще), а разъяснение и решение суда. Эти судебные акты дают материал для правильного понимания и применения действующих правовых норм и устраняют пробелы в праве. Решения, выносимые судами по конкретным гражданско-правовым спо­рам и разъяснения судов, таким образом, могут считаться производным и дополнительными источником права.

2. Гражданское законодательство относится к исключительной ком­петенции Российской Федерации. Это значит, что законы о гражданс­ком праве могут быть только федеральными, а субъекты Федерации не имеют полномочий принимать акты гражданского законодательства. Этим обеспечивается единство экономического пространства на всей территории России, единообразие «правил игры» в рыночной эконо­мике и других имущественных отношениях.

Источники гражданского права — форма закрепления (внешнего выражения) гражданско-правовых норм.

Совокупность нормативно-правовых актов составляет гражданское законодательство. Законодательство Российской Федерации включает в себя право­вые акты органов законодательной и исполнительной власти, осно­вывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики. Акты гражданского права не принимаются субъектами Федерации — республиками, областями, городами федерального значения.

2.1. По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

- обладающие высшей юридической силой федеральные законы – нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;

- носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;

- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство. Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты ( п. 3 ст. 125 ГК). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Данная терминология, последовательно проведенная в нормах ГК, несколько отличается от традиционно используемой в теории. Она, однако, избрана не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения «законодательством» (либо «законом»), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний «иными правовыми актами», то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта. При отсутствии же таких указаний нормы Кодекса или иного федерального гражданско-правового закона вообще не подлежат конкретизации и тем более изменениям, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпывающей. Ведь согласно ГК даже постановления федерального Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или президентских указов, т. е. основываться на актах более высокого уровня. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним. Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа, т. е. акта исполнительной власти.

Гражданские законы Конституция РФ различает по юридической силе и объектам регулирования федеральные конституционные законы и федеральные законы. Высшей юридической силой обладает среди федеральных конституционных законов Конституция РФ, а ее нормы обладают основополагающим значением для гражданско-правового регулирования особенно в определении форм собственности и содержания права собственности, параметров правоспособности граждан. Гражданский кодекс, являясь федеральным законом, занимает высшую юридическую силу среди других гражданских законов. При коллизии гражданско-правовых норм, содержащиеся в ГК и др. федеральных законах и тем более других источниках гражданского права, руководствоваться следует нормами ГК, если только в самом кодексе не предусмотрено иное. Большое место среди источников гражданского права занимают федеральные законы. Круг отношений, которые они регламентируют, определен ГК. Это так называемые специальные законодательные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений. В соответствии с положениями ГК приняты федеральные законы: «Об адвокатуре», «Об общественных организациях», «О профессиональных союзах, их права и гарантиях деятельности», «О производственных кооперативах», «О товариществах собственников жилья», «Об акционерных обществах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об актах гражданского состояния».

Подзаконные нормативные акты и иные акты, содержащие нормы гражданского права.

Выше отмечалось, что нормы гражданского права содержатся также и в подзаконных актах - указах Президента РФ , постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Указы Президента должны соответствовать ГК и федеральным законам, постановлениям Правительства РФ - ГК, иными федеральными законами и указами Президента, акты министерств и иных органов исполнительной власти.

Конституция и ГК РФ не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами федерации - республиками, областями, городами федерального значения. Хотя, учитывая особенности и локальный характер некоторых групп гражданско-правовых отношений, целесообразно их регулирования на уровне субъектов федерации. Это касается области коммунально-бытового и регионального транспорта. По этим и другим вопросам в настоящее время действует решение органов власти субъектов федерации, которые сохраняют силу до их отмены актами последующего законодательства. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами РФ и правовыми актами Президента и Правительства РФ в течение 0 0 дней после вступления их в силу, если в законе или ином правовом акте не указан другой срок. Указ Президента может быть принят по любому вопросу, входящему в его компетенцию, за исключением случаев, когда соответствующие отношения регулируются только законом. Нормы государственного права могут устанавливаться также постановлениями Правительства на основании и во исполнении нормативных актов, имеющих высшую юридическую силу по сравнении с ними. Нормативные акты министерств и ведомств России (п. 7 ст. 3 ГК) также могут содержать нормы гражданского права. Более конкретно рамки и предмет ведомственных нормативных актов определяют соответствующие законы РФ и положения о министерствах и ведомствах, утвержденных Правительством России. Нормативные акты министерств и ведомств имеют большое практическое значение, среди них приказы Министерства по управлению имуществом (по вопросам использования федеральной собственности), Комитета по патентным и правовым законам (по вопросам интеллектуальной собственности) и транспортное министерство (по условиям перевозок грузов и пассажиров). Усложняют в известной мере систему источников гражданского права нормативные акты Союза ССР и РФ, принятые до введения в действие ГК и применяемые до сих пор.

2.2. Гражданское право имеет исторически сложившуюся систему изложения и формулирования, которая отражает значение и особенности отдельных групп отношений, являющихся его предметом. Эта система выражена в определенной последовательности разделов и глав основного закона гражданского права - ГК. Нормы Кодекса распадаются на два крупных правовых блока: общую и особенную части.
1. Общая и особенная части гражданского права. В состав общей части (часть первая ГК) входят положения о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц, государства), объектах гражданского права (разных видах имущества), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, общих началах обязательственного права. Это нормы общего характера, которые создают основополагающие понятия гражданского права и его терминологию и действуют в отношении всех или большинства гражданских правоотношений.
Особенная часть (части вторая и третья ГК) включает отдельные виды обязательств (этот раздел наиболее обширен ввиду разнообразия обязательств), наследственное право, а также нормы о правоспособности иностранцев и применении иностранных законов*(11). Нормы особенной части дополняют нормы общей части и устанавливают определенные изъятия из ее правил, когда это обусловлено спецификой отдельных групп гражданских правоотношений. Если таких изъятий нет, действуют нормы общей части.
Таков общепризнанный вывод правовой доктрины, подтверждаемый практикой высших судебных инстанций и прямыми указаниями ряда дополняющих ГК законов. Согласно п. 2 ст. 1 КТМ к имущественным отношениям торгового мореплавания, не регулируемым или не полностью регулируемым этим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства РФ. При ином подходе создавался бы нежелательный пробел в правовом регулировании.
Авторское право и патентное право, которые принято именовать интеллектуальной собственностью, в состав ГК не включены и регламентируются специальными законами середины 90-х гг. Однако общие начала гражданского права, установленные ГК (о субъектах гражданского права, сделках, исковой давности и т.д.), к отношениям интеллектуальной собственности должны применяться.
Выделение в составе гражданского права общей и особенной частей дает значительные законодательные и правоприменительные преимущества. Создаются общие исходные правовые понятия, нормы и единство в регулировании однородных гражданско-правовых отношений. Тем самым отпадает необходимость повторять общие нормы гражданского права (о действительности сделок, имущественной ответственности, исковой давности и др.) в нормах его особенной части. Это ведет к упрощению и уменьшению объемов законодательных актов.
2. Подотрасли и институты гражданского права. В рамках гражданского права существуют также крупные блоки близких по своему содержанию норм, которые регулируют обширные группы однородных и взаимосвязанных отношений и именуются подотраслями. Это вещное право, обязательственное право, интеллектуальная собственность (патентное и авторское право), наследственное право. В ряде случаев подотрасли структурно выделены в ГК в качестве самостоятельных разделов Кодекса.
Подотраслями гражданского права следует также считать жилищное право и транспортное право, которые имеют своим предметом обособленную и обширную группу однородных и взаимосвязанных имущественных отношений в названных сферах. Можно считать подотраслью также страховое право, которое в современных условиях получает все более заметное развитие и применение.
Законодательство последних лет, опираясь на общие положения ГК, создало две новые подотрасли гражданского права: корпоративное право и право ценных бумаг. Первая имеет своим предметом правовой статус юридических лиц, прежде всего разного рода коммерческих организаций. Вторая регламентирует оборот ценных бумаг, основы которого определяет обширный Закон о рынке ценных бумаг. Ввиду обширности и юридической сложности названных двух подотраслей их регламентация, основанная на общих нормах ГК, практически осуществляется последующими законодательными актами.
Подотрасли гражданского права также имеют свою систему, основанную прежде всего на практическом значении охватываемых ими институтов и последовательности их использования. Законодательные акты об отдельных видах юридических лиц содержат следующую структуру: общие положения, порядок учреждения, имущественная база, органы юридического лица, права его участников, прекращение деятельности. В рамках обязательственного права на первое место поставлены наиболее важные и распространенные договоры - купли-продажи, аренды и подряда. Завершают систему обязательственного права новые договоры, сложившиеся в условиях рынка (агентирование, коммерческая концессия, доверительное управление имуществом).
Заключительным звеном системы гражданского права является совокупность норм по более узким группам однородных отношений, которые именуются институтами. Некоторые такие институты ввиду их значимости и сложности являются весьма обширными, например купля-продажа, подряд, и в их рамках выделяются субинституты (оптовая и розничная купля-продажа, строительный и бытовой подряд и т.д.).
В этих случаях применение правовых норм становится многоступенчатым и происходит в следующем порядке: первичными и решающими являются правила о соответствующем субинституте; при их недостаточности надлежит руководствоваться более общими нормами, установленными для данного института и подотрасли, а при их неполноте - общими началами гражданского права.
3. Значение системы гражданского права для законодательства, его изучения и преподавания. Закрепленная в ГК система гражданского права, его основные понятия и терминология лежат в основе всех последующих законодательных актов в области гражданского права. Важнейшие из них идут от общего регулирования к особенному и не повторяют общие положения гражданского права, закрепленные в ГК. Это существенно упрощает систему законодательства, создает единство как в содержании, так и в правовой терминологии гражданского права, что облегчает его изучение и применение.

Нет.

3. Гражданское законодательство подразделяется на федеральные конституционные и федеральные законы, центральное место среди которых занимает отраслевой кодифицированный нормативный правовой акт – Гражданский кодекс Российской Федерации. Приоритет норм ГК выражается в том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу (абз. 2 п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК, других федеральных законах и, тем более, других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные и федеральные законы, которые опубликованы в официальных источниках (на сегодняшний день такими источниками являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации).

Акты гражданского законодательства действуют на всей территории Российской Федерации, т. е. на территории подведомственной принявшему их органу. Тем самым реализуется действие гражданского законодательства в пространстве. Однако из этого правила есть исключения: 1) в силу указания закона территориальные границы действия акта гражданского законодательства или действия его отдельных норм могут быть ограничены; 2) при регулировании правоотношений международного характера законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны.

Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что его акты распространяются на всех субъектов гражданских правоотношений, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права. Кроме того, на некоторых субъектов гражданского права, в частности на граждан других государств и иностранных юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации, наряду с гражданским законодательством России может распространятся и законодательство государств, подданными которых они являются.

Действие гражданского законодательства во времени по общему правилу, закрепленному в ст. 4 Гражданского кодекса, состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после введения их в действие. Исключением из этого правила являются прямо предусмотренные законом случаи, когда действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие (абз. 2 п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса). Так, например, обратную силу имеет действие ст. 234 Гражданского кодекса (приобретательная давность), которое распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжалось в момент введения в действие части первой ГК.

4.1. При применении конкретной нормы гражданского права необходимо четко уяснить ее смысл и содержание. Этому служат различные приемы (способы) толкования ее текста, помогающие устранить возникшие неясности в его понимании. К их числу относятся грамматическое, логическое, систематическое и историческое толкование. Данные способы толкования являются общими для норм любой отраслевой принадлежности, а потому подробно изучаются в курсе теории государства и права. При применении норм гражданского права к ним приходится прибегать наиболее часто в силу обширности и сложности содержания самого гражданского законодательства.

Толкование гражданско-правовых норм может быть обязательным в случаях, когда его дает государственный орган, который либо сам принял соответствующий акт, либо имеет компетенцию по разъяснению содержания такого акта или актов (легальное толкование). Так, пленумы высших судебных органов вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, содержащие обязательное для судов толкование действующего законодательства. Поскольку легальное толкование обязательно, оно, по сути, создает новую норму права, причем действующую с обратной силой. Толкование закона, которое любой суд дает по конкретному делу, является обязательным лишь Для данной ситуации и не имеет общеобязательного характера (ибо прецедент в отечественном правопорядке не является источником права).

Толкование законодательства, которое содержится в учебной и научной литературе, в том числе в специальных комментариях к законам, является научным (доктринальным) и не имеет обязательной силы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов, может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.

Нередко различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в зависимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем "ограничительного" или "расширительного" толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). Потому выделение названных выше способов толкования представляется не вполне обоснованным.

Целью толкования нормативные актов, как правило, является не просто абстрактное понимание смысла правовой нормы ради чисто академических целей, а познание ее для того, чтобы правильно на ее основе решать конкретные жизненные случаи. Толкование законов и других нормативные актов является одним из средств укрепления законности, ее обеспечения. Как бы хорош закон ни был без правильного и глубокого его толкования невозможно укрепление законности. Недостаточно глубокое и правильное толкование норм права, и, следовательно, неправильное их применение способно привести к очень серьезным ошибкам при проведении закона в жизнь. Устранение ошибок понимания, создание условий надлежащей реализации права преследуют акты толкования. Толкование в правовом государстве должно служить цели правильного, точного, единообразного понимания и применения законов, цели выявления той сути закона, которую законодатель вложил в словесную формулировку, призвано противодействовать любым попыткам отойти от точного смысла правовых норм, противопоставлять под разными предлогами “буквальный” и “действительный” смысл этих норм. Основной идеей, которой должно быть проникнуто все учение о толковании нормативные актов, является идея всемерного укрепления законности, ее охраны.


Два аспекта толкования.

Толкование бывает разъяснительным и уяснительным. Иными словами, следует различать толкование – разъяснение и толкование – уяснение. Оба эти процесса тесно взаимосвязаны. При этом уяснение всегда предшествует разъяснению, а не наоборот. Но не всегда за уяснением автоматически следует разъяснение. Последнее может и не наступить. Это зависит от конкретных обстоятельств.

При толковании – уяснении норма права толкуется субъектом для себя. Такое толкование представляет собой определенный мыслительный процесс, происходящий в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других.

При толковании – разъяснении, осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Это толкование не только для себя, но и для других. Причем оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица. Рядовые граждане такой прерогативой не располагают. Понятно, что любое разъяснение может быть осуществлено лишь после уяснения толкуемой нормы.
Функции толкования

Толкование правовых норм выполняет следующие функции:

1. Познавательная функция. Следует из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых норм.

2. Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания часто конкритизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств.

3. Регламентирующая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а так же органы государства и должностные лица, применяющие право, обязаны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.

4. Правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования создаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной деятельности. Таковы, например, разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона о выборах.

4.2. Применение гражданского законодательства по аналогии. Как бы ни развивалось законодательство, в нем неизбежны пробелы. Под словом «пробел» понимается упущение, недостаток. При этом упущение характеризуется как неисполнение должного, недосмотр, ошибка по небрежности, а недостаток – как несовершенство, изъян, погрешность или неполное количество чего-либо. Однако некоторые правоведы выделяют в праве такую категорию, как «преднамеренные» пробелы, существующие, например, там, где законодатель сознательно оставлял вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени или отдавал его решение на усмотрение правоприменительных органов. Как известно, пробел существует в двух видах – в виде полного отсутствия какого-либо регулирования возникших правоотношений и в виде неполноты имеющегося регулирования, т. е. образуется там, где имеет место радикальная противоречивость норм одинаковой силы, когда одна из них «уничтожает» другую. Эти пробелы восполняются путем применения к общественным отношениям аналогии закона и аналогии права.

Так, согласно п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса аналогия закона применяется, если: а) возникшие отношения по характеру являются гражданско-правовыми (п. 1, 2 ст. 2 Гражданского кодекса); б) отсутствует закон, иной нормативный акт, прямо регулирующий эти отношения, а также договор, положения которого позволяют урегулировать ситуацию, и, если спор возник в области предпринимательской деятельности, то учитывается также отсутствие такого источника права, как обычай делового оборота; в) имеется закон, регулирующий сходные отношения; г) применение такого закона не противоречит существу спорных правоотношений. При невозможности использовать аналогию закона применяется аналогия права: права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал, принципов и смысла гражданского законодательства, регулирующих сходные отношения, а также требований добросовестности, разумности и справедливости.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.